И переподготовки работников образования


Скачать 1.26 Mb.
Название И переподготовки работников образования
страница 1/11
Тип Учебное пособие
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Учебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

(ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ) ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

И ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ

Ю. А. Чурляев

ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ

ВОРОНЕЖСКАЯ ОБЛАСТЬ
7 класс


ВОРОНЕЖ 2014
УДК

ББК

Ч

Рецензенты:

учитель высшей квалификационной категории МБОУ лицей «МОК № 2»

Л. Б. Мамедова

доцент, кафедры ТМЕНиМО ВОИПКиПРО

О. В. Ключникова



Ч

Чурляев Ю.А.

Географическое краеведение. Воронежская область : учебное пособие для 7 класса / Ю.А. Чурляев. – Воронеж : ВОИПКиПРО, 2013. – 57 с.


Учебное пособие для учащихся 7 класса, которые изучают географическое краеведение Воронежской области. изучения родного края. В пособии рассматриваются особенности природы, населения и хозяйства Воронежской области в соответствии с программой географического краеведения ВОИПКРО.

УДК

ББК

Учебное издание
Чурляев Юрий Алексеевич
ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ

ВОРОНЕЖСКАЯ ОБЛАСТЬ

Учебное пособие для учащихся 7 класса
Изготовление оригинал-макета Н.Н. Ендовицкой

Лицензия ИД № 06550

Подписано в печать 26.05.2013. Формат 60×84 1/8. Гарнитура «Таймс».

Печать трафаретная. Усл. п. л. 2,75. Уч.-изд. л. 2,56. Тираж 500 экз.
ВОИПКиПРО

394043, г. Воронеж, Березовая Роща, 54.
 Чурляев Ю.А., 2014

 ВОИПКиПРО, 2014

Содержание

§1 Географическое положение Воронежской области

§2. Определение географических координат различных точек Воронежской области. Определение протяженности Воронежской области в градусах и километрах.

§3. Геологическая история Воронежской области

§4. Тектоническое строение и геология Воронежской области (продолжение)

§5 Тектоника, геологическое строение Воронежской области (практика)

§6. Классификация полезных ископаемых Воронежской области.

Закономерности размещения полезных ископаемых

по территории Воронежской области.

§7. Характеристика полезных ископаемых.

§8. Особенности полезных ископаемых и их рациональное использование.

§9. Общая характеристика рельефа Воронежской области

10. Среднерусская возвышенность,

Калачская возвышенность и Окско-Донская низменность.

§11. Рельефообразующие процесс и созданные ими формы рельефа на территории Воронежской области.

§12. Практическая работа. Рельеф Воронежской области.

§13. Климат Воронежской области

§14. Синоптическая карта. Карта погоды Воронежской области

§15. Климатические ресурсы.

§16. Общая характеристика внутренних вод Воронежской области»

§16. Реки Воронежской области

§17. Озера, болота, подземные воды Воронежской области.

§15. Гидрологические памятники природы

§19. Население воронежской области

§20. География сельского хозяйства Воронежской области§20. Города Воронежской области и их хозяйственная деятельность.

§21. Геральдика. Эмблема. Герб.

§22. Природные комплексы Воронежской области. Лесостепи и степи.

§23. Почвы Воронежской области - главное богатство нашего края.

§24. Итоговый урок. Природа родного края.

§23. Почвы Воронежской области - главное богатство нашего края.

§24. Итоговый урок. Природа родного края.

\

Предисловие
Идеи регионализации в последнее время приобретают особое звучание в связи с новой концепцией устойчивого развития России, в которой специально выделяется региональный аспект экономических и социальных проблем. Современная ситуация обнаруживает острую потребность в регионализации образования, которая предполагает становление развитого регионального образовательного пространства. Краеведческий материал изучается на уроках разных учебных дисциплин, но существенным элементом образовательного пространства должно выступить географическое краеведческое образование.

Современная идеология образования ориентируется на развитие личности учащихся, обладающей высоким уровнем развития коммуникативных компетенций. Введение понятия “компетенций” в нормативную и практическую составляющую образования обозначило проблему, типичную для российской школы, когда ученики могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в реальной жизни, требующей использования этих знаний для решения конкретных задач или проблемных ситуаций. В данном контексте задача формирования у учащихся необходимых компетенций, обеспечивающих им гибкость и способность к адаптации в социуме, становится наиболее актуальной для образования. Лучшим средством для решения этих образовательных задач является географическое краеведение. Изучение родного края, основано на принципах преподавания предмета: демократизации, гуманизации, экологизации, комплектности, интеграции. Используются методологические принципы конструирования регионального компонента краеведческого образования: структурность, системность, динамичность.

Комплексный подход в изучении родного края позволяет сформировать глубокие знания и умения краеведческого содержания, так как курс географического краеведения включает характеристику основных объектов природы, населения, проблем родного края. Сильной стороной курса географического краеведения является его прикладной характер. Реализация регионального компонента ориентирует учащихся на организацию личностного познания родного края от непосредственного восприятия, изучения, ощущения к осмыслению.

Ученики самостоятельно изучают особенности краеведения с помощью специально организованных наблюдений, зарисовок, сравнений, проведения практических работ, высказывая собственные гипотезы, развивая собственное творчество.

Учебное пособие для учащихся 7 класса общеобразовательных школ Воронежской области подготовлено в соответствии с программой Географическое краеведение 6 – 7 классы. В пособии рассказывается о географическом положении, рельефе, промышленности и населении Воронежской области. В начале параграфа ставятся проблемные вопросы. В конце параграфа даются вопросы для повторения. В конце тем дается практическая работа и тестовые вопросы.

Изучая географическое краеведение, рекомендуется пользоваться рабочей тетрадью. Выполняя задания, которые в ней расположены, вы сможете повторить вопросы не только краеведческого характера, но и вопросы географической направленности.

§1 Географическое положение Воронежской области
Формирование территории Воронежской области прошло сложный и длительный исторический путь. Он насчитывает почти три столетия еще с эпохи Петра I, когда в 1708-1709 годах было проведено первое погубернское деление России. Одной из восьми губерний, образованных указом от 18 декабря 1708 года, была Азовская губерния. В состав Азовской губернии полностью входила территория современной Воронежской области.

В современных границах Воронежская область была создана 13 июня 1934 года. Она является самой большой областью Центрального Федерального округа. Кроме того, наша область является одним из крупнейших сельскохозяйственных и промышленных центров России.

С географической точки зрения Воронежская область расположена почти в самом центре Русской равнины, вдали от европейских морей и азиатских пустынь. Ее территория занята черноземными степями и лесостепью.

Воронежская область граничит с Украиной и семью российскими областями. На севере - с Тамбовской и Липецкой областями, на западе - с Курской и Белгородской областями, на юге - с Ростовской областью, на востоке - с Волгоградской и Саратовской областями. Воронежская область делится на 31 муниципальный район. Воронеж - столица области - играет важнейшую роль как административный, культурный, промышленный, научный и торговый центр Черноземья.

За достигнутые успехи в развитии промышленности и сельского хозяйства область дважды награждена Орденом Ленина в 1935 году и в 1956 году. Высшим должностным лицом Воронежской области является губернатор.

Мы живём в Воронежской области.

Гимн Воронежу (С. Гребенников)

Здесь, на бархатных буграх, в русском поле

Град Воронежский стоит Божьей волей.

Отражается в воде вольной птицей,

Здесь петровская земля и столица.

Здесь творили Кольцов и Никитин,

Строил храмы Митрофан Святитель.

Помнят камни победу и славу,

Как ходили воевать за Державу.

Здесь колыбель морского флота,

И пушки лил Великий Пётр.

Город-крепость – щит России,

Наша земля – живая сила!

День Победы, как орден свободы,

Ветераны пронесли через годы.

Пронесли свою жизнь через пламя,

В сердце каждого вечная память.

Всё равно городские тюльпаны

Зарубцуют открытые раны.

И в объятьях Кольцовского сквера

Снова молодость сердце согреет.

И будут новые поэты

Слагать бессмертные сонеты.

Родятся Бунин и Платонов,

Среди воронежских просторов!

На волнистых берегах, в русском поле,

Город-труженик стоит Божьей волей.

Отражается в воде куполами,

Вписан в летопись времён кораблями.

Книга жизни твоя не закрыта,

В переплёте берегов не забыта.

Никогда и нигде не уронишь

Своё доброе имя – Воронеж!

ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ - положение какого-либо пункта или иного объекта на земной поверхности по отношению к другим территориям или объектам; относительно поверхности Земли географическое положение определяется с помощью координат. Различают географическое положение по отношению к природным объектам и к экономико-географическим объектам.

Дайте характеристику географического положения области по плану.

1. Как расположена Воронежская область относительно экватора?

2. Как расположена область относительно Гринвичского меридиана?

3. На каком материке расположена Воронежская область?

4. В какой части света находится область?

5. С какими областями граничит Воронежская область на севере?

6. С какими областями граничит Воронежская область на юге?

7. С какими областями граничит область на западе?

8. С какими областями граничит Воронежская область на востоке?

9. В какой части Центрально-Чернозёмного экономического района находится наша область?

10. В какой Федеральный округ входит Воронежская область?

С 1957 года границы Воронежской области не изменялись. Она является крупнейшей по размерам и численности населения среди областей Центрального Чернозёмного региона.

Найдите крайние точки Воронежской области.

Воронежская область находится на Восточно-Европейской равнине в умеренных широтах на границе степи и лесостепи.

- Какое море ближайшее к нам?

От южных границ до него около 260 км. Западная часть региона расположена на Среднерусской возвышенности, северо-восточная – на Окско-Донской низменности, юго-восточная – на Калачской возвышенности. Климат области умеренный континентальный.

Нашу область пересекают важнейшие автомобильные и железные дороги, связывающие центральные районы и Кавказ, западные районы страны и Поволжье, соединяющие Россию и Украину. Через область проходят линии электропередач и трубопроводы.

Воронежская область расположена в Московском часовом поясе, поэтому время на часах в Воронеже и в Москве одинаковое.

Общие сведения о Воронежской области.

Протяженность области с севера на юг 300,5 км, а с запада на восток 341,4 км. По площади область занимает 52,4 км2. Это больше, чем площадь Дании (43,1 км2), Бельгии (30,5 км2), Швейцарии (41,3 км2), Нидерландов (41,5 км2)

Учитель показывает эти страны на политической карте мира.

По численности населения область уступает европейским странам. Численность населения составляет 2330,4 тыс. человек, что составляет 1,6% населения России. 17 декабря 2012 года в Воронеже родился миллионный житель. В России 15 городов - миллионеров.

Зная площадь территории и численность населения, можно вычислить среднюю плотность населения.

Плотность населения - это отношение численности населения к площади. Это число показывает, сколько человек проживает на 1 кв.км.

В среднем по России плотность населения составляет 8,3 чел/кв.км

- Во сколько раз плотность населения Воронежской области больше плотности населения страны?

Плотность населения Центральной России составляет 57,1 чел/кв.км.

-Как вы думаете, почему показатель плотности всей страны намного меньше показателя плотности центральной части страны?

Воронежская область делится на 3 городских округа (Воронеж, Нововоронеж, Борисоглебск) и 31 район: Аннинский, Бобровский, Богучарский, Бутурлиновский, Верхнемамонский, Верхнехавский, Воробьёвский, Грибановский, Калачеевский, Каменский, Кантемировский, Каширский, Лискинский, Нижнедевицкий, Новоусманский, Новохопёрский, Ольховатский, Острогожский, Павловский, Панинский, Петропавловский, Поворинский, Подгоренский, Рамонский, Репьёвский, Россошанский, ,Семилукский, Таловский. Терновский, Хохольский. Эртильский. 29 городов и 470 сельских поселений.

Вопросы и задания.

1. Оценка географического положения области для жизни и деятельности людей.

2. Обобщив всё, вышесказанное, дайте общую оценку географического положения области. Насколько выгодно положение Воронежской области на карте России?

3. Благоприятны ли природные условия области для проживания и хозяйственной деятельности населения?
§2. Определение географических координат различных точек Воронежской области. Определение протяженности Воронежской области в градусах и километрах.

Географические карты и глобусы имеют систему координат. Это позволяет найти любой объект на земной поверхности или нанести его на карту или глобус. Географические координаты — широта и долгота — величины угловые и измеряются в градусах, они определяют положение точки на поверхности Земли относительно экватора и начального меридиана.

Широта — угол между плоскостью экватора и отвесной линией в данной точке. Широту параллели обозначают на рамках географических карт, а на глобусе — у пересечений параллелей с меридианами 0° и 180°. Широты изменяются от 0 до 90°. В северном полушарии они называются северными, а в южном — южными.

Долгота — угол, составленный плоскостью начального меридиана и плоскостью меридиана данной точки. Долготы, отсчитываемые на восток от Гринвичского меридиана, называются восточными, а долготы, отсчитываемые на запад, — западными. Долгота может иметь значения от 0° до 180°. На картах и глобусах долготы чаще всего обозначают у пересечения меридианов с экватором.

Впервые широта и долгота были обозначены на картах древнегреческого географа и историка Гекатея Милетского (550—476 гг. до н.э.). Земля на них изображалась в виде овала, длина (долгота) которого с запада на восток была вдвое больше, чем ширина (широта) с севера на юг. До середины XVIII в. географические координаты — широта и долгота определялись путём астрономических наблюдений и назывались астрономическими.

Геодезические координаты получают геодезическими методами и определяют по топографическим картам. Значения астрономических и геодезических координат одних и тех же точек отличаются незначительно — в среднем на 60—90 м. На топографических картах линии параллелей и меридианов служат внутренними рамками листов; их широты и долготы подписываются в углах каждого листа. На листах карт на западное полушарие в северо-западном углу рамки помещается надпись: «К западу от Гринвича»

Чтобы определить широту какого-либо объекта, надо найти параллель, на которой он находится. Например, село Березняки Воронежской области расположено на параллели 50° и лежит к северу от экватора, следовательно, широта села Березняки северная и составляет 50° северной широты (с.ш.). А если объект находится не на тех параллелях, что подписаны на карте, а между ними? Тогда надо определить широту ближайшей к объекту параллели со стороны экватора и к ней прибавить число градусов дуги меридиана от этой параллели до объекта. Например, Воронеж расположен севернее параллели 50°. По меридиану число градусов между этой параллелью и Воронежем — 1,4°, следовательно, географическая широта Воронежа — 51,4° северной широты. Город Лиски находится в северном полушарии и севернее параллели 50°, число градусов между этой параллелью и городом — 1°, следовательно, Лиски расположены на 41° северной широты.

Чтобы определить долготу какого-либо объекта, надо найти меридиан, на котором находится этот объект. Например, город Бобров расположен к востоку от нулевого Гринвичского меридиана, на меридиане, отстоящем от него на 40°, следовательно, долгота города Бобров восточная и составляет 40° (в.д).

Если искомый объект лежит между двумя меридианами, то определяют долготу ближайшего меридиана со стороны начального, а затем к этому значению прибавляют число градусов дуги параллели между этим меридианом и данным объектом. Например, Воронеж находится восточнее меридиана 30°, дуга параллели между Воронежем и этим меридианом — 9°, следовательно, долгота Воронежа восточная и составляет 39° (в.д.). Город Калач расположен в восточном полушарии, восточнее меридиана 40°. Длина дуги параллели между городом Калач и этим меридианом — 1°, следовательно, долгота города восточная и составляет 41° восточной долготы (в.д.)

Как определить протяженность Воронежской области в градусах и километрах. Измерение расстояний с помощью градусной сети. Для расчета расстояний по карте или глобусу можно использовать следующие величины: длина дуги 1° меридиана и 1° экватора равна приблизительно 111 км. Для меридианов это верно всегда, а длина дуги 1° по параллелям уменьшается к полюсам. На экваторе его можно тоже принять равному 111 км. А на полюсах – 0 (т. к. полюс – это точка). Поэтому необходимо знать число километров, соответствующее длине 1 дуги каждой конкретной параллели. Чтобы определить расстояние в километрах между двумя пунктами, лежащими на одном меридиане, вычисляют расстояние между ними в градусах, а затем число градусов умножают на 111 км. Для определения расстояния между двумя точками на экваторе, также нужно определить расстояние между ними в градусах, а затем умножить на 111 км.

Длина одного градуса на экваторе равна 111 км, а чему же равен 1° на 50 параллели, где расположена Воронежская область?

Длины параллелей меньше длины экватора примерно в cos(φ) раз, поэтому линейный размер 1° вдоль параллели уменьшается с увеличением широты.

Зная радиус Земли, можно рассчитать длину большого круга (экватора):

S = 2πR= 2·3,14·6371≈40000 км.

Определив длину большого круга, можно рассчитать, чему равна длина дуги экватора в 1°

1 экватора =40000 : 360 =111 км.

Теперь определим длину 1° по 50 параллели. cos 50° = 0,642, тогда 1 градус 50 параллели будет равен: 111км х 0.642=71.26км.

Вопросы и задания.

1. Если 1° на 50 параллели равен 71,26 км, рассчитайте, какова протяженность Воронежской области с запада на восток и с севера на юг.

2. Представьте, что Вы путешественник, которому предстоит обогнуть земной шар по 50 параллели. Сколько километров вам придется преодолеть? Приятного путешествия!

3. Рассчитайте протяженность Воронежской области с севера на юг и с запада на восток, используя масштаб карты.

4. Определите расстояние от вашего населенного пункта до областного и до районного центра, по карте Воронежской области используя масштаб данной карты.

.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Похожие:

И переподготовки работников образования icon Тесты по информатике и информационным технологиям Центр образования «Юниор»
Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
И переподготовки работников образования icon План курсовых мероприятий по повышению квалификации и профессиональной...
В рамках реализации персонифицированной модели повышения квалификации работников образования повышение квалификации работника осуществляется...
И переподготовки работников образования icon Основные Интернет – ресурсы
Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
И переподготовки работников образования icon В очном образовательном процессе
...
И переподготовки работников образования icon «Тестирование как один из методов педагогического контроля знаний учащихся»
«Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»
И переподготовки работников образования icon Методические рекомендации для учителей по подготовке обучающихся...
Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «саратовский институт повышения квалификации...
И переподготовки работников образования icon Учебное пособие для учащихся 8-9 классов всех типов школ Кемеровской области
Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования
И переподготовки работников образования icon Техническое задание на размещение заказа
Краевое государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации)...
И переподготовки работников образования icon Техническое задание на размещение заказа
Краевое государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации)...
И переподготовки работников образования icon Методические рекомендации по ограничению в образовательных организациях...
Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
И переподготовки работников образования icon Методические рекомендации по ограничению в образовательных организациях...
Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
И переподготовки работников образования icon Практическая работа по формированию лексико-грамматического строя...
Гбоу дпо «челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования»
И переподготовки работников образования icon Методические рекомендации по организации дистанционного обучения...
Гаоу дпо «саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»
И переподготовки работников образования icon Воспитательные системы инновационных образовательных учреждений Саратовской...
Гаоу дпо «Саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»
И переподготовки работников образования icon Программа кадетского казачьего отряда «Сокол»
Курганской области; гоу дпо «Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»; гоу дод «Курганский областной...
И переподготовки работников образования icon Чтобы открыть ссылку в документе word, нужно нажать клавишу Ctrl и щелкнуть ссылку
...

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск