г. Иркутск, 2014 г.
«Утверждаю»
Начальник Главного управления МЧС России по Иркутской области
полковник внутренней службы
В.Н.Нелюбов
«__»________________2014 г.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОБНАРУЖЕНИЮ И ОБОЗНАЧЕНИЮ РАЙОНОВ, ПОДВЕРГШИХСЯ РАДИОАКТИВНОМУ, ХИМИЧЕСКОМУ, БИОЛОГИЧЕСКОМУ
И ИНОМУ ЗАРАЖЕНИЮ
г. Иркутск , 2014 г.
№ п/п
|
Наименование
|
Стр.
|
1.
|
Введение
|
4
|
2.
|
Сеть наблюдения и лабораторного контроля
|
5
|
3.
|
Функционирование и порядок передачи информации учреждениями сети наблюдения и лабораторного контроля
|
7
|
4.
|
Организация наблюдения и лабораторного контроля
|
8
|
5.
|
Материально - техническое и финансовое обеспечение, подготовка кадров специалистов сети наблюдения и лабораторного контроля
|
16
|
6.
|
Ведение радиационной, химической и биологической разведки
|
17
|
7.
|
Основные задачи поста радиационного и химического наблюдения
|
18
|
7.
|
Инструкции персонала поста РХБ наблюдения
|
26
|
8.
|
Инструкция о порядке ведения постом РХБН метеорологического наблюдения
|
31
|
9.
|
Список используемой литературы
|
52
|
10.
|
Приложения 1-5
|
53-57
|
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
По мере развития промышленности, сельского хозяйства, транспорта, общей урбанизации постоянно увеличивается интенсивность нагрузки на окружающую среду (ОС). Очевидно, что научно-технический прогресс – это не только уникальные по сложности производства, но и потенциально опасные технологии, введение которых влечет за собой различные антропогенные загрязнения ОС. Все чаще в промышленности применяются экологически вредные вещества. Возросло производство сельскохозяйственных удобрений, пестицидов, гербицидов, товаров бытовой химии. Вырос объем изготовления, использования, хранения и перевозки химических продуктов, в том числе и аварийных химически опасных веществ (АХОВ). Увеличилось количество промышленных выбросов и отходов, большая часть которых вывозится на свалки твердых бытовых отходов. Повышается кислотность озер, грунтовых вод, почв, гибнут растения и животные, растет заболеваемость населения.
Химические производства способствуют возникновению чрезвычайных или аварийных ситуаций, заражению больших территорий, то есть появлению экологической опасности.
Под экологической опасностью понимается реальное состояние окружающей среды, которое отражает степень ее опасности для здоровья человека в данное время и не подразумевается какой-либо нормированный показатель или величина, потенциально опасные для человека.
В последнее время интерес к проблеме загрязнения ОС резко возрос. В этой связи особую значимость приобретает контроль объектов ОС, а при возникновении аварии на химически опасных объектах (ХОО) – необходимость проведения квалифицированной химической разведки.
Большое разнообразие задач химического анализа почвы, воды и воздуха приводит к использованию на практике всего арсенала методов аналитической химии, развитию и совершенствованию известных, непрерывному поиску и разработке новых.
Оружие массового поражения (ОМП) – оружие большой поражающей способности, предназначенное для нанесения массовых потерь или разрушений. К существующим видам ОМП относятся ядерное, химическое и бактериологическое (биологическое) оружие.
Ядерное оружие (ЯО) – оружие массового поражения взрывного действия, основанное на использовании внутриядерной энергии, выделяющейся при цепных реакциях деления тяжелых ядер некоторых изотопов урана и плутония или при термоядерных реакциях синтеза легких ядер изотопов водорода (дейтерия и трития) в более тяжелые, например ядра изотопов гелия.
Химическое оружие (ХО) – это отравляющие вещества и средства их применения. Отравляющими веществами (ОВ) называются токсичные химические соединения, предназначенные для нанесения массовых поражений живой силы при боевом применении.
Бактериологическое (биологическое) оружие (БО) – это специальные боеприпасы и боевые приборы со средствами доставки, снаряженные бактериальными (биологическими) средствами.
Важнейшей обязанностью органов управления ГОЧС является непрерывный сбор, анализ и обобщение данных по обстановке, её оценка, подготовка выводов, предложений и своевременный их доклад начальнику ГО (председателю комиссии по ЧС).
Для получения данных об обстановке используются: данные разведки всех видов, информация вышестоящих и взаимодействующих органов управления; доклады подчиненных органов управления, соединений и воинских частей, формирований ГО; донесения и сводки учреждений сети наблюдения и лабораторного контроля (СНЛК) и другие источники.
I. СЕТЬ НАБЛЮДЕНИЯ И ЛАБОРАТОРНОГО КОНТРОЛЯ
Сеть наблюдения и лабораторного контроля (СНЛК) является составной частью сил и средств наблюдения и контроля Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС). Выполнение стоящих перед ней задач является обязательным для всех министерств, государственных комитетов, ведомств и организаций, включенных в структуру СНЛК.
Общее руководство СНЛК возлагается на МЧС России. Непосредственное руководство подведомственными учреждениями СНЛК осуществляют министерства, государственные комитеты, ведомства и организации, включенные в структуру СНЛК.
Наблюдение и лабораторный контроль в Российской Федерации организуется и проводится в целях:
своевременного обнаружения и индикации радиоактивного, химического, биологического (бактериологического) заражения (загрязнения) питьевой воды, пищевого и фуражного сырья, продовольствия, объектов окружающей среды (воздуха, почвы, воды открытых водоемов, растительности и др.) при чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;
принятия экстренных мер по защите населения, сельскохозяйственного производства от радиоактивных (РВ), отравляющих (ОВ), аварийных химически опасных веществ (АХОВ) веществ, биологических (бактериологических) средств - возбудителей инфекционных заболеваний.
Наблюдение - способ разведки, обеспечивающий своевременное обнаружение зараженности (загрязненности) объектов окружающей среды, продовольствия, пищевого и фуражного сырья, питьевой воды РВ, ОВ, АХОВ и ВС с помощью технических средств.
Лабораторный контроль - обнаружение в пробах объектов окружающей среды, продовольствии, пищевом и фуражном сырье, питьевой воде, клиническом материале искомого агента (для БС - после проведения специфической индикации).
Индикация - комплекс мероприятий, позволяющий подтвердить факт заражения (загрязнения) РВ, ОВ, АХОВ, БС и определить их вид.
Сеть наблюдения и лабораторного контроля имеет три уровня: федеральный, региональный и местный.
Федеральный уровень СНЛК формируется на основе академических научно - исследовательских учреждений, организаций и учреждений центрального подчинения, действия которых в СНЛК в целом координирует МЧС России.
Региональный уровень СНЛК формируется на основе учреждений, организаций, отраслевых научно - исследовательских учреждений, кафедр (лабораторий) высших учебных заведений соответствующего профиля, функционирующих на территории республик в составе Российской Федерации, краев, областей, решающих задачи в масштабе региона. Координацию деятельности учреждений СНЛК данного уровня осуществляют региональные центры МЧС России.
Местный уровень СНЛК формируется на основе учреждений, организаций, профильных центров, функционирующих на соответствующей территории. Координацию деятельности на местном уровне СНЛК осуществляют соответствующие управления по чрезвычайным ситуациям территориальных органов исполнительной власти и территориальные управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.
Система СНЛК Иркутской области создана Постановлением «О сети наблюдения и лабораторного контроля Иркутской области» от 03.03.2010 г. № 29-пп. (внесены изменения постановлением Правительства Иркутской области № 8-пп от 14.01.2014 года). Система СНЛК области объединяет 12 головных учреждений, химико-бактериологические лаборатории, производственные (объектовые) лаборатории городов и районов:
1. Федеральное государственное бюджетное учреждение «Иркутское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды».
2.Иркутское отделение филиала «Сибирский территориальный округ» федерального государственного унитарного предприятия «Предприятие по обращению с радиоактивными отходами «РосРАО».
3. Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области.
4. Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Иркутской области».
5. Восточно-Сибирский территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по железнодорожному транспорту.
6. Восточно-Сибирский Дорожный филиал Федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии по железнодорожному транспорту».
7.Служба ветеринарии Иркутской области.
8. Федеральное государственное бюджетное учреждение «Иркутская межобластная ветеринарная лаборатория».
9. Иркутский филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Всероссийский центр карантина растений».
10. Филиал федерального государственного бюджетного учреждения «Российский сельскохозяйственный центр» по Иркутской области.
11. Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центр агрохимической службы «Иркутский»».
12. Химико-радиометрическая лаборатория областного государственного казенного учреждения «Центр по гражданской обороне, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности».
13. Химико-бактериологические лаборатории муниципальных унитарных предприятий жилищно-коммунального хозяйства муниципальных образований Иркутской области.
14. Производственные (объектовые) лаборатории организаций в Иркутской области, занимающихся производством молочных продуктов, переработкой молока и производством сыра, производством продуктов из мяса и мяса птицы, переработкой и консервированием рыбо- и морепродуктов и др.»
Перечень конкретных учреждений и организаций (кроме научно - исследовательских), функционирующих на региональном и местном уровнях, устанавливается местными органами исполнительной власти по согласованию с министерствами, государственными комитетами и ведомствами. Перечень академических и отраслевых научно - исследовательских учреждений, входящих в структуру СНЛК, определяется министерствами, ведомствами и организациями (Российская академия наук и др.) и согласовывается с местными органами исполнительной власти.
Региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, территориальные управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям организуют и координируют деятельность учреждений, включенных в СНЛК на подведомственной территории; руководят их деятельностью при ликвидации чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; контролируют состояние готовности сети наблюдения и лабораторного контроля к действиям в условиях мирного и военного времени; организуют обучение, подготовку (переподготовку) специалистов; обеспечивают взаимодействие со специализированными учреждениями Министерства обороны Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации.
II. Функционирование и порядок передачи информации учреждениями сети наблюдения и лабораторного контроля
Функционирование СНЛК осуществляется в трех режимах:
В режиме повседневной деятельности (мирное время, нормальная радиационная, химическая, микробиологическая обстановка, отсутствие эпидемий, эпизоотий, эпифитотий) наблюдение и лабораторный контроль проводится в объемах задач, возложенных на них.
Представление результатов наблюдения и лабораторного контроля осуществляется в установленном порядке в вышестоящий орган (вышестоящую организацию), в ведении которого находится организация, учредителю организации, собственнику имущества организации;
В режиме повышенной готовности (ухудшение производственно-промышленной, радиационной, химической, микробиологической обстановки, прогноз о возможном возникновении чрезвычайной ситуации и угрозе начала войны) осуществляется усиление контроля за состоянием окружающей среды, прогнозирование чрезвычайных ситуаций и их последствий.
Информация об ухудшении обстановки, обнаружении в воздухе, почве, воде, растительности, продовольствии, пищевом и фуражном сырье и др. радиоактивных веществ, аварийно химически опасных веществ в концентрациях (уровнях радиации), превышающих фоновые значения или предельно допустимые концентрации, а также отравляющих веществ и бактериальных средств; о случаях опасных для жизни и здоровья инфекционных заболеваний людей, животных и растений; о случаях высокого загрязнения природной среды передается организациями, входящими в СНЛК, одновременно в орган местного самоуправления муниципального образования Иркутской области, Правительство Иркутской области и Главное управление МЧС России по Иркутской области, а также в федеральный орган исполнительной власти, к сфере деятельности которого относится организация;
В режиме чрезвычайной ситуации (возникновение и ликвидация чрезвычайных ситуаций в мирное время, при биотерроризме, применение противником современных средств поражения в военное время) наблюдение и лабораторный контроль проводится в непрерывном режиме.
Экстренная информация об обнаружении в объектах окружающей среды (воздухе, почве, воде), продуктах питания, пищевом и фуражном сырье радиоактивных веществ, аварийно химически опасных веществ в количествах, значительно превышающих фоновые значения или предельно допустимые концентрации, а также отравляющие вещества и бактериальные средства; о массовых вспышках особо опасных инфекционных заболеваний (поражений) людей, животных и растений; о случаях экстремально высокого загрязнения окружающей среды передается организациями, входящими в СНЛК, одновременно в орган местного самоуправления муниципального образования Иркутской области, Правительство Иркутской области и Главное управление МЧС России по Иркутской области, а также в федеральный орган исполнительной власти, к сфере деятельности которого относится организация, в установленном порядке.
Информация представляется в соответствии с критериями, формами и сроками, установленными МЧС России.
В случае ухудшения радиационной, химической или биологической обстановки на территории Иркутской области к работе в рамках СНЛК могут в установленном порядке привлекаться организации федерального, местного, объектового уровней СНЛК.
|