Факультет информационных технологий утверждаю




НазваниеФакультет информационных технологий утверждаю
страница1/16
ТипПрограмма
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16
Негосударственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«МОСКОВСКИЙ ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ФАКУЛЬТЕТ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ


УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе

_________________С.Г. Дембицкий

"_____"__________________20___ г.

Рабочая программа дисциплины

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ


Направление подготовки

230700 – ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА


Профиль подготовки

Прикладная информатика (в экономике)

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр


Форма обучения

очная, заочная



Рекомендовано Ученым советом НОУ ВПО «МПСУ»

(протокол № ____ от ___________________ 20___г.)

Одобрено кафедрой _________________________

(протокол № ____ от _________________ 20__ г.)

Зав.кафедрой _____________________________


Москва

2012

Рабочая программа предназначена для бакалавров кафедр Информатики и математики и Информационных технологий как очной, так и заочной формы обучения факультета информационных технологий МПСУ, обучающихся по направлению подготовки 230700 – Прикладная информатика.

Программа включает в себя цели освоения дисциплины, место дисциплины в структуре ООП бакалавриата, компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины, структуру и содержание дисциплины, образовательные технологии, применяемые при изучении дисциплины, учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины, включающее в себя основную и дополнительную литературу, рекомендованную для изучения материалов учебного курса, кроме этого, приводятся базы данных, информационно-справочные и поисковые системы, помогающие обучаемым освоить учебный материал. Рабочая программа будет полезна как студентам, так и преподавателям, проводящим занятия по дисциплинам базового и специального циклов.

Программа разработана к.т.н., доцентом Абатуровым Владимиром Анатольевичем
Рецензент – к.т.н., доцент Голованов Дмитрий Владимирович

1. Цели освоения дисциплины

Цели освоения дисциплины (модуля) Интеллектуальные информационные системы:

– формирование у студентов общекультурных и профессиональных компетенций, знаний, умений и навыков владения современным аппаратом теории искусственного интеллекта и методами синтеза, анализа и эффективного использования интеллектуальных информационных систем для решения прикладных задач конечной структуры предметной области бакалавра по направлению подготовки 230700 – Прикладная информатика;

– воспитание высокой культуры логических рассуждений, основанное на ясном понимании необходимости методологической составляющей в общей подготовке специалиста,

– формирование у студентов новых знаний и их интеграция со знаниями по математическим и информационным дисциплинам, в новое качество – умение использовать их для построения моделей искусственного интеллекта в таких сферах деятельности человека, как управление, экономика, банковское дело, предпринимательство и др.

– формирование умения выделения и исследования структуры решений и среды, в которой эти решения принимаются, постановки задачи и формального описания модели искусственного интеллекта для поиска решения с использованием интеллектуальных методов оптимизации;

– формирование умения видения проблемы выбора альтернативных решений и описывать их с использованием интеллектуальных методов поддержки принятия решений.

Задачи дисциплины (модуля) Интеллектуальные информационные системы:

– ознакомить студентов с проблематикой и областями использования искусственного интеллекта, в: информационных системах, с теоретическими, организационно-методическими и технологическими аспектами построения и функционирования интеллектуальных информационных систем обработки знаний;

– сформировать навыки системного подхода к решению задач инженерии знаний, способности ориентироваться во всем многообразии методов построения интеллектуальных информационных систем и их классификации на основе выбора наименее трудоемкой и, вместе с тем, адекватной методологии их синтеза и анализа;

– сформировать представление о теории и моделях представления знаний в интеллектуальных информационных системах, теоретических основах и принципах построения экспертных систем, теории и принципах приобретения знаний;

– сформировать умения и навыки системного подхода к проектированию интеллектуальных информационных систем, структурному синтезу, оптимизации параметров, расчету основных рабочих характеристик, обоснованию технических требований к интеллектуальным информационным системам, разработке алгоритмов и моделей подсистем интеллектуальных информационных систем, организации научного эксперимента по исследованию рабочих характеристик интеллектуальных информационных систем;

– выработать и закрепить устойчивые практические навыки построения интеллектуальных информационных моделей и анализа полученных результатов, организации научного эксперимента по исследованию рабочих характеристик интеллектуальных информационных систем.

– сформировать умения и устойчивые практические навыки работы с языками искусственного интеллекта, процедурным языком, языком Пролог;

– привить навыки практических работ по проектированию интеллектуальных информационных систем: баз знаний, систем поиска информации, систем поддержки принятия решений и экспертных систем;

– сформировать представления о технологиях новейших методологических и практических разработок в области теории и практики интеллектуальных информационных систем;

− сформировать профессиональную компетентность в области менеджмента интеллектуальных информационных систем, обеспечить индивидуальное и личностное развитие обучающегося;

− заложить на основе полученных навыков и умений основы практической деятельности обучающихся в сферах государственной службы и бизнес структурах;

– раскрыть цели и задачи интеллектуализации различных направлений банковской деятельности с применением современной компьютерной техники и программных продуктов и показать разнообразие программных продуктов, используемых в банковской сфере;

– выработать и закрепить устойчивые практические навыки принятия экономически обоснованных управленческих решений по оценке степени влияния сложившейся производственно-экономической ситуации на финансово-экономическое, социальное и научно-техническое положение предприятия в определенном будущем;

− способствовать процессу самостоятельного обучения и личностному росту в профессионально значимых для слушателей направлениях государственной службы и бизнесе.
2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Дисциплина Интеллектуальные информационные системы входит в Профессиональный цикл дисциплин, Вариативную составляющую Базовой (общепрофессиональной) части учебного плана.

Дисциплина (модуль) Интеллектуальные информационные системы необходима для последующего изучения таких дисциплин, как «Проектирование информационных систем», «Автоматизированный бух учет и финансовая отчетность», «Автоматизированные банковские системы», «Информационный менеджмент», «Имитационное моделирование экономических процессов», «Интернет технологии», «Предметно-ориентированные экономические информационные системы», «Мировые информационные ресурсы», «Основы экономической кибернетики», «Сетевая экономика», «Экспертные системы».

Для усвоения дисциплины (модуля) Интеллектуальные информационные системы студентам необходимо знание материала дисциплин (модулей) «Введение в специальность», «Математика», «Дискретная математика», «Теория алгоритмов», «Информатика и программирование», «Теория экономических информационных систем», «Информационные системы и технологии», «Математические методы в исследовании экономики», «Методы принятия решений», «Теория систем и системный анализ», «Высокоуровневые методы информатики и программирования», «Операционные системы», «Информационная безопасность».
3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины Интеллектуальные информационные системы

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций или их составляющих:

общекультурные компетенциими (ОК):

ОК-1: способен использовать, обобщать и анализировать информацию, ставить цели и находить пути их достижения в условиях формирования и развития информационного общества;

ОК-3: способен работать в коллективе, нести ответственность за поддержание партнёрских, доверительных отношений;

ОК-4: способен находить организационно-управленческие решения и готов нести за них ответственность;

ОК-5: способен самостоятельно приобретать и использовать в практической деятельности новые знания и умения, стремится к саморазвитию;

ОК-6: способен осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности;

ОК-7: способен понимать сущность и проблемы развития современного информационного общества;

ОК-8: способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях;

ОК-11: способен уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия;

ОК-13: способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны;

ОК-14: способен применять основные методы защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, технику безопасности на производстве;

ОК-9: способен свободно пользоваться русским языком и одним из иностранных языков на уровне, необходимом для выполнения профессиональных задач;

профессиональные компетенции (ПК):

общепрофессионалъные:

ПК-1: способен использовать нормативные правовые документы в профессиональной деятельности;

ПК-2: способен при решении профессиональных задач анализировать социально-экономические проблемы и процессы с применением методов системного анализа и математического моделирования;

ПК-3: способен использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности и эксплуатировать современное электронное оборудование и информационно-оммуникационные технологии в соответствии с целями образовательной программы бакалавра;

проектная деятельность:

ПК-4: способен ставить и решать прикладные задачи с использованием современных информационно-коммуникационных технологий;

способен осуществлять и обосновывать выбор проектных решений по видам обеспечения информационных систем;

ПК-6: способен документировать процессы создания информационных систем на всех стадиях жизненного цикла;

ПК-7: способен использовать технологические и функциональные стандарты, современные модели и методы оценки качества и надежности при проектировании, конструировании и отладке программных средств;

ПК-8: способен проводить обследование организаций, выявлять информационные потребности пользователей, формировать требования к информационной системе, участвовать в реинжиниринге прикладных и информационных процессов;

ПК-9: способен моделировать и проектировать структуры данных и знаний, прикладные и информационные процессы;

ПК-10: способен применять к решению прикладных задач базовые алгоритмы обработки информации, выполнять оценку сложности алгоритмов, программировать и тестировать программы;

организационно-управленческая и производственно-технологическая деятельность:

ПК-11: способен принимать участие в создании и управлении ИС на всех этапах жизненного цикла;

ПК-12: способен эксплуатировать и сопровождать информационные системы и сервисы;

ПК-13: способен принимать участие во внедрении, адаптации и настройке прикладных ИС;

ПК-14: способен принимать участие в реализации профессиональных коммуникаций в рамках проектных групп, презентовать результаты проектов и обучать пользователей ИС;

аналитическая деятельность:

ПК-15: способен проводить оценку экономических затрат на проекты по информатизации и автоматизации решения прикладных задач;

ПК-16: способен оценивать и выбирать современные операционные среды и информационно-коммуникационные технологии для информатизации и автоматизации решения прикладных задач и создания ИС;

ПК-17: способен применять методы анализа прикладной области на концептуальном, логическом, математическом и алгоритмическом уровнях;

ПК-18: способен анализировать и выбирать методы и средства обеспечения информационной безопасности;

ПК-19: способен анализировать рынок программно-технических средств, информационных продуктов и услуг для решения прикладных задач и создания информационных систем;

ПК-20: способен выбирать необходимые для организации информационные ресурсы и источники знаний в электронной среде;

научно-исследовательская деятельность:

ПК-21: способен применять системный подход и математические методы в формализации решения прикладных задач;

ПК-22: способен готовить обзоры научной литературы и электронных информационно-образовательных ресурсов для профессиональной деятельности.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

знать:

  • теоретические основы построения и функционирования информационных систем, технологию автоматизации банковской деятельности, ключевые направления применения новых информационных технологий в кредитных учреждениях;

  • принципы построения, структуры и области применения интеллектуальных информационных систем в экономике;

  • современное состояние разработки и применения инструментальных и программных средств интеллектуальных информационных систем в области моделирования экономических процессов;

  • основные современные методы и модели интеллектуальной поддержки принятия решений в различных приложениях;

  • современные методы, принципы и законы процесса моделирования систем искусственного интеллекта;

  • методы формирования и оценки производственно-экономических ситуаций и выработки на этой основе прогрессивных управленческих решений;

уметь:

  • формировать концептуальную модель экономического процесса в определенной предметной области;

  • выбирать адекватную экономическую модель представления знаний в интеллектуальной информационной системе для задачи управления экономическим процессом в конкретной предметной области;

  • формулировать задачи генетического поиска решений и подбирать соответствующие параметры алгоритмов;

  • формализовать поставленную задачу, составлять интеллектуальнее алгоритмы ее решения;

  • представлять задачи коллективного поиска решений как процесс деятельности интеллектуальных агентов;

  • строить базы знаний экспертных систем на основе четкой и нечеткой логики;

  • выбирать, обосновывать и применять наиболее подходящие инструментальные средства разработки экспертных систем в зависимости от особенностей моделируемых предметных областей;

  • применять выбранную модель к основным расчетам в сфере экономики;

  • работать в различных операционных системах и системных оболочках, пользоваться офисными приложениями: текстовым процессором, электронными таблицами, базами данных;

  • формулировать цели и задачи интеллектуализации обработки банковской информации, пользоваться современными общефункциональными прикладными программами, работать в среде специализированных программных средств, применяемых в кредитных учреждениях, оценить и выбрать программные средства для различных участков (направлений) адаптации и автоматизации банковской деятельности;

  • формализовать производственно-экономическую ситуацию и разрабатывать экономико-математические, статистические и интеллектуальные модели;

  • использовать модели математического программирования, модели исследования операций при решении задач оптимизации интеллектуальных информационных систем;

  • оценивать степень влияния сложившихся ситуационных обстоятельств на положение предприятий в определенном будущем;

  • внедрять и использовать современные банковские интеллектуальные информационные технологии и системы;

  • составлять программу на алгоритмическом языке искусственного интеллекта по заданному алгоритму, отладить программу в изучаемой среде программирования, составить план и провести тестирование, написать программную документацию;

иметь представление о:

  • экспертных знаниях и основанных на них системах искусственного интеллекта;

  • назначении и основах использования систем искусственного интеллекта;

  • принципах построения модели предметной области при различных способах представления знаний, используемых в экспертных системах;

  • классах задач принятия решений и их особенностях;

  • реализации механизмов принятия решений (логического вывода) в экспертных системах;

  • типах моделей и методов оптимизации для различных применений в условиях одно- и многокритериального выбора решений для различных областей применения;

  • принципах и методах разработки математического и программного обеспечения интеллектуальных информационных систем и технологий;

  • современных методах, принципах и законах процесса моделирования, формирования и оценки производственно-экономических ситуаций и выработки на этой основе прогрессивных управленческих решений;

  • принципах и методах использования специализированных программных сред для решения задач в области моделирования и управления экономическими процессами;

  • об эволюционном моделировании и генетических алгоритмах поиска решений;

  • о многоагентных системах как системах моделирования процессов коллективного взаимодействия и принятия решений.

  • о состоянии рынка и перспективы развития интеллектуальных информационных систем и технологий;

владеть:

  • основными программными средствами для создания моделей принятия решений

  • навыками алгоритмического мышления;

  • навыками практического использования различных типов методов и моделей принятия решений для решения прикладных задач в областях экономики, предпринимательства и управления;

  • навыками программной реализации решений прикладных задач, полученных методами принятия решения и математического программирования.

Содержанием читаемого двухсеместрового курса являются теоретические основы проектирования интеллектуальных информационных систем и особенности их использования в кредитных учреждениях.

Изучение дисциплины (модуля) «Интеллектуальные информационные системы» базируется на знании материала дисциплин (модулей) «Математика», «Дискретная математика», «Теория алгоритмов», «Информатика и программирование», «Теория экономических информационных систем», «Информационные системы и технологии», «Математические методы в исследовании экономики», «Методы принятия решений», «Теория систем и системный анализ», «Высокоуровневые методы информатики и программирования», «Операционные системы», «Информационная безопасность».

Являясь элементом вариативной части профессионального цикла основной образовательной программы бакалавриата по направлению подготовки 230700 – Прикладная информатика, данная дисциплина обеспечивает изучение большей части общепрофессиональных и специальных дисциплин, установленных Федеральным Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования.

Дисциплина (модуль) «Интеллектуальные информационные системы» изучается студентами очной формы обучения в 4-м и 5-м семестрах; заочной формы обучения –в 7-м и 8-м семестрах на лекциях, практических (интерактивных) занятиях и во время самостоятельной работы.

Основными видами занятий являются лекции и практические (интерактивные) занятия.

На лекциях даются теоретические основы знаний дисциплины, концентрируется внимание на наиболее сложных и узловых вопросах теории, математических основ и принципов построения и функционирования интеллектуальных информационных систем, сетевого информационного обеспечения, защиты информации, управления компьютерами и сетевым оборудованием, организации работы программного обеспечения интеллектуальных информационных систем.

На интерактивных (практических) занятиях вырабатываются навыки в решении задач с использованием интеллектуальных информационных систем, разработке алгоритмов и программ, производстве расчетов на ПЭВМ и анализе их результатов.

В процессе самостоятельной работы студенты закрепляют и углубляют знания и навыки, полученные на всех видах занятий, готовятся к предстоящим занятиям, зачету и экзамену, формируют у себя культуру умственного труда, самостоятельность и инициативу в поиске и приобретении знаний.

Программа дисциплины состоит из 27 тем, объединенных в два раздела. По дисциплине предусмотрены зачет в 4-м семестре и экзамен в 5-м семестре – для очной формы обучения и зачет в 7-м семестре и экзамен в 8-м семестре – для заочной формы обучения.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

Похожие:

Факультет информационных технологий утверждаю iconФакультет информационных технологий, математики и физики
Телефон: (4217) 59-14-48 (приёмная комиссия), 59-14-92 (центр профориентации и трудоустройства)

Факультет информационных технологий утверждаю iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Факультет Бизнес-Информатики Кафедра инноваций и бизнеса в сфере информационных технологий

Факультет информационных технологий утверждаю iconПлан Вступление Охрана труда в кабинете информационных технологий...
Охрана труда в кабинете информационных технологий – довольно важная часть учебного процесса. Нарушение действующих норм охраны труда...

Факультет информационных технологий утверждаю iconНациональный исследовательский университет "Высшая школа экономики"...
Разработка предметно-ориентированного языка описания структуры и содержания электронных документов

Факультет информационных технологий утверждаю iconФакультет бизнес-информатики Кафедра информационных технологий в...
Постановка задачи, выбор методов реализации и описание технического задания. 14

Факультет информационных технологий утверждаю icon«Изучение стандарта „Методы и средства обеспечения безопасности....
Санкт-петербургский государственный университет информационных технологий, механики и оптики

Факультет информационных технологий утверждаю iconАвтоматизированные системы обработки информации», «Электронные вычислительные...
«Искусственный интеллект», «Программное обеспечение информационных технологий»

Факультет информационных технологий утверждаю iconНовых информационных технологий «ланит» утверждаю генеральный директор
Аварийные ситуации и рекомендации по обеспечению надежности функционирования системы 63

Факультет информационных технологий утверждаю iconНовых информационных технологий «ланит» утверждаю генеральный директор
Настройка взаимодействия Портала с Единой системой идентификации и аутентификации (есиа) 50

Факультет информационных технологий утверждаю iconО центре информационных технологий
Центр информационных технологий (далее — цит) является структурным подразделением федерального государственного бюджетного образовательного...

Факультет информационных технологий утверждаю iconКомпьютерные информационные технологии курс лекций
Именно этим опреде­ляется актуальность и необходимость освоения основ компью­терных информационных технологий. Знание компьютерных...

Факультет информационных технологий утверждаю icon1. Основные определения и понятия информации, информационных технологий...
В отечественной общеобразовательной школе в последние годы компьютерная техника и другие средства информационных технологий стали...

Факультет информационных технологий утверждаю iconМинистерство информационных технологий и связи ростовской области
О плане работы коллегии министерства информационных технологий и связи Ростовской области на 2013 год

Факультет информационных технологий утверждаю iconТехническое задание 2015 г. Общие сведения Предметом оказания услуги...
В электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по разработке стратегии развития информационных технологий гуп...

Факультет информационных технологий утверждаю iconВыдержки из Закона об Образовании РФ
Краткая характеристика информационных систем и информационных технологий, применяемых в Омгу для организации учебного процесса с...

Факультет информационных технологий утверждаю iconТема Основные понятия экономических информационных систем (эис) и...
Тема Основные понятия экономических информационных систем (эис) и информационных технологий (ИТ) (6 часов) 6


Руководство, инструкция по применению






При копировании материала укажите ссылку © 2017
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск