Скачать 494.91 Kb.
|
РД 10-197-98 ГОСГОРТЕХНАДЗОР РОССИИ ИНСТРУКЦИЯ ПО ОЦЕНКЕ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ БОЛТОВЫХ И ЗАКЛЕПОЧНЫХ СОЕДИНЕНИЙ ГРУЗОПОДЪЕМНЫХ КРАНОВ Дата введения 1998-07-01 РАЗРАБОТАНА Управлением по котлонадзору и надзору за подъемными сооружениями Госгортехнадзора России совместно со специалистами ИКЦ "Мысль" и РосЭК. Инструкция развивает и конкретизирует РД 10-112-96 "Методические указания по обследованию грузоподъемных машин с истекшим сроком службы. Часть 1. Общие положения" в области контроля состояния болтовых и заклепочных соединений. УТВЕРЖДЕНА постановлением Госгортехнадзора России от 31.03.98 № 20 1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ Настоящая Инструкция по оценке технического состояния болтовых и заклепочных соединений грузоподъемных кранов* распространяется на ГПМ с истекшим сроком службы. _______________________ * Далее по тексту - Инструкция. Инструкция устанавливает порядок проведения работ по сбору, обработке, систематизации данных, алгоритмы диагностирования с оценкой полноты обнаружения дефектов, методы и средства диагностирования. Инструкция разработана в развитие ПБ 10-14-92, РД 10-112-96 и соответствует требованиям ГОСТ 20415, ГОСТ 14782 и ГОСТ 26266. Настоящая Инструкция предназначена для специалистов, связанных с эксплуатацией, экспертным обследованием и техническим диагностированием ГПМ. 2. СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ В тексте настоящей Инструкции и приложений приняты следующие сокращения: АСД - автоматический сигнализатор дефектов БиЗС - болтовые и заклепочные соединения БЦО - блок цифрового отсчета ВРЧ - временное регулирование чувствительности ГПМ - грузоподъемная машина СО - стандартный образец НД - нормативный документ ППР - планово-предупредительный ремонт ПЭП - пьезоэлектрический преобразователь РД - руководящий документ СОП - стандартный образец предприятия УЗ - ультразвуковой УЗК - ультразвуковой контроль 3. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ В настоящей Инструкции используются следующие термины и определения: Оценка технического состояния (техническое диагностирование) БиЗС - процесс количественного определения технических параметров БиЗС с выявлением мест, вида, количественной оценки, величины и причин появления дефектов, а также работоспособности БиЗС. Дефект БиЗС - каждое отдельное несоответствие БиЗС требованиям, приведенным в проектной или нормативно-технической документации. Риск - вероятность разрушения БиЗС. Работоспособное состояние БиЗС - состояние, при котором значения всех параметров БиЗС, характеризующих способность выполнять заданные функции, соответствуют требованиям нормативно-технической документации. (N) БиЗС - число болтов (заклепок) одного типоразмера в однотипных соединениях той части металлоконструкции, которая в расчетной схеме с достаточной степенью точности считается абсолютно жестким диском. Болты с контролируемым натяжением - болты, расчетное натяжение которых в проектной документации регламентируется с погрешностью не более 25% от номинальной величины. Элементы БиЗС - болты, заклепки, гайки, шайбы, стопорные детали, технологические прокладки и части соединяемых деталей металлоконструкции. 4. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ 4.1. Периодичность обследования Обследование БиЗС проводится одновременно с обследованием ГПМ с истекшим сроком службы; при этом результаты обследования БиЗС должны учитываться при оценке и прогнозировании технического состояния ГПМ, если иное не оговорено в технической документации. 4.2. Организация работ по обследованию Организация работ по оценке технического состояния БиЗС металлоконструкций грузоподъемных кранов аналогична изложенной в РД 10-112. 4.3. Основные работы при обследовании Обследование технического состояния БиЗС включает следующие виды работ: 4.3.1. Рассмотрение технической и эксплуатационной документации в объеме: паспорта грузоподъемного крана; инструкции по монтажу и эксплуатации; сведений о ремонте БиЗС, если эти работы проводились; конструкторской документации по устройству металлоконструкций крана и БиЗС. В процессе изучения документации составляют спецификацию БиЗС составных частей металлоконструкций крана (приложение 1), на которой указывают расположение БиЗС на карте осмотра крана и типоразмер БиЗС. Одновременно составляют таблицы-ведомости БиЗС (приложение 2), по данным которых определяют (N) БиЗС для каждой из составных частей металлоконструкции. Полученные значения (N) БиЗС используют для уточнения объема выборки при проведении дефектоскопии БиЗС и при определении предельных значений повреждений и дефектов, которые выводят из допустимого значения вероятности риска, принятого в краностроении равным 10(приложение 3). 4.3.2. Методы диагностирования БиЗС. При проверке качества БиЗС используются визуально-инструментальный контроль и УЗК (методика УЗК приведена в приложении 4). Рекомендуемые приборы, инструменты и устройства, применяемые при проведении указанных выше измерений, приведены в приложении 5. 4.3.2.1. Визуально-инструментальный контроль. Визуально выявляют дефекты и повреждения по следующим диагностическим признакам: по отсутствию или разрушению элемента БиЗС; по дефектам формы БиЗС; по трещинам в металле элементов БиЗС; по механическому (определяют по подтекам ржавчины из-под головки или гайки, буртику вокруг элемента БиЗС) и коррозионному износу; по взаимному смещению элементов БиЗС при пусках и торможениях механизмов грузоподъемного крана. При определении размеров и положения БиЗС с использованием тестовых нагрузок дефекты и повреждения выявляют по следующим диагностическим признакам: по смещению элементов БиЗС относительно друг друга или от проектного положения (определяют при помощи линейки, штангенциркуля и угольника); по зазорам между элементами БиЗС (определяют при помощи щупов и штангенциркуля); по смещению элементов БиЗС в результате пластических деформаций или износа этих элементов (определяют при помощи тестовых нагрузок: отстукиванием молотком на длинной рукоятке массой 0,4-0,5 кг или опробованием гаечным ключом для определения проворачивания и ослабления гайки относительно болта); по механическому и коррозионному износу (определяют при помощи щупов, штангенциркуля и толщиномеров; при уменьшении площади сечения элемента БиЗС в результате износа, превышающего предельно допустимое значение, измерения производятся с частичной или полной разборкой БиЗС). Отстукивание производят в следующем порядке: ударяют молотком сбоку по головке болта или заклепке, затем к месту удара приставляют металлический стержень длиной 80-100 мм диаметром 3-5 мм и ударяют молотком с противоположной стороны головки болта (заклепки). Для определения подвижности болта (заклепки) вдоль оси проверку производят двумя молотками - одним ударяют по головке, а другой держат прижатым к противоположной стороне болта (заклепки). Ослабление болта (заклепки) сопровождается резким отскоком второго молотка при ударе. Если подвижность болта вызывает сомнение, производят опробование путем создания при помощи гаечного ключа крутящего момента : , где - величина напряжения затяжки болта, МПа (кг/мм); - диаметр болта, м (мм). При отсутствии данных в эксплуатационной документации величину напряжения затяжки принимают: для болтов из легированных сталей ; для болтов из углеродистых сталей ; для высокопрочных болтов , где - нормативное значение предела текучести материала болта, МПа (кг/мм). Материал болта (класс прочности по ГОСТ 1759.4) устанавливают по эксплуатационной документации или по маркировке на головке болта. При отсутствии данных о материале болта необходимо произвести определение химического состава и механических свойств металла. Обследованию с применением этого вида измерений подвергают 100% БиЗС грузоподъемных кранов. 4.3.2.2. Ультразвуковой контроль проводят с целью выявления трещин в болтах. Методика УЗК болтов приведена в приложении 4. При УЗК требуется разборка резьбовых соединений. Результаты УЗК подтверждаются исследованиями с применением разрушающих методов и визуального контроля извлеченных болтов. Количество болтов, подвергаемых обязательному УЗК: не менее 25% болтов с контролируемым натяжением от их общего количества в каждом болтовом соединении; не менее 25% от количества болтов во фланцевых соединениях, в которых при эксплуатации могут возникнуть растягивающие напряжения; не менее 10% от (N) БиЗС, в которых обнаружены дефекты. Рекомендуется проводить 100% контроль болтов следующих узлов конструкций портальных кранов: фланцевых соединений опор с ходовыми тележками крана; узлов соединения стяжек опор; узлов соединения жесткой оттяжки. В остальных узлах металлоконструкций портальных кранов (портал, кольцевая рама, башня) достаточно проводить контроль 10% от общего количества болтов в соединении, но не менее двух наиболее нагруженных. Рекомендации по определению количества, расположения и типа БиЗС, подвергаемых дефектоскопии, приведены в приложении 6. Если при УЗК обнаружен хотя бы один дефектный элемент, количество контролируемых болтов удваивается. 4.4. Оценка остаточного ресурса Оценку остаточного ресурса БиЗС выполняют в случаях, оговоренных п. 3.13.1 РД 10-112 по методике, разработанной головной организацией. В приложении 4 приведена методика УЗК болтов, что позволяет использовать с достаточной точностью метод дефектоскопии без разборки соединения. Вне зависимости от используемого метода расчета следует учитывать выявленные коррозионные повреждения элементов БиЗС (как уменьшение размеров сечений, так и возникновение дополнительных концентраторов напряжений). 4.5. Оформление результатов обследования Выявленные дефекты БиЗС должны быть внесены в ведомость дефектов и акт, формы которых приведены в приложениях 7 и 8. В графе "Рекомендации по устранению дефекта" необходимо указать способ ремонта БиЗС, например: ослабленное болтовое соединение подтянуть, момент затяжки болта должен быть ____ кгм; заменить дефектные болт, гайку и шайбу на новые по ГОСТ _________ , момент затяжки болта должен быть _____ кгм; рассверлить изношенное отверстие и установить болт по ГОСТ _______ по посадке ________; заменить заклепку на болт с контролируемым натяжением; разработать проект усиления БиЗС. Ресурс БиЗС после рекомендуемого ремонта должен составлять не менее 80% от соответствующих показателей новых БиЗС. Приложение 1 (Пример заполнения) СПЕЦИФИКАЦИЯ И КАРТА ОСМОТРА БОЛТОВЫХ И ЗАКЛЕПОЧНЫХ СОЕДИНЕНИЙ ГРУЗОПОДЪЕМНЫХ КРАНОВ ТИПА "АЛЬБАТРОС" Спецификация болтовых соединений порталов кранов типа "Альбатрос"
Примечание. d - диаметр болта, мм; l - длина болта, мм; n - количество болтов в соединении; Б - болты с неконтролируемым натяжением; Б* - болты с контролируемым натяжением. |
Инструкция по оценке технического состояния болтовых и заклепочных... Утвердить Инструкцию по оценке технического состояния болтовых и заклепочных соединений грузоподъемных кранов |
Инструкция по оценке технического состояния болтовых и заклепочных... ... |
||
Типовая инструкция по охране труда для государственных инспекторов,... Ирующих подъемные сооружения, а также при проведении приемочных, квалификационных, периодических, сертификационных испытаний грузоподъемных... |
Типовая инструкция для наладчиков приборов безопасности грузоподъемных кранов Обслуживание, наладку и ремонт приборов безопасности должны выполнять высококвалифицированные наладчики приборов безопасности грузоподъемных... |
||
Рекомендации по проведению испытаний грузоподъемных машин рд 10-525-03... Госгортехнадзора России**, принимающих участие в работе комиссий по испытанию грузоподъемных машин (кранов, кранов-манипуляторов,... |
Утверждено Решением Закупочной комиссии Протокол №286-зпэ/2015 от... Извещение о проведении процедуры закупки открытого запроса предложений в электронной форме на проведение экспертизы промышленной... |
||
Методические указания по оценке технического состояния воздушных... Методические указания предназначены для персонала предприятий, осуществляющих эксплуатацию электрических сетей, и могут быть рекомендованы... |
Пособие для электромонтеров по обслуживанию и ремонту грузоподъемных машин литература Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов. (Пб 10-382-00) М.: Пио обт, 2000 |
||
Типовая инструкция для крановщиков (машинистов) по безопасной эксплуатации... Согласно Правилам устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов*, мостовые и козловые краны относятся к кранам мостового... |
Типовая инструкция для крановщиков (машинистов) по безопасной эксплуатации... Рассмотрены основные причины аварий и несчастных случаев при эксплуатации грузоподъемных кранов и приведены информационные письма... |
||
Типовая инструкция для операторов Федерации. 1999. №11. Ст. 1305), Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов-манипуляторов (пб 10-257—98)*,... |
Типовая инструкция для крановщиков (машинистов) по безопасной эксплуатации... Согласно Правилам устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов* мостовые и козловые краны относятся к кранам мостового... |
||
Устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов-манипуляторов пб 10-257-98 ... |
Приказ от 20 ноября 1998 г. N 228 об утверждении методических указаний... В целях повышения эффективности государственного надзора и обеспечения единства требований при обследовании и оценке технического... |
||
Инструкция по охране труда лица, ответственного за исправное техническое... Правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных машин (далее по тексту – Правила) ответственность за содержание грузоподъемных... |
Запрос предложений на право заключения договора на выполнение работ «Определение возможности продления срока безопасной эксплуатации грузоподъемных механизмов и комплексное обследование крановых путей... |
Поиск |