УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства юстиции
Республики Коми
от 28 апреля 2016 года № 173-од
(приложение)
Порядок
организации и проведения проверок на судебных участках Республики Коми
-
Общие положения
1. Настоящим Порядком устанавливается процедура организации и проведения Министерством юстиции Республики Коми проверок на судебных участках Республики Коми (далее – Министерство, проверка, судебные участки).
2. Проверки осуществляются на предмет соответствия ведения судебного делопроизводства и архивного дела на судебном участке, а также информирования о деятельности мировых судей требованиям законодательства Российской Федерации (УК РФ, УПК РФ, ГПК РФ, КоАП РФ, КАС РФ, Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов» и др.), иным нормативным правовым актам, а также инструкциям и другим приказам уполномоченных органов, в том числе Инструкции по судебному делопроизводству на судебном участке, Инструкции по организации и ведению архива на судебном участке, Инструкции о порядке работы с бланками исполнительных листов на судебных участках Республики Коми, Инструкции о порядке замещения мирового судьи и ведения делопроизводства на судебном участке в период его временного отсутствия.
3. Целью проверки является обеспечение соблюдения порядка судебного делопроизводства, архивного дела на судебном участке, информирования о деятельности мировых судей, а также оказание методической помощи в организации судебного делопроизводства, архивного дела и работы по информированию о деятельности мировых судей.
-
Виды проверок, основания и организация их проведения
Министерство проводит плановые и внеплановые проверки.
Плановые проверки включаются в план проверок на календарный год, утверждаемый министром юстиции Республики Коми (далее – министр).
План проверок утверждается не позднее 20 декабря предыдущего года, доводится до сведения мировых судей и размещается на официальном сайте Министерства.
План проверок должен содержать наименование судебного участка, в отношении которого принято решение о проведении проверки, а также месяц начала проведения проверки.
-
Плановая проверка проводится не реже чем один раз в четыре года.
Внеплановая проверка проводится Министерством в связи с наличием ставших известными фактов и обстоятельств, требующих проведение проверки в текущем году (выявление в ходе проверки многочисленных или существенных нарушений судебного делопроизводства или архивного дела, смена работников, ответственных за ведение судебного делопроизводства и архивного дела, и другое).
-
Основанием для проведения проверки является приказ Министерства.
Приказ Министерства о проведении проверки должен содержать наименование проверяемого судебного участка, проверяемый период, дату начала и дату окончания проведения проверки, фамилии, имена, отчества (при наличии) и должности проверяющих должностных лиц.
Приказ Министерства о проведении проверки доводится до сведения мировых судей.
III. Проведение проверки
-
Мировой судья и работники его аппарата в связи с проведением проверки на судебном участке вправе:
получать полную, актуальную и достоверную информацию о предмете и порядке проведения проверки;
непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
знакомиться с результатами проверки и указывать о согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями проверяющего, представлять свои возражения по ним;
ходатайствовать о продлении сроков для исправления выявленных недостатков.
Проверяющий при проведении проверки имеет право:
на беспрепятственный доступ в помещения судебного участка;
на беспрепятственное осуществление осмотра помещений, занимаемых судебным участком, беспрепятственное осуществление осмотра относящихся к предмету проверки вещей, документов и информации (сведений), содержащихся на любых ее носителях (в необходимых случаях при осуществлении осмотра производятся фото- и видеозапись, копирование документов);
истребовать необходимые для проведения проверки документы и сведения (в том числе составляющие коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну);
получать необходимые для проведения проверки объяснения в устной и (или) письменной форме, осуществлять аудиозапись объяснений (с обязательным уведомлением об этом опрашиваемого лица).
Во время проведения проверки работники аппарата мирового судьи обязаны:
не препятствовать проведению проверки, в том числе обеспечивать право беспрепятственного доступа проверяющих в помещения;
по запросу проверяющего представлять необходимые для проведения проверки оригиналы и (или) копии документов и сведений, необходимых для проведения проверки;
обеспечивать необходимые условия для работы проверяющего, в том числе предоставлять служебные помещения, оргтехнику, средства связи.
-
Примерный перечень мероприятий, проводимых в ходе плановой проверки, приведен в приложении к настоящему Порядку. Внеплановая проверка может включать все указанные в приложении к настоящему Порядку мероприятия или часть из них.
По результатам проверки оформляется справка, которая доводится до сведения мирового судьи.
-
Справка по результатам проверки (далее – справка) должна состоять из вводной, мотивировочной и резолютивной частей, которые содержат следующие сведения:
-
вводная часть:
дата и номер приказа о проведении проверки;
фамилии, имена, отчества (при наличии), наименования должностей проверяющих;
наименование судебного участка, в отношении которого проведена проверка, а также фамилии, имена, отчества (при наличии) мирового судьи и работников его аппарата;
мотивировочная часть:
– проверочные мероприятия;
– выявленные нарушения со ссылками на нормативные правовые акты и инструкции;
– при необходимости разъяснение установленных процедур судебного делопроизводства и архивного дела;
резолютивная часть:
выводы о наличии (отсутствии) нарушений судебного делопроизводства и архивного дела, принятии (непринятии) ранее предписанных мер по устранению нарушений;
меры по устранению нарушений и надлежащей организации судебного делопроизводства и архивного дела;
сроки для устранения выявленных нарушений.
______________
Приложение
к Порядку организации и проведения
проверок судебного делопроизводства и
архивного дела на судебных участках
Республики Коми
Примерный перечень
проверочных мероприятий
№ п/п
|
Направление проверки
|
Проверочные мероприятия
|
I
|
Судебное делопроизводство
|
1
|
Номенклатура дел судебного участка
|
- наличие утвержденной номенклатуры дел;
- соответствие содержания номенклатуры дел документам, образующимся в деятельности мирового судьи;
- правильность указания сроков хранения;
- оформление итоговой записи номенклатуры дел по окончании делопроизводственного года
|
2
|
Журналы
|
- оформление журналов, в т.ч. титульных листов (наличие необходимых реквизитов, соответствие их номенклатуре дел);
- ведение журналов (полнота, своевременность и правильность внесения сведений)
|
3
|
Судебные дела
(в пределах 50 дел по каждой категории)
|
- оформление дел (подшивка, нумерация страниц, оформление титульного листа, наличие и оформление внутренней описи, наличие справочного листа, внесение в него необходимых отметок и др.);
- указание сроков хранения на обложках дел, подлежащих передаче в архив, а также правильность исчисления сроков хранения дел;
- наличие сведений об извещении сторон, своевременность направления судебных извещений, повесток, СМС-извещений;
- своевременность и качество изготовления протоколов судебных заседаний;
- своевременность направления копий судебных решений и постановлений участникам судопроизводства;
- учет апелляционных (частных) жалоб, представлений, своевременность направления дел с апелляционными жалобами в апелляционную инстанцию
|
4
|
Обращение к исполнению судебных решений и постановлений
|
- своевременность, полнота и соблюдение порядка обращения к исполнению судебных решений и постановлений согласно сведениям из материалов судебных дел;
- своевременность обращения к исполнению судебных решений и постановлений согласно сведениям, содержащимся в журнале учета исполнительных документов, переданных судебным приставам-исполнителям;
- наличие в делах предусмотренных документов (сведений) о принятии к исполнению судебных решений и постановлений
|
5
|
Вещественные доказательства
|
- регистрация и учет, наличие и хранение вещественных доказательств;
- наличие в делах документов, подтверждающих исполнение судебных актов в части вещественных доказательств (расписка в получении, акт об уничтожении и т.д.)
|
6
|
Учетно-статистические карточки
|
- наличие учетно-статистических карточек, упорядоченность их хранения;
- качество и полнота заполнения учетно-статистических карточек;
- наличие карточек-заменителей по делам, перешедшим на следующий год
|
7
|
ПИ «АМИРС»
|
- ведение и наполнение базы данных ПИ «АМИРС»;
- обеспечение сохранности базы данных ПИ «АМИРС» на автономном носителе (в случае обеспечения автономными носителями);
- соответствие данных ПИ «АМИРС» сведениям, представляемым в статистических отчетах (по количеству оконченных, остатку нерассмотренных дел и др.)
|
II
|
Архивное дело
|
8
|
Хранение документов
|
- наличие отдельного помещения для хранения дел;
- оборудование окон и состояние двери;
- состояние электропроводки, осветительных приборов и розеток;
- наличие пожарной и охранной сигнализации, средств пожаротушения; измерительных приборов;
- наличие и размещение стеллажей, шкафов, предметов (стремянки) для выемки дел, размещенных на верхних полках, отсутствие посторонних предметов;
- оформление стеллажей (в т.ч. нумерация полок, стеллажей);
- упорядоченность документов
|
9
|
Учетные документы архива
|
- наличие и оформление сдаточных описей, утвержденных мировым судьей;
- наличие и оформление описей дел постоянного и долговременного хранения, выборочная проверка по ним наличия дел постоянного хранения;
- наличие и оформление актов о выделении к уничтожению документов, не подлежащих хранению;
- соблюдение установленных сроков предоставления на согласование (утверждение) ЦЭК годовых разделов описей дел и актов о выделении дел к уничтожению;
- наличие и оформление нарядов с подлинниками документов (выборочная проверка подлинников);
- наличие и ведение книги учета поступления и выбытия дел, документов (журнала выдачи документов во временное пользование из архива);
- наличие актов об уничтожении дел (приемно-сдаточной накладной)
|
10
|
Передача дел архивариусу (при наличии должности архивариуса)
|
- передача архивариусу дел, помещенных в архив до вступления архивариуса в должность;
- передача архивариусу дел в текущем режиме (т.е. дел, срок передачи которых в архив наступил в период замещения архивариусом должности)
|
III
|
Информирование о деятельности мирового судьи
|
11
|
Информационный стенд
|
- наличие информационного стенда;
- соответствие содержания информационного стенда установленным требованиям
|
12
|
Сайт судебного участка
|
- актуальность информации, размещенной на сайте судебного участка;
- наполняемость сайта судебного участка сведениями о движении дел и текстами судебных актов;
- правильность обезличивания текстов судебных актов
|
______________
|