Министерство образования республики башкортостан министерство культуры республики башкортостан


Скачать 5.93 Mb.
Название Министерство образования республики башкортостан министерство культуры республики башкортостан
страница 1/46
Тип Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   46


ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

им. М. Акмуллы


ГУМАНИСТИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ
ПРОСВЕТИТЕЛЕЙ В КУЛЬТУРЕ
И ОБРАЗОВАНИИ



Материалы

VI Международной научно-практической конференции,
приуроченной к 180-летию со дня рождения М. Акмуллы


16 декабря 2011 года

III Том

Уфа 2011

УДК 821.512

ББК 83.3(2Рос=Баш)

Г 94

Печатается по решению функционально-научного совета
Башкирского государственного педагогического университета
им. М. Акмуллы


Гуманистическое наследие просветителей в культуре и образовании: материалы Международной научно-практической конференции, приуроченной к 180-летию со дня рождения М. Акмуллы, 16 декабря 2011 г. – Уфа: Издательство БГПУ, 2011. – 368 с.

В сборник вошли материалы, представленные участниками Шестых Акмуллинских чтений, приуроченных к 180-летию со дня рождения выдающегося поэта и просветителя тюркских народов. В 2011 году в конференции приняли участие более 100 ученых из России, стран ближнего и дальнего зарубежья: Индии, Китая, США, Венгрии, Болгарии, Казахстана, Узбекистана и других стран.

В издание включены материалы секций «Влияние просветительства на развитие национальной культуры и искусства» и «Историко-философское наследие и традиции просветительства».


Редакционная коллегия: А.Ф. Мустаев (отв. ред.)

В.Л. Бенин

М.Х. Янборисов

Т.З. Уразметов

Д.Р. Фаткуллина

Е.В. Соболев

О.С. Тарасенко

ISBN 978-5-87978-721-4

ISBN 978-5-87978-722-1




© Издательство БГПУ, 2011

Содержание


СЕКЦИЯ
«Влияние просветительства
на развитие национальной культуры и искусства» 12


НАЦИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
ОСОБЕННОСТИ НАСЛЕДИЯ КУЛЬТУРЫ 12

ИННОВАЦИЯЛЫҚ САЯСАТТЫ ЖҮЗЕГЕ АСЫРУДАҒЫ
МЕМЛЕКЕТТІҢ РОЛІ 13

ДИЗАЙН КАК НОВЫЙ ВИД СОВРЕМЕННОГО ТВОРЧЕСТВА 17

ТРАДИЦИОННЫЙ КОСТЮМ
КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ЗНАНИЙ
У СТУДЕНТОВ ПЕДВУЗА
(на примере костюма сибирских татар) 21

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОСНОВЫ БУДУЩИХ
ПЕДАГОГОВ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА
НА ПРИМЕРЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ РОСПИСИ ПО ДЕРЕВУ 34

В.В. Власенко, 37

О ПРОБЛЕМЕ СОДЕРЖАНИЯ
СОВРЕМЕННОГО ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 38

Н.А. Вахрушина, студентка, 43

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ
СРЕДСТВАМИ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА 44

ВЗАИМОСВЯЗЬ ПОЭЗИИ И ЖИВОПИСИ 47

МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В СВЕТЕ ТРЕБОВАНИЙ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ 51

РОЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТИЛЯ
В СОВРЕМЕННОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ
(на основе работы лаборатории художественного текстиля «Мадонна») 55

АКТИВИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
НА ЗАНЯТИЯХ ПО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМУ
ИСКУССТВУ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ 59

КРЕАТИВНОСТЬ И ТВОРЧЕСТВО: ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ 63

В.В. Зарецкая, 69

КНИЖНАЯ ГРАФИКА В.А. ФАВОРСКОГО:
ЗАКОНЫ ТВОРЧЕСКОГО ПОИСКА 69

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР – ПУТЬ К ПОСТИЖЕНИЮ
ДУХОВНОГО НАСЛЕДИЯ БАШКИРСКОГО НАРОДА 74

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР – ПУТЬ К ПОСТИЖЕНИЮ
ДУХОВНОГО НАСЛЕДИЯ БАШКИРСКОГО НАРОДА 77

ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА У ШКОЛЬНИКОВ
НА ТРАДИЦИЯХ И КУЛЬТУРЕ НАРОДА 81

К ВОПРОСУ ОБ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЕ 85

КЛАССИФИКАЦИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ НАГЛЯДНОСТИ 90

ВКДАД БАШКИРСКИХ ФИЛОСОФОВ–ПРОСВЕТИТЕЛЕЙ
В РАЗВИТИЕ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДА 94

КАРНАВАЛЬНЫЙ КОСТЮМ. ПЕРСПЕКТИВА РАЗВИТИЯ
ВО ВРЕМЕНИ И ПРОСТРАНСТВЕ 96

И.П. Лачин, 99

ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ И.А. ИЛЬИНА
НА ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЧУВСТВА
ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ У ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ 99

Г.Р. Левчук, 105

ВЛИЯНИЕ ПРОСВЕТИТЕЛЬСТВА
НА ВОКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО МОЛОДЁЖИ 105

Л.Л. Малинская, 108

СТРУКТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
ХУДОЖНИКА-ПЕДАГОГА 108

С.В. Меркулова, 116

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ХГФ РИСУНКУ
ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА 116

А.Р. Мугаттаров, 119

ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ ПРОСВЕЩЕНИЯ У СТУДЕНТОВ
ВЫСШЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ
КАК УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОЙ РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ
НАРКОМАНИИ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ 119

А.Р. Мурзакова, доцент БГПУ им. М. Акмуллы (г. Уфа), 123

Э.Р. Мамлеева, доцент УГАЭС (г. Уфа) 123

КВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ КАДРЫ - ДЛЯ РАБОТЫ
В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ 123

Е.В. Плотникова, 126

к.п.н., доцент БГПУ им. М. Акмуллы (г. Уфа) 126

ПРОБЛЕМЫ ДИЗАЙНА ОБРАЗОВАНИЯ
(развитие эстетической культуры средствами дизайна) 126

М.С. Погорелов, 130

НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА БУДУЩЕГО ОФИЦЕРА
В КОНТЕКСТЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 130

Э.Э. Пурик, д.п.н., проф., БГПУ им. М.Акмуллы, 133

В. А. Мельников, к.п.н., доцент УГНТУ (г. Уфа) 133

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН:
ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ 133

А.Д. Расаева, 140

ВНУТРЕННИЙ МИР ПИСАТЕЛЯ И ХУДОЖНИКА
(О КАСИМЕ ДЕВЛЕТКИЛЬДЕЕВЕ) 140

А.Д. Расаева, 143

ПОЭМА БЛОКА «ДВЕНАДЦАТЬ» И КНИЖНАЯ ГРАФИКА 143

А.К. Рахимбекова, к.и.н., доцент 146

ВЛИЯНИЕ ИДЕИ ПРОСВЕТИТЕЛЕЙ
НА РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ
И ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ КАЗАХСТАНА) 146

О.А. Рузаева, 150

ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ ПОЛЯ ВАЛЕРИ НА МЕСТО
И РОЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ В ОБЩЕСТВЕ 150

Л.М. Сабарайкина, 154

ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРЕВОДЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ
С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СОДЕРЖАНИЯ
НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА 154

А.С. Сагитова, 158

РЕЖИССЕРСКИЕ ИСКАНИЯ ШАУРЫ МУРТАЗИНОЙ 158

Р.Р. Самигуллина, 163

АКВАРЕЛИ В ЛИТЕРАТУРЕ 163

Д.Н. Сергеева, 166

МУЗЫКАЛЬНОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ КАК ФАКТОР
ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРНО-НРАВТВЕННОГО ОБЛИКА
СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА 166

А.Х. Терегулова, 169

РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА
КАК КЛЮЧЕВОЕ ЗВЕНО В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТА-ХОРЕОГРАФА 169

А.Ж. Улыкпанова, ст. преподаватель 175

ПРОФЕССОР Х.К. ЖУБАНОВ И ПРОБЛЕМЫ ФОЛЬКЛОРА 175

М.Н. Фазуллина, 180

ПОЗДРАВЛЕНИЯ И ПОЖЕЛАНИЯ НА НОВЫЙ ГОД
В БАШКИРСКОЙ И АНГЛИЙСКОЙ ЯЗЫКОВОЙ КАРТИНЕ МИРА 180

Э.Ш. Фаизова, 182

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО В РЕЧЕВОМ
И НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ 182

В.Я. Файрузова, аспирант БГПУ им. Акмуллы (г. Уфа) 185

Г.М. Авакумова, отличник РБ (г. Октябрьский) 185

185

ВЛИЯНИЕ ПРОСВЕТИТЕЛЬСТВА НА РАЗВИТИЕ
НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА 185

А.А. Хазиева, 189

МӘХМҮТ ҠАШҒАРИҘЫҢ “ДИУАНУ ЛӨҒӘТ-ИТ-ТӨРК”
ҺҮҘЛЕГЕНДӘ КЕШЕГӘ ҠАҒЫЛЫШЛЫ ҺҮҘҘӘР ҠАТЛАМЫ 189

А.Р. Хайруллин, 195

ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ
СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ ХГФ СРЕДСТВАМИ
КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАФИКИ 195

А.Ф. Хананова, 199

ОБРАЗ КАК ОСНОВА ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 199

Г.Р. Шафикова, к.пс.н, доцент, 204

Ф.Г. Азнабаева, БГПУ им. М. Акмуллы (г. Уфа) 204

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ ПРОСВЕТИТЕЛЕЙ
В НРАВСТВЕННОМ РАЗВИТИИ СОВРЕМЕННЫХ ДЕТЕЙ 204

А.А. Юферова, 207

ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНОМУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ
ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 207

СЕКЦИЯ
«Историко-философское наследие
и традиции просветительства» 211


А.Н. Алдашов, 211

Р.Х. Хайртдинов, 211

РАДИКАЛЬНЫЙ ИСЛАМИЗМ
И ПРОБЛЕМЫ МОДЕРНИЗАЦИИ МУСУЛЬМАНСКИХ СТРАН 211

Р.З. Алмаев, 214

РАЗДЕЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ В СОВЕТСКОЙ ШКОЛЕ
(НА МАТЕРИАЛАХ ЮЖНОГО УРАЛА) 214

Т.М. Аминов, 220

УФИМСКИЙ ПОЛИТЕХНИКУМ И РАЗВИТИЕ СОВЕТСКОЙ
СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В БАШКИРИИ 220

И.Н. Баишев, 223

ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЕЙ
В 1917-1918 ГГ. (НА МАТЕРИАЛАХ БАШКОРТОСТАНА) 223

Ф.И. Габидуллина, ф.ф.к., доцент, 227

Р.Ә. Минһаҗева, ф.ф.к., өлкән укытучы, 227

Г.З. Таҗиева, ассистент АФ (Алабуга) 228

ФАИЛ ШӘФИГУЛЛИН ИҖАТЫНДА УКЫТУЧЫ ОБРАЗЫ 228

Д.М. Гизатуллина, 230

АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗЕМСТВ УФИМСКОЙ ГУБЕРНИИ 230

Г.Э. Емалетдинова, 233

ЗАРОЖДЕНИЕ БУРЖУАЗНОГО ПРОСВЕТИТЕЛЬСТВА
В АФГАНИСТАНЕ И ДВИЖЕНИЕ МЛАДОАФГАНЦЕВ 233

Р.И. Кантимирова, 237

АБД АЛЬ–КАДИР – ПРОСВЕТИТЕЛЬ И НАЦИОНАЛЬНЫЙ ГЕРОЙ
АЛЖИРСКОЙ ОСВОБОДИТЕЛЬНОЙ ВОЙНЫ 237

Д.В. Кирилюк, 240

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С МОЛОДЫМИ УЧИТЕЛЯМИ
В ШКОЛАХ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
В ГОДЫ «ПЕРЕСТРОЙКИ» 240

Л.А. Комарова, 246

СЧАСТЬЕ КАК ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ КАТЕГОРИЯ
ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ 246

А.А. Косникова, 252

ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПРАВ РЕБЕНКА 252

В.Б. Кузнецов, 256

НОВАЯ ОПРИЧНИНА? 256

Е.В. Кузнецова, 258

ФОРМИРОВАНИЕ ИМИДЖА ПОЛИТИЧЕСКИХ ЛИДЕРОВ 259

И.А. Куклинова, 262

ЛУВР В КОНТЕКСТЕ ИДЕЙ ФРАНЦУЗСКОГО
ПРОСВЕЩЕНИЯ (ИСТОРИЯ ОСНОВАНИЯ МУЗЕЯ) 262

Д.А. Кулябин, 267

МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ И ГОРОДСКОЕ
ХОЗЯЙСТВО УФЫ В ПОРЕФОРМЕННЫЙ ПЕРИОД (1870-1892 ГГ.) 267

С. В. Любичанковский, 272

ГРАЖДАНСКАЯ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ИНИЦИАТИВА
НА ЮЖНОМ УРАЛЕ В ПОРЕФОРМЕННЫЙ ПЕРИОД:
НОВЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ИСТОРИОГРАФИИ 272

И.М. Мажитов, 277

РОЛЬ СЕМЬИ В ФОРМИРОВАНИИ ИСЛАМСКИХ ЦЕННОСТЕЙ 277

А.С. Мусагалиева, 281

ПРЕСЛЕДОВАНИЕ ТЮРКСКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ БОЛЬШЕВИКАМИ 281

Р.Р. Мухамадиева, 286

Роль башкирских просветителей
в распространении образования
на территории Уфимской губернии
во второй половине XIX – начале XX вв. 286

П.А. Мухаметов, 290

ДОПРИЗЫВНАЯ ПОДГОТОВКА МОЛОДЕЖИ
В БАШКИРСКОЙ АССР В 20-30-е ГГ. XX В. 290

Г.А. Никитина, 293

ЭТНОДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ СЮЖЕТЫ
В ТРУДАХ ПЕРВОГО УДМУРТСКОГО УЧЕНОГО
Г.Е. ВЕРЕЩАГИНА 293

В.С. Олейник, 297

ЭКСТРЕМИЗМ КАК ОДНА ИЗ ПРОБЛЕМ СТАНОВЛЕНИЯ
ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В РОССИИ 297

О.А. Полянина, 303

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА
МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ: ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ 303

А.И. Прищепа, 308

СУРГУТСКИЙ КРАЕВЕД Ф.Я. ПОКАЗАНЬЕВ 308

Е.В. Русланов, 311

КУЛЬТУРНЫЙ СЛОЙ ПОСЕЛЕНИЙ БРОНЗОВОГО ВЕКА 311

И.М. Салихова, 316

ХАЛИЛЬ ХАЗРАТ РАХИМОВ И ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 316

С.Г. Скворцова, 318

СТАНОВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО
ОБРАЗОВАНИЯ В УФИМСКОЙ ГУБЕРНИИ
В ПЕРВЫЕ ГОДЫ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ 318

Е.В. Соболев, 324

ПРОБЛЕМЫ ИНТЕГРАЦИИ НАУКИ, ОБРАЗОВАНИЯ
И БИЗНЕСА 324

Ю.Ф. Сулейманова, 326

СТАНОВЛЕНИЕ «ИНОРОДЧЕСКОГО» ОБРАЗОВАНИЯ
НА ТЕРРИТОРИИ ОРЕНБУРГСКОЙ ГУБЕРНИИ В XIX ВЕКЕ 326

А.И. Тимиргазиева, 332

О РОЛИ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ
НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ БАШКИРСКОЙ АССР 332

И.П. Тимченко, 335

ПРОБЛЕМЫ МАТЕРИНСТВА И ДЕТСТВА В СССР
В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИОГРАФИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ
ХХ ВЕКА 335

С.А. Уталиев, 338

ПОЛКОВОДЕЦ ТАБЫНСКОГО РОДА БОКЕНБАЙ БАТЫР 338

В.С. Хазиев, д-р философ. наук, профессор 343

ТВОРЧЕСТВО КАК СУЩНОСТНАЯ СИЛА ЧЕЛОВЕКА 343

Л.И. Хайретдинов, 345

ОСОБЕННОСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНСТИТУЦИОННЫХ
ПРАВ И СВОБОД ГРАЖДАН С ОГРАНИЧЕННЫМИ
ФИЗИЧЕСКИМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ 345

Д.Т. Хакимов, 349

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ АНТИНАРКОТИЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРЕДИ ДЕТЕЙ И МОЛОДЁЖИ 349

Е.Л. Храмова-Баранова, канд. ист. наук, доцент, 353

СТАНОВЛЕНИЕ МЕТРОЛОГИЧЕСКИХ ОСНОВ
В РОССИИ И УКРАИНЕ 353

А.Х. Хусаинова, 360

ПРОСВЕТИТЕЛЬ РИЗАИТДИН ФАХРЕТДИНОВ:
ОНТОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА 360

В.Е. Цветкова, 363

ВЗГЛЯДЫ ПРОСВЕТИТЕЛЕЙ XVIII- Н.XIX ВВ.
НА СОДЕРЖАНИЕ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ 363

Э.А. Цветова, 367

ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ВЗГЛЯДОВ НА ВОСПИТАНИЕ
ЗАКОНОПОСЛУШНОГО ГРАЖДАНИНА
В ПЕРИОД АНТИЧНОСТИ 367

А.И. Чигрина, 371

ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЕ ТРАДИЦИИ
В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИЙСКИХ МУЗЕЕВ 371

М.А. Шайхетдинов, 374

ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДОУСТРОЙСТВА И ЗАНЯТОСТИ
СТУДЕНЧЕСТВА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН (1991-2000 гг.) 374

Н.Р. Шигапова, 377

ПРОБЛЕМЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ РЕБЕНКА
НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 377

М.М. Эсенгулова, 379

А.О. Дюшембиева, 379

ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОСВЕТИТЕЛЬСТВА КЫРГЫЗОВ 379

М.Б. Ямалов, 383

НОВЫЕ ШАГИ В ИЗУЧЕНИИ ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ
БАШКОРТОСТАНА 383

М.Х. Янборисов, 389

КОНЦЕПЦИЯ КЛАССОВОГО ПОДХОДА И ЕЕ РЕАЛИЗАЦИЯ
В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ
В 20-е ГОДЫ XX ВЕКА (НА МАТЕРИАЛАХ БАШКИРСКОЙ АССР) 389



СЕКЦИЯ
«Влияние просветительства
на развитие национальной культуры и искусства»

Г.Р. Акчулпанова, Е.Б. Федорова, Н.А. Степашина,

студентки СГПА им. Зайнаб Биишевой (г. Стерлитамак)
НАЦИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
ОСОБЕННОСТИ НАСЛЕДИЯ КУЛЬТУРЫ


Культурное наследие – духовный, культурный, экономический и социальный капитал невозместимой ценности. Национальные ценности в духовной сфере – огромное интеллектуальное богатство и неисчерпаемый резерв воспроизводства общечеловеческих ценностей, культурных и нравственных традиций народов, процесса общенационального созидания. Культура сегодня существует в национальной форме самовыражения. Национальное же рождается из конкретно-исторических особенностей жизни народа, его биосоциальной сущности. Таким образом, можно охарактеризовать несколько национальностей.

Русские входят в число восточнославянских народов. В плане культурного наследия это один из богатейших народов, создавших свою неповторимую культуру и ее материальную основу – русский язык, который, по свидетельству многих исследователей, является одним из самых сильных и богатых из живых языков мира.

Важные черты русских – человеколюбие и терпимость, высокая гражданская солидарность, готовность прийти на помощь, неприхотливость и др. Испокон веков русский народ славился хлебосольством и гостеприимством. Русские, по мнению представителей других этногрупп, также несколько авторитарны, склонны к соперничеству, прямолинейны и строги в оценках.

Татары – целостная и сплоченная в культурном отношении этническая общность. Всех их отличает сильная приверженность к национальной культуре, традициям, быту. Как правило, это люди гордые, с высоко развитым и ярко проявляющимся чувством национального самосознания и собственного достоинства. В социально-психологическом портрете татар выделяются такие черты, как лидерство и энергичность, самоуважение, а также склонность к соперничеству и критичность.

К психологическим характеристикам башкир можно отнести исполнительность, аккуратность, высокую психологическую устойчивость в экстремальных ситуациях, неприхотливость, некоторую замкнутость в общении, высокое чувство ответственности, выражающееся в башкирской пословице «Умел дать клятву, умей и сдержать ее».

Чуваши отличаются большой сплоченностью внутри своей этнической общности и в то же время стремлением строить взаимоприемлемые отношения с представителями других народов, заимствовать у них элементы культуры, миропонимания и образа жизни. Они ровны в своем поведении, слабоконфликтны, исполнительны, старательны в выполнении служебных и общественных обязанностей. Для них характерны высокая работоспособность, настойчивость в достижении поставленных целей. Интересы коллектива и своей группы принадлежности чуваши обычно ставят выше личных.

Марийцы - представители одного из финно-угорских народов и по своей национальной психологии и культуре похожего на чувашей. Марийцы трудолюбивы, гостеприимны, скромны, стремятся к знаниям, терпеливы, расчетливы и экономны, в многонациональном коллективе своим поведением почти ничем не отличаются от чувашей и русских, разве что чуть более замкнуты и сдержанны. Старательно и очень внимательно относятся к выполнению своих профессиональных и общественных обязанностей, дисциплинированны, исполнительны, самолюбивы.

Следует отметить, что выше рассмотренные национальности имеют длительный опыт совместного проживания на территории Волжско-Уральского региона. Однако при всем сходстве образа жизни и политико-экономических условий, все же отмечаются различия в их ценностно-мотивационной сфере, системе отношений и других социально-психологических характеристиках, что подтверждается практикой в Республике Башкортостан. Как отмечал Г.Г. Шпет [3], каждый член группы в большей или меньшей степени несет в себе духовную коллективность, известную под названием традиций, преданий, которые также можно рассматривать как систему духовных сил, определяющих настоящие переживания, впечатления и реакции индивида.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   46

Похожие:

Министерство образования республики башкортостан министерство культуры республики башкортостан icon Правительство республики башкортостан постановление
В целях реализации Постановления Правительства Республики Башкортостан от 21 апреля 2009 года n 147 "О порядке формирования и ведения...
Министерство образования республики башкортостан министерство культуры республики башкортостан icon Башкортостана Министерство культуры Республики Башкортостан Министерство...
Русский язык, история и культура на стыках эпох. Межрегиональная научно-практическая конференция (Уфа, 16 мая 2014 г). Материалы...
Министерство образования республики башкортостан министерство культуры республики башкортостан icon Правительство республики башкортостан постановление
Республики Башкортостан "Стратегия Башкортостана созидание во благо народа (О положении в республике и основных направлениях ее развития...
Министерство образования республики башкортостан министерство культуры республики башкортостан icon Руководство соревнованиями Общее руководство соревнованиями осуществляют...
Республиканских соревнований по пешеходному туристскому многоборью посвящённых 450-летию добровольного вхождения Башкортостана
Министерство образования республики башкортостан министерство культуры республики башкортостан icon Башкортостан (далее Учреждение) передано в собственность муниципального...
Шелканово муниципального района Бирский район Республики Башкортостан, правопреемником Муниципального бюджетного общеобразовательного...
Министерство образования республики башкортостан министерство культуры республики башкортостан icon Руководство соревнованиями Общее руководство соревнованиями осуществляет...
Соревнования проводятся в целях пропаганды и дальнейшего развития пешеходного туризма, повышения технического и тактического мастерства...
Министерство образования республики башкортостан министерство культуры республики башкортостан icon Президент Союза «Торгово-промышленная палата Республики Башкортостан»
Общее руководство подготовкой и проведением Игр осуществляет Управление по физической культуре и спорту Администрации городского...
Министерство образования республики башкортостан министерство культуры республики башкортостан icon Отчет по самообследованию государственного бюджетного образовательного...
Республики Башкортостан, колледж имеет право ведения образовательной деятельности по опоп среднего профессионального образования....
Министерство образования республики башкортостан министерство культуры республики башкортостан icon Башкортостан (далее Образовательная организация), передано в муниципальную...
Республики Башкортостан и является правопреемником муниципального образовательного учреждения средняя общеобразовательная школа села...
Министерство образования республики башкортостан министерство культуры республики башкортостан icon Стерлибашевский район Республики Башкортостан (далее Учреждение),...
Председатель Комитета по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по Стерлибашевскому...
Министерство образования республики башкортостан министерство культуры республики башкортостан icon Гусев ауыл советы ауыл
Республики Башкортостан от 11 июля 2006 года n 341-з "О регулировании градостроительной деятельности в Республике Башкортостан",...
Министерство образования республики башкортостан министерство культуры республики башкортостан icon 3. Руководство проведением соревнований
Чроо «Студенческий спортивный союз». Общее руководство 3-м этапом Универсиады возлагается на Министерство физической культуры и спорта...
Министерство образования республики башкортостан министерство культуры республики башкортостан icon Башкортостан, в дальнейшем именуемое «Учреждение», передано в муниципальную...
Республики Башкортостан» и является правопреемником муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Детский сад...
Министерство образования республики башкортостан министерство культуры республики башкортостан icon Республики Башкортостан «Белебеевский медицинский колледж»
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Республики Башкортостан
Министерство образования республики башкортостан министерство культуры республики башкортостан icon Республики Башкортостан «Белебеевский медицинский колледж»
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Республики Башкортостан
Министерство образования республики башкортостан министерство культуры республики башкортостан icon Об утверждении государственной программы "укрепление единства российской...
Изменения в государственную программу "Развитие культуры и искусства в Республике Башкортостан", утвержденную Постановлением Правительства...

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск