Рассмотрено на педсовете
|
Утверждаю:
|
Протокол № 6 от «28» марта 2016г
|
Приказ № 45 от «24» мая 2016г
|
|
Директор школы: /С.В.Удалова
|
Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования
обучающихся с расстройствами аутистического спектра муниципального казённого общеобразовательного учреждения
«Гридинская основная школа»
Красносельского муниципального района
Костромской области
2016
ОГЛАВЛЕНИЕ
Значительной части детей с РАС доступно и показано образование, соотносимое по уровню «академического» компонента с образованием сверстников, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, получаемое в совместной с ними среде обучения в те же календарные сроки. Инклюзия в наибольшей степени целесообразна для детей с РАС, имеющих формально сопоставимый с нормой уровень психоречевого развития (ориентируемся на 3 и 4 группы, по отечественной клинико-психологической классификации аутичных детей О.С.Никольской), и является оптимальной в том случае, если до поступления в школу ребенок имеет опыт подготовки к ней в группе детей. 37
П. п 10.9, 10.10 постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" 128
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н "Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» 149
П. п 10.9, 10.10 постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" 161
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. N 544н г. Москва "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" 193
П. п 10.9, 10.10 постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" 293
Значительной части детей с РАС доступно и показано образование, соотносимое по уровню «академического» компонента с образованием сверстников, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, получаемое в совместной с ними среде обучения в те же календарные сроки. Инклюзия в наибольшей степени целесообразна для детей с РАС, имеющих формально сопоставимый с нормой уровень психоречевого развития (ориентируемся на 3 и 4 группы, по отечественной клинико-психологической классификации аутичных детей О.С.Никольской), и является оптимальной в том случае, если до поступления в школу ребенок имеет опыт подготовки к ней в группе детей. 37
П. п 10.9, 10.10 постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" 128
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н "Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» 149
П. п 10.9, 10.10 постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" 161
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. N 544н г. Москва "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" 193
П. п 10.9, 10.10 постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" 293
Значительной части детей с РАС доступно и показано образование, соотносимое по уровню «академического» компонента с образованием сверстников, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, получаемое в совместной с ними среде обучения в те же календарные сроки. Инклюзия в наибольшей степени целесообразна для детей с РАС, имеющих формально сопоставимый с нормой уровень психоречевого развития (ориентируемся на 3 и 4 группы, по отечественной клинико-психологической классификации аутичных детей О.С.Никольской), и является оптимальной в том случае, если до поступления в школу ребенок имеет опыт подготовки к ней в группе детей. 37
П. п 10.9, 10.10 постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" 128
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н "Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» 149
П. п 10.9, 10.10 постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" 161
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. N 544н г. Москва "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" 193
П. п 10.9, 10.10 постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" 293
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Определение и назначение адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра
Адаптированная основная образовательная программа (АООП) начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (РАС) МКОУ «Гридинская основная школа» ― это образовательная программа, адаптированная для обучения этой категории обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
АООП начального общего образования обучающихся с РАС определяет содержание образования, ожидаемые результаты и условия ее реализации.
Структура адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра
Основная образовательная программа начального общего образования детей с РАС состоит из двух частей1:
- обязательной части;
- части, формируемой участниками образовательных отношений.
Соотношение частей и их объем определяется ФГОС начального общего образования детей с РАС.
В соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с РАС образовательная организация может создавать варианты АООП с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с расстройствами аутистического спектра.
В структуре примерной вариативной АООП НОО детей с РАС представлены:
1. Целевой раздел, включающий:
- пояснительную записку, в которой раскрываются:
цель реализации АООП;
принципы и подходы к формированию АООП;
общая характеристика АООП НОО;
психолого-педагогическая характеристика обучающихся с РАС;
особые образовательные потребности обучающихся с РАС;
- планируемые результаты освоения обучающимися варианта адаптированной основной образовательной программы начального общего образования;
- систему оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения АООП НОО.
2. Содержательный раздел, включающий:
― программу формирования универсальных (базовых) учебных действий;
- программу отдельных учебных предметов;
- программу духовно-нравственного развития обучающихся;
- программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни;
- программу внеурочной деятельности;
- направления и содержание программы коррекционной работы.
3. Организационный раздел, содержащий:
- учебный план;
- систему специальных условий реализации АООП НОО обучающихся с РАС (кадровые, финансовые, материально-технические условия).
Принципы и подходы к формированию адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра
В основу разработки АООП НОО обучающихся с РАС заложены дифференцированный и деятельностный подходы.
Дифференцированный подход к построению АООП ОО для обучающихся с РАС предполагает учет их особых образовательных потребностей, которые проявляются в неоднородности возможностей освоения содержания образования. Это обусловливает необходимость создания разных вариантов образовательной программы, в том числе и на основе индивидуального учебного плана. Варианты АООП (8.1, 8.2, 8.3 или 8.4) создаются в соответствии с дифференцированно сформулированными требованиями в ФГОС НОО обучающихся с РАС к:
― структуре образовательной программы;
― условиям реализации образовательной программы;
― результатам образования.
Применение дифференцированного подхода к созданию образовательных программ обеспечивает вариативность содержания образования, предоставляя обучающимся с РАС возможность реализовать индивидуальный потенциал развития.
Деятельностный подход основывается на теоретических положениях отечественной психологической науки, раскрывающих основные закономерности и структуру образования с учетом специфики развития личности обучающегося с РАС.
Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что развитие личности обучающихся с РАС школьного возраста определяется характером организации доступной им деятельности (предметно-практической и учебной).
Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является обучение как процесс организации познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся, обеспечивающий овладение ими содержанием образования.
В контексте разработки АООП общего образования для обучающихся с РАС реализация деятельностного подхода обеспечивает:
придание результатам образования социально и личностно значимого характера;
прочное усвоение обучающимися знаний и опыта разнообразной деятельности и поведения, возможность их самостоятельного продвижения в изучаемых образовательных областях;
существенное повышение мотивации и интереса к учению, приобретению нового опыта деятельности и поведения;
обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных (базовых) учебных действий, которые обеспечивают не только успешное усвоение некоторых элементов системы научных знаний, умений и навыков (академических результатов), но и, прежде всего, жизненной компетенции, составляющей основу социальной успешности.
В основу формирования адаптированной основной образовательной программы общего образования обучающихся с РАС положены следующие принципы:
― принципы государственной политики РФ в области образования2 (гуманистический характер образования, единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, светский характер образования, общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников и др.);
― принцип учета типологических и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся;
― принцип коррекционной направленности образовательного процесса;
― принцип развивающей направленности образовательного процесса, ориентирующий его на развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей;
― онтогенетический принцип;
― принцип преемственности, предполагающий взаимосвязь и непрерывность образования обучающихся с РАС на всех ступенях образования;
― принцип целостности содержания образования, предполагающий перенос усвоенных знаний, умений, навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что обеспечит готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире;
― принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивающий возможность овладения обучающимися с РАС всеми видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением;
― принцип сотрудничества с семьей.
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с РАС
РАС являются достаточно распространенной проблемой детского возраста и характеризуются нарушением развития коммуникации и социальных навыков. Общими являются аффективные проблемы и трудности развития активных взаимоотношений с динамично меняющейся средой, установка на сохранение постоянства в окружающем и стереотипность поведения детей. РАС связаны с особым системным нарушением психического развития ребенка, проявляющимся в становлении его аффективно-волевой сферы, в когнитивном и личностном развитии.
В настоящее время говорят уже не только о детском аутизме, но и о широком круге расстройств аутистического спектра. Происхождение РАС накладывает отпечаток на характер и динамику нарушения психического развития ребенка, определяет сопутствующие трудности, влияет на прогноз социального развития. Вместе с тем, вне зависимости от этиологии степень нарушения (искажения) психического развития при аутизме может сильно различаться. При этом у многих детей диагностируется легкая или умеренная умственная отсталость, вместе с тем расстройства аутистического спектра обнаруживаются и у детей, чье интеллектуальное развитие оценивается как нормальное и даже высокое. Нередки случаи, когда дети с выраженным аутизмом проявляют избирательную одарённость. В соответствии с тяжестью аутистических проблем и степенью нарушения (искажения) психического развития выделяется четыре группы детей, различающихся целостными системными характеристиками поведения: характером избирательности во взаимодействии с окружающим, возможностями произвольной организации поведения и деятельности, возможными формами социальных контактов, способами аутостимуляции, уровнем психоречевого развития. Приводим характеристики, наиболее значимые для организации начального обучения, начиная от самых тяжёлых форм к более лёгким:
|