Скачать 49 Kb.
|
Положены ли компенсации? У специалистов по охране труда часто возникают вопросы, связанные с предоставлением гарантий и компенсаций работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда. Работодатель, руководствуясь нормами ст. 92, 117, 147, 219 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), обязан предоставлять работнику законно установленные гарантии и компенсации. К ним в обязательном порядке необходимо отнести право работника на досрочное пенсионное обеспечение, предусмотренное законодательством за условия труда на рабочем месте, не отвечающие требованиям безопасности. Порядок и условия предоставления гарантий и компенсаций по условиям труда, отличающимся от безопасных, регламентированы Списком производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день (утв. постановлением Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 № 298/П-22), Инструкцией о порядке применения Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день (утв. постановлением Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 21.11.1975 № 273/П-20), а также Типовым положением об оценке условий труда на рабочих местах и порядке применения отраслевых перечней работ, на которых могут устанавливаться доплаты рабочим за условия труда (утв. постановлением Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 03.10.1986 № 387/22-78) и иными действующими нормативными правовыми актами, устанавливающими соответствующие размеры компенсаций, в части, не противоречащей ТК РФ. Минимальные размеры гарантий и компенсаций за условия труда установлены в п.1 постановления Правительства РФ от 20.11.20008 № 870. Верховный Суд РФ рассмотрев 14.01.2013 в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ОАО «Монди Сыктывкарский ЛПК» о признании частично не действующим п.1 постановления Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 № 298/П-22 «Об утверждении Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день» п.1 (абзац первый), 4 (абзац первый) Инструкции о порядке применения Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, в итоге отказал истцу в удовлетворении иска. Верховный Суд РФ в своем решении подтвердил, что положения нормативных актов бывшего Союза ССР, определяющие право работников на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день согласно Списку, могут применятся в определенных случаях в части, не противоречащей законодательству РФ, и оснований для признания их не действительными в оспариваемой части не имеется (ст. 423 ТК РФ). В ст. 212 ТК РФ предусмотрено, что работодатель обязан проинформировать работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о возможных рисках повреждения здоровья, а также о полагающихся сотрудникам компенсациях и средствах защиты. Такая информация согласно требованиям ст. 57 ТК РФ, должна содержатся в условиях трудового договора. В случае изменения условий в связи с улучшениями условий труда на рабочем месте, с установлением дополнительных обязанностей, связанных с риском для здоровья, подтвержденных аттестацией рабочих мест по условиям труда, работодатель обязан проинформировать работника об этих изменениях не менее чем за 2 месяца до фактического наступления этих изменений (ст.74 ТК РФ). При этом необходимо обратить внимание, что изменения условий трудового договора не должны ухудшать положение работника по сравнению с действующим коллективным договором либо соглашением. Обращаем внимание профсоюзных органов, что опубликовано разъяснение Минтруда России от 13.02.2013 «О порядке предоставления работникам, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда в соответствии с п. 1 постановления Правительства РФ от 20.11.2008 № 870». Оно содержит следующую формулировку: «Работодатель, руководствуясь ст. 92,117,147, и 219 ТК РФ, может самостоятельно по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда устанавливать одну или несколько компенсаций, повышенные или дополнительные компенсации за работу на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда. Виды, размеры и порядок предоставления соответствующих компенсаций устанавливаются коллективным договором, локальным нормативным актом с учетом финансово-экономического положения работодателя». По нашему мнению, данная формулировка имеет неоднозначное толкование, так как согласно п.1 постановления Правительства РФ № 870 при установлении по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда 3-го класса любой степени вредности работник – независимо от того, поименованы ли его профессия, должность в Списке – имеет право на соответствующую компенсацию в размерах не ниже уставленных постановление Правительства РФ от 20.11.2008 № 870. Вместе с тем Верховный Суд РФ в мотивировочной части своего решения от 14.01.2013 особо отметил, что в случаях по данной профессии, должности Списком предусмотрены более высокие компенсации, занятых на работах с вредными условиями труда, подлежит применению Список, поскольку до настоящего времени не принят нормативный акт, предусмотренный п. 2 постановления от 20.11.2008 № 870, позволяющий дифференцировать виды и размеры компенсаций в зависимости от степени вредности условий труда. Кроме того, в решении Верховного Суда РФ от 14.01.2013 нет никаких ссылок на финансово – экономическое положение работодателя. В то же время кроме Списков действуют Типовые положения об оценке условий труда на рабочих местах и порядке применения отраслевых перечней работ, на которых могут устанавливаться доплаты работникам за условия труда (утв. постановлением Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 03.10.1986 № 387/22-78), и иные нормативные правовые акты, устанавливающие соответствующие размеры компенсаций в части, не противоречащей ТК РФ. Исходя из вышеизложенного, в организациях ТЭК России действуют все нормативно-правовые акты бывшего Союза ССР, определяющие размеры гарантий и компенсаций, в которых не содержится обязательных условий учета финансово-экономического положения работодателя в качестве оснований для снижения их размеров. Профсоюзный либо иной уполномоченный трудовым коллективом орган вправе вносить предложения об увеличении размеров предоставляемых гарантий и компенсаций за условия труда, отличающиеся от безопасных, включив обязательства их предоставления в условиях коллективных договоров и соглашений. Работодатель в случае изменений условий труда, подтвержденных результатами аттестации рабочих мест по условиям труда, обязан в установленном порядке внести соответствующие изменения в условия коллективного договора, соглашения, а затем – в трудовой договор с конкретным работником. При отсутствии коллективного договора, соглашения либо обязательств в указанных документах работодатель имеет право не соблюдать эту процедуру. Но в любом случае работник имеет право обратиться в профсоюзную организацию или уполномоченные государственные органы для защиты своих законных прав. Руководствуясь приказом Минтруда России от 12.12.2012 № 590н, работник, профсоюзной организации или государственный инспектор по труду имеет право обязать работодателя провести внеочередную аттестацию рабочего места по условиям труда на предмет оценки условий труда на конкретном рабочем месте. |
Решение суда о взыскании убытков, неустойки, компенсации морального... Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску В. к Ооо «Б» и lg rus marketing о взыскании убытков, неустойки,... |
Договор поставки в целях компенсации тепловых потерь договор № поставки... Договор № поставки тепловой энергии и теплоносителя в целях компенсации тепловых потерь |
||
На поставку установок компенсации реактивной мощности |
Инструкция об организации в органах федеральной службы безопасности... Настоящая Инструкция определяет порядок организации выплаты в подразделениях фсб россии и органах федеральной службы безопасности... |
||
Методические указания к выполнению курсовой работы При разработке учебно- методического комплекса учебной дисциплины в основу положены |
Методические рекомендации по освоению учебного материала 30 1 Самостоятельная работа студента 30 При разработке учебно –методического комплекса учебной дисциплины в основу положены |
||
Исковое заявление о замене товара ненадлежащего качества, уплаты... |
Тематический план дисциплины 8 При разработке учебно – методического комплекса учебной дисциплины в основу положены |
||
Техническое задание на проведение подрядных работ по объекту «Реконструкция... Техническое задание на проведение подрядных работ по объекту «Реконструкция пс 150 кВ №30, пс 110 кВ №80 с установкой оборудования... |
Учебно-методический комплекс по дисциплине таможенное дело При разработке учебно методического комплекса учебной дисциплины в основу положены |
||
Учебно-методический комплекс по дисциплине английский язык При разработке учебно-методического комплекса учебной дисциплины в основу положены |
Учебно-методический комплекс по дисциплине налоги и налогообложение При разработке учебно – методического комплекса учебной дисциплины в основу положены |
||
Учебно-методический комплекс по дисциплине бухгалтерский управленческий учет При разработке учебно – методического комплекса учебной дисциплины в основу положены |
Учебно-методический комплекс по дисциплине ситуационный практикум по налогообложению При разработке учебно –методического комплекса учебной дисциплины в основу положены |
||
Решени е О расторжении договора купли-продажи №, заключенного дд. Мм. Гггг, неустойки, компенсации морального вреда, штрафа, представительских... |
Учебно-методический комплекс по дисциплине анализ финансово-хозяйственной деятельности При разработке учебно – методического комплекса учебной дисциплины в основу положены |
Поиск |