СОДЕРЖАНИЕ
Отраслевое соглашение по учреждениям здравоохранения Ивановской области на 2017-2019 годы………………………………………..…………..
|
3
|
1. Общие положения…………………………………………………………..
|
3
|
2. Обязательства сторон Соглашения и их представителей.………………
|
6
|
3. Развитие социального партнерства и гарантии профсоюзной деятельности…………………………………………………………………...
|
12
|
4. Оплата труда…………….………………………………………………..…
|
18
|
5. Рабочее время и время отдыха.………..….….……………………..…...
|
22
|
6. Охрана труда.….…..….….….….….….………..……….….….…….……
|
27
|
7. Гарантии социально-экономических и трудовых прав молодых работников и учащейся молодежи………………………………….........…
.
8. Заключительные положения…………………………………...………….
|
32
35
|
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящее отраслевое соглашение (далее – Соглашение) заключено на региональном уровне в соответствии с законодательством Российской Федерации и Ивановской области с целью определения согласованных позиций сторон по созданию необходимых трудовых и социально-экономических условий для работников и обеспечению стабильной и эффективной деятельности учреждений, подчиненных Департаменту здравоохранения Ивановской области.
Соглашение является правовым актом, регулирующим социально-трудовые отношения и устанавливающим общие принципы регулирования в сфере здравоохранения и связанных с ними экономических отношений. Соглашение содержит взаимные обязательства сторон по вопросам оплаты труда, режимов труда и отдыха, содействия занятости, повышения квалификации работников, условий и охраны труда, мер социальной поддержки, гарантий и компенсаций, гарантий социально-экономических и трудовых прав молодых работников и учащейся молодежи, развития социального партнерства, обеспечения гарантий прав Профсоюза в сфере создания условий для осуществления деятельности выборных органов первичных профсоюзных организаций.
Соглашение, а также макет коллективного договора, являющийся приложением к настоящему Соглашению обязательно к применению при заключении коллективных договоров в государственных бюджетных и казенных учреждениях, подведомственных Департаменту здравоохранения Ивановской области (именуемых далее – учреждения), трудовых договоров с работниками учреждений и при разрешении индивидуальных и коллективных трудовых споров.
Положения Соглашения не ограничивают права работодателей учреждений подведомственных Департаменту в расширении социальных гарантий и мер социальной поддержки работникам при наличии собственных средств для их обеспечения.
Сторонами Соглашения (именуемым далее – стороны) являются:
работники учреждений (именуемые далее – работники учреждений), в лице их полномочного представителя – Ивановской областной организации профсоюза работников здравоохранения Российской Федерации (именуемого далее – Профсоюз, действующий на основании Устава, утв. учредительным съездом Профсоюза 6 июня 1990 г. в редакции от 21.05.2010 г.)
работодатели учреждений в лице их полномочного представителя – Департамента здравоохранения Ивановской области (именуемого далее – Департамент, действующий на основании Положения о Департаменте здравоохранения Ивановской области, утв. Постановлением Правительства Ивановской области от 28.12.2012 г. № 578-п);
1.3. Соглашение распространяется на работодателей учреждений, имеющих первичные организации Профсоюза, работников – членов Профсоюза, а также на работников – не членов Профсоюза, которые уполномочили профком учреждения представлять их интересы во взаимоотношениях с работодателями по вопросам индивидуальных трудовых отношений и непосредственно связанных с ними отношений на условиях и в порядке, которые установлены коллективными договорами. Профсоюз несет ответственность за выполнение норм Соглашения в отношении членов Профсоюза.
Работодатели учреждений и выборный орган первичной профсоюзной организации могут заключать иные соглашения в соответствии с частью 10 статьи 45 Трудового кодекса Российской Федерации, содержащие разделы о распространении отдельных социальных льгот и гарантий только на членов Профсоюза, а также на работников, не являющихся членами Профсоюза, но уполномочивших выборный орган первичной профсоюзной организации на представление их интересов в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
1.4. Если в ходе коллективных переговоров сторонами Соглашения не принято согласованное решение по всем или отдельным вопросам, то составляется протокол разногласий, который является приложением к настоящему Соглашению.
1.5. Стороны договорились о том, что:
1.5.1. Обязательства Соглашения являются минимальными, которые должны быть обеспечены и могут быть дополнены и развиты в рамках заключения и реализации коллективных договоров.
Включение в коллективные договоры условий, снижающих уровень прав и гарантий работников, установленных настоящим Соглашением не допускается.
В коллективном договоре учреждения с учетом особенностей его деятельности, финансовых возможностей могут предусматриваться дополнительные меры социальной поддержки, льготы, гарантии и преимущества для работников, более благоприятные условия труда по сравнению с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Ивановской области, настоящим Соглашением.
1.5.2. Представители сторон, уклоняющиеся от участия в коллективных переговорах (по включению, изменению соглашений и коллективных договоров или неправомерно отказывающиеся от их подписания), а также лица, не предоставившие информацию, необходимую для ведения коллективных переговоров, нарушившие или не выполняющие обязательства, предусмотренные соглашениями и коллективными договорами, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
В случае уклонения работодателей от участия в коллективных переговорах или затягивания переговоров Профсоюз передает данную информацию в Департамент.
1.5.3. В течение срока действия Соглашения стороны вправе вносить дополнения и изменения в него на основе взаимной договоренности, при этом Стороны не имеют право ухудшать положения настоящего Соглашения. При наступлении условий, требующих дополнения или изменения настоящего Соглашения, заинтересованная сторона направляет другой стороне письменное уведомление о начале ведения переговоров в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Соглашением.
1.5.4. Урегулировать возникшие в подведомственных Департаменту учреждениях здравоохранения индивидуальные и коллективные трудовые споры путем переговоров.
Принятые сторонами изменения и дополнения к Соглашению оформляются протоколом, который является неотъемлемой частью Соглашения и доводится до сведения работодателей, организаций Профсоюза и работников учреждений в тридцатидневный срок.
1.6. Законодательные и другие нормативные правовые акты, принятые в период действия настоящего Соглашения, улучшающие правовое и социально-экономическое положение работников учреждений подведомственных Департаменту, расширяют действие соответствующих пунктов настоящего Соглашения применяются с момента вступления их в силу.
ОБЯЗАТЕЛЬСТВА СТОРОН СОГЛАШЕНИЯ И ИХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ
2.1. Руководствуясь основными принципами социального партнерства, необходимостью создания благоприятных условий труда, улучшения социально-экономического положения работников учреждений (включая оздоровление), Профсоюз и Департамент договорились:
2.1.1. Контролировать в учреждениях соблюдение трудового законодательства, соблюдение норм охраны труда и правил техники безопасности и не допускать нарушения социально-трудовых прав работников.
2.1.2. Способствовать повышению квалификации работников учреждений и качества медицинских услуг, результативности деятельности учреждений, конкурентоспособности работников на рынке труда.
2.1.3. Участвовать в деятельности постоянно действующих органов социального партнерства на региональном, отраслевом и территориальном уровнях.
2.1.4. Принимать участие в организации, подготовке и проведении семинаров по охране труда и технике безопасности, оплате труда, трудовому и пенсионному законодательству, по вопросам социального и медицинского страхования, а также конкурсов профессионального мастерства.
2.1.5. Проводить совместную работу по разработке и реализации проектов областных программ перспективного развития отрасли.
2.1.6. Проводить областные конкурсы профессионального мастерства по профессиям «Медицинская сестра», «Лучший врач года».
По представлению оргкомитета победители областных конкурсов профессионального мастерства могут быть представлены к награждению почетными званиями «Заслуженный работник здравоохранения РФ», «Заслуженный врач РФ», нагрудным знаком «Отличник здравоохранения», а также могут быть представлены к досрочной аттестации на присвоение более высокой квалификационной категории.
2.1.7. Учитывать мнение Профсоюза в порядке, установленном статьей 372 Трудового кодекса РФ для принятия локальных нормативных актов при выдвижении руководителей учреждений на присвоение государственных и отраслевых наград, а также почетных званий.
2.1.8. В целях морального поощрения работников учреждений здравоохранения, выборных профсоюзных работников за добросовестный безупречный труд, высокое профессиональное мастерство, активную работу по защите трудовых, социально-экономических прав и интересов работников отрасли, внесших значительный вклад в дело охраны здоровья населения Ивановской области учредить совместную Почетную грамоту Департамента и Профсоюза.
2.1.9. Признать обязательным заключение в государственных учреждениях здравоохранения коллективных договоров. Соблюдение условий коллективного договора является обязательным, а его нарушение недопустимым.
В случае отсутствия коллективных договоров в учреждениях здравоохранения, подведомственных Департаменту, на которых распространяется Соглашение, оно имеет в них прямое действие.
2.1.10. Проводить совместно подготовку и празднование профессионального праздника - Дня медицинского работника.
2.1.11. При разработке коллективных договоров обязательными приложениями должны быть:
- Положение об оплате труда;
-Положение о стимулирующих выплатах, Положение о премировании,
-Положение о распределении доходов от приносящей доход деятельности;
- Положения, регулирующие систему оплаты труда в учреждении;
- Правила внутреннего трудового распорядка;
- Положение, регулирующее нормирование труда в учреждении;
- Соглашение по охране труда;
- Списки должностей и профессий на право получение средств индивидуальной защиты (спецодежды, спецобуви, санитарной одежды и обуви, санитарных принадлежностей за счет работодателя);
- Списки должностей и профессий на право получения дополнительного отпуска за работу во вредных, опасных условиях труда;
- Списки должностей работников, имеющих право на сокращенную продолжительность рабочего времени;
- Списки должностей и профессий на право получения молока, сока, других равноценных пищевых продуктов или компенсационной выплаты в замен молока, равноценных пищевых продуктов за работу во вредных, опасных условиях труда;
- Списки должностей и профессий на право получения доплаты к заработной плате за работу во вредных, опасных условиях труда;
- Списки должностей и профессий на право обеспечениях смывающими, обезвреживающими средствами.
2.1.12. Представление работников на награждение государственными или ведомственными наградами осуществляется, с обязательным согласованием с первичной профсоюзной организацией, в целях соблюдения принципов социального партнерства.
2.1.13. Проводить информационно-разъяснительную работу среди работников по профилактике ВИЧ/СПИДа, возможности лечения, распространению рекомендаций Международной организации труда по вопросам ВИЧ/СПИДа и инициативы МОТ «Добровольное и конфиденциальное консультирование и тестирование на ВИЧ на рабочих местах», недопустимости дискриминации в отношении граждан с диагнозом ВИЧ/СПИДа.
2.2. Департамент:
2.2.1. Обеспечивает финансирование учреждений в соответствии с объемом бюджетных обязательств, утвержденных Законом Ивановской области «Об областном бюджете на соответствующий год и на плановый период» и контролирует финансирование в системе обязательного медицинского страхования.
2.2.2. Организует работу по профессиональной подготовке, переподготовке, повышению квалификации работников, обучению их вторым профессиям в соответствии с законодательством Российской Федерации, Ивановской области, на условиях и в порядке, которые определяются коллективными договорами.
Формы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, перечень необходимых профессий и специальностей определяются работодателем с учетом мнения профкома в порядке, установленном статьей 372 Трудового кодекса РФ для принятия локальных нормативных актов.
2.2.3. Координирует работу экспертных групп Областной аттестационной комиссии при аттестации врачей, медицинских работников со средним профессиональным образованием.
2.2.4. Предоставляет Профсоюзу по его запросам информацию о среднесписочной численности, о фонде начисленной заработной платы работников государственных учреждений здравоохранения в соответствии с ежемесячной формой Федерального статистического наблюдения № 1-Т «Сведения о численности и заработной плате работников», объеме задолженности по выплате заработной платы работникам государственных учреждений здравоохранения в соответствии с формой Федерального статистического наблюдения № 3-Ф «Сведения о просроченной задолженности по заработной плате по состоянию на 1…………. 20….г.».
Кроме того, по запросам Профсоюза руководителями учреждений предоставляется следующая информация: о составе работников, о размере средней заработной платы и иных ее показателях по отдельным категориям работников, о показателях условий и охраны труда, о планировании и проведении мероприятий по массовому увольнению работников, а также иную информацию, связанную с защитой прав и законных интересов работников.
Критерием массового высвобождения в отрасли считается сокращение численности или штата работников учреждения одновременно в течение 30 календарных дней:
– 50 человек и более при численности работающих 1000 человек и более;
– 20-24 человека при численности работающих от 500 до 1000 человек;
– 15-19 человек при численности работающих от 300 до 500 человек;
– 5% от общей численности при численности работающих до 300 человек.
- ликвидацию организации с численностью работников 15 и более человек;
2.2.5. Приглашает представителей Профсоюза для участия в работе коллегий, совещаниях, межведомственных комиссиях и других мероприятиях.
2.2.6. Направляет в Профсоюз проекты нормативных правовых актов, затрагивающих социально-трудовые права работников, в том числе затрагивающих вопросы оплаты труда для учета мнения Профсоюза. При внесении изменений и дополнений в действующие нормативные правовые акты, затрагивающие социально-трудовые права работников учреждений здравоохранения Ивановской области, учитывает мнение организации Профсоюза и обеспечивает его необходимой информацией и нормативной документацией.
2.2.7. Рассматривает обращения, письма и предложения Профсоюза в адрес Департамента и направляет в адрес Профсоюза письменный ответ в установленные законодательством сроки.
2.2.8. Размещает на сайте Департамента баннер-ссылку на сайт Ивановской областной организации профсоюза работников здравоохранения РФ как своего социального партнера; оказывать содействие первичным профсоюзным организациям учреждений по размещению своей информации на интернет-сайтах учреждений.
2.2.9. В порядке статьи 195 ТК РФ рассматривает заявления Профсоюза о нарушении руководителем лечебно-профилактического учреждения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, условий коллективного договора, соглашения и сообщает о результатах его рассмотрения в Профсоюз.
В случае, когда факт нарушения подтвердился, Департамент применяет к руководителю лечебно-профилактического учреждения дисциплинарное взыскание вплоть до увольнения. Помимо дисциплинарного взыскания Департамент изменяет размер стимулирующих выплат руководителям лечебно-профилактических учреждений, допустивших нарушения трудового законодательства.
2.2.10. Размещает на официальном веб-сайте Департамента совместные мероприятия с Профсоюзом, а также информацию, направленную Профсоюзом Департаменту в рамках социального партнерства.
2.2.11. При реорганизации или ликвидации государственных медицинских организаций Ивановской области учитывает мнение Профсоюза и направляет проекты документов в адрес Профсоюза.
|