К вопросу о правовом обеспечении реформирования бюджетного учета в бюджетных учреждениях Вооруженных Сил
О.М. Землина, старший преподаватель кафедры военной администрации, административного и финансового права
Ты жива ль еще, моя главбухша?
Жив и я. Привет тебе, привет.
Минфин — главному бухгалтеру бюджетного учреждения
Давно не является секретом тот факт, что в силу своеобразия географического положения, исторического развития страны, менталитета населения и других факторов практически все социально-экономические процессы в России традиционно осуществляются с учетом национальной специфики. Национальной особенностью российского нормотворчества является несколько фривольное, элегантно-небрежное отношение к подготовке правовых актов. Один из известных политиков во всеуслышание весьма показательно заявил: «Закон сырой. По сути его нет. Но он очень нужен, поэтому его надо принять, а потом его обкатаем». Этот подход получил особенно широкое распространение применительно к финансово-правовым актам. Внесение изменений в НК РФ и БК РФ приобрело настолько массовый характер (только с 1 января 2005 г. по 1 января 2006 г. в НК РФ внесено более 700 изменений и дополнений), что даже Президент Российской Федерации указал на необходимость обеспечения стабилизации налогового законодательства. Следует, впрочем, иметь в виду, что «обкатка сырого закона» осуществляется в первую очередь за счет судебной арбитражной практики, за которой стоят живые люди. По этому поводу вспоминается анекдот эпохи развитого социализма, квинтэссенция которого заключалась во фразе: «А вы бы сначала на мышах попробовали».
Аналогичная ситуация сложилась и в области правового регулирования бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях. Особенно сильно изменения в этой сфере коснулись (если, конечно, слово «коснулись» отражает суть происходящего) военных организаций. Менее чем за десять последних лет военные финансисты перешли с финансового на новый для них бухгалтерский учет, освоили систему работы с казначейскими лицевыми счетами, абсолютно новый порядок составления и исполнения смет доходов и расходов, а с 1 января 2006 г. перешли на учет бюджетный. Технически это был переход с приснопамятных деревянных счет и «железного Феликса» на «Бухгалтерию 1С».
Однако дело обстоит еще интереснее. Напомним, что с 1 октября 2005 г. бюджетные учреждения Вооруженных Сил перешли с бухгалтерского учета в бюджетных организациях, который велся в соответствии с требованиями Инструкции, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 декабря 1999 г. № 107н1, на бюджетный учет, регламентированный Инструкцией, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 26 августа 2004 г. № 70н2 (далее — Инструкция № 70н). Принятие этой Инструкции было событием вполне предсказуемым и являлось логическим продолжением курса, обозначенного в Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации «О бюджетной политике в 2003 году», и реализованного в Концепции реформирования бюджетного процесса в 2004—2006 гг., одобренной постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2004 г. № 249. В указанных документах в качестве основных направлений реформирования бюджетного учета были определены:
— во-первых, использование метода начислений;
— во-вторых, интеграция с бюджетной классификацией;
— в-третьих, объединение бухгалтерского учета исполнения бюджета и учета в бюджетных учреждениях.
В Инструкции № 70н в интересах решения поставленных задач была осуществлена попытка приведения принципов и требований бухгалтерского учета и отчетности в бюджетной сфере в соответствие с требованиями рыночной экономики, а также с принципами и требованиями бухгалтерского учета и отчетности в других сферах. Таким образом, если ранее бухгалтерский учет бюджетного учреждения был направлен на фиксацию кассовых потоков и финансовых активов и обязательств, то Инструкция № 70н должна была обеспечить возможность сравнения результатов деятельности бюджетополучателя (в терминологии Инструкции № 70н — оказываемых услуг) с объемами затрат бюджетных средств, для чего в систему бюджетного учета были внедрены элементы «коммерческого» бухгалтерского учета, и прежде всего метод начислений.
Помимо того, для обеспечения единства бухгалтерского учета исполнения бюджета и учета в бюджетных учреждениях, интеграции их с бюджетной классификацией был кардинальным образом изменен План счетов, в котором сконцентрировано около 2 000 счетов, большинство из которых представляет собой не синтетические, а субсчета первого, второго и третьего порядка. Номер счета Плана счетов бюджетного учета стал включать целых 26 разрядов.
Инструкция № 70н, как повелось, уже изначально содержала значительное число технических ошибок и несоответствий, которые необходимо было исправить, поэтому изменения в нее были предсказуемы. Однако Министерство финансов Российской Федерации решило вопрос кардинальным образом. Новым и неожиданным «приветом» от него еще не пришедшему в себя главному бухгалтеру, судорожно пытающемуся разобраться в Плане счетов и зазубрить его детализацию, стала новая Инструкция по бюджетному учету, утвержденная приказом Министерства финансов Российской Федерации от 10 февраля 2006 г. № 25н3 (далее — Инструкция № 25н). Таким образом, Министерство финансов Российской Федерации не стало мелочиться, внося изменения в Инструкцию № 70н, как этого ожидали заинтересованные лица, а попросту отменило ее и ввело новую. Поистине решение, более достойное неистового античного героя вроде Александра Македонского, разрубающего Гордиев узел, или Гая Юлия Цезаря, переходящего Рубикон, а не тихого и скромного финансиста. Жаль, что нет в нашей стране современного Вергилия, который смог бы с достойным пафосом описать эпический подвиг героя новейшего времени.
Положения Инструкции № 25н коснулись всех аспектов организации бюджетного учета. Ею, по сути, ознаменован новый этап реформирования бюджетного учета.
Вызывает интерес тот факт, что, хотя Инструкция была утверждена 10 февраля 2006 г., а зарегистрирована в Министерстве юстиции Российской Федерации 11 апреля 2006 г.4, действие ее распространено на отношения, возникшие с 1 января 2006 г.
Поскольку настоящая статья ориентирована на широкий круг читателей, автор предполагает необходимым и достаточным, не углубляясь в процедурные тонкости, корреспонденцию счетов и тому подобные достаточно сложные для понимания неспециалистами вопросы, ограничиться кратким анализом наиболее существенных новаций, предусмотренных Инструкцией № 25н, знание которых представляется небесполезным для военнослужащих, деятельность которых в той или иной мере связана с обращением финансовых средств, иных материальных ценностей.
Следует отметить, что в целом новая Инструкция сохранила общую направленность, которая была свойственна Инструкции № 70н, устранив имевшиеся в ней наиболее вопиющие технические недочеты и внеся ряд новых положений содержательного характера.
Напомним, что согласно ст. 28 БК РФ принципом построения бюджетной системы России является ее единство. Указанный принцип означает единство бюджетного законодательства, принципов организации и функционирования бюджетной системы, форм бюджетной документации и отчетности, бюджетной классификации бюджетной системы, ответственности за нарушение бюджетного законодательства, единый порядок установления и исполнения расходных обязательств, формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, ведения бюджетного учета и отчетности бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и бюджетных учреждений, единство порядка исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Итак, БК РФ предписывает установление единого порядка ведения бюджетного учета и представления отчетности для всех бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и бюджетных учреждений. Это положение отражено теперь в тексте Инструкции № 25н. Согласно п. 1 данной Инструкции бюджетный учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований... Одновременно предусмотрено, что формы регистров бюджетного учета, учитывающие специфику исполнения соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, а также правила их ведения, утверждаются органом, организующим исполнение соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации. Таким образом, применительно к бюджетным учреждениям Вооруженных Сил Российской Федерации этими полномочиями обладает Федеральное казначейство Российской Федерации.
Далее, в соответствии с п. 9 Инструкции № 25н при отсутствии в корреспонденции счетов бюджетного учета операций, отражающих деятельность учреждений, главные распорядители средств бюджета (в нашем случае — Министерство обороны Российской Федерации) имеют право определять необходимую для отражения в бюджетном учете корреспонденцию счетов в части, не противоречащей Инструкции № 70н.
Помимо того, также в части «Организация бюджетного учета» произошли существенные изменения. В частности, изменились названия в регистрах бюджетного учета. Ранее применявшийся «Журнал операций по банковскому счету» вполне обоснованно переименован на «Журнал операций с безналичными денежными средствами», а «Журнал операций расчетов по заработной плате, денежному довольствию и стипендиям» заменен на «Журнал операций по оплате труда».
Также важным для деятельности бюджетного учреждения Вооруженных Сил Российской Федерации является то, что при завершении отчетного финансового года обороты по счетам, отражающим увеличение и уменьшение активов и обязательств, в регистры бюджетного учета следующего финансового года более не переходят.
Структура счета осталась прежней (как уже отмечалось — 26 разрядов), но его составляющие претерпели некоторые изменения. Достаточно серьезные изменения произошли в 18-м разряде счета, определяющем источник финансирования. Так, в действующем ранее порядке было определено четыре признака: 0,1,2,3. В соответствии с Инструкцией № 25н остается только три признака (1,2,3), внутри которых произошло перераспределение средств:
— 1 — бюджетная деятельность;
— 2 — деятельность, приносящая доход;
— 3 — средства, находящиеся во временном распоряжении.
Таким образом, признаком 2 должны быть отмечены как средства, полученные от предпринимательской деятельности (иной разрешенной законом деятельности военного учреждения), так и целевые средства (подарки, пожертвования, средства от страховых организаций по страховым случаям и пр.). Такое объединение должно послужить сближению финансового и налогового учета. Однако в ряде военных организаций многообразие видов поступлений будет способствовать снижению контроля за целевым расходованием средств.
Изменения коснулись и Плана счетов бюджетного учета, что привело к изменениям в учете отдельных объектов. Внесены изменения в разд. 1 «Нефинансовые активы», разд. 2 «Финансовые активы», разд. 3 «Обязательства», разд. 4 «Финансовые результаты».
Изменение плана счетов, несомненно, влечет за собой изменения в методологии учета, что, впрочем, может заинтересовать только достаточно узкий круг специалистов и не предполагается к освещению в рамках настоящей статьи.
Новацией является также то, что с 1 января 2006 г. основные средства должны отражаться в учете в рублях и копейках.
В Инструкции № 25н более четко прописаны проводки по безвозмездному получению и безвозмездной передаче активов (объектов основных средств, нематериальных активов, непроизведенных активов, материальных запасов). Можно выделить четыре возможных случая такого получения (выбытия) объектов:
— между бюджетными учреждениями, подведомственными одному главному распорядителю;
— между бюджетными учреждениями, подведомственными разным главным распорядителям (когда главы разные);
— между учреждениями, состоящими на финансировании из разных бюджетов;
— между учреждением и прочими контрагентами (кроме государственных и муниципальных организаций, наднациональных организаций, международных организаций).
При этом срок полезного использования для «бюджетных» объектов устанавливается с учетом сроков их фактической эксплуатации, а для объектов, полученных от юридических и физических лиц «внебюджетных», срок полезного использования устанавливает комиссия учреждения с учетом рыночной цены, которая должна отражать степень пригодности объекта для его использования.
Таким образом, новая Инструкция по бюджетному учету, продолжая реформирование бюджетного учета в соответствии с заявленными Правительством Российской Федерации основными направлениями реформы бюджетного процесса, устранила ряд неточностей и противоречий содержательного и формального характера, в частности, привела в соответствие номера счетов по кодам классификации операций сектора государственного управления кодам экономической классификации5; привела в соответствие номера аналитических счетов кодам экономической классификации; отразила финансовые и хозяйственные операции, часто встречающиеся в практической деятельности бюджетных учреждений и не прописанные ранее в Инструкции № 70н, что, несомненно, следует приветствовать. Также очевидно, что некоторые изменения прибавят главным бухгалтерам бюджетных учреждений Вооруженных Сил Российской Федерации работы, к чему им, впрочем, не привыкать, особенно учитывая тот факт, что приказ Министра обороны Российской Федерации «Об особенностях организации и ведения бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях Вооруженных Сил Российской Федерации» 2001 г. № 135, никоим образом не стыкующийся ни с утратившей силу Инструкцией № 70н, ни с новой Инструкцией № 25н, никто не отменял.
|