Автономная некоммерческая организация
высшего образования
«Международный гуманитарно-лингвистический институт»
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ И МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ
Сборник материалов IX Кирилло-Мефодиевских чтений
в Международном гуманитарно-лингвистическом институте
17 мая 2016 года
Москва
2016
Редакционная коллегия:
Забелина Г.А.– ректор МГЛИ, кандидат педагогических наук, почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, председатель оргкомитета;
Янченко В.Д. – доктор педагогических наук, профессор МПГУ, МГЛИ;
Сулименко А.А. - заведующая учебно-методическим отделом МГЛИ;
Сосян К.Г. – ученый секретарь конференции.
Актуальные проблемы развития речи и межкультурной коммуникации: Материалы IX Кирилло-Мефодиевских чтений в Международном гуманитарно-лингвистическом институте (17 мая 2016 года) / Составители: д.п.н. проф.В.Д. Янченко, К.Г. Сосян. – М.: Типография МФЮА, 2016. – 162 с.
В сборник статей и тезисов вошли материалы, подготовленные участниками IX Кирилло-Мефодиевских чтений в Международном гуманитарно-лингвистическом институте (17 мая 2016 года). Публикуемые тезисы и доклады могут представлять интерес для исследователей, преподавателей высшей школы, аспирантов, учащихся магистратуры и аспирантуры, студентов. Материалы печатаются в авторской редакции.
ISBN 978-5-91195-038-5
Коллектив авторов, 2016
МГЛИ, 2016
СОДЕРЖАНИЕ
I.ДОКЛАДЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ, СОИСКАТЕЛЕЙ
И АСПИРАНТОВ
о.Алексий Ладыгин (протоиерей, настоятеля храма прп. Евфросинии Московской в Котловке г.Москвы, кандидат богословия, профессор). Христианский взгляд на устроение семьи и воспитание детей…………...................................................................................................................................................…..6
Блох М.Я. (Москва, д.ф.н., почетный профессор МПГУ, МГЛИ) Менталитет и его активность в сознании человека…………………….........................................................................................................................…….12
Авдеева Ю.А. (Москва, МИСиС), Устиновская А.А. (Москва, МГЛИ) Прагматический аспект семантики английских контаминантов…………..................................................................................................................17
Афанасьева О.В. (Москва, МГЛИ) Сущностные характеристики эмоционально-значимой ситуации общения в межкультурной коммуникации………………...................…………………………………………………...19
Богданов Н.В. (Москва, МПГУ), Янченко В.Д.(Москва, МПГУ, МГЛИ) Опыт эффективного обучения старшеклассников написанию сочинения- эссе в условиях естественнонаучного
профиля …...................................................................................................................…………………………..24
Божович Д. (Сербия; асп. МПГУ). Грамматико- орфографические трудности и технологии
их преодоления в изучении русского языка сербами и
черногорцами ……….......................................................……………………………………………………….27
Булах Е.А. (Португалия, г.Лиссабон). Имидж России глазами португальских студентов курса «Русский язык и культура»………….........................................................................................................................……..29
Володина С.А. (Москва, МПГУ). Преодоление коммуникативных барьеров в кросс-культурном взаимодействии …………………………………….......................................................................................…32
Лукашеня З.В., Сенюта Н.В. (Республика Беларусь, г.Барановичи). Формирование механизмов непрерывности профессиональной подготовки будущих педагогов средствами консалтинга ……………………...........................................................................................................…………35
Макарова В.Ю. (Москва, МПГУ). Изучение поэтического текста на уроках русского языка с точки зрения когнитивной лингвистики………………........................................................................................................….42
Мартынова М.А. (Масква, РАНХиГС). Роль и место преподавателя в современном образовательном пространстве ……………………..........................................................................................…………………...47
Нагзибекова М.Б., Мирзоева З.Д. (Республика Таджикистан, г.Душанбе). Сопоставительный анализ диалектизмов, репрезентирующих концепт хлеб / нон в русском и таджикском
языках ……………………………………....................................................................................................…………………….51
Поповицкая Н.В. (Москва, МГЛИ) Формирование человека культуры, способного к активной и продуктивной жизни в поликультурной среде ............................................................................................….55
Ступникова Л.Г. (Москва, МФЮА) Предложный падеж имени существительного
с окончанием –у как разговорный элемент в поэзии
А.Т.Твардовского ………………...................................................…………………………………...……….63
Сушко Е.Л. (Москва, МГЛИ) Политическая корректность и современный вариант американского английского языка. …………............................................................................................…………………….66
Сюй Лайди. (Китай, г.Нанкин) Сопоставительный анализ русского и китайского речевого ударения…………………….......................................................................................…………………………..69
Толкачев С.П. (Москва, МГЛИ) Поэтика «пространства» в постколониальной
литературе ………………………………...................................................................................……………...78
Толмачева Е.Ю. (Москва, соиск.МПГУ) Когнитивные тактики в процессе
обучения РКИ ……………………………………...................................................…………………………..85
Устиновская А.А. (Москва, МГЛИ) Поэтический перевод как средство сплочения культур: два подхода к переводу ………………..............................................................................................................………………87
Цзи Мин. (Китай, г.Сюйчжоу) Роль историко-культурного комментария в обучении русскому языку китайских учащихся………................................................................................................…………………....96
Цю Синь (Китай, г.Чэнду). Эволюция научно- фантастического кино
в Китае. …………………………................……................................................................................................99
II. Работы учащихся бакалавриата и магистратуры
Айрапетова Р.Р.(Москва, МГЛИ) Авторская лексикография в отечественном языкознании.........................................................................................................................................................102
Алиева Э.Г. (Москва, МГЛИ) Понятие дискурса в современной лингвистике………………………………………...............................................……………………………...103
Аллазова Э.И. (Москва, МГЛИ) Актуальные проблемы межкультурной
коммуникации ………………………………........................................…………………......………………..105
Байбикова Т.Н. (Москва, МГЛИ) О применимости концептов «когнитология» и «эвристика» к переводоведению..……………………...............................................................................................................107
Володькина Д.К. (Москва, МПГУ) Возможность использования литературного материала в обучении РКИ китайских студентов-филологов…………………...............……………………………………………….…111
Глазунова Е.А. (Москва, МПГУ) Опыт обучения русскому языку как иностранному корейских учащихся-нефилологов в контексте диалога культур……………………………………………………...................................................…………………..115
Глухова О.С. (Москва, МГЛИ) Анализ исторических изменений словарного состава русского
языка ………………………………………………................................................................................……...118
Гуслова Е.А. (Москва, МГЛИ) Финская языковая картина мира …....................................................…….120
Дюковская М.А. (Москва, МГЛИ) Эквивалентные фразеологические единицы с анималистическим компонентом в русском и немецком языках……………………………...…....................................................………………………………………123
Знобищева И.А. (Москва, МГЛИ) Теоретические основы этимологии и этимологического анализа в языкознании ………………................................................................................................……………………125
Казарян А.В. (Москва, МГЛИ) Влияние англицизмов на сленг молодежи
XXI века ………………………………………………………….....................................................………….127
Капорикова К.О. (Москва, МПГУ) Диалог культур на уровне фразеологии: китайские и русские фразеологизмы с символикой дружбы и взаимоотношений между людьми..................................................131
Короткова В.Ю. (Москва, МГЛИ) Этноцентризм и его роль в межкультурной
коммуникации …...............................................................................………………………………………….135
Кспоян Г.Н. (Москва, МГЛИ) Музыка как педагогический инструмент в преподавании фонетики английского языка ………...........................................................................................……………………….138
Кузакова Л.В. (Москва, МПГУ) Приемы работы с детьми-билингвами на уроках русского языка в 5 классе …………………………………………..................................................................................................141
Никитенко В.А. (Москва, МГЛИ) Тайны родного языка: зачем надо знать
этимологию? …...................................................……………………………………………………………..144
Симеониди В.П. (Москва, МГЛИ) Особенности перевода фразеологических оборотов и их классификации …………………………………...........................................................................……………147
Старцева О.Ю. (Москва, МГЛИ) Межъязыковая интерференция в лингвистике………………………....................................................…………………………………………..152
Третьякова Е.В. (Москва, МГЛИ) Роль лексики и грамматики в формировании
национального характера и в межкультурной коммуникации (на примере
фразеологизмов) …………………………………………........................................................................……156
Филиппова М.А. (Москва, МГЛИ) Проблемы, возникающие при переводе рекламных сообщений с английского языка на русский …………............................................................................................……….157
Чалова А.А. (Москва, МГЛИ) Диалог русской и японской культур (на материале пословиц и поговорок) ……………………………………........................................................................................…..160
I.ДОКЛАДЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ, СОИСКАТЕЛЕЙ
И АСПИРАНТОВ
о.Алексий Ладыгин
протоиерей, настоятеля храма
прп. Евфросинии Великой
княгини Московской
в Котловке г.Москвы,
кандидат богословия, профессор
ХРИСТИАНСКИЙ ВЗГЛЯД НА УСТРОЕНИЕ СЕМЬИ И ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ
Опыт истории показал, что огромное тело человечества состоит из клеточек, и таковой клеточкой является семья. В зависимости от того, здоровы ли клеточки, находится здоровье всего тела.
Итак, огромное тело человечества, т.е. его здоровье зависит от того, здоровы ли клеточки этого тела, то есть семьи. Можно ли считать современное положение благополучным?
Ответ единственный – нет. Положение семьи бедственное. Современный, чуждый духу любви мир всеми средствами разрушает семью, - тот самый спасительный оазис, куда человек должен стремиться ото всех бурь и забот.
Сегодня, когда так увеличилось число разбитых семей, когда так много брошенных детей, наша единственная надежда – с помощью Божией, обратившись к опыту Церкви, встать на подвижнический путь построения христианской семьи, путь воплощения идеала христианского брака, начав прежде всего, с самих себя. Только воспитав себя, мы сможем воплотить в жизнь идеал семьи и дать достойное воспитание своим детям. «Осмотрись, пока время не ушло! Называешься ты христианином, знаменуешься крестом, ходишь в церковь, поклоняешься и молишься Богу, поешь — «аллилуиа», и, что более всего, приступаешь к алтарю и причащаешься Животворящих Таин Христовых, слушаешь и Слово Божие. Все это, действительно, знаки христианства. Но если обижаешь ближнего и грешить не перестаешь, берегись, чтобы вместо христианина врагом Христовым не стать. Испытай себя и подумай, как ты с ближним своим обходишься, и покайся, исправь себя, пока есть время для покаяния»1. «Если муж и жена единонравны и добронравны, то супружество будет благополучным и прекрасным, ибо у них всегда будет единомыслие, согласие и мир, в чем состоит великое благополучие. «Ибо что добро, или что прекрасно, как жить братьям вместе?» — говорит пророк Пс.132:1» 2.
Брак в церковной традиции часто именуют таинством любви. Всякая же любовь обретает свой смысл и надмирную ценность лишь тогда, когда она осуществляется в Боге, во Христе: ведь, по выражению апостола Иоанна Богослова, Сам «Бог есть любовь» 3. Следует помнить, что в христианском Браке реализуется не просто земная любовь, но и любовь небесная, взаимная устремленность любви Бога и человека. В Браке даются особенные пути для соединения человека не только со своей земной половиной – с мужем или женой, но и с Самим Божеством.
Таинство Брака самое древнее из Церковых Таинств. Древние Святые Отцы утверждают: Таинство Брака – это единственное Таинство, которое заключается, совершается еще в Райском саду, ещё до грехопадения человека.
Первая цель брака – взаимное вспомоществование супругов в прохождении жизни. Это нравственная, духовная сторона брака. Но в нём есть и физическая сторона (как и сам человек – есть существо духовно-чувственное); он имеет ещё и другую цель – размножения рода человеческого. «Для преемства рода и произрастания природы был дан закон брака».4 «Брак одобряется и допускается, ибо Бог хочет, чтобы род человеческий умножался».5 «Соединение мужчины и женщины для рождения детей – это естественное благо супружества».6 «Рождение детей сделалось величайшим утешением для людей, когда они стали смертными. Поэтому-то и человеколюбивый Бог, чтобы немедленно, в самом начале, смягчить строгость наказания и отнять у смерти страшный вид, даровал рождение детей, являя в нем, так сказать, образ воскресения и устрояя так, чтобы на место падающих (умирающих) восставали другие».7 Желая, чтобы этим блаженством пользовалось возможно большее число тварей, Бог благословляет их на размножение. Такое же благословение дает Он и первым людям: «благослови их Бог, глаголя: раститеся и множитеся и наполните землю». 8 Таково было назначение брака до падения человека, но и после падения смысл и задачи его остались те же.
В наше время человек лишился смысла жизни. Это произошло в результате подмены истинных жизненных ценностей, таких как строительство семьи как школы любви, рождение и воспитание детей, строительство своего Отечества, подготовка себя к вечной жизни - Отечеству Небесному, на ложные ценности. Повсюду слышится призыв: живи сегодняшним днем, наслаждайся, расслабься, чувствуй себя хорошо. И в стремлении к собственной комфортности и карьерному росту, приобретении материальных благ и реализации своих желаний и страстей люди стали чуждыми и безразличными друг другу. Семья стала просто не нужна человеку.
Сложившаяся ситуация в нашем обществе есть прямой результат насильственного искоренения веры и искусственного привития западного образа жизни, противоречащего мировоззрению и жизненным позициям людей, воспитанных в традициях восточно-христианской цивилизации.
Основой для воссоздания традиционной русской семьи является вера Православная, содержащая в себе все необходимые средства для воспитания личности.
Церковь совершила многовековой труд по облагораживанию самого понимания семьи, семейного воспитания, по созданию из языческой семьи – семьи православной. Именно в Православии сформировался ее новый образ и новое понимание. Церковь воспитала в русском народе восприятие семьи как малой церкви – с соответствующим православным укладом жизни, с христианскими нормами воспитания детей.
Крещение Руси в конце X века принесло на Русь не только новое понимание мироустройства, но и новое понимание человека и смысла его жизни, что выражалось и в новом поведении человека. Христианская этика стала фундаментальной основой нравственных правил русских людей.
Одним из важнейших событий для культуры Руси стало знакомство с сочинениями святителей Василия Великого (Кесарийского) и Иоанна Златоуста. Проповедь Святителя Василия «К юношеству» стала для древнерусской культуры высочайшим образцом духовности, благочестия и благовоспитанности. Впоследствии этот трактат по достойному воспитанию был положен в основу «Поучения детям» Владимира Мономаха, а позднее и «Домостроя», написанного священником Сильвестром.
Особым почетом на Руси пользовался Святитель Иоанн Златоуст. Его сочинения дали толчок русской педагогической и воспитательной литературе. Образцом для подражания послужило сочинение «Слово о воспитании детей», в котором Святитель прямо высказал убеждение, что зло вкореняется вследствие дурного воспитания. Вот несколько слов свт. Иоанна о воспитании детей: «Об имуществе для детей мы заботимся, а о них самих нет. Видишь ли, какое безумие овладело нами! Прежде образуй душу сына твоего, а богатство он уже после получит. Если душа у него не хороша, то он не будет иметь ни малейшей пользы от денег. И наоборот, если душе дано правильное образование, то бедность нисколько не повредит ему. Хочешь ли оставить его богатым? Научи его быть добрым».9
В древний период истории России государство нормативно закрепляло необходимость православного поведения в семье, соответствующего отношения к семейной жизни. Древнерусская начальная общеобразовательная школа была дома, в семье. Ребенку надлежало воспитываться не столько уроками, которые он слушал, сколько нравственной атмосферой, которою он дышал. Воспитательницей была сама домашняя жизнь в непреложности семейного уклада.
Семья христианина — отец, мать, дети — это образ Святой Троицы на земле. И как Святая Троица — одно целое, так спаянная любовью истинно христианская семья должна в духе и любви быть одним целым. В этом ее сила и ее счастье и здесь, на земле, и в этом залог ее бесконечной радости в вечности.
Принципы формирования русской православной семьи, православного воспитания детей, как уже отмечалось, зафиксированы еще в XVI веке в «Домострое». Много внимания этому вопросу уделено в трудах святителя Тихона Задонского, Феофана Затворника, Иоанна Кронштадтского, Игнатия (Брянчанинова), Оптинских и Глинских старцев.
Главный совет по укреплению и сохранению семьи, который дают в своих творениях святые отцы, - снисходить к недостаткам друг друга: «Если муж и жена единонравны и добронравны, то супружество будет благополучным и прекрасным, ибо у них всегда будет единомыслие, согласие и мир, в чем состоит великое благополучие. «Ибо что добро, или что прекрасно, как жить братьям вместе?» — говорит пророк (Пс.132:1)».10 Первая забота родителей – жить по-христиански. «Не оставляйте детей без внимания относительно искоренения из сердца их плевел грехов, скверных, лукавых и хульных помышлений, греховных привычек, наклонностей и страстей; враг и плоть грешная не щадят и детей, семена всех грехов есть и в детях; представьте детям все опасности грехов на пути жизни, не скрывайте от них грехов, чтобы они по неведению и невразумлению не утвердились в греховных навыках и пристрастиях, которые растут и приносят соответствующие плоды по приходе детей в возраст».11 Родители должны быть образцом для детей, что за плохое воспитание они не только будут наказаны неблагодарностью детей, - они дадут за это ответ перед Богом. «Праведник ходит в своей непорочности: блаженны дети его после него!» — свидетельствует премудрый Соломон.12 «Дух веры и благочестия родителей должно почитать могущественнейшим средством к сохранению, воспитанию и укреплению благодатной жизни в детях»13. Родители, рождая детей телесно, должны растить их и духовно. У родителей-христиан должно быть первой и основной целью воспитания забота о том, чтобы дети выросли в непоколебимой вере живыми членами Церкви, чтобы в душе их «изобразился Христос»14, чтобы более всего в мире они возлюбили Бога, а «ближнего своего, как самого себя»15 и целью своей жизни ставили «стяжание Духа Святого Божьего» 16. Если достигнут родители этого, то все остальное: и образование, и развитие дарований, и здоровье — все приложится само собою, так как Господь сказал: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам»17.
Трудами пастырей Церкви, попечением государственной власти к началу ХХ века в основной массе русского населения утвердились христианские основы брака и деторождения. Семья была прочной, моногамной, многодетной.
После трагедии революции 1917 года в России были разрушены все устои нашего общества: эпоха строительства коммунизма сильно подточила все семейные устои русского человека. А после перестройки уже сильно ослабленная семья и вовсе дошла до состояния полного упадка. Хотя идеал крепкой семьи еще жив в народе, но живой опыт того, как создается такая семья, во многом нами утерян.
Наше же время – время возрождения. В обществе появилось понимание, что русское национальное самосознание, основанное на нашей культурной и религиозной традиции, является основой для возрождения нашего государства. А сформировать такое сознание и воспитать в человеке духовно-нравственные свойства его личности способна только семья, опираясь на многовековой христианский опыт наших предков.
Семейный опыт передается от родителей детям. Верная цель семьи только одна – это любовь двоих супругов. В любви раскрываются самые лучшие свойства личности. Муж и жена должны пронести свои чувства до конца жизни. Союз отца и матери создает тот образ, по которому ребенок в будущем будет строить свою семью.
Семья иерархична. И это очень важно для воспитания детей.
Что значит иерархия? Это означает порядок подчинения низших высшим. Христианская семья должна придерживаться только такого принципа, ведь она – «малая церковь»: дети, в соответствии с заповедями, должны почитать отца и мать, жена – слушаться мужа.
И послушание, и подчинение – все это составляет иерархические семейные отношения. Правильная иерархия: отец – мать – дедушка и бабушка – старшие братья и сестры – младшие. У каждого члена должно быть свое место в иерархии. Не может быть главой семьи жена. И особенно недопустимо, когда негласной главой в семье становится ребенок, как часто бывает это в современной жизни. Принцип подчинения младших старшим должен строиться только на любви, доверии, открытости и не должен нарушаться. Все в семье должно быть гармоничным.
Авторитет старшинства должен неизменно сохраняться.
Отец – глава семьи, независимо от того, сколько денег приносит и в какой степени он обеспечивает семью. Отец принимает окончательное решение и отвечает за все и за любые последствия после его принятия.
Матери необходимо воспитывать почтение детей к отцу – он кормилец, он – опора и защита семьи.
Родители дают детям не только хлеб насущный, но и духовную пищу, и делают это с их момента рождения. Так должно быть в каждой семье.
И здесь особую роль играет мать. Мать, как никто другой, чувствует свое дитя. Она его успокоит, приласкает, если ребенок не может заснуть, поможет ему, убаюкает. В уходе и воспитании она играет главенствующую роль, ведь у нее связь с ребенком иная, чем у отца.
Наставления матери действуют на сердце ребенка, никто не может заменить матери, именно она знает душевное расположение и его потребности. При этом слова матери наиболее воздействуют на душу ребенка. Поэтому от нее в большей степени зависит определенный настрой ребенка. В частности, осознание того, что в семье каждый выполняет свое назначение, и дети слушают старших, своих родных потому, что они взрослые. Слово старших во всех житейских ситуациях – последнее, и здесь нет «хочу», «не хочу». Таковы принципы воспитания, передаваемые из поколения в поколение.
С самого раннего возраста ребенок должен осознать, что существуют определенные законы, в частности, что старшим – отцу, матери, дедушке, бабушке необходимо подчиняться. И чем раньше это поймет ребенок, тем легче будет его дальнейшее воспитание.
Каково же дальнейшее воспитание? Это личный пример родителей. Глядя на них, ребенок должен видеть, что родители уступают друг другу, не ссорятся, слово отца – закон для всей семьи, причем он не деспот, не самодур, но строг и справедлив. Мать всегда старается угодить во всем главе семейству, он же, в свою очередь, советуется во всем, хочет, чтобы всей семье было хорошо, она ни в чем не нуждалась. Ребенок видит, что его любят, что с ним справедливы родители, чему учат его, так и сами поступают, поэтому берет пример с родителей. Молодые супруги, воспитывая так своих детей, следят за собой и занимаются самовоспитанием.
Иерархические семейные отношения включают в себя такие элементы воспитания детей, как наказание, принуждение. Нельзя предоставлять детей самим себе – в таком случае вырастают эгоисты, руководствующиеся только собственными интересами. В дальнейшем они не будут осознавать нравственную ответственность за свои поступки, будут неразборчивыми в достижении своих целей. Принуждение необходимо при воспитании детей, чтобы направлять их поступки в нужное русло, направлять волю детей ко благому, таким образом дети приучаются к ответственности, когда требуется выполнение посильных для них предписаний взрослых.
Необходимо разумное и умеренное применение принуждения и наказания – это прививает детям нравственные понятия и добрые навыки.
И стоит сделать замечание о желательности воспитания детей в кругу семьи. Иная среда воспитания, такая как детский сад, во многом разрушительно действует на формирование личности. Иерархической структуры нет в детском саду – дети проходят школу равноправия – у всех равные права и обязанности, в детском саду нет духа послушания и заботы, которым проникнута семейная обстановка. Дети в саду не отвечают друг за друга. Сегодня дружим, завтра поссоримся. В семье же дети не могут долго жить в ссоре, особенно маленькие. Этого просто не позволят родители, которые всеми силами помирят детей. Брат и сестра на всю жизнь остаются близкими, и родители с раннего детства приучают их, что ссора – это ужасное и совершенно недопустимое в их жизни событие. В детском саду конфликты могут иметь совершенно другой исход: долгая озлобленность друг на друга, можно разойтись с бывшим другом, можно даже перевестись в другую группу или другой детский сад.
Ребенок, впитавший в семье правильное отношение к старшим и младшим, будет иметь и правильное понимание общества, которое устроено иерархично, в котором есть начальство и подчиненные, и у каждого есть свои права и обязанности, и у каждого своя ответственность.
Одной из важных сторон жизни семьи является понимание жизни, ее смысла, счастья, «иерархии жизненных ценностей» - другими словами, всего того, из чего складывается мировоззрение. Смысл жизни для православного человека – вера, и мы призваны к духовному христианскому воспитанию наших детей. И для этого необходимо участие всей семьи в благодатной жизни Церкви – в молитве, в Таинствах Исповеди и Причастия.
Без веры в Бога невозможно уберечь детей от соблазнов. Воспитав ребенка в вере, в заповедях Божиих, мы закладываем фундамент всей его жизни.
Обучение детей вере оказывает влияние и на родителей. В процессе религиозного воспитания мы обращаемся к центру человеческой личности, к сердцу жизни. Обучая растущую человеческую душу вере, общению с Богом и людьми, которое является сутью нашей веры, родители сами невольно проникаются ею.
Итак, можно ли научить молитве? Молитва – это беседа с Богом, это стояние перед Богом, для молитвы необходимо искренне усердие человека с помощью благодати Божией.
В каком-то смысле молиться учат так же, как учат говорить. В семье ребенок учится говорить, общаться с другими людьми и в семье же может «научиться» молитве. Сначала ребенок молится с другими, приобретает привычку ежедневно, а затем молитва может стать живым опытом, сначала детским, а потом и вполне взрослым.
Лучший способ приобщить ребенка к опыту молитвы – молиться вместе с ним. Все начинается с молитвы над новорожденным; и для матери это, возможно, величайший молитвенный опыт.
Обычно первая молитва ребенка – это просьба («Господи, пожалуйста…»), когда ребенок составляет длинный список имен, которые ему хочется упомянуть. Очень важно, чтобы родители действительно молились с ребенком. Первый опыт разговора с Богом для ребенка очень важен. Он подтвержадет, что Бог есть, и ему важно связать с этим открытием имена людей, которых он знает и любит. В этом возрасте ощущение присутствия Бога вполне естественно. Когда ребенок подрастет, можно научить его благодарственной молитве («Благодарю Тебя, Господи…»); родители могут помочь ребенку вспомнить самые радостные события дня.
Время молитвы, каким бы оно ни было, продолжительным, должны протекать в неторопливом, спокойном общении родителей и ребенка. Достаточно десяти минут, чтобы прочесть или рассказать короткую повесть из Священной Истории, объяснить смысл молитвы, поговорить о том, что случилось днем. Самое важное в процессе обучения ребенка молитве – ежедневное непродолжительное и неторопливое общение с ним. В этот краткий период необходимо прививать привычку «стоять перед Богом».
|