Локальный акт № 1.48
Положение
о проведении самостоятельной работы для студентов
Нормативные ссылки
Положение разработано в соответствии с нормативными документами:
Федеральным законом от 29.12.2012 г. №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»,
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 14 июня 2013 г. N 464 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования»;
Федеральными государственными образовательными стандартами по специальностям среднего профессионального образования;
Приложением к письму Минобразования России от 29.12.2000г. №16-52-138 ин/16-13 «Рекомендации по планированию и организации самостоятельной работы студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования»
Уставом Техникума;
Термины и определения, обозначения и сокращения
Перечень сокращений и обозначений
ФГОС СПО - федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования
ОО СПО - образовательная организация среднего профессионального образования
ППССЗ - программа подготовки специалистов среднего звена
ППКРС - программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих
СРС - самостоятельная работа студента
УМКД - учебно-методический комплекс дисциплины (модуля)
МС -методический совет техникума
ПЦК - предметно-цикловая комиссия
РПД - рабочая программа дисциплины (модуля)
МДК - междисциплинарный курс
Основные определения
Аудиторная самостоятельная работа - работа, выполняемая студентом на занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию.
Внеаудиторная самостоятельная работа (
ВСР)- планируемая учебная, учебно- исследовательская, научно-исследовательская работа студентов, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.
Рабочая программа дисциплины(модуля)(РПД, РПМ)-нормативный документ, определяющий объем, содержание, порядок изучения и преподавания учебной дисциплины (модуля), а также способы контроля результатов ее усвоения, соответствующий требованиям ФГОС СПО направлений подготовки и учитывающий специфику подготовки студентов по избранному направлению.
Учебные занятия - занятия, проводимые в виде лекций, уроков, консультаций, семинаров, практических занятий, лабораторных работ, контрольных работ, коллоквиумов, самостоятельных работ, научно-исследовательской работы, практики, курсового проектирования (курсовой работы), а также путем выполнения квалификационной работы; университет может устанавливать и другие виды учебных занятий.
Учебная программа дисциплины (модуля) - документ, определяющий структуру и достаточно подробное содержание учебной дисциплины (модуля). В части содержания дисциплины (модуля) программа базируется на приведенных в ФГОС соответствующего направления или специальности требованиях к обязательному минимуму содержания ОПОП, откуда заимствуется перечень основных разделов данной дисциплины (модуля), углубляемый и конкретизируемый в программе и при необходимости расширяемый.
1. Общие положения
Самостоятельная работа студента (СРС) - это процесс активного, целенаправленного приобретения студентом теоретических знаний и практических умений, выполняемый по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.
Самостоятельная работа обучающегося/студента является одним из основных видов учебной деятельности студентов и направлена на освоение практического опыта, знаний и умений в рамках учебных дисциплин, профессиональных модулей в соответствии с ФГОС СПО.
Самостоятельная работа является обязательной для каждого обучающегося/студента, её объём в часах определяется действующими учебными планами по основным профессиональным образовательным программам образовательного учреждения.
Самостоятельная работа студентов проводится с целью:
систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений студентов;
углубления и расширения теоретических знаний;
формирования умений использовать нормативную, справочную и специальную литературу;
овладения практическими навыками применения информационно-коммуникационных
технологий в профессиональной деятельности;
развития познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
- формирования самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
развития исследовательских умений.
В учебном процессе образовательной организации среднего профессионального образования выделяют два вида самостоятельной работы:
аудиторная;
внеаудиторная.
Аудиторная самостоятельная работа выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию.
Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Объем времени на внеаудиторную самостоятельную работу определяется Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности и действующим рабочим учебным планом по специальности.
Содержание СРС определяется рабочей программой учебной дисциплины или профессионального модуля, разработанной в соответствии с Положением о рабочей программе дисциплины (модуля) образовательной программы среднего профессионального образования.
2. Виды и формы СРС
2.1 .Виды самостоятельной работы студентов профессиональных образовательных организаций СПО определяются требованиями ФГОС СПО, содержанием учебной дисциплины, профессионального или междисциплинарного модуля, степенью подготовленности обучающихся.
В учебном процессе в зависимости от места и времени проведения различают следующие виды СРС:
-аудиторная самостоятельная работа по учебной дисциплине, профессиональному модулю, междисциплинарному курсу (далее дисциплина, модуль, МДК) - работа, выполняемая на учебных практических, лабораторных, семинарских занятиях под непосредственным руководством и контролем преподавателя и по его заданию;
-внеаудиторная самостоятельная работа студента - планируемая учебная, учебно- исследовательская, научно-исследовательская работа студентов, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.
Виды аудиторной СРС:
выполнение контрольных работ, тестов и др.
решение задач, работа с раздаточным дидактическим материалом и т.д. на практических занятиях;
выступление с сообщением, докладом и др.
выполнение лабораторной работы, подготовка и защита отчета по практике;
текущие консультации по дисциплинам, модулям, МДК;
защита курсовых и дипломных работ и др.
Виды внеаудиторных СРС:
подготовка к аудиторным занятиям (лекциям, практическим, семинарским, лабораторным, конференциям и др.) и выполнение соответствующих заданий;
самостоятельная работа над отдельными темами дисциплины в соответствии с рабочими программами;
подготовка к практикам и выполнение заданий, предусмотренных практиками;
выполнение письменных контрольных и курсовых работ, электронных презентаций;
выполнение расчетных и расчетно-графических работ;
написание реферата, доклада и др.;
перевод текста с иностранного языка;
использование ресурсов Интернет: поиск информации в сети, использование баз данных информационно-поисковых и информационно-справочных систем;
подготовка ко всем видам контрольных испытаний, в том числе к экзаменам и зачётам;
подготовка к итоговой государственной аттестации, в том числе выполнение выпускной квалификационной работы;
работа в студенческих научных обществах, кружках, семинарах и т.п.;
участие в научных и научно-практических конференциях, конкурсах, олимпиадах и т.п.;
Возможны и другие виды СРС. Как наиболее эффективные для формирования и активизации познавательной творческой самостоятельности обучающихся образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, имеют особое значение учебные задания, требующие от студента самостоятельного поиска и подбора материала, применения приобретенных теоретических знаний и практических умений в новых, нестандартных ситуациях и др.
Формы (задания) СРС определяются ПЦК, за которыми закреплены соответствующие учебные дисциплины, и отражаются в рабочих программах дисциплин (модуля).
Виды заданий для внеаудиторной самостоятельной работы и их содержание могут носить дифференцированный характер, учитывать особенности специальности, изучаемой дисциплины / профессионального модуля, подготовленность и индивидуальные особенности студента.
3. Планирование самостоятельной работы студентов
Планирование СРС осуществляется преподавателем на основе требований:
федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (ФГОС СПО) по специальности;
рабочего учебного плана по специальности.
В соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования, объем изучаемых дисциплин, междисциплинарных курсов, профессиональных модулей в рабочих учебных планах образовательной организации установлен (нормирован) в академических часах и включает в себя все виды самостоятельной работы по освоению основной профессиональной образовательной программы.
Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося/студента составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной профессиональной образовательной программы.
Согласно федеральным государственным образовательным стандартам по профессии/специальности планируемый объем внеаудиторной (самостоятельной) работы составляет 50 процентов от объема аудиторной учебной нагрузки обучающихся/студентов.
При планировании содержания учебной дисциплины/модуля преподаватель должен включить в РПД (модуля), разработанной в соответствии с Положением о рабочей программе дисциплины (модуля) образовательной программы среднего профессионального образования, виды и формы контроля СРС.
Задания для внеаудиторной СРС могут быть представлены в РПД (модуля) в следующих видах:
для овладения знаниями: чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, ресурсов Интернет); составление плана текста; составление электронной презентации; конспектирование текста; выписки из текста; работа со словарями и справочниками, с нормативными документами; учебно-исследовательская работа; использование компьютерной техники и Интернета и др.;
для закрепления и систематизации знаний: работа с конспектом лекции; повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио-и видеозаписей); составление плана и тезисов ответа; составление таблиц для систематизации учебного материала; изучение нормативных материалов; ответы на контрольные вопросы; аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование и др.); подготовка тезисов сообщений к выступлению на семинаре, конференции; подготовка рефератов, докладов; составление библиографии, тематических кроссвордов; анализ современного опыта в профессиональной сфере; тестирование и др.;
для формирования умений: решение задач и упражнений по образцу; решение вариативных задач и упражнений; выполнение чертежей, схем; выполнение расчетно-графических работ; решение ситуационных производственных (профессиональных) задач; подготовка к деловым играм; проектирование и моделирование разных видов и компонентов профессиональной деятельности; подготовка курсовых и дипломных работ (проектов); экспериментально- конструкторская работа; опытно-экспериментальная работа; упражнения на тренажере и др.
Каждый преподаватель должен унести в лист контрольных мероприятий все виды СРС, предусмотренные рабочей программой дисциплины/модуля. Данный лист должен быть предоставлен в срок не позднее 10 июня в учебную часть техникума на осенний семестр следующего учебного года и не позднее 20 декабря -на весенний семестр текущего учебного года.
3.7. Заведующий отделением к началу семестра составляет согласованный с учебной частью техникума лист контрольных мероприятий на семестр по всем учебным дисциплинам (модулям) ПЦК.
4. Организация, руководство и контроль самостоятельной работы студентов
Организация самостоятельной работы обучающихся включает в себя:
обеспечение обучающихся необходимыми учебно-методическими материалами;
обеспечение доступа обучающихся к информационным ресурсам сети Интернет;
обеспечение обучающихся контролирующими материалами (тестами, заданиями и др.);
предоставление обучающимся перечня необходимой основной и дополнительной литературы;
систему регулярного контроля качества выполненной самостоятельной работы.
Организацию и руководство самостоятельной работой студентов осуществляют: преподаватель, ПЦК, учебная часть техникума.
Учебная часть техникума:
контролирует выполнение СРС в соответствии с листом контрольных мероприятий по Техникуму в целом;
контролирует деятельность ПЦК по организации СРС;
анализирует эффективность используемых видов, форм организации СРС и критерии их оценки, вносит коррективы с целью активизации и совершенствования самостоятельной работы студентов;
контролирует своевременность, доступность и наглядность информации о СРС, размещении
информации на образовательном портале техникума.
ПЦК:
рекомендует виды и формы организации самостоятельной работы студентов;
определяет требования, условия выполнения самостоятельной работы студентов и критерии их оценки;
анализирует эффективность используемых видов, форм организации СРС и критерии их оценки, вносит коррективы с целью активизации и совершенствования самостоятельной работы студентов;
организует работу по комплектованию учебных кабинетов научной и учебной литературой, периодическими изданиями, учебными материалами и пособиями, необходимой техникой;
контролирует планирование и организацию СРС;
разрабатывает и проводит экспертизу методических рекомендаций, контрольно-оценочных, пособий по организации самостоятельной работы студентов, критериев оценки качества СРС в рамках УМКД (модуля).
Преподаватель:
определяет объем содержания и количества часов, отводимых на СРС, определяет периодичность контроля;
разрабатывает методические рекомендации, контрольно-оценочные, пособия по организации самостоятельной работы студентов, критерии оценки качества СРС в рамках УМКД (модуля);
информирует обучающихся о целях, средствах, трудоемкости, сроках выполнения, основных требованиях к результатам работы, формах контроля самостоятельной работы;
- перед выполнением студентами внеаудиторной самостоятельной работы проводит инструктаж по выполнению задания, которое включает цель задания, его содержание, сроки выполнения, ориентировочный объем работы, основные требования к результатам работы, критерии оценки. В процессе инструктажа преподаватель предупреждает обучающихся о возможных типичных ошибках, встречающихся при выполнении задания. Инструктаж проводится за счет объема времени, отведенного на изучение учебной дисциплины, междисциплинарного курса, модуля;
обеспечивает контроль качества выполнения самостоятельной работы студентов;
вносит необходимые коррективы в лист контрольных мероприятий;
составляет лист контрольных мероприятий с указанием вида СРС, форм его контроля и сроков выполнения работ.
Студент:
- заблаговременно знакомится с методикой организации и контроля самостоятельной работы по каждой изучаемой дисциплине, МДК, сроками и формами предоставления отчетности по всем видам самостоятельной работы;
следует организационно-методическим указаниям по выполнению СРС;
в процессе изучения дисциплины, МДК может получить консультацию у преподавателя по выполнению заданий СРС;
своевременно предоставляет полную отчетность по всем видам самостоятельной работы по изучаемой дисциплине, МДК в соответствии с листом контрольных мероприятий.
Методический совет техникума:
оказывает методическую помощь ПЦК/учебной части по организации самостоятельной работы студентов;
анализирует эффективность используемых видов, форм организации СРС и критерии их оценки, вносит коррективы с целью активизации и совершенствования самостоятельной работы студентов;
проводит экспертизу методических рекомендаций, контрольно-оценочных и контрольно- измерительных материалов, пособий по организации самостоятельной работы студентов,
критериев оценки качества СРС в рамках УМКД (модуля).
разрабатывает нормативную документацию по организации СРС, обеспечивающих организацию СРС, о нормативных документах и рекомендациях Минобрнауки России;
изучает и обобщает опыт работы по организации самостоятельной работы студентов;
оказывает методическую помощь ПЦК по организации самостоятельной работы студентов;
Библиотека:
обеспечивает самостоятельную работу студентов учебной литературой в соответствии с требованиями ФГОС СПО по специальности;
обеспечивает доступ к информационным образовательным ресурсам, возможность выхода в Интернет;
организует обучение студентов с целью развития навыка поиска информации, ее применения в учебном процессе, умения ориентироваться в справочно-библиографическом аппарате библиотеки, информационных системах и базах.
Контроль результатов внеаудиторной самостоятельной работы может осуществляться в пределах времени, отведенного на обязательные учебные занятия по учебной дисциплине, междисциплинарному курсу и внеаудиторную самостоятельную работу в письменной, устной или смешанной формах, с использованием возможностей компьютерной техники и Интернета.
Рекомендуемые формы контроля самостоятельной работы преподавателем:
текущий контроль усвоения знаний на основе оценки устного ответа на вопрос, сообщения, доклада, эссе, проекта, презентации и т.п. (на практических занятиях);
решение ситуационных задач по практико-ориентированным дисциплинам;
конспект, выполненный по теме, изучаемой самостоятельно;
представленный текст контрольной работы;
тестирование, выполнение письменной контрольной работы по изучаемой теме;
отчёт о практике;
статья, тезисы выступления и др. публикации в научном, научно-популярном, учебном издании и т.п. по итогам самостоятельной учебной и учебно-исследовательской работы;
представление продукта творческой деятельности студента;
и др.
4.5. В качестве форм и методов контроля внеаудиторной самостоятельной работы студентов могут быть использованы семинарские занятия, зачеты, тестирование, самоотчеты, контрольные работы, защита творческих работ и электронных презентаций и др.
5. Учет и отчетность по СРС
Преподаватель ведет учет всех этапов СРС с указанием качества выполненных работ.
-
По результатам учебного года рассматривает и анализирует качество организации, планирования
и руководства СРС и отражает это в годовом отчете.
На методическом совете / педсовете техникума рассматриваются годовые отчеты и рекомендуются дальнейшие пути совершенствования и развития СРС.
6. Порядок внесения изменений и дополнений в настоящее положение
Все изменения и дополнения данного положения вносятся в лист регистрации изменений и доводятся до сведения всех учебных подразделений и должностных лиц.
Данное положение считается отмененным в случае внесения 5 изменений, после чего разрабатывается ее новая версия.
В Журнале регистрации делается пометка об отмене документа и введении нового. Контрольный экземпляр отмененного положения заменяется на контрольный экземпляр нового положения.
7. Контроль над выполнением требований настоящего положения
Контроль над выполнением требований настоящего положения осуществляют учебная часть, ПЦК, методический совет техникума.
8. Ответственность за настоящее положение
Ответственность за разработку, регистрацию, хранение, изъятие и уничтожение настоящего положения несет замдиректора по УПР.