Паздникова Алевтина Владимировна, учитель русского языка и литературы, МБОУ СОШ №13, город Сургут.
Становление характера главного героя рассказа
«Васюткино озеро»
Тип урока: интегрированный урок
Цели урока:
1.Определить причины, условия становления характера Васютки;
2. Задуматься, как выйти человеку из трудной ситуации, как пробудить в себе готовность бороться со страхом, робостью.
Ход урока
Точка, запятая (мультипликационный ролик) (Мультипликация)
- получился Человечек. А из чего складывается Человек? (……поведение, образ жизни, …характер…)
В рабочих материалах ознакомьтесь с понятием «характер» в психологии. Выделите важное. Итак, что вы узнали о характере?
Психология
Слово «характер» появилось в 4 в. до н.э. от греческого слова «чеканка, слепок, заострение».
В современной психологии характером называют систему индивидуально устойчивых черт личности, которые определяют отношение человека к чему-либо и способы действия в определенных ситуациях. Например, доброта к людям, животным. Каждая черта характера обладает определенной устойчивостью, обобщенностью, выраженностью.
Становление характера: характер формируется после рождения человека. Истоки характера человека и первые признаки его проявления следует искать в самом начале жизни.
Основную роль в формировании и становлении характера ребенка играет его общение с окружающими его людьми. В поступках и формах поведения ребенок прежде всего подражает своим близким. При помощи прямого научения через подражание и эмоциональное подкрепление он усваивает формы поведения взрослых.
В подростковом возрасте активно развиваются и закрепляются волевые черты характера, а в ранней юности формируются базовые нравственные, мировоззренческие основы личности.
Если говорить о характере, то как мы его определим? Он сразу появляется? Значит, он формируется.
Формируется ли характер героя рассказа Астафьева «Васюткино озеро» в связи в сложившейся ситуацией?
(на доске в процессе беседы):
…………..характер главного героя рассказа «Васюткино озеро»
Тема урока
Становление характера главного героя рассказа «Васюткино озеро»
Какова цель нашего урока?
Определить причины, условия становления характера Васютки.
(Задуматься, как выйти человеку из трудной ситуации, как пробудить в себе готовность бороться со страхом, робостью)
Читаем рассказ, видим Васютку (галерея рисунков), помним, что особенность рассказа в том, что он…автобиографический, что прототипом Васютки является сам Виктор Петрович Астафьев.
(Прототип - реальный человек, послуживший автору натурой для создания образа литературного героя.)
(Выставка рисунков)
Помним, что действие происходит в Красноярском крае. Определите его географическое положение.
Сибирь
Выступление Тузова Василия. Дети записывают ключевые моменты в табличку.
Для сибиряков характерна особая лексика. Какие слова вы включили в толковый словарик? (проверка домашнего задания)
Холодная изморось — холодный, очень мелкий дождь.
Осётр — крупная промысловая рыба, ценная своим мяса и икрой.
Стерлядь — рыба из семейства осетровых с мясом высокого качества.
Были — рассказы о действительных происшествиях.
Небылицы — рассказы о том, чего не было в действительности.
Хилые берёзки— слабые, тонкие, невысокие берёзки.
Затеси — зарубки, отметки на стволах деревьев, сделанные топором, чтобы не потерять дорогу в тайге.
Белая рыба — рыба семейства осетровых.
Шлюпка— лодка с прочным широким корпусом.
Бот — небольшое парусное гребное или моторное судно.
Пацан— мальчишка. (Слово просторечное.)
Хлопец— парень. (Из украинского языка.)
Варнак— разбойник.
Рыбная тара— ящики и мешки под рыбу.
Окружающая среда, местная лексика, географическое положение оказывают влияние на формирование характера человека.
Как же формировался характер Васютки? Попробуем ответить на этот вопрос.
Начнем с композиционного построения рассказа. Вам задание: распределить правильно пункты в их последовательности. (Пятиклассники работают в паре)
НАЧАЛО действия ______,_______,_______.
РАЗВИТИЕ действия ______,_______,_______.
КУЛЬМИНАЦИЯ _______.
РАЗВЯЗКА ______,_______.
ЭПИЛОГ ______.
Васютка дома
Неудачные дни бригадира Шадрина, скучное житьё Васютки
Решительные действия по своему спасению
Рассуждение об озёрах и их названиях
Путь к озеру и его освоение
Страх и отчаяние Васютки
Просвет в пути
Поход Васютки в тайгу за орехами и потеря затесей после охоты на глухаря
Появление бота и возвращение героя
Пятнышко на карте – «Васюткино оз.»
Сверяем композиционный план. Каждый правильный ответ 1 балл. Ставим оценку.
НАЧАЛО действия ____4__,____2___,____8___.
РАЗВИТИЕ действия ___6___,___3____,___7____.
КУЛЬМИНАЦИЯ ___9____.
РАЗВЯЗКА ___1___,____5___.
ЭПИЛОГ __10____.
«5»-10 баллов
«4»-8-9 баллов
«3»-6-7 баллов
«2»-5 баллов и меньше
Посмотрите в материалы по психологии. Ещё раз прочитайте определение характера. Одним из ключевых определений является способ действия в определенных ситуациях.
Итак, через действия Васютки (поступки) проявляются черты характера героя.
Наша задача - определить качества характера Васютки, которые проявляются в процессе развития действия.
К пунктам плана выберете то качество характера, которое проявляется у героя. Подчеркните это (эти) качества, можете предложить свои варианты.
Ученикам предложен список:
выносливость, смекалка, настойчивость, целеустремлённость, любовь к природе, уважение к старшим.
Дети работают в паре.
НАЧАЛО действия
Рассуждение об озерах и их названиях.
Неудачные дни бригадира Шадрина, скучное житье Васютки.
Поход Васютки в тайгу за орехами и потеря затесей после охоты на глухаря.
выносливость, смекалка, настойчивость, целеустремлённость, любовь к природе, уважение к старшим
Свой вариант__________________________________________
РАЗВИТИЕ действия
Страх и отчаяние Васютки.
Решительные действия по своему спасению.
Просвет в пути.
выносливость, смекалка, настойчивость, целеустремлённость, любовь к природе, уважение к старшим
Свой вариант__________________________________________
КУЛЬМИНАЦИЯ
Появление бота и возвращение героя.
выносливость, смекалка, настойчивость, целеустремлённость, любовь к природе, уважение к старшим
Свой вариант__________________________________________
РАЗВЯЗКА
Васютка дома.
Путь к озеру и его освоение.
выносливость, смекалка, настойчивость, целеустремлённость, любовь к природе, уважение к старшим
Свой вариант__________________________________________
ЭПИЛОГ
Пятнышко на карте – «Васюткино оз.».
выносливость, смекалка, настойчивость, целеустремлённость, любовь к природе, уважение к старшим
Свой вариант__________________________________________
Ответы пятиклассников. Делаем выводы.
Эти качества характера, конечно же, влияют на становление личности героя.
8. Понимание, что тайга хлипких не любит, указывает на «бывалость» Васютки. Он знает, что…
1. Собираясь в лес, необходимо брать с собой ………..
2. Двигаться нужно по затесям, чтобы…………
3. Беречь …………
4. Быть наблюдательным, внимательным, ………………………..
5. Уметь ориентироваться по ……………………………………….
6. Помнить, что гудок парохода откликается на …………………..
………………………………………………………………………….
7. Не терять веры в ……………………………………………………
1. Собираясь в лес, необходимо брать с собой спички, соль и хлеб.
2. Двигаться нужно по затесям, чтобы не заблудиться.
3. Беречь патроны.
4. Быть наблюдательным, внимательным, осторожным.
5. Уметь ориентироваться по сторонам света.
6. Помнить, что гудок парохода откликается на ближнем водоеме.
7. Не терять веры в свои силы.
Итак, Васютке помогли выжить в тайге его умения и знания. Благодаря им проявились в мальчике важные личностные качества, повлиявшие на становление характера героя.
Вам задание: выберите нужный вариант в правой части таблицы и подчеркните его, указав на то, как Васютка реагирует на обстоятельства (а слова дедушки запишите):
Часть текста
|
Главная мысль
|
1. Открытие Васютки.
|
Васютка испугался/ Васютка не испугался
|
2. Его охватило отчаяние.
|
Вначале природа не пугала его/
Вначале природа пугала его
|
3. Слова дедушки и отца, которые вспомнил мальчик.
|
|
4. Васютка разжёг костёр.
|
У костра вёл себя как взрослый/ У костра вёл себя растерянно
|
5. Как мальчик приготовил себе еду?
|
Вспоминал наставления отца/
Вспоминал наставления матери
|
6. «Живём!»
|
Понял, что не пропадёт/
Понял, что выхода нет
|
Что же помогло Васютке выжить в тайге? (ответы детей)
1.Знание народных примет;
2.Умение разводить костер;
3.Смекалка;
4.Внимание и сосредоточенность;
5.Желание вернуться домой;
6.Наблюдательность
7.Способность к размышлению.
-Как дедушка, мама и отец встретили мальчика? Почему никто его не ругал, а дедушка даже пообещал купить ружье?
Родные поняли, что Васютка получил серьезный жизненный урок и стал совсем взрослым человеком, умеющим отвечать за свои поступки.
-Почему Васютка, показывая дорогу к озеру, немного робеет перед отцом?
В этом проявляется глубокое уважение к сильному и опытному человеку, желание загладить свою вину перед ним.
Есть такой предмет «Основы безопасности жизнедеятельности». ОБЖ. История Васютки поможет составить инструкцию «Если ты вдруг заблудился в лесу». Составьте на основе истории инструкцию для применения.
Если вы вдруг заблудились в лесу, вы должны:
Не паникуй, успокойся.
Осмотри место, где находишься.
Собери хворост, дрова для костра (на ночь).
Разожги костер, приготовь пищу.
Подготовь место для ночлега.
Спокойно ожидай спасателей, родственников.
Какова была тема нашего урока?
Что мы должны были выяснить?
-Определить причины, условия становления характера Васютки.
-Задуматься, как выйти человеку из трудной ситуации, как пробудить в себе готовность бороться со страхом, робостью
Цель достигнута?
Что вам запомнилось сегодня на уроке, что понравилось?
Работая на уроке, довольны ли вы собой? (нарисуй смайлик)
Я ДОВОЛЕН (ДОВОЛЬНА)СОБОЙ
|
Я СОБОЙ НЕ ДОВОЛЕН
(НЕ ДОВОЛЬНА)
|
|
|
Дома напишите небольшое рассуждение «Уроки рассказа «Васюткино озеро»»
Рабочие материалы:
Готовиться основательно к походу в тайгу
Таков старинный порядок: идешь в лес — бери еду, бери спички.
Эх, дурило, дурило! Сколько этой соли в бочках на берегу!
Что стоило горсточку в карман сыпануть!
Обозначать особыми приметами дорогу
Наверное, всякая таежная дорога начинается с затесей. Сделает человек зарубку на одном дереве, отойдет немного, еще топором тюкнет, потом еще. За этим человеком пойдут другие люди; собьют каблуками мох с валежин, притопчут траву, ягодники, отпечатают следы в грязи, и получится тропинка
Не тратитить попусту порох и дробь
Трепет перед драгоценным «припасом» (так называют сибирские охотники порох и дробь) крепко вбит в сибиряков от роду
Знать повадки зверей и птиц
Удивительно чуткий клюв у кедровки: пустые орехи птица даже не вынимает из гнездышка
Бережно относиться к тайге
Он тщательно заплевал цигарку, придавил ее каблуком и пошел
Уметь развести костер, приготовить пищу, устроиться на ночлег
Надо было запастись на ночь дровами. Васютка, не щадя рук, наломал сучьев, приволок сухую валежину, выворотил старый пень.
Повесил его на сук, чтобы мыши или кто-нибудь еще не добрался до харчей, и принялся готовить место для ночлега
Не терять присутствия духа
«Тайга, наша кормилица, хлипких не любит!» — вспомнились ему слова отца и дедушки.
Тишина. Васютка рукавом утирает пот со лба и, набравшись храбрости, решительно направляется в сторону темного предмета
Знать таежные приметы
Почти голая сторона у ели — значит, в ту сторону север, а где ветвей больше — юг. Трава стала попадаться
Уроки тайги
чаще и уже не отдельными былинками, а пучками. Васютка заволновался: трава растет обычно вблизи больших водоемов.
Он не раз слышал от рыбаков, что в некоторых озерах будто бы водится белая рыба, но озера эти должны быть или были когда-то проточными.
Да, если озеро проточное и из него вытекает речка, она в конце концов приведет его к Енисею.
Мальчик знал эти фокусы тайги: гудок всегда откликается на ближнем водоеме.
Итоги работы
• Что помогло Васютке выжить в трудных условиях?
Васютка умел анализировать происходящее: «Склонность к пространным рассуждениям, как у всякого таежника, рано появилась у Васютки».
Ему пригодились навыки, полученные в общении со взрослыми, смекалка, сноровка и вера в себя.
• Выразительное чтение эпизода от слов «Совсем приуныл Васютка. Жалко ему самого себя стало, начало донимать раскаяние» до слов «„Может быть, увидели ее наши?" — подумал он, натягивая на лицо телогрейку, и вскоре забылся беспокойным сном».
• О чем свидетельствуют размышления Васютки?
Васютка понял, что необходимо ценить каждый момент жизни и стремиться все делать по совести.
• Художественный пересказ эпизода от лица героя «Встреча с Енисеем».
• Как качества характера героя проявились в этом эпизоде?
Мальчик испытывал страх, плакал от отчаяния, но все-таки взял себя в руки и сделал все так, как подсказывал ему здравый смысл и житейский опыт.
• Как дедушка, мама и отец встретили мальчика? Почему никто его не ругал, а дедушка даже пообещал купить ружье?
Родные поняли, что Васютка получил серьезный жизненный урок и стал совсем взрослым человеком, умеющим отвечать за свои поступки.
• Почему Васютка, показывая дорогу к озеру, немного робеет перед отцом?
В этом проявляется глубокое уважение к сильному и опытному человеку, желание загладить свою вину перед ним.
|