Программа составлена на основе на основе Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта «Волейбол» (Приказ Министерства спорта Российской Федерации № 680 от 30 августа 2013г., зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации за № 30162 от 14 октября 2013г. с изменениями, внесенными приказом Министерства спорта Российской Федерации № 741 от 15 июля 2015г., зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации за № 38483 от 12 августа 2015г.), примерной Программы разработанной авторским коллективом кафедры теории и методики физического воспитания и спорта Московского государственного областного университета (МГОУ) и кафедры теории и методики спортивных игр Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма (КГУФКСТ), Всероссийского научно-исследовательского института (ВНИИФК) и Всероссийской федерации волейбола (ВФВ)(Под общей редакцией Ю.Д. Железняка, В.В. Костюкова, А.В. Чачина). Программу составили:
Заместитель руководителя Малинка Н.Л.
Главный тренер Морозов О.Г.
Инструктор-методист Никитенкова С.С.
Тренер Фомичев С.В.
| Пояснительная записка
| Стр.
5
| 1.
| Нормативная часть
| 9
| 1.1.
| Волейбол 1.2. Пляжный волейбол
| 9
| 2.
| Методическая часть (волейбол, пляжный волейбол)
| 28
| 2.1.
| Характеристика содержания программы
| 28
| 2.2.
| Организационно - методические указания
| 28
| 2.3.
| Учебный план
| 43
| 2.4.
| План-схема годичного цикла спортивной подготовки
| 46
| 2.5.
| Программный материал по компонентам спортивной тренировки
| 67
| 2.5.1.
| Теоретическая подготовка
| 68
| 2.5.2.
| Физическая подготовка
| 72
| 2.5.3.
| Техническая подготовка
| 87
| 2.5.4.
| Тактическая подготовка
| 101
| 2.5.5.
| Психологическая подготовка
| 113
| 2.5.6.
| Интегральная подготовка
| 121
| 2.6.
| Система тренировочных заданий
| 125
| 2.7.
| Восстановительные средства и мероприятия
| 132
| 2.8.
| Воспитательная работа
| 139
| 2.9.
| Инструкторская и судейская практика
| 148
| 3.
| Система контроля и зачетные требования
|
|
| (волейбол, пляжный волейбол)
| 151
| 3.1.
| Педагогический и врачебный контроль
| 151
| 3.2
| Зачетные требования и переводные нормативы
| 161
| 4.
| Перечень информационного обеспечения
|
|
| (волейбол, пляжный волейбол)
| 175
| 4.1
| Список литературных источников
| 175
| 4.2
| Аудиовизуальные средства
| 179
| 4.3.
| Интернет-ресурсы
| 179
| 5.
| План физкультурных мероприятий и спортивных
|
|
| мероприятий (волейбол, пляжный волейбол)
| 181
| 6.
| Условия реализации (волейбол, пляжный волейбол)
| 185
| 6.1.
| Требования к спортсменам, участвующим в соревнованиях
|
|
| по волейболу и пляжному волейболу
| 185
| 6.2.
| Требования к кадрам, осуществляющим спортивную подготовку
|
|
| спортсменов в волейболе и пляжном волейболе
| 185
| 6.3.
| Требования к материально технической базе и инфраструктуре
| 186
| 6.4.
| Требования к технике безопасности в условиях тренировочных
|
|
| занятий и спортивных соревнований
| 186
| 6.5.
| Антидопинговые мероприятия
| 190
|
Волейбол - один из самых популярных игровых видов спорта. Его зрелищность, динамичность и особая энергетика неизменно привлекают внимание многочисленных болельщиков.
Программа спортивной подготовки по видам спорта «Волейбол» и «Пляжный волейбол», разработанная в соответствии с федеральным стандартом спортивной подготовки, открывает новые перспективы для дальнейшего роста спортивного мастерства наших волейболистов, консолидирует накопленный тренерский опыт.
Сегодня рост спортивных результатов зависит от многих факторов. Это природные данные и спортивный талант самого спортсмена, это и качество работы системы многолетней и целенаправленной подготовки резерва.
Чтобы сохранить наше лидирующее положение в мировом волейболе, необходимо существенно повысить качество подготовки юных волейболистов. Современное молодое поколение требует современных, рациональных средств и методов спортивной тренировки, улучшения организации работы во всех звеньях подготовки спортивного резерва
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В программе рассматривается организация и проведение процесса спортивной подготовки в спортивных дисциплинах «Волейбол» и «Пляжный волейбол» командного игрового вида спорта - волейбол.
Программа разработана на основе федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта волейбол (ФССП) (2013), методических рекомендаций по организации спортивной подготовки в Российской Федерации (2014), профессиональных стандартов «Спортсмен» и «Тренер» (2014), изменений, внесенных в ФССП (2015), нормативных документов, регламентирующих работу спортивных школ и других организаций, осуществляющих спортивную подготовку в соответствии с Федеральным законом «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», приказами Министерства спорта Российской Федерации.
При определении условий и требований к процессу спортивной подготовки в группе тренировочной (спортивной специализации) учитывались принципы системности, преемственности и вариативности.
Принцип системности предусматривает тесную взаимосвязь содержания соревновательной деятельности и всех сторон тренировочного процесса: теоретической, физической, технической, тактической,
психологической, интегральной подготовки; воспитательной работы; восстановительных мероприятий; педагогического и медицинского контроля.
Принцип преемственности определяет последовательность изложения программного материала по этапам многолетней подготовки в годичных циклах, соответствия его требованиям высшего спортивного мастерства, необходимость обеспечения в многолетнем тренировочном процессе преемственность задач, средств и методов подготовки, объемов тренировочных и соревновательных нагрузок, роста показателей физической, технико-тактической и интегральной подготовленности.
Принцип вариативности предусматривает в зависимости от этапа
многолетней подготовки, индивидуальных особенностей юного
волейболиста разнообразие тренировочных средств и нагрузок,
направленных на решение определенной педагогической задачи при составлении программного материала для практических занятий.
Основным принципом тренировочной и соревновательной деятельности в группах совершенствования спортивного мастерства и высшего спортивного мастерства является специализированная подготовка, в основе которой лежит учёт игровой функции (амплуа), индивидуальных особенностей и склонностей обучающихся, осуществляемый на основе универсальности процесса спортивной подготовки на предшествующих этапах.
Волейбол - это вид спорта, в котором соревнуются две команды на игровой площадке, разделенной сеткой. Для разных обстоятельств, предусмотрены различные варианты игры с тем, чтобы ее многогранность была доступна каждому.
Цель игры - направить мяч над сеткой для приземления его на площадке соперника и предотвратить такую же попытку соперника. Команда имеет право на три касания мяча для возвращения его на противоположную сторону. Касание мяча при блокировании - не учитывается.
Мяч вводится в игру подачей: подающий игрок ударом направляет мяч сопернику. Розыгрыш продолжается до приземления мяча на игровой площадке, выхода его «за» или ошибки команды при возвращении мяча.
В волейболе команда, выигравшая розыгрыш, получает очко (система «розыгрыш - очко»). Когда принимающая команда выигрывает розыгрыш, она получает очко и право подавать.
Спортивная дисциплина волейбол (ее еще называют классический волейбол) характеризуется тем, что в игре, на площадке размером 18х9 м, всегда участвуют по 6 игроков от каждой команды. Партия (за исключением решающей 5-й партии) выигрывается командой, которая первая набирает 25 очков с преимуществом минимум в 2 очка. В случае равного счета 24:24, игра продолжается до достижения преимущества в 2 очка (26:24; 27:25...). Победителем матча является команда, которая выигрывает три партии. При счете 2:2, решающая, 5-я партия играется до 15 очков с минимальным преимуществом в 2 очка.
Основные отличительные признаки спортивной дисциплины «Пляжный волейбол» заключаются в том, что в команде два спортсмена, играющие без замен на рыхлой песчаной поверхности. Слой песка 30-40 см, размеры корта – 16x8 м , партия (сет) играются до 21 очка при преимуществе два мяча одной из команд со сменной сторон после каждого розыгрыша 7 очков. При счете партий 1:1 играется третий сет до 15 очков (также при преимуществе в два мяча одной из команд) со сменой сторон через каждые пять очков.
Специфика пляжного волейбола накладывает отпечаток на построение тренировочного и соревновательного процесса в этой спортивной дисциплине.
В данной программе представлено содержание работы на разных этапах подготовки: тренировочном (спортивной специализации) - Т(СС), совершенствования спортивного мастерства - ССМ и высшего спортивного мастерства - ВСМ.
Многолетняя и целенаправленная подготовка юных спортсменов предусматривает:
содействие гармоничному физическому развитию, всесторонней физической подготовленности и укреплению здоровья занимающихся;
подготовку волейболистов высокой квалификации, в молодежные и юношеские сборные команды России, субъектов Российской Федерации, команды мастеров, участвующие в чемпионатах России и международных спортивных соревнованиях по волейболу;
повышение тренировочных и соревновательных нагрузок, уровня владения навыками игры в процессе многолетней подготовки до требований в группах совершенствования спортивного мастерства и командах высших разрядов;
подготовку волевых, смелых, дисциплинированных, обладающих высоким уровнем командной игровой подготовки спортсменов;
подготовку инструкторов и судей по волейболу;
подготовку и выполнение зачетных требований (контрольно-переводных нормативов).
Основной показатель работы спортивных школ по волейболу и пляжному волейболу - стабильность состава занимающихся, динамика прироста индивидуальных показателей выполнения программных требований, по уровню подготовленности занимающихся, выраженных в количественных показателях физического развития, физической, технической, тактической, интегральной и теоретической подготовленности (по истечение каждого года), вклад в подготовку команд мастеров, участвующих в чемпионатах России и международных спортивных соревнованиях, сборных команд России, субъектов Российской Федерации, результаты участия в региональных, всероссийских и международных спортивных соревнованиях. Выполнение нормативных требований по уровню подготовленности и спортивного разряда - основное условие «пребывания» занимающихся в спортивной школе. В комплексном зачете учитываются в целом все результаты (более высокие в одних нормативах в известной мере компенсируют более низкие в других).
Программа включает в себя пояснительную записку, нормативную и методическую части, а так же системы контроля и зачётных требований, в которых выделяется материал по волейболу. Завершается программа перечнем информационного обеспечения и комплексом календарных планов физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, а также условиями ее реализации, включающими требования к спортсменам, тренерским кадрам, материально-технической базе и другим в соответствии с действующим законодательством.
|