Развитие психоэмоциональной сферы обучающихся II ступени обучения на уроках музыки посредством внедрения здоровьесберегающих технологий




НазваниеРазвитие психоэмоциональной сферы обучающихся II ступени обучения на уроках музыки посредством внедрения здоровьесберегающих технологий
страница1/7
ТипУрок
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Урок
  1   2   3   4   5   6   7


ГОУ ДПО Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов

Развитие психоэмоциональной сферы обучающихся II ступени обучения на уроках музыки посредством внедрения здоровьесберегающих технологий


Автор опыта:

Шевченко Маргарита Витальевна,

учитель музыки и изобразительного искусства

МОУ Красненская СОШ

Алексеевского района Белгородской области


Белгород

2012
Содержание


  1. Информация об опыте……………………………………………….3



  1. Технология описания опыта…………………………………………8



  1. Результативность опыта……………………………………………...13



  1. Библиографический список…………………………………………..17



5. Приложение к опыту………………………………………………….19

Раздел I.

Информация об опыте.
Условия возникновения и становления опыта
Педагогический опыт формировался в условиях МОУ Красненская СОШ Алексеевского района Белгородской области вследствие отсутствия в социуме условий, способствующих формированию психоэмоционального состояния обучающихся. Большое влияние на психоэмоциональное состояние школьников II ступени обучения оказывает музыка. Музыка – феноменальное явление. Её взаимоотношения с человеком, а в особенности с ребёнком, удивительны. Мелодичные звуки вершат чудеса – в человеке пробуждается, преобразуется душа, меняются состояние, настроение. Музыка властвует над нашими эмоциями. А эмоции, оказывается, даже побеждают физическую боль. Все музыкальные произведения можно условно разделить на активизирующие, тонизирующие и расслабляющие, успокаивающие.

Возникновение опыта связано с тем, что подростковый возраст является критическим как с точки зрения психологии, так и с точки зрения медицины (возрастает риск возникновения психосоматической патологии и нервно-психических срывов). Объективная кризисная ситуация развития в этом возрасте сопровождается сложным комплексом собственных переживаний ребенка. Поэтому психологическое изучение условий, способствующих благоприятному или осложненному развитию психоэмоциональной сферы школьников II-й ступени обучения, представляет собой важную научную задачу.

Для изучения исходного состояния уровней психоэмоционального состояния обучающихся 5 – 8 классов использовался экспресс-вариант методики САН – методика «Градусник», которая направлена на выявление функционального состояния человека – самочувствия, активности и настроения. Данные предварительной диагностики показали, что только у 5% учащихся функциональное состояние находилось в норме. 27% школьников показали средний результат, а 68% - низкий.

Таким образом, всё вышеизложенное свидетельствует о том, что существует необходимость формирования основ психологического здоровья у школьников II ступени обучения.

Необходимость создания условий для изменения динамики развития психоэмоциональной сферы обучающихся приводит к мысли о целесообразности внедрения на уроках музыки здоровьесберегающих технологий как средства повышения общего уровня положительных эмоций.

Вовлечение школьников в творческую деятельность в рамках учебной программы, когда ребёнку предоставляются неограниченные возможности для творческого самовыражения, благотворно влияет на его психоэмоциональную сферу и познавательное развитие.

Такое обучение служит эффективным средством профилактики психоэмоционального состояния школьников. А одним из способов профилактики психоэмоционального состояния является внедрение в образовательный процесс методов музыкальной терапии.
Актуальность опыта
Человек всегда хотел быть здоровым, физически сильным, психически устойчивым, творчески активным. Исследованию проблемы влияния музыки на состояние здоровья человека посвящены многие работы таких учёных, как В. И. Петрушина [12; 13], Б. Д. Райгородского [15], Т. Овчинниковой [11], Г. Шанских [16], Л. С. Выготского [6] и многих других.

Сегодня перед школой стоит важная задача – создание условий для сохранения здоровья обучающихся, то есть внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс. Ситуация, когда постоянно возрастающая по объёму и усложняющаяся по содержанию научная информация, излагаемая для усвоения обучающимися, приходит в противоречие с недостаточной гибкостью учебных планов, программ, учебников, что ведёт к хронической перегрузке обучающихся, падению интереса к учению, ухудшению здоровья.

Музыкальная терапия вместе с арттерапией может стать эффективным методом лечения школьных неврозов, которые сегодня всё больше поражают обучающихся как в процессе получения образования, так и в современной жизни вообще. Также терапия музыкальным искусством может стать решением проблем, связанных с конфликтными семейными отношениями, переживанием состояния эмоциональной и социальной депривации, может служить улучшению состояния сердечно-сосудистой системы, органов дыхания. Это и обусловило актуальность темы данного исследования.

Опыт способствует разрешению противоречий между:

  • постоянно увеличивающейся учебной нагрузкой и сохранением, и укреплением здоровья обучающихся;

  • стремлением каждого ребёнка к творчеству и обязательным режимом работы школы;

  • стремлением личности к развитию индивидуального творческого потенциала и культивированием традиционного мышления.

Ведущая педагогическая идея опыта
Следовательно, ведущая педагогическая идея опыта состоит в создании таких психолого - педагогических условий, которые обеспечивали бы активное стимулирование у учащихся самоценной образовательной деятельности на основе развития эмоционального потенциала личности ребёнка, использования разнообразия форм и приемов здоровьесберегающих технологий на уроках музыки в 5 – 8 классах с учетом современных методик повышает развитие психоэмоциональной сферы учащихся.

Длительность работы над опытом
Опыт формировался в течение пяти лет: с 2008 по 2012 год. Реализация педагогического опыта включала следующие этапы:

1. Первый этап (2008 – 2009 годы).

Проведен теоретический анализ методической литературы по проблеме опыта, сформулированы теоретические позиции по проблеме развития психоэмоциональной сферы школьников на уроках музыки.

Изучен педагогический опыт по использованию в системе школьного музыкального (эстетического) образования обучающихся 5 – 8 классов различных форм и приемов здоровьесберегающих технологий.

2. Второй этап (2009 – 2011 годы).

Систематизированы, модифицированы и внедрены в практику эффективные формы и приемы здоровьесберегающих технологий.

Определены критерии и методы оценки развития психоэмоциональной сферы.

Внедрен мониторинг развития психоэмоциональной сферы на уроках музыки.

3. Третий этап (2012 год).

Систематизированы и оформлены результаты исследования развития психоэмоциональной сферы обучающихся.

Диапазон опыта
Современные методы, приемы и формы здоровьесберегающих технологий, средства организации учебного процесса, используемые в педагогическом опыте, прослеживаются в системе уроков и в неаудиторной работе с обучающимися 5 – 8 классов общеобразовательной школы.

Теоретическая база опыта
Теоретическая база опыта основывается на положениях ученых – методистов, методистов – исследователей.

История оставила немало фактов, свидетельствующих об успешном использовании с древнейших времён терапевтических возможностей музыкального искусства. Исследованию проблемы влияния музыки на психоэмоциональное состояние человека посвящали свои труды такие учёные, как Аристотель, В.М. Бехтерев, Демокрит, И. Догель, Пифагор, Платон, И.М. Сеченов, Ж. Эскироль, З. Фрейд и другие [24, 61]. Наряду с учёными над данной проблемой трудились и педагоги-музыканты: Л.Д. Назарова, Т. Овчинникова, В.И. Петрушин, Г. Шанских, Т.В. Яковенко и другие [14, 37].

Платон считал, что ритмы и лады музыки, «достигая глубин души, воздействуют на мысль, делая ее сообразной им самим»... Лучшая охрана государства, как считал Платон, музыка, наиболее степенная и пристойно слаженная, скромная и простая, мужественная, а не женственная... [15, 61].

О воспитательной функции музыки высказывался и Аристотель: поскольку «музыка способна оказывать воздействие на этическую сторону души и раз музыка обладает такими свойствами, то, очевидно, она должна быть включена в число предметов воспитания молодежи. Обучение музыке подходит самой природе для этого возраста» [15, 62].

Один из наиболее известных теоретиков музыки эпохи Возрождения Джозеффо Царлино писал в своем трактате: «Музыка возбуждает дух, управляет страстями, укрощает и унимает ярость, заставляет проводить добродетельно время и обладает силой порождать в нас привычку к хорошим нравам, особенно тогда, когда она употребляется в должных ладах и в меру» [15, 62].

Известный отечественный педагог В.А. Сухомлинский считал: «Благодаря музыке в человеке пробуждается представление о возвышенном, величественном. Прекрасном не только в окружающем мире, но и в самом себе» [15, 61].

Как зарубежные, так и отечественные исследователи изучают не только переработку мозгом «акустической» составляющей музыки, но и процессы, благодаря которым она эмоционально воздействует на людей. Ещё в Средние века музыкальная практика была связана с теорией аффектов, которая изучала воздействие различных ритмов, мелодий и гармоний на эмоциональное состояние человека. Устанавливались различные отношения между темпераментом и предпочтением человека того или иного характера музыки.

Специальные исследования В.М. Бехтерева, И.М. Догеля, С.С. Корсакова И.М. Сеченова, И.Р. Тарханова, Г.П. Шипулина и других выявили положительное влияние музыки на различные системы организма человека. Важными были выводы о том, что отрицательные эмоции (страх в первую очередь) блокируют функции коры головного мозга, что приводит к потере ориентировки человека в окружающей среде и может стать причиной его смерти. Положительные эмоции от общения с искусством оказывают

лечебное воздействии на психосоматические процессы, содействуют психоэмоциональному напряжению человека, мобилизуют его резервные силы, обуславливают его творчество во всех областях искусства, науки и всей жизни в целом. Именно эти выводы отечественных ученых легли в основу научного обоснования использования искусства в коррекционной работе со взрослыми и детьми [16].

Так же теоретической базой опыта являются художественно – педагогические принципы, сформулированные Д. Б. Кабалевским в научных трудах в разделе «Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы», которые целиком и полностью вытекают из природы искусства – целостность, образность, ассоциативность, импровизационность, интонационность, художественность; идеи Г. С. Тарасова, Б. В. Асафьева и других по проблеме эмоционально восприятия музыки; выводы В. И. Петрушина об использовании музыкально-рациональной психотерапии в условиях общеобразовательной школы.
Новизна опыта
Новизна педагогического опыта заключается в адаптации классно-урочной системы к возможностям и потребностям каждого ученика, в направленности обучения на развитие креативных, когнитивных, коммуникативных, организационно - деятельных умений обучающихся через внедрение здоровьесберегающих технологий.
Характеристика условий,

в которых возможно применение данного опыта
Данный опыт может быть применен при реализации Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка, 5 – 8 классы (авторы программы: Э. Б. Абдулин, Т. А.Бейдер, Г. Е. Вендрова, И. В. Кадобнова, Г. П. Сергеева, Г. С. Тарасов, А. Е. Трушин под научным руководством Д. Б. Кабалевского, рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации.

Раздел II.

Технология описания опыта
Постановка целей и задач педагогической деятельности
Целью педагогической деятельности является изучение особенностей влияния музыки на психоэмоциональную сферу школьников II ступени обучения через внедрение здоровьесберегающих технологий.

Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач:

  • Исследовать особенности влияния классической музыки на состояние здоровья школьников II ступени обучения.

  • Апробировать приёмы и методы по развитию психоэмоциональной сферы школьников II ступени обучения.

  • Создать психологически комфортную обстановку на уроках и во внеурочной деятельности для полного развития психоэмоциональной сферы ребёнка.

  • Раскрыть перед ребёнком нравственные идеалы, которые и формируют целостное восприятие произведений музыкального искусства как художественной ценности, которая сопровождается эстетическим переживанием.

Также были выделены наиболее важные принципы обучения

1. Принцип формирования социальной активности личности.

2. Принцип обязательного успеха внедрения элементов музыкотерапии.

3. Принцип преемственности в процессе организации занятий гуманитарной направленности.

4. Принцип индивидуально-личностного подхода.

5. Принцип оптимизма.

В процессе практической работы были сформулированы следующие методы включения элементов музыкотерапии в учебно-воспитательный процесс:

1. методы разъяснения, убеждения;

2. методы внушения в состоянии релаксации (расслабления);

3. методы психической саморегуляции с целью выработки эмоционально-волевых навыков (самообладания, выдержки, самодисциплины).

4. методы игровой деятельности (интерактивные, ассоциативные, медитативные игры);

5. методы активной музыкотерапии;

6. методы рецептивной музыкотерапии;

7. методы воспитания на положительных, героических примерах поведения людей;

8. метод имаготерапии, т.е. вхождения в желаемый положительный образ, определенную форму поведения, желаемую для учащегося.

Теоретический анализ специальной литературы позволил прийти к выводу о том, что музыкотерапия может быть представлена в двух видах:

1) активная (коррекционная музыкотерапевтическая деятельность, направленная на воспроизведение, фантазирование, импровизацию с помощью человеческого голоса и выбранных музыкальных инструментов);

2) пассивная (рецептивная). При этом немногочисленные исследователи данной проблемы различают динамическую музыкотерапию (служит замыслу эмоциональной активизации слушателя) и регулятивную (направлена на провоцирование аффективно – динамических реакций, вызывая катарсис, духовное очищение).

Автор опыта считает, что для реализации указанных принципов и методов подходит использование здоровьесберегающих технологий. Здоровьесберегающие технологии получили в настоящее время широкое распространение в обучении. Данные технологии можно использовать при изучении любой школьной дисциплины, в том числе и музыки.
Организация учебно – воспитательного процесса
Основной формой организации учебно – воспитательного процесса является урок. Музыка существует в нашей жизни как живое знание и представление человека о самом себе, как средство самопознания и самовыражения. Восприятие и понимание музыки заключается в ощущении её связками, мышцами, движением, дыханием.

Для того чтобы музыка подействовала на ученика наибольшим образом, его необходимо для этого специально настроить и подготовить. Настройка заключается в том, что надо сесть в удобной позе, расслабиться и сосредоточиться на звуках музыки. Их нельзя слушать без должного внимания, отвлекаясь при этом на какие-либо посторонние дела. Основной акцент ставится на приобщении детей к произведениям высокого музыкального искусства: произведения «золотого фонда» музыкальной культуры неоднократно повторяются на разных этапах обучения школьников.

Организация учебно – воспитательного процесса включает три этапа:

I этап – начальный (диагностика) – 2008 – 2009 учебный год.

II этап – основной (работа над развитием психоэмоциональной сферы обучающихся посредством здоровьесберегающих технологий) – 2008 – 2011 учебный год.

III этап – заключительный (диагностика, совершенствование приобретенных навыков) – 2011 – 2012 учебный год.

На первом этапе была проведена диагностика уровня развития психоэмоциональной сферы обучающихся. Использовался экспресс-вариант методики САН – методика «Градусник» (Приложение №1). Цель методики «Градусник» – оперативная оценка эмоционального состояния (самочувствия, активности, настроения). Испытуемый должен выбрать и отметить цифру, наиболее точно отражающую его состояние в момент обследования. По полученным баллам рассчитывается среднее арифметическое как в целом (общее состояние), так и отдельно по активности, самочувствию и настроению.

Значения цифр: 1 – очень плохое, 2 – плохое, 3 – удовлетворительное, 4 –хорошее, 5 – отличное. Испытуемым была дана следующая инструкция:

Сначала оцените свое самочувствие (С) и поставьте цифру в соответствующей ячейке. Аналогично оцените степень активности (А) и настроение (Н).

Интегральный коэффициент высчитывается по формуле:

САН = (С+А+Н): 3

Использовать экспресс-диагностику САН можно, начиная с младшего школьного возраста (9-10 лет) при соответствующей подготовке детей и объяснении им основных понятий. Испытуемым было предложено оценить своё эмоциональное состояние сначала до прослушивания музыки, а затем после прослушивания.

Программа прослушивания длилась 8 минут и состояла из фрагментов музыкальных произведений классической музыки, потому что именно классическая музыка, зачастую сопровождаемая просмотром репродукций произведений изобразительного искусства, положительно влияет на психоэмоциональное состояние ребёнка. На данном этапе был применён метод музыкотерапии.

На промежуточном этапе педагогической деятельности был использован тест-опросник «Оценка настроения» (Приложение №2). В этом опроснике предлагается 21 фраза (вопрос), на которые следует ответить одним из трех вариантов ответов: «да», «нет», «наоборот» (противоположное чувство). По ответам составляется мнение о том, какое настроение преобладает в момент обследования: обычное, эйфорическое или негативное (астенизированное).

Обучающиеся оценивали своё настроение также сначала до прослушивания музыкальной программы, а затем после прослушивания. На данном этапе исследования испытуемые не просто слушали детские песни, но и пели их. Ведь голос – это своеобразный индикатор здоровья человека. Таким образом, на данном этапе был применён известный метод – метод вокалотерапии. Вокалотерапия является методом активации неспецифической резистентности (устойчивости) организма.

Обработка результатов проводилась с помощью использования математических методов в психологии. Коэффициент корреляции между двумя результатами производился методом Пирсена (Приложение №3, №4).

Также на данном этапе был использован опросник для самооценки эмоциональных состояний А. Уэссмана и Д. Рикса (Приложение №5). Испытуемым для прослушивания была предложена русская народная музыка, так как русский песенный фольклор – это естественная система интегративной арттерапии, включающая в себя излечение звуком, музыкой, движением, драмой, рисунком, цветом и несущая в себе скрытые инструкции по сохранению целостности человеческой личности.

В центре внимания – собственно музыкальная деятельность: исполнительско-творческая и слушательская. Работа проводилась с учётом возрастных особенностей школьников: их подвижности, впечатлительности, образности мышления, интереса к игровой и учебной деятельности. Непрестанная смена ритмов, различные по характеру рисунка танцы, аутентичные движения, сопровождающие практически каждую песню, несут в себе освобождающий и терапевтирующий заряд огромной силы.

Испытуемым было предложено не просто пассивное прослушивание русской народной музыки. Детям заранее предложили придумать танцевальные движения и поучаствовать в импровизированных танцах. Измерение в этой методике производится в десятибалльной (стеновой) системе по формуле:

Y= ζ * Z + M

Y – это стандартный балл по производной шкале с центром M и отклонением ζ (сигмы) (Приложение №6).

Данные методики применялись не только во время уроков музыки, но и во время внеурочной деятельности.

В 2011 – 2012 учебном году итоговая диагностика и мониторинговые исследования развития психоэмоциональной сферы обучающихся показали, что внедрение активных форм здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс эффективно влияют на уровень развития психоэмоциональной сферы школьников.
Содержание образования
Содержание образования планируемого результата определяет рабочая программа по музыке, составленная на основе программы Министерства образования РФ для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев (авторы-составители программ: Э. Б. Абдулин, Т. А.Бейдер, Г. Е. Вендрова, И. В. Кадобнова, Г. П. Сергеева, Г. С. Тарасов, А. Е. Трушин под научным руководством Д. Б. Кабалевского. - М.: «Просвещение», 2006 год).

Основой учебно – воспитательной деятельности учителя является содержание преподаваемого предмета, спецификой – модификация ранее известных форм здоровьесберегающих технологий, средством – принципы и методы проблемного обучения.
Формы, методы и средства учебно – воспитательной работы, их оптимальный выбор в соответствии с поставленными целями и задачами, технология их применения
В соответствии с поставленными целями и задачами педагогической деятельности в рамках представляемого опыта используются разнообразные формы, методы и средства учебно – воспитательной работы.

Развитие психоэмоциональной сферы реализуется прежде всего: 1) в рамках урока как традиционной формы обучения по обычной классно – урочной системе; 2) через индивидуальные и/или групповые занятия в рамках неаудиторной работы по предмету.

Организуя работу над развитием психоэмоциональной сферы в рамках урока и неаудиторной работы, автор опыта использует такие традиционные формы, как музыкотерапия, вокалотерапия, логоритмическая гимнастика, ритмотерапия, интегративная арттерапия, музыкально-рациональная психотерапия.

Вокалотерапия. Большое внимание на уроках музыки уделяется воспитанию и развитию детских голосов. Голос, которым поют наши учащиеся, должен литься свободно, без напряжения и крика, быть естественным и выразительным. Голос – это своеобразный индикатор здоровья человека. А.И. Попов, основатель системы оздоровительного физвокализа, обратил внимание на одну общую закономерность: обладатели сильного голоса, как правило, имеют крепкое здоровье. Значит, если голос «ослаб, потускнел и неприятен окружающим», необходимо укреплять, тренировать голосовые мышцы. А.И. Попов определил, что если мышечная координация не оптимизирована, то в голосе появляются «чужие» нотки, вредные для организма учащегося и его слушателей. Взяв на вооружение упражнения по «реабилитации» голосовых связок, улучшению состояния здоровья через произносимые и пропеваемые звуковые сочетания, можно провести тренинг, который предполагает: устранение бормотания у доски, координацию дыхания с речью, улучшение артикуляции и дикции, устранение монотонности и безжизненности в голосе, слов-паразитов, гнусавости и повизгивания (Приложение №8).

Логоритмическая гимнастика. Одной из форм активного отдыха, наиболее благоприятного для снятия напряжения после долгого сидения является логоритмическая гимнастика. Кратковременные физические упражнения под музыку, вызывая возбуждение других отделов мозга, усиливают кровообращение и создают благоприятные условия отдыха для ранее возбуждённых отделов. После такого короткого активного отдыха внимание детей повышается, а восприятие учебного материала улучшается.

Логоритмические упражнения автор опыта объединяет в комплексы общеразвивающих упражнений, которые выполняются в положении стоя и сидя. В них задействованы все группы мышц – как шейного отдела, плечевого пояса, так и мышцы спины и ног; некоторые упражнения направлены на укрепление мышц брюшного пресса. «Двигательные» песенки направлены на то, чтобы ученик не только радовался движениям, но и получил пользу для позвоночника и всех мышц своего ещё неокрепшего тела. (Приложение №9)

Ритмотерапия. Танец, мимика и жест, как и музыка, являются одним из древнейших способов выражения чувств и переживаний. Музыкально-ритмические упражнения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузку и утомление. Ритм, который диктует музыка головному мозгу, снимает нервное напряжение. Движение и танец, помимо того, что снимают нервно-психическое напряжение, помогают школьникам быстро и легко устанавливать дружеские связи с другими детьми, а это также даёт определённый психотерапевтический эффект. (Приложение №10)

Музыкотерапия. Музыка существует в нашей жизни как живое знание и представление человека о самом себе, как средство самопознания и самовыражения. Восприятие и понимание музыки заключается в ощущении её связками, мышцами, движением, дыханием. Основной акцент ставится на приобщении детей к произведениям высокого музыкального искусства: произведения «золотого фонда» музыкальной культуры неоднократно повторяются на разных этапах обучения школьников. С 1-го класса начинается знакомство с фрагментами из Симфонии-действа «Перезвоны» В. Гаврилина, симфоний П. Чайковского (№ 4), В. Моцарта (№ 40), JI. Бетховена (№ 3, № 5), опер «Иван Сусанин» и «Руслан и Людмила» М. Глинки, «Снегурочка» Н. Римского-Корсакова и др. Используя классическую музыку в целях музыкальной терапии, не следует забывать, что и среди произведений современной лёгкой музыки, в том числе среди джаза и рока, можно найти немало тех, которые могли бы быть использованы в терапевтических целях. (Приложение №11)

Элементарное музицирование является той формой, которая позволяет играть многопланово: играть на инструментах, играть с элементами музыки, играть друг с другом, разыгрывая сюжеты песен, играть вместе, создавая ту неповторимую атмосферу общения, в которой всем комфортно и радостно. Об использовании звучащих жестов элементарного музицирования следует сказать особо. Звучащие жесты – это игра звуками своего тела: хлопки, шлепки, притопы, щелчки, цоканье и другие. Подобные формы ритмического сопровождения в том или ином виде есть у всех народов мира, в том числе и в русском фольклоре. (Приложение №12).
  1   2   3   4   5   6   7

Похожие:

Развитие психоэмоциональной сферы обучающихся II ступени обучения на уроках музыки посредством внедрения здоровьесберегающих технологий iconФгбоу впо ргупс приказ
О мерах по обеспечению внедрения в учебный процесс технологий электронного обучения

Развитие психоэмоциональной сферы обучающихся II ступени обучения на уроках музыки посредством внедрения здоровьесберегающих технологий iconТема: «Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя- логопеда доу»

Развитие психоэмоциональной сферы обучающихся II ступени обучения на уроках музыки посредством внедрения здоровьесберегающих технологий iconФакультет информационных технологий утверждаю
Рабочая программа предназначена для бакалавров кафедр Информатики и математики и Информационных технологий как очной, так и заочной...

Развитие психоэмоциональной сферы обучающихся II ступени обучения на уроках музыки посредством внедрения здоровьесберегающих технологий iconСамостоятельная работа обучающихся
«Беловский техникум технологий и сферы услуг» (далее- техникум) при реализации основной профессиональной образовательной программы...

Развитие психоэмоциональной сферы обучающихся II ступени обучения на уроках музыки посредством внедрения здоровьесберегающих технологий iconДополнительная образовательная программа «Информатизация социального...
Измерение процесса информатизации осуществляется путем определения масштаба внедрения информационных технологий во все сферы общественной...

Развитие психоэмоциональной сферы обучающихся II ступени обучения на уроках музыки посредством внедрения здоровьесберегающих технологий iconОтчет о результатах самообследования краевого государственного бюджетного...
Подготовка специалистов по образовательным программам среднего профессионального обучения

Развитие психоэмоциональной сферы обучающихся II ступени обучения на уроках музыки посредством внедрения здоровьесберегающих технологий iconРазрешение на использование информации о проекте внедрения технологий Microsoft Corporation
«Компания-Заказчик» одобряет использование информации о проекте внедрения технологий Microsoft Corporation в рамках

Развитие психоэмоциональной сферы обучающихся II ступени обучения на уроках музыки посредством внедрения здоровьесберегающих технологий iconПрограмма обучения рассчитана на определенный уровень подготовки обучающихся
Настоящая программа рассчитана на освоение учащимися 5-11 классов основWeb-дизайна с использованием информационных и коммуникационных...

Развитие психоэмоциональной сферы обучающихся II ступени обучения на уроках музыки посредством внедрения здоровьесберегающих технологий iconПояснительная записка Развитие современного общества вносит свои...
Они связаны с необходимостью расширения сферы благотворного влияния занятий физическими упражнениями и использования элементов спортивной...

Развитие психоэмоциональной сферы обучающихся II ступени обучения на уроках музыки посредством внедрения здоровьесберегающих технологий iconПримерная (комплексная) программа «Основы военной службы» для учреждений...
Кафедра педагогики, психологии, организации социальной работы и здоровьесберегающих технологий

Развитие психоэмоциональной сферы обучающихся II ступени обучения на уроках музыки посредством внедрения здоровьесберегающих технологий icon«Использование технологии видеоконференция как инструмента внедрения...
Заочные региональные научно-технические чтения обучающихся и педагогических работников профессиональных образовательных организаций...

Развитие психоэмоциональной сферы обучающихся II ступени обучения на уроках музыки посредством внедрения здоровьесберегающих технологий iconПри условии полной обеспеченности местами в общежитии перечисленных...
Иногородних студентов, аспирантов, обучающихся по договорам на оказание образовательных услуг с оплатой стоимости обучения, на период...

Развитие психоэмоциональной сферы обучающихся II ступени обучения на уроках музыки посредством внедрения здоровьесберегающих технологий iconБеляев И. П., Капустян В. М. Системный анализ для разработки и внедрения...
Беляев И. П., Капустян В. М. Системный анализ для разработки и внедрения информационных технологий. Методическое пособие. – М.: Мгсу,...

Развитие психоэмоциональной сферы обучающихся II ступени обучения на уроках музыки посредством внедрения здоровьесберегающих технологий icon1. Комплект №1 учебно-лабораторного оборудования, в том числе средств...
Комплект №1 учебно-лабораторного оборудования, в том числе средств обучения, входящих в автоматизированные рабочие места педагога...

Развитие психоэмоциональной сферы обучающихся II ступени обучения на уроках музыки посредством внедрения здоровьесберегающих технологий iconВаулина Ю. Е., Эванс В., Дули Дж., Подоляко О. Е
Государственного стандарта среднего (полного) общего образования по иностранным языкам, рекомендованной Министерством образования...

Развитие психоэмоциональной сферы обучающихся II ступени обучения на уроках музыки посредством внедрения здоровьесберегающих технологий iconУчебно-тематическое планирование умк «Hot Spot 4» 4 год обучения
Коммуникативные задачи. Развитие и совершенствование лексических навыков. Развитие и совершенствование грамматических навыков. Развитие...


Руководство, инструкция по применению






При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск