№1. Законодательные акты и нормативные документы по обеспечению безопасности проведения аварийно-спасательных работ Нормативно-правовая база охраны труда спасателей

№1. Законодательные акты и нормативные документы по обеспечению безопасности проведения аварийно-спасательных работ Нормативно-правовая база охраны труда спасателей


Скачать 2.46 Mb.
Название №1. Законодательные акты и нормативные документы по обеспечению безопасности проведения аварийно-спасательных работ Нормативно-правовая база охраны труда спасателей
страница 1/16
Тип Закон
rykovodstvo.ru > Руководство ремонт > Закон
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16
Тема №1. Законодательные акты и нормативные документы по обеспечению безопасности проведения аварийно-спасательных работ


  1. Нормативно-правовая база охраны труда спасателей.

  2. Деятельность аварийно-спасательных служб.

  3. Спасатели и их статус. Режим работы (службы) и отдыха спасателей. Ответственность спасателей.



Работа спасателей при ликвидации последствий ЧС отличается повышенной опасностью. Для сохранения здоровья, а порой и жизни, спасатели должны:

  • знать и соблюдать требования нормативно-технических документов охране труда;

  • обеспечиваться средствами защиты и уметь ими пользоваться;

  • уметь оценивать ситуацию и осознавать степень риска;

  • уметь вести себя в критической, травмоопасной ситуации.


Охрана труда - государственная система законодательных актов социально-экономических, организационных, гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий и средств, обеспечивающих безопасность, сохранение здоровья и работоспособность человека в процессе труда.

Техника безопасности - система организационных и технических мероприятий, предотвращающих воздействие на человека опасных и вредных производственных факторов.

Несчастный случай - случай с человеком на производстве, связанный с воздействием на него опасных производственных факторов, которые приводят к травме.

Профессиональное заболевание - заболевание, вызванное воздействием на человека вредных условий.
Основной задачей охраны труда является уменьшение или ликвидация влияния на людей опасных и вредных факторов трудовой деятельности. Решение ее осуществляется организационными, техническими, гигиеническими, социальными, правовыми, психологическими, этическими методами и средствами.

  1. Организационные средства повышения безопасности труда включают в себя:

- профессиональный подбор и подготовку кадров;

- расстановку и профессиональное использование исполнителей на всех уровнях;

- повышение квалификации и совершенствование знаний и производственных навыков;

- повышение безопасности процессов и методов производства;

- совершенствование четкости организации и качества работы лиц, ответственных за безопасность труда;

- конкретизацию функциональных обязанностей в деятельности отдельных исполнителей, регламентацию их работы должностными инструкциями, положениями и правилами по охране труда;

- обеспечение строгого надзора и контроля за состоянием охраны труда;

- совершенствование социальных, материальных и технических условий для нормального и безопасного протекания трудового процесса.


  1. Технические средства повышения безопасности труда служат повышению эффективности производственных процессов и операций. Они базируются на облегчении физических затрат человека, а также на повышении безопасности и совершенствовании условий труда. Одним из основных положений в охране труда при совершенствовании технических средств, являющихся существенно важными в современных условиях, остается задача перехода от техники безопасности к безопасной технике.

  2. Гигиенические средства повышения безопасности труда призваны обеспечивать благоприятное взаимодействие между человеком в трудовом процессе и окружающей средой. К ним относятся:

- изучение влияния факторов окружающей среды и самих трудовых процессов на организм человека;

- установление физиологических и гигиенических критериев для безвредного протекания трудового процесса;

- регламентация и определение гигиенических норм для трудовых процессов и санкционирование трудовых процессов на их основе;

- разработка профилактических мероприятий по предотвращению утомления, профессиональных и общих заболеваний;

- организация и практическое осуществление надзора и регулярного контроля за состоянием санитарно-гигиенических условий труда и производственной среды;

- оценка состояния и гигиенической эффективности санитарно-технических устройств, установок и приспособлений, бытовых помещений, санитарных средств и СИЗ;

- организация и качественное обучение персонала по вопросам санитарно-гигиенического обеспечения, оказания первой помощи пострадавшему.


  1. Социальные средства повышения безопасности труда связаны с жизнедеятельностью трудового коллектива. Планирование и регулирование социального развития коллектива представляет собой процесс организации и координации элементов социальной структуры производства. Социальная среда, служащая для охраны здоровья человека и повышения эффективности его деятельности в трудовом процессе, включает в себя следующие элементы;

- определение уровня совершенства применяемых техники, технологии. состояния производственной обстановки, средств защиты, степени интенсивности труда и т.д.;

- состояние производственных и бытовых помещений, оборудование рабочих мест, метеорологические условия, качество вентиляции, отопления и освещения, уровень шума, вибрации и другие факторы;

- материальные условия жизни, к которым относятся материальный уровень и влияние характера производственной деятельности на его изменения;

- условия быта вне производственной сферы и возможности восстановления энергетических затрат.


  1. Правовые средства повышения безопасности труда включают в себя законодательно-нормативные акты, являющиеся базой управления охраной труда. Особая роль при этом отведена трудовому законодательству и разрабатываемым на его основе нормативным документам. Для обеспечения безопасности труда законодательно определены требования охраны труда применительно к средствам труда: зданиям, сооружениям, техническим процессам, оборудованию и т.д. Регламентирующими источниками для предупредительного надзора являются нормативные акты стандартизации безопасности труда, санитарные и другие нормы и правила. К числу важнейших мероприятий по обеспечению безопасности труда относятся требования законодательства, предъявляемые к безопасным приемам работы. Проведение периодических медицинских осмотров обеспечивает наблюдение за состоянием здоровья и своевременное выявление признаков заболеваний.




  1. Психологические средства повышения безопасности труда объединяют в себе факторы, определяющие соответствующий психологический климат в коллективе, обеспечение психологической совместимости его членов. В обеспечении благоприятных и безопасных условий труда особое место занимают вопросы профессионального подбора кадров, подготовки и обучения безопасным приемам работы, расстановки и эффективного использования трудовых ресурсов, их взаимоотношений. Характерной чертой в производственной деятельности становится переработка непрерывно возрастающего объема информации и принятие для соответствующей ситуации наиболее правильного решения. Всё это увеличивает роль психологических процессов в трудовой деятельности: напряжение внимания, восприятия и оценки обстановки, памяти, мышления. Учет требований психологии труда позволяет предотвратить стрессовые состояния человека, при которых повышается вероятность возникновения травмоопасных и аварийных ситуаций.




  1. Этические средства повышения безопасности труда отражают взаимоотношения между участниками трудового процесса, членами коллектива. Характер и проявление таких отношений являются одним из важнейших аспектов охраны труда. Формирование в трудовом коллективе правильных межличностных отношений на основе правил, норм и инструкций по охране труда является одной из основных обязанностей руководителя. Формы отношений в коллективе могут быть различными и зависят от объективных причин: подчинение, сотрудничество, зависимость, взаимопомощь и др.


Нормативно-правовая база охраны труда спасателей.

Нормативно-правовой базой охраны труда спасателей является Конституция РФ, Основы законодательства РФ об охране труда, законодательные и нормативные документы об охране труда. Основы законодательства РФ об охране труда приняты Постановлением Верховного Совета РФ от 6 августа 1993 г. № 5601-1. Они устанавливают гарантии осуществления права трудящихся на охрану труда и обеспечивают единый порядок регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и работниками на предприятиях, в учреждениях и организациях всех форм собственности независимо от сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности и направлены на создание условий труда, отвечающих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности и в связи с ней.
Каждый работник имеет право на охрану труда, в том числе на следующее:

- рабочее место, защищенное от воздействия вредных или опасных производственных факторов, которые могут вызвать производственную травму, профессиональное заболевание или снижение работоспособности;

- возмещение вреда, причиненного ему увечьем, профессиональным заболеванием или иным повреждением здоровья, связанным с исполнением им трудовых обязанностей;
- получение достоверной информации от работодателя или государственных и общественных органов о состоянии условий и охраны труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, а также о принятых мерах по его защите от воздействия вредных или опасных производственных факторов;

- отказ без каких-либо необоснованных последствий для него от выполнения работ в случае возникновения непосредственной опасности для его жизни и здоровья до устранения этой опасности;

- обеспечение средствами коллективной и индивидуальной защиты в соответствии с требованием законодательных и иных нормативных актов об охране труда за счет средств работодателя;

- обучение безопасным методам и приемам труда за счет средств работодателя;

- профессиональную переподготовку за счет средств работодателя в случае приостановления деятельности или закрытия предприятия, либо ликвидации рабочего места вследствие неудовлетворительных условий труда, а также в случае потери трудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием;

- проведение инспектирования органами государственного надзора и контроля или общественного контроля условий и охраны труда, в том числе по запросу работника на его рабочем месте;

- обращение с жалобой в соответствующие органы государственной власти, а также в профессиональные союзы и иные уполномоченные работниками представительные органы в связи с неудовлетворительными условиями и охраной труда;

- участие в проверке и рассмотрении вопросов, связанных с улучшением условий и охраны труда.
Государство в лице органов законодательной, исполнительной и судебной власти гарантирует право на охрану труда работникам, участвующим в трудовом процессе в соответствии с положениями трудового договора (контракта).

Работник обязан:

- соблюдать нормы, правила и инструкции по охране труда;

- правильно применять коллективные и индивидуальные средства защиты;

- немедленно сообщать своему непосредственному руководителю о любом несчастном случае, происшедшем на производстве, о признаках профессионального заболевания, а также о ситуации, которая создает угрозу жизни и здоровью людей.

Работодатели и должностные лица, виновные в нарушении законодательных и иных нормативных актов по охране труда, в невыполнении обязательств, установленных коллективными договорами или соглашениями по охране труда, или препятствующие деятельности представителей органов государственного надзора и контроля, а также общественного контроля, привлекаются к административной, дисциплинарной или уголовной ответственности в порядке, установленном законодательством РФ.

Работники за нарушение требований законодательства и иных нормативных актов об охране труда привлекаются к дисциплинарной, а в соответствующих случаях, - к материальной и уголовной ответственности в порядке, установленном законодательством РФ и Республик в составе РФ.

Учитывая специфику аварийно-спасательных работ Государственной Думой 14 июля 1995 г. (Постановление № 998-1 ГД) принят Федеральный закон "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей":

  • определяет общие организационно-правовые и экономические основы создания и деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований на территории РФ,

  • регулирует отношения в этой области между органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также предприятиями, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами РФ.

Законом устанавливаются права, обязанности и ответственность спасателей, определяются основы государственной политики в области правовой и социальной защиты спасателей, других граждан РФ, принимающих участие в ликвидации последствий ЧС природного и техногенного характера, и членов их семей.
Законом вводятся основные понятия:

Аварийно-спасательная служба - это совокупность органов управления, сил и средств, предназначенных для решения задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, функционально объединенных в единую систему, основу которой составляют аварийно-спасательные формирования.

Аварийно-спасательное формирование - это самостоятельная или входящая в состав аварийно-спасательной службы структура, предназначенная для проведения аварийно-спасательных работ, основу которой составляют подразделения спасателей, оснащенные специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами.

Спасатель - это гражданин, подготовленный и аттестованный на проведение аварийно-спасательных работ.

Аварийно-спасательные работы - это действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне чрезвычайных ситуаций, локализации чрезвычайных ситуаций и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов. Аварийно-спасательные работы характеризуются наличием факторов, угрожающих жизни и здоровью проводящих эти работы людей, и требуют специальной подготовки, экипировки и оснащения.

Неотложные работы при ликвидации чрезвычайных ситуаций - это деятельность по всестороннему обеспечению аварийно-спасательных работ, оказанию населению, пострадавшему в чрезвычайных ситуациях, медицинской и других видов помощи, созданию условий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей, поддержания их работоспособности.

Статус спасателей - это совокупность прав и обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации и гарантированных государством спасателям. Особенности статуса спасателей определяются возложенными на них обязанностями по участию в проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций и связанной с этим угрозой их жизни и здоровью.

Аварийно-спасательные средства - это техническая, научно-техническая и интеллектуальная продукция, в том числе специализированные средства связи и управления, техника, оборудование, снаряжение, имущество и материалы, методические, видео-, кино- фотоматериалы по технологии аварийно-спасательных работ, а также программные продукты и базы данных для электронных вычислительных машин и иные средства, предназначенные для проведения аварийно-спасательных работ.
Государство оказывает всемерную поддержку аварийно-спасательным службам, аварийно-спасательным формированиям, являющимся силами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, для чего:

  • устанавливает систему налоговых и иных льгот для аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, а также для организаций, в инициативном порядке оказывающих финансовую и материально-техническую помощь аварийно-спасательным службам, аварийно-спасательным формированиям;

  • оказывает содействие организациям, общественным объединениям, органам местного самоуправления в подготовке и оснащении создаваемых ими аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, а также содействие в подготовке граждан, изъявивших желание пройти обучение по программе подготовки спасателей;

  • предусматривает систему мер по правовой и социальной защите спасателей и членов их семей;

  • оказывает финансовую поддержку аварийно-спасательным службам, аварийно-спасательным формированиям исходя из интересов защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

  • отдает предпочтение при размещении государственных заказов на производство аварийно-спасательных средств, при прочих равных условиях, предприятиям аварийно-спасательных служб.

К аварийно-спасательным работам относятся:

  • поисково - спасательные,

  • горноспасательные,

  • газоспасательные,

  • противофонтанные работы,

  • а также аварийно-спасательные работы, связанные с тушением пожаров,

  • работы по ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций и другие, перечень которых может быть дополнен решением

равительства.

Основными
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

Похожие:

№1. Законодательные акты и нормативные документы по обеспечению безопасности проведения аварийно-спасательных работ Нормативно-правовая база охраны труда спасателей icon Законодательные и нормативные документы, регламентирующие вопросы...
Точное количество назвать трудно. Перечислим основные, хотя бы основные, законодательные и нормативные акты
№1. Законодательные акты и нормативные документы по обеспечению безопасности проведения аварийно-спасательных работ Нормативно-правовая база охраны труда спасателей icon Нормативно-правовая база при внедрении аис «Электронная школа» Нормативно-правовые...
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2010 г. №246-р о реализации национальной образовательной инициативы...
№1. Законодательные акты и нормативные документы по обеспечению безопасности проведения аварийно-спасательных работ Нормативно-правовая база охраны труда спасателей icon Программа обучения по охране труда руководителей и специалистов, членов экзаменационных комиссий
Законодательные и иные нормативные акты, содержащие государственные нормативные требования охраны труда
№1. Законодательные акты и нормативные документы по обеспечению безопасности проведения аварийно-спасательных работ Нормативно-правовая база охраны труда спасателей icon Программа проведения вводного инструктажа по охране труда. Разрабатывается...
На каждом предприятии должны быть разработаны локальные нормативные акты в сфере охраны труда. Эти локальные документы являются непосредственной...
№1. Законодательные акты и нормативные документы по обеспечению безопасности проведения аварийно-спасательных работ Нормативно-правовая база охраны труда спасателей icon На оказание услуг по выполнению аварийно-спасательных и других неотложных работ
Минэнерго России по аттестации аварийно-спасательных служб (формирований) и спасателей топливно-энергетического комплекса с другой...
№1. Законодательные акты и нормативные документы по обеспечению безопасности проведения аварийно-спасательных работ Нормативно-правовая база охраны труда спасателей icon Пояснительная записка рабочая программа по профессионально-трудовому...
Нормативно правовая база, обеспечивающая реализацию основной образовательной программы
№1. Законодательные акты и нормативные документы по обеспечению безопасности проведения аварийно-спасательных работ Нормативно-правовая база охраны труда спасателей icon Выписка из должностной инструкции должность ООО «название организации» фио
Соблюдать законодательные и нормативные правовые акты в сфере строительства и саморегулирования, нормативные документы, регламентирующие...
№1. Законодательные акты и нормативные документы по обеспечению безопасности проведения аварийно-спасательных работ Нормативно-правовая база охраны труда спасателей icon Нормативные документы
Статья 212. «Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда»
№1. Законодательные акты и нормативные документы по обеспечению безопасности проведения аварийно-спасательных работ Нормативно-правовая база охраны труда спасателей icon Отчёт о результатах самообследования за 2015-2016 учебный год мкоу сош №7 п. Владимировка
«Средняя общеобразовательная школа №7» сформирована нормативно-правовая база деятельности учреждения, включающая в себя документы...
№1. Законодательные акты и нормативные документы по обеспечению безопасности проведения аварийно-спасательных работ Нормативно-правовая база охраны труда спасателей icon Межотраслевые правила по охране труда при работе на высоте пот рм 012-2000
С введением в действие настоящих Правил подлежат пере­смотру ранее принятые нормативные правовые акты, содержащие нормативные требования...
№1. Законодательные акты и нормативные документы по обеспечению безопасности проведения аварийно-спасательных работ Нормативно-правовая база охраны труда спасателей icon Задачи пожарной профилактики 4 2 Сущность процесса горения и развития...
Основные законодательные документы и нормативно-правовые акты в области пожарной безопасности 7
№1. Законодательные акты и нормативные документы по обеспечению безопасности проведения аварийно-спасательных работ Нормативно-правовая база охраны труда спасателей icon Методические рекомендации по проведению проверки готовности аварийно-спасательных...
Мчс россии, при участии Ространснадзора, Госморспассслужбы, государственным образовательным учреждением дополнительного профессионального...
№1. Законодательные акты и нормативные документы по обеспечению безопасности проведения аварийно-спасательных работ Нормативно-правовая база охраны труда спасателей icon Руководство по поисковому и аварийно-спасательному обеспечению полетов...
В связи с необходимостью совершенствования поисковых и аварийно-спасательных работ в гражданской авиации центром "Авиаоргпроект"...
№1. Законодательные акты и нормативные документы по обеспечению безопасности проведения аварийно-спасательных работ Нормативно-правовая база охраны труда спасателей icon Руководство по поисковому и аварийно-спасательному обеспечению полетов...
В связи с необходимостью совершенствования поисковых и аварийно-спасательных работ в гражданской авиации центром "Авиаоргпроект"...
№1. Законодательные акты и нормативные документы по обеспечению безопасности проведения аварийно-спасательных работ Нормативно-правовая база охраны труда спасателей icon Законодательные акты и нормативные документы, используемые при контроле...
Федеральный закон от 16. 07. 99 года №165-фз «Об основах обязательного социального страхования» (в редакции от 11. 07. 2011 г.)
№1. Законодательные акты и нормативные документы по обеспечению безопасности проведения аварийно-спасательных работ Нормативно-правовая база охраны труда спасателей icon Городского округа эгвекинот постановлени е
Об утверждении Расписания выезда сил и средств подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения...

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск