Скачать 60.66 Kb.
|
Сергей Чертопруд: зарождение и становление системы защиты государственной тайны В Российской империи не существовало централизованной системы защиты государственной тайны. МИД, Военное ведомство и Департамент полиции самостоятельно прилагали усилия по обеспечению сохранности государственной тайны. При этом Департамент полиции славился своей системой конфиденциального делопроизводства, а МИД и Военное ведомство имели достижения в области криптографии. В то же время предпринимаемые мероприятия носили хаотичный характер и не могли обеспечить эффективной защиты государственных секретов. Советской республике пришлось разработать и создать эффективную систему защиты государственной тайны, которая, в модифицированном состоянии, продолжает существовать и в наши дни. Ее основные принципы и структура были сформированы в 20 - 30 годы. Затем, только редактировались руководящие документы и менялись названия органов защиты информации. (Конечно же, в царской России существовала довольно серьезная система секретности. Советской власти, изначально тоталитарной, такой системы оказалось мало. Только избыточное засекречивание, шпиономания, невероятное разрастание аппарата и репрессивных функций спецслужб устраивало т-ва Ленина и Ко - прим. Human Rights Online). Первым шагом в создание централизованной системы защиты государственной тайны можно назвать организацию органов контрразведки. Об эффективности их работы написано достаточно много. Была введена система паспортного контроля для упорядочения процесса въезда и выезда на территорию Советской республики. В частности, в ноябре 1917 был утверждены декретом СНК "Правила въезда и выезда из России". А 24 апреля 1919 года был издан декрет СНК "О порядке выдачи заграничных паспортов". Правда, эффективность этих мер в тот период была не высокой. Почти любой желающий мог оформить себе фальшивые или поддельные документы. В 1920 году НКВД, согласно Постановлению Совета труда и обороны от 18 августа 1920 года, было предоставлено исключительное право определять порядок въезда и выезда в отдельные местности. Таким образом, впервые в истории России, было введено понятие территории или района с особым режим. Значительно позднее эти районы и территории трансформируются в "закрытые" города. В принципе, в Уголовном уложение Российской империи 1903 года в статье 112 было введено понятие укрепленного района. Нахождение в этом районе человека с поддельными документами или скрывающим свою национальность, подданство и воинское звание, являлось уголовным преступлением и грозило гражданским лицам заключением в тюрьму на срок от двух недель до одного года, а военным - отдача в арестантские роты на срок 3 - 4 года. Но при этом никто не контролировал режим въезда и выезда из данного района. До 1921 года не предпринимались попытки упорядочить порядок обработки и хранения документов, содержащих государственную тайну. Например, в изданном Управлением Военно Учебных заведений Западного фронта в 1921 году учебном пособие "Военная тайна" рассматривались не только простейшие методы организации секретного делопроизводства, но и перечень сведений, которые могли являться военной тайной. Автор учебного пособия, бывший офицер военной разведки царской армии Н. Е. Какурин, пытался, таким образом, решить проблему с защитой военной тайны в действующей Красной армии. Одновременно с этой книгой, 13 октября 1921 года Декретом СНК был утвержден Перечень сведений составляющих тайну и не подлежащих распространению. Сведения делились на две группы: военного и экономического характера. Еще одним важным мероприятиям было создание 5 мая 1921 года 8 спецотдела при ВЧК. С 6 февраля 1922 года по 25 декабря 1936 года этот орган будет называться просто спецотдел при ГПУ - ОГПУ - ГУ ГБ НКВД СССР. А с 25 декабря 1936 года по 9 июня 1938 года 9 - й спецотдел при ГУ ГБ НКВД СССР. Первое отделение этого спецотдела занималось "наблюдением за всеми государственными учреждениями, партийными и общественными организациями по сохранению государственной тайны". Именно спецотдел являлся головной организацией, координирующий все мероприятия по защите государственной тайны. Хотя основной его задачей была разработка руководящих документов регламентирующих различные аспекты организации защиты государственной тайны. Первая попытка навести порядок в сфере обработки и хранения секретных документов была предпринята 30 августа 1922 года. Тогда Секретариат ЦК РКП (б) принял постановление "О порядке хранения и движения секретных документов". В этом документе впервые было зафиксировано, что для организации и ведения секретного делопроизводства необходимо создание секретных частей. В том же году Оргбюро ЦК РКП (б) приняло постановление "О порядке хранения секретных постановлений ЦК РКП (б)". Аналогичный документ был издан и в Красной Армии. Приказ РВСР № 2011 определял порядок обращения с совершенно секретной корреспонденцией. Правда, в изданном в 1924 году учебном пособие "Техника штабной службы. Оперативная служба войсковых штабов (в военное время)", предназначенном для слушателей военной академии, вновь, как и три года назад, автор посветил целый раздел вопросам секретного делопроизводства. Постановление Политбюро ЦК РКП (б) от 11 января 1923 о создание при ГПУ специального межведомственного бюро по дезинформации (Дезинформбюро) в составе представителей от ГПУ, ЦК РКП (б), НКИД, РВС, РУ Штаба РККА. Основными задачами бюро были: учет поступающих в ГПУ и Разведупр и другие учреждения сведений о степени осведомленности иностранных разведок о России; учет и характеристика сведений интересующих противника; выявление степени осведомленности противника о нас; составление и техническое изготовление целого ряда ложных сведений и документов, дающих неправильное представление противнику; снабжение противника вышеуказанными материалами и документами производить через соответствующие органы ГПУ и Разведупра" Тем самым была заложена многолетняя практика многочисленных эффективных операций по дезинформации противника. Кроме этого, информация об уровне осведомленности противника позволял органам контрразведки оперативно выявлять факты утечки секретной информации и нейтрализовывать агентов противника. Постановлением СНК 24 апреля 1926 года был утвержден новый открытый "Перечень сведений, являющихся по своему содержанию специально охраняемой государственной тайной". Все сведенья были разделены на три группы: сведения военного характера, сведенья экономического характера и сведенья иного характера. Кроме этого было введено три категории секретности. Согласно Перечню, указанным в нем сведеньям, был присвоен один из трех грифов секретности: совершенно секретно, секретно и не подлежит оглашению. Перечень имел ряд недостатков. Поэтому, через два месяца, спецотдел при ОГПУ издал секретный "Перечень вопросов секретной, совершенно секретной и не подлежащий оглашению переписки". В данном перечне были учтены все недостатки предыдущего перечня. Изменилась и сама структура Перечня. Теперь все сведенья были разделены на четыре категории: вопросы военного характера, вопросы финансово экономического характера, вопросы политического (в том числе партийного) характера, вопросы общего характера. В 1926 году был принят набор общесоюзные инструкций, которые регламентировали отдельные вопросы организации и ведения секретного делопроизводства: "Инструкция по ведению секретного и шифровального делопроизводства"; "Инструкция местным органам ОГПУ по наблюдению за постановкой секретного и мобилизационного делопроизводства"; "Инструкция по ведению архивного делопроизводства и сдаче дел в органы Центрархива"; "Инструкция о порядке заготовления и конвертования корреспонденции, пересылаемой дипломатической почтой". "Инструкция о порядке стенографии на секретных совещаниях и заседаниях". "Инструкция о порядке ведения и хранения секретной переписки". Правда, эти инструкции действовали недолго. В 1928 было принято решение о том, что необходимо разделить секретное делопроизводство и шифровальное делопроизводство. А в 1929 году была принята новая "Инструкция местным органам ОГПУ по наблюдению за состоянием секретного и мобилизационного делопроизводства учреждений и организаций". Тем самым, были подтверждены функции ОГПУ по контролю по соблюдению требований секретного делопроизводства. В конце 20 годов была проведена унификация состава секретных органов и установлена стандартная номенклатура должностей секретных аппаратов учреждений и организаций. В центральных аппаратах ВСНХ и НКИД, НКТ, НКПС созданы секретные отделы, в остальных наркоматах - секретные части, а в главках, управлениях и отделах секретные части и секретные отделения соответственно. Номенклатура должностей секретных органов включала: заведующий, инструкторы, секретари (помощники секретарей), корреспонденты, старшие машинистки (машинистки), помощники секретарей, архивариусы. Структура секретных органов предусматривала: секретное делопроизводство, машбюро, чертежное бюро, стенографическое бюро, группа контроля, группа по учетно-распределительной работе, бюро пропусков и справок. Конкретный состав секретных органов определялся наркоматами по согласованию со спецотделом при ОГПУ. Службы защиты информации назывались по-разному: секретные части, подотделы секретного делопроизводства, шифровальные отделы и т.д. Принятые в конце 20 годов инструкции действовали до 1940 года, а номенклатура должностей, а структура режимно-секретных органов просуществовала без изменений значительно дольше. Наиболее эффективно централизованная система защиты государственной тайны работала в 60 - 80 годы, хотя в тот период не предпринималось почти никаких радикальных мер по ее модификации - так эффективны и оптимальны были принципы, заложенные еще в 20 годы. Источник: Агентура.ru |
Руководство 68-74-01; 2001 Отдел государственной службы, кадров, по защите государственной тайны и мобилизационной подготовки |
Сергей Потапов: Горе не пришло в 147 белгородских семей Литвинов депутат Белгородской областной Думы Сергей Литвинов отметил также эффективность работы системы «112». С её помощью можно... |
||
Т 14 Тайны "снежного человека". ("Великие тайны"). Isbn 5-7838-0669-2 Читателей ждет увлекательное путешествие по разным континентам, где когда-либо были |
1. становление и развитие платежной системы республики казахстан 5 Социально-экономическая эффективность мероприятий по совершенствованию платежной системы ао дб «альфа-банк» 28 |
||
Тайны времени. Вадим Александрович чернобров Более полная версия брошюры "Машина времени", вышедшей в "риа-новости" в 1993 году, и книги "Тайны Времени", выходящей в издательстве... |
Бимонетарные системы в странах с переходной экономикой: становление и пути развития |
||
Инструкция разработана в соответствии с: Федеральным Законом Российской... Решение постоянно действующей технической комиссии по защите государственной тайны Тюменской области от 04. 02. 2011г. №1 |
Инструкция разработана в соответствии с: Федеральным Законом Российской... Решение постоянно действующей технической комиссии по защите государственной тайны Тюменской области от 04. 02. 2011г. №1 |
||
Рассмотрение заявлений адвокатов. Вопросы текущей деятельности. Голосовали: единогласно Присутствовали: Басов Юрий Романович, Гордеева Ольга Геннадьевна, Леднев Сергей Федорович, Мухаметов Ринат Равилевич, Ногин Сергей... |
«Reflect the name of the manufacturer» (Reflect manufacturer address) ... |
||
Инструкция о порядке подключения системы противопожарной защиты объекта... ПС), собственником объекта недвижимости (защиты), юридическим и (или) физическим лицом, уполномоченным владеть, пользоваться или... |
Внутриполитические процессы) период: становление абсолютизма (к.... Все остальные события студент «на тройку» должен соотнести с периодом (название датировка), процессом (название, датировка), исторической... |
||
Инструкция по эксплуатации средств защиты информации в информационной... Установленных в информационной системе «Абонентский пункт «Единой государственной информационной системы мониторинга процессов аттестации... |
Смоленское областное государственное бюджетное учреждение «Яуза» является учреждением государственной системы социальной защиты населения, осуществляющим на территории Гагаринского района... |
||
О проведении опытной эксплуатации государственной автоматизированной системы правовой статистики В целях обеспечения поэтапного создания государственной автоматизированной системы правовой статистики, руководствуясь п. 1 ст. 17... |
Инструкция о порядке резервирования и восстановления работоспособности... «Абонентский пункт «Единой государственной информационной системы мониторинга процессов аттестации научных и научно-педагогических... |
Поиск |