Скачать 2.17 Mb.
|
1 Методические рекомендации и образцы документов по подготовке и проведению учений и тренировок с НАСФ, работниками организаций и предприятий 2.1 Общие требования к организации, подготовке и проведению учений и тренировок В современных требованиях к обучению нештатных аварийно-спасательных формирований и всех групп населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций исключительно важная роль отводится приобретению необходимых навыков и умений в процессе практических занятий, учений и тренировок. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 04.10.03 № 547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и руководящими документами МЧС России в целях проверки подготовленности органов управления, формирований в составе сил ГО, сил РСЧС и населения предусматривается регулярное проведение командно-штабных, тактико-специальных и комплексных учений и тренировок, установлена периодичность и продолжительность их проведения. Командно-штабные учения продолжительностью до 3 суток проводятся в федеральных органах исполнительной власти и в органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации 1 раз в 2 года, в органах местного самоуправления - 1 раз в 3 года. Командно-штабные учения или штабные тренировки в организаиях проводятся 1 раз в год продолжительностью до 1 суток. 2 К проведении; командно-штабных учений в федеральных органах исполнительной власти, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления могут в установленном порядке привлекаться оперативные группы военных округов, гарнизонов, соединений и воинских частей Вооруженных Сил Российской Федерации, внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации и органов внутренних дел Российской Федерации, а также по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления - силы и средства единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Тактико-специальные учения продолжительностью до 8 часов проводятся с участием аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований организаций 1 раз в 3 года, а с участием формирований постоянной готовности - 1 раз в год. Комплексные учения продолжительностью до 2 суток проводятся 1 раз в 3 года в муниципальных образованиях и организациях, имеющих опасные производственные объекты, а также в лечебно-профилактических учреждениях, имеющих более 600 коек. В других организациях 1 раз в 3 года проводятся тренировки продолжительностью до 8 часов. Учения проводятся в целях:
-отработки взаимодействия автотранспортных, медицинских, противопожарных и иных объектовых служб, органов управления ГОЧС, муниципальных служб, их сил и средств в решении совместных задач по действиям в условиях ЧС; -анализа и оценки практической готовности аварийно-спасательных служб и формирований к действиям в ЧС и по сигналам оповещения ГО;
3 должностных инструкций и действующих нормативных документов;
К организации и проведению учений предъявляются следующие требования:
-создание тактической обстановки на учении, максимально приближенной к реально возможной и позволяющей отрабатывать задачи, стоящие перед всеми категориями обучаемых; -исключение возможности возникновения в ходе подготовки и проведения учения ситуаций, которые могут привести к человеческим жертвам, ущербу народному хозяйству и окружающей природной среде, ухудшению условий жизнедеятельности населения; -эффективное использование выделенных на подготовку и проведение учения материальных и финансовых средств. 2.1.1 Методика подготовки учений Подготовка учений включает в себя: -определение исходных данных; -разработку учебно-методических документов; -подготовку участников учения; -подготовку мест проведения учения; 4 -материальное и техническое обеспечение учения.3 Исходные данные включают: -название темы; -цели; -этапы и учебные вопросы; -состав участников; -продолжительность и сроки проведения учения; -места проведения учения. Тема учения (тренировки), если она не определена в плане подготовки на очередной год и не установлена вышестоящим начальником, определяется руководителем учения. Она может предусматривать отработку вопросов организации защиты населения и осуществления производственного процесса при угрозе и возникновении ЧС военного, природного, техногенного или террористического характера. Темами учений, например, могут быть: -действия органов управления и предприятий, органов управления ГОЧС, их сил и средств в условиях угрозы и возникновения ЧС (указываются виды ЧС); -действия органов управления и предприятий, их сил и средств по организации проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСДНР); -действия органов управления и предприятий, их сил и средств по обеспечению устойчивого функционирования объекта в ЧС; - действия подразделений противопожарной службы ГО при аварии на химически опасном объекте; -действия органов управления ГОЧС при ликвидации последствий террористического акта в подземном переходе; - действия органов управления и личного состава формирования ГО при демеркуризации подъезда жилого дома и др. Цели определяются, исходя из содержания темы, возможных масштабов и последствий чрезвычайных событий, уровня подготовки органов управления, сил и средств, руководящего состава и других участников учения к действиям в ЧС. Цели подразделяются на учебные, контрольные, исследовательские. Они могут быть общими для всех обучаемых и частными для отдельных категорий. Общими целями, например, могут быть: - совершенствование навыков привлекаемых на учения руководящего состава и специалистов органов управления и 5 объектов, КЧС, органов управления ГОЧС в управлении проведением мероприятий в ЧС, а также их ликвидации; - проверка готовности соответствующих органов управления, КЧС, органов управления ГОЧС, сил и средств к действиям в ЧС; - оценка полноты и реальности планов действий в ЧС, инструкций и др. нормативных документов, регламентирующих осуществление производственного процесса в ЧС; - оценка эффективности осуществленных и намеченных к выполнению мероприятий по повышению устойчивости функционирования объектами системы в ЧС; - отработка взаимодействия органов управления, участвующих в организации и обеспечении производственного процесса в ЧС; - практика руководящего состава и специалистов соответствующих органов управления в анализе обстановки, оценке последствий ЧС при принятии решений об организации производственного процесса в ЧС и др. Частными целями, например, могут быть:- - тренировка соответствующих служб, их сил и средств в выполнении своих функций в условиях ЧС и при их ликвидации. Например, отработка действий при ликвидации аварий во время перевозки опасных грузов: пожарные формирования - в тушении пожаров и постановке водяных завес; медицинские - в оказании помощи и эвакуации пораженных; подразделения милиции – в организации оцепления очага поражения, возникшего в результате ДТП при перевозке опасного груза; органы управления ГОЧС - в организации защиты населения, которое может оказаться в очаге поражения, КЧС - в организации общего руководства по ликвидации ЧС; - проверка действий диспетчерских и дежурных служб при возникновении критических ситуаций; - исследование организации оповещения органов управления, персонала и населения о ЧС; - проведение экспериментов по конкретным проблемам, связанным с повышением надежности и безопасности производственного процесса, локализацией и ликвидацией ЧС на транспорте и др. Количество этапов учения, их содержание и продолжительность определяются, исходя из темы и целей учения, а также из его продолжительности. 6 Этап учения - это часть учения, включающая определенный период деятельности обучаемых, в течение которого отрабатывается группа учебных вопросов темы. Участники учений подразделяются на две категории: тех, кто организует подготовку и руководит ходом учения, и обучаемых. В состав руководства входят: руководитель учения, его заместители, помощники, штаб руководства, исследовательская группа и посреднический аппарат. Руководство учением должен осуществлять один из руководителей, являющийся, как правило, старшим начальником для всех участников учения, наделенный необходимыми полномочиями. Заместителями и помощниками руководителя назначаются руководящий состав, специалисты, компетентные в прорабатываемых на учении вопросах и наделенные необходимыми для выполнения возлагаемых на них функций полномочиями. Основной орган, обеспечивающий выполнение всех мероприятий по организации и проведению учения - штаб руководства. Начальник штаба руководства является первым заместителем руководителя учения. 2.1.2. Разработка документов В соответствии с исходными данными, указаниями руководителя учения осуществляется разработка документов, определяющих порядок подготовки и проведения учения. Основные из них - приказ или распоряжение руководителя организации о подготовке и проведении учения; календарный план подготовки учения; организационные указания; план проведения учения; частные планы заместителей и помощников руководителя учения, а также посредников; план проведения исследований. Приказ или распоряжение о подготовке и проведении учения является основанием для развертывания работ по подготовке к учению. В нем указываются: тема и учебные цели учения; состав руководства, штаба руководства, обучаемых; указания конкретным должностным лицам - участникам учения по его подготовке, мерам безопасности; порядок финансирования, 7 материально-технического и других видов обеспечения отрабатываемых на учении мероприятий; порядок и сроки рассмотрения итогов учения. Календарный план подготовки учения является рабочим документом штаба руководства. Он включает основные мероприятия по подготовке учения и определяет их последовательность, сроки выполнения и исполнителей. План может содержать следующие разделы: организационные мероприятия; разработка документов учения; подготовка руководства и посредников; подготовка обучаемых; подготовка мест проведения учения; организация исследований; материальное и техническое обеспечение учения; контроль за ходом его подготовки. Организационные указания разрабатываются в развитие приказа (распоряжения) о подготовке и проведении учения. В них конкретизируются вопросы подготовки к учению каждой конкретной категории обучаемых. В организационных указаниях указываются: тема, цели, ориентировочные сроки проведения учения; состав руководства и обучаемых, места их размещения, порядок организации управления и связи; порядок представления донесений в ходе учения; организация обеспечения участников учения питанием, транспортом; перечень и объем мероприятий, которые обучаемым необходимо выполнить при подготовке к учению. Если на учение привлекается в качестве обучаемых небольшое количество организаций и объектов, то организационные указания могут не разрабатываться, а содержащиеся в них вопросы отражены в распоряжении о подготовке и проведении учения. Выписки из организационных указаний или распоряжений доводятся до конкретной категории обучаемых в части, их касающейся, за 2 - 3 месяца до начала учения. План проведения учения является основным документом, в котором излагается ход учения, определяется порядок его проведения. Он позволяет руководителю учения направлять усилия своих заместителей и помощников, штаба руководства, посредников и обучаемых на наиболее полную отработку вопросов, достижение поставленных целей учения. План проведения учения включает: название темы, учебные цели, состав участников, время проведения и продолжительность, исходную обстановку, порядок проведения учения. Порядок проведения учения излагается в форме 8 таблицы, в которой указываются: этапы учения, учебные вопросы, их содержание, продолжительность и время отработки (астрономическое и оперативное), обстановка, на фоне которой отрабатываются учебные вопросы; ожидаемые действия обучаемых при отработке учебных вопросов; работа руководства и посредников. В качестве приложений к плану проведения учения или самостоятельными документами могут быть разработаны планы проведения каждого практического мероприятия. В них указывается где, когда и какие мероприятия выполняются, привлекаемые для этого силы и средства, содержание их основных действий, на кого возложены организация и контроль, за проведением мероприятий. План проведения учения и приложения к нему разрабатываются руководителями и специалистами, компетентными не только и вопросах предупреждения, уменьшения тяжести и ликвидации последствий ЧС, но и хорошо знающими вопросы организации производственного процесса. План проведения учения служит основой для разработки. частных планов работы заместителей и помощников руководителя умения, посредников. В частных планах заместителей и помощников должны быть отражены действия обучаемых и того лица, для которого разрабатывается план, а также оперативная обстановка в части, касающейся каждой конкретной категории обучаемых, на фоне которой они действуют на учении. В частных планах также отражаются:
-содержание работы лица, для которого разрабатывается план; - время представления указанным лицом докладов за каждый этап; - время окончания учения. 9 При необходимости, кроме рассмотренных, могут разрабатываться и другие документы. Это, например, сметы расходов на учение, проектно-сметная, технологическая и другая документация на исследовательские и практические мероприятия, инструкции по мерам безопасности, план материально-технического обеспечения и др. Готовятся так - же необходимые справочные материалы: перечень сил и средств, привлекаемых на учение, обеспеченность персонала средствами защиты, перечень и характеристика опасных производств, характеристики опасных грузов, методики и программы для оценки последствий ЧС и др. 2.1.3. Подготовка участников учений Высокий уровень подготовки участников учений к выполнению возложенных на них функций - непременное условие успешного проведения учений и достижения поставленных целей. Она должна быть направлена на:
- изучение состояния готовности привлекаемых на учения органов управления, персонала, элементов производства, сил и средств к действиям в ЧС; - подготовку участников к выполнению своих функций на учениях. Основными способами подготовки являются проработка учебных материалов по программам ГО и ЧС, изучение требований директивных и нормативных документов, представляющих теоретическую основу в области гражданской обороны и защиты от ЧС, соответствующих документов планов действий в ЧС, а также проведение общих и раздельных по группам занятий, тренировок с учетом задач, решаемых в ходе учения его участниками. К проведению занятий, кроме руководства учением, целесообразно привлекать работников вышестоящих органов управления ГОЧС, территориальных органов МЧС России, преподавателей учебно - методических центров по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям (далее – УМЦ по ГОЧС) и других специалистов, компетентных в отрабатываемых на учениях вопросах. 10 Подготовка обучаемых должна быть направлена на: - подготовка уровня теоретической подготовки. Позволяющей обучаемым успешно решать стоящие перед ними задачи во время учений; - углубленное изучение особенностей и состояния готовности к действиям в условиях ЧС подчиненных органов управления и подведомственного хозяйства, предприятия; - ознакомление с данными паспорта безопасности муниципального образования и паспорта безопасности объекта; -уяснение своих обязанностей и функций в условиях ЧС; - подготовку к эффективным действиям во время учений. Подготовка к эффективным действиям обучаемых в ходе учений предусматривает: - тренировки по проведению расчетов параметров очагов поражения, поражающих факторов возможных чрезвычайных событий, определению потерь и материального ущерба, необходимых сил и средств, варианты действий формирований при ликвидации ЧС военного и мирного времени; - подготовку проектов распоряжений, приказов, донесений и других документов по различным вариантам обстановки в ЧС; - выполнение мероприятий, предусмотренных распоряжением о подготовке и проведении учения; - проведение тренировок по использованию средств индивидуальной и коллективной защиты, механизмов и инструмента, средств связи и оповещения, вычислительной техники, требующихся для ликвидации последствий ЧС, организации и проведения АСДНР. 2.1.4 Подготовка мест проведения учений Накануне учения проверяется состояние пунктов управления, их инженерного оборудования и средств связи, устраняются обнаруженные неисправности. В предназначенных для размещения участников учения рабочих помещениях устанавливаются необходимые средства связи, вычислительная техника, оргтехника, мебель и др. имущество. Для выполнения на учении запланированных практических мероприятий должны быть подготовлены соответствующие места. Это могут быть территории и сооружения объектов, участки городских улиц, полигоны, натурные участки, отдельные участки производства. 11 Подготовка обязательно включает проведение мероприятий по обеспечению решения поставленных задач и вместе с тем исключающих угрозу жизни и здоровью людей, причинение материального ущерба и ущерба окружающей среде, нарушение производственной деятельности. Для демонстрации практических мероприятий участникам учения следует оборудовать специальные места. Материальное и техническое обеспечение при подготовке и проведении учений предусматривает:
- обеспечение обучаемых средствами индивидуальной защиты, а личного состава формирований, привлекаемых на учение, кроме того, приборами радиационной и химической разведки, медицинскими средствами индивидуальной защиты, техникой инструментом и другим имуществом в соответствии с табелем оснащения; - обеспечение участников нормативными документами, пособиями, справочной, а выполняющих практические работы - проектно-сметной и другой технической документацией. 2.1.5 Методика проведения учений Руководство и посредники организуют свою работу в ходе учений и соответствии с планами их проведения, а обучаемые - в соответствии с нормативными документами, регламентирующими порядок организации производственного процесса и ликвидации последствий ЧС, планами действий в ЧС, своими функциональными обязанностями, должностными инструкциями, указаниями своего руководства и посредников, а также складывающейся обстановкой. |
Инструкция по подготовке и проведению учений и тренировок по гражданской... В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. N 868 "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам... |
Вопросы: Виды учений и тренировок по го и защите от чс Учебные материалы для самостоятельной подготовки размещены на официальном сайте администрации городского округа город Воронеж |
||
Методические рекомендации по подготовке и проведению итогового сочинения... Комиссии образовательной организации по проведению и проверке итогового сочинения (изложения) 4 |
Методические рекомендации по подготовке и проведению итогового сочинения... Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки направляет для использования в работе уточненные редакции следующих методических... |
||
Методические рекомендации по подготовке и проведению аттестации практического психолога Целью разработки является помощь молодым специалистам-психологам в организации профессиональной деятельности |
Рекомендации по организации обучения лиц, привлекаемых к подготовке... Настоящий документ содержит цели, задачи и рекомендации по организации и проведению обучения работников пунктов проведения экзаменов... |
||
Рекомендации по организации обучения лиц, привлекаемых к подготовке... Настоящий документ содержит цели, задачи и рекомендации по организации и проведению обучения работников пунктов проведения экзаменов... |
Методические рекомендации по подготовке и проведению государственной... Письмо Рособрнадзора от 13. 03. 2014 n 02-104 о направлении методических рекомендаций по подготовке и проведению государственной... |
||
Инструкция по проведению региональных тренировочных мероприятий с... Назначение тренировок |
1. Общие требования безопасности Учащиеся к подготовке и проведению демонстрационных опытов по химии не допускаются |
||
Методические указания по организации и проведению практики омск, 2013 Методические рекомендации для обучающихся по организации и проведению учебной и производственных практик |
Учений будды Так Собрание Учений Будды из около десятка книг за две с половиной тысячи лет разрослось до небольшой библиотеки из полусотни томов,... |
||
Инструкция по подготовке, проведению и обработке материалов единого... Инструкция разработана с целью организации своевременной и качественной работы по подготовке, проведению и обработке материалов единого... |
Методические рекомендации по подготовке и проведению Государственная итоговая аттестация обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования |
||
Методические рекомендации по подготовке и проведению единого государственного... Основные сведения об организации и проведении егэ с использованием печати полного комплекта экзаменационных материалов 7 |
Роснедра фгунпп «Аэрогеология» гуп «ниикам» Требования Госгеолкарты-1000/3 и Госгеолкарты-200 Требования дополняют инструктивные и методические документы по подготовке указанных Госгеолкарт... |
Поиск |