Последствия агрессии Грузии и формирование
государственной границы между Российской Федерацией, Грузией, Южной Осетией, Абхазией
(о некоторых современных военных проблемах
международного права)
Скулаков Р.М.
юрист, кандидат юридических наук, доцент, roman-skulakov@yandex.ru, 89263424155
Статья посвящена оценке последствий агрессии Грузии в отношении Южной Осетии, попытке определения нового основания изменения государственной территории и характеристике формирования государственной границы Российской Федерации с Грузией, Южной Осетией, Абхазией.
Ключевые слова: государственная граница, делимитация, демаркация.
The consequences of the Georgian aggression and the formation
of the state border between Russia, Georgia, South Ossetia, Abkhazia
Skulakov R.M.
a jurist, candidate of law, docent, roman-skulakov@yandex.ru;
Тhis article is devoted the aftermath of Georgia's aggression against South Ossetia, an attempt to give a new legal ground to change of the state territory and the characteristics of the formation of the state border of the Russian Federation and Georgia, South Ossetia and Abkhazia.
Key words: state border, delimitation, demarcation
В современный период в мире происходит множество различных межгосударственных и внутригосударственных конфликтов. Основания конфликтов разнообразны, среди них: стремление овладеть новыми источниками сырья, улучшение геополитического положения, борьба с политической оппозицией и другие.
Один из широкомасштабных конфликтов произошел на территории Республики Грузия 8 августа 2008 года. Агрессия1 Грузии взбудоражила все мировое сообщество очередным прецедентом. Грузинское руководство направило свои вооруженные силы на захват столицы Южной Осетии – г.Цхинвали. Грузинские войска также сосредоточили огонь из танков и артиллерии по позициям российских миротворцев, в соответствии с международными договоренностями разделявших противоборствующие стороны. Действия правительства Грузии похожи на международное преступление – геноцид.
Республика Южная Осетия (в настоящее время) с советского периода имела статус автономной области. Грузия после распада СССР законодательно лишила Южную Осетия статуса автономной области, но не смотря на это в ней продолжали функционировать свои органы управления. Поэтому политическое обособление, стремление к независимости всегда раздражало грузинское руководство.
Планы руководства Грузии по применению вооруженных сил, направленные на захват Абхазии и Южной Осетии, разрабатывались в 2005-2007 годах. В планах предусматривалось уничтожение объектов как военного, так и гражданского назначения, в том числе, сел, где проживают граждане осетинской национальности, штаб и полигон миротворцев Российской Федерации1.
Евросоюз официально начал расследование причин «конфликта России и Грузии». Комиссию по расследованию возглавила швейцарский дипломат Хайди Тальявини, бывшая в 2002-2006 году спецпредставителем ООН в Грузии.
«С точки зрения миссии именно Грузия положила начало военным действиям в Южной Осетии. Никаких объяснений грузинская сторона не смогла дать в качестве основания для своих действий. Не было никакого наступления в Южной Осетии со стороны России до развязывания конфликта», - сказала Х. Татьявини. Она назвала грузинскую агрессию «изолированным актом, кульминацией нагнетаемого напряжения»2.
Южная Осетия и Абхазия уже однажды реализовали свое право на равноправие и самоопределение своего народа, можно назвать его внутренним, что и предписывает принцип международного права. Однако Грузия проявила акт агрессии и даже можно назвать это геноцидом в отношении Южной Осетии и это же планировалось в отношении Абхазии. Возникает вопрос – как народ, нация может продолжать жить в государстве, которое пыталось его уничтожить.
По нашему мнению, проявление агрессии, геноцида дает основание потерпевшим самоопределяющимся народам и нациям воспользоваться правом на отделение от государства-агрессора и обратиться к международному сообществу за признанием их независимыми государствами.
Происходящие территориальные изменения государств прежде всего затрагивают государственные границы. Процесс установления новых государственных границ очень сложный и может проходить годами.
Международная практика выработала два последовательных этапа установления государственной границы – делимитацию и демаркацию. Изначально необходимо уточнить указанные понятия для более точного понимания.
В юридической науке нет единого и общепринятого определения делимитации государственной границы, поэтому они достаточно разнообразны. Например, делимитация границы – это определение путем переговоров по соглашению между правительствами сопредельных государств общего направления прохождения Государственной границы и нанесения ее на топографическую карту1; делимитация – это определение и описание границы и нанесение ее на карту, описание пограничных знаков и др.2
По нашему мнению, делимитация государственной границы – это определение сопредельными государствами точного прохождения государственной границы между ними, с подробным ее описанием и нанесением на топографическую карту, которая фиксируется в международном договоре.
К заключению договора о делимитации государственной границы применяются правила, установленные Венской Конвенцией о праве международных договоров (Вена, 23 мая 1969 г.)3.
Заключению договора о делимитации государственной границы предшествует долгий и кропотливый труд нескольких органов государства, который может осуществляться в течение нескольких лет. В России постановлением Правительства Российской Федерации создается Комиссия по делимитации между Российской Федерацией и каким-либо сопредельным государством, в состав которой входят представители МИД России, ФСБ России, Минобороны России, Роскартографии, а также представители всех субъектов Российской Федерации, имеющих границы, совпадающие с государственной границей Российской Федерации1. На Комиссию возлагается задача по подготовке материалов, необходимых для переговоров по международно-правовому оформлению государственной границы между Российской Федерацией и сопредельным государством. Комиссия проводит переговоры для выработки соответствующих документов и представляет их на утверждение в порядке, определяемом постановлением Правительства Российской Федерации. В своей работе Комиссия руководствуется постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 1 апреля 1993 года № 4732-1 «О порядке введения в действие Закона Российской Федерации «О Государственной границе Российской Федерации»2 и директивами Правительства Российской Федерации3.
Итогом делимитации является заключение международного договора между государствами и приложения к нему, и нанесение общего описания прохождения государственной границы на географическую карту.
В соответствии с Федеральным законом от 15 июля 1995 года № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации»4 договоры о делимитации Государственной границы Российской Федерации подлежат ратификации (п. «в» ст. 15). Ратификация международного договора Российской Федерации осуществляется в форме федерального закона (ст. 14).
Международный договор, устанавливающий государственную границу, создает международно-правовую основу для формирования совместных демаркационных комиссий, определяет их общую задачу1.
После делимитации начинается следующий этап установления государственной границы – демаркация.
Определения демаркации в юридической науке многообразны. Например, демаркация – это проведение границы на местности, т.е. установление в определенных местах пограничных знаков (столбов, пирамид и др.), осуществляемое специальными смешанными комиссиями из представителей заинтересованных государств2. Демаркация – это фактическое обозначение договорной (делимитированной) государственной границы посредством установки системы пограничных знаков, речных и морских буев, створных знаков и других приемлемых средств3.
На наш взгляд, демаркация – это фактическое обозначение установленной международным договором государственной границы (делимитированной) на местности, посредством установки системы пограничных знаков (пограничных столбов, пирамид, речных и морских буев и других).
Другими словами, демаркация заключается в переносе на местность результатов делимитации государственной границы. Материалы делимитации государственной границы являются правовым основанием для демаркации. При совершении действий по демаркации составляются специальные документы – протоколы-описания прохождения границы, расположения пограничных знаков, а также схемы, снимки этих знаков.
По установившейся практике установление государственной границы на местности обычно осуществляется смешанными комиссиями, создаваемыми на паритетных началах, на основе договоров сопредельных государств о делимитации1. В виде исключения в таких комиссиях могут принимать участие и представители третьих государств.
В задачи демаркационных комиссий обычно входит проведение линии государственной границы на местности и составление карт, установка пограничных знаков, составление подробных протоколов-описаний прохождения линии границы с соответствующими схемами, фотоснимками, приложениями и т.п.
Состав российской делегации в демаркационной комиссии и инструкции для нее утверждаются постановлением Правительства Российской Федерации. Этим же постановлением определяются сроки работ и оформления всех документов и материалов демаркации, а также силы и средства, необходимые для обеспечения работы российской делегации.
В настоящем статье нам необходимо раскрыть процесс делимитации и демаркации участков государственной границы России и Грузии, России и Южной Осетии, России и Абхазии. Поскольку Южная Осетия и Абхазия входили в состав Грузии, изначально необходимо показать процесс делимитации российско-грузинской государственной границы.
Всем необходимо понимать, что территории и население Грузии, Южной Осетии и Абхазии в разные исторические периоды существовали и развивались не всегда совместно. Исторически это различные народы и занимаемые ими территории управлялись самостоятельно. Народы Грузии, Южной Осетии, Абхазии входили в состав России со своими территориями по отдельности и в различные периоды времени. Российские императоры осуществляли административно-территориальное деление, руководствуясь необходимостью эффективного управления и защиты присоединенных земель, что приводило к переходу некоторых территорий от одного народа к другому. История каждого народа и его территории обусловлена конкретными периодами, в которые принимались решения в интересах безопасности своего развития и изменялись отношения с сопредельными народами. Сложность процесса делимитации составляет и периодическое административно-территориальное переустройство в СССР, повлекшее переход некоторых земель в Закавказье.
Ближайшей отправной точкой для описания процесса делимитации и демаркации российско-грузинского участка государственной границы является распад СССР. Именно в этот период и возникла необходимость международно-правового оформления указанного участка государственной границы.
Государственная граница между Россией и Грузией после распада СССР устанавливалась следующим образом.
Протяженность границы Российской Федерации с Грузией составляет 897,9 км, из них: сухопутной – 819,4 км, речной – 55,9 км, озерной – 0,2 км, морской – 22,4 км.
Комиссия по делимитации границ между Российской Федерацией и Грузией была создана постановлением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1993 г. № 981-55. Переговоры по делимитации российско-грузинской государственной границы велись с 24 ноября 1993 года. За истекший период в ходе указанных переговоров делимитировано 191,8 км. Кроме того, на экспертном уровне было согласовано прохождение линии российско-грузинской государственной границы на 463,6 км. (более 73% от общей ее протяженности)
По разграничению морских пространств, с грузинской стороной было достигнуто согласие о том, что разграничение будет произведено в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву 1982 года, при этом начальным пунктом отсчета определена точка, расположенная на середине впадения реки Псоу в Черное море.
Исходя из политической ситуации сложившейся между Россией и Грузией переговоров по делимитации российско-грузинской границы с октября 2006 года по ноябрь 2007 года не проводилось. На заседании комиссий 8 ноября 2007 года была достигнута взаимная договоренность о проведении очередной встречи Комиссий в г. Москве в первом квартале 2008 года. Запланированная встреча не состоялась.
С сентября 2008 года переговорный процесс прерван в связи с разрывом дипломатических отношений Российской Федерации с Грузией. Поскольку делимитация российско-грузинского участка государственной границы не была завершена, то и официальной демаркации осуществлено не было.
Агрессия Грузии 8 августа 2008 года против Южной Осетии и Абхазии ускорила процесс отделения указанных республик.
Признали Южную Осетию и Абхазию следующие государства: Российская Федерация (26 августа 2008 года), Республика Никарагуа (5 сентября 2008 года), Боливарианская Республика Венесуэла (10 сентября 2009 года), Республика Науру (16 декабря, 15 декабря 2009 года соответственно), Республика Вануату (23 мая 2011 года - Абхазию), Тувалу (19 сентября, 18 сентября 2011 года соответственно).
Уделим внимание процессу делимитации участка государственной границы между Россией и Южной Осетией.
Протяженность государственной границы между Российской Федерацией в Республике Северная Осетия – Алания и Республикой Грузия составляет 101,6 км.
Протяженность государственной границы между Российской Федерацией в Республике Северная Осетия – Алания и Республикой Южная Осетия составляет 70,0 км.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2009 г. № 2010-р1 сформирована делегация Российской Федерации для проведения переговоров по делимитации государственной границы между Российской Федерацией и Республикой Южная Осетия.
26 февраля 2010 года в г. Москве состоялась первая встреча по делимитации государственной границы между Российской Федерацией и Республикой Южная Осетия. На встрече российская делегация передала югоосетинской делегации проект прохождения российско-югоосетинской государственной границы.
29 июня 2010 года состоялась вторая встреча делегаций. По результатам встречи был предварительно согласован проект Договора о государственной границе между Российской Федерацией и Республикой Южная Осетия. Но в связи с планами югоосетинской стороны внести уточнения (изменения) в географические названия объектов расположенных в полосе местности прилегающей к государственной границе с грузинского языка на осетинский, проект Договора потребует незначительной доработки.
22 сентября 2011 года в г. Москве состоялась третья встреча делегаций на переговорах по делимитации государственной границы между Российской Федерацией и Республикой Южная Осетия на которой был согласован перечень названий географических объектов на югоосетинской территории.
С учетом новых названий географических объектов на югоосетинской территории, в рамках обсуждения вопроса подготовки Договора о государственной границе между Российской Федерацией и Республикой Южная Осетия и альбома листов Карты государственной границы между Российской Федерацией и Республикой Южная Осетия в них внесены согласованные исправления.
Условились о том, что Договор о границе будет готовиться к подписанию на русском и осетинском языках, а Альбом карт только на русском языке.
30 октября – 1 ноября 2012 года в г. Цхинвале состоялась четвертая встреча Комиссии Правительства Республики Южная Осетия по делимитации и демаркации государственной границы Республики Южная Осетия с Российской Федерацией и Делегации Российской Федерации по делимитации государственной границы между Российской Федерацией и Республикой Южная Осетия.
На встрече обсуждались вопросы, связанные с подготовкой к подписанию Договора между Республикой Южная Осетия и Российской Федерацией о югоосетинско-российской государственной границе. В частности, был окончательно согласован проект Договора и сверены Альбомы листов Карты государственной границы, которые будут являться приложением к Договору1.
После дальнейшего подписания Договора и его ратификации будет принято решение о демаркации российско-югоосетинского участка государственной границы.
Переходим к характеристике процесса делимитации участка государственной границы между Россией и Абхазией.
Протяженность границы между Российской Федерацией и Республикой Абхазия составляет 255,4 км., из них: сухопутная – 183,0 км., (в том числе речная - 50 км.), а также морская граница около 22,4 км.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2009 г. № 2011-р сформирована делегация Российской Федерации для проведения переговоров по делимитации государственной границы и разграничению морских пространств между Российской Федерацией и Республикой Абхазия.
В г. Сухуми с 30 ноября по 1 декабря 2010 года состоялась первая встреча российской делегации и абхазской комиссии.
Делимитация государственной границы будет осуществляться с учетом административно-территориального деления определенного законодательными актами СССР об административной границе союзных республик. Кроме того во внимание будут приниматься нормативные документы, регулирующие ее прохождение, а так же соответствующие картографические материалы. При необходимости договорились использовать документы землеустройства и лесоустройства.
В г. Москве 29-31 марта 2011 года состоялась вторая встреча российской делегации и абхазской комиссии по делимитации.
При обсуждении вопроса о разграничении морских пространств в Черном море участники встречи договорились о том, что они будут руководствоваться общепринятыми принципами, нормами международного права, а также международной морской практикой.
В г. Сухуми 7-10 ноября 2011 года состоялась третья встреча российской делегации и абхазской комиссии.
Президент Абхазии А.Анкваб предложил заморозить вопрос о принадлежности левобережной части поселка Аибга до завершения Олимпиады-2014.
В завершении необходимо отметить, что делимитация российско-грузинского участка государственной границы до августа 2008 года завершена не была, соответственно и не была проведена демаркация. Процесс согласования участков государственной границы часто замедлялся из-за неоднократного пересмотра грузинской стороной своих позиций по уже согласованным участкам.
После акта агрессии Грузией против Южной Осетии и Абхазии дипломатические отношения с Российской Федерации с Грузией прекратились. Южная Осетия и Абхазия объявили себя независимыми государствами и вышли из состава Грузии.
По нашему мнению, прецедент агрессии Грузии в отношении Южной Осетии дает возможность говорить о возникновении нового основания изменения государственной территории – отделение части территории государства после акта агрессии, это реализация принципа самоопределения нации (народа) в форме отделения. Южная Осетия после акта агрессии, геноцида имела возможность обратиться к международному сообществу о признании ее независимым государством.
Россия признала Южную Осетию и Абхазию и начался процесс делимитации государственной границы с новыми государствами, который приближается к завершению, проекты договоров о границе готовы и согласованы.
Список использованных источников:
1. Устав Организации Объединенных Наций (Сан-Франциско, 26 июня 1945 г.) // Действующее международное право. – М., 1999. – Т. 1. – С. 7-34.
2. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1974 г. «Определение агрессии» // Действующее международное право. Документы в 2-х т. - Т. 1. – М., 2007. – С. 570.
3. Международное право: Учебник. – М.: Юридическая литература, 1979.
4. Международно-правовое оформление Государственной границы Российской Федерации: требования принципов международного права / Науч. ред. С.М. Васильев. – М.: Академ. ФПС России, 2000.
5. СКП РФ опубликовал новые данные о геноциде в Южной Осетии // http://www.europublish.ru/reviews/200542394
6. Грузия развязала войну в Южной Осетии в августе 2008 года — глава миссии ЕС // http://www.baltinfo.ru/2010/04/28/Gruziya-nachala-voennye-deistviya-v-Yuzhnoi-Osetii-v-avguste-2008-goda--glava-missii-ES-141664
7. Согласован проект Договора о югоосетинско-российской государственной границе // http://osinform.ru/37617-soglasovan-proekt-dogovora-o-yugoosetinsko-rossiyskoy-gosudarstvennoy-granice.html
|