#G0МИНИСТЕРСТВО
ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ
УКАЗАНИЕ
15 декабря 1988 г. № 805/У
Москва
|
НАЧАЛЬНИКАМ УПРАВЛЕНИЙ, ОБЪЕДИНЕНИИ, ПРЕДПРИЯТИЙ
И ОРГАНИЗАЦИЙ
ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ
|
О введении в действие Инструкции по организации обеспечения, хранения, подготовки, контроля качества и заправки воздушных судов ГСМ на аэродромах ПАНХ
|
|
В целях дальнейшего совершенствования организации обеспечения, хранения, подготовки, контроля качества и заправки воздушных судов авиационными горюче-смазочными материалами и специальными жидкостями на аэродромах ПАНХ
ПРЕДЛАГАЮ:
1. Утвердить и ввести в действие с 01.01.90 Инструкцию по организации обеспечения, хранения, подготовки, контроля качества и заправки воздушных судов горюче-смазочными материалами на аэродромах ПАНХ.
2. Организовать изучение Инструкции с работниками, участвующими в организации и обеспечении работ на аэродромах ПАНХ. Направить до 01.01.91 в УГСМ МГА предложения по уточнению ее положений.
3. Привести объекты ГСМ и средства заправки воздушных судов на аэродромах ПАНХ в соответствие с требованиями Инструкции.
4. В пункте 3.2.25 и 2.3.28 Инструкции по применению и контролю качества авиационных горюче-смазочных материалов и специальных жидкостей в гражданской авиации (приложение к приказу МГА от 17.12.84 № 265) вместо слов «Правил поставки и контроля качества авиаГСМ для временных аэродромов и площадок ПАНХ» записать: «Инструкции по организации обеспечения, хранения, подготовки, контроля качества и заправки воздушных судов ГСМ на аэродромах ПАНХ».
5. С вводом в действие Инструкции считать утратившими силу:
- пункт 8 приложения 28 и пункт 3.3 приложения 6 к приказу МГА от 17.12.84 № 265;
Правила поставки и контроля качества авиаГСМ для временных аэродромов и площадок ПАНХ, утвержденные МГА 07.09.83 № 48/И;
- указания МГА от 04.10.84 № 689/У-2 и от 19.06.85 № 516/У-2
- раздел 6 Инструкции о порядке ведения учета, отчетности и расходования ГСМ в гражданской авиации от 01.08.84 № 26/Ии пункты 5 и 6 приложения к указанию МГА от 12.08.86 № 526/У-1.
6. Контроль за выполнением указания возложить на начальника УГСМ МГА.
#G0Первый заместитель Министра
гражданской авиации
|
Б.Е. Панюков
|
МИНИСТЕРСТВО ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ СССР
#G0СОГЛАСОВАНО
Заместитель председателя Госкомнефтепродукта РСФСР
_____________ В.М. Колесников
20 января 1989 г. № 15-3/5-24
|
УТВЕРЖДАЮ
Первый заместитель Министра
гражданской авиации СССР
______________ Б.Е. Панюков
15 декабря 1988 г. № 805/У
|
ИНСТРУКЦИЯ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ, ХРАНЕНИЯ, ПОДГОТОВКИ,
КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА, ЗАПРАВКИ ВС ГСМ НА АЭРОДРОМАХ ПАНХ
Инструкция по организации обеспечения, хранения, подготовки, контроля качества, заправки ВС ГСМ на аэродромах ПАНХ предназначена для инженерно-технических работников эксплуатационных подразделений гражданской авиации, связанных с организацией обеспечения работ ПАНХ.
Инструкция разработана УГСМ МГА и согласована с ГУАРП, ГлавУЛС ГУЭАТ, ГЭУ МГА, отделом охраны труда МГА, ГосНИИ ГА, ГПИиНИИ ГА «Аэропроект», а также ГКНП РСФСР.
Разд. 9 «Отпуск ГСМ с нефтебаз на аэродромы ПАНХ» подготовлен отделом ресурсов и контроля качества ГКНП РСФСР.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящая Инструкция распространяется на предприятия гражданской авиации, выполняющие работы ПАНХ, а также предприятия ГКНП и заказчика в части их касающейся.
1.2. Инструкция определяет порядок организации обеспечения, хранения, подготовки, контроля качества, заправки ВС* ГСМ**, а также эксплуатацию технических средств ГСМ, учет, отчетность, технику безопасности на аэродромах ПАНХ***.
1.3. Организация и выполнение авиационных работ осуществляются в соответствии с «Основными условиями выполнения авиационных работ в отдельных отраслях народного хозяйства воздушными судами гражданской авиации СССР», а также «Положением о выполнении авиационно-химических работ в сельском хозяйстве».
1.4. Работы выполняются по договорам между эксплуатационными предприятиями гражданской авиации, именуемыми в дальнейшем Авиация, и заинтересованными организациями, именуемыми в дальнейшем Заказчик. При заключении договоров на авиационные работы предусматривается строительство объектов и сооружений ГСМ, которые должны отвечать требованиям ВНТП-6-85 с учетом настоящей Инструкции.
2. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТ НА АЭРОДРОМАХ ПАНХ
2.1. Поставка (завоз) ГСМ на аэродром ПАНХ разрешается при наличии:
- приказа авиапредприятия о допуске аэродрома ПАНХ к эксплуатации;
- акта приемки и ввода в эксплуатацию новых объектов и сооружений ГСМ, средств заправки ВС, измерения и количественного учета ГСМ. Акт оформляется комиссией авиапредприятия, в ведении которого находится данный аэродром;
____________________
* Здесь и далее под ВС подразумеваются самолеты и вертолеты гражданской авиации.
** Под ГСМ имеется в виду авиационные бензины, топлива для реактивных двигателей, авиационные масла, смазки, спецжидкости, отработанные нефтепродукты.
*** Под аэродромом ПАНХ подразумевается взлетно-посадочные полосы (площадки), временные аэродромы, вертодромы специально подготовленные и оборудованные для взлета и посадки воздушных судов, на которых выполняются, как правило, сезонные работы.
- акта допуска к работе действующих объектов и сооружений, средств транспортирования и заправки (прил. 2.1). Допуск средств транспортирования Заказчика осуществляется совместной комиссией аналогично допуску ТЗ (заправочного агрегата) к работе;
- назначенных приказом лиц*, ответственных за организацию поставки, подготовку, контроль качества и заправку воздушных судов ГСМ, за техническое состояние и эксплуатацию средств транспортирования, хранения, фильтрации, заправки, учет, сохранность, соблюдение правил охраны труда и пожарной безопасности на аэродроме ПАНХ;
- технологической карты организации работ по поставке, подготовке и заправке ВС горюче-смазочными материалами с учетом местных условий (прил. 1).
2.2. При получении ГСМ с нефтебаз применительно к местным условиям разрабатывается «Инструкция по отпуску авиаГСМ с нефтебаз на аэродромы ПАНХ».
3. ОБЯЗАННОСТЬ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТ НА ПАНХ
3.1. При заключении договора на работы ПАНХ Авиация оговаривает с Заказчиком, а при необходимости оформляет это дополнительными условиями договора, ответственность и обязанность Заказчика в вопросах:
- выделения резервуаров для хранения ГСМ, средств транспортировки, тарных хранилищ для авиамасел, смазок, спецжидкостей, обеспечения служебным помещением;
- направления своих работников (водителей АТЦ и др.) в авиапредприятие, с которым заключен договор на выполнение авиаработ, или на которое возложены обязанности по заправке ВС ГСМ, для стажировки и инструктажа по работе с ГСМ и спецжидкостями;
- определения приказом по своей организации ответственных работников для работы с ГСМ и спецжидкостями. Один экземпляр приказа Заказчик направляет в авиапредприятие;
- выполнения своими силами работ по установке и монтажу технологического оборудования ГСМ, зачистке резервуаров, АЦ, АТЦ и обеспечения охраны ГСМ и специмущества;
______________________
* Письменный договор о полной материальной ответственности может заключаться с ответственными лицами в случае, если они занимают должности или выполняют работы, непосредственно связанные с хранением, обработкой, продажей (отпуском), перевозкой или применением в процессе производства переданных им ГСМ. Перечень таких должностей и работ, а также типовой договор о полной материальной ответственности изложены в приказе МГА от 26.04.78 № 63.
- ответственности за целевое использование ГСМ, а также после завершения работ перевозки остатков ГСМ на другой аэродром ПАНХ или сдачи на склад ГСМ базового аэропорта;
- ведения бухгалтерского учета отчетности о движении ГСМ (в случаях, когда обеспечение ГСМ полностью возлагается на Заказчика);
- проведения инвентаризации ГСМ.
3.2. Авиация:
- осуществляет стажировку и инструктаж работников Заказчика и Поставщика по работе с ГСМ и спецжидкостями, при успешной сдаче зачета выдает удостоверение на право самостоятельной работы;
- представляет Заказчику и Поставщику необходимую техническую документацию, техническую консультацию. Оказывает Заказчику помощь в приобретении технологического оборудования ГСМ для аэропортов ПАНХ;
- приобретает технологическое оборудование, необходимое для строительства пунктов выдачи у Поставщика (фильтры, сепараторы);
- создает и оснащает пункты выдачи авиаГСМ у Поставщика силами базового авиапредприятия совместно с Заказчиком и за его счет;
- организует ежеквартальный контроль за сохранностью и качеством ГСМ и техническим состоянием средств транспортирования, объектов и сооружений ГСМ. При необходимости оказывает помощь Заказчику по устранению выявленных недостатков;
- отвечает за организацию лабораторного контроля качества ГСМ, если это не возложено по договору на предприятия и организации других ведомств.
3.3. Поставщик (предприятия системы нефтепродуктообеспечения) и Авиация заключают договор на поставку нефтепродуктов, в котором оговаривается порядок выдачи ГСМ с нефтебаз в транспортные средства Авиации или Заказчика и ответственность сторон за количественную и качественную сохранность ГСМ. Направляет своих работников, осуществляющих прием, хранение, отпуск ГСМ на авиапредприятие для прохождения стажировки и инструктажа по работе с ГСМ. Определяет приказом по своему предприятию ответственных работников для работы с авиационными ГСМ.
4. ПОРЯДОК ОБЕСПЕЧЕНИЯ, ХРАНЕНИЯ ГСМ, ПОДГОТОВКИ И
ЭКСПЛУАТАЦИИ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ. ЗАПРАВКА ВС ГСМ
4.1. Порядок поставки ГСМ определяется договорными обязательствами и может полностью возлагаться на Заказчика или Авиацию, Поставщика.
4.2. Аэродромы и площадки ПАНХ оборудуются отдельными для каждой марки ГСМ резервуарами с кранами слива отстоя и обособленными технологическими трубопроводами. Обвязка резервуаров - двухтрубная.
На постоянных аэродромах и площадках резервуары должны быть обвалованы. Обвалование должно вмещать не менее 50 % объема всей резервуарной группы, а для одиночных резервуаров - не менее полной их вместимости.
Высота обвалования должна быть не менее 1 м, шириной в верхней части не менее 0,5 м.
Места хранения ГСМ на временных аэродромах и площадках окапываются полосой не менее 1 м по ширине.
Горловины и краны слива отстоя заполненных резервуаров пломбируются.
ГСМ в таре необходимо хранить пробками вверх в складском помещении отдельно от автоГСМ.
Тара с ГСМ и спецжидкостями пломбируется.
При отсутствии помещения тарные ГСМ и спецжидкости разрешается хранить под навесом. Площадки для открытого хранения ГСМ и спецжидкостей в таре должны быть расположены выше прилегающей территории не менее чем на 0,2 м.
Тара (бочки) распределяется в группы по маркам (сортам) находящихся в них ГСМ и спецжидкостей. У каждой группы устанавливаются таблички с наименованием содержимого в таре и датой его изготовления (для ПВК-жидкости - с надписью «Ядовито»).
4.3. На постоянных аэродромах и площадках ПАНХ участки для хранения ГСМ необходимо оборудовать стационарными пунктами приема, состоящими из технологических трубопроводов, насосов, запорной арматуры, быстроразъемных соединительных устройств и фильтров.
Слив ГСМ может осуществляться самотеком или с использованием передвижных средств перекачки ПСГ-75, ПСГ-160, МНУГ-80 и ручных насосов типа БКФ-4.
4.4. Заправку ВС при малых расходах топлива следует производить малогабаритными заправочными агрегатами УЗС-7Б и ФЗА-3, а также с помощью упрощенных систем ЦЗС или топливо заправщиков (прил. 2.2 рис. 1 и 2).
Ежедневно перед началом работ проверяется готовность средств заправки к работе в соответствии с Технологической картой.
Результаты проверки заносятся в журнал проверки качества ГСМ и допуска технических средств к работе (прил. 2.3).
К заправке ВС допускаются только исправные и укомплектованные оборудованием средства заправки.
4.5. Упрощенные системы ЦЗС должны обеспечивать:
- прием, хранение и отстаивание топлива; фильтрацию и водоотделение;
- дозирование ПВК-жидкости и учет выданного топлива;
- защиту оборудования от гидроударов и статического электричества;
- опорожнение топлива из раздаточных рукавов.
В качестве заправочных средств системы ЦЗС могут применяться стационарные заправочные агрегаты АЦЗ-С.
На стационарных заправочных агрегатах (кроме АЦЗ-С) упрощенных систем ЦЗС устанавливаются фильтры ТФ-10 с фильтроэлементами 8Д2.966.055.
Система фильтрации упрощенной системы ЦЗС и пунктов налива ТЗ должна обеспечивать не менее двухкратной фильтрации топлива по следующей схеме:
- СТ-500 (с фильтрочехлом 7-183-10) - ТФ-10 (с фильтроэлементом 8Д2.966.055);
- или ФТВ-1500 (с фильтроэлементами 8Д2.966.115 и 8Д2.966.800).
В районах Крайнего Севера и районах с повышенной влажностью необходимо предусмотреть установку двух фильтров-сепараторов параллельно или уменьшить расход топлива через фильтр-сепаратор на половину его номинальной пропускной способности.
В качестве средств перекачки топлива в системах ЦЗС должны применяться насосные агрегаты АСЦЛ-20-24, СВН-80 и др.
Дозирование ПВК-жидкости должно осуществляться:
- счетно-дозирующими установками УСМТ-1 и УИАТ-1;
- дозаторами 8Д2.966.993, 86-3-02К и установкой УЗС-7Б;
- упрощенными дозаторами по схеме (прил. 2.4) или в соответствии с п. 6.5 настоящей Инструкции;
- самодельными дозаторами, допущенными к работе приказом командира предприятия ГА.
Перед заправкой ВС необходимо убедиться в правильности установленной дозы на дозирующей установке, а в процессе заправки контролировать ее работу по показаниям мерного стекла расходного бачка.
4.6. Контроль за перепадом давления на фильтрах и сепараторах упрощенных систем ЦЗС (пунктов налива) и на средствах заправки при их работе необходимо осуществлять не реже одного раза в день, как правило, при первой заправке ВС (наполнении ТЗ).
Смена фильтроэлементов (фильтрочехлов) должна производиться по достижении предельно допустимых перепадов давления или выработки ресурса по прокачке с учетом гарантийных сроков (прил. 2.5).
Минимально допустимый перепад давления после замены фильтроэлементов (фильтрочехлов) при номинальной пропускной способности не должен быть ниже указанного в прил. 2.5.
На самотечных системах ЦЗС перепад давления может не контролироваться; смена фильтроэлементов (фильтрочехлов) осуществляется согласно прил. 2.5.
При расходе топлива меньше номинальной пропускной способности фильтра минимально допустимый перепад давления может допускаться ниже указанного.
4.7. В качестве раздаточных рукавов на средствах заправки и пунктах налива необходимо применять резиновые бензостойкие напорные рукава диаметром 38 и 50 мм, изготовляемые по ТУ 38 105620-78.
В нерабочем положении рукава должны быть смотаны, наконечники нижней заправки и пистолеты - зачехлены брезентовыми чехлами и уложены в закрывающиеся металлические ящики.
4.8. Допускается производить заправку ВС топливом из эталонной бочки, проградуированной согласно указанию МГА от 29.10.87 № 776/У.
4.9. Заправка маслом производится из маслозаправщиков. Допускается заправка из специального ведра с носиком через воронку, с сеткой, имеющей 8000-10000 ячеек на 1 см (№0056 или №0063 по ГОСТ 6313-53).
4.10. Техническое обслуживание сооружений, объектов и оборудования ГСМ на аэродроме ПАНХ проводится в объеме и в сроки, установленные Типовой технологической картой.
Перед началом работ ПАНХ, а также по мере необходимости базовое авиапредприятие должно проводить техническое обслуживание сооружений, объектов и оборудования ГСМ в объеме Регламента по техническому обслуживанию сооружений и Технологического оборудования объектов авиатопливообеспечения от 10.11.88 № 41/И.
4.11. Все резервуары для хранения ГСМ подлежат обязательной зачистке не реже одного раза в год, а также при ремонте или необходимости с оформления акта.
В случае хранения ГСМ более одного года зачистка резервуаров проводится после их освобождения.
Зачистка емкостей АТЦ производится два раза в год (к ВЛП и ОЗП), а емкостей ТЗ - один раз в год, а также при необходимости.
Расходные бачки для ПВК-жидкости зачищаются не реже одного раза в квартал.
Тара (бочки) должна зачищаться (промываться) перед наполнением ГСМ, а также по мере необходимости (при обнаружении в ней загрязнений). Кроме того, перед наполнением тару (эталонные бочки) необходимо проверить: нет ли ржавчины на внутренней поверхности, убедиться в наличии пробок с прокладками, приспособления для пломбирования (опечатывания) и в том, что она промыта продуктом, который в ней будет храниться.
На эталонную бочку наносится надпись «Эталонная» и указывается марка ГСМ (ТС-1, Б-91/115).
4.12. Проверка и допуск средств транспортирования ГСМ осуществляется по технологии Типовой технологической карты с составлением акта.
|