Доклад по теме:
Netschool (сетевая школа) как один из этапов осуществления информатизации образовательного пространства МОУ СОШ №6 г. Новый Уренгой.
В нашей школе мы осуществляем программу информатизации с 2006 года.
Она состоит из нескольких этапов:
подготовительный (моделирование информационного образовательного пространства, закупка необходимого мультимедийного оборудования, создание локальной сети школы.
внедренческий (модернизация материальной инфраструктуры, апробация электронных учебно-методических комплексов по различным предметам инвариантной части учебного плана, использование мониторинговых исследований).
аналитический (анализ, обобщение и распространение опыта реализации программы).
За последние два учебных года в школе была проведена локальная сеть, закуплено необходимое мультимедиа оборудование: компьютеры, проекторы, экраны. Учителя стали использовать на уроках информационные технологии.
В школе прошел целый ряд обучающих семинаров: «Работа в сети Интернет», «Работа с электронными программными комплексами», «Сетевые технологии», «Особенности работы в Netschool», «Электронный журнал в Netschool».
В настоящее время мы используем сетевую школу – Netschool в учебно-воспитательном процессе.
Особенности системы Net Школа
Net Школа – это комплексная система, в которой директор, завуч, преподаватели, ученики, родители работают в едином информационном пространстве. Net Школа гармонично объединяет образовательные, коммуникативные и административные функции. Net Школа обучает сотрудников школы культуре работы в сети, приучает к использованию новых информационных технологий. Net Школа – это реальный механизм вовлечения родителей в учебно-воспитательный процесс, что обеспечивает действенную обратную связь. Данная система дает нам следующие преимущества: общение между сотрудниками, учащимися, родителями, поддержка индивидуального портфолио учащегося, поддержка проектной деятельности. На основе Net Школы можно построить единую образовательную среду города и региона, для обмена информацией между школами, управлениями образования, дошкольными учреждениями и др.
Net Школа поддерживает следующие типы пользователей:
Администратор системы
Завуч/Директор
Учитель/Кл.руководитель
Ученик
Родитель
Технический персонал
Архитектура системы Net Школа
Net Школа имеет сетевую архитектуру, благодаря чему:
устанавливается только на одном компьютере – на сервере;
на компьютерах пользователей требуется только браузер;
пользователь не привязан к рабочему месту;
количество одновременных пользователей зависит от версии СУБД и аппаратного обеспечения сервера.
Краткое описание Net Школы
Net Школа предоставляет развитые средства общения:
Пользователи Net Школы могут «вывешивать» сообщения на доске объявлений, пользоваться системой почтовых сообщений, обсуждать различные темы в форуме, создавать мини-портал учебного заведения. Учащиеся, а также преподаватели могут вести личный портфолио и давать разрешение на его просмотр другим пользователям.
Поддержка проектной деятельности осуществляется с помощью механизма портфолио проекта. Руководитель проекта определяет учащимся доступ на просмотр или редактирование разных разделов проекта. Просмотр и редактирование проекта можно разрешить преподавателям и родителям.
Основные функции пользователя с ролью администратора системы в Net Школе:
Ввод основных административных данных после установки Net Школы (с помощью «Мастера ввода данных»).
Ведение базы данных сотрудников, учеников и родителей.
Определение прав доступа.
Создание собственных внутришкольных отчётов с помощью «Конструктора отчётов».
Процедура закрытия учебного года.
Перенос всей информации на следующий год.
Перевод учащихся в следующий класс.
Основные функции пользователя с ролью завуча в Net Школе:
Составление учебного плана.
Ведение списков классов.
Составление расписания в режиме ручного ввода или импорт из специализированных программ составления расписания.
Возможность оперативно отмечать перенос уроков, замены преподавателей.
Получение отчётов об успеваемости и посещаемости в любом классе.
Основные функции пользователя с ролью учителя в Net Школе:
Календарно-тематическое планирование уроков, в т.ч. использование готовых планов уроков.
Ведение электронного классного журнала, включающего темы уроков, оценки и сведения о посещаемости.
Использование учебных курсов, интегрированных с Net Школой.
Возможность назначить задание ученику по материалу курса, оценка автоматически выставляется в журнал (учитель может корректировать оценки).
создание своих собственных учебных курсов.
организация тестирования с мощным механизмом подготовки и проведения тестирования для всего класса.
подготовка к ЕГЭ за счет легкости подготовки тестов и автоматической обработки результатов.
Ученик в Net Школе имеет доступ к дневнику, где выделены просроченные задания. Ученик может выполнять задания по учебным курсам, назначенные учителем.
Родитель в любой момент может получать отчеты об успеваемости своего ученика и сравнительные отчеты.
План внедрения системы «NetSchool»
1. Распределение ролей в процессе внедрения
Для эффективного внедрения системы «NetSchool» необходимо принять от имени администрации образовательного учреждения (ОУ): Приказ и «Положение о Сетевой школе», а также дополнения к должностным инструкциям для различных типов пользователей. Выделим следующие ключевые роли в процессе внедрения «NetSchool».
-
Координатор «NetSchool»
Организует работу всех типов пользователей (сотрудников, учащихся, родителей) на уровне данного ОУ, управляет системой ввода данных и правами доступа в «NetSchool».
Контролирует полноту, качество, оперативность информации, вводимой в систему.
Готовит административные приказы, распоряжения, графики по каждому этапу внедрения; готовит предложения директору на поощрение сотрудников в соответствии с выполненным объемом работы.
Совместно с сетевым системным администратором организует и проводит обучение персонала.
В системе «NetSchool» имеет роль «Администратор системы» (рекомендуется дополнительно также и роль «Завуч»).
-
Сетевой системный администратор
Обеспечивает техническую поддержку сервера «NetSchool», при необходимости - рабочих мест и коммуникаций локальной сети ОУ; обеспечивает резервное копирование БД, настройки безопасности и бесперебойной работы «NetSchool».
Создаёт необходимые отчёты с использованием «Конструктора отчётов» в «NetSchool».
Консультирует руководителей и педагогических работников ОУ по входу в систему «NetSchool», организации ввода информации в БД, распечатке отчетов и др.
В системе «NetSchool» имеет роль «Администратор системы».
-
«Сетевые классные руководители»
Обеспечивают ввод в систему первоначальных данных по конкретному классу ОУ (в процессе запуска системы), а затем регулярный ввод текущих данных (в штатном режиме работы системы).
Отвечают за полноту, качество, оперативность вводимой информации в ОУ в своем классе.
В системе «NetSchool» имеют роль «Учитель». «Сетевой классный руководитель» должен иметь навыки уверенного пользователя ПК. Для ввода данных по своему классу возможно привлечение коллег-сотрудников, а также отдельных учащихся.
Среди тех, кто непосредственно осуществляет ввод данных в ОУ, отдельно следует выделить секретаря школы – в «NetSchool» имеет роль «Секретарь».
Важно рассмотреть варианты распределения ролей координатора «NetSchool» и сетевого системного администратора в ОУ, которое может быть осуществлено различными способами.
Таблица №1. Варианты распределения ролей координатора «NetSchool» и сетевого системного администратора
-
№ п/п
|
Должность
|
Сетевой системный админи-стратор
|
Координатор «NetSchool»
|
Оценка эффективности варианта
|
1
|
Зам. директора по информатизации (учитель информатики или специалист ИТ)
|
+
|
+
|
Может оказаться очень эффективным при достаточном опыте управления учебно-воспитательным процессом в школе
|
2
|
Зам. директора по УВР (НМР) (учитель информатики)
|
|
+
|
Как правило, наиболее удачный вариант распределения
|
Системный администратор
|
+
|
|
3
|
Зам. директора по НМР (учитель литературы)
|
нет такого сотрудника
|
+
|
Критический
|
4
|
Методист по НИТ (учитель информатики)
|
+
|
нет такого сотрудника
|
Критический
|
5
|
Зав. кафедрой информатики (учитель информатики)
|
|
+
|
Критический
|
Системный администратор
|
+
|
|
6
|
Учитель информатики
|
+
|
нет такого сотрудника
|
Невозможный
|
Опыт и результаты работы показывают, что динамика и уровень внедрения «NetSchool» в ОУ напрямую зависят от способа распределения ролей среди сотрудников. Выделение в структуре внутришкольного управления новой штатной единицы заместителя директора по информатизации и выполнение им функций и сетевого администратора, и координатора – может оказаться наиболее эффективным (вариант 1).
Делегирование обеих ролей в качестве дополнительных заместителю директора по УВР может дать хороший результат, но при этом уровень нагрузки увеличивается настолько, что ее выполнение может оказаться несистематичным, что может привести к замедлению или приостановке внедрения системы. Делегирование роли Координатора на уровень заведующего кафедрой ограничено его недостаточными административными полномочиями и оказывается недостаточно эффективным. При отсутствии административного управления внедрением «NetSchool» (в вариантах 4 и 6 в ОУ вообще нет координатора) может быть осуществлено наполнение базы данных, однако преобразования информационных процессов и технологий в ОУ, как правило, не происходит. Функции администратора целесообразнее всего делегировать системному администратору школьного компьютерного комплекса. Распределение функций по двум субъектам управления требует дополнительных специальных действий по установлению и поддержанию их взаимосвязи, однако тоже может быть эффективным при достаточном уровне профессиональных компетенций.
2. Рекомендуемые этапы ввода данных в систему «NetSchool»
Таблица №2. Рекомендуемые этапы ввода данных в систему «NetSchool»
№
|
Название этапа
|
Ответственные
|
Примечание
|
1.
|
Создание учетной записи школы в системе «NetSchool»
|
Координатор
|
Используется вход «Администратора сервера NetSchool», см. «Инструкция по установке»
|
2.
|
Ввод основных данных (создание структуры школы) в «Мастере ввода данных»
Сроки учебного года
Список сотрудников (основные поля как минимум для «сетевых классных руководителей» и секретаря)
Список преподаваемых предметов
Профили учебного плана
Предельные нагрузки учебного плана
Предметы, преподаваемые в параллелях
Типы учебных периодов
Границы учебных периодов
Создание классов
|
Координатор
|
На этом этапе в «NetSchool» может работать только один пользователь (с именем admin).
Ввод списка учащихся (шаг 10) – необязательный в «Мастере ввода данных»
|
3.
|
Ввод списка учащихся по классам;
информация по ученикам и родителям (достаточно основных данных)
|
«Сетевые классные руководители»
|
Для первоначального ввода списков учеников «сетевым классным руководителям» нужно дать право доступа «Вести списки учеников и родителей». После ввода списков данное право доступа нужно у них заменить на «Редактировать сведения об учениках и родителях в своем классе»
|
4.
|
Ввод приказов о зачислении для учащихся, введенных на этапе 3
|
Координатор или секретарь
|
Приказы о зачислении необходимы, чтобы была возможность вести дальнейшее движение учеников (переводы из класса в класс, выбытие из школы)
|
5.
|
Ввод и ведение расписания
|
Координатор совместно с заведующим по УВР
|
Возможен ввод расписания вручную или импорт из специализированной программы составления расписания
|
6.
|
Выставление итоговых оценок за четверть (семестр). Получение отчетов
|
«Сетевые классные руководители»
|
|
7.
|
Ведение электронных классных журналов (оценки, посещаемость). Получение отчетов
|
«Сетевые классные руководители»
|
|
Описанная схема внедрения предполагает постепенное освоение системы пользователями ОУ. Сроки внедрения зависят:
от уровня оснащения школы;
от уровня компьютерной "грамотности" пользователей;
от моральной готовности педагогов и администрации школы.
Внимание! Внедрение системы «NetSchool» не ограничивается перечисленными этапами, они являются лишь подготовительными. Не включены многие другие возможности «NetSchool» (календарно-тематическое планирование, работа с электронными учебными курсами, доска объявлений, доступ учащихся и родителей, портфолио, проектная деятельность, и т.д.).
От правильной организации внедрения «NetSchool» зависит возможность использования всех функций системы и успешность решения задач, стоящих перед сотрудниками школы.
«NetSchool» Рекомендации по безопасности для системного администратора
|