Внебюджетные фонды, профсоюзы и социальная политика


Скачать 0.66 Mb.
Название Внебюджетные фонды, профсоюзы и социальная политика
страница 1/6
Тип Документы
rykovodstvo.ru > Руководство ремонт > Документы
  1   2   3   4   5   6


ВНИМАНИЕ!!! ВНИМАНИЕ!!! ВНИМАНИЕ!!!

Уважаемые коллеги!

Направляем вам ежедневный обзор центральной российской прессы по социальной тематике.

Обращаем ваше внимание на то, что в обзор входят все материалы, опубликованные в центральной печати по данной тематике вне зависимости от того, совпадает их содержание с точкой зрения руководства Фонда социального страхования Российской Федерации или нет. Напоминаем также, что опубликованные в прессе комментарии и различные расчеты, касающиеся деятельности исполнительных органов ФСС РФ, являются авторскими материалами газет. Они не обязательно согласованы с руководством Фонда, могут содержать ошибки и не должны использоваться в качестве руководства к действию без согласования со специалистами центрального аппарата Фонда.

05 апреля 2005 года




ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ, ПРОФСОЮЗЫ И СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА




Назад в собес

(«Профиль» № 12/05)
Евгений Гонтмахер шесть лет руководил департаментом правительства по социальной политике, стоял у истоков пенсионной реформы. Сегодня он убежден, что от пенсионной реформы ничего не осталось, а действия властей шаг за шагом возвращают нас к неэффективной и громоздкой советской системе соцобеспечения. Об этом, а также о вреде единого соцналога и угрозе ликвидации пенсионного фонда (ПФ) Евгений Гонтмахер, научный руководитель Института социальных исследований и инноваций, рассказывает обозревателю «Профиля» Елене Короп.

Иллюзия лопнула

Евгений Гонтмахер: Мало кому известно, что в 1999—2000 годах внутри узкого круга пен­сионных реформаторов (в него входили гла­ва ПФР Михаил Зурабов, замминистра эко­номики Михаил Дмитриев, министр труда Александр Починок) была серьезная дис­куссия по поводу того, как должна функци­онировать накопительная часть пенсии. Зу­рабов предлагал не открывать персональ­ные накопительные счета, а инвестировать средства общей массой. Полученную при­быль предполагалось распределять на инди­видуальные счета в ПФР, фиксирующие сумму взносов на страховую часть пенсии, пропорционально вкладу каждого. Победи­ла, как известно, точка зрения Минэконом­развития, которое считало, что наш работ­ник готов сделать осознанный выбор и в своей массе достаточно динамично начать передавать деньги в частную управляю­щую компанию. Более того, планирова­лось, что на следующем этапе человек смо­жет самостоятельно вкладывать свои пен­сионные накопления на рынке. Это была прекрасная иллюзия, но она лопнула.

Как-то во время поездки по США я жил в доме у одной американской пенсионер­ки. Выхожу утром на кухню и вижу: завт­рак готовится, а моя бабушка сидит у ком­пьютера. Спрашиваю: «Что вы делаете?» Она говорит: «На бирже играю». На то­кийской, на гонконгской. Зарабатывала она немного, долларов сто в месяц, ей бы­ло просто интересно. А теперь представь­те себе нашу старушку, и даже не старушку, а типичного работника 30—40 лет. Готов ли он этим правом выбора — куда вложить свои деньги — осознанно и, главное, эф­фективно воспользоваться?

В Минэкономразвития уверяли, что че­рез два-три года до 20—30% застрахован­ных передадут управление пенсионными накоплениями частным управляющим компаниям (УК). Идет четвертый год ре­формы, и менее 3% граждан решили отдать накопления в частные компании. Причем многие ошиблись, отдали не туда, так как в списке допущенных к этому процессу было много мелких УК, которые вообще не обеспечили никакой доходности. Лично я свои несколько тысяч рублей — в качест­ве эксперимента — отдал достаточно круп­ной и опытной компании. Но с тех пор я понятия не имею, что происходит с моими деньгами. Ни одна бумага, в том числе от ПФР, ко мне не пришла. Компания тоже не выходила со мной на связь. Может быть, это произошло потому, что меня, в силу моего возраста, с этого года отреза­ли от накопительного элемента? Теперь на открытие и ведение такого счета имеют право только те, кто родился в 1967 году и позже. Только мне и миллионам таких же переростков не все равно: забыли о наших скромных накоплениях или все-таки ког­да-нибудь об их судьбе нам сообщат?

Второе оптимистическое предположе­ние, из которого исходило Минэкономраз­вития, заключалось в том, что на рынке достаточно финансовых инструментов для успешного (т.е. высокодоходного) инвес­тирования. И действительно: в 1999—2000 годах фондовый рынок стремительно рос, даже государственные ценные бумаги да­вали хорошую доходность, и считалось, что так будет всегда. Но с той поры многое поменялось — и, к сожалению, не в луч­шую сторону. В прошлом году индекс РТС практически не изменился, многие управ­ляющие компании, оперирующие акция­ми, ушли в минус или дали доходность ни­же уровня инфляции. Когда курсы акций колеблются на 10—15% в день, это уже не рынок, а политика и работа на инсайте. Го­сударственная УК — Внешэкономбанк — смогла обеспечить доходность чуть выше инфляции. Но в дальнейшем, если люди продолжат неохотно выбирать частную УК, ситуация будет меняться в худшую сторону — быстрое увеличение объема ин­вестирования в государственные ценные бумаги по всем законам финансового рын­ка будет снижать доходность этих бумаг.

Все это вместе закладывает очередную политическую мину под президента. Когда 25—30-летние люди в 2006—2007 годах по­лучат извещения и увидят, что произошло с их деньгами, у них может возникнуть не­которое разочарование не только в работе конкретной УК, но и всей госмашины. Для власти не пройдет даром и то, как она поступила с поколением 35—45-летних граждан, которых просто выкинули из пен­сионной реформы, когда выяснилось, что не хватает денег на повышение текущих пенсий. А ведь это активные, успешные люди, они уже состоялись как специалис­ты, получают большие зарплаты и могут сделать приличные пенсионные накопле­ния. К слову сказать, существенной финан­совой выгоды такое решение не принесло.

«Профиль»: Если бы правительство под­держало предложения Михаила Зурабова, что-то могло пойти по-другому?

Е.Г.: Государство могло бы более гибко и оперативно принимать инвестиционные решения, вкладывать в акции, выходить на зарубежные рынки. Существует оптималь­ная структура инвестиционного портфеля. Ситуация, когда 97% граждан доверяют Внешэкономбанку и их средства (а это ог­ромные суммы) вкладываются только в госбумаги, ненормальна. Мы искусствен­но увеличиваем госдолг. Приходится при­знать, что, по сути, от пенсионной рефор­мы мало что осталось. Ведь ее социальный смысл был в том, чтобы человек, выходя на пенсию уже через 10—15 лет после начала реформы (в 2012—2017 годах), не менее 20—30% пенсии получал за счет накопи­тельной части. Таким образом, пенсионная система действительно перестала бы в ре­шающей степени зависеть от демографии, которая вела старую распределительную систему к полному финансовому краху.

Во всем виноват ЕСН

«П.»: При обсуждении реформы говори­лось, что введение накопительной части пенсии приведет к дефициту ПФР, но он будет временным и несущественным. Те­перь в пенсионной системе хронический и очень значительный дефицит. Что к это­му привело?

Е.Г.: Главный удар по пенсионной ре­форме и финансовой устойчивости пенси­онной системы нанесло введение единого социального налога (ЕСН). Социальный блок правительства предупреждал Минфин и Минэкономразвития о негативных по­следствиях этого шага. С появлением ЕСН федеральный бюджет фактически взял на себя ответственность за выплату пенсий. Из него теперь выплачивается базовая часть пенсии, существовавший в последние годы профицит в этой части переводился на погашение дефицита страховой части пенсии. Со снижением ЕСН образовался устойчивый дефицит и по финансирова­нию базовой части. А теперь правительство публично пообещало удвоить пенсии к 2008 году! Тут уж можно ожидать быстро возрастающих вливаний бюджетных денег в пенсионную систему, которая тем самым становится не преимущественно страховой, как это задумывалось, а во все боль­шей степени собесовской. Пенсия из стра­ховой выплаты по случаю наступления ри­ска — старости и связанной с этим нетрудо­способности — быстро превращается в по­собие по достижению определенного воз­раста. Какая уж тут пенсионная реформа!

Сторонники введения ЕСН выдвигали следующие аргументы: взносы во внебюд­жетные фонды плохо собираются и на са­мом деле имеют природу налога, а поэтому их надо заменить единым соцналогом и его сбор передать в ведение налоговой инспек­ции. Но есть существенная разница между налогом и страховым взносом. Страховой взнос — отложенная заработная штата, день­ги, зарезервированные до наступления стра­хового случая: выхода на пенсию, болезни, потери работы. Еще важный момент: размер страхового взноса очень удобен в качестве предмета переговоров между профсоюзами и работодателями. Государство этот вопрос не обязано решать. Но вместо того, чтобы развивать систему социального партнерства и страхования, совершенно рыночную, по­тому что она строится на переговорном про­цессе между работодателями и профсоюза­ми, было решено фактически вернуться к советской патерналистской системе и взвалить на федеральный бюджет допол­нительные социальные обязательства. Что мы в итоге получили? Администрирование не улучшилось. У ПФР было 30 тыс. инспек­торов, которые бились за каждую копеечку. Налоговый инспектор, как правило, идет на крупное предприятие и смотрит в первую очередь на НДС и налог на прибыль. ЕСН для него не самое главное. В итоге недоимка по соцналогу не снизилась, а по мелким предприятиям даже возросла.

Когда платежи в страховые фонды пре­вратились в налог, бизнес пошел уже не к профсоюзам, а к власти и стал жаловать­ся: «Мы плохо живем, вы нас налогами за­давили, а ну-ка снижайте!» Так власть ока­залась втянута в дискуссию о снижении ЕСН. Сказать: нет, мы не будем снижать — было сложно. Ведь ставилась задача разви­вать бизнес, стимулировать его, выводить из тени. Вот, покряхтев, и пошли на суще­ственное снижение ЕСН, которое, как и ожидалось, пробило дыру в бюджете не только ПФР, но и Фонда социального страхования, Фонда обязательного меди­цинского страхования.

Но дело ведь не в ставке налога, а в дове­рии. В Польше в пенсионный фонд не так давно платили 40% от фонда оплаты тру­да — и ничего, экономика развивалась. Я хорошо знаю круг среднего и малого бизне­са. Эти люди готовы платить налоги, но хо­тят видеть, на что и как потрачены их день­ги. У нас же пошла централизация налогов. Предпринимателя, у которого завод в кон­кретном регионе, оторвали от местной каз­ны. Теперь он пла­тит налоги в Москву, там эти деньги теряются, а в его городе раз­битые дороги и плохие школы. Эффектив­ный менеджер ждет и от государства эф­фективности и конкретного результата. Ес­ли государство так не работает, у бизнеса пропадает желание ему платить и он начи­нает дискуссию о снижении налогов.

Почему-то считалось, что от снижения ставки ЕСН резко вырастут сборы, а бизнес немедленно выйдет из тени. Но даже в США снижение налогов дает экономический эф­фект через два-три года. У нас же, учитывая уровень доверия между государством и биз­несом, этот процесс может растянуться на очень долгий срок или не начаться вообще.

Хороших ходов больше нет

«П.»: Какие вы видите сценарии развития событий?

Е.Г.: В шахматах есть такое понятие — цугцванг, когда хороших ходов просто нет. Сделан первый неправильный ход, кото­рый предопределил исход партии. Офици­ально объявлено, что в этом году на по­крытие дефицита пенсионной системы будет взято 74 млрд. рублей из Стабилизаци­онного фонда и что дефицит будет нарас­тать. И тут премьер-министр обещает уд­воить пенсии. Каждый мечтает об удвое­нии. Президент призывает удвоить ВВП, в два раза снизить бедность. Премьер ре­шил удвоить пенсии и зарплаты. Навер­ное, кто-то из помощников подсказал ему этот громкий лозунг, но не оценил хотя бы финансовых последствий. Понятно, что благодаря монетизации льгот давление на правительство будет усиливаться и ему придется постоянно наращивать социаль­ные расходы, превращая бюджет в залож­ника объемных социальных обязательств.

Сегодня мы уже одной ногой стоим в со­ветской системе социального обеспечения. В том самом собесе, с которым боролись реформаторы и либералы. Удвоение пен­сий будет достигаться за счет опережаю­щей индексации базовой части — другого выхода просто нет. Соответственно доля базовой части в пенсионной выплате выра­стет, и пенсия, потеряв свой страховой ха­рактер, превратится, как я уже отмечал, в госпособие. Базовая пенсия — мини­мальная социальная гарантия, она, по нор­ме, не должна занимать более 20% выпла­ты. Мы же приблизились к 50%, сейчас средняя пенсия чуть больше 2000 рублей, из них уже 900 рублей — базовая часть. Что значит эта тенденция? Мы опять получим комплекс проблем, с которыми боролись все 90-е годы. Снизится дифференциация пенсий, и у населения появятся те же наст­роения, что и в советское время: зачем ста­раться и думать о будущем, если инженер и уборщица получают от государства почти одинаковое вспомоществование?

Все это может закончиться полным воз­вратом к советской системе пенсионного обеспечения и ликвидацией ПФР. Напом­ню, Пенсионный фонд возник в 1991 году на волне первого демократического Вер­ховного Совета России. Тогда решили «подкузьмить» Советский Союз и создать свой российский Пенсионный фонд, под­отчетный только Верховному Совету. До октября 1993 года ПФР был, по сути, оппозиционной правительству организа­цией. Международные финансовые орга­низации, консультировавшие Россию, в то время говорили, что Пенсионный фонд — совершенно лишняя структура, и предла­гали сделать его частью федерального бю­джета. Я не исключаю, что через пару лет Минфин предложит президенту ликвиди­ровать Пенсионный фонд под предлогом того, что это убыточная организация, а пенсии и так выплачиваются из феде­рального бюджета. Тогда мы получим классический социализм с родимыми пят­нами капитализма.
Все идет почти по плану

(«Профиль» № 12/05)
Научный руководитель Центра стратегических разработок Михаил Дмитриев, бывший первый замминистра экономического развития и торговли, — один из идеологов пенсионной реформы. Обозревателю «Профиля» Елене Короп он рассказал о том, что не видит трагедии в дефиците пенсионной системы и считает преждевременными выводы о неудачах реформы.

«Профиль»: Вы согласны с тем, что пенсионная реформа провалилась?

Михаил Дмитриев: Я вам отвечу, пере­фразируя слова Марка Твена: слухи о смер­ти пенсионной реформы сильно преувели­чены. Вряд ли справедливо делать вывод о провале реформы из-за того, что за пер­вые два года работы новой накопительной системы слишком мало людей перешло в частные управляющие компании, а инве­стирование пенсионных накоплений обес­печило не слишком высокую доходность. Изменение пенсионной системы — долго­срочный процесс, его последствия в пол­ной мере начнут сказываться не ранее чем через 20—25 лет. Признаю, что, исходя из опыта пенсионной реформы в Казахстане, где в течение первых трех лет более поло­вины застрахованных перевели накопле­ния в негосударственные фонды, мы наде­ялись, что интерес россиян к частным компаниям будет существенно выше. Но трагедии в нынешней ситуации не ви­жу, на размере будущих пенсий она серьез­ным образом не отразится. Ведь речь идет об относительно молодых людях, которые будут накапливать себе пенсию в течение двадцати и более лет. И у них достаточно времени, чтобы впоследствии принять ре­шение о переходе в негосударственный сектор. Просто в России установление до­верия к частному сектору в пенсионной сфере может потребовать более длительно­го времени.

«П.»: Еще одним свидетельством неуда­чи реформы называют исключение из на­копительной системы граждан старше 1967 года рождения. Как это могло про­изойти? Что-то не просчитали в начале?

М.Д.: Правительство принимало это ре­шение для того, чтобы обеспечить финан­сирование монетизации льгот и снизить единый социальный налог (ЕСН), но ори­ентировалось при этом на достаточно пес­симистический прогноз мировых цен на нефть. Внешнеэкономическая конъюнк­тура и доходы бюджета, которые мы сего­дня имеем, позволили бы снизить ЕСН и провести монетизацию, не меняя правил пенсионной реформы. Приходится при­знать, что в тот момент правительство пе­рестраховалось.

«П.»: Возможно ли, чтобы «потерян­ное» поколение вернули в накопитель­ную систему?

М.Д.: К сожалению, события развивают­ся в противоположном направлении. Со­гласно первоначальному плану пенсион­ной реформы, к 2006 году на накопление должно было направляться шесть процен­тов взноса в пенсионную систему (сейчас 4%. — «Профиль»). Потом был установлен новый срок — 2008 год, теперь все чаще звучит предложение вообще отказаться от повышения размера отчисления.

«П.»: Что могло бы измениться в ходе пенсионной реформы, если бы правитель­ство выбрало консервативный план Миха­ила Зурабова: ограничить отчисления в накопительную часть двумя процентами, не вводить персонифицированные нако­пительные счета, а инвестировать средства общей массой и не пускать в реформу ча­стные компании?

М.Д.: Есть ряд обстоятельств, которые делают предложенный тогда Пенсионным фондом России (ПФР) сценарий непри­емлемым. Во-первых, наши расчеты пока­зали, что в долгосрочной перспективе, когда демографический кризис затронет Россию, два процента отчислений на на­копительную часть не смогут существенно повлиять на размер пенсии. По сути, она будет такой же, как если бы мы оставались в рамках распределительной системы. Во-вторых, в развитых и среднеразвитых стра­нах практически во всех случаях частные пенсионные системы имеют доходность существенно выше, чем государственные. Таким образом, государственная накопи­тельная система не решает главной задачи реформы — обеспечить достойную пен­сию в условиях демографического кризи­са. И наконец, когда накопительная часть не персонифицирована, у государства воз­никает возможность потратить эти средст­ва раньше и не нести ответственности перед конкретным застрахованным, кото­рый в данном случае не определен.

«П.»: Можно сказать, что реформа по­дорвала финансовую устойчивость пенси­онной системы?

М.Д.: Если бы средства, которые идут сейчас на накопления, просто представля­ли переходящий остаток средств ПФР, не закрепленный за конкретными гражда­нами, они с большой долей вероятности были бы проедены задолго до наступления демографического кризиса. Вспомните: первые три года функционирования нако­пительной системы Пенсионный фонд имел немалый резерв. Дефицит образовал­ся в результате активной политики повы­шения текущих пенсий и снижения ЕСН. В результате резерв Пенсионного фонда был полностью израсходован на текущие пенсионные выплаты. То же самое могло бы случиться и с пенсионными накопле­ниями, не будь они персонифицированы. Но решение снизить ЕСН в 2005 году пра­вительство принимало с полным осозна­нием последствий для пенсионной систе­мы, то есть дефицит не стал для правитель­ства неожиданностью, и он будет покры­ваться из средств федерального бюджета.

«П.»: Каким вы видите будущее ПФР в свете последних решений об удвоении пенсий?

М.Д.: Темп индексации, который пред­полагает идея удвоения пенсий к 2008 году, не отличается существенно от обычного темпа индексаций, предусмотренного за­коном «О трудовых пенсиях». Если следо­вать этому закону, то к 2008 году, с учетом действующего макроэкономического прогноза, средний размер пенсий вырастет примерно на 85% по сравнению с 2004 го­дом. То есть индексация ускоряется менее чем на 15 процентных пунктов на времен­ном отрезке в четыре года. Это не очень большая величина, она, конечно, приве­дет к увеличению дефицита, но оно не бу­дет критическим.

«П.»: Когда в Пенсионном фонде вновь появится профицит?

М.Д.: При нынешних ставках ЕСН пен­сионная система оказывается дефицитной на неопределенное время.

«П.»: В связи с этим теоретически может встать вопрос об упразднении Пенсионно­го фонда. Если выплату пенсий дотирует федеральный бюджет, зачем нужна отдель­ная структура?

М.Д.: Есть немало стран, где пенсион­ного фонда как самостоятельной структу­ры не существует. Но Пенсионный фонд в России это не только обособленный ре­сурс денежных средств, а еще и организа­ция, выполняю­щая функции пен­сионного страхо­вания, ведения индивидуальных счетов, выплаты пенсий, распоряжения средствами накопительной части пенсии. Это функции, которые не свойственны Министерству финансов и федеральному бюджету. Кроме того, по нашим прогно­зам, к 2008 году дотации федерального бюджета будут составлять не более трети бюджета ПФР. Поэтому я не думаю, что сценарий упразднения Пенсионного фон­да является реалистичным.
  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Внебюджетные фонды, профсоюзы и социальная политика icon Внебюджетные фонды, профсоюзы и социальная политика
Направляем вам ежедневный обзор центральной российской прессы по социальной тематике
Внебюджетные фонды, профсоюзы и социальная политика icon Внебюджетные фонды, профсоюзы и социальная политика
Направляем вам ежедневный обзор центральной российской прессы по социальной тематике
Внебюджетные фонды, профсоюзы и социальная политика icon Внебюджетные фонды, профсоюзы и социальная политика
Направляем вам ежедневный обзор центральной российской прессы по социальной тематике
Внебюджетные фонды, профсоюзы и социальная политика icon Внебюджетные фонды, профсоюзы и социальная политика
Направляем вам ежедневный обзор центральной российской прессы по социальной тематике
Внебюджетные фонды, профсоюзы и социальная политика icon Внебюджетные фонды, профсоюзы и социальная политика
Направляем вам ежедневный обзор центральной российской прессы по социальной тематике
Внебюджетные фонды, профсоюзы и социальная политика icon Внебюджетные фонды, профсоюзы и соц. Политика
Направляем вам ежедневный обзор центральной российской прессы по социальной тематике
Внебюджетные фонды, профсоюзы и социальная политика icon Руководство пользователя по заполнению формы обоснования бюджетных...
Таблица «Фонд оплаты труда и страховые взносы в государственные внебюджетные фонды» 4
Внебюджетные фонды, профсоюзы и социальная политика icon Руководство пользователя 7 Операция «Подача заявки на получение выгрузки...
Руководство пользователя сервиса выдачи ежеквартальной выгрузки реестра плательщиков страховых взносов в государственные внебюджетные...
Внебюджетные фонды, профсоюзы и социальная политика icon Стратегия развития городского округа иваново до 2020 года
Социальная сфера (труд и занятость; образование; молодежная политика; культура; социальная защита населения; физическая культура...
Внебюджетные фонды, профсоюзы и социальная политика icon Руководство пользователя по заполнению обоснований бюджетных ассигнований...
Руководство пользователя по заполнению обоснований бюджетных ассигнований на оплату труда и страховые взносы в государственные внебюджетные...
Внебюджетные фонды, профсоюзы и социальная политика icon Конкурсная документация на техническое обслуживание медицинского...
Сведения о задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные...
Внебюджетные фонды, профсоюзы и социальная политика icon Документация о проведении открытого запроса предложений в электронной...
О начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший...
Внебюджетные фонды, профсоюзы и социальная политика icon «Кадрово-зарплатная и социальная политика: новые «ловушки» для работодателей»...
О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам повышения ответственности работодателей за...
Внебюджетные фонды, профсоюзы и социальная политика icon Отчет о самообследовании кластера образовательных программ 39. 03. 02 «Социальная работа»
«Социальная работа» (профиль «Социальная работа в сфере семьи и детства»), 37. 03. 02 «Конфликтология», 37. 04. 02 «Конфликтология»...
Внебюджетные фонды, профсоюзы и социальная политика icon Благотворительность в зеркале сми
И много лет в мире фонды местных сообществ успешно формируют гражданскую активность в муниципальных образованиях. Но в России далеко...
Внебюджетные фонды, профсоюзы и социальная политика icon Социальная психология
Социальная психология российского предпринимательства информационно-исследовательская база данных / Отв ред. В. П. Позняков. – М.:...

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск