Скачать 247.93 Kb.
|
Актуальні проблеми фізичної культури і спорту. – 2011. – № 22 (3). IV НАУКОВИЙ НАПРЯМ Медико-біологічні проблеми оздоровчої фізичної культури і спорту ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ПСИХИЧЕСКОЙ НАГРУЗКИ НА ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ СТУДЕНТОВ-ЛЫЖНИКОВ В УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ Б.П. Яковлев1, А.И. Павлик2, А.В. Фурсов1, Д.В. Егшатян1 1 ГОУ ВПО «Сургутский государственный университет ХМАО-Югры», Сургут, Россия 2 Государственный научно-исследовательский институт физической культуры и спорта, Киев, Украина Аннотация. Б.П. Яковлев, А.И. Павлик, А.В. Фурсов, Д.В. Егшатян. Оценка влияния психической нагрузки на психофизиологические показатели студентов-лыжников в учебно-тренировочном процессе // Актуальные проблемы физической культуры и спорта. – 2011. – № 22 (3). – С. 71-79. Цель исследования заключается в выявлении влияния психической нагрузки на психофизиологические показатели студентов лыжников-гонщиков в учебно-тренировочном процессе. Методы: тестирование психической напряженности; определение реакции на движущийся объект (РДО); психофизиологическое тестирование; пульсометрия; методы математической статистики. Результаты: при тестировании субъективной тревожности студентов-лыжников в условиях учебной деятельности отмечается более высокий уровень результатов (X ± m: 45 ± 1,5 балла) по сравнению с результатами их тестирования в условиях соревновательной деятельности, где тревожность отмечалась на среднем уровне (X ± m: 35 ± 2,5 балла). При режиме тестирования психической напряженности студентов-лыжников по методике РДО со скоростью 2000 мс/20 прохождений в условиях учебной деятельности интегральный показатель напряженности больше, чем в условиях соревновательной деятельности и составляет X ± m: 29,2 ± 1,2 мм и X ± m: 22,3 ± 2,3 мм соответственно с достоверными различиями между показателями (p<0,05). Ключевые слова: студенты-лыжники, психическая нагрузка, тестирование психической нагрузки, психофизиологические показатели. Постановка проблемы. Анализ последних исследований и публикаций Учебно-тренировочный процесс лыжников-гонщиков в педагогическом ВУЗе является весьма специфичным по своей структуре построения. На этой основе он характеризуется изменчивостью, гибкостью в организации и планировании периодов и циклов спортивной подготовки, дозированием и распределением выполняемых физических нагрузок в учебно-тренировочных занятиях [1, 2, 3]. Студенты-спортсмены, которые не смогли в таких условиях достаточно быстро самоорганизоваться и соответствующим образом откорректировать учебно-тренировочный процесс, прекращают свои регулярные занятия спортом и в дальнейшем потенциальные чемпионы вынуждены досрочно завершать свою спортивную карьеру [3, 7, 10]. В дальнейшем, такой хаотичный режим разного рода нагрузок приводит к снижению метаболизма, нарушениям деятельности иммунной и других систем организма с последствиями возникновения различных заболеваний [7, 8, 9, 10, 13, 15]. В таких условиях В.К.Бальсевич подчеркивает необходимость создания условий психологического комфорта для студентов-спортсменов, у которых психоэмоциональное напряжение может спровоцировать серьезные органические расстройства [4, 5]. А.Г.Баталов и Н.А.Фомин отмечают, что бессистемное форсирование спортивной подготовки чревато тупиковым эффектом даже при дальнейшем росте результатов. Особенно это относится к спортивной подготовке юных талантливых спортсменов, у которых в запасе есть и возраст и не исчерпанные в достижениях ранних рекордов резервы адаптации [6, 17]. Таким образом, для успешного сочетания учебы и спорта студентам лыжникам-гонщикам необходима гармоничная совместимость структуры учебно-тренировочного процесса с учебной деятельностью в ВУЗе. При анализе литературы мы обнаружили несколько работ, в которых ученые и практики провели попытку структуризации учебно-тренировочного процесса, оптимизации регулирования тренировочной нагрузки в соответствии с изменяющимися параметрами функциональной подготовленности спортсмена, уровнем его адаптивных возможностей и психоэмоциональной готовности к выполнению тренировочных и соревновательных нагрузок [4, 5, 6, 7, 8, 9, 11]. Вопросами изучения воздействия психических нагрузок в экстремальных условиях спортивной, учебной и производственной деятельности человека занимались Н.В.Макаренко, Е.П.Ильин, Б.П.Яковлев, В.А.Машин, которые разработали и адаптировали методики определения влияния психических нагрузок на эффективность деятельности, психологические и психофизиологические проявления [12, 13, 17, 18, 19]. Связь роботы с научными планами Исследования проводились в соответствии с планом научного сотрудничества ГОУ ВПО «Сургутский государственный университет ХМАО-Югры», Сургут, Россия и Государственного научно-исследовательского института физической культуры и спорта (ГНИИФКС), Киев, Украина по теме 2.26 "Совершенствование системы оценки функциональных возможностей квалифицированных спортсменов" Сводного плана научно-исследовательской работы в сфере физической культуры и спорта на 2011 – 2012 гг. Министерства образования и науки, молодежи и спорта Украины. Цель исследования заключается в выявлении воздействия психической нагрузки на психофизиологические показатели студентов лыжников-гонщиков в учебно-тренировочном процессе. Методы исследования Для решения поставленной цели были использованы следующие методы: анализ и обобщение литературных источников; педагогические наблюдения; оценка соревновательной деятельности; тестирование психофизических нагрузок, включающее тестирование психической напряженности с помощью методики шкалирования Ч.Спилбергера; тестирование психофизиологических реакций на движущийся объект (РДО); тестирование психической нагрузки по модифицированной методике Н.В.Макаренко; пульсометрия; констатирующий педагогический эксперимент; методы математической статистики. Исследование психофизиологических процессов у студентов лыжников-гонщиков проводилось последовательно в два этапа: на первом проводилось исследование испытуемых на психическую напряженность и ситуативную тревожность в соревновательном периоде подготовки и в периодах, когда студенты лыжники-гонщики совмещали учебно-тренировочный процесс с учебной деятельностью в ВУЗе. При тестировании испытуемых на ситуативную тревожность использовалась методика шкалирования Ч.Спилбергера, которая представляет собой шкалу с набором из 20 суждений (10 из них характеризуют наличие эмоций, напряженности, беспокойства, озабоченности, 10 – отсутствие тревожности). Тест позволяет изучить состояние тревожности, которое возникает в связи со значимыми ситуациями. Для тестирования у испытуемых уровня напряженности психофизических процессов использовалась методика определения психофизиологических реакций на движущийся объект при тестировании спортсменов-лыжников на компьютерном комплексе «Диагност-1» [12, 13]. Испытуемые выполняли работу сидя перед монитором компьютера и в одной руке держали периферийное кнопочное устройство (типа джойстик) для оперативной реакции на остановку движущегося объекта напротив соответствующей отметки. Реакция на движущийся объект определялась по двум скоростным режимам РДО-1000 мс/20 прохождений и РДО-2000 мс/20 прохождений. После завершения теста на мониторе представляется графическое отображение результатов выполнения тест-задания (табл. 1). Таблица 1 Пример тестирования психофизиологических реакций на движущийся объект (РДО-1000 мс/20 прохождений) у студента-лыжника (4 курс обучения в ВУЗе).
На втором этапе исследования, после тестирования РДО, испытуемые на этом же компьютерном комплексе «Диагност-1» выполняли тест-задание по воздействию дозированной психической нагрузки (ДПН) по модифицированной методике Н.В.Макаренко (1991), Б.П.Яковлева (2002). Испытуемые спортсмены осуществляли работу в режиме «навязанного ритма» по системе тестирования уровня функциональной подвижности нервных процессов (УФП НП) и силы нервных процессов (СНП). В положении сидя перед монитором компьютера спортсмены держали в обеих руках удобное периферийное кнопочное устройство (типа джойстик) для выполнения ответных реакций. Для измерения ЧСС использовался спортивный тестер Garmin Forerunner 305 – спортивный GPS-навигатор, который фиксировал его динамику при тестировании спортсменов. Процесс выполнения работ осуществлялся в следующем порядке. Экспериментатор в «меню» проводит выбор вида раздражителя: геометрические фигуры (квадрат, круг, треугольник); цветá (красный, зеленый, желтый); название слова (животного, растения, неодушевленного предмета) и начальный темп предъявления раздражителей-сигналов. Работа проводилась по программе ступенчато возрастающей скорости предъявления раздражителей. Начальный темп предъявления сигналов (фигуры, цветá, слова – по выбору экспериментатора) составляет тридцать сигналов в течение тридцати секунд. Каждый последующий тестирующий режим (ступенька) увеличивает темп подачи раздражителей на пять или десять сигналов за тридцать секунд или за минуту (по усмотрению экспериментатора), составляя соответственно следующие ступеньки: 30, 40, 50, ..., 110 сигналов за тридцать секунд. Длительность каждого тест-задания соответственно может быть выбрана по усмотрению экспериментатора в течение 30 или 60 секунд. В целом выбор «меню» производится по следующей схеме: «Вид сигнала-раздражителя» «Время прохождения серии» «Скорость экспонирования сигнала» «Величина приращения скорости» Испытуемому предлагалась следующая инструкция: «При появлении на экране монитора сигнала (геометрическая фигура – квадрат) Вам следует как можно быстрее правой рукой нажать и отпустить правую кнопку. При появлении сигнала (геометрическая фигура – круг) Вам следует как можно быстрее левой рукой нажать и отпустить левую кнопку. На другие сигналы (геометрическая фигура – треугольник) никаких действий не производить». Показателем оптимальной скорости и точности приема и переработки информации является максимальный темп предъявления раздражителей, при котором испытуемый делает не более 5 % ошибок. Как уже говорилось, в период выполнения тестирующих нагрузок с помощью тестера Garmin Forerunner производилась посекундная регистрация изменения ЧСС на каждой ступеньке. В процессе работы компьютерный комплекс «Диагност-1» дискретно регистрирует скорость подачи тест-сигналов, количество и процент ошибочных реакций, определяет УФП НП (сигналов·мин-1). После завершения тестирования на мониторе представляется графическое отображение результатов выполнения тест-задания (см. табл. 2). Таблица 2 Пример выполнения испытуемым дозированной психической нагрузки (студент лыжник-гонщик, 22 года).
После обработки полученных результатов тест-задания по выполнению дозированной психической нагрузки и результатов ЧСС составлялась обобщенная таблица тестирования дозированной психической нагрузки со всеми психофизиологическими показателями реакции организма испытуемых (табл. 3). Предлагаемая последовательность оценки психической нагрузки позволяет качественным показателям приобрести конкретный психофизиологический уровень и, тем самым, количественно характеризовать особенности психологических и физиологических реакций в различных заданных условиях лабораторного эксперимента. Кроме этого, исследования психической нагрузки поможет оптимизировать физические нагрузки в учебно-тренировочном процессе. С помощью комплексной оценки психологических и физиологических показателей величины психической нагрузки появилась возможность контролировать и анализировать функциональные ресурсы спортсмена в условиях соревновательной деятельности. Уже одно только знание среднего значения ЧСС в условиях соревновательных нагрузок помогает охарактеризовать текущее функциональное состояние спортсмена и в зависимости от этого прогнозировать эффективность и надежность соревновательной деятельности. Однако представление об учебно-тренировочном процессе не ограничивается «слепым» (термин В. Попцова, 1998) контролем ЧСС. Важно при этом представлять, какие особенности у спортсмена в тех или иных условиях спортивной подготовки имеются во взаимодействии между психическими проявлениями и интегральным показателем сердечной деятельности и другими реакциями организма и психики на различных этапах подготовки к соревнованию [14]. Таблица 3 Пример выполнения испытуемым дозированной ступенчатой психической нагрузки c регистрацией ЧСС (студент лыжник-гонщик, 22 года).
Большинство периодически проводимых обследований в лыжных гонках (обычно 2 – 3 раза в год в лучшем случае и касающихся спортсменов, входящих в основной состав сборной команды страны) направлены преимущественно на медико-биологический анализ систем организма. Особенности изменения психических процессов и состояний спортсменов часто остаются за пределами внимания, как тренеров, так и самих спортсменов, профильных специалистов и не используются в целях комплексного обсуждения и интерпретации выявленных сдвигов и изменений в специфических условиях спортивной подготовки. Тем самым, они не могут быть использованы для планирования и прогнозирования конкретных тренировочных нагрузок в зависимости от психических проявлений спортсменов, характера и направленности протекания мобилизационно-восстановительных процессов в организме и психике спортсмена. Поэтому, показатели тестирования воздействия психической нагрузки позволяют выявлять соответствующие закономерности и взаимосвязи с функциональными показателями лимитирующих систем организма, уровень специальной работоспособности в различных видах спортивной специализации. Тестирование воздействия психической нагрузки по времени составляет от 15 до 20 мин на одного испытуемого. Само тестирование чаще всего вызывает у спортсменов большой интерес и высокую мотивацию на результативность его выполнения, оно не сложно в понимании требований и инструкций. В самом тестировании уже заложен соревновательный момент: как можно выше подняться по ступенькам величины психической нагрузки, не сделав ошибок, а затем успешно выдержать максимальный темп дозированной психической нагрузки (от 2 до 5 мин в зависимости от условий эксперимента). Комплексное обследование студентов – квалифицированных лыжников-гонщиков (I разряд, КМС и МС) – включало в себя учет и анализ задаваемых нагрузок в структуре и содержании учебно-тренировочного процесса, регистрацию и оценку соревновательной деятельности, уровень психической напряженности, оценку психофизических реакций организма на дозированную психическую нагрузку. Результаты исследования Исследования психической тревожности, напряженности и оценка психофизиологических показателей по выявлению влияния психической нагрузки на организм проводились непосредственно в условиях соревновательного периода подготовки, после периода напряженной учебной и соревновательной деятельности студентов лыжников-гонщиков. Исследовались проявления тревожности, напряженности и оценивались параметры психофизиологических реакций на дозированную психическую нагрузку, определяющие закономерности влияния периодов учебного процесса в ВУЗе и соревновательной деятельности студентов лыжников-гонщиков. С целью определения уровня тревожности и напряженности студентов лыжников-гонщиков, было проведено тестирование при помощи шкалы Ч.Спилбергера по определению тревожности по методике тестирования реакций на движущийся объект (РДО), где интегральным показателем напряженности было среднее значение отклонения движущегося объекта от контрольной точки его остановки. Тестирование РДО проходило с двумя скоростными режимами – 1000 мс/20 прохождений и 2000 мс/20 прохождений с целью выявления достоверности и определения наиболее благоприятного режима обработки информации. Результаты тестирования по изучению состояния тревожности и напряженности спортсменов в периоды учебной и соревновательной деятельности представлены в табл. 4. Таблица 4 Результаты тестирования тревожности и напряженности в периоды учебной и соревновательной деятельности.
Изучение влияния психических нагрузок после периода напряженной учебной и соревновательной деятельности на организм студентов лыжников-гонщиков проводилось в трех группах, которые были сформированы после определения уровня функциональной подвижности нервных процессов (УФП НП): группа 1 – низкий УФП НП: 60 – 70 сигналов за 30 с; группа 2 – средний УФП НП: 80 – 90 сигналов за 30 с; группа 3 – высокий УФП НП: от 100 и более сигналов за 30 с. Опираясь на теоретико-методологические разработки психофизиологической школы А.Е.Хильченко, А.В.Трошихина, Н.В.Макаренко, мы определили основное свойство нервной системы – функциональную подвижность. Отметим, что данное индивидуально-типологическое свойство характеризует определённый уровень выполнения работы по переработке и дифференцировке положительных и тормозных стимулов, экстренное переключение на адекватные действия в сложных ситуациях и быструю смену возбудительного процесса на тормозной и наоборот. Как показали исследования, при сравнении результатов по психофизиологическим реакциям студентов лыжников-гонщиков на психическую нагрузку (ступенчато возрастающую и дозированную), наблюдаются достоверные различия (p<0,05) перед началом периода напряженной учебной деятельности и после его завершения. Согласно полученным результатам по изучению ЧСС при психической нагрузке (ступенчато возрастающей и дозированной) до и после периода напряженной учебной деятельности (рис. 1), была выявлена разнонаправленность и разновыраженность в динамике показателей изменения ЧСС (%). До периода напряженной учебной деятельности изменение ЧСС (%) не достоверно (p>0,05), тогда как после напряженной учебной деятельности изменение ЧСС (%) имеет значимую достоверность (p<0,05). Сравнительный анализ экспериментальных данных Рис. 1 Средние значения изменения ЧСС (в %) студентов лыжников-гонщиков до и после напряженной учебной деятельности по методике моделирования ступенчато возрастающей психической нагрузки. Рис. 2 Средние значения количества ошибок (в %), допущенных студентами лыжниками-гонщиками до и после напряженной учебной деятельности по методике моделирования ступенчато возрастающей психической нагрузки. студентов лыжников-гонщиков (рис. 2) по величине скорости приёма и переработки информации при психической нагрузке (ступенчато возрастающей и дозированной) показал, что величина переработки информации на предъявляемые стимулы имеет наибольшую продуктивность и достоверность (p<0,05) до начала периода напряженной учебной деятельности, чем после его завершения. По результатам исследований определения влияния психических нагрузок на организм студентов лыжников-гонщиков после периода напряженной учебной и соревновательной деятельности были получены следующие различия в показателях ЧСС (%) и % ошибки при переработке принятой информации (рис. 3, 4). В группе студентов лыжников-гонщиков с низким УФП НП результаты изменения ЧСС (%) и % ошибки при переработке принятой информации после напряженной учебной и соревновательной деятельности не достоверны (p>0,05), тогда как в группах со средним УФП НП они выше и результаты изменения ЧСС (%) и % ошибки при переработке принятой информации после напряженной учебной и соревновательной деятельности достоверны (p<0,05). По результатам исследований ситуативной тревожности и психической напряженности студентов лыжников-гонщиков в условиях учебной деятельности она в среднем отмечается высокая и составила X ± m: 45 ± 1,5 баллов, по сравнению с теми результатами тестирования, которые проводились в условиях соревновательной деятельности, где тревожность отмечалась на среднем уровне X ± m: 35 ± 2,5 балла. Рис. 3 Среднегрупповые результаты показателей изменения ЧСС (в %), студентов лыжников-гонщиков после соревновательной и напряженной учебной деятельности по методике моделирования ступенчато повышающейся психической нагрузки. Рис. 4 Среднегрупповые результаты количества ошибок (в %), студентов лыжников-гонщиков после соревновательной и напряженной учебной деятельности по методике моделирования ступенчато возрастающей психической нагрузки. Психическая напряженность при режиме тестирования РДО со скоростью 1000 мс/20 прохождений не имеет достоверности различий (p>0,05) и это объясняется тем, что данный режим вызывает одинаковую напряженность у студентов лыжников-гонщиков в периодах учебной и соревновательной деятельности и не может быть информативен в данном исследовании. При режиме тестирования психической напряженности РДО со скоростью 2000 мс/20 прохождений в условиях учебной деятельности интегральный показатель напряженности больше, чем в условиях соревновательной деятельности и составил X ± m: 29,2 ± 1,2 мм, и X ± m: 22,3 ± 2,3 мм. Соответственно, различие между показателями является достоверным (p<0,05). Следовательно, во время тестирования РДО со скоростью 2000 мс/20 возникает некая закономерность в психической напряженности студентов лыжников-гонщиков, которая в условиях учебной деятельности проявляется больше, чем в условиях соревновательной деятельности. Такая закономерность, выявленная нами, объясняется тем, что режим совмещения учебной деятельности в ВУЗе и тренировочного процесса является специфичным и влияет на психическое напряжение студентов лыжников-гонщиков по сравнению с соревновательной деятельностью, при подготовке к которой психика и психофизиологические процессы организма на протяжении длительного и периодического воздействия тренировочного процесса выработали толерантность и адаптацию к психофизическим нагрузкам. Влияние психических нагрузок на студентов лыжников-гонщиков зависит от внутренних психофизиологических процессов организма. Чем выше индивидуально-типологический УФП НП, тем больше вариативность и выраженность показателей ЧСС и % ошибок при переработке информационных стимулов. В целом, анализ результатов обследования спортсменов-лыжников показал наиболее качественное влияние на них психической нагрузки в период напряженной учебной деятельности, чем в условиях соревновательной деятельности. Выводы Условия, предъявляемые к спортивной деятельности в период учебной деятельности студентов-лыжников, обязывают применять адекватную оценку не только к воздействию «внешней» стороны физической нагрузки, характеризующуюся по объёму, направленности, интенсивности, но и к «внутренней» стороне психической нагрузки, характеризующуюся по субъективным показателям, с изменением психофизиологических процессов. Так, по полученным данным при тестировании субъективной тревожности студентов лыжников-гонщиков в условиях учебной деятельности у них отмечается высокий уровень результатов, где X ± m: 45 ± 1,5 баллов, по сравнению с результатами тестирования в условиях соревновательной деятельности, где тревожность отмечалась на среднем уровне, где X ± m: 35 ± 2,5 балла. При режиме тестирования психической напряженности по методике РДО со скоростью 2000 мс/20 прохождений в условиях учебной деятельности интегральный показатель напряженности больше, чем в условиях соревновательной деятельности, где X ± m: 29,2 ± 1,2 мм и X ± m: 22,3 ± 2,3 мм, соответственно и различия между показателями достоверны (p<0,05). Такая закономерность, выявленная нами, объясняется тем, что режим совмещения учебной деятельности в ВУЗе и тренировочного процесса является специфичным и влияет на психическое напряжение студентов лыжников-гонщиков по сравнению с соревновательной деятельностью, при подготовке к которой психика и психофизиологические процессы организма на протяжении длительного и периодического воздействия тренировочного процесса выработали толерантность и адаптацию к внешнему воздействию психофизической нагрузки. Литература
Abstract. P.B. Yakovlev, A.I. Pavlik, A. F.Fursov, D.V. Yegshatyan. The assessment of mental stress’ influence on psychophysiological factors in student-skiers during the training process // Contemporary problems of physical culture and sports. – 2011. – № 22 (3). – Р. 71-79. The aim of research is to show the mental stress influence on psychophysiological factors in skier-racers during the training process. The methods of research: the mental tension test, movable objects test, psychophysiological test, pulsometry, mathematical statistics. It was found that the level of visual anxiety tests factors in student-skiers during the training activities are higher (X ± m: 45 ± 1,5 marks), in comparing with factors of anxiety during the competition activities (X ± m: 35 ± 2,5 marks); the mental tension of student-skiers in movable objects test (velocity of 2000 ms/20 passages) during the training activity is significantly higher (X ± m: 29,5 ± 1,2 mm), than during the competition activities (X ± m: 22 ± 1,5 mm). Keywords: student-skiers, mental stress, mental stress test, psychophysiological factors. Анотація. Б.П. Яковлєв, А.І. Павлік, А.В. Фурсов, Д.В. Єгшатян. Оцінка впливу психічного навантаження на психофізіологічні показники студентів-лижників в учбово-тренувальному процесі // Актуальні проблеми фізичної культури і спорту. – 2011. – № 22 (3). – С. 71-79. Мета дослідження полягає у виявленні впливу психічного навантаження на психофізіологічні показники студентів лижників-гонщиків в учбово-тренувальному процесі. Методи: визначення реакції на рухомий об'єкт (РРО); психофізіологічне тестування; методи математичної статистики. Результати: при тестуванні суб'єктивної тривожності студентів-лижників в умовах учбової діяльності визначається більш високий рівень результатів (X ± m: 45 ± 1,5 бала) порівняно з результатами тестування в умовах змагальної діяльності, де тривожність наголошувалась на середньому рівні (X ± m: 35 ± 2,5 бала). При режимі тестування психічної напруженості за методикою РРО із швидкістю 2000 мс/20 проходжень в умовах учбової діяльності інтегральний показник напруженості більший, ніж в умовах змагальної діяльності і складає X ± m: 29,2 ± 1,2 мм та X ± m: 22,3 ± 2,3 мм відповідно з достовірними відмінностями між показниками (p<0,05). Ключові слова: студенти-лижники, психічне навантаження, тестування психічного навантаження, психофізіологічні показники. Статтю отримано до публікації: листопад 2011. Статтю прийнято до публікації: грудень 2011. |
Міністерство освіти І науки автономної республіки крим центр розвитку... Розвиток інноваційної культури суспільства: проблеми та перспективи / Матеріали IV науково-практичної конференції 26 червня 2009... |
Міністерство освіти І науки, молоді та спорту України Соціально-економічні, соціально-педагогічні та соціально-психологічні проблеми морської освіти |
||
«Колледж фитнеса и бодибилдинга имени Бена Вейдера» Цель реализации образовательной программы – совершенствование компетенции, необходимой для профессиональной деятельности инструкторов... |
Министр по физической культуре и спорту «гто» отдела физической культуры, студенческого спорта и взаимодействия со спортивными федерациями министерства по физической культуре... |
||
00 загальні питання науки І культури Рожнов, В. Кадровий максимум: зразки документів з обліку персоналу : проект журналу "Довідник кадровика" / В. Рожнов. – К. Медіа-Про,... |
О республиканских соревнованиях учащихся по судомодельному спорту в 2012 году Рд среди учащихся судомоделистов и отбор команды для участия во Всероссийских соревнованиях по судомодельному спорту |
||
Регламент кубка россии по горнолыжному спорту Перечень документации, регламентирующей подготовку и проведение соревнований Кубка России по горнолыжному спорту. 23 |
Руководство подготовкой и проведением соревнований осуществляется... Республики Башкортостан по физической культуре и спорту скалолазания Башкортостана |
||
Положение об Открытом Чемпионате Липецкой области по парапланерному спорту Липецк 2005 г Открытый Чемпионат Липецкой Области по парапланерному спорту проводится с 18. 06. 05 по 19. 06. 05 в г. Липецк на базе Липецкого... |
Решение №271-ж/2016 Федеральное государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Центральная медико-санитарная часть №71 Федерального медико-биологического... |
||
Решение №116-ж/2013 Федеральное государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Центральная медико-санитарная часть №71 Федерального медико-биологического... |
Кубок губернатора Амурской области по конному спорту Организаторы соревнований: Федерация конного спорта Амурской области и филиал ОАО «Росипподромы» при поддержке Правительства Амурской... |
||
Центр психолого-медико-социального сопровождения «преображение» 300028... Учреждение-разработчик: Муниципальное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной... |
Решение по делу №88-ж/2017 15 марта 2017 года г. Челябинск, пр. Ленина, 59 Федеральное государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Центральная медико-санитарная часть №15 Федерального медико-биологического... |
||
Бюджетного учреждения «Центральная медико-санитарная часть №21 Федерального медико-биологического агентства», именуемое в дальнейшем Заказчик, в лице Начальника... |
Система автоматизации процесса сбора медико-экономической и медико-статистической... «арм отчётов ЛенМедСтат» запускается либо из меню «Пуск» либо при помощи ярлыка на рабочем столе |
Поиск |