Готовые домашние задания для родителей дошкольников.
Вы хотите, чтобы Ваш ребенок добился в жизни значительных успехов, сделал блестящую карьеру? Чтобы он состоялся как личность? Чтобы он чувствовал себя свободно и уверенно?
Учите своего малыша говорить.
Учась говорить, он учится думать. И говорить он должен правильно.
Не заглядывая в отдаленное будущее, оцените сегодняшнее состояние речи своих детей. Проблема развития речи у детей встречается во всех слоях общества, в семьях самого разного достатка и даже уровня образованности. Если Ваше любимое чадо плохо говорит, окружающие его не понимают, не Ваша ли в этом вина? Уделяете ли Вы должное внимание тому, чтобы ребенок вовремя научился четко и правильно выговаривать все звуки и овладел разговорной речью?
Чистое произношение и развитая речь – заслуга, прежде всего семейного воспитания. И соответственно, напротив, недостаточное внимание к речи детей нередко становится главной причиной их дислалии – дефектов произношения, невыговаривания или искажения звуков.
Устранить такие дефекты, сформировать и закрепить правильную артикуляцию Вашему ребенку помогут учитель-логопед и воспитатели детских образовательных учреждений. И все- таки основную нагрузку в обучении ребенка правильной речи должны взять на себя его родители.
С чего начать?
Начинать надо с малого. Я имею в виду и возраст ребенка, и те «малые», посильные задачи, которые Вы поставите перед ним.
Решение логопедических (речевых) проблем требует лишь Вашего желания, а также знания элементарных принципов любого обучения:
Ребенок должен учиться играя.
В сотворчестве со своим ребенком Вы добьетесь наибольших результатов.
Сочетание разных приемов обучения не утомит ребенка, а разовьет его интерес и восприимчивость.
Последовательность (но не принудительность), регулярность (не навязчивость), и методичность (не скукота) занятий сделают Ваши усилия плодотворными.
Если двое родителей работают, если нет настоящей большой семьи с бабушками, дедушками, кто же будет выполнять медленную, кропотливую работу по развитию речи ребенка. Но даже самые занятые родители могут многое сделать.
Например, Вы ведете своего малыша домой из детского сада. Расспросите, чем запомнился ему этот день, что узнал нового, а потом просто поиграйте, рассказывая по ролям стихотворение-шутку «Мы с тобой шли…»
- мы с тобой шли? (спрашивает взрослый)
- шли. (отвечает ребенок)
-подберёзовик нашли?
-нашли.
-я тебе его дал?
-дал.
-ты его взял?
-взял.
-так где же он?
-кто?
-подберёзовик.
-какой?
-мы с тобой шли…(все повторяется сначала)
В следующий раз можно поменяться ролями. Очень важно при этом давать ребенку образец правильной речи и следить за тем как ребенок говорит. Не забывайте об интонационной окраске речи.
Утро обычно не располагает к шутке, зато оно хорошо для наблюдений.
-ой, а что это на веточке? (спрашивает мама)
-это иней. (отвечает ребенок и рассказывает маме все что он знает об этом природном явлении). Если Вы знаете, стихотворение, подходящее к тому или иному явлению природы, расскажите его.
Ведь, чем образнее и богаче будет речь ребенка…
Ну, вот вы и дома. Вас ждут домашние дела. Мамы обычно отправляются в кухню. Возьмите с собой малыша. Мешать он вам не будет, уверяю Вас.
Предложите ему перебрать гречку. Разрешите «походить», порисовать пальчиками в тарелке с крупой. Этим Вы займете ребенка, сделаете массаж пальчикам, заставите работать мышцы пальцев, закрепите названия круп и что можно из них приготовить, доставите радостные минуты своему чаду.
Вы хотите, чтобы ребенок посидел, поиграйте в другую игру «Назови ласково». Например:
- ложка (говорит мама)
-ложечка (отвечает малыш) и так далее.
Мама режет овощи и называет их, а дочка помогает, делит слова на слоги. Мама варит, а сын «вынимает» слова из борща.
Можно поиграть в «сладкие», «кислые», «горькие», «соленые» слова.
Сочините сказку. Например, о столовых приборах. Обычно, дети затрудняются придумать начало сказке. Помогите.
« Однажды, ночью, когда все в доме спали, встретились на столе маленькая чайная ложечка и большая.
- Я маленькая чайная ложечка. Я помогаю людям размешивать сахар в чашке, есть варенье, мед…
- А я помогаю, есть борщ, суп…
Они подружились и с тех пор стали рассказывать друг другу о том, что ели люди. Но вот однажды, когда наступила ночь, большая
столовая ложка не нашла на столе своей подружки. Она расстроилась, заскучала…
Наступило утро. Люди проснулись. Помыли маленькую чайную ложечку и положили ее на стол. Оказалось, что её просто забыли в раковине.
Наступит ночь, и подружки-ложки обязательно встретятся вновь…»
В кухонном шкафу найдется масса предметов, которые помогут вам разнообразить игры, сказки.
Помимо игрушек мы–родители покупаем детям сладости, себе семечки и часто в них находим сборные маленькие игрушки. Они нам пригодятся. А ещё нам пригодятся «колючки» аппликатор Кузнецова и весь природный материал, который найдется в доме (можно попросить у бабушек, соседей…).
А теперь подключим к играм пап.
Вместе с сыном или дочкой папа делает игровой макет. Ну, например, это Африка. Под основу нужно что-то плотное, твердое. Затем с помощью клея и природного материала, крупы, песка «строим» горы, пески… при этом обогащаем глагольный словарь детей. Обычно при такой работе дети сами повторяют за взрослыми действия и слова, но если этого не произошло, просто предложите малышу это:
- чтобы наш макет (или Африка) получился прочным, красивым и был похож на настоящий материк (объясните значение слова) ты должен мне помочь. Повторяй за мной те слова, которые я буду говорить громко (или тихо). Тем самым Вы расширите словарь ребенка и научите выполнять словесные инструкции.
Когда макет будет готов, заселите его животными по принципу сказки теремок. Сначала одно животное. Рассмотрите его вместе. Пусть ребенок его опишет. А Вы дайте ребенку дополнительную информацию. Как животное живет в природе, чем питается, как спит… ведь на следующий день Ваш сын будет рассказывать от лица этого животного жарких стран другому, который встретится. От лица нового животного будите говорить Вы.
И вот уже многие животные знакомы. Может пора начинать спектакль. Предложите малышу рассказать сказку про животных. Изготовьте вместе афишу (Вот где пригодится умение рисовать!)
Все делайте вместе. Кто-то рисует, кто-то раскрашивает, кто-то пишет. Попутно закрепите основные цвета их оттенки.
Так незаметно, ненавязчиво Вы познакомите ребенка с интересным миром живой и неживой природы. Обогатите их словарь, расширите кругозор. А задавая такой вопрос как : «Что будет если…» активизируете мышление. Можно иногда и ошибиться – пусть ребенок заметит ошибку, поправит. И не забудьте о шутке: она активизирует мысль, озадачивает детей. Хвалите детей за хорошие результаты.
Перед вами, родителями, стоит важная задача – руководить играми своих детей и направлять их. Играя с детьми, мы помогаем им раскрыть и развить свои природные способности. В то же время наше по поведение во время игры поможет им усваивать общепринятые правила взаимоотношений между людьми. Участвуя в играх вместе с ребенком, мы укрепляем в нем уверенность, что любим его и заботимся о нем.
Тот, кто не пожалеет на развитие детской речи времени и сил, сделает очень важное дело для своего ребенка. Он посадит в плодотворную почву зерна, вырастет сад, урожай с которого ребенок будет снимать всю свою жизнь.
Надеюсь, что приведенные примеры помогут Вам в развитии речи детей, активизируют Ваши творческие способности. Вы придумаете свои интересные игры.
Автор: воспитатель компенсирующей группы Храпова И.Б.
Литература· Е.В.Гревцева «Логопедический тренинг».—СПб.: СпецЛит, 2002
|