1. Постановление Правительства РФ от 7 октября 2017 г. № 1226 «О внесении изменений в типовые условия контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций».
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Внести в типовые условия контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2016 г. № 1466 «Об утверждении типовых условий контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, № 1, ст. 196), следующие изменения:
а) пункт 1 изложить в следующей редакции:
«1. Привлечь к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций (далее - субподрядчики, соисполнители) в объеме __________ процентов от цены контракта (объем привлечения устанавливается заказчиком в виде фиксированных процентов и должен составлять не менее 5 процентов от цены контракта).»;
б) в пункте 5 слова «в течение 30 дней» заменить словами «в течение 15 рабочих дней».
2. Федеральным органам исполнительной власти, Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» и Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос», осуществляющим нормативно-правовое регулирование в соответствующей сфере деятельности, в 3-месячный срок привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим постановлением.
2. О продление сроков работ по контракту.
Вопрос: Был заключен муниципальный контракт по запросу котировок. Возможно ли продление сроков выполнения работ по постановке на кадастровый учет объектов, в виду того, что регистрационная палата отказывает в регистрации и приостанавливает действия по регистрации объектов?
Ответ: Нет, продление сроков выполнения работ по контракту недопустимо. Порядок и сроки выполнения работ относят к существенным условиям контракта. Существенные условия изменять нельзя, кроме исключений, которые перечислены в статье 95 Закона № 44-ФЗ. Изменение порядка и сроков выполнения работ в исключения не попадает (п. 1 ст. 432 ГК РФ, ч. 13 ст. 34 Закона № 44-ФЗ).
Если незаконно измените условия контракта, должностному лицу грозит штраф 20 тыс. руб., юридическому лицу – 200 тыс. руб. (ч. 4 ст. 7.32 КоАП РФ).
Поставщику следует помнить о том, что заказчик может применить к нему меры ответственности в виде неустойки (штрафов, пеней) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, которые предусмотрены контрактом (ч. 6 ст. 34 Закона № 44-ФЗ)
Как заказчику изменить условия контракта
Закон № 44-ФЗ устанавливает строгий порядок изменения существенных условий заключенного контракта. Поэтому, если у заказчика возникнет потребность их изменить, ему необходимо помнить, в каких случаях это делать можно, а в каких нельзя.
В каких случаях изменять заключенный контракт
По общему правилу стороны контракта не вправе изменять его существенные условия, но есть ряд исключений. Стороны вправе изменить существенные условия контракта по соглашению сторон, если:
1. Необходимо снизить цену контракта, не изменив предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги, их качество и иные условия контракта.
2. Заказчик предложил увеличить или уменьшить предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на 10 процентов. В таком случае стороны по соглашению и с учетом положений бюджетного законодательства России вправе изменить цену контракта пропорционально дополнительному количеству товара, объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на 10 процентов цены контракта.
При уменьшении предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы товара, работы или услуги.
Цена единицы дополнительно поставляемого товара или цена единицы товара при уменьшении предусмотренного контрактом количества поставляемого товара должна определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в контракте количество такого товара.
Изменить условия контракта, указанные в пунктах 1 и 2, можно, если заказчик в контракте и документации о закупке, а при закупке у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) – в контракте предусмотрел такую возможность.
3. Цена контракта, заключенного для обеспечения федеральных нужд на срок не менее чем три года, составляет либо превышает размер цены, установленный Правительством РФ, и исполнение контракта по независящим от сторон обстоятельствам без изменения его условий невозможно. Размер цены для данной ситуации составляет:
40 млн руб. – для контракта, включающего выполнение работ по проведению клинических исследований лекарственных препаратов для медицинского применения (п. 1 постановления № 1186);
10 млрд руб. – для остальных контрактов, заключенных для обеспечения федеральных нужд (п. 1 постановления № 1186).
Изменения вносятся в контракт на основания решения Правительства РФ.
4. Цена контракта, заключенного для обеспечения нужд субъекта РФ на срок не менее чем три года, составляет или превышает размер цены, установленный Правительством РФ, и исполнение контракта по независящим от сторон обстоятельствам без изменения его условий невозможно. Размер цены для данной ситуации составляет 1 млрд руб. (п. 1 постановления № 1186).
Изменения вносятся в контракт на основании решения высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ.
5. Цена контракта, заключенного для обеспечения муниципальных нужд на срок не менее одного года, составляет или превышает размер цены, установленный Правительством РФ, и исполнение контракта по независящим от сторон обстоятельствам без изменения его условий невозможно. Размер цены для данной ситуации составляет 500 млн руб. (п. 1 постановления № 1186).
Изменения вносятся в контракт на основании решения местной администрации.
6. Регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги изменились в соответствии с законодательством России.
По этому основанию, например, стороны могут изменить цену контракта, заключенного на основании пунктов 8, 22 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.
7. Заказчику – казенному учреждению (не бюджетному, а именно казенному) как получателю бюджетных средств уменьшены ранее доведенные лимиты бюджетных обязательств (п. 6 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ). В таком случае заказчик согласовывает с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) новые условия контракта, в том числе цену и (или) сроки его исполнения и (или) количество товара, объема работы или услуги.
Сокращение количества товара, объема работы или услуги при уменьшении цены контракта проводится в соответствии с методикой, утвержденной постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. № 1090.
Если поставщик (подрядчик, исполнитель) не согласен изменить срок исполнения контракта или снизить цену контракта без сокращения количества товаров, объемов работ или услуг, то заказчик согласовывает с ним условия контракта в части сокращения количества товаров, объемов работ или услуг (п. 2 постановления № 1090).
Заказчик принимает решение об изменении контракта в связи с уменьшением лимитов бюджетных обязательств исходя из:
соразмерности изменения цены контракта и количества товара, объема работы или услуги (ч. 3 ст. 95 Закона № 44-ФЗ);
необходимости исполнения в первоочередном порядке обязательств, вытекающих из контракта, предметом которого является поставка товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения (в т. ч. продовольствие, средства для оказания скорой, в т. ч. скорой специализированной, медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, лекарственные средства, топливо), и (или) по которому поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства исполнены (ч. 4 ст. 95 Закона № 44-ФЗ).
8. Контракт заключен с иностранной организацией на лечение гражданина России за пределами ее территории. Цена контракта может быть изменена при увеличении или уменьшении по медицинским показаниям перечня услуг, связанных с лечением гражданина России.
Применить пункт 8 можно только в случае, если такая возможность была предусмотрена в контракте с иностранной организацией.
9. По согласованию заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) поставляется товар, выполняются работы, оказываются услуги, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которых являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в контракте.
Исключение составляют товары, происходящие из иностранных государств, работы, услуги, соответственно выполняемые, оказываемые иностранными лицами, в отношении которых Правительство РФ либо Минэкономразвития России установило ограничения (ч. 7 ст. 95, ч. 6 ст. 14 Закона № 44-ФЗ). Они устанавливают случаи, при которых заказчик не вправе заменить товар или страну (страны) происхождения товара. Такие ограничения установлены в следующих нормах:
пункт 3(1) постановления Правительства РФ от 5 февраля 2015 г. № 102 «Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;
пункт 3 постановления Правительства РФ от 30 ноября 2015 г. № 1289 «Об ограничениях и условиях допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;
пункт 13 приказа Минэкономразвития России от 25 марта 2014 г. № 155 «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;
пункт 4 постановления Правительства РФ от 22 августа 2016 г. № 832 «Об ограничениях допуска отдельных видов пищевых продуктов, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;
пункты 9, 10 постановления Правительства РФ от 26 сентября 2016 г. № 968 «Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Изменения, внесенные в условия контракта, стороны излагают в дополнительном соглашении. Заказчик размещает их в реестре контрактов.
В 2016 году стороны контракта вправе по соглашению изменить следующие условия:
срок исполнения контракта;
цену контракта;
цену единицы товара, работы, услуги;
количество товаров, объем работ, услуг.
Несоблюдение правил изменения контракта влечет административную ответственность
Если стороны изменили условия контракта, в том числе увеличили цену товаров, работ, услуг, и при этом возможность такого изменения не предусмотрена Законом № 44-ФЗ, то штраф грозит:
должностным лицам и индивидуальным предпринимателям – в размере 20 000 руб.;
юридическим лицам – в размере 200 000 руб.
Такая ответственность установлена в части 4 статьи 7.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Размеры штрафа увеличатся, если незаконное изменение привело к:
дополнительному расходованию средств соответствующих бюджетов бюджетной системы России или
уменьшению количества поставляемых товаров, объема выполняемых работ, оказываемых услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Штраф в таком случае для должностного лица, индивидуального предпринимателя и юридического лица составит двукратный размер:
дополнительно израсходованных средств соответствующих бюджетов бюджетной системы России или
цен товаров, работ, услуг, количество, объем которых уменьшены и которые явились предметом правонарушения.
Такая ответственность установлена в части 5 статьи 7.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Под должностными лицами понимаются руководители заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя), а также индивидуальные предприниматели. В указанных составах предприниматели не упоминаются, однако несут ответственность в том же размере, что и должностные лица, поскольку в Кодексе РФ об административных правонарушениях не предусмотрено иное (ст. 2.4 КоАП РФ).
3. Об пролонгации контрактов в рамках 44-ФЗ.
Что такое пролонгация контракта (договора)
Согласно Гражданскому кодексу, по договору поставки, выполнения работ или оказания услуг поставщик или исполнитель должен в определенный срок выполнить перед заказчиком (покупателем) свои обязательства. В договоре указывается срок начала и срок окончания его исполнения.
Термина «пролонгация» в ГК нет, однако он часто используется. Под ним подразумевают продление действия договора на определенный или неопределенный срок по соглашению сторон. Это может быть сделано путем заключения дополнительного соглашения. Однако если стороны хотят изначально определить отношения на будущее, условие о пролонгации можно включить в текст договора. Важно понимать, что необходимо указать срок, на который будет автоматически продлен договор и количество раз, на которое возможна пролонгация. Пропустить рекламу: 0 сек
Перейти на сайт рекламодателя
Благодаря рекламе это видео для Вас бесплатно
Наведите курсор,
чтобы включить звук
Возможна ли пролонгация контракта поставки по 44 ФЗ
Согласно статье 95 Закона о контрактной системе, существенные условия контракта менять нельзя. Но есть исключения. Так, допускается снижение цены контракта без изменения объемов товара или работы и других условий.
Также по инициативе заказчика возможно изменение объема поставок в пределах 10% в сторону уменьшения или увеличения. Кроме того, правки допускаются, когда цена контракта равна или превышает показатель, установленный Правительством, и исполнить контракт без изменения условий невозможно, когда изменились регулируемые цены, или уменьшилось финансирование заказчика из бюджета.
Обратите внимание, что о сроках в этой статье не говорится ничего, поэтому менять их нельзя ни при каких условиях. То есть возможность пролонгации 44 ФЗ не предусматривает. Все закупки осуществляются согласно плану-графику, а срок исполнения контракта в нем – один из главных показателей, вариативности здесь быть не может. Нарушением будет и внесение в текст контракта условия о возможности продления. Юридически верным выходом из ситуации будет заключение нового договора в рамках уже другой закупки.
Объясним на примере, когда пролонгация будет нарушением и какие может повлечь последствия для заказчика. К примеру, проводится так называемая «малая закупка» - был заключен контракт на сумму 99 тысяч рублей сроком на год. Как мы знаем из положений 44 ФЗ, для малых закупок предусмотрены особые условия. Однако заказчик решил внести в контракт положение о возможности продления договора еще на год.
Соответственно, пролонгация на тот же срок и на тех же условиях теоретически увеличит сумму контракта уже до 198 тысяч, тогда закупка уже не будет являться малой. Продлив такой договор, заказчик нарушит закон и получит штраф.
4. Об установлении в документации о закупке требования о сроке действия лицензии.
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО от 12 сентября 2017 г. № 24-03-06/58653.
Министерство финансов Российской Федерации, рассмотрев обращение по вопросу о применении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ) в части возможности установления срока действия лицензии в документации о закупке, сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 32 части 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» частная охранная деятельность относится к виду деятельности, подлежащему лицензированию.
Согласно статье 8 Закона № 44-ФЗ контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона № 44-ФЗ, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ при осуществлении закупки заказчик устанавливает в том числе единое требование к участникам закупки - соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Таким образом, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации объект закупки относится к лицензируемым видам деятельности, заказчик в извещении об осуществлении закупки обязан установить требование к участникам закупки о наличии соответствующей лицензии, предусмотренной законодательством Российской Федерации.
При этом Законом № 44-ФЗ не установлен срок действия лицензии на момент проведения закупки.
В соответствии с частью 6 статьи 31 Закона № 44-ФЗ заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона № 44-ФЗ.
Кроме того, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ при описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Таким образом, указание в документации о закупке конкретных параметров оказываемой услуги не должно приводить к ограничению конкуренции участников закупки и нарушению требований, установленных Федеральным законом от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Учитывая изложенное, установление в документации о закупке требования о сроке действия лицензии ограничивает конкуренцию участников закупки и нарушает требования, установленные законодательством Российской Федерации.
5. О декларировании происхождение товара.
Причины необходимости декларации происхождения товара
Главной причиной, по которой закон обязывает участников закупок составлять декларацию происхождения товара, является обстоятельство национального режима, подробно очерченное в ст. 14 Закона №44-ФЗ. В ней указано, что с целями государственного регулирования правительство РФ налагает некоторые ограничения и устанавливает запрет для иностранных товаров при участии в госзакупках.
Несколько постановлений (например, №832, №968 и №1224) содержат конкретные перечни товаров и их групп, доступ которых к госзакупкам ограничивается или воспрещается вовсе. Каждое постановление, как правило, посвящено конкретному рыночному сектору, например, продуктам, технике и радиоэлектронике, предмету гособоронзаказа и.т.п.
Пропустить рекламу: 4 сек
Перейти на сайт рекламодателя
Реклама 19
Пропустить
Благодаря рекламе это видео для Вас бесплатно
Наведите курсор,
чтобы включить звук
Как происходит определение страны происхождения
В Законе №44-ФЗ оговаривается, что процедура определения страны, из которой происходит продукция, проводится в соответствии с законодательством РФ. Что это значит на практике? Так называемый национальный режим, который соблюдается законодателем для того, чтобы можно было обеспечивать преимущества в закупках производителям из России и стран ЕАЭС.
Так как факт страны происхождения товара может влиять на наличие или отсутствие преференций (то есть, существенно влиять на ход закупки), недостоверность этих сведений является достаточным основанием, чтобы отклонить заявку участника. Простое отсутствие этих сведений может являться достаточным основанием, чтобы лишить участника права на преференции в данной закупке, которые бы он получил, если бы задекларировал происхождение предлагаемого товара.
Что является декларацией происхождения товара
В Постановлении правительства РФ №1224 об ограничении и допуске товаров при оборонных закупках оговаривается (в пункте 2(3)) то обстоятельство, что документом, который подтверждает страну происхождения товара, считается сертификат о происхождении по форме СТ-1.
В данный сертификат-декларацию происхождения товара поставщик вписывает конкретные данные: то есть, полное наименование и количество товара, а также счет-фактуру, пункт, где товар был отгружен, и пункт, куда он направляется. Участник также в свободной форме декларирует под вышеперечисленными данными, что он заявляет под свою ответственность: во-первых, все эти сведения соответствуют действительности, во-вторых, все перечисленные им выше товары были произведены (переработаны) в стране X.
Обязателен ли именно сертификат СТ-1
Минэкономразвития, говоря о декларации о происхождении товара, упоминает про сертификат СТ-1 как необходимый в тех случаях, когда товар входил в запретные (ограничительные) списки, приводимые в Постановлениях правительства. Однако сертификат происхождения СТ-1 не должен быть обязательным условием как декларация происхождения товара вообще для всех госзакупок.
По мнению министерства, он таковым не является, и декларация о стране происхождения товара теоретически может быть выдержана в свободной форме. Однако ситуация более сложна, чем кажется, далее мы рассмотрим пример.
Декларация происхождения и декларация соответствия товара
Рассмотрим реальный случай, когда декларации о соответствии товара оказалось недостаточно для соблюдения закона.
Проводивший аукцион заказчик установил в документации соответствие Постановлению №1224 об ограничении иностранных товаров. Участник аукциона предоставил в качестве подтверждения страны происхождения товара (медицинский модуль) декларацию соответствия, выданную соответствующим сертификационным органом. В ней было указано происхождение изготовителя и страна «Россия».
Вместе с тем, в Постановлении № 1224 и приложении к Постановлению № 719 отсутствуют медицинские модули. Заказчик проводил аукцион в рамках гособоронзаказа и установил запрет на поставку иностранного оборудования, следовательно, в качестве декларации происхождения товара участник должен был предоставить сертификат формы СТ-1, а сертификат соответствия не подходит под п. 6 ч. 5 ст. 66 Закона № 44-ФЗ.
Таким образом, заявка участника была отклонена на основании несоответствия закупочному законодательству (непредоставление необходимой и требуемой по закону информации в виде сертификата соответствия СТ-1).
6. О стандартизации, для чего она нужна и как ее применять при описании объекта закупки.
С 1 июля 2016 года при описании объекта закупки заказчики должны учитывать требования национальных стандартов.
Основные цели стандартизации:
повысить качество товаров, которые закупают заказчики;
обеспечить объективность описания объекта закупки.
Законом о контрактной системе 44-ФЗ (ст. 33) предусмотрены основные правила описания объекта закупки:
описание объекта закупки должно быть объективным;
нельзя предъявлять к товарам, работам и услугам требования, которые необоснованно ограничат количество желающих поучаствовать в закупке;
нужно пользоваться, если это возможно, стандартными показателями и требованиями в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Документы, к которым следует обращаться при описании объекта закупки:
документы национальной системы стандартизации (ГОСТ, ГОСР-Р и др.)
общероссийские классификаторы (ОКПД2, ОКЕИ и др.)
своды правил (СНиП, СанПиН и др.)
документы по стандартизации в отношении оборонной продукции, продукции в области использования атомной энергии и в сфере защиты ГТ.
Поиск ГОСТов и технических регламентов
Основной нормативный документ, который дает определение и толкование технического регулирования - Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании«. В зависимости от потребностей заказчика в определённом виде товара, при поиске Технических регламентов или ГОСТ возможно использовать общедоступный сайт Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии РОССТАНДАРТ.
Если использовать стандарты невозможно
Если ГОСТы, Технические регламенты на поставляемый товар отсутствуют, а существует функционирующий рынок, заказчик может сформировать описание объекта закупки на основании данных поставщиков (производителей), качественных показателей товара, которые необходимы заказчику.
Важно
Целесообразно подготовить Обоснование, в котором следует указать, что документы по стандартизации и технические регламенты для данного объекта закупки отсутствуют.
Бывают случаи, когда для удовлетворения определенных потребностей. Заказчик, описывая объект закупки, не использует показатели, требования, условные обозначения и терминологию, установленные Техническими регламентами и документами по стандартизации.
В такой ситуации надо обосновать, почему используются другие показатели, требования, обозначения и терминология. Обоснование надо разместить в закупочной документации.
Так же обоснование использования других показателей необходимо подготовить, если Заказчик сузил диапазон показателей из ГОСТа, ТР.
Почему нельзя указывать технические условия в требованиях к товару
Иногда, заказчики, желая получить товар надлежащего качества, необоснованно и ошибочно устанавливают ТУ требования к товару, который нужен для выполнения работ.
Технические условия ТУ – документ, который разрабатывает изготовитель для производства своей продукции, в том случае, когда стандарт создавать нецелесообразно. В них устанавливают требования к конкретной производимой именно этой компанией продукции.
Таким образом, если в требования к объекту закупки включают соответствие определенному техническому условию – это прямое нарушение закона, так как ограничивается количество участников закупки, в таком случае возможна поставка товара, используемого при выполнении работ, только одного производителя.
Данная позиция подтверждается решением УФАС по Свердловской области от 11.03.2015 по жалобе № 296-З (г. Екатеринбург) Не указывайте ТУ в описании объекта закупки! Любой потенциальный участник успешно обжалует такое требование и санкции от контролирующего органа последуют незамедлительно. Ответственность за такое нарушение предусмотрена в виде административного штрафа для должностного лица в сумме от 3000 рублей до 1% от НМЦК с определенными ограничениями.
7. Об указание в извещении одновременно преимуществ и ограничений.
Для проведения аукциона по 44-ФЗ можно одновременно указать преимущества для субъектов малого предпринимательства и ограничения на поставку товаров иностранных государств (791 постановление)?
Закон № 44-ФЗ не запрещает Заказчику размещать в ЕИС извещение о закупке, которое содержит одновременно и ограничение в отношении СМП, СОНКО, и ограничение допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
При этом Закон № 44-ФЗ не конкретизирует перечень товаров (работ, услуг), которые Заказчик обязан закупить у СМП, СОНКО.
Таким образом, Заказчик, устанавливая два вида указанных ограничений, не противоречит законодательству о контрактной системе.
В соответствии с частью 4 статьи 27 Закона № 44-ФЗ преимущества в соответствии со статьями 28 - 30 Закона № 44-ФЗ предоставляются при осуществлении закупок: учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы, организациям инвалидов, субъектам малого предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям (Письмо Минэкономразвития России от 21.09.2015 № ОГ-Д28-12788).
Согласно части 3 статьи 30 Закона № 44-ФЗ при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в части 1 статьи 30 Закона № 44-ФЗ, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.
В соответствии с действующим функционалом официального сайта Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru при размещении информации на официальном сайте преимущества, предусмотренные частью 4 статьи 27 Закона № 44-ФЗ (ограничения, предусмотренные статьей 30 Закона № 44-ФЗ), указываются в извещении об осуществлении закупки как преимущества.
Согласно пункту 4 статьи 42 Закона № 44-ФЗ в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено Законом № 44-ФЗ, информация об ограничении участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), установленное в соответствии с Законом № 44-ФЗ.
Таким образом, к ограничению участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 4 статьи 42 Закона № 44-ФЗ относятся как ограничения в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации, так и условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
8. О правомерности запрета на привлечение субподрядчиков в ходе исполнения контракта. Привлечение субподрядчиков в ходе исполнения контракта.
Возможно ли привлечения субподрядных организаций по гособоронзаказу 275-ФЗ после проведения электронного аукциона, если это не предусмотрено контрактом и документацией?
Да, возможно. Так как во избежание споров не рекомендуется устанавливать в документации о закупке, проекте контракта запрет на привлечение в ходе исполнения контракта субподрядчиков, равно как и условие о согласовании привлечения субподрядчиков с заказчиком.
Во избежание обжалования закупки не рекомендуется включать в документацию о закупке, проект контракта запрет на привлечение в ходе исполнения контракта субподрядчиков (соисполнителей), равно как и условие о согласовании такого привлечения с заказчиком.
Пунктом 1 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ) установлено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов «или эквивалент», за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно ч. 3 ст. 33 Закона № 44-ФЗ, не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
В силу ч. 6 ст. 31 Закона № 44-ФЗ заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона № 44-ФЗ.
Следует отметить, что положения ст. 31 Закона № 44-ФЗ не предусматривают возможности включения в документацию о закупке, проект контракта условия о том, что участник должен выполнять работы лично, а также установления запрета на привлечение к их выполнению субподрядчика.
Кроме того, в силу ч. 23 ст. 34 Закона № 44-ФЗ в случае, если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупки товара, работы, услуги превышает размер, установленный Правительством РФ, в контракте должна быть указана обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять информацию обо всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем 10 % цены контракта. Данная формулировка ч. 23 ст. 34 Закона № 44-ФЗ также указывает на возможность свободного привлечения к исполнению контракта субподрядчиков или соисполнителей.
Также в соответствии с ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ) запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении торгов.
На основании вышеуказанных норм Закона № 44-ФЗ, Закона № 135-ФЗ контрольные органы приходят к выводу о неправомерности включения в документацию о закупке, проект контракта запрета на привлечение в ходе исполнения контракта субподрядчиков, а также требования о согласовании с заказчиком привлечения субподрядчиков.
Так ФАС России в своем постановлении от 9 июня 2015 г. по делу № К-1048/14/АК286-15 указала, что включение заказчиком в документацию о закупке требования возможности привлечения субподрядчиков только по согласованию с заказчиком нарушает ч. 6 ст. 31 Закона № 44-ФЗ.
К аналогичному выводу ФАС России пришла в своем решении от 31 марта 2014 г. по делу № К-526/14.
В решении от 16 декабря 2014 г. по делу № К-1870/14 ФАС России сделан вывод о том, что действия заказчика, установившего в информационной карте конкурсной документации излишние требования о письменном согласовании с заказчиком привлечения к исполнению контракта субподрядчиков, нарушают ч. 23 ст. 34 Закона № 44-ФЗ и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
В решении Московского УФАС России от 19 ноября 2014 г. по делу № 2-57-8911/77-14 указано, что включение в техническое задание аукционной документации требования об оказании подрядчиком услуг собственными силами, а также условия об обязательном согласовании с заказчиком привлечения субподрядчиков нарушает п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ и может повлечь ограничение количества участников электронного аукциона.
Вместе с тем, согласно ч. 1 ст. 2 Закона № 44-ФЗ законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок основывается, в том числе, на положениях Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ).
Так, в соответствии с п. 1 ст. 706 ГК РФ подрядчик вправе привлекать к исполнению обязательства других лиц (субподрядчиков), если из закона или договора не следует, что работы должны выполняться лично подрядчиком.
Пункт 1 ст. 706 ГК РФ указывает на то, что в договор может быть включено требование о личном выполнении подрядчиком работы.
Кроме того, Закон № 44-ФЗ не содержит прямого запрета на включение в документацию о закупке условия о запрете привлечения субподрядчиков в ходе исполнения контракта.
На основании данных положений ГК РФ в правоприменительной практике сложилось мнение о правомерности включения в условия документации о закупке условия о запрете привлечения в ходе исполнения контракта субподрядчиков.
В качестве примера можно привести постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11 июня 2015 г. № 13АП-8710/2015 по делу № А56-75576/2014, в котором суд пришел к выводу о том, что Закон № 44-ФЗ не запрещает включать в документацию об аукционе требования о выполнении работ подрядчиком лично без привлечения субподрядных организаций. Следует обратить внимание на тот факт, что в рамках указанного дела судом рассматривался вопрос о правомерности вывода о недопустимости включения в условия контракта подобных условий, сделанного УФАС по г. Санкт-Петербургу в решении от 13 октября 2014 г. по делу № 44-1975/14.
В решении Арбитражного суда Республики Калмыкия от 21 апреля 2014 г. по делу № А22-4831/2014, оставленном без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15 июля 2015 г. № 16 АП-2455/2015, суд указал, что поскольку предметом спорной закупки является высокотехнологичное медицинское оборудование, поэтому целесообразно, чтобы все стадии исполнения контракта (монтаж, пусконаладочные работы и ввод в эксплуатацию) реализовывало одно лицо.
Следует обратить внимание, что суды в большинстве случаев при рассмотрении подобных дел в качестве обоснования своих решений ссылаются на позицию, изложенную в постановлении Президиума ВАС РФ от 28 декабря 2010 г. № 11017/10: «запрет привлекать к исполнению муниципального контракта субподрядчиков представляет собой условие о способе и порядке исполнения договора подряда после проведения аукциона, а не требование к участникам размещения заказа о наличии у них производственных мощностей и других ресурсов, необходимых для выполнения работ, являющихся предметом контракта, на момент проведения аукциона».
Аналогичной позиции придерживается и Минэкономразвития России в своем письме от 11 декабря 2015 г. № Д28и-3620.
На основании изложенного можно сделать вывод о том, что установление в документации о закупке, проекте контракта ограничений на привлечение субподрядчиков в ходе исполнения контракта по решению антимонопольного органа может быть признано нарушением ч. 6 ст. 31, п. 1 ч. 1, ч. 3 ст. 33, ч. 23 ст. 34 Закона № 44-ФЗ, а также ч. 1 - 3 ст. 17 Закона № 135-ФЗ.
Однако сложившаяся правоприменительная практика показывает, что существует большая вероятность отмены такого решения антимонопольного органа в случае его обжалования заказчиком в судебном порядке.
Таким образом, во избежание подобных споров как при рассмотрении жалобы на действия заказчика в антимонопольном органе, так при обжаловании вынесенного антимонопольным органом решения в судебном порядке не рекомендуется устанавливать в документации о закупке, проекте контракта запрет на привлечение в ходе исполнения контракта субподрядчиков, равно как и условие о согласовании привлечения субподрядчиков с заказчиком.
В том случае, если заказчик все же примет решение о включении в документацию о закупке, проект контракта таких условий, заказчику следует быть готовым к тому, что в антимонопольный орган на его действия будет подана соответствующая жалоба.
9. О применении приказа Минэкономразвития № 155.
|