Внешняя торговля ОАЭ
ОАЭ были центром торговли с древнейших времен, когда среди наиболее ценных их товаров были медь, драгоценные камни и нефть. Сегодня данный вид международных отношений продолжает играть ключевую роль для экономики страны, причем значительную часть экспорта составляет вывоз нефти и газа, производящийся в основном в Японию. Кроме этого, открытие многочисленных свободных зон превратило Объединенные Арабские Эмираты в третий по величине центр реэкспорта в мире. Эта статья формирует практически треть поступлений в экономику государства и обеспечивает прочные связи с Индией, Ираном и еще 35 странами. Рост населения в Эмиратах привел к повышению спроса и необходимости наращивания импорта, которому способствовали и низкие затраты для размещения капиталов, вызванные жесткой конкуренцией между азиатскими странами.
Неудивительно, что именно с ними ОАЭ торгует больше, нежели с Европой и США. Рост населения в Эмиратах привел к повышению спроса и необходимости наращивания импорта, которому способствовали и низкие затраты для размещения капиталов, вызванные жесткой конкуренцией между азиатскими странами. Неудивительно, что именно с ними ОАЭ торгует больше, нежели с Европой и США.
Доклад Индустриального Банка Эмиратов 2006 года сообщает, что ОАЭ стали крупнейшим мировым средоточием реэкспорта наряду с Гонконгом и Сингапуром. Большая его часть осуществляется в свободных зонах города Дубая и базируется на целом ряде преимуществ: больших объемах закупок, низких налогах, превосходной инфраструктуре и исторически высокой концентрации торговцев в ОАЭ. Основными партнерами в этой части торговли считаются Иран и Индия. Бурное развитие реэкспорта в середине 90-х сменилось некоторым спадом в третьей четверти декады, будучи обусловленным экономическим спадом в странах назначения, однако начало нового века принесло новый подъем благодаря выходу на растущие рынки Северной Африки. В структуре экспорта более 50 % составляет нефть. Крупные позиции экспорта – газ, текстиль, алюминий. Более 50 % экспорта ОАЭ направляется в Японию, которая импортирует 70 % эмиратской нефти и почти весь объем вывозимого сжиженного газа. Импорт более диверсифицирован – около трети его стоимости приходится на машины, оборудование и транспортные средства, треть – на готовые промтовары, крупной позицией импорта является также продовольствие. Основными партнерами по импорту являются Япония (14 %), США, страны ЕС. Главные направления реэкспорта товаров из ОАЭ – Иран, КСА, страны СНГ, в том числе Россия, Индия. ОАЭ – самая конкурентоспособная экономика арабского мира после Катара и Кувейта. Отчет Всемирного экономического форума включил четыре страны Персидского залива в список 40 самых развитых экономик мира. ОАЭ занял 29 место, Катар – 32, Кувейт – 37, Бахрейн – 39 место. В то время как положение ОАЭ в рейтинге осталось без изменений по сравнению с 2005г., Катар и Кувейт поднялись соответственно с 34 и 36 места. При этом, Бахрейн спустился в рейтинге на два пункта.
В 2005 главной статьей импорта Дубая стал ввоз аудио- и видеооборудования, продукции машиностроения, товаров текстильной промышленности, двигателей, самолетов и кораблей и, наконец, основных металлов. Основные же категории экспорта: основные металлы и побочная продукция, ткани, большая же его часть приходится на реэкспорт текстиля, машиностроения, овощей. Основные торговые потоки были направлены в Восточную и Юго-Восточную Азию, Западную Европу, Южную и Западную Азию. Еще одна немаловажная составляющая торговли Эмиратов – экспорт золота. Рекордной отметки он достиг в 2004 и составил 660 тонн, но уже в первые месяцы следующего года наблюдался заметный спад, вызванный, по мнению Департамента Портов и Таможни Дубая, падением курса индийской рупии по отношению к доллару, что имело результатом понижение спроса на ввозимый из ОАЭ сплав. Второй причиной наверняка стало разрешение индийским правительством местным банкам напрямую закупать золото их Швейцарии, Великобритании, ЮАР, Южной Кореи и России. Дубай всячески стимулировал спрос на драгоценные изделия, устраивая всевозможные выставки и фестивали в своих свободных зонах.
Япония – главный потребитель нефти и природного газа, экспортируемого ОАЭ за рубеж. Потому неудивительно, что возрастание потребности огромной японской экономики в сырой нефти к концу 2005 повысила общий объем торговли с Эмиратами на 31,65%. Согласно Японской Организации Внешних Отношений, экспорт Японии в ОАЭ вырос в 2005 на 5,7%, достигнув отметки 4,86 миллиарда долларов США, в то время как импорт подскочил на 38,2% до 25,3 миллиарда долларов, а ведь годом ранее совокупный торговый оборот между двумя странами был и того меньше – 22,92 миллиарда.
По словам представителя Jetro, такой крутой поворот в торговых отношениях государств должно отнести на счет увеличения цен на сырую нефть, что имело результатом повышенный спрос в Японии на автомобильную продукцию, металлов и резины. Помимо этого, все больше японских корпораций готовы воспользоваться услугами арабских свободных зон и инвестировать средства в экономику ОАЭ.
Экспорт автомобилей в ОАЭ повысился в 2006-2007 на 12,9%, в то же время значительно увеличился экспорт металлов. Другими важными статьями экспорта можно назвать электроприборы, видеокамеры и строительные конструкции.
На противоположной стороне картина вполне однообразная: 99% импорта Японии из Объединенных Арабских Эмиратов – это нефть, рост спроса на которую и породил повышение экспорта ОАЭ. В противоположность этому несколько упал экспорт в Японию газовых гидрокарбонатов – пропана и бутана – в целом снижение составило 5%. В ненефтяном секторе Япония – третий по величине потребитель эмиратских товаров.
Китай, обширно экспортирующий текстиль, одежду, золотую, серебряную, железную, оловянную и медную продукцию, закупает в Эмиратах алюминий, бензин, удобрения и полиэтилен. Общий объем этой торговли возрастает почти на 2 миллиарда долларов каждый год. В последнее время стали традицией проводимые с участием министерства экономики Китая встречи с эмиратской стороной и форумы для обсуждения перспектив развития обмена в областях высоких технологий, телекоммуникаций, фармацевтики, социальной инженерии, логистики.
Иран, один из ближайших соседей ОАЭ и важнейший потребитель эмиратского реэкспорта продолжает расширять свое сотрудничество с партнером, а в мае 2006 года министр экономики Ирана заявил, что «с открытием иранского торгового центра в Дубае коммерческие узы двух стран серьезно усилились». Открытие этой зоны будет способствовать росту информированности иранских торговых агентов, а это будет означать большую прозрачность сделок.
Не менее значительны объемы торговли с Индией, оборот с которой в 2005 подпрыгнул на две трети до 12 миллиардов долларов США при сохранении высокого профицита в пользу Индии. К концу финансового 2006/2007 года экспорт ОАЭ в Индию возрос на 127%, заняв отметку в 4,7 миллиарда долларов, импорт же увеличился на 45%, т.е. до 7,2 миллиардов. В 2006 году наибольшая часть ненефтяной торговли осуществлялась через Дубай. В первую очередь рост экспорта затронул статьи животноводства и драгоценных металлов и камней.
ОАЭ является вторым по величине партнером Индии, потому с завидным постоянством страны проводят торговые выставки, последняя из которых состоялась в конце 2005 в Мумбаи при содействии руководства СЭЗ Джебель-Али и правительства Дубая. Техническим организатором выступила группа Falkanaz, заинтересованная в продаже спортивной аксессуаров, фурнитуры и медикаментов. Это событие привлекло массу индийских предпринимателей, ищущих выхода на ближневосточный рынок. Проведение данного мероприятия вкупе с неимоверно растущими потребностями развивающейся индийской экономики способствовали дальнейшему росту торговли двух стран-союзников.
Объем торговли между ОАЭ и Великобританией в последние годы неуклонно растет, а в 2004 году даже достиг исторического максимума в 2,7 миллиарда фунтов, что на 30% выше показателя 2003 года. При этом размеры экспорта Соединенного Королевства в ОАЭ увеличивались гораздо быстрее импорта, что привело к профициту торгового баланса на 60% выше прежнего, то есть 1,6 миллиарда фунтов, а доля импорта снизилась с 33-34% до всего 29%. А ведь всего за год до этого импорт из ОАЭ рос опережавшими темпами, а профицит не достигал и миллиарда фунтов. Состав экспорта ОАЭ в Великобританию распадался на следующие основные составляющие: нефть, электрические товары и продукция машиностроения, животные и драгоценные и полудрагоценные камни.
С другой стороны, Эмираты активно импортировали электронные приборы и оборудование, продукцию тяжелого машиностроения, доля же драгоценных металлов и камней упала до 7%. В качестве места назначения британского экспорта был избран порт Дубая, В который прибыло почти 76% товаров, в то время как в Абу-Даби всего 9%, а Шарджа и прочие провинции и того меньше. Экспорт ОАЭ был распределен более равномерно: Дубай – 55%, Абу-Даби – 23, а Шарджа и прочие эмираты – 23%. Профицит торгового баланса с Дубаи равнялся 1,4 миллиарда фунтов, с Шарджа и прочими эмиратами – 165 миллионов, а с Абу-Даби – всего 2 миллиона. Распределение импорта и экспорта Великобритании по эмиратам на 2005 год. Если рассматривать обмен между Великобританией и арабскими эмиратами постатейно, то можно утверждать, что в Дубаи поступили 100% животных и 8,7% электроприборов, Абу-Даби же стал главным местом прибытия для самолетов и запасных частей. Точно так же Дубаи обеспечил громадную долю британского импорта, за исключением разве что текстиля, которым активно торговал Шарджа. А вот химическая продукция была представлена к продаже в Абу-Даби и Шарджа. Можно сделать вывод, что увеличивающаяся потребность в нефти и маслах ведет к упрочнению связей с Абу-Даби, что влечет рост торгового дефицита, зато обмен с Дубаи, принимающим 83% британского импорта, остается для Лондона прибыльным.
Начало 2000-х годов принесло новый поворот в торговых отношениях ОАЭ с остальным миром. Практически по всем направлениям наблюдается небывалый подъем деловой активности и, как следствие, рост объемов экспорта и импорта страны. Это обстоятельство является прямым следствием расширения свободных экономически зон в Эмиратах, которые привлекли тысячи иностранных компаний, ищущих рынки для эффективного инвестирования средств. Так Малайзия стала главным партнером ОАЭ в Южной Азии с торговым оборотом более полутора миллиардов долларов и объемом текущих проектов в Дубае почти в 30 миллиардов. ОАЭ даже превратились в крупнейшего экспортера в послевоенный Ирак, опережая Иорданию, Иран, Францию, Китай и Россию, где произошло повышение спроса на реэкспортируемый текстиль, автомобили и прочие машины.
По данным экономического исследования, проведенного специалистами Информационно-энергетического агентства (ЕІА), по результатам 2005 г. чистая прибыль ОАЭ от экспорта нефти-сырца на мировые рынки достигла нового рекордного показателя и составила около 39 млрд. долларов США. В процессе подсчетов специалистами агентства за основу бралась средняя цена на нефть - 45 долларов США за баррель - при ежесуточной добыче 2,3 млн. баррелей нефти.
Финансовые аналитики отмечают, что такие показатели прибыли являются самыми большими за всю историю ОАЭ с момента начала Эмиратами экспорта нефти на мировой рынок. Стабильно высокие цены на нефть позволят увеличить прибыли ОАЭ от продажи нефти и в 2006 г., которые по прогнозам ЕІА составят 42,7 млрд. долл. США. Кроме того, специалисты агентства прогнозируют также высокие показатели нефтяных прибылей Катара, которые по результатам 2005 г. составляют близко 17 млрд. долл. США, а в 2006 г. - 17,2 млрд. долл. США.
Соответственно решению руководства ADNOC, нефтяного монополиста ОАЭ, в январе 2006 г. компанией на 10% будут уменьшены объемы экспорта нефти-сырца марки Murban, которая поставляется ОАЭ в среднем в объеме 1,5 млн. баррелей ежесуточно. Сокращение составит около 150 тыс. баррелей в сутки и связано с проведением ремонтных и профилактических работ на газоперерабатывающем комплексе Ruwais. Поставки других марок экспортной нефти на мировой рынок не уменьшатся. Ограничение экспорта нефти марки Murban, по предварительной информации, продлится до конца января 2006 г.
Руководство Департамента экономики и планирования эмирата Абу-Даби приняло решение о создании в эмирате нового промышленного городка ICAD-2. Создание городка, стоимость которого будет составлять свыше 120 млн. долларов США, стало одним из мероприятий по выполнению стратегического плана правительства Абу-Даби по диверсификации экономики страны, созданию современной индустриальной базы, новых предприятий тяжелой промышленности, привлечению иностранных инвестиций и технологий с целью ускорить экономическое развитие и уменьшить зависимость государства от нефтяных поступлений.
Заслуживает внимания тот факт, что одновременно с решением о создании промышленного городка в эмирате Абу-Даби, департаментом экономики издан декрет, соответственно которому в пределах ICAD-2 разрешается создавать промышленные предприятия с 100% иностранной собственностью. Органу управления ICAD-2, Высшей корпорации специальных экономических зон, будут предоставлены регуляторные права по регистрации, лицензированию новых компаний в ICAD-2, выдаче необходимых разрешений, освобождению от налогообложения и выдаче таможенных разрешений.
В эмирате Шарджа обеспечен самый высокий в мире ежегодный прирост валового внутреннего продукта. Он составил в 2006г., по сообщению местного информационного агентства ВАМ, 19.9%. ВВП Шарджи в 2006г. равен 43.8 млрд. дирхамов (12 млрд.долл.). Великолепный экономический успех эмирата, входящего в состав федерального государства ОАЭ, достигнут благодаря привлекательному инвестиционному законодательству, активному развитию перерабатывающей промышленности, развитию инфраструктуры и упрощению бюрократических процедур. Гендиректор департамента экономического развития эмирата Али аль-Махмуд, заявил, что промышленный сектор обеспечивает 42% ВВП. Обращает на себя особое внимание стабильный непрерывный рост экономики Шарджи в течение последних пяти лет. Средние темпы роста перерабатывающей промышленности.
Дальнейшая диверсификация экономики повысит ВВП Объединенных Арабских Эмиратов на 60% к 2010г., считает А.Т. Kearney, ведущая международная консалтинговая компания. Она представила свои прогнозы, когда заявила о своем решении открыть региональное представительство в международном финансовом центре Дубай с целью обслуживать растущее число местных клиентов и поддерживать дальнейшую диверсификацию и рост экономики ОАЭ. «Наша клиентская база на Ближнем Востоке существенно выросла за последние пять лет и требует не только международных экспертов наших опытных подразделений в Европе, обеих Америках и Азии, но также физической близости к местному управлению. Международный финансовый центр Дубая обеспечивает нам первоклассное место, благодаря которому мы сможем расширить деятельность на весь регион.
Проанализировав данный параграф, можно сделать вывод о том, что ОАЭ третий по величине центр спорта в мире, страна имеет налаженные связи с США, Европой и ближайшими странами. Главный интерес для ОАЭ страны Содружества представляют в качестве рынка реэкспортной торговли. Наиболее активно по этому направлению работают эмираты Дубай и Шарджа. Большая часть грузопотока реэкспортируемых товаров приходится на воздушный транспорт. Объединенные Арабские Эмираты связаны с внешним миром шестью аэропортами. На побережье расположились десятки морских портов, в том числе и восемь наиболее крупных. Важную роль в экономике эмиратов играет электроэнергетика. Установленные мощности по производству электроэнергии в ОАЭ составляют 6 тысяч мегаватт. Ведется строительство ряда новых ТЭС, что позволит довести мощности до 8 тысяч мегаватт. ОАЭ развивается с каждым годом и становится привлекательнее для зарубежных партнеров.
|