Всероссийская научно-практическая конференция (с международным участием)


Скачать 5.53 Mb.
Название Всероссийская научно-практическая конференция (с международным участием)
страница 1/39
Тип Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   39


Правительство Курганской области
Департамент образования и науки Курганской области
Государственное автономное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

«Институт развития образования и социальных технологий»

Современное дополнительное образование:

новое время – новые подходы. Интеграция сфер дополнительного образования,

воспитания и молодежной политики

Всероссийская научно-практическая конференция

(с международным участием)

(Курган, 24 ноября 2016 года)
Сборник тезисов

Курган

2016

УДК 37.0

ББК 74.2

С56

Редакционная коллегия:

первый проректор – проректор по науке и инновационной деятельности

ГАОУ ДПО ИРОСТ, д.п.н., профессор Н.А. Криволапова;

заведующая кафедрой педагогики и профессионального образования

ГАОУ ДПО ИРОСТ, к.п.н., доцент Т.П. Воробьева;

ведущий научный сотрудник Центра развития социальной сферы

ГАОУ ДПО ИРОСТ, к.п.н., доцент Н.С. Лапханова
Макет:

методист по корректорской деятельности

ГАОУ ДПО ИРОСТ А.В. Толчинская


С56 Современное дополнительное образование: новое время – новые подходы. Интеграция сфер дополнительного образования, воспитания и молодежной политики : сборник тезисов Всероссийской научно-практичес-кой конференции (с международным участием). 24 ноября 2016 года / государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт развития образования и социальных технологий». – Курган, 2016. – 300 с. – ISBN 978-5-903427-69-7
Авторы опубликованных материалов несут ответственность за точность приведенных цитат, собственных имен, прочих сведений и соответствие ссылок оригиналу. Позиции оргкомитета конференции и авторов материалов не всегда совпадают.


УДК 37.0

ББК 74.2

ISBN 978-5-903427-69-7 © ГАОУ ДПО ИРОСТ, 2016

Приветственное слово директора Департамента образования и науки Курганской области Н.Д. Бобковой, доктора педагогических наук, профессора на Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием) «Современное дополнительное образование: новое время – новые подходы. Интеграция сфер дополнительного образования, воспитания и молодежной политики»
Уважаемые участники и гости!
Я рада приветствовать вас на открытии Всероссийской научно-практи-ческой конференции «Современное дополнительное образование: новое время – новые подходы. Интеграция сфер дополнительного образования, воспитания и молодежной политики».

Система дополнительного образования детей является важнейшей составляющей современного образования Российской Федерации, обеспечивающей условия для реализации жизненного и профессионального самоопределения, развития разносторонних способностей разных категорий детей, в том числе одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья. И именно от  мастерства  педагога будет зависеть, сможет ли ребенок в ходе занятий стать творцом своей деятельности, уверенной  в себе, развивающейся личностью, а также какой результат будет достигнут в ходе совместной деятельности.

В условиях информационной социализации дополнительное образование может стать инструментом формирования ценностей, мировоззрения, гражданской идентичности подрастающего поколения. Понимание ценности данной отрасли образования порождает интерес к ее развитию на государственном уровне. Так, в сентябре 2014 года была принята Концепция развития дополнительного образования детей, определившая цели, задачи, принципы, механизмы развития дополнительного образования и ожидаемые результаты.

Основная цель политики модерниза­ции дополнительного образования состоит в создании усло­вий для активного включения детей и молодежи в социально-экономическую, политическую, научно-техническую, культурную жизнь общества, обеспечения конкурентоспособности человеческих ре­сурсов.

Интеграция усилий науки и практики в развитии модернизационных процессов в системе дополнительного образования детей в контексте современной социокультурной и экономической ситуации направлена на представление и распространение результатов научных исследований.

Модернизация дополнительного образования меняет и требования к компетенциям педагога, реализации его педагогической позиции. Департаментом образования и науки Курганской области разработана и готовится к реализации «дорожная карта» по внедрению профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» в Курганской области.

В рамках конференции пройдет обсуждение широкого круга вопросов в области дополнительного образования, воспитания и социализации детей, подростков и молодежи, таких как актуальные тенденции и перспективы развития дополнительного (внешкольного, неформального) образования детей в Курганской области, Российской Федерации и в международном сообществе в решении проблем его привлекательности, востребованности и результативности.

Сегодня, как никогда, важно, сохраняя традиции дополнительного образования, вдохнуть в него новую жизнь.

Желаю всем участникам конференций найти среди многообразия тем и докладов то, что будет им интересно и полезно. Надеюсь, что работа на секциях будет сопровождаться плодотворной и конструктивной дискуссией. Успешной вам работы на конференции и в повседневном педагогическом труде!

УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ

ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ: ПОДХОД С ПОЗИЦИЙ МЕНЕДЖМЕНТА
Логинова Л.Г.,

доктор педагогических наук, профессор

кафедры педагогики и психологии ФГАОУ ДПО

«Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования»,

г. Москва, РФ
За последние 10-15 лет такие термины, как «менеджмент» и «стратегический менеджмент», «инновационный менеджмент», достаточно прочно обосновались в лексике руководителей организаций дополнительного образования детей разного уровня. Новые профессиональные стандарты руководителя образовательной организации (управление в сфере образования) по-своему обязали квалифицированно овладеть основными составляющими общего менеджмента. Постепенно укрепляет свои позиции и термин «менеджмент качества». Все эти термины можно найти сегодня в названиях книг, в тематике диссертационных исследований и научно-практических конференций, в программах повышения квалификации или профессиональной переподготовки, но, как говорят на Востоке, «от слова «халва» во рту слаще не станет».

Отношение к менеджменту часто комментируется как некое «навязывание» западного образа мысли, от которого вреда больше, чем пользы. В нем видят хитрую уловку, направленную на «уничтожение» бесплатного дополнительного образования детей. Кроме того, при всех проведенных и предлагаемых новых реформах не ослабевает традиция постоянного внешнего курирования (оценочного присматривания и опекания) действий руководителей организаций дополнительного образования детей, включая направления их размышлений относительно вопросов «в круге качества».

Сегодня для всех образовательных организаций предложена одна стратегическая модель менеджмента в варианте «Дорожная карта». Предлагается не просто унифицированная модель, но ее «внедрение» в образовательные системы разного типа с целью повышения эффективности и качества услуг, соотнесенных с этапами перехода к эффективному контракту. Вряд ли данный формат и политика его реализации устранят реальные проблемы организаций дополнительного образования детей и выведут их на новый уровень управления, исключив в нем адаптационно-приспособительные механизмы. Всякое предложение одной супер-модели может просто усилить привычку критико-отрицатель-

ного мировосприятия всех предлагаемых реформ или сознательного «изготовления копий».

Кроме того, нельзя забывать и про огромный объем задач с высоким уровнем требований к результатам их выполнения, которые выдвигают государство, общество, семья и другие заинтересованные группы.

Все это предопределяет осознанные или неосознанные фальсификации управления организацией применительно к качеству в дополнительном образовании детей. С целью нейтрализации этих процессов сформулируем некоторые конкретные положения.

Прежде всего, обращение к теме менеджмента качества разворачивается в семантической конструкции «качество в дополнительном образовании детей», где:

  • дополнительное образование детей есть уникальная практика открытия других смыслов, ценностей, целей, способов и результатов образования, функционирующая «за границами» формального образования. Атрибутом или неотъемлемым свойством дополнительного образования детей и его программ, без которого они не могут ни существовать, ни мыслиться, является альтернативность формализованному обучению. По сути это внеформальное образование, т.к. оно свободно выбирается, выстраивается каждым ребенком или подростком самостоятельно в комфортных для него формах продуктивного учения, позволяя приобретать навыки самодеятельности, самоорганизации, сотрудничества, неформального общения, опыт личностного и профессионального самоопределения, сознательного самовоспитания;

  • организация дополнительного образования детей всегда была и остается набором и/или пространством образовательных индивидуальных и коллективных культурных практик. Эти практики уникальны, не стандартизируемы, не тиражируемы, «основанные на текущих и перспективных интересах ребенка, приобретения им различного опыта общения и взаимодействия с людьми (работа в различных командах и общественных структурах) – взрослыми, сверстниками и младшими детьми» [2, с. 68]. Благодаря их многообразию живет и продолжается действительность дополнительного образования детей как культурная норма;

  • к этой части дескриптивного определения качества следует прибавить то, что в реальной практике качество определяется нормативно как совокупность показателей, от соотнесения с которыми зависит деятельность и отдельные действия конкретной организации, оказывающей какого-либо рода услуги.

Для каждой организации в нормативном определении качества сегодня надо уже осознанно (просчитанно) ответить на вопросы управленческого порядка: Чего мы хотим достичь? Что мы должны для этого делать? Какие средства нужны для этого? Как сделать образование ценным ресурсом для детей и подростков, способным повысить качество их жизни не только сегодня, но и в будущем? Каким должно быть дополнительное образование и его программы, чтобы стать самоценными для индивида, но и привлекательными для инвестирования в формирование, изменение и использование человеческого потенциала? Какими должны быть программы и образовательные технологии, чтобы изменить их установки, модели поведения и «запустить» механизм образования в течение всей жизни, а также становления способности сознательно направлять и организовывать свою жизнедеятельность, быть креативным по отношению к своей жизни и самому себе, умеющим грамотно и ответственно подходить к накоплению индивидуального человеческого ресурса?;

  • качество – это не фон или контекст решения практических задач и даже не только фокус, в котором пересекаются все направления деятельности, все этапы и стадии жизнедеятельности организации, усилия всех и каждого, все, что происходит и на первый взгляд кажется параллелями. Качество – это активаторный центр, в котором сегодня начинаются все серьезные преобразования, с неизбежностью порождая «волны» процессов полной или частичной трасформации системы с целью ускорения развития.

Соответственно, обращение к «кругу вопросов» качества актуализирует для организаций дополнительного образования детей переход на новый уровень культуры управления процессами постоянного совершенствования и успешности, что концентрируется в умении поддерживать свою деятельность так, чтобы не только соответствовать ожиданиям всех внутренних и внешних потребителей, заинтересованных сторон, но и превосходить их. Можно даже сказать, что качество – это особый образ жизни всей организаций, главной чертой которого является систематический, упорядоченный и непрерывный процесс изменения всех и каждого со знаком «+».

Однако качество станет активаторным центром только для тех организаций, «кто понял, что необходимо соблюдать баланс между мечтами и дисциплиной» (Р.М. Кантер), а значит, надо:

  • стать лидером, т.е. быть лучшим в своем деле;

  • быть действительно открытой организацией, формировать новую структуру интерактивных отношений (взаимодействия) между всеми внутренними субъектами, партнерами и стейхолдерами;

  • становиться постоянно обучающейся организацией. У тех организаций, в которых утвердится привычка постоянно углублять и улучшать свои знания и навыки, есть шанс овладеть способностью к конкуренции;

  • обязательно знать маркетинг (как средство, при помощи которого можно активно информировать и продвигать свои цели, ценности и продукты учащимся, родителям, персоналу и обществу);

  • сосредоточиться на своих возможностях для проведения успешных изменений и уметь разворачиваться к проблемам как к ресурсу;

  • инициировать перемены, а для этого необходимо изучать все смежные области, влиятельные среди молодежи и подростков феномены культуры и открывать там для себя так называемые «окна возможностей»;

  • осваивать стратегический стиль мышления и овладеть навыками стратегического управления.

Далее, о менеджменте, а точнее, о некоторых идеях авторитетных гуру менеджмента, продуктивных для перехода современных организаций дополнительного образования детей на уровень управления и руководства своей деятельностью применительно к качеству:

  • менеджмент – это процесс оптимизации человеческих, материальных и финансовых ресурсов для достижения организационных целей [1];

  • менеджмент – это не наука и не профессия, это практика, которой можно научиться только на личном опыте и которая зависит от контекста [3, с. 23-24];

  • менеджмент – это деятельность, направленная на преобразование исходной ситуации в желаемую, поэтому действия менеджера – это действия по проектированию с целью создания или изменения чего-либо (проектирование стратегии, новой программы, разработка нового продукта или услуги т.п.);

  • в сфере менеджмента много аспектов, и их комплектование в каждой организации осуществляется по-разному. Можно сосредоточиться на контроле, только на мониторинге, на своем деле, на разработке стратегии и принятии решений, но можно «выполнять в своей работе роль лидера» (Герберт Саймон), который выбирает направление, показывает путь другим, вовлекает их, побуждает работать эффективнее (Г. Минцберг) и которого отличает от отстающих способность к воображению, «уникальному видению» (Г. Хамел, К.К. Прахалад).

И, наконец, несколько суждений о менеджменте качества. С нашей точки зрения, теория менеджмента качества, ее принципы и правила сообразны с деятельностью организаций дополнительного образования детей. Более того, они ориентируют их на будущее в части целенаправленного достижения социокультурных целей и эффектов, а также на саморазвитие и постоянное совершенствование. Но есть смысл специально выделить приоритетность обеспечения и внутренних гарантий качества, которые должны распространяться на всю деятельность организации и каждого ее сотрудника:

  • начиная с изучения особенностей ситуации жизни и развития детей, предъявляемых в разной степени внятности ожиданий, потребностей;

  • до процессов проектирования, разработки, полного обеспечения реализации программ и проектов;

  • заканчивая оцениванием всех процессов, результатов и их качественного уровня.

Именно осознанное принятие установок на обеспечение и внутренние гарантии качества являются тем условием, с которого начинает складываться новый уровень управления организацией применительно к качеству.

И, наконец, заключительные суждения.

Нет сомнения в том, что только введением новых терминов в нашу повседневную речь и словарь нормативно-правовых документов, задающих основы современного управления в образовании, менеджмент не заработает, а системы менеджмента качества не возникнут.

Для организаций дополнительного образования детей менеджмент качества станет значимым только при условии реальной автономии, включая предоставление права на самостоятельное:

  • изменение существующей системы и структуры управления организацией с необходимыми для нее специалистами, должностями и отделами;

  • внесение корректив в процессы разработки и условия реализации образовательных программ с учетом характера и динамики изменения реальных образовательных и культурных потребностей своих заказчиков;

  • создание собственной модели оценивания качества с присущим ей набором отдельных элементов, правил, принципов, регламентов, форм, инструментария и способов представления результатов.

Не оспаривая права каждой организации самостоятельного выбора модели системы менеджмента качества, считаем необходимым отметить, что лучшим вариантом системы менеджмента качества для дополнительного образования детей в условиях законодательного определения конкуренции как механизма развития образования является модель TQM (total quality management) или ее аналог для образования – Total Quality Education (TQE) как образовательная философия непрерывного улучшения качеств, ориентированная на ученика.

Нет одной хорошей или плохой модели менеджмента качества, есть дееспособные и перспективные для конкретных организаций, живущих и работающих в конкретной социально-культурной среде, обладающих определенными ресурсами и способностями к их использованию в своей жизнедеятельности, поэтому переход от имеющейся системы управления организацией дополнительного образования детей к менеджменту качества нельзя выстроить по «образцу и подобию» опыта других или с помощью отдельных «косметических процедур», по одному общему графику для всех и в приказном порядке. Для каждого потребуется свое время, специальные усилия и способы в поиске смыслов и преимуществ менеджмента качества.

Вместе с тем ни адаптация положений теории менеджмента качества к реалиям дополнительного образования детей, ни создание систем менеджмента качества с использованием ее принципов и правил никогда не преодолеют параметров фальсификации, если не произойдет кардинальная перестройка систем и структур управления на всех уровнях его организации. Как на уровне отдельной личности, так и на уровне организаций разного масштаба важно овладеть механизмами взаимовыгодной координации, продуктивного взаимодействия и соуправления на принципах «сотворческой стратегии» (А.С. Сухоруков).
ЛИТЕРАТУРА

1. Адизес, И. Управляя изменениями. Как эффективно управлять изменениями в обществе, бизнесе и личной жизни / пер. с англ. В. Кузина. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. – 368 с.

2. Крылова, Н. Б. Антропологический, деятельностный и культурологический подходы. Тезаурус // Новые ценности образования. – 2005. – Выпуск 5 (25). – 105 с.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   39

Похожие:

Всероссийская научно-практическая конференция (с международным участием) icon I всероссийская научно-практическая конференция с международным участием...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский университет...
Всероссийская научно-практическая конференция (с международным участием) icon Фгбоу впо «Астраханский государственный медицинский университет» Минздрава РФ
Научно-практическая межрегиональная с международным участием конференция офтальмологов Южного Федерального округа рф, Прикаспийских...
Всероссийская научно-практическая конференция (с международным участием) icon Благотворительность в зеркале сми
В москве состоялась научно-практическая конференция с международным участием "Лейкозы и лимфомы. Терапия и фундаментальные исследования"....
Всероссийская научно-практическая конференция (с международным участием) icon Научно-практическая конференция
...
Всероссийская научно-практическая конференция (с международным участием) icon И муниципальное управление северо-кавказская академия государственной службы
В апреле состоялись международная научно практическая конференция «Местное самоуправление в России и Германии: история и современность...
Всероссийская научно-практическая конференция (с международным участием) icon Iii межрегиональная научно-практическая конференция Конференция посвящена 15-летию кафедры
Рекомендована к изданию на заседании научно-технического совета спбгусэ, протокол №2 от 31 октября 2011 г
Всероссийская научно-практическая конференция (с международным участием) icon Сборник статей ІV межрегиональной научно-практической конференции...
Межрегиональной научно-практической конференции с международным участием (6-7 апреля 2017 г., г. Ялта). – Ялта : рио гпа (филиал)...
Всероссийская научно-практическая конференция (с международным участием) icon Межрегиональная научно практическая конференция учащихся в г. Архангельске...
Л75 IХ малые Ломоносовские чтения. Межрегиональная научно-практическая конференция учащихся в г. Архангельске, 31 марта 2018 года....
Всероссийская научно-практическая конференция (с международным участием) icon Научно-практическая конференция «предпринимательство в условиях инновационно-инвестиционного...
Научно-практическая конференция: «Предпринимательство в условиях инновационно-инвестиционного развития России». Том 2 Промышленность...
Всероссийская научно-практическая конференция (с международным участием) icon Международная научно-практическая заочная конференция «перспективы...
Международная ежегодная научно-практическая заочная конференция: «Перспективы развития информационных технологий», Вязьма: филиал...
Всероссийская научно-практическая конференция (с международным участием) icon Образования и науки самарской области межрегиональная научно-практическая...
Межрегиональная научно-практическая конференция среда образовательного учреждения как средство воспитания
Всероссийская научно-практическая конференция (с международным участием) icon Конференция: «Что происходит на фармацевтическом рынке?» (г. Москва)...
Информация с заседаний Координационного совета Минздравсоцразвития и опоры
Всероссийская научно-практическая конференция (с международным участием) icon Международная научно-практическая конференция
Международном научном периодическом издании, публикуемом по итогам научно-практической конференции
Всероссийская научно-практическая конференция (с международным участием) icon Положение XI республиканская научно-практическая конференция учащихся...
Республиканская научно-практическая конференция учащихся «Глобализация реальность современного мира»
Всероссийская научно-практическая конференция (с международным участием) icon Вф гоу мгиу студенческая научно-практическая конференция «промышленные...
Студенческая научно практическая конференция: «Промышленные инновации и нанотехнологии в автомобильной промышленности». Вязьма: вф...
Всероссийская научно-практическая конференция (с международным участием) icon I (Первая) Международная научно-практическая конференция Письмо и приглашение
Первой Международной научно-практической конференции Актуальные проблемы профессионального образования в Республике

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск