Государственное бюджетное учреждение Калининградской области
профессиональная образовательная организация
«Техникум отраслевых технологий»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА
ОТКРЫТОГО УРОКА
«Техническое обслуживание и ремонт генератора»
Гизатуллин Рустам Раульевич,
преподаватель
Тел.: 8(911)476-65-44
E-mail: r.giza.69@mail.ru
2016
Содержание
17.Аннотация к учебно-методической разработке 2
31.План урока 3
70.Структура и содержание урока (продолжительность – 1 пара – 1ч. 30 мин.) 5
144.Конспект урока 8
252.Заключение с рекомендациями по использованию методической разработки в учебно-воспитательном процессе 17
287.Фотоматериалы 20
308.Список использованных источников, литературы и электронных ресурсов 25
-
Аннотация к учебно-методической разработке
Цель: формирование у обучающихся навыков выявления неисправностей генератора, технического обслуживания и ремонта генератора; умение диагностировать детали генератора с помощью мультиметра.
Задачи: повторить назначение, устройство и принцип работы генератора; изучить неисправности генератора; изучить виды технического обслуживание и ремонта генератора; изучить методы диагностики деталей генератора с помощью мультиметра.
Адресат: обучающиеся по ППССЗ «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта», ППКРС «Автомеханик», реализуемых в образовательной организации.
Актуальность: необходимость приобретения обучающимися знаний, умений, практического опыта в области технического обслуживания и ремонта автомобильного транспорта, которые они будут использовать в своей дальнейшей профессиональной деятельности.
Условия реализации: тема урока включена в междисциплинарный курс МДК.01.02. «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта», реализуется также в рамках предметного кружка «В мире автомобилей».
Содержание: разработка урока раскрывает понятия: назначение, устройство, принцип работы, техническое обслуживание, диагностирование, ремонт трехфазного генератора переменного тока.
-
План урока
Тема: «Техническое обслуживание и ремонт генератора»
Цели:
Изучение основных неисправностей генератора;
Формирование навыков технического обслуживания и ремонта генератора;
Развитие навыков диагностирования генератора с помощью мультиметра.
Задачи:
Повторить назначение и устройство генератора;
Повторить принцип работы генератора;
Изучить неисправности генераторов;
Изучить виды технического обслуживания и ремонта генератора;
Изучить методы диагностики генератора при помощи мультиметра.
Ожидаемые результаты:
Студенты должны знать:
виды неисправностей генератора;
виды технического обслуживания и ремонта генератора.
Должны уметь:
уметь распознавать неисправности генератора, устранять неисправности;
уметь технически обслуживать генератор.
Применяемая педагогическая технология: групповая работа.
Применяемые педагогические методы: объяснительно-иллюстративные (словесные, наглядные), практические, самостоятельная работа.
Формы познавательной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Межпредметные связи: МДК.01.01 «Устройство автомобилей» тема: «Источники тока и реле-регуляторы».
Оснащение учебного занятия: компьютер, проектор, демонстрационный материал (презентация), наглядные пособия, демонстрационное оборудование.
-
Структура и содержание урока (продолжительность – 1 пара – 1ч. 30 мин.)
№ п/п
|
Наименование структурного элемента урока
|
Деятельность преподавателя
|
Деятельность учащихся
|
Время мин.
|
1.
|
Организационный момент, начальная мотивация
|
- Приветствие;
Проверка посещаемости;
Готовность к уроку;
Активизация внимания учащихся.
- Сообщает тему урока, значение темы в курсе предмета.
- Цели и задачи.
|
- Готовятся к уроку, активизируют внимание.
- Слушают, записывают тему в тетрадь.
|
5
|
2.
|
Актуализация ранее изученного материала
|
- Повторение изученного материала:
1. Назначение генератора, виды;
2. Устройство;
3. Принцип работы.
|
Несколько человек выходят к доске, отвечают на поставленные вопросы.
|
15
|
3.
|
Презентация – сообщение новых знаний, практическая работа.
|
Изложение материала:
Основные неисправности генератора.
Диагностика генератора.
Демонстрация опыта.
Техническое обслуживание генератора.
|
Слушают преподавателя, записывают необходимый материал в тетради, участвуют в обсуждении вопросов, выполняют опыты.
|
40
|
4.
|
Контроль за степенью усвоения нового материала.
|
Проводит самостоятельную работу – тест.
|
Отвечают на вопросы.
|
10
|
5.
|
Проверка самостоятельной работы, подведение итогов урока.
|
Проверяет самостоятельную работу.
Делает вывод по уроку. Объявляет оценки. Обращает внимание на достижение целей урока. Дает домашнее задание.
|
Проверяют выполненную работу, слушают, записывают домашнее задание.
|
10
|
-
Конспект урока
1. Организационный момент. Приветствие, проверка готовности, активизация внимания обучающихся.
2. Начальная мотивация. Преподаватель: Ребята, сегодня мы проводим урок по теме «Техническое обслуживание и ремонт генератора». Генератор является неотъемлемой частью автомобиля, без него невозможна эксплуатация автомобиля, ведь он питает током всех потребителей электрообрудования. Поэтому важно следить за его техническим состоянием, а также вовремя выявлять неисправности.
Ремонт электрооборудования является одной из самых востребованных услуг в сфере авторемонта. Эксплуатация автомобиля может стать невозможной при отказе в работе даже мелкого элемента электросистемы автомобиля, а также может привести к трагичным последствиям. В связи с этим, обнаружив проявление любого из таких признаков системы электрооборудования автомобиля, необходимо немедленно принять меры к их устранению.
Целями данного урока являются:
Изучение основных неисправностей генератора;
Формирование навыков технического обслуживания и ремонта генератора;
Развитие навыков диагностирования генератора с помощью мультиметра.
Для достижения поставленных целей нам будет необходимо:
Повторить назначение и устройство генератора;
Повторить принцип работы генератора;
Изучить неисправности генераторов;
Изучить виды технического обслуживания и ремонта генератора;
Изучить методы диагностики генератора при помощи мультиметра.
Согласно федеральному государственному образовательному стандарту по специальности «Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта» вы должны уметь:
пользоваться измерительными приборами;
производить проверку электронных и электрических элементов автомобиля;
производить подбор элементов электрических цепей и электронных схем;
А также должны знать:
методы расчета и измерения основных параметров электрических, магнитных и электронных цепей;
компоненты автомобильных электронных устройств;
методы электрических измерений;
устройство и принцип действия электрических машин.
Обучающиеся фиксируют тему, цели урока в конспектах (выступление преподавателя сопровождается презентацией, на слайдах которой на протяжении всего урока отражены ключевые понятия, алгоритмы и результаты).
Преподаватель: Прежде, чем приступить к изучению новой темы, прошу вспомнить пройденный уже Вами материал по предмету «Устройство автомобиля», который послужит нам опорой к сегодняшнему уроку. Для этого повторим назначение и устройство генератора, виды и его принцип работы (выходят несколько человек, по очереди рассказывают о назначении, устройстве, принципах работы генератора).
Генератор служит для питания током всех потребителей электрооборудования и для заряда аккумуляторной батареи при средней и большой частоте вращения коленчатого вала двигателя.
Устройство генератора представлено на схеме.
Простейший генератор переменного тока состоит из проволочной рамки, вращающейся между полюсами неподвижного магнита. Каждый конец рамки соединен со своим контактным кольцом, скользящим по электропроводной угольной щетке. Индуцированный электрический ток течет к внутреннему контактному кольцу, когда соединенная с ним половина рамки проходит мимо северного полюса магнита, и, наоборот, к внешнему контактному кольцу, когда мимо северного полюса проходит другая половина рамки.
3. Сообщение новых знаний. Преподаватель: Изучение нового материала начнем с перечисления основных признаков неисправностей генератора. Записываем в тетрадь основные неисправности.
Неисправности генератора имеют следующие основные признаки:
отсутствует зарядный ток при работе двигателя,
понижена сила зарядного тока, не обеспечивающая необходимого заряда аккумуляторной батареи, либо повышена сила зарядного тока.
Существуют 2 способа диагностики генератора: проверка генератора непосредственно на автомобиле и проверка на стенде. Ремонт генератора состоит в проверке его технического состояния, разборке, проверке состояния его деталей и сборке.
Диагностика неисправностей подразумевает под собой следующие первоначальные действия:
Убедиться, что ремень генератора хорошо натянут, а подшипники не разбиты (посторонние шумы и сильно горячий генератор говорят об износе подшипников).
Проверить напряжение аккумулятора (в состоянии покоя и на работающем двигателе), — напряжение должно быть в пределах 12.5-12.8 В состоянии покоя и 13.5-14.5 В на 2 тыс. оборотах двигателя.
И помните, что проверка генератора осуществляется только под нагрузкой.
Давайте выполним опыт по проверке технического состояния генератора. Для этого к генератору подключим лампочку и под нагрузкой проверим работоспособность.
Преподаватель показывает опыт на демонстрационном оборудовании, студенты поочередно подходят и самостоятельно повторяют его действия.
Преподаватель: далее проверим техническое состояние с помощью мультиметра, лампочки и аккумуляторной батареи. Соберем цепь, представленную на схеме.
В полный комплекс проверки генератора входит полная проверка его деталей:
Проверка щеток и колец.
Проверка диодного моста.
Проверка регулятора напряжения.
Проверка статора.
Проверка ротора.
Для проверки составляющих генератора разберем последовательность его разборки:
отвернуть крепления и снять щеткодержатель вместе с регулятором напряжения;
вынуть стяжные болты и снять крышку генератора вместе со статором;
отсоединить фазные обмотки статора от выводов на выпрямительном блоке и извлечь его крышки;
отвернуть гайку крепления шкива вентилятора и съемником снять шкив с вала ротора;
снять при помощи съемника переднюю крышку генератора (со стороны шкива);
при необходимости замены переднего подшипника отвернуть винты его держателя и выпрессовать подшипник из крышки при помощи съемника.
Прежде чем приступить к непосредственной диагностике генератора, изучим основные меры предосторожности.
Во-первых, не путайте полярность. Следует соблюдать осторожность при подключении аккумуляторной батареи, чтобы не перепутать полярность подключения. В противном случае можно сжечь диоды выпрямительного блока.
Во-вторых, не путайте провода. Если в процессе проверки генератора от него были отсоединены провода, не пытайтесь соединять их между собой или с корпусом. Например, если «посадить на корпус» вывод обмотки возбуждения можно повредить регулятор напряжения. Если соединить с корпусом выход генератора, можно повредить статорные обмотки.
Нельзя допускать работу генераторной установки без нагрузки. Без подключенной к цепи генератора аккумуляторной батареи или другой электрической нагрузки генератор способен вырабатывать напряжение от 50 до 110 вольт, что может повредить диоды выпрямительного блока.
Проведем тест обмотки возбуждения на наличие короткозамкнутых витков или обрывов с помощью мультиметра:
1. Вставьте красный щуп в гнездо «Ω», а черный в гнездо «СОМ»;
2. Поворотный переключатель мультиметра установите в режим «измерение сопротивления - предел до 200 Ом».
3. Приступайте к измерениям.
4. Измерительные щупы подсоедините к обоим контактным кольцам.
У рабочего ротора сопротивление обмотки возбуждения лежит в пределах 1,8…5 Ом. Если значение сопротивления ниже – присутствуют короткозамкнутые витки, если мультиметр покажет бесконечно большое значение сопротивления – на лицо обрыв обмотки.
Далее проведем тест обмотки возбуждения на контакт с корпусом («массой»):
1. Вставьте красный щуп в гнездо «Ω», а черный в гнездо «СОМ»;
2. Поворотный переключатель мультиметра установите в режим «измерение сопротивления - предел до 200 Ом».
3. Приступайте к измерениям.
4. Один щуп подсоедините к любому контактному кольцу, а другой – к полюсной чашке ротора.
У исправного ротора контакт обмотки возбуждения с корпусом отсутствует, о чем будет свидетельствовать бесконечно большое значения сопротивления на дисплее мультиметра, если показания низкоомные – ротор неисправен.
Протестируем обмотки статора на контакст с корпусом («массой»):
1. Вставьте красный щуп в гнездо «Ω», а черный в гнездо «СОМ»;
2. Поворотный переключатель мультиметра установите в режим «измерение сопротивления - предел до 200 Ом».
3. Приступайте к измерениям.
4. Один щуп соедините с одним из концов обмотки статора, а другой – с корпусом. Повторите это действие, чтобы проверить все обмотки.
У рабочего статора контакт обмотки с корпусом исключен, это подтвердит бесконечно большое значение сопротивления на дисплее мультиметра, если показания низкоомные – статор неисправен и нуждается в перемотке.
Протестируем диоды в положительном и отрицательном плечах моста:
1. Вставьте красный щуп в гнездо «Ω», а черный в гнездо «СОМ»;
2. Поворотный переключатель мультиметра установите в режим «измерение сопротивления - предел до 200 Ом».
3. Приступайте к измерениям.
4. Затем поменяйте щупы местами. Измеренное сопротивления сравните с предыдущим результатом.
5. Повторите данные действия с остальными выводами фазы.
Хороший диод в одном случае покажет низкое сопротивление, а во втором случае – высокое. Если измеренные сопротивления в обоих случаях низкие или высокие, то диод с дефектом.
Проведем диагностику регулятора с использованием тестера – тест на определение верхнего и нижнего порогов регулирования. Только использование специализированного нагрузочного тестера, например, Transpo VRC101, поможет со стопроцентной гарантией определить исправность/неисправность реле-регулятора.
Главное при работе с тестером всегда держать под рукой руководство по эксплуатации и четко соблюдать прописанные в нем инструкции. И еще: следите за тем, чтобы все электрические соединения были надежно заизолированы, в противном случае – либо регулятор, либо тестер выйдут из строя.
У исправного регулятора напряжение на выходе стабильно и лежит в пределах 14…14,3 вольт. Если напряжение нестабильно, завышено или занижено – регулятор неисправен.
Преподаватель показывает вышеизложенные опыты на демонстрационном оборудовании, затем студенты повторяют его действия.
Преподаватель: генератор обязательно нужно регулярно технически обслуживать. Прежде всего следует обратить внимание на его чистоту.
Не допускается работа генератора с отсоединенной от зажима «+» аккумуляторной батареей, так как при этом возникают кратковременные перенапряжения на зажиме «+» генератора, которые могут вызвать повреждение регулятора напряжения и электронных устройств и бортовой сети автомобиля.
Необходимо ежедневно контролировать работу генератора по приборам.
Через 10 000...15 000 км пробега подтягивать крепления генератора на двигателе, а также проверка и при необходимости регулировка натяжения приводного ремня.
Через 60 000 км пробега снимать генератор, а также провести разборку и прочистку всех деталей. Нужно продуть сжатым воздухом внутренность корпуса и крышек, проверить состояние контактных колец и щеток. При необходимости кольца надо зачистить мелкозернистой шкуркой или проточить, а щетки заменить вместе со щеткодержателем, если они выступают из щеткодержателя менее чем на 5...8 мм.
Самостоятельная работа. Преподаватель: Переходим к закреплению темы. Для этого выполним небольшой тест. Ответьте на следующие вопросы (вариантов может быть несколько). На это Вам отводится 5 минут:
1. Для чего служит генератор:
А) для гашения колебаний и поглощения толчков и ударов подвижных элементов;
Б) для питания током всех потребителей электрооборудования и для заряда аккумуляторной батареи;
В) преобразует давление от сгорания топлива в механическую работу.
2. Основными неисправностями генератора являются:
А) отсутствует зарядный ток при работе двигателя;
Б) повышена сила зарядного тока;
В) понижена сила зарядного тока.
3. В чем состоит ремонт генератора:
А) проверка технического состояния;
Б) разборка, проверка технического состояния деталей, сборка;
В) ремонту не подлежит.
4. В каких пределах должно быть напряжение аккумулятора в состоянии покоя:
А) 13,5–14,5 В;
Б) 10–11 В;
В) 12,5–12,8 В.
5. Какие детали генератора можно проверить с помощью мультиметра:
А) ротор;
Б) статор;
В) выпрямитель.
Правильные ответы: 1–Б; 2–А, Б, В; 3–А, Б; 4–В; 5–А, Б, В.
После этого проверяем результаты выполнения самостоятельной работы (для этого предлагается студентам самостоятельно оценить свои ответы при отображении правильных ответов на экране).
Подведение итогов. Преподаватель: Сегодня мы прошли очень важную тему и получили навыки по диагностированию основных деталей генератора. Также сегодня мы изучили основные неисправности, которые могут произойти. Вам теперь известно, какие проводятся работы при техническом обслуживании.
Делается анализ урока, сообщаются результаты работы, поощряются лучшие, выставляются оценки, задание на дом. Сообщается тема следующего урока. Преподаватель благодарит за внимание.
-
Заключение с рекомендациями по использованию методической разработки в учебно-воспитательном процессе
Методическая разработка урока включена в междисциплинарные курсы программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» и программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 23.01.03 «Автомеханик»:
Может дополнительно использоваться вне сетки учебного времени, в рамках проведения внеклассных мероприятий, предметных кружков, направленных на повышение профессиональной грамотности студентов.
Целевая аудитория слушателей – студенты 1-3 курсов (в соответствии с учебным планом).
Цель разработки - формирование у обучающихся навыков выявления неисправностей генератора, технического обслуживания и ремонта генератора; умение диагностировать детали генератора с помощью мультиметра.
Содержание разработки урока включает в себя раскрытие понятий: назначение, устройство и принцип работы генератора, основные неисправности генератора, алгоритм диагностики основных деталей генератора, техническое обслуживание и ремонт.
Урок включает в себя оптимально подобранные структурные элементы: организационный момент, начальную мотивацию, сообщение новых знаний, работу в группах, самостоятельную работу, рефлексию, подведение итогов.
В ходе проведения урока достигаются следующие результаты:
Студенты должны знают:
1. основные виды неисправностей генератора;
2. виды технического обслуживания и ремонта генератора.
Умеют:
1. распознавать неисправности генератора, устранять неисправности;
2. технически обслуживать генератор;
3. проводить диагностику основных деталей генератора.
По окончании урока получается обратная связь от обучающихся, дается количественная и качественная оценка результатов работы на уроке, сообщается домашнее задание.
-
Фотоматериалы
-
Список использованных источников, литературы и электронных ресурсов
Учебники:
1. Малкин В.С. Техническая эксплуатация автомобилей: Теоретические и практические аспекты: учеб. пособие [Гриф Минобразования РФ] / В.С. Малкин - 2-e изд. - М.: Академия, 2009. - 288 с
2. Чумаченко Ю.Т., Герасименко А.И., Рассанов Б.Б. Автослесарь Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей, Феникс, 2008.
3. Кузнецов А.С. Техническое обслуживание и ремонт автомобиля, учебник в двух частях М.: Академия, 2012.
Электронные ресурсы:
1. www.avto-life.com - Автомобильный журнал
|