Пятикнижие: его разнородный характер и истинное происхождение 59


Скачать 3.74 Mb.
Название Пятикнижие: его разнородный характер и истинное происхождение 59
страница 1/30
Тип Документы
rykovodstvo.ru > Руководство ремонт > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   30
Сендерленд И. Т.
Библия
Ее происхождение, развитие и отличительные свойства
(Пер. с англ. под ред. В. Г. Черткова)
Оглавление

———

стр.

Предисловие 5

I. Место Библии между другими священными книгами ... 7

Библия, как священная книга 7. Священные книги, выросшие из жизни целого народа — 8. Священные книги, возникшие из учения какого-либо одного лица — 10. Время освящает — 10. Мнимая непогрешимость священной книги, задерживающая прогресс — 12. Священные книги не терпят соперничества — 14. Ложные методы толкования — 15.

II. Сходство между Библией и другими священными книгами 18

Сходство религиозных учений во внешнем и преходящем — 19. Сходство религиозных учений в их наиболее существенных пунктах — 22. Священные книги индусов — 23. Священная книга персов — 25. Священные книги Китая 26. Священные книги буддистов — 27. Священные книги магометан — 29. Разница в степени, но не в сущности — 30. Значение этого открытия — 31.

III. Иудея и ее обитатели 32

Иудея — 32. Еврейский народ — 34. История еврейского народа в библейские времена — 36.

IV. Библия, как собрание литературных произведений . . 40

Ее разнородность — 40. Сложный характер Библии — 41. Неизвестность времени и авторов библейских писаний — 43. Нехронологический порядок библейских книг — 46.

V. Пятикнижие: было ли оно написано Моисеем 52

VI. Пятикнижие: его разнородный характер и истинное происхождение 59

Соединение всех четырех писаний в одно — 65. Время обнародования книг: Бытия, Исхода, Левита, Числ и Второзакония — 66.

VII. Еврейские легенды и история; происхождение исторических книг Ветхого Завета 67

Легендарное основание всякой древней истории — 68. Какой древности достигает достоверный исторический период еврейского народа? — 69. Библейская история подлежит той же критике, как и всякая другая история — 70. Исторические книги Ветхого Завета — 71. Книга Иисуса Навина — 72. Книга Судей — 72. Книга Руфь — 73. 1-я и 2-я книги Самуила — 73. 1-я и 2-я книги Царств — 74. 1-я и 2-я книги Паралипоменон — 74. Книга Эздры — 76. Книга Неемии — 76. Книга Эсфирь — 77.
4

VIII. Еврейские пророки; происхождение пророческих книг Ветхого Завета 77

Историческое значение пророческих книг — 77. Появление еврейских пророков и характер их деятельности — 78. Прорицательный элемент у еврейских пророков — 79. Пророческие книги: происхождение, время составления и авторы их — 81.

IX. Еврейская поэзия: происхождение ветхозаветных поэтических писаний 87

X. Евангелия: их происхождение и характер 96

Самые ранние документы — 98.

XI. Евангелия: их происхождение и характер (продолж.) . 102

Легендарный элемент в Евангелиях — 105. Достоверность евангельской истории — 107.

XII. Павел и книга Деяний св. апостолов 108

Разделение среди христианской церкви — 110.

XIII. Послания Павла 114

XIV. Другие Послания и Откровение 122

XV. Образование канона; апокрифические и другие непризнанные произведения литературы 128

Утраченные книги Ветхого Завета — 129. Писания, не вошедшие в канон Нового Завета — 132.

XVI. Образование канона; Ветхий Завет; Новый Завет 135

Канон Ветхого Завета — 135. Канон Нового Завета — 138.

XVII. Текст Ветхого и Нового Заветов; его образование и сохранение 144

Рукописи Ветхого Завета — 146.

XVIII. Текст Ветхого и Нового Заветов; его образование и сохранение (продолж.) 153

Греческие рукописи Нового Завета — 153.

XIX. Нравственный и религиозный прогресс отражается в писаниях Библии 159

Прогресс в понятии о Боге — 160.

XX. Непогрешимость Библии при свете новейшей науки 168

Противоречия в Евангелиях — 177.

XXI. Непогрешимость Библии при свете новейшей науки (продолж.) 180

XXII. Библия и вдохновение 191

Вдохновение — 191. Откровение — 192.

XXIII. Неизменная ценность Библии 198

Заключение 203

Друзья и враги Библии. Две крайности — 203.

Приложение. Легенда о потопе 207

——
Предисловие автора.
Предлагаемая книга представляет дальнейшее развитие мыслей, высказанных в более раннем моем сочинении, озаглавленном «Что такое Библия» и изданном в 1878 г. Но хотя оба сочинения и сходны в некоторых отношениях, тем не менее настоящая книга может считаться вполне самостоятельным трудом, так как она содержит много нового, задается более широкими целями, касается многих вопросов, вовсе не затронутых в первой моей книге, и содержит гораздо больше фактического материала.

За те пятнадцать лет, которые прошли со времени издания моей первой книги, библейская критика сделала большие успехи, и, что не менее важно, среди читающей публики чрезвычайно усилился интерес к изучению Библии, в особенности ко всем вопросам, касающимся так называемой высшей критики. В настоящее время повсюду мыслящие люди с настойчивостью и серьезностью, неизвестными в прежние времена, задаются вопросом: что может сообщить нам честная, независимая и компетентная библейская критика — критика, исследующая вопрос в интересах истины, а не в интересах богословского догматизма, — что может сообщить нам такая критика о Библии, ее происхождении и авторах, о постепенном росте библейских писаний, о их достоверности, истинном характере, о месте Библии среди других великих священных книг мира и ее неизменной ценности?
6

Предлагаемое сочинение представляет попытку дать полный и вместе с тем по возможности краткий ответ на эти вопросы.

Приготовляя его к печати, автор воспользовался, насколько возможно было, новейшими трудами лучших европейских ученых. Он старался также выполнить свою задачу в том искреннем, терпимом и проникновенном духе, который подобает такой задаче.



I.
Место Библии между другими священными книгами.
Библия, как священная книга.
На вопрос, что такое наша Библия, ученые дают, между прочим, следующее широкое определение: это одна из великих священных книг или библий человечества. Все или почти все согласны с тем, что эта Библия действительно превосходит все другие. Но как бы она ни стояла высоко, по сравнению с другими священными книгами, несомненно все-таки, что она принадлежит к одному с ними разряду.

Из других великих Библии человечества самые выдающиеся суть следующие:

1. Книга Вед браминов.

2. Трипитака — буддистов.

3. Зенд-Авеста парсов или персиян.

4. Пять Кингов или китайские священные книги Конфуция.

5. Тао-тэ-кинг или китайская священная книга Лао-дзе и

6. Коран Магомета.

Кроме того, были и существуют еще поныне другие священные книги. Однако, названные несомненно наиболее важные, по крайней мере, из тех, которые дошли до нас. Не говоря о существующих ныне, менее известных священных книгах, нам известно теперь, что у древних египтян было их несколько; из них «Книга умерших» была открыта, правда, не вся, но во всяком случае значительная часть ее. В Вавилонии и Ассирии также были найдены важные отрывки, которые можно, пожалуй, причислить к священной литературе *). Греки не оставили нам ничего,

——————

*) Замечательные религиозные гимны ассириян (унаследованные ими от еще более древнего народа — аккадийцев) представляют пора-
8

что можно было бы назвать священной книгой. Поэмы Гомера представляют великий народный эпос, но они никогда не пользовались тем «общим признанием или санкцией, которая одна, — как говорит Макс Мюллер, — может придавать книге священный или канонический характер». Все те священные предания о богах и героях, которыми обладали кельты, германцы и славяне, передаваемые, главным образом, устно, пропали без надежды на восстановление. Только отдельные части одной Эдды дают нам понятие о том, в чем состояла религиозная и героическая поэзия скандинавов. Так что почти с полной уверенностью можно сказать, что наиболее важные священные книги или библии всего света суть библия браминов, библия буддистов, библия персов, т. е. Зороастра, две китайские библии и библия магометанская; к ним следует прибавить еврейскую библию (наш Ветхий Завет) и христианскую библию (наш Ветхий и Новый Заветы).

Священные книги или библии произошли естественным путем. Они суть необходимое и неизбежное последствие религиозной природы человека. Они могут быть разделены на два разряда. Первый разряд заключает в себе те священные книги, которые суть произведения жизни целого народа или нации и которые потому принадлежат более или менее неизвестным авторам и в основании которых лежат легенды и мифы. Второй разряд состоит из тех книг, которые произошли прямо от великих религиозных руководителей или пророков и, по большей части, уже в исторический период.
1. Священные книги, выросшие из жизни целого
народа.

В древние времена, прежде появления литературы и даже письменности, существовало всегда огромное количество легенд и рассказов о войнах, разных бедствиях, замечательных и чудесных происшествиях (как, напр., потопы, землетрясения, предполагаемое сотворение мира), относительно предков, царей, героев, т. е. таких личностей, о которых предполагалось, что они пользуются особенной милостью бо-

——————

зительное сходство с еврейскими Псалмами. Из этих гимнов был составлен сборник для целей богослужения, и на них, по-видимому, смотрели, как на произведения боговдохновенные. Ленорман сравнивает их с Риг-Ведой индусов.
9

тов. Самые замечательные из этих историй передавались от старших к младшим, из рода в род, из поколений в поколения и, таким образом, с течением времени делались достоянием целого народа. Как только были изобретены первобытные музыкальные инструменты и как только люди научились петь, эти легенды и рассказы начали слагаться в более или менее определенную форму.

Когда, наконец, люди достигли той ступени цивилизации, при которой появилась письменность, то, без сомнения, эти гимны, баллады и легенды были прежде всего записаны; тогда же были записаны магические формулы, руководства для колдовства, образцы молитв к богам и постановления религиозных обрядов, т. е. все, что произошло одинаково естественно и постепенно и часто в одинаково ранний период. Все это, вследствие своего происхождения от почитаемых предков, к тому же окруженное ореолом таинственной старины, считалось, естественно, особенно священным. Эти произведения были зародышем будущих священных книг или Библии. С течением времени появились на свет другие писания такого же или иного рода, из которых некоторые были преимущественно религиозные или полурелигиозные, а некоторые с этическим направлением. Путем естественного подбора лучшие из них — или те, которые пользовались наибольшей популярностью, или те, которые были в большей гармонии с религиозным чувством и понятиями народа, — были сохранены и приобретали постепенно все больший почет, тогда как другие были преданы забвению и совершенно исчезли. Те, которые сохранились таким образом и заняли почетное место среди других книг, со временем стали пользоваться еще большим уважением и мало-помалу были причислены к древней священной литературе.

Таким образом, библия росла. Эти прибавления более или менее соответствовали обстоятельствам; но в конце концов наступило время, когда, вследствие ли национального разгрома или вследствие остановки интеллектуальной и религиозной жизни, или по какой-либо другой причине, повествование обрывалось, и священная книга считалась законченной. Все, что писалось в какое бы то ни было время уже после этого периода, не считалось истинной библией.

Такова вкратце история происхождения одного разряда священных книг или Библии. Образцами этого класса мы считаем Веды, т. е. почти всю священную литературу индусов, и наш Ветхий Завет.
10




2. Священные книги, возникшие из учения какого-либо одного лица.
Второй разряд священных книг является результатом проповеди какого-нибудь одного лица. Великий религиозный учитель, появляясь среди народа, производит глубокое впечатление и порождает новое религиозное движение или, если хотите, новую религию. Вполне естественно, что результатом этого движения является новая библия. Его последователи, конечно, желают сохранить рассказ о его жизни и собрание его поучений. Если он сам пишет книгу или серию книг, то это и составляет библию или, во всяком случае, главную и наиболее важную часть библии. Если, однако, он после себя ничего не оставляет написанного им самим, тогда, естественно, последователи и почитатели его записывают и сохраняют отчет об его делах и словах получше, насколько для них возможно; эти записки и ложатся в основание библии. Как пример библий, возникших из учения одного человека, можно назвать обе библии Китая, которые составлены Конфуцием и Лао-дзе, буддийскую библию — от Сакия-Муни или Будды, коран Магомета и Новый Завет, т. е. повествование о жизни Иисуса*).

Об этих великих библиях мира, каким бы из обоих указанных способов они ни возникли, следует сказать многое.
Время освящает
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   30

Похожие:

Пятикнижие: его разнородный характер и истинное происхождение 59 icon Психология
К психике относятся также интересы и способности человека, его темперамент и характер. Как протекают процессы восприятия, чувства,...
Пятикнижие: его разнородный характер и истинное происхождение 59 icon Ответьте на суждение Lemesurier относительно его опровержения божественного...
Надлежит длинному происхождению тех, кто был обеспечен ролью передачи тайной традиции. Он говорит нам, в то же самое время, когда,...
Пятикнижие: его разнородный характер и истинное происхождение 59 icon Тема №1: «Детский оздоровительный лагерь: воспитательное пространство»
Время активного, интересного и полезного отдыха ребят, время каникул. Но в воспитании каникул и перерывов не бывает. Лето продолжает...
Пятикнижие: его разнородный характер и истинное происхождение 59 icon Николай Иванович Ульянов Происхождение украинского сепаратизма
Только ничтожная кучка интеллигентов, не выражавшая никогда чаяний большинства народа, сделала его своим политическим знаменем. За...
Пятикнижие: его разнородный характер и истинное происхождение 59 icon Инструкция по эксплуатации и уходу • Возьмите за середину сидение...
Т п не скапливались на нем и не забивались в волокна ткани. Не все чистящие средства подходят для мебельных тканей. Они должны быть...
Пятикнижие: его разнородный характер и истинное происхождение 59 icon Книга первая. О способах решения споров между государствами вообще Введение
Каждая форма общежития вырабатывает свое, ей свойственное, право. Одною из таких форм главною, но далеко не единственною, является...
Пятикнижие: его разнородный характер и истинное происхождение 59 icon Литература
Происхождение профессиональной этики
Пятикнижие: его разнородный характер и истинное происхождение 59 icon Потапов Л. П. Этнический состав и происхождение алтайцев. Историко-этнографический...
Потапов Л. П. Этнический состав и происхождение алтайцев. Историко-этнографический очерк. / Отв ред. А. П. Окладников. – Л.: Наука,...
Пятикнижие: его разнородный характер и истинное происхождение 59 icon Правительство р ф постановление от 21 мая 2007 г. N 304 «о классификации...
Каждая чс имеет свою физическую сущность, свои, только ей присущие причины возникновения, движущие силы, характер и стадии развития,...
Пятикнижие: его разнородный характер и истинное происхождение 59 icon Инструкция по эксплуатации fm -трансмиттера +автомобильного мр3 плеера
Надеемся, он будет Вашим верным спутником в дороге, доставит Вам истинное удовольствие от любимой музыки и аудиокниг, поможет в освоении...
Пятикнижие: его разнородный характер и истинное происхождение 59 icon 2. Восточные славяне до образования государства: происхождение, расселение,...
Восточные славяне до образования государства: происхождение, расселение, занятия, общественный строй, верования, взаимоотношения...
Пятикнижие: его разнородный характер и истинное происхождение 59 icon Тесты вопросы к экзамену по дисциплине «Здоровый человек и его окружение»
Составить условие задачи для мальчика 6 месяцев, где ответом является: макросоматотип, дисгармоничное развитие; нпр соответствует...
Пятикнижие: его разнородный характер и истинное происхождение 59 icon Толковый словарь психиатрических терминов
Каждая статья содержит этимологическую справку, объясняющую происхождение ключевого слова
Пятикнижие: его разнородный характер и истинное происхождение 59 icon Происхождение и развитие сознания содержание введение часть первая
Активация коллективного бессознательного и изменения Эго в период полового созревания
Пятикнижие: его разнородный характер и истинное происхождение 59 icon 2016 Общие положения Городская конференция учебно-исследовательских...
Онференция «Галилео» носит открытый характер, как по составу участников, так и по тематике представленных работ. Ее предназначение...
Пятикнижие: его разнородный характер и истинное происхождение 59 icon Инструкция по эксплуатации fm -трансмиттера +автомобильного мр3 плеера
Благодарим Вас за приобретение ritmix fmt-а900 fm-трансмиттера + автомобильного мр3 плеера. Надеемся, он будет Вашим верным спутником...

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск