Инструкция по технологии строительства городских дорог в зимнее время всн 51-96


Скачать 0.92 Mb.
Название Инструкция по технологии строительства городских дорог в зимнее время всн 51-96
страница 1/8
Тип Инструкция
rykovodstvo.ru > Инструкция по эксплуатации > Инструкция
  1   2   3   4   5   6   7   8
ВЕДОМСТВЕННЫЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ

ИНСТРУКЦИЯ

ПО ТЕХНОЛОГИИ СТРОИТЕЛЬСТВА ГОРОДСКИХ ДОРОГ В ЗИМНЕЕ ВРЕМЯ
ВСН 51-96
Дата введения 1996-09-01

РАЗРАБОТАНА кандидатами технических наук В.М. Гольдиным, Л.В. Городецким, Р.И. Бега, инженером В.Ф. Деминым (лаборатория дорожного строительства НИИМосстроя), инженером Б.В. Маркиным (ОАО Мосинжстроя), при участии Ю.И. Столярова, к.т.н. В.Д. Фельдмана (Мосстройлицензия).
ВНЕСЕНА Научно-исследовательским институтом московского строительства (НИИМосстрой)
СОГЛАСОВАНА с проектным институтом "Мосинжпроект", ОАО "Мосинжстрой" и трестом "Гордорстрой"
УТВЕРЖДЕНА Научно-техническим управлением Департамента строительства 20 июля 1996 г.
ВЗАМЕН "Указаний по технологии строительства городских дорог в зимнее время" ВСН 3-67 Главмосстроя

В Инструкции приведены современные методы и средства для строительства городских дорог в зимнее время.

В Инструкции обобщен производственный опыт по сооружению дорог в зимнее время Главленинжстроя (Санкт-Петербург), Главкиевстроя (Киев), Департамента строительства (Москва).

Инструкция обобщает накопленный за период с 1967 по 1996 гг. опыт службы дорожных одежд на эксплуатируемых улицах и дорогах.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Инструкция распространяется на строительство в г. Москве дорог различного назначения в зимний период.

1.2. Зимним периодом считается время года между датой наступления нулевой среднесуточной устойчивой температуры осенью и датой наступления той же температуры весной.

1.3. С целью создания заделов по возведению земляного полотна для устройства оснований и покрытий в зимний период максимальное количество земляных работ должно выполняться до наступления отрицательной температуры воздуха.

1.4. Строительство дорог осуществляется в соответствии с проектом производства работ, включающим: генеральный план строящегося объекта; технологическую карту строительства и карты трудовых процессов; календарный график строительства; схемы движения городского и технологического транспорта.

1.5. В проекте производства работ должны быть четкие указания по последовательности выполнения работ, типам и количеству машин и механизмов, материально-техническому снабжению, подготовленности заводов по выпуску смесей и деталей.
2. КОНСТРУКЦИИ
2.1. Конструкции дорог и тротуаров включают следующие элементы: подстилающий слой, бортовой камень, технологический слой, основание и покрытие, толщина которых принимается по проекту в соответствии с альбомом типовых конструкций институтов "Мосинжпроект" и НИИМосстроя "Дорожные конструкции для г. Москвы", СК 6101-85* в зависимости от расчетных нагрузок, интенсивности движения транспорта, грунтовых условий и других факторов.

2.2. Варианты типовых конструкций дорожных одежд представлены на рис.2.1. Выбор дорожно-строительных материалов для устройства отдельных слоев конструкций определяется видом покрытия.

Рис.2.1. Дорожные конструкции, применяемые при отрицательной температуре воздуха:

I - работы, выполняемые при отрицательной температуре воздуха; II - работы, выполняемые

при положительной температуре воздуха. 1 - песчаный подстилающий слой;

2 – технологический слой; 3 - основания из пластичного, литого, укатываемого малоцементного бетона и уплотняемых щебеночных смесей; 4 - нижний слой покрытия из асфальтобетона; 5 - верхний слой покрытия из асфальтобетона; 6 - сухая цементно-песчаная смесь; 7 - покрытие из штучных элементов; 8 - покрытие из железобетонных плит; 9 - пергамин или полиэтиленовая пленка (при укладке литых бетонных смесей); 10 - бетонное покрытие;

11 - укрытие бетонного покрытия от промерзания; 12 - укрытие бетонного основания от промерзания.
2.3. Подстилающий слой для всех видов конструкций устраивается из песка (рис.2.1. А, Б, В, Г).

2.4. Технологический слой выполняется из укатываемого малоцементного бетона марки 1, песчано-гравийной смеси или щебня (рис.2.1. А, Б, В, Г).

При устройстве покрытий из сборных элементов следует предусматривать дополнительный выравнивающий технологический слой из сухой цементно-песчаной смеси состава 1:10 (рис.2.1 Б).

2.5. Основание устраивается из уплотняемых щебеночных смесей в соответствии с ТУ 400-24-150-86 и укатываемого малоцементного бетона марок 2, 3, 4, а также пластичного или литого бетона М-200 или М-300 (рис.2.1 А, Б, В, Г).

2.6. Покрытия возводятся из сборных бетонных, железобетонных и гранитных элементов, а монолитные из пластичной и литой бетонной смеси.

В случае устройства покрытий из литых бетонных смесей по технологическому слою должна быть предусмотрена укладка пергамина или полиэтиленовой пленки (рис.2.1 В).

2.7. Бетонные покрытия и основания, устраиваемые при отрицательных температурах воздуха, защищают от промерзания при помощи различных теплоизоляционных материалов (рис.2.1 В, Г). Допускается при двухстадийном строительстве дорог в районах новой жилой застойки и незначительных объемах работ (по специальному распоряжению Мосстройкомитета) по бетонному основанию укладка слоя асфальтобетона (рис.2.1 А). С наступлением положительных температур в весеннее время укладываются дополнительно еще два слоя асфальтобетона (рис.2.1 А), а в конструкции с утеплительным слоем после его снятия (рис.2.1 Г).

2.8. Технологическая последовательность строительства городских дорог различного назначения при отрицательных температурах воздуха должна включать:

- возведение земляного полотна;

- устройство дренажа;

- устройство подстилающего слоя;

- устройство бортовых камней;

- устройство технологического слоя;

- устройство оснований;

- устройство покрытий дорог и тротуаров.
3. ВОЗВЕДЕНИЕ ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА
3.1. При выборе способа производства земляных работ при отрицательных температурах воздуха следует сравнивать такие показатели: приведенные затраты, себестоимость работ, производительность комплекта машин, выработку одного рабочего, энергоемкость и металлоемкость на единицу продукции.

3.2. Критерием целесообразности сооружения земляного полотна в зимний период является экономический показатель Эс, выраженный в процентах от общей стоимости строительно-монтажных работ.

Если значения Эс больше нормативных дополнительных затрат, объемы и организацию зимних работ пересматривают, изменяя набор работ и их объемы.

3.3. В случае, если на отдельных строительных объектах невозможна заблаговременная подготовка земляного полотна по организационным или другим причинам, грунт, намеченный к разработке в зимнее время, следует предохранить от промерзания.

3.4. Все мероприятия по предохранению грунта от промерзания должны производиться в начале зимы, т.е. с наступлением легких морозов. Небольшой слой мерзлого грунта (5-10 см) не может служить препятствием для удаления грунта.

3.5. Грунта, подлежащие к разработке в зимнее время, предохраняют от промерзания вспахиванием, боронованием и снегозадержанием; перекрестным рыхлением; утеплением теплоизоляционными материалами.

3.6. Предохранение грунта от промерзания глубиной до 1 м производится вспахиванием грунта на глубину не менее 0,35 м с последующим боронованием на глубину 0,15-0,20 м и снегозадержанием высотою 0,15-0,25 м.

3.7. Предохранение грунта от промерзания глубиной до 1,5 м производится вспахиванием грунта на глубину более 0,35 м перекрестным рыхлением грунта, когда рыхлитель проходит по взаимно перпендикулярным направлениям, где каждая последующая проходка должна перекрывать предыдущую полосу на 0,2 м, после чего проводится укрытие грунта снегом на высоту не менее 0,25 м.

3.8. Рыхление, особенно перекрестное, снижает теплопроводимость грунта благодаря увеличению объема пор, заполненных воздухом, а снегозадержание снижает скорость промерзания примерно в 3 раза по сравнению со скоростью промерзания грунта, не покрытого снегом.

3.9. Вспахивание грунтов сопровождается значительным снижением глубины промерзания (табл.3.1).
Таблица 3.1
Глубина промерзания грунта в Московской области


Глубина промерзания грунта, по месяцам

Грунты

невспаханный, см

вспаханный, см

Ноябрь-декабрь

60

20

Январь-февраль

140-170

80-95

Март-апрель

170

90-30


3.10. Утепление грунта производится снегом, теплоизоляционными материалами (опилки, шлак, зола и др.). Для предохранения грунта от промерзания на глубину до 1,4 м, грунт покрывается слоем опилок на высоту 0,35 м и снегом на высоту 0,25 м. Для предохранения грунта от промерзания на глубину до 1,7 м грунт покрывается слоем опилок на высоту 0,45 м и снегом на высоту 0,25 м. В приложении 1 представлен расчет толщины утепляемого слоя.

3.11. Опыт строительства дорог в зимнее время в г. Москве и Московской области показал, что толщина слоя утеплителя, см, по месяцам года должна соответствовать приведенным данным в табл.3.2.
Таблица 3.2
Толщина слоя утеплителя в зависимости от времени производства работ


Вид утеплителя

Время производства работ

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

Зола ТЭЦ (сухая)

15

25

35

40

45

Вспененная синтетическая смола

1

2

3

4

5

Снег

13-15

21-25

31-35

35-40

38-40

Опилки

15

25

35

40

45


3.12. Химический способ предохранения грунтов от промерзания производится до наступления морозов розливом технических хлористых солей (кальциевых, натриевых, магниевых и др.) по вспаханному грунту. Соль вводят в виде водного раствора с концентрацией до 20%. Расход раствора зависит от температуры воздуха и применяется в количестве 1-5 кг на 1 м2 поверхности грунта.

3.13. Разработка мерзлого грунта производится баровыми машинами, траншейными экскаваторами, экскаваторами, бульдозерами.

3.14. При механическом способе разработки мерзлого грунта длину захватки определяют с учетом часовой производительности рыхлителей, температуры воздуха и скорости ветра.

3.15. В зависимости от плотности грунта рыхление грунта эффективно производить при глубине промерзания до 0,25 м навесными рыхлителями, смонтированными на базе трактора ДЭТ-250 и др. (приложение 2).

3.16. Промерзший грунт на глубину до 0,8 м может быть разрыхлен при помощи трактора-рыхлителя. Теоретически и практически определено, что мощность трактора-рыхлителя следует выбирать в зависимости от толщины промерзшего грунта (табл.3.3).
Таблица 3.3
Зависимость необходимой мощности трактора-рыхлителя от глубины промерзания грунта


Глубина промерзания, м

0,3-0,4

0,5-0,7

0,7-0,8

Необходимое тяговое усилие трактора, кН

100-120

150-200

250-300


3.17. При глубине промерзания грунта более 0,8 м применяют оборудование ударного или виброударного действия (гидромолоты), смонтированное на экскаваторах ЭО-2621, ЭО-2626, ЭО-2629 или другого типа (приложение 3).

Технические возможности гидромолотов представлены в приложении 3а.

3.18. Выемки шириной 2,6 м или кратно этому разрабатывают фрезерной машиной на тракторе в комплекте с бульдозером.

3.19. Щели глубиной до 3 м нарезают баровыми машинами, которые представляют собой навесное оборудование на базе трактора или экскаватора. В дальнейшем мерзлый грунт между щелями удаляют землеройными машинами. Наиболее перспективны для нарезания щелей экскаваторы непрерывного действия ЭТР-223А, ЭТР-224А и др. (приложение 4).

3.20. При плотных грунтах и глубине промерзания более 1,0 м необходимо нарезать не только продольные, но и поперечные щели. Поперечные щели нарезают под углом 60-90° к продольным. После окончания нарезки щелей мерзлый грунт разрабатывают бульдозерами или экскаваторами.

3.21. Разработка грунта на глубину до 2 м траншейным экскаватором ЭТР-223А, специальной установкой БГМ-10 и др. ведется путем нарезки в грунте параллельных траншей на расстоянии 0,3-0,4 м друг от друга. Каждая траншея заполняется грунтом при рытье последующей. Оставшиеся гребни грунта разрабатывают бульдозерами или экскаваторами.

3.22. Для нарезания щелей в мерзлом грунте на глубину 1,5 м применяется экскаватор непрерывного действия с баровым оборудованием ЭТЦ-1609БД, траншейная машина ТМК-2А на базе колесного тягача КЗКТ-538Д с бульдозерным оборудованием и др.

Последующая разработка оставшихся гребней производится бульдозерами или экскаваторами.

На рис.3.1 представлена классификация машин для разработки мерзлых грунтов.


Рис.3.1. Классификация машин для разработки мерзлых грунтов

3.23. Оттаивание мерзлых грунтов применяется при небольших объемах работ (земляных) в близком к месту производства работ расположении трубопроводов, кабелей и зданий. Оттаивание может производиться: электричеством, паром и горячей водой, термохимическим и огневым способом.

3.24. Для оттаивания грунта на глубину до 1,5 м применяются трубчатые электронагреватели (ТЭНы), выполненные из стальной цельнонатянутой трубки диаметром 13 мм, внутри которой в изоляционном порошке магнезия-уста помещена нихромовая спираль.

В зависимости от глубины промерзания грунта оттаивание его производится горизонтально или вертикально расположенными ТЭНами. Прогрев грунта при помощи вертикальных и горизонтальных ТЭНов ведут циклами. Цикл, повторяющийся трижды, включает 2 часа прогрева и 4 часа термосного выдерживания при отключенных ТЭНах. К разработке прогретого грунта следует приступать не позднее 16-24 часов после окончания прогрева.

3.25. При отсутствии подземных коммуникаций в местах производства работ и глубине промерзания более 1 м отогрев грунта производится вертикально установленными ТЭНами. Для установки вертикальных ТЭНов в мерзлом грунте предварительно бурят шпуры диаметром 65-80 мм и глубиной 0,7-0,8 толщины промерзшего слоя.

3.26. Радиус действия вертикально установленного ТЭНа при полном цикле прогрева и термосном выдерживании (для дальнейшего сохранения тепла применяют теплоизолирующие материалы) составляет 45-60 см.

3.27. При глубине промерзания до 0,8-1 м и близком расположении подземных коммуникаций от места производства земляных работ мерзлый грунт отогревают горизонтальными ТЭНами (по конструкции подобны ТЭНам, применяемым для вертикального прогрева), вмонтированными в металлический теплоизолирующий короб. Короба устанавливаются в несколько рядов. Расстояние между рядами зависит от вида, влажности грунта, глубины промерзания и составляет для песчаных грунтов 50-60 см, а для глинистых 30-40 см.

3.28. Прогревание грунта горячей водой производится при помощи водяных циркуляционных игл, позволяющих производить оттаивание на глубину более 1 м. Подогретая в котле вода при помощи центробежного насоса подается через патрубок во внешнюю трубу иглы и по внутренней трубе возвращается снова в котел. Количество водяных циркуляционных игл определяется в зависимости от размеров отогреваемой площади и расстояний между иглами, которые находятся в пределах 0,75-1,5 м.

3.29. Время оттаивания массива грунта водяными циркулярными иглами составляет более суток. Для соблюдения непрерывности разработки иглы следует устанавливать секциями на нескольких участках. Площадь оттаивания на каждом участке должна быть равной площади забоя, разрабатываемого экскаватором в течение суток.

3.30. Паровые иглы позволяют производить оттаивание грунта на глубину более 1 м. Иглы следует вставлять в пробуренные скважины, которые во избежание утечки пара закрываются специальными колпачками. Продолжительность выдерживания иглы под паром в скважине составляет: в песчаных грунтах 2-3 часа, в суглинках 3-4 часа и в глинистых 4-6 часов. Пуск пара в грунт следует производить с одночасовыми и двухчасовыми перерывами. Радиус действия одной паровой иглы при работе ее в течение 8-10 часов составляет 0,5-0,7 м. Отогретый участок после прекращения пуска пара и уборки следует на некоторое время покрыть утепляющим материалом (матами, опилками и пр.) для предупреждения охлаждения грунта и обеспечения распространения в нем тепла.

3.31. Для питания игл следует применять пар с давлением 1,5-2 атм. Повышение давления пара сверх указанных пределов усиливает эффект оттаивания, но значительно увеличивает потери пара через скважины и зазоры и создает угрозу разрыва шлангов. При глубине промерзания до 1,5 м давление пара должно составлять 0,5-0,7 атм. Оттаивание грунта с применением пара должно осуществляться лишь в исключительных случаях во избежание насыщения основания водой, нарушения структуры и понижения несущей способности грунта.

3.32. Оттаивание грунта на глубину до 1,5 м может производиться термохимическим способом. Он заключается в использовании тепла, возникшего в процессе гашения извести. Негашеную известь рассыпают на мерзлый грунт слоем 8-10 см. Сверху рассыпают опилки или другой термоизолирующий материал слоем 20-23 см. Выделение тепла начинается при увлажнении извести.

3.33. Огневое оттаивание грунтов может производиться с использованием твердого, жидкого и газообразного топлива, также при помощи комплекта полутруб (коробов) высотой 500-600 мм и длиной до 2 м из листовой стали толщиной 1,5-2,6 мм, укладываемых общей длиной 10-30 м, образующих каналы для циркуляции горячих газов, возникающих при сжигании топлива.

Сверху полутрубы засыпаются шлаком или землей для уменьшения потерь тепла в атмосферу. После 4-5 часов работы форсунку (топливо жидкое) перемещают на следующий участок, внутри канала аккумулируется тепло и дальнейшее прогревание грунта происходит без сгорания топлива. Через 12-15 часов грунт под трубами оттаивает на глубину 1-1,5 м. Огневой способ оттаивания грунтов, как мало эффективный и неэкономичный, допускается лишь в исключительных случаях при незначительных объемах работ.

3.34. В новых районах строительства при больших объемах земляных работ (не менее 1000 м3) и глубине промерзания более 0,6 м наиболее целесообразным и эффективным является взрывной способ рыхления мерзлых грунтов.

3.35. Выбор способа производства работ зависит от глубины промерзания. При глубине промерзания до:

1,5 м - способ шпуровых зарядов с диаметром шпуров 30-50 мм;

2 м - способ шпуровых зарядов с диаметром шпуров 60-75 мм.

3.36. Бурение шпуров в мерзлых грунтах производится передвижными буровыми станками, электро- и пневмосверлами, трубками с отогретым сжатым воздухом, вибропогружателями, винтообразными или двухлопастными буравами и др.

Перед началом бурения площадка расчищается от снега, а верхняя бровка забоя - от навала породы, и разбивается сетка шпуров или скважин согласно принятой схеме их размещения.

Шпуры и скважины располагаются в шахматном порядке. Направление бурения шпуров и скважин вертикальное. При рыхлении мерзлой корки в откосе и лобовой части забоя применяются наклонные шпуры, перпендикулярные поверхности мерзлого слоя.

Величина заряда Q определяется по формуле:

Q = K h3,

где: K - удельный расход ВВ для зарядов рыхления, кг/м3;

h - толщина мерзлого слоя, м.

Значение K при аммонитах № 7 и 9 принимается: для растительного и песчаного грунтов 0,4, для глинистых грунтов со строительным мусором - 0,6.

3.37. Воспрещается зимой применение динамита, сельвелита, других ВВ, содержащих большое количество нитроглицерина, так как при температуре наружного воздуха от минус 12 до минус 18 они легко взрываются от трения.

3.38. Для ограничения распространения взрывной волны и разлета кусков гранита при взрыве применяются различные типы специальных металлических укрытий: овальной формы размером 4х2,2 м или прямоугольного короба в виде домика размером 5х3 м, позволяющие производить взрывы на расстоянии 50 м от жилых домов.

3.39. Взрывные работы должны выполняться специализированными организациями согласно "Единым правилам безопасности при взрывных работах".

3.40. Возведение насыпей допускается при наличии необходимого количества уплотняющих средств, обеспечивающих быстрое уплотнение отсыпанного грунта до требуемого значения плотности (табл.3.4).
Таблица 3.4
  1   2   3   4   5   6   7   8

Похожие:

Инструкция по технологии строительства городских дорог в зимнее время всн 51-96 icon Инструкция по строительству цементобетонных покрытий автомобильных дорог всн 139-80
Союздорнии Минтрансстроя на основе исследований Союздорнии, обобщения отечественного и зарубежного опыта конструирования и строительства...
Инструкция по технологии строительства городских дорог в зимнее время всн 51-96 icon Инструкция по проектированию, строительству и эксплуатации
Всн 24-88 "Технические правила ремонта и содержания автомобильных дорог", всн 137-89 "Инструкция по проектированию, строительству...
Инструкция по технологии строительства городских дорог в зимнее время всн 51-96 icon Инструкция по проектированию, строительству и эксплуатации ледовых переправ одн 218. 010-98
Всн 24-88 "Технические правила ремонта и содержания автомобильных дорог", всн 137-89 "Инструкция по проектированию, строительству...
Инструкция по технологии строительства городских дорог в зимнее время всн 51-96 icon Инструкция по проектированию городских электрических сетей рд 34. 20. 185-94
Предыдущее издание "Инструкции по проектированию городских и поселковых электрических сетей", всн 97-83, утвержденной Минэнерго ссср,...
Инструкция по технологии строительства городских дорог в зимнее время всн 51-96 icon Инструкция по технологии монтажа и отделке подвесных потолков индустриальными методами всн 28-95
Ниимосстроем Департамента строительства (д т н., проф. Е. Д. Белоусов, инж. А. Н. Шевченко, инж. А. Ю. Сатирский, к т н. Я. Г. Могилевский)...
Инструкция по технологии строительства городских дорог в зимнее время всн 51-96 icon Инструкция по технологии монтажа и отделке подвесных потолков индустриальными методами всн 28-95
Ниимосстроем Департамента строительства (д т н., проф. Е. Д. Белоусов, инж. А. Н. Шевченко, инж. А. Ю. Сатирский, к т н. Я. Г. Могилевский)...
Инструкция по технологии строительства городских дорог в зимнее время всн 51-96 icon «Технология и организация строительства дорог»
По дисциплине: «Технология и организация строительства дорог», для направления подготовки (специальности): 270200 «Транспортное строительство»,...
Инструкция по технологии строительства городских дорог в зимнее время всн 51-96 icon Инструкция по организации движения и ограждению мест производства дорожных работ
Инструкция переработана с учетом основных положений "Инструкции по ограждению мест работ и расстановке дорожных знаков при строительстве,...
Инструкция по технологии строительства городских дорог в зимнее время всн 51-96 icon Инженерно-геодезические изыскания железных и автомобильных дорог всн 208-89
Разработаны цниис минтрансстроя СССР при участии Мосгипротранса и Союздорпроекта
Инструкция по технологии строительства городских дорог в зимнее время всн 51-96 icon Обогрев дома в зимнее время
Чаще всего жертвами пожаров становятся дети и пожилые люди. Главные причины возникновения пожаров в это время – неисправные системы...
Инструкция по технологии строительства городских дорог в зимнее время всн 51-96 icon Инструкция по разбивочным работам при строительстве, реконструкции...
...
Инструкция по технологии строительства городских дорог в зимнее время всн 51-96 icon "Инструкция по технологии сварки магистральных трубопроводов"
Всн 006-89. Ведомственные строительные нормы. Строительство магистральных и промысловых трубопроводов. Сварка
Инструкция по технологии строительства городских дорог в зимнее время всн 51-96 icon Инструкция по проектированию трубопроводов газообразного кислорода всн 10-83
С введением в действие настоящей Инструкции утрачивает силу «Инструкция по проектированию трубопроводов газообразного кислорода»...
Инструкция по технологии строительства городских дорог в зимнее время всн 51-96 icon Инструкция по устройству полов в жилых и общественных зданиях всн 9-94
Инструкция по устройству полов в жилых и общественных зданиях разработана ниимосстроем Департамента строительства (д т н., проф....
Инструкция по технологии строительства городских дорог в зимнее время всн 51-96 icon Педагогический клуб «Витамины на окошке» Цели педагогического клуба
Повышение компетентности родителей по вопросам выращивания витаминных растений на подоконнике в зимнее время года и правильного питания...
Инструкция по технологии строительства городских дорог в зимнее время всн 51-96 icon Инструкция на устройство тротуаров из бетонных плит всн 15-95 Москва 1995
Инструкция на устройство тротуаров из бетонных плит (взамен всн 26-76) разработана кандидатами технических наук В. М. Гольдиным,...

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск