Краевое государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида № 1»
г. Комсомольска-на-Амуре
СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:
Методический совет протокол_№_________ Директор _____________И.Г. Подоплелова «______»______________2013 г. «_______»____________2013 г.
Комплексная программа
Комсомольск-на-Амуре 2013 год
Пояснительная записка:
Общеизвестно, что всякая деятельность человека, полезная для его существования, одновременно может быть источником опасностей, негативных воздействий, приводить к травматизму, заболеваниям, а порой и к смерти. Вред человеку может наносить любая деятельность: трудовая, учебно-трудовая, а также отдых и развлечения. Анализ заболеваний и происшествий в образовательном учреждении дает основания утверждать, что любая деятельность обучающихся и персонала образовательного учреждения потенциально опасна. В то же время любая деятельность может быть защищена, может быть уменьшен риск ее опасных воздействий и последствий.
Эти положения составляют основу теории и методики обеспечения безопасности человека во всех видах его деятельности.
Проблемы обеспечения безопасности в образовательном учреждении были и будут всегда. Они затрагивают многие стороны жизнедеятельности обучающихся и педагогических коллективов, имеют разносторонний и многоплановый характер. Практика показывает теснейшую связь между возникновением опасных ситуаций и происшествий самых различных видов. Но из этого вытекает и следующая важная особенность: любые меры, принимаемые для повышения защищенности образовательного учреждения от техногенных опасностей или террористических актов, одновременно обеспечивают усиление защищенности образовательного учреждения от социальных, биологических, природных, криминальных, информационных и иных видов угроз.
Актуальность программы:
В последние годы руководством страны и системы образования уделяется самое пристальное внимание вопросам безопасности образовательных учреждений (ОУ) всех видов и уровней. Это обусловлено многочисленными фактами опасных происшествий в образовательных учреждениях: пожары в общежитиях и интернатах, массовые заболевания и отравления учащихся, травматизм, правонарушения, наркомания, акты телефонного, уголовного и политического терроризма.
В связи с ростом количества опасных и чрезвычайных ситуаций (ЧС) одной из важнейших задач общего образования становится формирование безопасной, здоровой образовательной среды и культуры безопасности. Работник системы образования, как и любой другой области, не может считать себя профессионалом, если он не владеет основами безопасности жизнедеятельности (БЖ). Психолого-педагогическая подготовка сотрудников образовательного учреждения к опасностям и освоение ими культуры безопасности являются определяющими факторами в профилактике заболеваний, травматизма, правонарушений и иных происшествий в образовательном учреждении.
Трагические события в Москве, Волгограде и Беслане, в Нью-Йорке, Лондоне и Мадриде наглядно показали важнейшую роль знания основ БЖ в подготовке населения (в т. ч. персонала образовательного учреждения, учащихся, воспитанников и их родителей) к выживанию при проявлениях терроризма и в иных опасных ситуациях.
Практика показывает, что наличие многочисленных планов, дорогостоящих технических средств, вооруженной охраны не снижает последствий ЧС, если учащиеся, родители и педагоги сами не готовы к адекватным действиям. Обучение таким действиям наиболее эффективно может осуществляться не в виде разовых кампаний, а исключительно в рамках систематического изучения основ БЖ в соответствии с решениями Правительства, Министерство образования и науки и МЧС России, требованиями образовательного стандарта.
Актуальность проблемы обеспечения безопасности в образовательной сфере обусловлена растущей динамикой опасных ситуаций в образовательном учреждении, а также высокой детской заболеваемостью, травматизмом и смертностью в России (в 3–4 раза выше, чем в других странах). Напомним, что в стране почти 30 млн. обучающихся, воспитанников и педагогов, то есть пятая часть населения, а с учетом членов их семей – более половины населения страны. Именно этим определяется место и роль обеспечения безопасности образовательного учреждения в системе национальной безопасности России.
В настоящее время безопасность становится обязательным условием и одним из критериев эффективности деятельности образовательного учреждения.
Не случайно в письме Министерства образования и науки России от 30.08.05 г. № 03-1572 «Об обеспечении безопасности в образовательных учреждениях» (прил. 1), имеющем важное концептуальное значение для повышения безопасности образовательного пространства, органам управления образованием предписано рассмотреть возможность введения дополнительных часов на изучение курса ОБЖ и усилить внимание к вопросам безопасности при изучении иных учебных предметов базисного учебного плана и занятий во внеурочное время.
В предложенной министерством структуре комплексного плана безопасности образовательного учреждения меры по обучению сотрудников и обучающихся основам безопасности, по созданию учебно-материальной базы рассматриваются как неотъемлемая часть системы безопасности наряду с техническими, правовыми, организационными и иными мерами.
Содержание программы:
Блок 1.
Обеспечение безопасности в школе.
Блок 2.
Формирование у участников образовательного процесса навыков личной безопасности.
Цель и задачи программы:
|
Блок
|
Цель
|
Задачи
|
|
|
Обеспечение безопасности в школе.
|
Реализация государственной политики и требований законодательных и иных нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности школы, направленных на защиту здоровья и сохранение жизни обучающихся, воспитанников и работников во время их трудовой и учебной деятельности от возможных пожаров, аварий и других опасностей.
|
оснащение школы современным противопожарным оборудованием (в рамках Федеральной программы), средствами защиты и пожаротушения, организация их закупок, монтажа и сервисного обслуживания;
назначение ответственных за проведение всего комплекса работ по реализации Программы, координации деятельности её участников и контроля выполнения намеченных мероприятий;
обследование технического состояния зданий, помещений, инженерных систем в учреждении, их паспортизация, оценка пожарной, электрической и конструктивной безопасности и разработка рекомендаций по её повышению до требований существующих норм и правил;
анализ состояния и разработка предложений по развитию и совершенствованию нормативной и методической документации по обеспечению безопасности школы;
разработка требований, норм и регламентов по обеспечению надёжной безопасности для вновь проектируемых, реконструируемых и ремонтируемых объектов в школе;
внедрение научных исследований по разработке новых систем безопасности, технических и методологических решений, средств измерений и контроля для обеспечения безопасности школы;
создание единой информационной среды по проблеме безопасности;
организация обучения и периодической переподготовки кадров, ответственных за безопасность школы;
обеспечение выполнения правовых актов и нормативно-технических документов по созданию здоровых и безопасных условий труда в образовательном процессе;
организация и проведение профилактической работы по предупреждению травматизма на занятиях и внеурочное время;
выполнение плана условий охраны труда совместно с уполномоченным по охране труда в школе, предупреждению детского, производственного травматизма и профессиональных заболеваний;
изучение причин детского, производственного травматизма;
обеспечение работников средствами индивидуальной защиты;
проведение своевременного и качественного инструктажа обучающихся и работников по охране труда;
пропаганда охраны труда в школе и повышение ответственности всех работников за соблюдением требований охраны.
|
|
|
Формирование навыков личной безопасности.
|
Создать условия, способствующие формированию у участников образовательного процесса: - устойчивой мотивации поведения, обеспечивающей личную безопасность; - ответственности за своё благополучие; - способности предвидеть возможные ситуации; - выработке навыков правильного анализа и адекватного поведения; - воспитанию культуры безопасности.
|
Пропаганда знаний, умений и навыков безопасной жизнедеятельности среди участников образовательного процесса.
Обучение навыкам личной безопасности.
Профилактика правонарушений и преступлений среди обучающихся.
Совершенствование общей культуры педагогов, обучающихся в соответствии с уровнем социально-нравственных ценностей: формирование ответственного отношения к себе и собственной безопасности.
Повышение компетентности педагогов, родителей и обучающихся в области специальных научных знаний, психологии.
Обеспечение обучающихся, воспитанников необходимой информацией, позволяющей сохранять и укреплять личную безопасность.
Формирование знаний, норм и правил поведения безопасного образа жизни.
|
|
Концепция обеспечения безопасности:
Концепцией называют систему взглядов, руководящих идей, принципов, принимаемых для решения какой-либо проблемы. Чтобы выстроить эффективную концепцию безопасности образовательного учреждения, необходимо постоянно осуществлять мониторинг и прогнозирование возможных опасностей и на этой основе определять желаемые параметры элементов будущей системы безопасности.
Согласно Закону РФ «Об образовании» (ст. 51, п. 1.7) «Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся и воспитанников. Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательного учреждения несут должностные лица образовательного учреждения в соответствии с законодательством РФ и Уставом данного образовательного учреждения».
Главная идея концепции может быть сформулирована следующим образом: безопасность и охрана труда в образовательном учреждении должны быть организованы так, чтобы заранее исключить или уменьшить риск возможных неблагоприятных происшествий в учебно-воспитательном процессе. Поэтому осуществляемые меры по выполнению требований правил и инструкций должны носить предупредительный, профилактический характер. Выполнение требований безопасности работниками и руководителями образовательного учреждения является обязательным условием организации безопасных и здоровых условий труда работающих, в том числе при проведении занятий с обучающимися в классах, учебных мастерских, спортивных залах и в процессе других учебно-воспитательных мероприятий.
Принципы, цели и задачи обеспечения безопасности:
Гуманность: уважение и учет интересов личности независимо от ее возраста и положения. К сожалению, не всегда действия педагогов отвечают этому принципу, что вызывает ответную реакцию и повышает риск происшествий в образовательном учреждении.
Законность: «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства» (Конституция РФ, ч. 3 ст. 55).
Демократичность: учет мнений родителей, органов правопорядка, коллектива работников и обучаемых, а также специалистов. Иногда мнение, оценки и предложения одного опытного специалиста не совпадают с мнением большинства учащихся; переубеждать их в таких случаях следует демократичными методами.
Тесное взаимодействие со специалистами и службами безопасности, хозяйственными и силовыми структурами. Для этого следует постоянно поддерживать как официальные, так и личные контакты.
Рациональность и экономичность. Любые меры по обеспечению безопасности стоят дорого, но они того стоят. Речь идет о реальных мерах, а не о декоративных стендах и папках для проверяющих.
Организованность, непрерывность. Обеспечение безопасности образовательного учреждения – непрерывный повседневный процесс, он не может быть одноразовым актом. Образовательное учреждение настолько сложный объект, что в любое время может возникнуть любая угроза.
Планирование и контроль.
Предвидение и упреждение. Чем точнее предвидение, тем эффективнее упреждающие профилактические меры.
Системность и целостность, комплексный охват всех элементов системы безопасности ОУ как единого целого. Реальная безопасность может быть обеспечена только при комплексном учете всех ее аспектов, при использовании всех средств защиты и противодействия во всех структурных элементах ОУ, на всех этапах образовательного процесса, а также на путях перемещения учащихся.
Научность и информационная поддержка. Обеспечение безопасности требует не только затрат, но и, в первую очередь, знаний и определенной подготовки, научных рекомендаций.
Цели мероприятий по обеспечению безопасности:
защита обучающихся, воспитанников, педагогов, их прав и интересов, имущества от опасных воздействий;
обеспечение безопасного функционирования и развития образовательного учреждения образовательного учреждения;
снижение ущерба от негативных воздействий и последствий опасных и чрезвычайных ситуаций.
Задачи мероприятий по обеспечению безопасности:
формирование готовности к опасностям и к противодействию им. Изучение видов опасностей, способов их преодоления;
раннее выявление причин и признаков опасных ситуаций, их предотвращение и устранение;
обеспечение условий и возможностей для самозащиты, спасения и защиты других людей;
экономическое, техническое и правовое обеспечение системы безопасности образовательного учреждения;
формирование навыков правильного поведения при опасностях;
формирование культуры безопасного мышления и поведения, интереса каждого обучаемого, родителя и педагога к обеспечению безопасности образовательного учреждения.
Система безопасности образовательного учреждения и ее элементы:
Субъекты обеспечения безопасности образовательного учреждения:
руководство образовательного учреждения, персонал образовательного учреждения и охраны, службы обеспечения спасения и помощи; администрация района, правоохранительные органы;
органы управления образованием, органы здравоохранения.
Физическая защита здания образовательного учреждения:
освещение зданий, периметров и территорий;
ограждения, запоры, решетки на окнах;
барьеры, турникеты и цепочки для ограничения, пропуска посетителей;
охранные устройства (шлагбаумы) на подъездах к объектам образовательного учреждения.
Охрана образовательного учреждения:
вахтеры, сторожа, дежурные учителя во время перемены, руководство;
организация вневедомственной охраны и пожарной безопасности;
пакет документов по организации охраны;
организация оперативного информирования руководителей образовательного учреждения и охранных предприятий о фактах (действиях), представляющих угрозу и опасность;
совместные действия, мероприятия ЧОП и службы безопасности образовательного учреждения.
Технические средства охраны и безопасности образовательного учреждения:
охранно-пожарная система, система голосового оповещения и дымоуловители, охранная сигнализация;
системы автоматического оповещения оперативных и дежурных служб (полиции, ГО и ЧС, пожарной службы) о ЧС в образовательном учреждении;
системы видеонаблюдения;
система передачи тревожных сигналов.
Финансовое и ресурсное обеспечение:
оплата услуг по обслуживанию и ремонту охранно-пожарной сигнализации, вневедомственной охраны, сторожей;
средства на установку и содержание охранной сигнализации, системы радиомониторинга и оповещения оперативных и дежурных служб (тревожной кнопки);
средства на оборудование образовательного учреждения системами видеонаблюдения, освещения;
средства на устройство новых ограждений;
энергетические и иные ресурсы.
Организация взаимодействия с органами безопасности и органами местного самоуправления:
согласование мер по проверке зданий и территорий образовательного учреждения на предмет их взрывобезопасности с использованием специалистов;
распределение ответственности за безопасность образовательного учреждения;
обмен информацией;
совместная разработка и согласование планов по обеспечению безопасности;
Воспитательная работа с обучающимися:
обучение готовности, навыкам и умениям действовать в условиях ЧС;
проведение мероприятий в рамках месячников противопожарной, антитеррористической безопасности, месячника здорового образа жизни, безопасности дорожного движения;
проведение мероприятий по воспитанию культуры межнациональных отношений, соблюдению толерантности;
проведение специальных занятий и тренировок по освоению навыков действий в ЧС.
Работа с родителями, родительскими комитетами, попечительскими советами:
организация общих собраний родителей по вопросам обеспечения безопасности, антитеррористической защищенности образовательного учреждения, воспитания бдительности, ответственности за личную и коллективную безопасность у детей;
организация участия родителей в обеспечении безопасности и оказании помощи образовательному учреждению;
повышение заинтересованности родительской общественности в совершенствовании технической оснащенности образовательного учреждения.
Персонал образовательного учреждения:
подготовка руководящих и педагогических работников к действиям по обеспечению безопасности, антитеррористической защищенности и противодействию экстремизму;
проведение встреч педагогического состава с представителями правоохранительных органов по вопросам безопасности, антитеррористической защищенности образовательного учреждения.
Правовые и организационные документы по безопасности образовательного учреждения (делопроизводство):
комплект действующих нормативных актов по обеспечению безопасности, антитеррористической защищенности;
комплект внутренних приказов и документов образовательного учреждения по обеспечению безопасности (обязанности должностных лиц, правила внутреннего распорядка, инструкции педагогическим работникам, инструкции охране, планы и схемы);
номенклатура дел по направлениям безопасности: переписка, планы, материально-техническое обеспечение, тренировки, нормативные акты и т. д.
Методические документы по безопасности образовательного учреждения:
методические рекомендации по обеспечению безопасности, антитеррористической защищенности должностным лицам образовательного учреждения, педагогическим работникам, охране;
памятки и рекомендации для детей, персонала образовательного учреждения и родителей;
плакаты, стенды, буклеты, фильмы, комиксы.
Медицинское обеспечение безопасности, охраны труда и здоровье сберегающих технологий в образовательном учреждении.
Психологическое обеспечение:
методики психологической подготовки к действиям в условиях ЧС;
методики психологической реабилитации;
тренинги, ролевые игры.
Кадровые и социально-бытовые меры.
Инфраструктура, инженерные сооружения, организации по обеспечению эксплуатации инфраструктуры образовательного учреждения и взаимодействие с ними.
К элементам системы безопасности образовательного учреждения относятся также:
жители прилегающих дворов;
шефские и близлежащие предприятия;
иные объекты.
Со всеми этими лицами и организациями следует вести постоянную работу.
Организационные элементы: распределение функциональных обязанностей, режим, контроль.
Знания о возможных угрозах в образовательном учреждения, способах раннего выявления опасностей; знания способов правильного противодействия опасностям.
Навыки правильного поведения и владения техническими средствами в ЧС;
Серьезное и правильное отношение к проблемам безопасности образовательного учреждения.
Законодательство РФ о безопасности:
Правовую основу системы безопасности в образовательном учреждении составляют: Конституция РФ; Федеральные законы «Об образовании», «О борьбе с терроризмом», «О пожарной безопасности», «О милиции», «Об оружии», «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», «Об основах охраны труда в Российской Федерации» и др., Трудовой, Гражданский, Уголовный, Уголовно-процессуальный и иные кодексы РФ, а также указы, распоряжения и послания Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные правовые акты субъектов РФ, решения, постановления, приказы, положения и иные документы, регулирующие вопросы безопасности.
За нарушение нормативных правовых актов об охране труда, о противодействии пожарным, криминальным, террористическим и иным угрозам работники образовательного учреждения могут привлекаться к дисциплинарной, а в соответствующих случаях – к материальной и уголовной ответственности в порядке, установленном законодательством РФ.
Каждый сотрудник образовательного учреждения обязан знать законодательство о безопасности и охране труда, так как на него возложена юридическая и моральная ответственность за жизнь, здоровье и благополучие обучаемых или работников с момента их зачисления в образовательное учреждение. Незнание нормативных правовых актов не освобождает от ответственности за их нарушение или невыполнение.
Федеральным законом «Об основах охраны труда в РФ», ст. 14, а также ст. 212 ТК РФ регламентированы обязанности работодателя (руководителя ОУ) в сфере обеспечения безопасности.
Работодатель обязан обеспечить:
безопасность работников образовательного учреждения;
режим труда и отдыха, соответствующий действующим нормам; обучение и инструктаж работников безопасным методам и приемам труда;
предварительный (при поступлении на работу) и периодические (внеочередные) медицинские осмотры работников;
принятие мер по предотвращению аварийных и иных опасных ситуаций;
выдачу специальной одежды, средств индивидуальной защиты, в том числе моющих и обезвреживающих средств;
информирование работников о рисках для здоровья, об условиях труда с указанием их в трудовом договоре, а также полагающихся льгот и компенсаций за вредные условия труда, если они имеют место на рабочем месте, и др.
Рабочие места в образовательном учреждении должны создаваться в соответствии (или приводиться в соответствие) с требованиями действующих правил, санитарных норм и других нормативных документов.
В процессе трудовой деятельности работодатель должен обеспечивать проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией, а также обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев и профессиональных заболеваний.
Формы работы:
Фронтальные формы работы:
– участие в школьных, районных мероприятиях;
– проблемно-тематические семинары;
– тематические педсоветы.
Групповые формы работы:
– посещение и анализ открытых уроков и мероприятий;
– заседания методических объединений классных руководителей;
– работа творческих групп переменного состава;
– обмен опытом.
Индивидуальные формы работы:
– работа отдельных педагогов по теме;
– подготовка педагогами конспектов уроков по теме;
– творческие отчёты отдельных преподавателей;
– взаимопосещение занятий;
– помощь отдельным педагогам в овладении диагностическими методиками;
– консультации педагогов.
Методы организации работы:
1. Теоретические:
изучение специальной и психолого-педагогической литературы;
анализ;
сравнение;
обобщение и т. д.
2. Эмпирические:
тесты;
анализ и моделирование ситуаций;
деловые, ролевые, организационно-деятельностные игры;
тренинги;
беседы;
анкетирование и т. д.
3. Методы наглядной агитации
Оформление стендов.
Составление буклетов, брошюр, листовок, памяток.
Издание стенгазет.
Конкурсы рисунков.
Просмотр видеосюжетов.
Управленческая деятельность по информационному обеспечению
1. Создание банка данных:
разработок воспитательных, информационных и нравственных часов;
лекций и бесед для родителей;
бесед для обучающихся;
разработок общешкольных мероприятий.
2. Информирование участников образовательного процесса о федеральных, региональных документах.
3. Сбор текущей информации:
о результатах тестов, срезов знаний;
о посещениях уроков, занятий, внеклассных мероприятий.
4. Сбор аналитической информации:
о ходе работы по программе;
о результатах выполнения программы.
5. Функционирование проблемных семинаров, практикумов.
6. Работа школьных методических объединений.
7. Консультационные совещания.
8. Проведение контрольных срезов, тестов.
9. Контроль над проведением классных и внеклассных мероприятий.
10. Проверка документации учителей-предметников, классных руководителей, воспитателей.
11. Организация встреч с родителями (консультации, лекции, собрания).
12. Взаимодействие с общественными организациями.
13. Систематическое оформление информационного стенда.
Срок реализации программы:
Программа рассчитана на период 2013 - 2017гг.
Этапы реализации программы:
№
|
Этапы
|
Сроки
|
I этап
|
Поисково-ориентирующий (организационные мероприятия)
|
2013/2014
учебный год
|
|
|
II этап
|
Создание и укрепление учебно-материальной базы
|
2014/2015
учебный год
|
|
|
III этап
|
Конструктивно - практический
|
2015/2016
учебный год
|
|
IV этап
|
Системно-обобщающий
|
2016/2017
учебный год
|
|
|