Скачать 412.22 Kb.
|
Понятие и содержание правового режима государственной границы РФ: проблемы, поиски и решенияДоцент кафедры права Академии ФПС России доцент Осипов П.И. В настоящее время охрана Государственной границы РФ осуществляется органами и войсками Федеральной пограничной службы РФ в пределах приграничной территории, Вооруженными Силами РФ в воздушном пространстве и подводной среде и другими силами (органами) обеспечения безопасности РФ. Охрана Государственной границы осуществляется в целях недопущения противоправного изменения прохождения Государственной границы, обеспечения соблюдения физическими и юридическими лицами режима Государственной границы, установленного правопорядка на Государственной границе и в пограничных пространствах, обеспечения добрососедских отношений со всеми сопредельными государствами. Представляется, что исследование в сфере режима Государственной границы на современном этапе, даст импульс соответствующим должностным лицам к размышлению над проблемами, существующими в данной сфере общественных отношений, и будет способствовать совершенствованию охраны и защиты Государственной границы современной России. Данный вопрос актуален для исследования потому, что он формирует правосознание юристов, законодателя и других специалистов, которые на практике решают вопросы охраны и защиты государственной границы как атрибута государственной территории на современном этапе ее международно–правового регулирования. Данному вопросу в целом посвящены исследования авторов в прошлом и настоящем, вместе с тем предлагается рассмотреть еще раз данную проблему, которая требует в части, касающейся своевременного рассмотрения через позицию той практики, которая была автором приобретена за годы практической и теоретической работы в органах и войсках ФПС России, обратить внимание соответствующих специалистов на некоторые существующие проблемы и пути их решения. А также существует цель показать соотношение правового режима государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу России. Некоторые вопросы истории становления и развития правового режима государственной границы России История свидетельствует, что территориальные споры, пограничные конфликты в течение многих столетий приводили к многочисленным войнам. Территориальные притязания, сопровождавшиеся вооруженными конфликтами, преследуют человечество на протяжении всей его истории. И в современный период международные отношения нередко омрачаются вооруженными столкновениями, основой которых, как правило, являются территориальные проблемы «К важнейшим признакам государства1 относится, как на это указывал Ф. Энгельс, в работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства», территориальное деление его подданных. Территория имела важное значение при возникновении государства, которое повлекло замену личных связей людей в догосудрственных родовых союзах связями территориальными. ...Родовой строй... - отмечал Ф.Энгельс, - предполагал крайне неразвитое производство, следовательно, крайне редкое население на обширном пространстве, отсюда почти полное подчинение человека враждебно противостоящей и непонятной ему окружающей природе... ...Племя, род и их учреждения были священны и неприкосновенны, были той данной от природы высшей властью, которой отдельная личность оставалась безусловно подчиненной в своих чувствах, мыслях и поступках»… С распадом родовых отношений и возникновением рабовладельческих государств кровнородственные связи людей были заменены территориальными. Выделяя территориальное деление как первый признак государства, Ф.Энгельс подчеркивал: «Территория осталась, но люди сделались подвижными. Поэтому исходным пунктом было принято территориальное деление, и гражданам предоставили осуществлять свои общественные права и обязанности там, где они поселялись, безотносительно к роду и племени. Такая организация граждан по месту жительства общепринята во всех государствах»2. Территория является необходимым естественным условием нормального существования государства, материальной базой благосостояния населяющего ее народа3. Но государственная территория — категория юридическая и рассматривается не с точки зрения физических свойств, а как совокупность правовых и других общественных отношений, действующих в пределах государственных границ, а в отдельных случаях и за их пределами. В этом плане территория выступает как материальное выражение верховенства и независимости соответствующего народа, как необходимый элемент организации определенной государственной власти. Государственный суверенитет - это важнейшее политико-юридическое свойство государства, которое означает его полную и исключительную власть в пределах своей территории и независимость в международных отношениях». «Государственные границы фиксируют пространственные пределы осуществления государственной власти, распространения территориального верховенства государства и имеют для него жизненно важное значение… Государственные границы фиксируют пространственные пределы осуществления государственной власти, распространения территориального верховенства государства и имеют для него жизненно важное значение. Государственные границы являются исторической, классовой категорией, которая возникла на определенной ступени развития человеческого общества в результате раскола общества на антагонистические классы и образования эксплуататорских, рабовладельческих государств. Изменение и развитие границ как исторической категории определялось изменяющимся характером производственных отношений на протяжении человеческой истории, во всех классовых социально-экономических формациях. На протяжении тысячелетий при первобытно-общинном строе, основу которого составляло общинное владение землей и кровнородственные связи между лицами, человечество не знало государственных границ. Правда, между отдельными племенами существовали определенные разграничения территории. В работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства» Ф.Энгельс, рассматривая вопрос об индейском племени ирокезов, отмечает, что оно имело собственную территорию и собственное имя. «За пределами этой области лежала обширная нейтральная полоса, простиравшаяся вплоть до владений ближайшего племени. Область, отделенная такого рода - неопределенными границами, составляла общую землю племени, признавалась таковой соседними племенами, и племя само защищало ее от посягательств»4. Возникновение государственной границы связано с территориальными разграничениями первых в истории человечества государств. Границы между рабовладельческими государствами стали исторически первым типом международных (государственных) границ. Однако на первом этапе развития рабовладельческих государств длительное время не существовало общего понятия границы. Лишь в развитом рабовладельческом государстве (например, в Афинах) впервые стали обозначать государственную границу специальными знаками. Сначала они мало чем отличались от знаков, которыми владельцы отмечали рубежи своих владений, но в последующем приобрели определенную форму. Сухопутные и водные границы между государствами определяются заинтересованными сторонами договорным путем. Позже сухопутная граница обозначается на местности пограничными знаками. На Руси такое обозначение государственной границы произошло не сразу, этому предшествовала большая работа наших предков по обустройству границ, начиная с 9 века н.э. Особую роль в истории становления и развития государственных границ России, ее обозначения на местности внесли русские князья Олег, Владимир, Юрий Долгорукий, Александр Невский, Дмитрий Донской и другие руководители государства Российского и особенно «служилые люди и казаки»5. В связи с набегами на Русь кочевников с юго–востока и юга выставлялись заставы. Позже строились засечные черты, линии в виде валов с фортификационными сооружениями высотой до 10 м, окопов, создавались заставы, укрепленные пункты, города–крепости, в которых, как правило, находились поселенные войска. А в XVIII в. существовали гарнизоны городов–крепостей, которые составляли до 1,5 тыс. человек (Орел, Путивль, Севск, Псков, Тверь, далее Тамбов, Воронеж, Ростов–на–Дону, Черкассы, Грозный, Царицын (Волгоград), Астрахань, Челябинск, Актюбинск, Томск, Новосибирск, позже Караганда, Верный (Бишкек), Алма–Ата, Ташкент, Ашхабад, Чита, Якутск, Албазино, Благовещенск-на–Амуре, Хабаровск, Уссурийск, Владивосток, Петропавловск–Камчатский и другие. В зависимости от складывающейся политической обстановки менялись населенные пункты, города и другие составляющие системы безопасности Российского государства, система охраны государственной границы)6. Все вышеуказанные оборонительно–сторожевые средства прикрывались конными разъездами и пешими стражниками. Известны попытки обозначения всей линии границы рвами, ограждениями и другими знаками. Например, сухопутная русско-турецкая граница в 1856 г. на всем протяжении была обозначена канавой шириной 142 см (по верху) и глубиной 70 см. Государственная граница является не только естественным, но и важнейшим политическим и правовым фактором во взаимоотношениях государств, тем правовым пределом, в рамках которого находят свое самоопределение нации. Рассмотренные выше вопросы юридической природы государственной территории, территориального верховенства, содержания принципов территориальной целостности и неприкосновенности государств и нерушимости границ, понятия и видов государственной границы имеют исходное, определяющее значение для уяснения конкретных вопросов правового режима государственной границы и ее охраны в целях обеспечения национальной безопасности России. Исследуя различные исторические источники, приходишь к такому выводу, что правового режима государственной границы7 в том содержании, который на сегодняшний день закреплен в федеральном законе Российской Федерации «О государственной границе Российской Федерации» от 1 апреля 1993 года, ранее у пограничников конечно не было. Однако отдельные элементы (правила) его отражены в некоторых источниках, и в частности установлены были правила пересечения государственной границы лицами, ввоза, вывоза товаров и иных ценностей: монеты, меди, прогона скота, для обеспечения личной и государственной безопасности пограничной стражей могло применяться оружие8 и др. Следует отметить гуманность нормативных актов, в которых предписывалось применение оружия «только после двойного оклика и после оказания сопротивления, но с возможною однако умеренностью»9 15 сентября 1893 года на основании Указа Александра III Правительствующему сенату был образован Отдельный корпус пограничной стражи10, подчинявшийся министру финансов. Главной обязанностью ОКПС являлось «отвращение тайного провоза товаров по сухопутной и морским границам европейской части России и Закавказья, по границам Великого княжества Финляндского и Закаспийской области, на правом берегу реки Пяндж и Аму-Дарьи. На корпус также был возложен карантинный надзор на границе, надзор в политическом и полицейском отношениях в интересах МВД11». В последующем обязанности ОКПС были конкретизированы. Они сводились к следующему: «1. Не допускать водворения контрабанды и перехода лиц12 через границу не в указанных местах. 2. Всех людей, незаконно перешедших границу со всем, что при них окажется, задерживать и препровождать в таможенные учреждения. 3. Охранять черту государственной границы и не допускать, чтобы в 875-саженной полосе от границы возводились без разрешения начальства новые постройки. 4. Задерживать всех бродящих при границе дезертиров, бродяг, бескартных и порубщиков казенного леса и не допускать на границе сборищ подозрительных лиц, хотя бы они и не были вооружены и не имели при себе товаров»13… …Что же касается еще одной новой задачи — осуществления карантинного надзора, то следует отметить: все карантинные учреждения состояли в ведении МВД, и ближайший надзор за ними возлагался на губернатора и градоначальника по принадлежности. Он осуществлялся в тех местах морской границы, где не было карантинных учреждений, и только здесь чины пограничной стражи должны были наблюдать за тем, чтобы заграничные суда не приставали к берегу, а население не общалось с командами судов»14. Каков вывод можно сделать из вышеизложенного по поводу наличия в нормах царского Указа элементов правового режима государственной границы? Во всех 4-х пунктах нормативного акта, регулировавшего службу пограничников ОКПС, содержатся правила режима государственной границы: - перемещение товаров и грузов через государственную границу; - пересечение государственной границы лицами со всем тем, что при них окажется «не в указанных местах», с последующем препровождением в таможенные учреждения. Последнее связывалось с тем, что главной функцией ОКПС являлась все-таки экономическая. Она и не могла быть другой, так как ОКПС был учрежден при министерстве финансов; - «охранять черту государственной границы и не допускать, чтобы в 875 - саженной15 полосе» (1,8669 км), или приблизительно в 2 км от границы «возводились без разрешения начальства новые постройки». Представляется, что данная норма содержит в себе элементы содержания и охраны линии государственной границы, а также прилегающей к границе местности, так как без нее нельзя будет более эффективно охранять «черту» государственной границы; - следующий пункт Инструкции: «Задерживать всех бродящих при границе дезертиров, бродяг, бескартных и порубщиков казенного леса и не допускать на границе сборищ подозрительных лиц, хотя бы они и не были вооружены и не имели при себе товаров» свидетельствует о том, что необходимо было соблюдать установленный правопорядок на государственной границе, надлежащим образом обеспечивающим режим государственной границы, а также данной нормой решались иные политические задачи, борьба с преступностью в пограничных пространствах. Период становления ОКПС (переходный период) как служба пограничного надзора проходил с 1893 по 1899 годы. С 1893 года в ОКПС, помимо управления корпуса, входили 31 бригада, 2 особых отдела и флотилия корпуса. Состав ОКПС насчитывал 30 тыс. рядовых, 1000 офицеров. В бригадах было от 950 до 1500 человек в зависимости от протяженности и оперативной значимости охраняемого участка государственной границы и от 2 до 5 отделов. Отделы подразделялись на отряды, отряды – на посты, которые возглавлялись унтер–офицерами. 1 февраля 1899 в соответствии с мнением Госсовета были учреждены должности начальников округов ОКПС с правами начальников дивизий – посредствующей инстанции между командиром корпуса и командирами бригад. Всего было учреждено 7 округов пограничной стражи, штабы которых дислоцировались в: г. Санкт–Петербург; г. Вильно; г. Варшава; г. Бердичев; г. Одесса; г. Тифлис; г. Ташкент. В 1900 г. войска ОКПС имели следующую структуру: управление отдельного корпуса ПС – округ – бригада – отдел – отряд – пост. Общая численность составляла 36 709 чел., из них: 1033 генерала, штаб– и обер–офицера, 12101 объезчик, 23 575 стражников. По сравнению с 1827 г. численность пограничников увеличилась в 11 раз. В последующем, вплоть до 1918 года, служба пограничников осуществлялась на основе Инструкции службы чинов Отдельного корпуса пограничной стражи и приложений к ней16. Ниже привожу часть ее содержания: «Войска ОКПС прежде всего должны были защитить государство от тайного провоза товаров и от всякого незаконного проезда и перехода через границу: 1. Не допускать водворения товаров или иных предметов из-за границы незаконными путями и способами: - не допускать перехода границы незаконными путями и способами; - задерживать все товары и предметы, равно и немедленно доставлять задержанных лиц, товары и предметы в подлежащие таможенные учреждения. 2. Охранять черту государственной границы, т.е. наблюдать, чтобы пограничные столбы и другие искусственные знаки, определявшие границу, были в исправном состоянии и никем не повреждались. 3. Не допускать жителям соседних государств запахивать или захватывать ни единой пяди нашей земли. 4. Не допускать при границе сбора подозрительных людей, хотя бы они не были вооружены, задерживать всех бродящих при границе дезертиров (беглых солдат), бродяг, беспаспортных и порубщиков казенного леса. 5. Наблюдать за непроживательством евреев в тех местах, где им законом не разрешено, а также за непроживанием в районе отряда тех лиц, кои по приговору суда за занятие контрабандным промыслом высланы из пригородных местностей, и в случае их самовольного появления задерживать и передавать полиции. 6. При появлении в соседних государствах повальной заразной болезни (эпидемии) войска ОКПС несут службу карантинную, сберегая наше отечество от занесения заразы. Кроме того, чины пограничной стражи частей, расположенных на морской границе, должны были: 7. Осматривать суда и рыбачьи лодки, пристающие к берегу, а в случае подозрения — и отходящие на море, задерживать их в случае проезда, провоза контрабанды. 8. Оказывать посильную помощь мореплавателям, потерпевшим крушение, и во имя человеколюбия спасать погибающих в море; 9. Охранять выброшенные волнами суда на мель или на берег, равно товары и всякие предметы, не допуская расхищения таковых местными прибрежными жителями. 10. Наблюдать, чтобы не были устраиваемы ложные маяки и чтобы никто не разводил на берегу огней ближе 50-верстного расстояния от законно установленного места в то время, когда море не замерзло, виновных же в сем задерживать и передавать полиции»17. Видами службы пограничников были сторожевая и разведывательная. Их целями были – своевременное обнаружение контрабанды и задержание лиц при незаконном переходе границы. Сторожевая служба предусматривала организацию наблюдения и контроля, а разведывательная – ведение агентурной и войсковой разведки в пограничных пространствах (пограничной полосе). Исходя из изложенного нормативного акта, можно сделать следующие выводы:
2.4. Не допускать при границе сбора подозрительных людей, хотя бы они не были вооружены, задерживать всех бродящих при границе дезертиров (беглых солдат), бродяг, беспаспортных и порубщиков казенного леса Наблюдать за непроживательством евреев в тех местах, где им законом не разрешено, а также за непроживанием в районе отряда тех лиц, кои по приговору суда за занятие контрабандным промыслом высланы из пригородных местностей, и в случае их самовольного появления задерживать и передавать полиции. Эти две нормы обеспечивали соответствующий уровень поддержания правопорядка в пограничных пространствах и содержание правового режима государственной границы. В данном случае выполнялись полицейские функции по охране и поддержанию соответствующего правопорядка на государственной границе. 2.5. В прошлом ОКПС выполнялась и функция по обеспечению карантина при возникновении эпидемий, эпизоотий в сопредельных государствах: «При появлении в соседних государствах повальной заразной болезни (эпидемии) войска ОКПС несут службу карантинную, сберегая наше отечество от занесения заразы», которая не характерна для прямых функций существующих органов и войск ФПС России. Эта мера в настоящее время не входит в содержание режима государственной границы и выполняется в пунктах пропуска органами Министерства здравоохранения, Ветеринарной службой России и иными видами пограничного контроля. В настоящее время органы и войска ФПС России принимают участие в таких мероприятиях там, где возникает подобная эпидемиологическая или эпизоотическая обстановка, но в прямой постановке норм в законе, которые бы входили в содержание режима государственной границы, законодатель не предусмотрел. По данной обстановке органы и войска ФПС России действуют совместно с другими исполнительными органами и должностными лицами, руководствуясь иными нормативными актами. В целом же следует отметить, что данный вопрос должен бы быть законодателем отражен и в федеральном законе России «О Государственной границе Российской Федерации» от 1 апреля 1993 года (с соответствующими изменениями и дополнениями на 31 мая 1999 года). 2.7. Пункт 7 вышеупомянутой Инструкции предписывал пограничникам ОКПС «осматривать суда и рыбачьи лодки, пристающие к берегу, а в случае подозрения — и отходящие на море, задерживать их в случае проезда, провоза контрабанды». Это свидетельствует о том, что существовавшая правовая норма регулировала правила пересечение государственной границы на море транспортными средствами, грузами товарами, иными предметами, лицами и являлась правилом режима государственной границы в современном его понимании. 2.8. Правила Инструкции, закреплявшиеся в пунктах 8–10, регулировали правопорядок на пограничных морских побережьях и в части касающейся обеспечивали поддержание режима морской государственной границы: «Оказывать посильную помощь мореплавателям, потерпевшим крушение, и во имя человеколюбия спасать погибающих в море». «Охранять выброшенные волнами суда на мель или на берег, равно товары и всякие предметы, не допуская расхищения таковых местными прибрежными жителями». «Наблюдать, чтобы не были устраиваемы ложные маяки и чтобы никто не разводил на берегу огней ближе 50-верстного расстояния от законно установленного места в то время, когда море не замерзло, виновных же в сем задерживать и передавать полиции»18. Во всех вышерассмотренных нормативных актах (Указе царя, Инструкциях…) следует отметить то, что на пограничную «стражу – охрану» возлагались и военные задачи по защите рубежей России, и в большей мере – задачи пограничной – милиции (полиции), а в современном понимании, как спецслужбы государства. На всех этапах становления и развития функций, целей и задач исследуемого ведомства следует отметить, что примерно до середины 40-х годов XX века доминировала функция защиты экономики России, и только позже на первое место выходит выполнение политической функции государства, при чем как внутри страны, так и во вне. Существовал ОКПС до 15 февраля 1919 года. Ликвидирован был Подвойским Н.И., Матушевским, Махровым. Членами ликвидационной комиссии были: В.Тетеревников (председатель), Н.Россинский, А.Атаманов и С.Крылов. С возникновением РСФСР были предприняты меры по обеспечению пограничной безопасности Советской России, которые в частности были закреплены в Декрете Совета Народных Комиссаров от 28 мая 1918 года об учреждении в ведомстве Народного Комиссариата по делам Финансов Пограничной охраны. Подписал указанный декрет Председатель СНК В.Ульянов (Ленин). Изучая декрет как один из важнейших нормативных актов своего времени, обладающий высокой юридической силой, следует отметить, что он так же как и предыдущий нормативный акт в своем содержании имеет только элементы современного правового режима государственной границы; какого–либо концентрированного выражения, определения правил, связанных с режимом государственной границы, он не имеет. Итак, ДЕКРЕТ был принят Советом Народных Комиссаров, который учредил 28 мая 1918 года в ведомстве Народного Комиссариата по делам Финансов Пограничную охрану и возложил на нее защиту «пограничных интересов Российской Социалистической Федеративной Советской Республики; а в пределах приграничной полосы защита личности и имущества граждан, в частности: а) воспрепятствование тайному провозу грузов и тайному переходу лиц через сухопутные и морские границы Российской Социалистической Федеративной Советской Республики; б) защита от расхищения водных богатств в наших пограничных и территориальных водах; в) надзор за соблюдением на пограничных реках правил международного судоходства; г) охрана наших рыбаков и промышленников в приграничных морях, озерах и реках; д) защита наших пограничных селений от нападения разбойников и кочевых племен; е) осуществление в потребных случаях пограничного карантина и прочее»19. Рассмотрим его нормы и правила, касающиеся правового режима государственной границы. В пункте 2 Декрета, подпункты а, б, в, г, е непосредственно имеют отношение к правилам режима государственной границы РСФСР. Исследуя их, можно сделать следующие заключения:
Другие пункты Декрета имели организационное назначение в регулировании общественных отношений, возникавших в сфере пограничной безопасности. Декрет был актом высшей юридической силы, базой для создания подзаконных актов РСФСР в сфере регулирования отношений, возникавших на государственной границе в связи со сменой государственного строя в процессе Октябрьской революции 1917 года, ориентиром законодателя. Позже государством были приняты законы и подзаконные акты, регулировавшие разные отношения, связанные с пересечением сухопутной, водной и воздушной государственных границ РСФСР, а затем и СССР. Так были приняты в разные годы декреты СНК РСФСР «О воздушных передвижениях» от 17 января 1921 г. и «О преступлениях и проступках, совершенных на судах, плавающих под Российским флагом» от 5 сентября 1921 г.; Положение о санитарной охране морских границ СССР от 10 марта 1925 г.; Положение об охране государственных границ Союза ССР от 15 июня 1927 г.; Кодекс торгового мореплавания Союза ССР от 14 июня 1929 г.; «О водном пространстве Финского залива, на которое распространяется власть органов Союза ССР и РСФСР» от 3 августа 1930 г.; Положение о санитарной охране границ. Союза ССР от 23 августа 1931 г.; Воздушный кодекс Союза ССР от 27 апреля 1932 г. К основным законодательным и иным нормативным актам, регламентировавшим режим Государственной границы СССР, относятся следующие нормативные акты: Воздушный кодекс Союза ССР; Основы уголовного законодательства СССР и союзных республик; Основы уголовного судопроизводства СССР и союзных республик; уголовные и уголовно-процессуальные кодексы союзных республик; Таможенный кодекс Союза ССР от 5 мая 1964 г.; Положение об охране государственной границы СССР, утвержденное Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 августа 1960 г.; Положение о въезде в Союз Советских Социалистических Республик и о выезде из Союза Советских Социалистических Республик, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 22 сентября 1970 г.; Положение о паспортной системе в СССР, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 28 августа 1974 г.; Правила таможенного контроля за судами заграничного плавания и перевозимым на них грузами от 21 ноября 1962 г.; Положение о государственном санитарном надзоре в СССР от 31 мая 1973 т.; Правила по санитарной oxpaнe территории СССР от завоза и распространения карантинных и других инфекционных заболеваний от 5 августа 1967 г.; Правила посещения территориальных вод и портов СССР иностранными военными кораблями, и другие. Кроме того, для пограничников и иных органов исполнительной власти, осуществлявших обеспечение безопасности РСФСР, СССР, России на основе вышеуказанных нормативных актов издавались ведомственные грифованные подзаконные акты: приказы, Временные уставы пограничных войск, Уставы пограничных войск, Инструкции по охране государственной границы в звене: пограничный отряд – ОКПП – пограничная комендатура – пограничная застава и другие, в которых более детально раскрывались цели, задачи, силы и средства, формы и методы поддержания правопорядка в пограничных пространствах, главным образом направленным на выполнение обязательств по международным договорам, связанным с содержанием режима государственной границы РСФСР (до 30 декабря 1922 года) – СССР (до 30 декабря 1991 года) – России (до настоящего времени), выполнением других задач. Нормативными актами, в которых наиболее подробно закреплялись правила, регулировавшие режим государственной границы, были: Положение об охране Государственной границы СССР, утвержденное Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 августа 1960 г.20; Положение о въезде в Союз Советских Социалистических Республик и о выезде из Союза Советских Социалистических Республик, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 22 сентября 1970 г.; Закон СССР «О государственной границе СССР» от 24 ноября 1982 года; действующий Закон Российской Федерации «О государственной границе Российской Федерации» от 1 апреля 1993 года. Рассмотрим точки зрения ученых юристов–международников по вопросам правового режима государственной границы. Точки зрения ученых юристов–международников по вопросам правового режима государственной границы Первая точка зрения по вопросу правового режима государственной границы рассматривалась в труде Л. Оппенгейма21. Однако следует признать, что данный вопрос, исследованный в его трудах, не нашел отражения. Вторая точка зрения доктора юридических наук, профессора М. В.Яновского изложена в главе 16 «Территория и другие пространства. Общие вопросы» курса «Международное право»22, изданного в Москве издательством «Юридическая литература» в 1982 году. Так, в §5. Государственные границы и их правовой режим, им раскрывается вопрос правового режима государственной границы: «На границах обычно устанавливается пограничный режим23. Он существует в интересах охраны безопасности государств и наиболее рационального хозяйствования в пограничных районах. Предусмотрен такой режим как внутренним законодательством пограничных государств, так и международными договорами. Каждое государство в своем пограничном районе регламентирует порядок охраны государственной границы, таможенный, санитарный и другие режимы, порядок въезда, выезда, проживания, а также хозяйственной и иной деятельности (Далее – примечание автора, - им рассматриваются вопросы пограничного режима)… …В СССР актами, регламентирующими порядок охраны государственной границы и хозяйственную деятельность в пограничных полосах и зонах, являются Положение об охране Государственной границы СССР от 5 августа 1960 г., Воздушный кодекс Союза ССР 1961 года и Таможенный кодекс Союза ССР 1964 года. Международными договорами регулируются пограничные вопросы, которые требуют межгосударственного сотрудничества. Это, прежде всего вопросы, касающиеся поддержания границы в должном порядке, ее демаркации, содержания в надлежащем виде пограничных знаков, пользования пограничными водами, железными и шоссейными дорогами, которые пересекают границу, правил пересечения границы, производства работ на границе, осуществления деятельности по охране флоры и фауны в приграничных зонах и полосах, урегулирования пограничных инцидентов. С соседними государствами Советский Союз имеет конвенции о порядке урегулирования пограничных вопросов. В последние годы такая Конвенция была заключена, например, с Ираном (1974 г.). Данные соглашения, как и прежние подобного рода, предусматривают создание смешанных комиссий из представителей пограничных властей граничащих государств для предотвращения и ликвидации мелких пограничных инцидентов (институт пограничных комиссаров, введенный в международную практику в 20-х годах Советским Союзом). Комиссии, решая подобные вопросы на месте, не дают им разрастись в дипломатические конфликты. В 1977 году было заключено советско-норвежское Соглашение о взаимном возвращении переходящих государственную границу оленей. Режим пограничной реки (служащей границей между двумя государствами) или пограничного озера (водохранилища) устанавливается соглашением соседних (граничащих) государств. В таких соглашениях регулируются вопросы пограничного режима, хозяйственного, промышленного использования вод, охраны природных ресурсов и т.д. Например, в 1976 году между СССР и Норвегией было заключено Соглашение об отборе воды норвежской стороной из верхнего бьефа Борисоглебской ГЭС на пограничной реке Пасвикэльв; …Положение об охране государственной границы СССР 1960 года устанавливает… …Пропуск лиц через государственную границу Союза ССР разрешается только при наличии установленных и надлежащим образом оформленных документов на право въезда в пределы Союза ССР или выезда из Союза ССР и производится в местах расположения контрольно-пропускных пунктов (КПП) пограничных войск (ст. II). Для обеспечения выполнения соглашений по вопросам режима государственной границы, содействия в выполнении других соглашений Союза ССР с сопредельными странами по пограничным вопросам, а также для урегулирования пограничных инцидентов, возникающих на государственной границе Союза ССР, из офицеров пограничных войск назначаются пограничные представители Союза ССР (пограничные комиссары, пограничные уполномоченные, их заместители и помощники). Пограничные представители Союза ССР в своей работе руководствуются законодательством Союза ССР, соглашениями Союза ССР с другими государствами по пограничным вопросам и специальными инструкциями. Не урегулированные пограничными представителями вопросы передаются на решение в дипломатическом порядке (ст. 24)24. Подробно вопросы въезда в СССР и выезда из страны регулируются Положением о въезде в Союз ССР и о выезде из Союза ССР, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 22 сентября 1970 г. Целый ряд вопросов пограничного режима регулируется Воздушным кодексом СССР и Таможенным кодексом СССР. Лица, виновные в нарушениях государственной границы… могут быть наказаны в уголовно-правовом или административно-правовом порядке…»25 Третья точка зрения излагается на эту же проблему изложена в курсе «Международное право», изданном в Москве в 1987 в издательстве «Юридическая литература»26доктором юридических наук, профессором Клименко Б.М. в главе 16 «Территория и другие пространства» (См.: С. 358-361). В §3 доктор юридических наук, профессор Клименко Б.М. рассматривает государственные границы и связанный с ними режим государственной границы: «…Вопросы, связанные с обеспечением неприкосновенности государственной границы Советского Союза, регулируются Законом о государственной границе СССР 1982 года и некоторыми другими актами советского законодательства, а также договорами СССР с сопредельными государствами (например, Договором между СССР и Финляндией о режиме советско-финляндской государственной границы и о порядке урегулирования пограничных инцидентов от 23 июня 1960 г.). Для обеспечения неприкосновенности своих границ государства путем издания законодательных актов и заключения соответствующих международных договоров устанавливают определенный режим границы. Согласно ст. 8 Закона 1982 года режим государственной границы СССР — это порядок пересечения государственной границы СССР, плавания и пребывания советских и иностранных невоенных судов и военных кораблей в территориальных водах (территориальном море) СССР и в советской части вод пограничных рек, озер и иных водоемов, захода иностранных невоенных судов и военных кораблей во внутренние воды и порты СССР и пребывания в них, содержания государственной границы СССР, ведения различных работ, промысловой и иной деятельности на государственной границе СССР. Закон, в частности, устанавливает, что железнодорожное, автомобильное, морское, речное, воздушное и иное сообщение через государственную границу СССР осуществляется в пунктах пропуска, в которых создаются контрольно-пропускные пункты пограничных войск и таможенные учреждения. Морские и речные невоенные суда и военные корабли пересекают государственную границу СССР в соответствии с правилами, установленными законодательными и иными нормативными актами СССР. Воздушные суда пересекают государственную границу СССР в специально выделенных воздушных коридорах перелета. Лица, транспортные средства, грузы и иное имущество, следующие через государственную границу СССР, подлежат пограничному и таможенному контролю… …Для упрочения добрососедских отношений и развития мирного сотрудничества в практике взаимоотношений СССР с сопредельными государствами применяется институт пограничных представителей, которые именуются пограничными комиссарами (на границах с капиталистическими странами) и пограничными уполномоченными (на границах с социалистическими странами). В функции пограничных представителей входит принятие необходимых мер по предотвращению нарушений порядка на границе, расследование и разрешение пограничных инцидентов, а также вопрос о возмещении ущерба, связанного с нарушением режима границы. Вопросы, не урегулированные пограничными представителями, разрешаются в дипломатическом порядке»27. Четвертая точка зрения по вопросу правового режима государственной границы изложена в курсе учебника «Международное право»28 в главе 6 доктором юридических наук Малеевым Ю.Н. |
Некоторые особенности правового режима коммерческого использования общего имущества зданий |
О теории правового регулирования: сравнительный анализ Эффективно ли оно влияет на развитие экономики и социальной сферы? Помогают ли традиционные процедуры правотворчеству? Каковы возможные... |
||
«Из истории становления и развития химико-фармацевтической промышленности г. Шымкента» Республиканский сбор актива – участников туристско-краевической экспедиции «Атамекен» |
Теоретические вопросы Возникновение экономических знаний. Исторический... В процессе становления и развития экономической науки можно выделить несколько крупных периодов |
||
Общероссийская общественная организация «ассоциация юристов россии»... Профессор кафедры правового обеспечения государственной и муниципальной службы Международного института государственной службы и... |
Отношение между церковью и государством Источники церковной истории. Издания источников Требования от историка объективности и аконфессионализма. Отношение церковной истории... |
||
Образовательная программа «Волшебный клубок» В современной концепции обучения детей заложен принцип всестороннего развития личности ребенка. Многогранность этой проблемы затрагивает... |
Рабочая программа профессионального модуля введение в профессию «Мастер... Фгу «Федеральный институт развития образования» 10. 04. 2008 г и утвержденной департаментом государственной политики и нормативно... |
||
Техническое задание на выполнение топографо-геодезических работ по... Целью настоящей работы является выполнение топографо-геодезических работ по обеспечению проверки прохождения российско-китайской... |
Рабочая программа кандидатского экзамена по специальности Введение История развития и становления травматологии-ортопедии в России (Е. О. Мухин, Н. И. Пирогов, Г. И. Турнер, Р. Р. Вреден, В. В. Гориневская,... |
||
Вопросы к тесту: Некоторые люди считают, что важнее: а много знать Укажите, к какому из двух ответов на вопрос вы отдаете предпочтение. Напишите ответ рядом с выбранным вариантом. Некоторые вопросы... |
Учебно-методический комплекс проблемные вопросы отечественной истории... Тологический и гносеологический аспекты анализа исторического процесса. Проблематика философии истории – логика развития общественного... |
||
Методическое пособие по Истории России. Интернет ресурс Перечень методик, методических рекомендаций, пособий и инструкций по тематике определения источников предоставления объективных фактов... |
О работе в кбхм им. А. М. Исаева и не только об этом Главы 13-17 относятся к истории становления отечественной ракетно-космической техники и взаимоотношениям в 4-х угольнике С. П. Королев,... |
||
Ответы лектора на вопросы Лектор прокомментировал некоторые аспекты расчета капитала по 395-П, а также ответил на вопросы слушателей семинара |
Приказ мвд РФ от 20 октября 2011 г. N 1090 "Вопросы информационно-правового... |
Поиск |