Сергей Шарапов. История и современность


Скачать 0.58 Mb.
Название Сергей Шарапов. История и современность
страница 1/4
Тип Документы
rykovodstvo.ru > Руководство ремонт > Документы
  1   2   3   4
Сергей Шарапов. История и современность

  1. Введение

Моя статья обращена к людям знакомым с творчеством Сергея Федоровича Шарапова. Исходя из этого, я не собираюсь широко пользоваться цитатами из его работ, а уж тем более их кратко излагать для непосвященного читателя. Это дает мне возможность сэкономить время и сразу перейти к сути.

Все разностороннее творчество Сергея Шарапова касалось трех уровней построения человеческого общества. Первый уровень – религиозно-нравственный, следом, зависимый от него, социально-политический и его производная – уровень экономический. Надо отдать должное С.Ф. Шарапову – он четко понимал иерархическое подчинение этих уровней.

Экономический блок его предложений реалистичен и отнюдь не является фантазией, которая при практическом приложении оказывается фикцией или, того хуже, ведет к разорению. В ней заложено диалектическое противоречие между интересами частными и интересами общественными (государственными). И, вследствие уже одного этого внутреннего конфликта, из безжизненного мифотворчества, теория превращается в живой, развивающейся организм, обладающий способностью к саморазвитию и способный дать ответы на любые вызовы практической жизни.

Далее С.Ф. Шарапов прекрасно видит, что конфликт между индивидуальным и государственным, в рамках экономической теории разрешить не возможно. Конфликт решается в рамках социально-политических и автор излагает свое видение общества, в котором возможно воплощение в жизнь его экономических предложений. Если кратко – самодержавие, православие, земство.

Далее делает следующий шаг. Общественные отношения вторичны. Их определяет религия. Именно религия ответственна за нравственность. На платформе нравственности строится мораль и справедливость гражданского общества, его законы и экономические отношения.

Какая же религия способна обеспечить высокую нравственность общества? С.Ф. Шарапов отвечает православие, христианство. Два этих слова для него абсолютно равноценны.

А что же было тогда за окном? «Куда ни взглянешь, повсюду человеческая мысль упирается в отчаяние и небытие». Действительно С.Ф. Шарапову пришлось не сладко. Он прекрасно видел, что воплощение его экономических предложений невозможно без коренной перестройке сознания людей. Как это сделать он не представлял. Идеалы мудрого самодержавия, инициативного земства, нравственной религии были очень далеки от реальности, которая его окружала.

Некоторые его высказывания в марксистском духе, говорят об отчаянности ситуации. Он прекрасно понимал, что воплощение его христианской экономической модели в языческом обществе не сможет это общество изменить. Но ведь что- то нужно было делать?

На первый взгляд ситуация за сто лет мало изменилась. Нравы людей не стали лучше. Мир также молится выгоде и наживе. У экономистов - поклонников Шарапова возникают те же чувства, что были у Сергея Федоровича. Когда не видно выхода, наступает отчаяние. Неизбежно возникает осуждение людей, общества, и в итоге Бога. Когда человек не видит в окружающей

ситуации Божественную волю - ситуацию трудно принять и, приняв, сохранить любовь. Православная модель видения мира не способна объяснить причину деградации общественных отношений и, тем более не способна дать рецепт выхода из ситуации. Требуется модель христианская. Собственно об этом будет моя статья.

Вначале мне придется обратиться к тем маякам, к которым обращался Сергей Шарапов.

Это православие ,самодержавие и земство.


  1. Православие в жизнь.


Последние две тысячи лет суть исторического развития человеческой цивилизации заключается во внешней деградации христианства и, одновременно, с внутренним постижением и принятием учения Христа. Все нагромождения исторических фактов, курьезов, противоречий встают в стройную логическую картину, если мы будем исходить из данной аксиомы. Почему это выглядит фантазией? А потому, что Бога невозможно познать сознанием, только чувствами. Потому, что заповеди Христа направлены к душе, к чувствам. Потому, что заповеди Христа толковали буквально, а значит однобоко. Исходя из этого, исторические события оценивали по форме, с человеческой логики. Причина и следствие терялись во времени, суть искажалась, зато пышно расцветала форма, за которой терялось содержание. Мир становился дробным и хаотичным. Пытаясь его упорядочить, наука и религия принялись строить умозрительную картину мира далекую от реальности. Чем выше росло здание исторической, экономической, религиозной эсхатологии, тем ниже падали нравы людей и сильнее терялась суть всех процессов. Античная эсхатология рухнула, придавив поздний Рим, может быть, нам удастся избежать столь бесславного конца.

Итак, не было феодализма, капитализма, социализма. Все это суть одного процесса указанного выше. Русский семидесятилетний Эксперимент заключался в попытке построить общество исходя из православной картины мира. Глубинная цель православия – спасение человечества. Задача стратегическая и из нее исходили.

И если православие помещала Царствие Божие на небо, то большевики решили создать его на земле.

Спасение человечества -это построение рая на земле. Из православной концепции рая и исходили. Рай (Царствие Божие)– это общество всеобщего благоденствия, общество без конфликтов и противоречий. Разве не так? Все, что несло в себе конфликт, уничтожалось. А ведь без конфликта нет развития. Отсутствие конфликта означает смерть. Внешне подавляя конфликт, подсознательно его искали. Если не хватало конфликтов внутри страны (враги народа), находился враг внешний (Германия, США). Вот так искаженная суть (бесконфликтный, православный рай) рождала уродливую форму. Православие не научило решать конфликт с позиции любви. Конфликт решался с позиции подавления оппонента, а в итоге вел к самоподавлению и самоуничтожению.

Помните, как апостолы начали строить справедливое общество? Началось с двух жертв, но лиха беда начало… А ведь дело не в природной греховности людей, а в непонимании Христа, в желании видеть Царство Божие как бесконфликтное общество.

В Советском Союзе была на деле осуществлена экономическая теория Шарапова. Но не полно в ее христианской сути. Конфликт между частным и индивидуальным был решен по примеру апостолов. А именно – частнособственничество было уничтожено как класс. Народная инициатива отсутствовала. Ее заменил православный приход – Совет. Союз партийного клира и беспартийного мира, с «решающей» ролью первого.

Посмотрите на строение современного православного прихода. Один в один. Генсек выступал в роли православного Самодержца и Патриарха. Его лик и лики приближенных «святых» носили на крестных ходах (демонстрациях). Обратная связь между народом и «владыкой» отсутствовала. Он творил, что хотел. Даже приближенные боялись молвить против. Обратите внимание на строение современной православной иерархии. Дисциплина строже армейской. Командир вне критики. Приказ владыки обсуждению не подлежит. Он же «святой» или даже «Святейший». Какой уж тут денежный рынок, определяющий процент по кредитам. Есть Госбанк. Эмиссия «абсолютных» денег для капвложений возможна при творчестве частника, а государство вполне обойдется деньгами бюджета. Есть Госплан. Необходимость иметь врага приводила к содержанию громадного ВПК. Давать ему кредит? Глупо.

Эксперимент дал ответ на очень многие вопросы. Например. Христианская экономическая теория С. Ф. Шараповы в рамках православия работала, но в усеченном виде. Православие близко к христианству, но им не является. Было наглядно показано, что нужно изменить, чтобы христианская экономика стала комплементарной обществу.

Скажите – советская Россия не была, по сути, православной. Наверно так же сказал бы и сам Сергей Шарапов. Добавил бы «Древняя Русь была основана на тесном единстве государства и Церкви, народа и общества и Церкви. Точнее: и государство, и народ составляли Церковь,

жили в ней. Основной ячейкой всего быта народного и земского строя был приход. Этот строй был настолько прочен, настолько отвечал нашему национальному характеру, что в Смутное время только он один спас Россию от порабощения и анархии, восстановил государство, вдохнув в него тот же церковный и земский дух, которым был пронизан сам».

Об этом следующая глава. Она, извините, будет длинней и с церковно-славянской лексикой. Мифы легко рождаются, но развенчать их куда сложнее. Пишу для господ экономистов – постараюсь выражаться «экономическим языком».


  1. Симфония


Мне трудно понять, что имел в виду Сергей Шарапов под словом «Древняя Русь».

Начну с князя Владимира. Вторая половина Х века. Сразу сообщу – данный герой мемуаров не оставил.

У летописцев ХI века нельзя найти односложного ответа на вопрос – как язычник Владимир ("аки зверь бях, много зла творях в поганьстве и живях, яко скоти, наго") пришел к православию. Сыграло роль много факторов. Соседство великолепного Царьграда, общение с греками и, очень вероятно, сherchez la femme. И еще, как отмечают православные историки, языческие кровожадность и беспредел нуждались в самоограничении, без этого просто было невозможно малейшее развитие.

Русская земля еще при кн. Владимире была крещена вся и вся покрыта, хотя и малочисленной, но сетью миссионерских епархий: кроме Киева, в соседнем с ним Белгороде, на запад — во Владимире Волынском, к северо-западу — в Чернигове, Турове, Полоцке; в Новгороде и соседнем к востоку Ростове.

Церкви требовалось содержание. Никакой паствы, добровольно расположенной содержать церковную иерархию на первых порах, понятно, не было. Поэтому забота о материальном обеспечении духовенства падала на государственную власть. Основной статьей архиерейского обеспечения сразу же явилась государственная привилегия на десятину от княжеских доходов.

Порядок получения десятины епископами был таков. Десятина от имений княжеских —натуральная, там, где она была, доставлялась епископу без хлопот с его стороны. Равным образом и денежная десятина (судебная и торговая) получалась епископом единовременно по сведении баланса на княжьем дворе. Третью часть десятины — с даней или податей поручено было епископам собирать самим. Вероятно, так устроено было дело во избежание недоразумений между князьями и епископами.

У нас явилось, таким образом, подобие греческой епископской дани с мирян, которая перешла потом в Московскую Русь, уцелев после прекращения самой десятины. Если бы данная часть десятины выдавалась епископам вместе с другими частями самими князьями, то она исчезла бы со временем, как исчезли и те княжеские части, и тогда перешел бы к нам из Византии "Каноникон".

Другой статьей епископского обеспечения, в параллель Византии, у нас явились недвижимые имущества. Получались они, главным образом, путем пожертвований со стороны князей. Князья приписывали к епископиям земли, села, целые города. Так, Ростислав Мстиславич в своей грамоте отчисляет смоленской епархии два села и несколько других земельных угодий. Андрей Боголюбский дал своей кафедральной Успенской церкви "слободы купленыя и с даньми и села лепшая" (1158 г.).

В постановлениях Владимирского собора 1274 г. есть также указания на личные сельскохозяйственные занятия епископов, именно — жалобы на то, что они сгоняли на эти работы свободных нищих, живших при церквах. Но указания на церковные "слободы" и "города" дают основание заключать, что они были уже первыми населенными вотчинами.

Приходские доходы епископов с кафедральных церквей предполагаются сами собой.

Разумеется, в первый же период по греческому примеру у нас вошли в практику знаменитые ставленнические пошлины, которые в Византии еще со времени Юстиниана были урегулированы законом и признавались делом вполне правильным. В постановлениях Владимирского собора 1274 г. встречаются случаи злоупотребления этими пошлинами. Очень по русски!

С обеспечением приходского духовенства повторилась та же история, что и с обеспечением высшей иерархии. Обычное обеспечение приходского духовенства слагалось из следующих статей: из добровольных приношений прихожан, из сборов прихожан, производимых самим духовенством, из плат за требы, из доходов от недвижимых имуществ.

Теперь поговорим о монастырях. Преп. Феодосий, бывший первым игуменом Печерского монастыря (ок. 1070г.) стремился применить у себя на практике полученный у греков строгий Студитов устав, применить его во всей его строгой последовательности и это видно из нескольких частных упоминаний о порядках Печерского монастыря при Феодосии, всегда буквально соответствующих предписаниям Студитова устава.

Основатель русского монашества, со слов лет. Нестора -"прилога творити (к монастырю), но бе верою и надежею к Богу вскланяяся, яко же паче не имети упования имением". Это слова.

А вот дела. Бояре, исповедуясь у преп. Феодосия, приносили ему от имений своих на утешение братии и строение монастырю "друзии же и села вдадуче на попечение им". Как видно из других частностей биографии преп. Феодосия, Печерский монастырь владел селами уже при его жизни. Последующие летописные известия говорят о богатых пожертвованиях монастырю, главным образом со стороны князей, золотом, серебром и недвижимыми имуществами. Кн. Ярополк Изяславич пожертвовал Печерскому монастырю "всю жизнь свою (т.е. все частные животы и имения), Небельскую волость, и Деревскую и Лучьскую и около Киева" (Ип. 1158 г.); его дочь подарила тому же монастырю "пять сел и с челядью" и т.д. и т.п. И не было этому конца.

Как только сошел в могилу железный игумен, бразды правления ослабели и строгие порядки пошатнулись. Вид общежития сохранялся, но в него неудержимо проникали разлагающие течения "отъинуду". Еще при Симоне Владимирском (в половине XIII в.) в Печерском монастыре соблюдалась общая трапеза, но из того же Печерского Патерика ясно, что и она была неполной. Скупой инок Арефа ухитрялся морить себя голодом, т.е. очевидно, имел возможность продавать часть дневной пищи, выдававшейся на руки. Право частной собственности и сребролюбие проникли в среду иноков и отравили их взаимные отношения. Инок Алипий, иконописец, получал плату, равно как и Марк могильщик. Чернец Еразм тратил на церковные нужды принесенное из мира богатство, а когда обнищал, то впал у братии в пренебрежение.

Особенно резкий случай передает Патерик о брате Афанасии. Он умер, не оставив ровно ничего из имущества, и за это сравнительно долго оставался без погребения: не нашлось сразу братий, готовых «безмездно» исполнить последний долг. Так обстояло дело в самом славном рассаднике древнерусского монашества.

На вопрос, какой устав был принят в других русских монастырях кроме Печерского, летописец дает общий ответ: "от того же монастыря (т.е. от Печерского) переяша вси монастыреве устав". О строгости его практического применения, после поучительного примера Киево-Печерского монастыря судите сами.

Вместе с крупными пожертвованиями от мира в монастыри притекали из того же источника и другие статьи дохода. У нас скоро привился греческий обычай, по которому всякий, стремившийся быть погребенным с честью, покупал себе могилу обязательно в монастыре и делал туда, а не в приходскую церковь, взнос на помин души. Уже в до-монгольское время распространилось поверье, окончательно окрепшее в последующее время, что "всякий, положенный в Печерском монастыре, будет помилован, хотя бы и грешен был". Нужно думать, что бояре, наметившие себе еще при жизни известный монастырь, как место погребения, благотворили ему деньгами и натурой.

Из возможных родов благотворения монастырям имеются упоминания об угощении монахов трапезами. Вел. кн. Ростислав Мстиславич (1168 г.) во время великого поста приглашал к себе каждую субботу и воскресенье 12 чернецов Печерских и игумена на обед. По окончании поста он учреждал трапезу для всей братии и кроме того часто приглашал их к себе в среду и пятницу (именно в эти, а не в другие дни!). Эти трапезы не русское изобретение, а старый греческий обычай. Как видно из "Правила" митроп. Иоанна II, и у нас миряне не довольствовались угощением чернецов у себя на домах, а часто задавали пиры в самых монастырях, стараясь превзойти друг друга роскошью яств и приводя вместе с собой туда и своих жен: "иже в монастырех", пишет русский митрополит, "часто пиры творят, созывают мужи вкупие и жены, и в тех пирех друг друга преспевают, кто лучший сотворит пир. Сиа ревность не о Бозе, но от лукавого бывает ревность си". Что выходило из таких пиров, видно из другого параграфа того же "Правила", который митр. Иоанн начинает словами: "о еже во пирах пити, целующеся с женами без смотрения мнихом и бельцем".

По идеалу, всякий вступающий в монастырь должен покинуть "вся яже в мире", в том числе и свое имущество. Но коль скоро монастыри сделались хозяйственными корпорациями, то самыми желанными членами в них явились богатые постриженники, приносившие все свои сокровища в монастырскую казну. B необщежительных монастырях дело ставилось еще проще: деньги оставались у владельца на руках. Как сказал бы Шарапов, монастыри превратились «в ассоциации на паях», т.е. не рассчитывали только на случайных богатых вкладчиков, а сделали вклады для всех вступающих обязательными.

Особенно толкали на соблазны монашествование в вольных безуставных монастырях и свобода брожения по миру, как это было и на Востоке. О них имеется сатирическое замечание Даниила Заточника: "Мнози, отошедше мира сего, паки возвращаются, аки пси на своя блевотина, на мирское гонение: обходят села и домы славных мира сего аки пси ласкосердии, идеже браци и пирове ту чернецы и черницы беззаконнии, отеческий имея на себе сан, а блудив норов, святительский имея на себе сан, а обычай похаб".

А что же с проповедью? Была и она. Вот ее основной канон. Бог послал на землю Сына. Он возьмет на себя грехи у тех кто ему будет верно служить. Для этого надо терпеть – «Бог терпел и нам велел» , работать, молиться, так как мы учим. Конечно же, проповедь включала в себя христианское милосердие и прощение врагов. В жизни земной православие призывало к аскетичности – «не собирайте плодов на земле…». Как это все выполнить на практике было не ясно. Поэтому весьма востребована была картина Страшного Суда и небесной жизни для праведников и грешников. Прямо и косвенно указывалось, что на земле надо потерпеть и, соблюдая все обряды, дождаться кончины, а вот тогда наступит «жизнь вечная», райская. А притеснители и грешники будут гореть в аду. Проповедь имела успех и способствовала улучшению языческих нравов.

Ну и, конечно же, проповедь идеи богоустановленной власти и принцип почитания всяких властей.

Поучение XIII в. (Слово св. отец како жити крестьянам) гласит: "наипаче же своему князю приязнь имей, а не мысли зла нань. Глаголет бо Павел апостол: от Бога власти всяки устроени суть: Бога ся бойтесь, а князя чтите. Аще бо властем кто противится, Божию суду повинен есть, повелению бо противится Божию".

На этом проповедь не остановилась. За идеей божественного происхождения власти стали внушать идею ее богоподобия и обоготворения. Летописец по поводу убиения князя Андрея Боголюбского, к словам Павла о властях делает следующее пояснение: "естеством бо земным подобен есть всякому человеку цесарь, властию же сана яко Бог".

Перейду к эпохи монгольских завоеваний. 250 лет. И буду максимально кратким – православная церковь получила от татарских ханов освобождение от всех налогов
  1   2   3   4

Похожие:

Сергей Шарапов. История и современность icon Примерные вопросы к вступительному экзамену в магистратуру уголовный процесс
Типы (формы) уголовного процесса: история и современность. Отличительные черты обвинительного, инквизиционного, состязательного и...
Сергей Шарапов. История и современность icon Положение об открытой межрегиональной очно-заочной научно-практической...
Конференция «Православие и современность» является формой подведения итогов исследовательской деятельности обучающихся в области...
Сергей Шарапов. История и современность icon Высшего профессионального образования «воронежский государственный...
Человек и общество: история и современность : межвузовский сборник научных трудов. Выпуск 9 / [науч ред. М. В. Шакурова]. – Воронеж:...
Сергей Шарапов. История и современность icon Турция история и современность (сборник статей)
Предлагаемый читателю сборник статей преследует цель рассмотреть ряд важных проблем экономического, социально-политического, идеологического...
Сергей Шарапов. История и современность icon И муниципальное управление северо-кавказская академия государственной службы
В апреле состоялись международная научно практическая конференция «Местное самоуправление в России и Германии: история и современность...
Сергей Шарапов. История и современность icon Рассмотрение заявлений адвокатов. Вопросы текущей деятельности. Голосовали: единогласно
Присутствовали: Басов Юрий Романович, Гордеева Ольга Геннадьевна, Леднев Сергей Федорович, Мухаметов Ринат Равилевич, Ногин Сергей...
Сергей Шарапов. История и современность icon Сергей Потапов: Горе не пришло в 147 белгородских семей
Литвинов депутат Белгородской областной Думы Сергей Литвинов отметил также эффективность работы системы «112». С её помощью можно...
Сергей Шарапов. История и современность icon Республики саха (якутия) АКАДЕМИЯ НАУК республики саха (якутия) институт...
Законодательная (представительная) власть: история и современность: материалы респ науч практ конф., посвящ. 100-летию Гос. Думы...
Сергей Шарапов. История и современность icon Специальность, по которой осуществляется руководство аспирантами
...
Сергей Шарапов. История и современность icon Шингаев Сергей Михайлович доктор психологических наук, заведующий кафедрой психологии
Аннотация. В статье раскрывается история возникновения понятия «эмоциональный интеллект» в отечественной и зарубежной науке, приводятся...
Сергей Шарапов. История и современность icon Тематическое планирование Предмет история Класс
Дмитриева О. В. Всеобщая история. История Нового времени. Конец XV-XVIII век. Учебник для 7 класса. 5 издание М.: «Тид «Русское слово-рс»-...
Сергей Шарапов. История и современность icon Горин Сергей, Огурцов Сергей Соблазнение
Огурцов: И, раз уж так все складывается, то мы можем выступить в качестве соавторов. Но подумай, о чем мы с тобой можем написать...
Сергей Шарапов. История и современность icon Оао «кск» г. Москва 24 июня 2015 г
Исаев Сергей Петрович, Синицина Ольга Алексеевна, Артамонов Юрий Александрович, Иванов Николай Васильевич, Плешаков Александр Григорьевич,...
Сергей Шарапов. История и современность icon Оао «кск» г. Москва 25 июня 2015 г
Исаев Сергей Петрович, Синицина Ольга Алексеевна, Артамонов Юрий Александрович, Иванов Николай Васильевич, Плешаков Александр Григорьевич,...
Сергей Шарапов. История и современность icon Сергей Минаев Сергей Минаев The Телки. Повесть о ненастоящей любви Роман оглавление
Еще пару лет, honey. Получу пост head of purchasing, осуществлю some investments, и все. Быстро делать карьеру и состояние можно...
Сергей Шарапов. История и современность icon Постижение истории
...

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск