Скачать 1.47 Mb.
|
Министерство сельского хозяйства РФ ФГБОУ ВПО «КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Юридический факультет кафедра гражданского процесса ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО Тезисы лекций для обучающихся по направлению подготовки 40.03.01 «Юриспруденция» (квалификация (степень) бакалавр) форма обучения (очная, заочная) Краснодар КубГАУ 2016 Авторы: Е.Г. Томбулова Тезисы лекций для обучающихся по направлению подготовки 40.03.01 «Юриспруденция» (квалификация (степень) бакалавр) по дисциплине «Исполнительное производство» / Е.Г. Томбулова. - Электронный ресурс, 2016. - 51 с. Предназначено для обучающихся по направлению подготовки 40.03.01 «Юриспруденция» (квалификация (степень) бакалавр) юридического факультета. Рассмотрено и одобрено методической комиссией юридического факультета Кубанского государственного агарного университета, протокол № 8 от 18.04.2016 года Председатель методической комиссии А.А. Сапфирова
ВВЕДЕНИЕ Исполнительное производство – активно развивающаяся гражданско-процессуальная отрасль российского права. Наибольшие трудности в изучении дисциплины: «Исполнительное производство» вызывают периодические изменения в цивилистическом законодательстве, которое включает значительное число законов. Их количество постоянно увеличивается, соответственно усложняется и содержательная часть. Именно законы формируют и закрепляют наиболее важные права человека в области исполнительного производства. В связи с этим основное внимание в пособии уделено базовым законоположениям, которые определяют ключевые параметры отечественной системы исполнительного производства и главные подходы к регламентации исполнительно-процессуальных отношений. В нем рассматриваются на основе современного законодательства важнейшие вопросы, касающиеся ретроспективы и перспективы развития исполнительного производства по российскому и зарубежному законодательству, проблемы понятийного аппарата исполнительного производства, основные виды и стадии исполнительных процедур, кроме этого, анализируется международная и отечественная практика системы принудительного исполнения, выявляются пробелы, проблемы исполнения и пути их эффективного решения. Центральное место в дисциплине отведено практическому освоению методов и способов принудительного исполнения. Цель изучения дисциплины «Исполнительное производство»: развитие у студентов системного представления о существующих способах принудительного исполнения и формирование практических навыков их применения в профессиональной деятельности. Задачи дисциплины «Исполнительное производство»: - сформировать знания об основных способах исполнения юрисдикционных актов; - сформировать знания о сущности и содержании исполнительного производства; - приобретение системы знаний о процедуре принятия к своему производству судебными приставами - исполнителями заявлений об исполнении постановлений юрисдикционных органов, (включая суды) и - порядке их реального исполнения в РФ; - привитие навыков по применению теоретических знаний и действующего законодательства об исполнительном производстве при решении правовых казусов. - выработка умений и навыков у студентов применения законодательства об исполнительном производстве в практической деятельности. - научить студентов анализировать и правильно разрешать правовые коллизии, возникающие при реализации норм цивилистического права и процесса. ТЕМА № 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА 1.Понятие исполнительного производства: предмет, метод, система Исполнительное производство в своём развитии прошло три основных этапа: - на первом этапе, когда суд как орган для разрешения споров только зарождался, имело место самоосуществление пострадавшей стороной своего нарушенного права, которое выражалось в форме саморасправы, самопомощи, самозащиты; - на втором этапе уже имеет место исполнение судебного решения, однако исполнение осуществлялось органом вынесшим решение, то есть самим судом; - на третьем этапе происходит образование специального органа, задачей которого стало исполнение судебных решений в соответствии со специальным регламентом, то есть формируется самостоятельный гражданско-процессуальный институт - исполнительное производство . До настоящего времени в российской правовой науке не выработано единообразного подхода к доктрине исполнительного производства (права) эти вопросы были и остаются дискуссионными. Многообразие точек зрения на место исполнительного производства в системе юридических дисциплин в общем виде, можно разделить на три основные группы:
3) Теория самостоятельности исполнительного производства. Представители первого направления (В.К. Пучинский, Ю.К. Осипов, А.К. Сергун и другие) рассматривают исполнительное производство в качестве заключительной стадии гражданского (арбитражного) процесса. По мнению представителей административной теории исполнительного производства: «в исполнительном производстве возникают отношения близкие по своей сути к административным отношениям, так как они во многом являются «властеотношениями».1 На наш взгляд, исполнительная деятельность возможна в административных правоотношениях, но без относительно к исполнительному производству, так как в административном праве необходимо соблюдение и исполнение специальных административно - правовых режимов (режима секретности, чрезвычайного, военного положения и т.п.), исполнение административных пресечений (административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, административное задержание гражданина, другие). В указанных примерах осуществляется исполнительная деятельность уполномоченных законом субъектов, но исполнительное производство в непосредственном его понимании отсутствует. В последнее время значительно возросло число сторонников теории самостоятельности исполнительного производства (М.К. Юков, В.В. Ярков, О.В. Исаенкова, Г.Д. Улетова, А.П. Вершинин, другие) Это отдельное научное направление, объясняющее сущность исполнительного производства, в свою очередь делиться на два основных подхода. Первый, рассматривает исполнительное производство в качестве комплексной отрасли права (В.В.Ярков, Н.А. Панкратова, В.Ф.Кузнецов) и предлагает называть ее гражданское исполнительное право либо исполнительное право. Второй, рассматривает исполнительное производство как самостоятельную процессуальную отрасль права (Д.Х. Валеев, О.В. Исаенкова). Разделяя и поддерживая позицию ученых и практиков о самостоятельности исполнительного производства, нами отдано предпочтение теории процессуальной сущности исполнительного производства, в пользу которой говорят следующие обстоятельства: 1.Как известно, правовые нормы могут быть поделены на две большие группы: материальные и процессуальные, отсюда в предмете правового регулирования следует различать два вида отношений - организуемые и организационные. Организуемые составляют предмет регулирования норм материального прав, а одна из разновидностей организационных - организационно-процессуальные отношения - составляет предмет регулирования процессуального права (В.М. Горшеев). 2.В законодательстве понятие «процессуальная норма», «процессуальное отношение» используется применительно к нормам и отношениям, которые регулируют определенный порядок применения норм права или возникают по поводу применения этих норм судом. Поэтому некоторые ученые пришли к выводу, что процессуальными нормами права могут быть лишь те, которые определяют порядок деятельности суда и связанных с ним органов (И.В.Решетникова). В тоже время, в науке было высказано справедливое мнение, что под процессуальной формой следует понимать совокупность однородных процедурных требований, предъявляемых к действиям участников процесса и направленных на достижение определенного материально-правового результата (Н.Е. Недбайло), а также, что процессуально-правового регулирования требуют, прежде всего, случаи правоприменения, которые состоят из множества действий и отношений (Р.В. Шагаева). В связи с этим, как представляется, не будет особой ошибки в обобщении различной деятельности юрисдикционных органов под эгидой единой деятельности - юридического процесса (в широком его понимании). Эти положения позволяют использовать термин «процессуальная форма» для характеристики деятельности не только судов, но и характеристики процессуальной деятельности всех органов государства, их должностных лиц, к числу которых относиться судебный пристав-исполнитель. Деятельность судебного пристава-исполнителя облекается в особую процессуальную форму и только в этом случае может быть призвана правомерной. Подтверждением этому служит наличие стадий исполнительного производства, сроков, порядка осуществления исполнительных действий, форма исполнительных документов и постановлений судебного пристава-исполнителя. Исполнительное производство по нашему мнению, относиться к процессуальной отрасли права, предмет которой составляют процессуальные отношения, складывающиеся по поводу исполнительной деятельности судебного пристава-исполнителя, других органов исполнения, облеченные в особую процессуальную форму. Главной задачей исполнительного производства является правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях - исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций. Предметом исполнительного производства являются отношения, возникающие в связи с исполнением решения юрисдикционных органов по реальному восстановлению субъективных прав участников гражданского оборота. В исполнительном производстве действует императивно-диспозитивный метод, то есть работает правило: «разрешено все то, что не запрещено законом». Исполнительное право шире и включает в себя исполнительное производство. Российское исполнительное право есть система процессуальных правовых норм, регулирующих исполнительное производство в Российской Федерации, которое представляет собой установленный законом порядок деятельности судебных приставов-исполнителей и иных органов по принудительной реализации актов, указанных в статье 12 Федерального закона «Об исполнительном производстве». Предметом правового регулирования исполнительного права являются общественные отношения, складывающиеся в процессе исполнительного производства. Исполнительное право характеризуется особыми принципами, составляющими, нормативно установленные основополагающие начала исполнительного производства. Оно регулирует деятельность специальных субъектов - участников исполнительного производства. Система исполнительного права состоит из двух частей: Общей и Особенной. Общая часть исполнительного права включает основополагающие положения, институты, относящиеся ко всему исполнительному производству: задачи исполнительного производства, принципы исполнительного праа и гарантии их реализации, органы принудительного исполнения, лиц, участвующих в исполнительном производстве, и систему защиты их прав, представительство, сроки исполнения юрисдикционных актов, расходы, связанные с исполнительным производством, ответственность в исполнительном праве, общие правила фиксации исполнительных действий и т.д. Особенную часть исполнительного права составляет совокупность норм, регламентирующих движение, развитие исполнительного производства по стадиям от его возбуждения до окончания, а также особенности реализации различных исполнительных документов по отдельным категориям взысканий и в отношении различных субъектов. 2.Иерархия источников исполнительного права(общая характеристика). Нормативную основу ИП составляют: Конституция Российской Федерации.1993г. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации.2002г. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации.2002г. Федеральные законы принятые в 1997 году: «Об Исполнительном производстве» и « О судебных приставах»,( ред.от 27.07.2010г. ). Федеральный закон «Об исполнительном производстве» закрепляет: цели и задачи исполнительного производства, специфические принципы исполнительного производства, виды исполнительных документов, сроки и порядок принудительного взыскания на различные виды имущества, исполнения, виды ответственности. 1 февраля 2008 года вступил в силу обновленный Федеральный закон от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» - который продолжил реформирование сферы исполнительного производства, начатое в 1997 году в связи с принятием Федеральных законов «Об исполнительном производстве» и «О судебных приставах» .Тем не менее, в правоприменительной деятельности, ввиду значительного за последнее десятилетие обновления законодательства об исполнительном производстве, остается еще достаточно многопротиворечивых неразрешенных вопросов практики применения обозначенного законодательства. В качестве основных причин неэффективности системы принудительного исполнения следует отметить: - несовершенство законодательства об исполнительном производстве, - недостаточность полномочий судебного старшего судебного пристава, сложность в реализации взысканного имущества, отсутствие специализированных организаций с соответствующей лицензией занимающихся продажей взысканного имущества в ходе проведения электронных торгов, на сегодняшний день этим, к сожалению, занимается судебный пристав - исполнитель. -большая нагрузка судебных приставов-исполнителей; отсутствие эффективных мер личных ограничений в российском исполнительном производстве; трудности с привлечением информации, задержка в получении информации, отсутствие денег и имущества у должников и другие. Интересным в этом плане для России представляется опыт Израильского исполнительного законодательства предусматривающего личные ограничения следующего характера: временные ограничения на въезд или выезд из государства, право запроса информации в пенсионном фонде, в налоговой инспекции, у работодателя, банка; при наличии долга «заморозка» банковского счета, водительского удостоверения, пластиковых карт, эти меры не позволяют должнику уклоняться от выполнения обязательств. Основные направления по совершенствованию законодательства об исполнительном производстве в целях повышения эффективности системы принудительного исполнения видятся: -устранение пробелов и противоречий в законодательстве (этому могло бы способствовать принятие Исполнительного кодекс РФ); -повышение финансового статуса судебных приставов (улучшение материального обеспечения, установление взаимосвязи между результатами работы и размером оплаты труда судебных приставов-исполнителей; повышение уровня социальной защиты судебных приставов-исполнителей; оплата профессиональных расходов, служебных банковских счетов и т.п.) -расширение полномочий судебных приставов - исполнителей путем предоставления судебному приставу-исполнителю права приостанавливать, отлагать и прекращать исполнительное производство; -подробная регламентация процессуально процедурных действий Федеральный закон «О судебных приставах» регулирует задачи ФССП, организацию и функционирование деятельности ФССП, их правовой статус, социальные и правовые гарантии. Гражданский кодекс Российской Федерации регулирует вопросы проведения органов и обращения взыскания на имущество должника, находящегося в совместной собственности супругов, новые формы правопреемства (к примеру, уступку требования. перевод долга, реорганизация юридического лица) Семейный кодекс Российской Федерации регулирует порядок исполнения актов по спорам связанным с воспитанием детей, алиментным обязательствам. Трудовой кодекс Российской Федерации устанавливает особенности исполнения решений по восстановлению на работе, порядок исполнения решений комиссии по трудовым спорам. КоАП РФ предусматривает привлечение к административной ответственности за воспрепятствование законной деятельности судебного пристава. УИК РФ регулирует порядок взыскания на заработную плату должника, отбывающего наказание в ИТУ. Условия и порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на бюджетные средства бюджетной системы Российской федерации устанавливается БК РФ. 3. Исполнительно-процессуальная форма и ее основные черты Процессуальная форма в исполнительном производстве представляет собой урегулированную нормами законодательства об исполнительном производстве строго определенную форму, (процедуру, порядок) приведения актов судов и иных юрисдикционных органов в исполнение посредствам органов принудительного исполнения. Содержание процессуальной формы в исполнительном производстве состоит, на наш взгляд, из следующих составляющих: Законодательная урегулированность всех процессуальных действий и актов службы судебных приставов, Федеральными законами: «Об исполнительном производстве» и « О судебных приставах» Детальность разработки всей процедуры принятия исполнительного документа к производству конкретного судебного пристава-исполнителя, с соблюдением процессуальных сроков, и последовательному прохождению исполнительного дела по стадиям исполнительного производства, вплоть до его завершения. Императивность процессуальной формы в исполнительном производстве, то есть действия всех участников исполнительных отношений проходят в строгом соответствии с российским законодательством. Значение процессуальной формы в исполнительном производстве заключается в том, что она выступает гарантом соблюдения прав, свобод и интересов участников исполнительного производства. Несоблюдение процессуальной формы является основанием для обращения в суд. 4. Понятие принципов исполнительного права, их значение. Отличительной особенностью любой отросли права, выступают ее принципы, исполнительное право в этом смысле не исключение. Принципы исполнительного права представляют собой выраженные в правовых нормах, регулирующих порядок исполнительного производства в Российской Федерации, исходные положения, образующие основу, каркас всей отрасли исполнительного права, ее ключевые начала и идеи. В статье 4 ФЗ «Об исполнительном производстве» закреплены принципы законности, своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, уважения чести и достоинства гражданина, неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи, соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения. В теории исполнительного права продолжаются споры по вопросам количественного и качественного состава принципов, сущности каждого из них и их влияния друг на друга и систему права. Споры ведутся по поводу так называемых доктринальных принципов, которые не названы в статье 4 Федерального закона «Об исполнительном производстве», а выводятся из общего смысла исполнительного законодательства1. В правовой действительности можно говорить о существовании следующих доктринальных принципов исполнительного права: принцип равенства перед законом, принцип государственного языка исполнительного производства, принцип диспозитивности исполнения для взыскателя, принцип справедливости удовлетворения требований взыскателей. Значение принципов исполнительного права состоит в том, что они определяют сущность и содержание в сфере исполнительного производства, гарантируют своевременное, правильное и эффективное исполнение юрисдикционных актов, защиту прав участников исполнительного производства. Совокупность принципов исполнительного права образуют стройную систему дающую представление о содержании отрасли исполнительного права. Классификация принципов исполнительного права проводится по различным основаниям и дает возможность уяснить значение отдельных принципов и их место в системе. Принципы исполнительного права классифицируются: - в зависимости от источника их закрепления (в частности, выделение конституционных принципов, принципов, закрепленных в Федеральном законе «Об исполнительном производстве», ГПК РФ и АПК РФ), - от области правоотношений, на которую распространяется их действие (общие (общеправовые), межотраслевые, отраслевые (специфически отраслевые), - принципы отдельных правовых институтов), - от вида закрепления (нормативные и доктринальные).1 5. Стадии исполнительного производства. Одной из причин неэффективности исполнительного производства является отсутствие логически правильно построенного процесса. Очевидно, что исполнение должно развиваться в определенной стадийной последовательности. Поэтому разработка и обоснование стадийности исполнительного производства являются в настоящее время актуальными вопросами российского права. В то же время вопрос этот - один из наименее изученных в российской правовой науке. Впервые на стадии указала Л.Н. Завадская, отметив, что существуют действия, характерные для подготовительной стадии исполнительного производства . М.К. Юков предложил использовать стадийность производства в качестве критерия объединения норм исполнительного права в институты В 1990 г. И.М. Зайцев выделил: 1) начало исполнительного производства; 2) применение к должнику установленных законом принудительных мер; 3)реальное восстановление нарушенного субъективного права; 4) завершение исполнительного производства . В.В. Худенко обозначили пять стадий: возбуждение, подготовку, «собственно исполнение», обжалование и проверку . В последнее время также были предложены несколько классификаций стадий. Например, В.М. Шерстюк указывает о наличии трех стадий: 1) возбуждения; 2) совершения исполнительских действий и 3) окончания . И.В. Решетникова считает, что существуют: 1) возбуждение и подготовка к непосредственному исполнению; 2) осуществление исполнительного производства; 3) окончание исполнительного производства . Д.Х. Валеев выделяет: 1) возбуждение; 2) подготовка к принудительному исполнению; 3) применение мер государственного принуждения к должнику; 4) обжалование действий судебного пристава-исполнителя В то же время нужно отметить, что, несмотря на достаточно широкое использование понятия «стадия процесса исполнения», стадийность исполнения по-прежнему остается одним из наименее изученных в теоретическом плане вопросов. Научное обоснование стадийности исполнения предполагает разработку таких основных категорий, как сущность стадии исполнения, классификация и критерии выделения стадий, задачи и действия, характерные для той или иной стадии . Поскольку процесс исполнения судебных постановлений - гражданский, правоприменительный процессы и процесс социального управления соотносятся между собой как часть и целое, то указанные выше критерии выделения стадий могут быть, с нашей точки зрения, использованы при анализе стадийности процесса исполнения судебных постановлений. Кроме того, обоснование стадийности исполнения будет более правильным как с логических, так и с общетеоретических позиций в случае использования общефилософских методов исследования. Учитывая, что исполнение судебных постановлений представляет собой деятельность, мы считаем выделение в ней определенных стадий с применением деятельностного подхода наиболее обоснованным. Таким образом, общая схема стадийности любой деятельности в полной мере может быть применена и в отношении исполнения судебных постановлений. Использование деятельностного подхода позволяет нам предположить, что исполнение развивается в рамках четырех стадий: возбуждения, подготовки, осуществления и окончания. В тоже время обоснование стадийности будет более аргументированным, если применять и другие методы исследования. В частности, сравнительный анализ, а также системный подход позволяют нам при анализе стадийности исполнения использовать критерии выделения стадий в процессах более высокого уровня: гражданском, правоприменительном и социального управления. Исходя из указанных критериев и общих положений стадийной организации деятельности, можно выделить следующие признаки стадии процесса исполнения судебных постановлений. Во-первых, полагаем, что любая стадия - это система, система процессуальных действий. Будучи частью деятельности, стадия, в свою очередь, также является деятельностью с соответствующими элементами как статичного, так и динамичного характера. Другими словами, это отдельная деятельность более низкого уровня и в то же время часть деятельности более высокого уровня. Во-вторых, любая стадия обладает самостоятельной задачей. Выполнение такой задачи обусловливает совершение особых действий. В-третьих, любой стадии присуще качественное своеобразие ее содержания, т.е. специфика совершаемых процессуальных действий. В-четвертых, любая стадия обособлена во времени. В-пятых, результаты стадии должны быть закреплены в процессуальном документе. Соответственно, критерием выделения стадии процесса исполнения является, по нашему мнению, совокупность указанных признаков: 1) самостоятельное положение в системе деятельности по исполнению; 2) наличие самостоятельной задачи; 3) качественное своеобразие содержания; 4) обособленность во времени; 5) закрепление результатов в процессуальном документе. Используя этот критерий, следует выделять в процессе исполнения судебных постановлений четыре стадии: 1) возбуждение; 2) подготовку; 3) осуществление мер принудительного исполнения; 4) окончание. Обжалование действий судебного пристава и определений суда по вопросам исполнения не является, по нашему мнению, отдельной стадией процесса исполнения. Контрольные вопросы 1.Что регулирует исполнительное право? Дайте его определение. 2.Дайте понятие исполнительного производства и исполнительного права. 3Назовите цели, задачи и предмет исполнительного производства. 4.Охарактеризуйте общие направления развития исполнительного права. 5.Из каких частей состоит система исполнительного права? 6.Охарактеризуйте метод регулирования исполнительного права? 7.Определите место исполнительного права в системе российского права 8. В чем значение процессуальной формы исполнительного производства? 9.С какими отраслями российского права тесно взаимодействует исполнительное производство? 10.Охарактеризуйте следующие принципы исполнительного права: -принцип законности; -принцип своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения; -принцип соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения; 11.Какие стадии исполнительного производства вы знаете? |
Основная образовательная программа по направлению подготовки 40.... ... |
Программа государственной итоговой аттестации по направлению подготовки... Власова Т. В., зам зав кафедрой теории права, государства и судебной власти, к ю н., доцент |
||
Рабочая программа предназначена для студентов юридического факультета,... Рабочая программа предназначена для студентов юридического факультета, обучающихся по направлению подготовки 030900 «Юриспруденция»... |
Учебно-методический комплекс дисциплины «актуальные проблемы уголовного права и процесса» Фгос впо по направлению подготовки 030900 юриспруденция (квалификация (степень) "бакалавр"), утвержденный приказом Министерства образования... |
||
Программа государственного экзамена по направлению подготовки 031600... Программа государственного экзамена по направлению подготовки 031600 – Реклама и связи с общественностью (для всех форм обучения).... |
Учебно-методический комплекс «Коммерческие споры: внесудебные и судебные... Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования |
||
Рабочая программа для студентов направления подготовки 030900. 62... ... |
Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования |
||
Планы семинарских занятий Учебная программа дисциплины «Криминалистика» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного... |
Учебно-методический комплекс по специальности 030900. 62 «Юриспруденция»... Рассмотрено и одобрено на заседании кафедры государственно-правовых дисциплин мигуп |
||
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению... ... |
Учебно-методический комплекс дисциплины «Проблемы квалификации транспортных преступлений» «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования... |
||
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению... Программа дисциплины уголовное право составлена в соответствии с требованиями фгос впо направлению 40. 03. 01 «Юриспруденция» |
Паспорт программы дисциплины «Менеджмент» профиль 38. 03. 02. 11 «Финансовый менеджмент» в соответствии с фгос впо по направлению подготовки 080200 «Менеджмент»... |
||
Рабочая учебная программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 080100 Экономика... |
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину... Оответствии с Образовательным стандартом Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального... |
Поиск |