44. 04. 01 «Педагогическое образование»




Скачать 341.68 Kb.
Название44. 04. 01 «Педагогическое образование»
страница1/5
ТипДокументы
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Документы
  1   2   3   4   5
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Волгоградский государственный социально-педагогический университет»


Факультет филологического образования

Кафедра литературы и методики ее преподавания

Методические материалы к курсу

Рациональное и эмоциональное в русской литературе первой половины XIX века
по направлению 44.04.01 «Педагогическое образование»
магистерская программа «Литературное образование в классах

с углублённым изучением предмета»

Составитель:
кандидат филологических наук,
доцент кафедры литературы

и методики ее преподавания
Е.Ф. Манаенкова

Содержание:

1. Учебно-методические материалы лекционного курса.........................................................3

2. Учебно-методические материалы практических занятий...................................................7

3. Список рекомендуемой литературы......................................................................................13

5. Перечень ключевых слов........................................................................................................16

6. Оценочные средства.................................................................................................................17

1. Учебно-методические материалы лекционного курса

Лекция 1. Отражение проблемы соотношения «ума» и «сердца» в русской литературе 18-19 вв. – 2 ч.

Цель: показать решение проблемы соотношения «рационального-эмоционального» в художественных направлениях русской литературы 18-19 вв.

Задачи: рассмотреть специфику проблемы «рациональное-эмоциональное», её неразрывную связь с проблемой психологизма. 2. Раскрыть значение проблемы в художественной антропологии писателя.

План:

Культ разума – определяющая черта литературы классицизма. «Чувствительность» как основная категория сентименталистской эстетики. Открытие неисчерпаемого разнообразия душевной жизни человека в романтическом направлении. Реализм как художественный метод углубленного изображения рационально-эмоциональных комплексов человеческой личности.

Рекомендуемая литература:

1. Буланов А.М. Художественная феноменология изображения «сердечной жизни» в русской классике. Монография. - Волгоград, 2003.

2. Белинский В.Г. Полн. собр. соч.: В 13 т. - М., 1955. Т. 7.

3. Кулешов В. И. История русской литературы 19 века: учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по направлению 520300 и спец. 021700 - “Филология”/В. И. Кулешов. - М.: Акад. проект: Фонд “Мир”, 2005. - 794 с. - Рекомендовано УМО.

4. История русской литературы XIX века: 1800-1830-е годы: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2-х ч. / Под ред. В.Н. Аношкиной, Л.Д. Громовой. -М., 2001. Рекомендовано МО РФ.

5. История русской литературы 19 века: в 3 ч.: учеб. для студ. вузов, обучающихся по специальности 032900 “Русский язык и литература”.Ч. 1. (1795-1830) / Авт. В. И. Коровин, Н. Н. Прокофьев, С. М. Скрябин. - М.: Владос, 2005. - 478 с.- Допущено МО РФ.

6. История русской литературы: В 4 т. Т.2. От сентиментализма к романтизму и реализму / Отв. ред. Е.Н. Купреянова. - Л., 1981.

7. Манаенкова Е.Ф. Соотношение рационального и эмоционального в творчестве А.С. Пушкина. - Волгоград, 2006.
Перечень необходимого оборудования: аудиторная доска, стационарный или переносной комплекс мультимедийного презентационного оборудования.

Перечень используемых образовательных технологий: лекция-визуализация, проблемное обучение.

Вопросы и задания студентам для самопроверки:

1. Как соотносится рациональное и эмоциональное начала в художественном образе основных направлений русской литературы 18-19 вв?

2. Подготовить кейсы по предложенным темам:

  1. Отражение проблемы «рациональное-эмоциональное» в современном теоретическом литературоведении.

  2. Научные дискуссии по проблеме «рациональное-эмоциональное» в современной философской науке.

  3. Разработка проблемы диалектики эмоционального и рационального в современной психологии.

  4. Труды христианских философов о нравственной основе человеческого бытия.


Лекция 2. Актуализация проблемы в 20-21 вв. Многоуровневый характер современного исследования проблемы «внутреннего человека» - 2 ч.

Цель: показать освещение проблемы в различных отраслях современной гуманитарной науки (философии, религиоведении, психологии, эстетике, литературоведении).

Задачи: раскрыть основные термины и понятия многоаспектной проблемы рационального и эмоционального, акцентировать внимание на современных литературоведческих исследованиях по проблеме.

План:

Основные теоретико-методологические принципы исследования проблемы на современном этапе. Интегрированный подход к изучению проблемы. Проблема рационального и эмоционального в философской, религиоведческой, психологической литературе. Основные категории и понятия. Исследование проблемы в современном литературоведении.
Рекомендуемая литература:

1. Автономова Н.С. Рассудок. Разум. Рациональность. – М., 1988.

2. Буланов А.М. Художественная феноменология изображения «сердечной жизни» в русской классике. Монография. - Волгоград, 2003.

3. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. – М., 1990.

4.Жаравина Л. В. А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь: Философско-религиозные аспекты литературного развития 1830–1840-х годов. Волгоград, 1996.

5. Изард К.Э. Психология эмоций / Перев. с англ. - СПб., 2000.

6. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. - СПб., 2001.

7. Липов А.Н. Диалектика эмоционального и рационального в художественном творчестве. – М., 1985.

8. Проблемы «ума» и «сердца» в современной филологической науке: сб. науч. ст. по итогам V Междунар. науч. конф. «Рациональное и эмоциональное в литературе и фольклоре». – Волгоград, 2010.

9. Рациональное и эмоциональное в морали.: сб. ст. – М., 1983.

10. Собин В.И. Соотношение эмоционального и рационального в общественной психологии: автореф. дис. …д-ра филос. наук. – М., 1984.
Перечень необходимого оборудования: аудиторная доска, стационарный или переносной комплекс мультимедийного презентационного оборудования.

Перечень используемых образовательных технологий: лекция-ассистирование, проблемное обучение (кейсы).

Вопросы и задания студентам для самопроверки

1. Назовите ведущих учёных и их исследования по проблеме рационального и эмоционального.

2. Чем объясняется актуализация проблемы в современном мире?

3. Подготовить сообщение о статьях А.С. Пушкина, посвящённых литературе (инд. задание).
Лекция 3. «Головное» и «сердечное» в системе художественно-эстетических и философских представлений А.С. Пушкина – 2 ч.

Цель: проследить характер осмысления Пушкиным художественного творчества в его критических статьях о литературе.

Задачи: рассмотреть основные статьи Пушкина, посвященные вопросам литературы, выявить требования основателя русского реализма к изображению «внутреннего человека» в произведениях литературы.

План:

Основы пушкинской «истинно романтической» (реалистической) эстетики. Задачи русской литературы, изложенные в статьях и письмах Пушкина («О прозе» (1822); «О причинах, замедливших ход нашей словености» (1824); «О предисловии г-на Лемонте к переводу басен И.А. Крылова», «О поэзии классической и романтической» (1825); «О народности в литературе» (1825-1826); «Отрывки из писем, мысли и замечания» (1827); «Баратынский», «О статьях кн. Вяземского», «Денница», «О народной драме и драме «Марфа Посадница» (1830); «О Байроне» (1835); «Мнение М.Е. Лобанова о духе словесности…», «Собрание сочинений Георгия Кониского, архиепископа белорусского» (1836); «Table-talk» (1830-1837)).

Рекомендуемая литература:

1. А.С. Пушкин: pro et contra / Сост. В.М. Маркович, Г.Е. Потапова, коммент. Г.Е. Потаповой. – СПб.: РХГИ, 2000.

2. Белинский В.Г. Полн. собр. соч.: В 13 т. - М., 1955. Т. 4.

3. История русской литературы XIX века: 1800-1830-е годы: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2-х ч. / Под ред. В.Н. Аношкиной, Л.Д. Громовой. - М., 2001. Рекомендовано МО РФ.

4. Манаенкова Е.Ф. Соотношение рационального и эмоционального в творчестве А.С. Пушкина. - Волгоград, 2006.

5. Пушкин А.С. Собр. соч. (любое издание).

6. Пушкин А.С. Мысли о литературе / Вступ. статья М.П. Еремина. - М., 1988.
Перечень необходимого оборудования: аудиторная доска, стационарный или переносной комплекс мультимедийного презентационного оборудования.

Перечень используемых образовательных технологий: лекция-ассистирование, проблемное обучение.

Вопросы и задания студентам для самопроверки:

1.Каковы основные требования Пушкина к произведениям различных литературных родов и жанров?

2. В рамках практико-ориентированного группового проекта проанализировать в аспекте проблемы пушкинское произведение, изучаемое в средней школе (по выбору).
Лекция 4. Рациональное и эмоциональное в творчестве А.С. Пушкина – 2 ч.

Цель: раскрыть своеобразие художественной феноменологии изображения пушкинского человека.

Задачи: показать особенность пушкинского психологизма. 2. Рассмотреть основные формы изображения «внутреннего человека» в художественной практике Пушкина.

План:

Эмоциональное и рациональное в ранней лирике А.С. Пушкина (1813-1820 гг.). Жизнь «сердца» в южных поэмах. «Сердце» и «ум» в «Евгении Онегине». Авторские приоритеты в «петербургских повестях» («Пиковая дама» и «Медный Всадник»). Торжество сердечности в романе «Капитанская дочка».

Рекомендуемая литература:


1. А.С. Пушкин. Школьный энциклопедический словарь.- М., 1999.

2. А.С. Пушкин: pro et contra / Сост. В.М. Маркович, Г.Е. Потапова, коммент. Г.Е. Потаповой. – СПб.: РХГИ, 2000.

3. Белинский В.Г. Полн. собр. соч.: В 13 т. - М., 1955. Т. 7.

4. Кулешов В. И. История русской литературы 19 века: учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по направлению 520300 и спец. 021700 - “Филология”/В. И. Кулешов. - М.: Акад. проект: Фонд “Мир”, 2005. - 794 с. - Рекомендовано УМО.

5. Манаенкова Е.Ф. Соотношение рационального и эмоционального в творчестве А.С. Пушкина. - Волгоград, 2006.

6. Пушкин А.С. Собр. соч. (любое издание).

Перечень необходимого оборудования: аудиторная доска, стационарный или переносной комплекс мультимедийного презентационного оборудования.

Перечень используемых образовательных технологий: лекция-ассистирование, проблемное обучение (проектная деятельность).

Вопросы и задания студентам для самопроверки:

1. В чем особенность пушкинского психологизма?

2. Назовите основные формы изображения «внутреннего человека» в произведениях Пушкина.

3. В рамках практико-ориентированного группового проекта проанализировать в аспекте проблемы произведение М.Ю. Лермонтова, изучаемое в средней школе (по выбору).
  1   2   3   4   5

Похожие:

44. 04. 01 «Педагогическое образование» icon«Детский сад №2 комбинированного вида «Северяночка»
Требования к квалификации: Высшее педагогическое образование или среднее педагогическое образование, стаж работы не менее одного...

44. 04. 01 «Педагогическое образование» iconРабочая программа для студентов направления подготовки 44. 03. 01 Педагогическое образование
Содержание: умк по дисциплине История древнерусской литературы и культуры для студентов направления подготовки 44. 03. 01 Педагогическое...

44. 04. 01 «Педагогическое образование» icon«Педагогическое просвещение родителей дошкольников как форма взаимодействия семьи и доу»
Студентки 4 курса группы фзо 4до-1 направление подготовки 44. 03. 01 «Педагогическое образование»

44. 04. 01 «Педагогическое образование» iconПрограмма учебной дисциплины
Фгос впо по направлению подготовки 050100. 62 Педагогическое образование (утвержден 22 декабря 2009 г. №788) и учебного плана по...

44. 04. 01 «Педагогическое образование» iconРабочая программа для студентов направления подготовки 44. 03. 05 Педагогическое образование
Содержание: умк по дисциплине «Подготовка школьников к егэ по истории и обществознанию» для студентов направления подготовки 44....

44. 04. 01 «Педагогическое образование» iconУчебно-методический комплекс дисциплины в. Од. 8 Практическая грамматика английского языка
Б-4041, 44. 03. 05, Педагогическое образование (профиль образование в области иностранных языков), зачёт

44. 04. 01 «Педагогическое образование» iconУчебно-методический комплекс дисциплины Разработали: доценты Турунтаева...
Направление – 050100. 68 Педагогическое образование Магистерская программа – Социологическое образование Форма подготовки очная

44. 04. 01 «Педагогическое образование» iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования...
Основная образовательная программа (ооп) бакалавриата, реализуемая вузом по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование...

44. 04. 01 «Педагогическое образование» iconОсновная образовательная программа высшего образования Направление...
Требования к уровню подготовки абитуриента, необходимому для освоения ооп

44. 04. 01 «Педагогическое образование» iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
Сыртланова, Н. Ш. Методические рекомендации к выполнению курсовых и выпускных квалификационных работ по направлению "Педагогическое...

44. 04. 01 «Педагогическое образование» iconПедагогическая практика в старшей школе Направление: 050100 (44....

44. 04. 01 «Педагогическое образование» iconРабочая программа дисциплины психология направление: 050100. 62 Педагогическое образование

44. 04. 01 «Педагогическое образование» iconРабочая программа дисциплины образовательные программы начальной...

44. 04. 01 «Педагогическое образование» iconНазвание вакансии: гувернантка
Требования к кандидату: высшее образование (приоритет педагогическое, филологическое или другое гуманитарное)

44. 04. 01 «Педагогическое образование» iconПрограмма дополнительного профессионального образования «Педагогическое образование»
Характеристика познавательных возможностей учащихся с задержкой психического развития

44. 04. 01 «Педагогическое образование» iconИнструкция для воспитателей гпд
Работать воспитателем в группе продленного дня может работник, имеющий педагогическое образование


Руководство, инструкция по применению






При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск