Интегрированные уроки как способ формирования метапредметных компетенций




НазваниеИнтегрированные уроки как способ формирования метапредметных компетенций
страница1/6
ТипУрок
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Урок
  1   2   3   4   5   6
МУ «Информационно-диагностический центр»

администрации Шахунского района.

Инновационный проект

Интегрированные уроки как способ формирования метапредметных компетенций







Работу выполнила

Учитель МОУ «Гимназия»

Антакова Татьяна Юрьевна


Шахунья

2011 год

Содержание.

Часть I. Идея проекта………………………………………………………….

I. 1. Актуальность ………………………………………………………………

I.2. Цель проекта ……………………………………………………………….

I.3. Задачи проекта………………………………………………………………

Часть II. Концепция проекта…………………………………………………….

Часть III. Инновационный опыт………………………………………………….

Часть VI. Диагностика…………………………………………………………….

Часть V. Использованная литература…………………………………………..

Часть VI. Приложение…………………………………………………………….

I часть. Идея проекта.

I.1. Актуальность проблемы.
Проблема разработки интегрированных уроков по литературе в 5-9 классах в настоящее время особенно актуальна в связи с переходом основной общеобразовательной школы на новые Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС). Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Современная система образования направлена на формирование высоко образованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира, с пониманием глубины связей явлений и процессов, представляющих данную картину. Предметная разобщённость становится одной из причин фрагментарности мировоззрения выпускника школы, в то время как в современном мире преобладают тенденции к экономической, политической, культурной, информационной интеграции. Таким образом, самостоятельность предметов, их слабая связь друг с другом порождают серьёзные трудности в формировании у учащихся целостной картины мира, препятствуют органичному восприятию культуры. Все учебные предметы функционируют как автономные образовательные системы и не в достаточной степени удовлетворяют требованиям времени, введение интеграции предметов в систему образования позволит решить задачи, поставленные в настоящее время перед школой и обществом в целом. Интегрированные уроки будут способствовать формированию целостной картины мира у детей, пониманию связей между явлениями в природе, обществе и мире в целом.

Интеграция в обучении и дает возможность развития метапредметных компетенций учащихся, предполагает прежде всего существенное развитие и углубление межпредметных связей, которые являются аналогом связей межнаучных, переход от согласования преподавания разных предметов к глубокому их взаимодействию.

Интеграция в уроки литературы сведений по истории, географии, живописи, архитектуре, музыке, скульптуре, театру и кино и даст результаты обучения, которые будут проявляться в:

• умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
• умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

• умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности».
I.2. Цель или идея замысла.

Создать условия для формирования и совершенствования у учащихся метапредметных компетенций через интеграцию в уроки литературы сведений по истории, географии, живописи, архитектуре, музыке, скульптуре, театру и кино, способствовать приобщению обучающихся к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставлению их с духовно-нравственными ценностями других народов.
I.3. Задачи.

  1. Изучить имеющиеся теоретические вопросы, являющиеся основой работы.

  2. Разработать проект интегрированных уроков по литературе в 5-9 классах.

  3. Подобрать уроки для интеграции в них сведений по истории, географии, живописи, архитектуре, музыке, скульптуре, театру и кино.

  4. Разработать систему вопросов и заданий исследовательского характера, которые позволят учащимся наиболее полно реализовать свои творческие возможности.

  5. Сформулировать задания творческого характера, направленные на развитие навыков работы с текстом.

  6. Продумать формы контроля, позволяющие проверить результативность интегрированного обучения.

  7. Продумать формы, методы и приемы, ориентированные на мотивацию учащихся к самостоятельной деятельности исследовательского и творческого характера.

II. Концепция проекта

На развитие педагогической идеи процесса интеграции существенно влияет прогресс научного познания. Интеграция тесно связана с дифференциацией. Эти процессы отражаются на построении системы учебных предметов и поиске способов обобщения знаний учащихся.

«Интеграция - есть процесс сближения и связи наук, происходящий наряду с процессами дифференциации. Процесс интеграции представляет собой высокую форму воплощения межпредметных связей на качественно новой ступени обучения».

Исходя из вышесказанного, можно отметить, что корни процесса интеграции лежат в далеком прошлом классической педагогики и связаны с идеей межпредметных связей. В основе своей идея межпредметных связей родилась в ходе поиска путей отражения целостности природы в содержании учебного материала.

Великий дидактик Ян Амос Коменский подчёркивал: "Всё, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи".

К идее межпредметных связей обращаются позднее многие педагоги, развивая и обобщая её.

Так, у Д. Локка идея сопряжена с определением содержания образования, в котором один предмет должен наполняться элементами и фактами другого.

И.Г. Песталоцци на большом дидактическом материале раскрыл многообразие взаимосвязей учебных предметов. Он исходил из требования:"Приведи в своём сознании все по существу связанные между собой предметы в ту именно связь, в которой они действительно находятся в природе". Песталоцци отмечал особую опасность отрыва одного предмета от другого.

В классической педагогике наиболее полное психолого-педагогическое обоснование о дидактической значимости межпредметных связей дал Константин
Дмитриевич Ушинский (1824-1870). Он считал, что "знания и идеи, сообщаемые какими бы то ни было науками, должны органически строиться в светлый и, по возможности, обширный взгляд на мир и его жизнь".

К. Д. Ушинский оказал огромное влияние и на методическую разработку теории межпредметных связей, которой занимались многие педагоги, особенно
В. Я. Стоюнин, Н.Ф. Бунаков, В. И. Водовозов и др.

Отдельные аспекты совершенствования обучения и воспитания школьников с позиций межпредметных связей и интеграции в обучении рассматривались в трудах известных педагогов-классиков; в работах советских дидактов И.Д. Зверева, М.А. Данилова, В.Н. Максимовой, С.П. Баранова, Н.М. Скаткина; учёных-психологов Е.Н. Кабановой-Меллер, Н.Талызиной, Ю.А.Самарина, Г.И. Вергелиса; учёных-методистов М.Р. Львова, В.Г. Горецкого, Н.Н. Светловской, Ю.М. Колягина, Г.Н. Приступы и др.

Что же касается непосредственно процесса интеграции, то об этом можно узнать, прочитав статью И. Богуславского "От ребёнка - к миру, от мира - к ребёнку". Вот некоторые выдержки из неё: "Острое противоречив между естественным, целостным восприятием ребёнком окружающего мира и искусственным его делением на предметы в школьном образовании было осознано ещё в середине XIX века. В различных странах Западной Европы (более всего в Германии) начали впервые создаваться первые комплексные программы, авторы которых стремились объединить изучаемые явления вокруг какого-то единого стержня. Чаще всего это была окружающая местность (родиноведение), но использовались также трудовые процессы или же культура в целом.

На рубеже XIX и XX столетий идея интегрирования приобретает ведущий характер. Выдающийся реформатор образования Дж. Дьюи, провозгласив ребёнка
Солнцем, центром педагогической вселенной, выдвинул и новый принцип построения учебных программ: "От ребенка - к миру и от мира - к ребёнку". На смену прежнему предметоцентризму пришли комплексные темы круги, концентрически расширяющиеся по мере взросления ребёнка: семья-школа-район- город-страна-человечество-Вселенная. Соответственно расширялось и содержание образования.

Большое внимание к интеграции учебного материала, установлению межпредметных связей уделялось в материалах реформы школы, предпринятой в
I9I5-I9I6 годах под руководством министра народного просвещения графа П.И.
Игнатьева.

В этом плане предполагалось ввести специальный курс "Родиноведение", главным содержанием которого явились бы наблюдения учащихся за окружающей жизнью и изучение собранного материала. Предусматривалась достаточно широкая программа этой дисциплины, включающая в себя такие сферы, как Природа, животный мир, Человек (население, материальная, духовная и общественная культура). В качестве интегрирующего стержня устанавливались концентрические круги: школа - улица - село (или город) с окрестностями - уезд (с родной волостью) - губерния. Но своего апофеоза интегрирование достигло в отечественной педагогике в 1920 годы. Уже Схемы ГУСа (Государственного Учёного Совета) выделили три главных блока (колонки), которые задавали направленность содержанию образования: обществоведение - трудоведение - естествоведение. Учебные предметы в этой логике лишались своих самостоятельных задач. Они или полностью растворялись в интегративных курсах, (это называется амальгированием), как в начальной школе, или сохранялись в среднем звене, но должны были работать своим содержанием на изучение комплексных тем: "Город", "Фабрика", "Колхоз".

Впрочем, так повезло не всем предметам - история, география и литература до 1927 года были интегрированы в курс обществоведения.

Однако в начале 30-х годов все эти новаторские (хотя и небесспорные) педагогические поиски были прерваны, и советская юкола надолго вернулась к традиционной предметной системе образования, Конечно, периодически раздавались призывы к межкурсовым и межпредметным связям, но это были скорее ритуальные заклинания". "Вполне достаточным считалось, если учитель литературы, проходя произведение Льва Толстого "Войну и мир", сообщает учащимся, что вообще-то Отечественную войну 1812 года Толстой не придумал. А историк в свою очередь посоветует почитать эту занятную вещицу". Верхом же межпредметного пилотажа являлось изучение в курсе обществоведения темы "Материя" совместно на комплексном уроке учителями истории, физики и химии.

Со второй половины 80-х годов интегративные подходы в отечественном образовании вновь начинают играть доминирующее значение.

Выделяют следующие признаки интегрированного урока:

1) специально организованный урок, т. е., если он специально не организован, то его вообще может не быть или он распадается на отдельные уроки, не объединённые общей целью;

2) цель специфическая (объединённая); она может быть поставлена, например, для:

а) более глубокого проникновения в суть изучаемой темы;

б) повышения интереса учащихся к предметам;

в) целостного, синтезированного восприятия изучаемых по данной теме вопросов;

г) экономии учебного времени ;

3) широкое использование знаний из разных дисциплин, т. е. углублённое осуществление межпредметных связей.

Наиболее полно и чётко сформулированы особенности интегрированного урока литературы в статье С.А.Леонова «Что такое интегрированный урок литературы». Автор отмечает, что в основу интегрированного урока положены межпредметные связи, в основе которых лежат аспекты: общепедагогический, рассматривающий их как условие и средство комплексного подхода к изучаемому материалу; методический – как условие и средство интенсификации обучения; организационный – основанный на общности форм обучения и характере взаимодействия учителя и обучающихся по выбору оптимальных форм обучения. В своей работе С.А.Леонов отмечает: «Интеграция на уроке представляет собой рассмотрение предмета изучения в единстве и целостности, при сопоставлении точек зрения, выраженных представителями разных наук или средствами различных видов искусств». Многие учёные подчёркивают, что структура интегрированного урока многослойна и вариативна. В нём нет чёткого деления на традиционные этапы. Разные предметы могут и должны составлять некий сплав, сочетание, которое трансформируется в единую и гармоничную картину мира в представлении ребёнка. И он – ребёнок – учится постигать окружающее в гармонии. Наряду с этим происходит формирование метапредметных компетенций. Так приоритетные на уроках литературы общекультурные и ценностно-смысловые, коммуникативные сочетаются при интеграции предметов и с учебно-познавательными и социально-трудовыми и с компетенцией личностного роста.

Понятие "метапредметное" содержание образования имеет синонимическую связь и функциональные пересечения с такими понятиями, как "допредметное", "надпредметное", "общепредметное" содержание образования.

Метапредметный образовательный минимум разрабатывается на основе целей общего образования и охватывает четыре элемента содержания образования: опыта познавательной деятельности, фиксированной в форме ее результатов - знаний; опыта осуществления известных способов деятельности - в форме умений действовать по образцу; опыта творческой деятельности - в форме умений принимать нестандартные решения в проблемных ситуациях; опыта осуществления эмоционально-ценностных отношений - в форме личностных ориентаций (В.В.Краевский). Освоение этих четырех типов опыта позволяет сформировать у учащихся способности осуществлять сложные культуросообразные виды действий, которые в современной педагогической литературе носят название компетентностей.

В соответствии с разделением содержания образования на общее метапредметное (для всех предметов), межпредметное (для цикла предметов или образовательных областей) и предметное (для каждого учебного предмета), мы предлагаем трехуровневую иерархию компетенций:

ключевые компетенции - относятся к общему (метапредметному) содержанию образования; общепредметные компетенции – относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей; предметные компетенции - частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенции, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов.

С данных позиций ключевыми образовательными компетенциями (по А. Хуторскому) являются следующие: ценностно-смысловые компетенции, общекультурные компетенции, учебно-познавательные компетенции, информационные компетенции, коммуникативные компетенции, социально-трудовые компетенции, компетенции личностного самосовершенствования.

Принципы интегрированного обучения призваны в полной мере работать на достижение главной цели интегрированного обучения — формирование в комплексе метапредметных компетенций.

Синтезированность знаний.

Целостное, синтезированное, систематизированное восприятие изучаемых по той или иной теме вопросов способствует развитию широты мышления, что помогает организовывать взаимосвязь событий. Постановка проблемы, исследуемой методами интеграции, развивает целенаправленность освоения учеником картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира, что необходимо для формирования общекультурной компетенции.

Углублённость изучения.

Более глубокое проникновение в суть изучаемой темы способствует развитию глубины мышления и освоению учебно-познавательной компетенции.
  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Интегрированные уроки как способ формирования метапредметных компетенций iconНа прошлой школе педагогического мастерства мы с вами определили,...
Казалось бы есть уроки информатики, пусть там и развивают это икт, но Стандарт определяет икт-компетентности «… как фундамент для...

Интегрированные уроки как способ формирования метапредметных компетенций iconПрограмма развития «Социальное партнерство как фактор формирования...
Перспективный план хд подсобного хозяйства мбоу «Кюндяинская сош»

Интегрированные уроки как способ формирования метапредметных компетенций iconРабочая учебная программа по английскому языку первая ступень обучения ( 2-4 кл.)
Она полностью отвечает требованиям времени, обеспечивает формирование личностных, метапредметных и предметных компетенций, предопределяющих...

Интегрированные уроки как способ формирования метапредметных компетенций iconПрограмма: умк «Гармония» Учитель: Баранова Т. В. Тема: Глобус модель Земли
Цель: формирование представления о глобусе, создание условий для формирования метапредметных умений

Интегрированные уроки как способ формирования метапредметных компетенций iconГоу спо «Красноуфимский педагогический колледж». реферат Портфолио...
Портфолио способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений учащихся [10,115]

Интегрированные уроки как способ формирования метапредметных компетенций iconЛего – технология, как способ развития речи дошкольников.
Добрый день, Уважаемые коллеги, разрешите представить вашему вниманию мастер-класс на тему «Лего – технология, как способ развития...

Интегрированные уроки как способ формирования метапредметных компетенций iconРазработка урока с применением инновационных технологий на тему:...
Внедрение фгос основано на компетентностном подходе к обучению. Поэтому в процессе урока мастеру необходимо использовать различные...

Интегрированные уроки как способ формирования метапредметных компетенций iconФонд оценочных средств финансовый менеджмент
Перечень компетенций, с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы

Интегрированные уроки как способ формирования метапредметных компетенций iconГбпоу «Перевозский строительный колледж» Зачетные тестовые вопросы
Начальник главного управления образовательных программ и формирования компетенций

Интегрированные уроки как способ формирования метапредметных компетенций iconПояснительная записка рабочая программа «Уроки нравственности. 1-4класс»
Планируемые результаты освоения учащимися программы внеурочной деятельности «Уроки нравственности»

Интегрированные уроки как способ формирования метапредметных компетенций iconОбразовательная программа высшего образования Информационный менеджмент
Матрица соответствия составных частей оп и компетенций, формируемых оп, с этапами формирования (семестр/модуль)

Интегрированные уроки как способ формирования метапредметных компетенций iconВизирование фос для исполнения в очередном учебном году
Перечень компетенций, с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы

Интегрированные уроки как способ формирования метапредметных компетенций icon«Технологическая карта как способ конструирования непосредственно...

Интегрированные уроки как способ формирования метапредметных компетенций iconОбразовательная программа высшего образования «Управление миграционными процессами»
Матрица соответствия составных частей оп и компетенций, формируемых оп, с этапами формирования (семестр/модуль) 12

Интегрированные уроки как способ формирования метапредметных компетенций iconРуководство организатора по проведению диагностики метапредметных...
Диагностику метапредметных (познавательных) умений в области икт проводят организаторы, которые назначаются руководителем образовательной...

Интегрированные уроки как способ формирования метапредметных компетенций iconА. С. Пушкин Эта книга история одной школы. Школа как школа не более...
Здесь, как и везде, школьные труды и веселые проказы, юные споры и первая любовь, ожидание будущего и сожаление о прошедшем, всегдашнее...


Руководство, инструкция по применению






При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск