Скачать 1.34 Mb.
|
Программа кружка «ШКОЛА БЕЗОПАСНОСТИ» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Обучение безопасной жизнедеятельности - не самоцель. Оно неразрывно связано с проблемой достижения ребенком успеха в жизни, его самореализации, самоутверждения, удовлетворения его разнообразных жизненных потребностей. От объективных, а тем более субъективных трудностей ребенку не уйти, и надо учить его не только избегать опасностей, но и смело решать жизненные проблемы, умело действовать при их возникновении. Это важно еще и потому, что трудности и экстремальные ситуации человеку создают не только природа, техника или окружающие его люди. Очень часто он создает их себе сам, а его неподготовленность всегда усложняет положение. Поэтому подготовка ребенка к встрече с экстремальными ситуациями и грамотным действиям при их возникновении - одна из составляющих обеспечения его успешной, благополучной и безопасной жизни, и к этому надо готовить детей целенаправленно. Экстремальность ситуации — понятие субъективное. Одна и та же ситуация может быть экстремальной для городского жителя и обыденной для таежного охотника, и наоборот. Поэтому можно утверждать, что любой конфликт человека с природой всегда возникает по вине человека, поскольку природа беспристрастна и ведет себя одинаково со всеми. Сейчас не часто человеку приходится сталкиваться с действительно первобытной природой, однако для современного человека может стать экстремальным даже поход за грибами в лесопарк, если при этом возникнут непредвиденные обстоятельства. В повседневном быту современному человеку навыки выживания в природе тоже далеко не лишние. Вот лишь некоторые случаи, когда мы остро ощущаем свою зависимость от повседневных благ цивилизации: перебои с водой, газом, электроэнергией, отоплением; техногенные аварии, стихийные бедствия в условиях населенной местности и т.п. Во всех этих случаях лучше обратиться к природе, покинув на время, ставшую враждебной, привычную среду обитания. К сожалению, современное узкоспециальное и теоретизированное образование в большинстве случаев не дает ответа на конкретные вопросы, связанные с выживанием человека в той или иной ситуации. Противостояние трудностям, успехи в деятельности определяются в первую очередь правильным представлением об окружающем мире, обществе и взаимоотношениях в нем. Поэтому так важно дать детям основы социально-психологических знаний. Важное социально-психологическое свойство личности, способствующее успешности в жизни, - способность объективной оценки самого себя в обществе, микрогруппе, тогда как неадекватная оценка своих способностей и качества своих действий, самоуспокоенность или неверие в свои силы могут привести к негативным последствиям в экстремальной ситуации. Весьма существенной характеристикой человека и его поведения является групповая интегрированность, осознание себя как члена определенного социального слоя, группы. Необходимо развивать в детях стремление стать достойным и уважаемым членом коллектива, активно участвующим в его жизни, строго соблюдающим принятые в нем нормы и традиции. Человек с высокой культурой взаимоотношений с окружающими, целеустремленный, доброжелательный, честный, справедливый, не пойдет в группу людей с низкой культурой и моралью, криминогенными наклонностями, увлекающихся наркотиками, алкоголем и иными вредными привычками. Недостаточная подготовленность к экстремальным ситуациям может привести к тяжелым, а порой и трагическим последствиям. Чтобы избежать их, необходимо: - знать виды экстремальных ситуаций, их особенности; - уметь выполнять необходимые действия, не ухудшая их качество под влиянием своего психического состояния и необычных обстоятельств экстремальных ситуаций; - уметь выполнять особые действия, сообразные специфике конкретных экстремальных ситуаций; - обладать специально развитыми качествами, повышающими способность к успешным действиям в специфичных экстремальных ситуациях; - обладать повышенной экстремальной устойчивостью, чтобы безопасно выходить из экстремальных испытаний без негативных последствий для дела, жизни и здоровья; - быть способным настойчиво, невзирая на трудности, реализовать свои намерения, наступательно преобразуя обстоятельства экстремальной ситуации. Не подлежит сомнению, что хорошо подготовленный к экстремальным ситуациям человек более уверен в себе, чем неподготовленный. Осознание собственной неподготовленности, неумелости - источник волнения и паники даже там, где для них нет оснований. Подготовленный человек лучше разбирается в особенностях возникающих ситуаций, более правильно оценивает их, предвидит развитие событий, тем самым не позволяет застать себя врасплох, и не вынужден действовать впопыхах. Подготовленный человек действует спокойнее, допускает меньше ошибок и промахов, не создает себе по незнанию дополнительные трудности. Немаловажную роль играет и тот факт, что профессионализм товарища, находящегося в экстремальной ситуации рядом, укрепляет «чувство локтя», благотворно сказывается на психическом состоянии даже слабо подготовленного. Особо следует отметить, что уверенные и профессиональные действия руководителя, командира группы придают силы всем, кто действует под их началом Данная программа предполагает, что обучение детей безопасному поведению и адекватным действиям в экстремальных ситуациях будет продуктивным только в процессе какой-либо практической деятельности детей. Учитывая тот факт, что туристско-краеведческая деятельность является наиболее эффективным средством комплексного воспитания детей, логично остановиться на обучении детей безопасному поведению в природной среде. Здесь навыки вырабатываются не в процессе ролевых игр (что тоже, впрочем, полезно), а на практике в реальных экстремальных ситуациях с реальной оценкой поведения со стороны педагога и товарищей. Занятия туризмом немыслимы вне коллектива. Поэтому ребенок в процессе обучения получает практические навыки межличностного общения. В туристско-краеведческой деятельности, как ни в какой другой, дети на практике вырабатывают чувство личной ответственности, в том числе и за безопасность - свою личную и коллективную. Таким образом, обучающиеся в объединении дети получают возможность совершенствования навыков общения, поведения в социуме, как в обычных, так и в экстремальных условиях. Обучение начинается с освоения детьми туристско-краеведческих умений и навыков, что гарантирует необходимый уровень безопасности в природной среде. Затем, по мере совершенствования этих навыков, можно переходить к изучению вопросов поведения при возникновении экстремальной ситуации. Но туризм — это не только спорт. Это философия, образ и стиль жизни. Путешествуя, человек знакомится с родной страной, иногда попадая в условия, близкие к тем, в которых жили наши предки, на практике знакомится с бытом и традициями народов России. И в один прекрасный момент он задумывается о своем месте в жизни. Именно отсюда и начинается патриотизм — с отождествления себя со страной, в которой живешь, с ее культурой и обычаями. Актуальность программы Воспитание молодого поколения в духе патриотизма — это первоочередная задача современного образования. Беда нашей страны — растущее число малолетних преступников, наркоманов, ранняя алкоголизация населения. Современный ребенок стремится к тому, что он получает с экранов телевизоров. Он не видит и не замечает мира, существующего за границами его «виртуального бытия». Отсюда идет и массовое ухудшение здоровья детей — слабая физическая активность, интенсивные информационные нагрузки, и, как итог, психические расстройства. Активизировать познавательную деятельность молодежи, оздоровить молодое поколение как морально, так и физически — вот важнейшие задачи современного образования. Но, к сожалению, на сегодняшний день в системе образования не существует определенной ясности на преподавание туризма в рамках "Школы безопасности". Сотни энтузиастов туризма, работающих в сфере образования, сталкиваются с серьезной проблемой отсутствия таковой программы. Да, видов туризма достаточно много, у каждого педагога свои взгляды на туризм и свой профиль. Один, в силу своего небольшого опыта или здоровья, ходит только по парку, другой стремиться воспитать покорителей Эвереста, третий не мыслит себе жизни без бурной воды, закручивающей каяк в «бочку» и так далее. Занимаясь в кружке «Школа безопасности» пешеходным туризмом, ребенок знакомится с природой равнин и среднегорья, путешествуя вдоль рек, он вплотную сталкивается с жизнью водоемов и на практике знакомится с некоторыми законами гидродинамики. Отправляясь зимой на лыжах в поход, ребенок получает возможность изучить жизнь экосистем в холодное время года и так далее. Таким образом, многопрофильность программы, связанная с разделами туризм и краеведения, экологии, школа выживания, является одним из средств, позволяющих реализовать основные цели программы. Опыт убедил, что, приходя в туристское объединение в возрасте 10-13 лет, ребенок продолжает занятия не только до окончания школы (16-17 лет), но и после совершеннолетия. Таким образом, фактическая продолжительность обучения составляет не менее 4-5 лет. На сегодняшний день, практически, не существует программы единого долгосрочного курса по туризму. Все имеющиеся программы ограничены максимально 4-летним сроком. Таким образом, совершенствуя в практической деятельности свою туристско-краеведческую подготовку, умения действовать в экстремальных ситуациях, обучающиеся в кружке дети смогут под руководством педагога выработать и закрепить жизненно важные навыки безопасного поведения. Программа рассчитана на учащихся в возрасте 11-16 лет (5-10-е классы). Время, отведенное на обучение, составляет 216 часа в год, причем практические занятия составляют большую часть программ. Порядок изучения тем в целом и отдельных вопросов определяется в зависимости от местных условий, материальной оснащённости кружка. Систематические занятия по данной программе должны способствовать приобретению воспитанниками знаний о своей республике; технике и тактике туризма; об ориентировании на местности; оказании первой медицинской помощи; о социально-психологических аспектах поведения человека в обществе; о действиях в экстремальных ситуациях природного характера и в социуме. Совокупность этих знаний позволит заложить фундамент знаний, умений и навыков, на основе которого ребенок сможет развивать далее свои способности, успешно избегая попадания в экстремальные ситуации и адекватно, продуктивно действуя в случае их возникновения. При этом предполагается концентрация усилий образовательно-воспитательного и тренировочного процессов в четырех основных направлениях: - развитие самодеятельности воспитанников на базе создания благоприятных условий для проявления ими инициативы, творческого потенциала и ответственности в достижении общественно ценных и личностно значимых целей; - морально-волевая подготовка в процессе выполнения должностных функций каждым членом группы, преодоления специфических сложностей (факторов выживания), возникающих в экстремальных ситуациях; - формирование разносторонне развитой личности; - физическое воспитание, и развитие физических качеств средствами ОФП, спец.подготовки, спортивных игр средствами туризма и краеведения. Для эффективного усвоения учебного материала, развития жизненных навыков организовывается практическая деятельность занимающихся преимущественно на местности, в непосредственном контакте с природной средой во время учебно-тренировочных походов, соревнований, лагерей и путешествий. Процесс успешного развития жизненных навыков неразрывно связан с активной умственной и физической деятельностью обучающихся, индивидуальной и коллективной работой по выполнению обязанностей в группе в период подготовки и проведения походов, соревнований. Воспитанники должны активно участвовать в планировании, анализе и реализации действий по решению тактических и технических задач в экстремальных ситуациях. Особое внимание при изучении каждой темы годового цикла, проведении каждого занятия, тренировки, старта, мероприятия необходимо уделять вопросам обеспечения безопасности и предупреждения травматизма. Программы предполагают углубленное изучение вопросов выживания и деятельности туриста, спортсмена в экстремальных условиях природной среды и непосредственно на дистанциях (этапах) соревнований. Однако при этом, должны быть предприняты все меры для исключения случайностей, которые могут привести к травме. Дети, в свою очередь, должны четко знать и выполнять правила безопасного поведения во время учебных мероприятий. Каждый годовой цикл предусматривает организацию и проведение зачетного туристского похода и участие в соревнованиях «Зарница», «Школа безопасности», «Фрироуп», подготовка к которым должна осуществляться в течение всего года. Реализация программы предполагает организацию деятельности в соответствии с требованиями следующих нормативных документов: «Инструкция по организации и проведению туристских походов, экспедиций и экскурсий (путешествий) с учащимися, воспитанниками и студентами Российской Федерации»; «Правила подготовки и проведения соревнований «Школа безопасности»; «Правила соревнований по спортивному туризму»; «Правила соревнований по спортивному ориентированию»; «Правила организации и проведения туристских соревнований учащихся Российской Федерации». «Правила соревнований по «Фрироупу»; Дополнительная образовательная программа «Школа безопасности» по содержательной, тематической направленности является военно-спортивной, по функциональному предназначению - учебно-познавательной, по форме организации – кружковой, по времени реализации долгосрочной. Программа «Школа безопасности» предназначена для обучающихся в основной школе в возрасте с 11 до 16 лет, а также интересующихся предметом ОБЖ и направлена на обеспечение дополнительной теоретической и практической подготовке по основам безопасности жизнедеятельности. Содержание программы нацелено на формирование у учащихся сознательного и ответственного отношения к личной и общественной безопасности, на приобщение учащихся к самостоятельности и взаимопомощи и освоение опыта других людей. Содержание программы расширяет представление учащихся о поведении в экстремальных ситуациях, знакомит с историей военного дела, формирует у учащихся сознательного и ответственного отношения к своему здоровью. Изучение данного курса актуально в связи с развитием Российской армии. Актуальность данной программы обусловлена также её практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт в проведении игры «Зарница», соревнований «Школа безопасности», «Фрироуп". В основе формирования способности к литературному анализу лежат два главных вида деятельности учащихся: это изучение теории и применение её на практике. В соответствии с концепцией учебного плана принятой в МБОУ ДОД программа курса рассчитана на 6 часов, периодичностью занятий 3 раза по два часа - в неделю. Целью данного курса «Школа безопасности» является формирование у ребят навыков безопасного поведения в природных условиях; в условиях самостоятельной жизни в походе; обучение навыкам выживания в экстремальных условиях и выполнение на практике во время участия в играх и на соревнованиях. Структура программы состоит из двух образовательных блоков теория и практика. Все образовательные блоки предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельностно – практического опыта. Практические задания способствуют развитию у детей, творческих способностей, умение применять их в экстремальных ситуациях. Результаты обучения учащихся, по данному курсу, достигаются в каждом образовательном блоке. В планировании содержания включены итоговые практические задания, которые приводятся в конце изучения каждого тематического блока после завершения работы по программе проводятся экскурсии, походы и мероприятия. |
Пояснительная записка 3 Направленность 3 Новизна 3 Актуальность 4 Рабочая программа модуля «Волшебное тесто» дети 4-5 лет 26 пояснительная записка 26 |
Пояснительная записка к курсовой работе по дисциплине «Информационные системы и технологии» Пояснительная записка содержит 25 страниц, 3 изображения, 3 источника, 2 приложения |
||
Пояснительная записка к курсовому проекту по дисциплине «Инфокоммуникационные сети и системы» Пояснительная записка содержит 43 страницы, 12 рисунков, 7 таблиц, 5 источников, 1 приложение |
Пояснительная записка аооп пояснительная записка к адаптированной... Пояснительная записка к адаптированной основной общеобразовательной программе «Изобразительное искусство» для подготовительного,... |
||
Пояснительная записка Раздел: Пояснительная записка к проекту свода... «Свод правил «Транспортно-пересадочные узлы. Правила проектирования» выполнен авторским коллективом в составе |
Пояснительная записка к курсовой работе по дисциплине «Языки программирования» Пояснительная записка к курсовой работе содержит 67 страниц, 7 источников литературы, 15 рисунков, 6 приложений и 1 таблицу |
||
Пояснительная записка к годовой бухгалтерской отчетности за 2011 год. Пояснительная записка Существенные аспекты Учетной политики и представления информации в бухгалтерской отчетности 8 |
Пояснительная записка Целевой раздел пояснительная записка |
||
Пояснительная записка к курсовому проекту на тему: "Защита информации... Пояснительная записка содержит описание разработанной программы и руководство по ее использованию. Также в ней приводится описание... |
Пояснительная записка к бухгалтерской отчетности ОАО «Тюменьпромвентиляция» Данная Пояснительная записка является неотъемлемой частью годовой бухгалтерской отчетности ОАО «Тюменьпромвентиляция» за 2011 год,... |
||
Пояснительная записка к приложению №2 «Формирование доходов» Пояснительная записка к приложению №2 «Формирование доходов» Доклада Министерства культуры Республики Коми |
Пояснительная записка Возрастные особенности Уровень квалификации... «Чтение художественной литературы» Комплексные программы Планируемые результаты освоения детьми общеобразовательной программы (промежуточная... |
||
Пояснительная записка I. Пояснительная записка рабочая программа... Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-фз от 29. 12. 2012 года |
Пояснительная записка к годовой бухгалтерской отчётности ОАО «Туймазинский... Данная Пояснительная записка является неотъемлемой частью годовой бухгалтерской отчетности ОАО «тза» за 2012 год, подготовленной... |
||
Пояснительная записка 6 Пояснительная записка Содержание листов рабочей... Ввод и обработка цифровой информации: Внеаудиторная самостоятельная работа для обучающихся по профессии «Мастер обработки цифровой... |
Муниципальное казенное специальное(коррекционное)образовательное... Учебный план разработан на основании базисного учебного плана Нижегородской области в соответствии с приказом Министерства образования... |
Поиск |