Скачать 2.47 Mb.
|
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ НАУЧНЫЙ ЦЕНТР РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОЕ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКОЕ И ГУМАНИТАРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «НАЗАРБАЕВ ЦЕНТР» МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА при МЕЖПАРЛАМЕНТСКОЙ АССАМБЛЕЕ ЕВРАЗЭС ЦЕНТР ЕВРАЗИЙСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ при МЕЖПАРЛАМЕНТСКОЙ АССАМБЛЕЕ ЕВРАЗЭС СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ФИЛИАЛ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ПРАВОСУДИЯ социально−психологические, педагогические и медико−психофизиологические проблемы модернизации общества на евразийском пространстве 28-29 ноября 2013 года Часть первая Санкт-Петербург 2013 УДК 159.9; 316.6; 61; 612.821; 37.013.78; 373; 377; 378; 37.03 ББК 53, 57, 60.5; 74; 75; 88.3; 88.5 С69 Работы, опубликованные в материалах международных и всероссийских конференций, зачитываются как отражающие основные научные результаты диссертаций при их защите (абз. 3 п. 10 Положения о порядке присуждения ученых степеней, утв. Постановлением Правительства РФ от 30 января 2002 г. № 74 в редакции Постановления Правительства РФ от 20 июня 2011 г. № 475). Рецензенты Александров М.В., Научно−исследовательский институт скорой помощи им. И.И. Джанелидзе, доктор медицинских наук, профессор; Лосев К.В., Санкт−Петербургский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации, кандидат психологических наук, доцент; Кирсанова Н.П., Межрегиональный институт экономики и права при Межпарламентской Ассамблее ЕврАзЭС, кандидат социологических наук, доцент. С69 Социально−психологические, педагогические и медико−психофизиологические проблемы модернизации общества на евразийском пространстве: Материалы научно−практической конференции 28−29 ноября 2013 г. / Под ред. О.В. Леонтьева, М.Ю. Спириной, А.А. Торопыгиной. Часть первая. — СПб.: МИЭП при МПА ЕврАзЭС, 2013. — 178 с. В сборник включены материалы научно-практической конференции, посвященной социально−психологическим, педагогическим и медико-психо-физиологическим проблемам модернизации общества на евразийском пространстве, которая проходила в рамках Евразийского научного форума 2013 года (Санкт-Петербург). В организации конференции принимали участие кафедра психологии Санкт-Петербургского филиала НИУ «Высшая школа экономики», НИИ скорой помощи им. И.И. Джанелидзе, Городская больница № 15 и Ассоциация интегративной медицины (Санкт−Петербург). Утверждено к изданию на заседании Ученого совета Межрегионального института экономики и права при Межпарламентской Ассамблее ЕврАзЭС 24 декабря 2013 года, протокол № 6. УДК 159.9; 316.6; 61; 612.821; 37.013.78; 373; 377; 378; 37.03 ББК 53, 57, 60.5; 74; 75; 88.3; 88.5 С69 ISBN978-5-91950-042-1 © Коллектив авторов, 2013 © МИЭП при МПА ЕврАзЭС, 2013 Секция «Психологические науки» В.А. Артемьева Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет; Санкт−Петербург, Россия Психологические аспекты развивающего инновационного образования в условиях интеграции высшей школы Аннотация.В статье рассматриваются вопросы, связанные с интеграцией российской высшей школы в международное образовательное пространство. Обосновывается необходимость исследования психологических аспектов развивающего инновационного образования. Ключевые слова: интеграция, образовательное пространство, интернационализация, выгоды, угрозы, инновации, творчество. Abstract. Thearticle discusses issues connected with the integration of the Russian higher education in the international educational environment. The article also justifies the necessity to investigate the psychological aspects of developing innovative education. Keywords: integration, educational environment, internationalization, the strengths, threats, innovation, creative activity. Конкурентоспособность любой страны на современном этапе развития в значительной степени зависит от уровня развития образовательной системы, так как значение наукоемкой продукции становится определяющим. Система высшего образования превращается в одну из ведущих самостоятельных отраслей экономики. Поэтому одной из отличительных черт ХХI столетия в мире является обновление систем высшего образования. Все больше и больше стран (США, Китай, некоторые европейские и азиатские страны) ставят в качестве национальной стратегической задачи всеобщее высшее образование и создание системы образования для взрослых на протяжении жизни. Экономистами определен нижний порог людей с высшим образованием для обеспечения функционирования инновационной экономики общества знаний — не менее 60% экономически активного населения [9]. Процесс интернационализации рынка образовательных услуг поставил российскую высшую школу в жесткие рамки международной конкуренции. Очевидно, что задача построения развивающего инновационного образования должна стать одной из важнейших и для России, если она претендует на достойное место в мировой экономике. Целью преобразований системы высшего профессионального образования (ВПО) в России сегодня является приведение ее в соответствие с изменившимися условиями развития экономики и общества. Главной чертой новой парадигмы образования становится переход от образовательной концепции приобретения знаний, умений и навыков, необходимых для деятельности в определенных стандартных условиях, к концепции развивающего личность образования, структурирующего системы непрерывного формирования творческого мышления и развития способностей обучающихся [12, 5, 6]. Возрастает и роль образования в качестве социального лифта, обеспечивающего снижение напряженности в стране, как посредством формирования терпимости и уважения к другим народам и культурам, профессиональной идентичности, создания и принятия этических профессиональных норм, так и путем сокращения разрыва в уровне жизни различных слоев общества. Образование все в большей степени начинает играть роль стабилизатора в условиях усиливающейся глобализации [5, 6, 7, 8, 10]. Последние два десятилетия Россия находится в процессе реформирования системы образования в целом и высшего профессионального образования (ВПО), в частности. Ведущими идеями российской реформы ВПО стали идеи Болонского процесса, направленного на создание зоны европейского высшего образования в интересах развития экономики Европы и процветания ее граждан. Основными целями проводимой реформы в России стали: 1) переход на уровневую систему ВПО; 2) переход на федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОСы) нового, третьего поколения. В качестве желаемых механизмов достижения цели называются уровневая подготовка, кредитная система оценки учебной нагрузки, совместимая система оценки качества образования, единое Европейское приложение к диплому и пр. Но, как, к сожалению, часто бывает, идея до конца не была переработана под условия российской действительности. В частности, профессора В.А. Сухомлин, С.А. Дружилов показали некую ущербность для интересов России кардинальной перестройки национальной высшей школы по модели Болонского процесса на макро− (несовершенная законодательная система, обеспечивающая реализацию задач реформирования; система финансирования, во многом тормозящая инновационные процессы в системе ВПО; реализация объединения университетов и т.д.), и мезо− (на примере ограничений для обучения по монолитным образовательным программам — специалитетам пяти или пяти с половиной лет; невозможности формирования творческого мышления обучающихся при адаптивной стратегии образования, бюрократизации вузовских структур и др.) уровнях [4, 9]. В данной работе мы обратимся к рассмотрению некоторых психологических аспектов развивающего инновационного образования в условиях интеграции высшей школы. Для достижения поставленных реформой ВПО целей особенно актуальной становится проблема овладения обучаемыми инновационным мышлением, методологией продуктивной творческой деятельности в образовательном процессе. Выпускник вуза должен иметь профессиональную подготовку, обеспечивающую его способность успешно решать возникающие задачи в быстро меняющейся обстановке на основе инновационных подходов, глубокого понимания методологии творчества, целенаправленного использования законов технических систем. Все это определяет необходимость теоретических, методологических и практических исследований в области развивающего образования, разработки общих подходов и конкретных методов синтеза, проектирования и конструктивного применения новых образовательных технологий, исследования методологии инновационной деятельности как составляющей образовательного процесса и обучения ее основам не только обучаемых, но и профессорско-преподавательского состава [1, 2, 6, 12, 13]. Кроме того, одной из важнейших практических задач является разработка программ духовно-нравственного воспитания поколения [3, 13]. При всей очевидности, эта задача очень сложна. Сложность ее связана с рядом обстоятельств. В частности, несмотря на то, что интуитивные представления о творческой и инновационной деятельности кажутся достаточно очевидными, однозначно сформулировать те черты личностного поведения, которые определяют творческую активность, непросто. Инновационностьаприори выделяется как необходимое качество для успешного профессионального становления [1, 2, 6, 7]. Однако, на наш взгляд, это явление изучено недостаточно. Творчество предполагает новое видение, новое решение, новый подход, т.е. готовность к отказу от привычных схем и стереотипов поведения, восприятия и мышления. Базовой составляющей творческого потенциала личности являются не только специальные знания, широта кругозора, но и внутренняя и внешняя готовность к творчеству [2, 11, 13]. Творческое поведение личности является, в том числе, и результатом большого количества внешних воздействий, воспринимаемых личностью на разных этапах ее становления. Безусловно, что личность испытывает воздействия, формирующие ее творческие черты, еще в довузовский период. Ряд воздействий подобного рода вообще лежит вне сферы образования, некоторые из них носят социальный характер. Сказанное свидетельствует о том, что высшее образование само по себе не может в принципе решить все задачи формирования творческой личности. Однако, по нашему мнению, в задачи, стоящие перед высшей школой, должны входить и задачи формирования у студентов определенных умений, которые были бы связаны с его будущей профессиональной деятельностью и явились бы основой для его творческой и инновационной работы именно в этой области [2]. Таким образом, для формирования инновационной активности будущего профессионала чрезвычайно важно развитие самосознания и формирование адекватного отношения к себе и своим профессиональным возможностям, чувство социальной ответственности, т.е. формирование инновационного мировоззрения. Рассматривая инновационность как направление для формирования профессионально-психологической компетентности студентов, важно отметить, что инновации в одной сфере жизни социума могут вызывать совершенно неожиданные изменения, в т.ч. и в других сферах. Инновационная активность, во многом регулирующая процессы использования современных знаний и технологий, в контексте обеспечения безопасности может играть значительную роль. Чрезвычайно важно рассмотрение этических аспектов инноваций, особенно в процессе профессиональной подготовки. Так, Е.К. Веселова отмечает, что «термин “профессионал” означает умение работать без ошибок и сбоев в самых сложных профессиональных ситуациях и готовность к выполнению на практике требований этического профессионального кодекса. Большая роль в профессиональной этике отводится чувству социальной ответственности» [3]. Такой подход тесно связан с необходимостью комплексной психологической подготовки студентов. Еще М.К. Тутушкиной в 1998 г. были выделены три основных компонента такой подготовки: формирование психологической культуры, психологическая компетентность в профессиональной деятельности и умение человека представлять себя на рынке труда [11]. Эти принципы реализовывались в рамках работы первой психологической кафедры в технических вузах, созданной Мариной Константиновной Тутушкиной еще в 1988 г. на базе ЛИСИ (сейчас СПбГАСУ), и обеспечивались разработанной и внедренной на данной кафедре системой адресной непрерывной психологической подготовки студентов. Однако, при переходе на двухуровневую систему ВПО, из ФГОСов третьего поколения для большинства технических специальностей «Психология» как базовая дисциплина оказалась исключенной. Утрачивают свою индивидуальность и курсы по выбору студентов (вариативная часть подготовки), например, нами разработан и с 2001 г. внедрен в СПбГАСУ курс «Психология творчества» для студентов инженерно−экологических и строительных специальностей. Результаты проведения данного курса свидетельствуют о повышении мотивации студентов к обучению, общей успеваемости и профессиональной направленности [13]. Но, несмотря на вышеизложенное, данный курс из подготовки бакалавров выведен вовсе, в магистерских учебных планах представлен минимально. Неужели это означает, что психологическая подготовка студентов перестала быть актуальной? Нет, главной целью современного образования становится формирование профессиональных компетенций, т.е. готовности использовать профессиональные знания с учетом психологических особенностей человеческого общества в целом, и конкретного человека в частности. Таким образом, подготовка молодого специалиста к профессиональной деятельности предполагает комплексное развитие самосознания и формирование адекватного отношения к себе и своим профессиональным возможностям. А на практике получается,что с переходом на новую систему ВПО мы утрачиваем созданную ранее, по сути, инновационную систему психологической подготовки студентов в технических вузах. Литература
Г.В. Булаховская Гильдия психологов, психотерапевтов и тренеров им. проф. В.А. Ананьева; О.А. Старостин Межрегиональный институт экономики и права при Межпарламентской Ассамблее ЕврАзЭС, Санкт-Петербург, Россия |
Отчет о самообследовании Автономной некоммерческой образовательной... «Межрегиональный институт экономики и права при Межпарламентской ассамблее ЕврАзЭС» |
Российской федерации федеральное государственное учреждение «всероссийский... Перечень разработан специалистами Отдела нормативного обеспечения охраны труда Федерального государственного учреждения «Всероссийский... |
||
Российской федерации федеральное государственное учреждение «всероссийский... Перечень разработан специалистами Отдела нормативного обеспечения охраны труда Федерального государственного учреждения «Всероссийский... |
Российской федерации федеральное государственное учреждение «всероссийский... Перечень разработан специалистами Отдела нормативного обеспечения охраны труда Федерального государственного учреждения «Всероссийский... |
||
Российской федерации федеральное государственное учреждение «всероссийский... Перечень разработан специалистами Отдела нормативного обеспечения охраны труда Федерального государственного учреждения «Всероссийский... |
Российской федерации федеральное государственное учреждение «всероссийский... Перечень разработан специалистами Отдела нормативного обеспечения охраны труда Федерального государственного учреждения «Всероссийский... |
||
Российской федерации федеральное государственное учреждение «всероссийский... Перечень разработан специалистами Отдела нормативного обеспечения охраны труда Федерального государственного учреждения «Всероссийский... |
Практикум по предпринимательскому праву институт экономики, управления и права (г. Казань) Пособие подготовлено коллективом кафедры гражданского и предпринимательского права юридического факультета Института экономики, управления... |
||
Федеральное государственное учреждение «всероссийский научно-исследовательский... Перечень нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, действующих в Российской Федерации... |
Уральский институт экономики, управления и права Негосударственное аккредитованное частное образовательное учреждение высшего образования |
||
Уральский институт экономики, управления и права Негосударственное аккредитованное частное образовательное учреждение высшего образования |
Уральский институт экономики, управления и права Негосударственное аккредитованное частное образовательное учреждение высшего образования |
||
Уральский институт экономики, управления и права Негосударственное аккредитованное частное образовательное учреждение высшего образования |
Уральский институт экономики, управления и права Негосударственное аккредитованное частное образовательное учреждение высшего образования |
||
Уральский институт экономики, управления и права Негосударственное аккредитованное частное образовательное учреждение высшего образования |
Утверждено Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «невинномысский институт экономики, управления... |
Поиск |