Скачать 123.86 Kb.
|
Общешкольное родительское собрание«Ребенок и компьютер. Опасная грань»Здравствуйте, уважаемые родители и коллеги! Сегодня я хотела бы поговорить с вами на тему, которая в последнее время становится очень актуальной в нашем обществе. Это взаимоотношения ребенка с компьютером и та грань, опасная грань, за которую ни в коем случае не должен переступить ребенок в своих отношениях с компьютером. Сегодня компьютеры стремительно внедрились в жизнь современного человека. Уже стало привычным видеть, что человек взаимодействует с компьютером и Интернетом постоянно – на работе, дома, в машине, в самолете, в мобильном телефоне. Постепенно компьютер и Интернет становятся неотъемлемой частью жизни не только взрослого, но и ребенка. Многие родители считают, что пусть лучше ребенок сидит дома за компьютером у них на глазах, чем гуляет с дурной компанией. Тем самым ребенок получает свободный и неограниченный доступ к компьютеру. Вместе с появлением компьютеров появились и компьютерные игры, которые сразу нашли массу поклонников среди детей и взрослых. На сегодняшний день компьютерная техника достигла такого уровня развития, что позволяет создавать очень реалистичные игры с хорошим графическим, цветовым и звуковым оформлением, что влечет за собой рост количества людей, фанатично увлекающихся компьютерными играми - геймеров (от английского «game» - игра). Как правило, геймеры – это люди с определенными личными переживаниями и проблемами, такими как низкая самооценка, отсутствие личной жизни или неудачи в ней, неправильная оценка жизненных ценностей и общее разочарование в жизни. Поэтому компьютер и все, что с этим связано, – единственное, что для них становится действительно важным. Чем реалистичнее игры и чётче картинки, чем больше в игре подробностей, напоминающих ход человеческой жизни, тем степень зависимости будет выше и тем сложнее избавиться от нее. Один компьютерный геймер сказал: «Когда я встаю из-за компьютера и выхожу на улицу, мне не хватает оружия, которое есть у меня в игре. Без него я чувствую себя беззащитным, поэтому стараюсь побыстрее прийти домой и снова сесть играть» Т.е. мы видим, что постоянный уход от реальности приводит к усилению этого стремления, к появлению устойчивой потребности бегства от реальности. Здесь мы находим аналогии с наркотиками и наркотической зависимостью: с каждой принятой дозой сила зависимости увеличивается; с каждым часом игры зависимость от нее усиливается и вскоре для человека становится невозможным обходиться без компьютерной игры. Компьютерные игры стали представлять собой увлекательное занятие для многих дошкольников, школьников, студентов и взрослых. Дошкольников уже порой не интересуют обычные игрушки, как раньше, они стремятся быстрей попасть домой, потому что там их ждет заветная игра. Школьники прогуливают занятия,не успевают подготовиться к урокам. Компьютер искажает мышление ребенка, учит мыслить не творчески, а технологически. Ребенок учится жить и действовать по инструкции. Зависимость от компьютера включает в себя:
Это всё, что, так или иначе, связано с проведением длительного времени за компьютером. Специалисты относят подобный вид зависимости к специфической эмоциональной «наркомании», вызванной техническими средствами. Компьютерная зависимость характеризуется стремлением уйти от действительности реальной жизни. В этот момент человеком не только отбрасываются насущные заботы на задний план, но и затормаживается работа его психики, а чаще совсем прекращается индивидуально-личностное развитие. Таким образом, люди уходят от решения различных проблем в своей жизни. Почему компьютер так притягивает детей? Почему дети становятся зависимыми от компьютера? Давайте вспомним свое детство: «Мы часами играли на улице, однако же, при этом не теряли рассудок! Все эти игры происходили в реальном мире, детям нужно было рассчитывать на свои собственные силы, учиться правильно оценивать ситуацию, не воображаемую, а происходящую на самом деле, адекватно реагировать на жизненные, а не запрограммированные кем-то обстоятельства. Им нужно учиться жить, а не играть. В виртуальной игре все не так, все « нереально», но проблема в том, что, погрузившись с головой в виртуальный мир, они это «нереальное» со временем начинают воспринимать как реальное событие. Если в детстве нас не могли загнать домой, чтобы мы поели. Теперь детей не могут выгнать на улицу, чтобы хотя бы подышали. Многие, наверное, помнят, как грозно зазвучало словосочетание «компьютерная зависимость» после ряда трагических случаев. В одном интернет-кафе в Тайване скончался 23-летний юноша. Он играл в Уорфейс (Warcraft )на протяжении 23 часов, порой засыпая на несколько минут. Парень умер, держа руки на клавиатуре. Многих шокировала смерть школьника в Екатеринбурге. Двенадцатилетний мальчик пришёл домой из компьютерного клуба, мать сразу заподозрила неладное в его поведении. Вызвала «скорую», мальчика увезли в больницу. Неделю он провёл в реанимации, но усилия врачей оказались не дали результатов – ребёнок умер. Установленная причина смерти – острое нарушение мозгового кровообращения, иначе говоря, инсульт. Еще одна трагедия, связанная с компьютером, случилась на Дальнем Востоке — 16-летний подросток убил мать за то, что она не давала ему денег на игры в компьютерном салоне. И он сговорился с друзьями убрать «помеху». Подростки пришли к нему домой и задушили женщину. После чего отправились в компьютерный салон. Уфимский студент ранил ножом отца за то, что тот уже глубокой ночью вырвал провода из компьютера, не дав ему доиграть эпизод в «любимой игре», а затем выбросился из окна и разбился насмерть. В Туапсе подросток из-за того, что родители отобрали у него клавиатуру компьютера, чтобы он не смог ночью играть в свою любимую игру - убил спящего отца, нанеся ему шесть ударов молотком по голове, а затем позвал мать и под страхом смерти заставил ее вернуть отобранную клавиатуру, после чего спокойно пошел доигрывать. Люди с головой погружаются в виртуальное пространство, однако уход из реального мира не остается бесследным для психического здоровья человека. И чем безумнее и агрессивнее игра, тем ощутимее удары по психике. Далеко не все выдерживают такой сумасшедшей нагрузки и ломаются. Эти случаи – исключения из правил или предвестники будущих трагедий. Существует множество причин и факторов, по которым дети стремятся уйти в виртуальный мир, я бы хотела озвучить некоторые из них:
Все эти причины приводят к уходу ребенка от проблем повседневной жизни в виртуальную реальность. В его жизни возникает следующая закономерность: по возвращении с занятий ребенка ожидает в квартире лишь его преданный товарищ – компьютер. А когда родители совершенно не интересуются компьютером и тем, что именно делает ребенок за ним, то процесс полностью выходит из-под контроля. Подростки и дети еще не имеют необходимых психологических механизмов защиты, и, следовательно, их психическая система страдает, что выражается в появлении приступов панического ужаса, тревоги, болезненного раздражения, ночных кошмаров, навязчивых состояний. Удивительным является тот факт, что компьютерная зависимость формируется намного быстрее, чем любая другая традиционная зависимость: курение, наркотики, алкоголь, игра на деньги. В среднем требуется не более полугода-года для становления компьютерной зависимости. Как же формируется компьютерная зависимость? Этапы формирования «компьютерной зависимости».
- нарушение внимания, - снижение умственной работоспособности; - навязчивые мысли, - представления и воспоминания, возникающие при продолжительном воздержании от общения в Сети; - эмоциональную неустойчивость: перепады настроения с эпизодами немотивированной эйфории и раздражительности; - бессонницу, - снижение аппетита вплоть до полной утраты чувства голода, прием пищи «не отходя от компьютера»; - резкое повышение в таких «естественных» стимуляторах общения, как курение, кофе, алкоголь; - психические и физические переутомления: потливость, тахикардия, колебания артериального давления, головные боли, тошнота, озноб, боли в спине, глазах, запястье.
В частности: - появляется постоянная потребность в сетевом общении при отсутствии ощутимого удовольствия от него; - выраженное депрессивное состояние - нарастающая апатия, вялость, сужение круга интересов, резкое снижение активности; - профессиональный крах, глубокие семейные проблемы, социальная изоляция. Основополагающий фактор игровой зависимости – это особенности характера плюс воспитание. Подвержены зависимости (и не только игровой) те, у кого не сформирована система ценностей и нет привычки контролировать свои эмоции. Такие свойства характера, как: повышенная обидчивость, ранимость, тревожность, склонность к депрессии, низкая самооценка, плохая стрессоустойчивость, неспособность разрешать конфликты, уход от проблем – являются предпосылками к формированию компьютерной зависимости. Молодые люди, страдающие компьютерной зависимостью, как правило, не умеют строить отношения со сверстниками и противоположным полом, плохо адаптируются в коллективе. Самым очевидным, интуитивным методом борьбы для большинства родителей являются своеобразные репрессии:
Сработавшие в одном случае, в другом они же приводят к противоположному результату - игровая зависимость и ее негативные последствия могут только усилится. 1) Зачастую, решив положить конец игровой зависимости ребенка, родители принудительно сокращают его времяпровождение за компьютером. Руководствуясь скорее чувствами, нежели здравым смыслом, они сокращают «игровое время» единовременно и сразу в несколько раз, до единственно «безопасной», на их взгляд, величины. Но ребенок, привыкший проводить за компьютером, по пять-шесть часов в день, естественно, воспримет разрешение играть только час или даже полчаса крайне негативно. 2) Наиболее неудачным вариантом (говорящим только о беспомощности родителей) является полное отлучение от компьютера, приводящее к самым болезненным и непредсказуемым реакциям со стороны ребенка. Многое, безусловно, зависит от самого ребенка. В части случаев санкции дают результат – не без переживаний, они оставят (по крайней мере, временно), ненавистную родителям привычку. Впрочем, это не гарантирует, что образовавшийся вакуум свободного времени они не заполнят какими-то худшими и опасными занятиями, нежели игры за компьютером. Но с некоторыми детьми, особенно подростками, ограничения и запреты приводят только к худшим последствиям. Они, внешне соглашаясь с мерами родителей, в тайне от них стараются наверстать потерянное игровое время. Хорошо, если конфликт разворачивается дома, когда дети в тайне играют ночью или используют каждую минуту пока родители на работе (часто дети начинают прогуливать школу, чтобы такого времени было больше). Гораздо хуже, если ребенок, больше не имея возможности играть дома, идет в игровой клуб. Попав в эти сети, он будет постоянно нуждаться в деньгах, находиться вне дома, совершенно не исключено, что попадет в дурную компанию. «силовой» вариант, хотя и прост (а в ряде случаев и эффективен), но, в то же время, несет немалый риск обострить ситуацию. Другой популярный подход — это вступать с детьми в своеобразные торги, позволяя играть некоторое время за выполнения тех или иных обязанностей. Данный вариант по последствиям мало отличается от простого ограничения без условий – ребенок может и, скорее всего, попытается играть больше, обманывая родителей, когда это будет возможным. Прежде всего, родители должны понять, что целыми днями ребенок играет не потому, что он плохой, глупый или ленивый. Причина в ином: ему чего-то не хватает и у него есть проблемы (по их, родителей, недосмотру), а компьютер со всем своим содержимым, являясь почти идеальным суррогатом всего на свете, только заменяет пустоту или болезненные области в жизни ребенка. Следовательно, для успешной борьбы с нездоровым увлечением ребенка, родители не должны окатывать его волной негатива и репрессий, а напротив, набраться смелости и принять ответственность на себя. Как правило, корень зла в том, что они были недостаточно внимательны и упустили момент, когда ребенку требовалось участие, но рядом оказались не они, а только компьютер. Необходимо не просто отнимать у ребенка его привычное времяпровождение, но давать что-то взамен - нечто столь же увлекательное, но из реальной, а не виртуальной жизни. Проще конечно отвлечь от компьютера детей младшего возраста – им свойственно быстрее переключаться и менять интересы. Вероятно, наиболее действенным решением окажется запись ребенка в какую-нибудь секцию, если позволяет время , даже в две. При этом выбирать надо осторожно учитывая мнение ребенка – ему должно быть действительно интересно там, куда вы его отправите. В противном случае, секция превратиться для него в «каторгу», которой он будет стараться избегать. Совместные походы в цирк, детский театр, посещение пляжа , любое совместное времяпровождение. Не обязательно даже каждый раз придумывать что-то особенное или куда-то уводить детей от дома – можно отвлечь его и дома, не пожалев времени на совместную игру или интересное дело. Ребенок до 7 лет полностью идентифицирует себя с виртуальным образом и не готов с ним расстаться. Для дошкольника компьютер - лишнее. В этом возрасте очень важно развивать воображение, которое в свою очередь формирует мышление ребенка. Длительное общение с компьютером, особенно в дошкольном детстве отсекает воображение как нечто ненужное. Дети с развитым воображением, как правило, в компьютерную зависимость не попадают. В идеале компьютер должен появиться в доме не раньше, чем ребенку исполниться 11 лет. После 12 лет наступает менее опасный период, обычно у подростка формируется способность различать виртуальные и реальные образы. Однако необходимо помнить, что все дети развиваются по-разному, и нужно учитывать индивидуальные особенности ребенка. Главное, не позволяйте играть в компьютер за 1,5 - 2 часа до сна и особенно ночью. Еще один простой и доступный способ решения зависимости это приобретение другой зависимости. Любовь к здоровому образу жизни общение с живой природой, творческие прикладные увлечения, как правило, выводят человека из зависимости. Преодоление зависимости заключается в выстраивании новой системы самоосознания человека, в которой он учится заново взаимодействовать с окружающим его миром. При этом процессе очень важна поддержка и помощь близких.
С самого раннего детства делайте его своим союзником в семейных делах. Обсуждайте, а не замалчивайте семейные проблемы. Беседуйте с ребенком, интересуйтесь его мнением. Ежедневно рассказывайте, как прошел ваш день, спросите, что было интересного в его жизни. Поддерживайте с ребенком диалог по поводу игр: интересуйтесь, во что именно он играет, задавайте вопросы. Игра вызывает эмоции, которыми ребенку хочется поделиться. Не упускайте такую возможность. Постарайтесь во время игры находиться рядом с ним. Обсуждайте то, что происходит на экране монитора. Поощряйте его проговаривать свои действия по ходу игры. При этом будет развиваться и мышление.
Говоря о профилактике компьютерной зависимости у детей, следует обратить внимание на то, что воспитание ребенка должно сводиться по большей части к тому, что компьютер - это лишь часть жизни, а не самый главный подарок за хорошее поведение. Единственным на настоящий момент проверенным способом не дать ребёнку оказаться в зависимости от компьютера - это привлечь его в процессы, не связанные с компьютерной деятельностью, чтобы электронные игры не стали заменой реальности. Необходимо показать растущему человеку, что существует масса интересных развлечений помимо компьютера, которые не только позволяют пережить острые ощущения, но также тренируют тело и нормализуют психологическое состояние. Чтобы оградить своего ребенка от негативного влияния компьютера и Интернета родителям желательно предпринять следующие шаги:
Это делают родители учащихся 1-3 классов. Очень хотелось бы, чтобы и родители старшеклассников уделили этой проблеме свое внимание. В конце концов, компьютерные игры не самое опасное и вредное увлечение, искушающее современных детей. Очевидно, что оно нуждается в родительском контроле, но вести борьбу на полное искоренение бессмысленно – ничего страшного, если ребенок будет играть в разумных пределах, главное, чтобы это не мешало его делам и будущему в жизни реальной. Как показывает опыт, многие дети, вырастая и находя новые интересы, сами постепенно отходят от детских увлечений играми или уделяют им меньше времени . Всем родителям хотелось бы дать рекомендацию: если у вас дома установлены какие-то правила пользования компьютером и Интернетом – не нарушайте их сами, соблюдайте их и требуйте от детей того же, и тогда впоследствии ни у вас, ни у ваших детей не возникнет серьезных проблем с компьютером. И в заключение своего выступления, я хочу пожелать здоровья вам и вашим детям. Берегите своих детей! Продолжайте уделять им столько внимания, сколько вы уделяли им, когда они только родились. И поверьте, они будут вам благодарны за это! Более подробную информацию рекомендаций по подбору компьютерных игр для детей вы можете прочитать на нашем школьном сайте . Надеюсь, что данная информация поможет вам. Спасибо за внимание. |
Организации двигательной активности с детьми зпр В последнее время значительно увеличилось число детей с задержкой психического развития. Это многочисленная категория, которая разнородна... |
Создание погодной станции Термин “Интернет вещей” стал очень популярен последнее время. Это направление стало развиваться благодаря тому, что Интернет стал... |
||
«Тактика фельдшера при сахарном диабете» По прогнозам, это число к 2030г возрастет до 552 миллионов. 2В настоящее время проблема сд становится особенно актуальной для России.... |
Эрнест Цветков Ловушка для человека, или Путеводитель по внутренним... В последнее время как-то сама собой стерлась грань | между тем, что я пишу, тем, что я говорю и тем, что я делаю |
||
Пояснительная записка в последнее время раннее обучение иностранному... Кроме того, обучение иностранному языку вносит конкретный вклад в развитие у детей творческой самостоятельности, формирование осознанного,... |
«Содействие детскому отдыху» Сибирский круглогодичный студенческий... В последнее время становится престижным начинать свою профессиональную карьеру с работы в лагере |
||
Симагути Мицуаки «Эпоха системных инноваций» В нашем представлении Япония это страна корпораций-гигантов вроде Toyota, Nissan, Sony, которые обеспечили экономический рост страны... |
Как мне взвешивать моего ребенка, используя детские весы? Это очень просто. После установки люльки нажмите кнопку на весах и уложите на люльку вашего ребенка. Измерение веса будет выполнено... |
||
Пояснительная записка Проблема обеспечения информационной безопасности... В современных условиях развития общества компьютер стал для ребенка и «другом» и «помощником» и даже «воспитателем», «учителем».... |
Пояснительная записка в последнее время в педагогических кругах активно... Создание системы образования стандартов второго поколения где основным результатом обучения становится освоение обобщенных способов... |
||
Давайте поговорим о важности дошкольного детства и о том, как конкретно... По данным социологов в последнее время наблюдается резкое падение культурного уровня нашего населения |
И нструкция по работе с программой «floppy image» В нашем примере это файл с именем Image Disk imz. Если указать на файл образа, то в строке «Description» можно заметить описание... |
||
Программы: «Компьютер это просто» и«С компьютером на ты» Для обучения... Рабочем столе откройте Контекстное меню (нажмите правую кнопку мышки на рабочем столе) |
При этом встают следующие вопросы: Можно ли обойтись без медикаментозного назначения? Число беременных с соматическими болезнями и болезнями, связанными с беременностью за последнее время выросло. Учитывая появление... |
||
При этом встают следующие вопросы: Можно ли обойтись без медикаментозного назначения? Число беременных с соматическими болезнями и болезнями, связанными с беременностью за последнее время выросло. Учитывая появление... |
В последнее время в России розничная торговля стала отраслью с высокой... К каждому клиенту необходим свой индивидуальный подход. Поэтому в новых условиях выживает та компания, которая может наиболее быстро... |
Поиск |