Программа подготовки водителей бтр в учебных организациях досааф м досааф-1988 г. Богачкин А. И. «Методическое пособие по подготовке водителей автомобилей»


Скачать 467.75 Kb.
Название Программа подготовки водителей бтр в учебных организациях досааф м досааф-1988 г. Богачкин А. И. «Методическое пособие по подготовке водителей автомобилей»
страница 1/4
Тип Программа
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Программа
  1   2   3   4
ТЕМА:7 СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ И ПОДОГРЕВА.
ЗАНЯТИЕ: 1 и 2. Система охлаждения.
УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ:

  1. Вода, как охлаждающая жидкость.

  2. Жесткость воды. Способы смягчения воды.

  3. Низкозамерзающие охлаждающие жидкости, правила их применения, правила безопасности при их использовании.

  4. Назначение, расположение, устройство и работа приборов систем охлаждения изучаемых двигателей.

  5. Тепловой режим работы двигателей и порядок его поддержания. Перегрев и переохлаждение двигателей.

  6. Обслуживание систем охлаждения.

  7. Неисправности системы охлаждения, их признаки, причины, способы обнаружения и устранения.

  8. Особенности устройства систем охлаждения других марок бронетранспортеров.


ЦЕЛЬ: Изучить назначение, расположение, устройство и работу приборов системы охлаждения; ознакомиться с основными неисправностями системы охлаждения, способами их обнаружения и устранения и обслуживанием системы охлаждения.
ВРЕМЯ: 4 часа.
МЕТОД: Классно-групповое занятие (рассказ с показом).
МЕСТО: Учебный класс по устройству машин.
МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ: Двигатель в разрезе, приборы и детали системы охлаждения, образцы охлаждающих жидкостей и растворов, плакаты, макеты, диафильмы, диапроектор, киноустановка.
РУКОВОДСТВА И ПОСОБИЯ:

  1. Программа подготовки водителей БТР в учебных организациях ДОСААФ М ДОСААФ-1988 г.

  2. Богачкин А.И. «Методическое пособие по подготовке водителей автомобилей» М.ДОСААФ-1979 г.

  3. Бронетранспортер БТР-80 ТО и 47 М Воениздат-1989 г.

  4. Автомобиль ЗИЛ-131 и его модификация М.Воениздат.


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ:
Изучение темы проводится методом рассказа с обязательным использованием наглядных пособий и технических средств обучения.

Чтобы обосновать необходимость охлаждения двигателя, преподаватель должен прежде всего рассказать о температурных двигателя и о том, как влияет охлаждающая жидкость на тепловой режим двигателя. Затем ознакомить с охлаждающими жидкостями, перечислить требования, предъявляемые к ним, рассказать о жидкостях воды и способах её смягчения.

При этом особое внимание следует уделить вопросу о правилах техники безопасности при работе с растворами для удаления накипи из системы охлаждения и охлаждающей жидкостью с низкой температурой замерзания.

При изложении материала четвертого вопроса рекомендуется придерживаться следующей последовательности:

  • в начале ознакомить курсантов с назначением, расположением всех приборов системы охлаждения;

  • а затем рассматривать устройство и работу каждого прибора в отдельности.

  • Изучение целесообразно проводить в форме сравнения конструкций приборов системы охлаждения машин ЗИЛ-131 и БТР-80, обращая внимание на унификацию или отличительные особенности каждого из них.

  • Изучая вопрос о возможных неисправностях, надо дать понять обучаемым, что только хорошее знание устройства даст возможность быстро найти и устранить возникшую неисправность.

  • Завершается изучение темы рассказом об уходе за системой охлаждения и основных работах, выполняемых при техобслуживании машин, а также об особенностях устройства системы охлаждения двигателей других марок БТР.

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ И РАСЧЕТ ВРЕМЕНИ



I.ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ – 10 мин.
Принять доклад от дежурного по взводу и поздороваться с курсантами. Проверить наличие и внешний вид курсантов, при необходимости устранить неисправности.

Повторить пройденный материал, объявить оценки курсантам и выставить их в журнале.

Объявить тему урока и цель её изучения. Написать тему на доске и проследить за записью в конспектах. Объявить учебные вопросы и порядок их отработки.

II.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ –160 мин.



  1. Вода как охлаждающая жидкость. Жесткость воды. Простейшие способы определения жесткости воды. Способы смягчения воды. Охлаждающие жидкости и требования к ним.


В качестве охлаждающих жидкостей для систем охлаждения двигателей применяются вода и этиленгликолевые жидкости (антифризы). Охлаждающие жидкости должны удовлетворять следующим основным требованиям:

  • обладать высокой теплоемкостью;

  • небольшой вязкостью;

  • не горючестью;

  • безвредностью и дешевизной;

  • иметь низкую температуру замерзания;

  • не способствовать образованию накипи в системе охлаждения.

Вода как охлаждающая жидкость имеет ряд положительных свойств:

  • высокую теплоемкость;

  • оптимальная вязкость;

  • безопасность в пожарном отношении;

  • не токсичность и т.д.

Основные недостатки воды:

  • недостаточно низкая температура замерзания;

  • увеличение объема при замерзании (примерно на 10%);

  • не высокая температура кипения;

  • образование накипи, которая обладает плохой теплопроводностью.

Интенсивность образования накипи в системе охлаждения зависит от жесткости воды, которая создается растворимыми в ней солями, в основном кальция и магния.

Жесткость воды измеряется в миллиграмм - эквивалентах на 1 л. воды (мг.Экв/л). вода, содержащая в 1л. 20,07 мг. Кальция или 12,16 мг. Магния имеет жесткость 1 мг. Экв/л. Жесткость воды по внешним признакам определить нельзя, она определяется только лабораторным путем. По показателям жесткости (в мг.экв/л) воду делят на следующие группы:

  • мягкая до 2;

  • умеренно-жесткая 2-4;

  • средней жесткости 4-6-;

  • жесткая 6-8;

  • очень жесткая выше 10.

Вода рек, прудов, озер считается умеренно жесткой (до 4 мг.экв/л). Дождевая и снеговая вода имеет не более 0,04 мг.экв/л. и дает наименьшее количество накипи. Вода из колодцев и ключей обычно жесткая (8-12 мг.экв/л) и её применение в системе охлаждения без смягчения нежелательно.

Смягчить воду можно путем кипячения в течении 30-40 мин. Или прибавлением технического трилона Б(2 г.на 1л. воды). Трилон – порошок белого цвета, не ядовит, легко растворяется в воде, не вызывает вспенивания при нагреве и кипячении. Смягчение воды производится также с помощью натрий-катионовых фильтров и химическим способом (специальными очистительными установками).

Удаление из системы охлаждения накипи, продуктов коррозии и шлака производится путем промывания. Если отложение накипи незначительное, то рекомендуется промывать систему струей чистой воды. При этом радиатор и рубашка охлаждения блока двигателя промываются раздельно в направлении, обратном циркуляции жидкости в системе. Если отложения накипи большие и двигатель перегревается, то применяются специальные растворы.

Необходимо помнить, что систему охлаждения карбюраторных двигателей, имеющих блоки или головки блоков из алюминиевого сплава, нельзя промывать щелочными или кислотными растворами. В этом случае рекомендуется использовать раствор тринатрийфосфата (100 гр. Тринатрийфосфата на 1 л.воды), который заливается в систему на 2-3 дня. Машина с этим раствором может выполнять работу с доливкой раствора через каждые 12 часов. После слива раствора тщательно промыть раздельно радиатор и рубашку охлаждения чистой водой.

Для двигателей с чугунным блоком и головкой можно применить раствор каустической соды (700-1000 гр. Соды и 150 гр.керосина на 10 л.воды), который доливается в систему на 7-10 часов. Перед сливом раствора пускают двигатель и дают ему поработать 15-20 мин. Затем раствор сливают и промывают систему охлаждения чистой водой.

Для промывки систем охлаждения двигателя ЗИЛ-131 можно применять раствор трилона (20 гр.технического трилона на 1 л. воды). Раствор заливают в систему и автомобиль работает на нем в течении дня (6-7 часов). Затем раствор сливают и заливают свежий. Промывка продолжается 4-5 дней, после чего систему промывают чистой водой.


  1. Низкозамерзающие охлаждающие жидкости, правила их применения, правила безопасности при их использовании.


Низкозамерзающие жидкости (антифризы) предназначены для заправки систем охлаждения двигателей при низких температурах. Они представляют собой водный раствор технического этиленгликоля с добавлением антикоррозийных присадок. Наиболее распространенные жидкости двух марок: «40`»; «65`» с температурой замерзания соответственно не выше – 40` и 65`. В качестве антикоррозийных присадок в антифризы вводят динатрийфосфат и декстрин.

Жидкость марки «40`» светло-желтого цвета, плотность – 1,067-1,072 г/см3.

Этиленгликолевые антифризы – сильные яды, поэтому при обращении с ними необходимо соблюдать следующие основные правила применения и техники безопасности:

  • тара, в которой хранятся и перевозятся низкозамерзающие жидкости, должна иметь надпись «ЯД» и пломбироваться;

  • л/с, работающий на машинах, где применяются эти жидкости, систематически инструктируется (при этом особое внимание обращается на предупреждение попадания внутрь организма);

  • при работе с антифризами нельзя принимать пищу внутрь;

  • категорически запрещается переливать жидкости шлангом путем засасывания ртом;

  • после обслуживания системы охлаждения руки должны быть вымыты с мылом;

  • при случайном попадании антифриза внутрь организма пострадавший должен быть немедленно доставлен в медицинский пункт для оказания помощи;

  • количество низкозамерзающей жидкости, заливаемой в систему охлаждения, берут на 6-8% меньше её емкости, т.к. антифриз при нагревании увеличивается в объеме больше чем вода;

  • заливать жидкость осторожно, не проливая, т.к. она портит окраску автомобиля;

  • не допускать попадания в систему охлаждения нефтепродуктов (бензин, керосина, масла), т.к. в их присутствии жидкость сильно вспенивается и выбрасывается из системы;

  • при уменьшения уровня антифриза в системе охлаждения доливать следует только воду, т.к. вода испаряется быстрее чем этиленгликоль.




  1. Назначение, расположение, устройство и работа приборов системы охлаждения изучаемых двигателей.


Система охлаждения предназначена для принудительного отвода от деталей двигателя лишней теплоты и передачи её окружающему воздуху. В результате этого создается определенный температурный режим, при котором двигатель не перегревается и не переохлаждается, т.е. рабочий цикл протекает нормально.

На отечественных автомобилях (кроме автомобиля «Запорожец») и БТР применяется жидкостная герметически закрытая система охлаждения с принудительной циркуляцией при помощи центробежного насоса. Преимущество такой системы состоит в том, что она позволяет повысить температуру кипения охлаждающей жидкости и почти устраняет потери жидкости от испарения.

В качестве теплоносителя применяют воду или специальные низкозамерзающие смеси-антифризы или тосолы. Система охлаждения дизеля Камаз-740 рассчитана на постоянное использование низкозамерзающих смесей (антифризов) ТОСОЛ А-40 и ТОСОЛ А-65. Применение воды в системе охлаждения только в особых случаях и кратковременно.

К системе жидкостного охлаждения относятся: полость охлаждения блока и головок цилиндров, радиатор, водяной насос, вентилятор, жалюзи, термостат, водораспределительная труба, патрубки, шланги, сливные краники.

РАБОТА СИСТЕМЫ ОХЛАЖДЕНИЯ. От вращения коленчатого вала через привод приводятся в действие водяной насос и вентилятор. В приемной полости водяного насоса при вращении крыльчатки создается разрежение. Охлаждающая жидкость за счет разрежения поступает из нижнего бачка радиатора в водяной насос, а из него нагнетается в рубашку охлаждения блока цилиндров, а из него нагнетается в рубашку головок цилиндров и далее к термостату. Если температура охлаждающей жидкости менее 78-83*С, термостат закрыт и жидкость циркулирует, минуя радиатор. Этим достигается быстрый прогрев двигателя. При достижении температуры охлаждающей жидкости 78-83*С термостат открывается и охлаждающая жидкость циркулирует через радиатор, охлаждаясь там потоком воздуха, создаваемым вентилятором

Жидкость в систему охлаждения заливают через горловину радиатора или расширительного бачка. Вместимость системы охлаждения двигателя автомобиля УАЗ-469 включая подогреватель – 13 л., ЗИЛ-130 (ЗИЛ-131) – 28 л., КАМАЗ-740 – 34,5 л. Охлаждающую жидкость выпускают через краники или отверстия, закрываемые резьбовыми пробками (коническими), расположенные в нижнем патрубке радиатора, в полости охлаждения блока цилиндров и пусковом подогревателе. В Х-образных двигателях в блоке расположено два крана: с левой и правой сторон. Для удобства пользования ими имеются тяги, выведенные к верхней части двигателя.

РАДИАТОР служит для в окружающую среду тепла, отводимого охлаждающей жидкостью от деталей двигателя. Он состоит из сердцевины, верхнего и нижнего бачков и деталей крепления. Сердцевина радиатора выполнена из отдельных вертикальных трубок, между которыми находятся поперечные горизонтальные пластины, придающие радиатору жесткость и увеличивающие поверхность охлаждения. Трубки сердцевины радиатора впаяны в верхний и нижний бачки.

Верхний бачок радиатора автомобилей ЗИЛ-130 (131) и УАЗ-469 вместо пароотводной трубки имеют патрубок, который соединен шлангом с расширительным бачком. На автомобилях ЗИЛ-130 (131) в нем установлен датчик указателя перегрева двигателя. На автомобиле КАМАЗ этот датчик установлен в водяной трубе левого ряда цилиндров. Верхний бачок соединен прорезиненным шлангом с полостью охлаждения двигателя. Нижний бачок имеет кран для выпуска охлаждающей жидкости и патрубок для соединения с водяным насосом.

Для повышения температуры кипения охлаждающей жидкости и тем самым поддержания наиболее выгодного температурного режима на изучаемых двигателях применена закрытая система охлаждения, у которой радиатор непосредственно не соединен с атмосферой. В таких системах пробка радиатора плотно закрывает горловину. В пробке имеются два клапана – паровой и воздушный.

Паровой клапан пробки радиатора допускает повышение давления в системе охлаждения на 0,028 – 0,10 Мпо выше атмосферного, в результате чего уменьшаются потери охлаждающей жидкости от испарения, а температура кипения охлаждающей жидкости повышается и составляет 198*С…119*C. При повышении давления в системе охлаждения свыше расчетного клапан автоматически открывается.

После охлаждения нагретого двигателя возникает опасность сдавливания трубок радиатора в результате создавшегося разрежения. Для предотвращения этого явления служит воздушный клапан пробки радиатора, который открываясь при разрежении 0,001…0,013 Мпа, пропускает внутрь его воздух.

В радиаторе автомобиля КАМАЗ-740 заливной горловины нет, а заполнении его охлаждающей жидкости осуществляется через расширительный бачок. Он расположен на двигателе с правой стороны и служит для компенсации объема охлаждающей жидкости при её нагреве. Бачок имеет две горловины и краник контроля уровня. В одной горловине установлена пробка с паро-воздушным клапаном, через вторую горловину происходит заполнение системы охлаждения. Эта горловина закрывается герметичной резьбовой пробкой. При движении автомобиля радиатор испытывает толчки и удары, для смягчения которых под болты его крепления подложены пружины и резиновые подушки.

На бронетранспортере БТР-80 установлен трубочно-ленточный, шестирядный радиатор из алюминиевых сплавов.

Радиаторы, расширительный бачок, вентилятор и его кожух объединены в отдельный агрегат, который крепится в кормовой части машины за двигателем на четырех резиновых опорах.

Радиатор состоит из правой и левой сердцевины, верхнего и нижнего бачков. Каждая сердцевина состоит из охлаждающих трубок, гофрированных лент и боковых пластин, увеличивающих жесткость радиатора.

На верхнем бачке радиатора имеются подводящий патрубок, заправочная горловина и пароотводящая трубка.

На нижнем бачке радиатора приварен отводящий патрубок. Внутренняя полость каждого бачка радиатора разделена перегородками на два отсека. Поэтому охлаждающая жидкость делает в радиаторе три хода, что способствует лучшему рассасыванию тепла в окружающую среду. В средней части радиатора имеется отверстие для вала привода вентилятора.

Радиатор установлен на двух резиновых подушках на раме и крепится к кожуху вентилятора двумя хомутами.

ТЕПЛООБМЕННИК служит для отвода тепла от охлаждающей жидкости в забортную воду при движении машины БТР-80 на плаву.

Снизу к корпусу теплообменника припаян фланж сливного краника. Теплообменник крепится двумя стяжными хомутами к кронштейну, приваренному с правой стороны к балке задней подвески двигателя. При движении машины на плаву забортная вода поступает через патрубок подвода забортной воды внутрь теплообменника, проходит по трубкам и охлаждает жидкость системы охлаждения, поступающую через патрубок подвода охлаждающей жидкости.

Паро-воздушный клапан на БТР-80 установлен на заливной горловине верхнего бачка радиатора.

Для отличия паро-воздушного клапана от клапанов других марок БТР на крышке выбита маркировка «80».

РАСШИРИТЕЛЬНЫЙ БАЧОК служит резервуаром для расширяющейся при нагревании охлаждающей жидкости. Для сообщения расширительного бачка с атмосферой в пробке заправочной горловины имеется отверстие. Расширительный бачок установлен на кронштейне, приваренном к кожуху вентилятора, и крепится стяжной лентой.

ЖАЛЮЗИ служат для регулирования интенсивности обдува радиатора встречным потоком воздуха. Они состоят из отдельных пластин, укрепленных шарнирно впереди радиатора. Управляют жалюзи рукояткой, выведенной в кабину. При затягивании рукоятки пластины, поворачиваясь на шарнирах, уменьшают встречный поток воздуха поступающий к радиатору.

На автомобилях для обогрева кабины в систему охлаждения включен радиатор отопителя.

ВОДЯНОЙ НАСОС предназначен для создания непрерывного принудительного движения охлаждающей жидкости в системе охлаждения.

Насос центробежного типа приводится в действие клиновидным ремнем от шкива коленчатого вала. Насос установлен на передней части блока цилиндров и состоит из корпуса, вала с крыльчаткой и самоуплотняющегося сальника. Корпус насоса состоит из двух частей: одна часть отливается из чугуна и прикрепляется изготовленной вместе с крышкой блока распределительных шестерен из алюминиевого сплава. Вал и ступица вентилятора вращаются на двух шарикоподшипниках, запрессованных в корпус. От смещения шарикоподшипники удерживаются распорной втулкой и стопорными кольцами. На одном конце вала напрессована ступица вентилятора и шкива привода насоса и генератора. От осевого смещения ступица удерживается шайбой и корончатой гайкой, которая тщательно зашплинтована. На другом конце вала напрессована пластмассовая крыльчатка, имеющая отдельную ступицу. Крыльчатка удерживается от смещения шайбой и болтом, ввернутым в торец вала. Вал в корпусе уплотнен самоподжимным сальником, состоящим из графитизированной текстолитовой шайбы, резиновой манжеты и двух обойм и пружины. Пружина через резиновую манжету прижимает шайбу к шлифованной плоскости корпуса, это предотвращает вытекание жидкости из насоса. Подтекание воды через контрольное отверстие свидетельствует о неисправности самоподжимного сальника. Для смазки шароподшипников насоса в корпусе установлена масленка, через которую смазочный материал подается шприцем в корпус насоса до тех пор пока свежий материал не появится из контрольного отверстия.

Привод водяного насоса и вентилятора осуществлен от шкива коленчатого вала при помощи клиноременной передачи, состоящей из одного ремня. Ремень охватывает шкив водяного насоса и вентилятора, шкив натяжного ремня и шкив коленчатого вала. Шкив вентилятора двухручейный. Второй ремень от шкива вентилятора перекинут на шкив генератора. Для нормальной работы ременных передач натяжение ремней должно быть не очень слабым и не очень тугим. Натяжение ремней водяного насоса регулируют перемещением натяжного ремня, с ремня привода генератора – перемещением генератора. Прогиб должен составлять – 10-15 мм.

Насос центробежного типа двигателя КАМАЗ-7403 установлен на задней (по ходу машины) части блока цилиндров. Но шкив насоса крутящий момент передается ремнями от шкива коленчатого вала через шкив гидромуфты. Смазывать подшипники насоса через масленку до выхода смазки из контрольного отверстия в корпус насоса.

Сальник, препятствующий вытеканию охлаждающей жидкости из полости насоса, состоит из корпуса, резиновой уплотнительной манжеты, разжимной пружины и графитового кольца скольжения. Сальник запрессован в корпусе насоса, графитовое кольцо постоянно прижато упорному стальному кольцу, между упорным кольцом и крыльчаткой установлено уплотнительное резиновое кольцо, вставленное в латунную обойму. Для контроля исправности торцевого уплотнения в корпусе насоса имеется дреножое отверстие. Заметное подтекание жидкости через это отверстие свидетельствует о неисправности уплотнения насоса. Необходимо помнить, что его закупорка приводит к выходу из строя подшипников.

Под действием центробежной, возникающей при вращении крыльчатки, охлаждающая жидкость из нижнего бачка радиатора поступает к центру корпуса насоса и отбрасывается к его наружным стенкам. Из отверстия в стенке корпуса насоса охлаждающая жидкость попадает в полость охлаждения блока цилиндров. Вытеканию охлаждающей жидкости между корпусом насоса и блоком препятствует прокладка, а вместе выхода вала – самоподжимный сальник.

ВЕНТИЛЯТОР служит для создания охлаждающего воздуха через радиаторы для ускорения охлаждения в нем жидкости. Его обычно монтируют на одном валу с водяным насосом. Он состоит из крыльчатки с четырьмя или шестью лопастями, привернутыми к ступице. Вал вентилятора одновременно является валом водяного насоса и установлен в его корпусе на шариковых подшипниках. На некоторых двигателях для улучшения обдува воздухом двигателя и радиатора на последнем установлен направляющий кожух (диффузор), вентилятор двигателя автомобиля ЗИЛ-131 имеет лопасти и отогнутыми вперед концами. При вращении такого вентилятора увеличивается подача воздуха и радиатор лучше охлаждается. Вентилятор автомобиля ЗИЛ-131 шестилопастной изготовлен из листовой стали, с отогнутыми концами для улучшения вентиляции подколотном пространстве. Шкив вентилятора выполнен отдельно и закреплен на своей ступице, установленной на подшипниках на переднем конце вала насоса. Ступица имеет масленку для смазки подшипников. При таком соединении вентилятора можно преодолевать глубокие броды (до 1,5 м.), остановив вентилятор ослаблением натяжения его приводного ремня и не прекращая работу водяного насоса, компрессора и насоса гидроусилителя.

В системе охлаждения БТР-80 установлен центробежный вентилятор. он изготовлен из алюминиевого сплава и расположен в кормовой части машины, в спиральном корпусе воздухоотвода.

Вентилятор крепится болтами к флангу вала вентилятора, установленного на двух шарикоподшипниках влитой алюминиевой опоре. Опора в сборе с вентилятором через резиновую прокладку крепится к кожуху воздухоотвода. смазываются подшипники вентилятора через пресс-масленку.

Привод вентилятора осуществляется от ступицы, закрепленной на ведомом валу гидромуфты двигателя. Он состоит из двух резиновых муфт, короткой и длинной вилок и шлицевого валика. Для фиксации валика в шлицевых отверстиях вилок установлен шплинт. Наличие в приводе резиновых муфт с шаровыми элементами центрирующих пальцев компенсирует несоосность вала вентилятора и ведомого вала гидромуфты двигателя крутящий момент на ведущую часть гидромуфты от коленчатого вала передается ремнями.

Гидромуфта предназначена для передачи крутящего момента от коленчатого вала к вентилятору и гашения ? нагрузок, которые возникают при резком изменении частоты вращения коленчатого вала. Гидромуфта установлена в полости, образуемой корпусом подшипника и корпусом кронштейна. Крутящий момент на ведущую часть гидромуфты от коленчатого вала передается через шкив ременной передачей. Масло в гидромуфту подводится через торцевой уплотнитель по сверлением в корпусе кронштейне и крышке. В картер масло сливается через патрубок и крышку блока.

Ведущий вал в сборе с кожухом, ведущее колесо, ступица и шкив, соединенные болтами, составляют ведущую часть гидромуфты, которая вращается в шариковых подшипниках. Ведомое колесо в сборе с валом, на котором закреплена ступица привода вентилятора, составляет ведомую часть гидромуфты, вращающуюся в шариковых подшипниках. Гидромуфта уплотнена резиновыми манжетами. передача крутящего момента с ведущего колеса гидромуфты на ведомое колесо происходит при заполнении рабочей полости маслом. Частота вращения ведомой части зависит от количества масла, поступающего в гидромуфту. Масло в гидромуфту поступает через включатель гидромуфты, который управляет работой гидромуфты привода вентилятора. Он установлен на патрубке подводящем охлаждающую жидкость к левому (по ходу машины) ряду цилиндров.

Вентилятор может работать в трех режимах, в зависимости от положения крана включения: в автоматическом – когда температура охлаждающей жидкости поддерживается в пределах 80-95*С – положение крана «А»; при отключенном вентиляторе кран включается в положение «О»; при третьем режиме вентилятор включен постоянно – работа в этом режиме допустима кратковременно.

В корпусе включателя расположены термосиловой элемент, золотник и возвратная пружина. При повышении температуры охлаждающей жидкости до 25*С шток термосилового элемента перемещает золотник и масло из системы смазки двигателя поступает под давлением в полость гидромуфты. Центробежной силой масло отбрасывается к краю вращающегося ведущего насоса и ударяясь о лопасти ведомого колеса приводит его во вращение вместе с валом вентилятора. Сливается масло в поддон картера. При понижении температуры охлаждающей жидкости ниже 80*С золотник под действием возвратной пружины перекрывает доступ масла – вентилятор отключается. Автоматическая муфта включения вентилятора обеспечивает поддержание оптимального теплового режима двигателя и снижает расход мощности двигателя, повышая экономичность его работы. Основной режим работы гидромуфты – автоматический. При отказе включателя гидромуфты в автоматическом режиме (характеризуется перегревом двигателя) включить гидромуфту в постоянный режим (установить рычаг в положение «П») и при первой возможности устранить неисправность включателя.

ТЕРМОСТАТ предназначен для автоматического регулирования теплового режима двигателя. Термостат устанавливается в патрубке полости впускного трубопровода (УАЗ-469, ЗИЛ-131) или в термостатной коробке (КАМАЗ-7430).

На двигателях КАМАЗ и ЗИЛ-131 установлен термостат с твердым наполнителем. такой термостат состоит из корпуса, внутри которого помещен медный баллон, заполненный массой, состоящей из медного порошка смешанного с церезином (нефтяной воск). Баллон сверху закрыт крышкой. Между баллоном и крышкой расположена резиновая диафрагма, сверху которой установлен шток, упирающийся в серьгу, закрепленную при помощи оси на клапане.

В верхней части корпуса термостата имеются две прорези, в которых установлен клапан. В непрогретом двигателе масса в баллоне находится в твердом состоянии и клапан термостата закрыт под действием спиральной пружины. При прогреве двигателя масса в баллоне начинает плавиться, объем её увеличивается и она давит на диафрагму и шток, при температуре 91-95*С, т.к. при этом происходит наибольшее расширение массы наполнителя. На автомобилях КАМАЗ (БТР-80) установлены два термостата.

При снижении температуры охлаждающей жидкости до 80*С и ниже объем активной массы уменьшается и клапаны под действием пружины занимают первоначальное положение.

Из описания действия термостатов видно, что при автоматическом изменении положения его клапана изменяется количество циркулирующей через радиатор жидкости, в результате чего обеспечивается поддержание устойчивого теплового режима двигателя. Контроль за температурой охлаждающей жидкости осуществляется по указателю температуры и при помощи лампы сигнализатора перегрева двигателя на щите приборов. Управление сигнальной лампой и указателем осуществляют датчики ввернутые в верхний бачок радиатора и в полость охлаждения головки цилиндров.

РАБОТА СИСТЕМ ОХЛАЖДЕНИЯ. При работе двигателя насос создает циркуляцию охлаждающей жидкости по магистралям системы охлаждения.

Жидкость из насоса нагнетается в полость правого ряда цилиндров (по ходу машины)Ю а через патрубок – в полость левого ряда цилиндров. Омывая наружные поверхности гильз цилиндров, охлаждающая жидкость через отверстие в верхних привалочных плоскостях блока цилиндров поступает в полости головок цилиндров.

Из головок цилиндров горячая жидкость по левой и правой трубам поступает в пробку термостатов. При полностью открытых клапанах термостатов (температура охлаждающей жидкости равна 91-95*С) жидкость направляется через выпускной патрубок термостатов и радиатору. Из нижнего бачка радиатора жидкость по трубопроводу направляется в теплообменник, а из него во всасывающую полость насоса, который снова нагнетает её в рубашки цилиндров.

При температуре охлаждающей жидкости ниже 80*С клапаны термостатов закрыты. В этом случае жидкость не охлаждаясь из блока двигателя поступает через перепускную трубу в насос. часть охлаждающей жидкости при обоих положениях клапанов термостатов из рубашки двигателя поступает в рубашку компрессора, охлаждает его и по трубке возвращается во всасывающую полость насоса.

Жидкость в радиаторе охлаждается потоком воздуха, создаваемым центробежным вентилятором. Вентилятор засасывает через отверстие воздухопритона атмосферный воздух, который проходя по отделению силовой установки, обдувает двигатель, радиаторы и через отверстия воздухоотвода выбрасывается наружу. Интенсивность воздушного потока регулируется включателем гидромуфты, который в зависимости от температуры охлаждающей жидкости поддерживает необходимую частоту вращения вентилятора.

При движении машины по суше при плюсовой температуре наружного воздуха крышки воздухопритона и воздухоотвода должны быть всегда полностью открыты.

При минусовой температуре воздуха, а также в случае понижения температуры охлаждающей жидкости при постоянно включенной гидромуфте теплоотдача радиатора регулируется изменением положения крышек воздухопритона и воздухоотвода.

При движении машины на плаву, когда крышки воздухопритона и воздухоотвода закрыты и отсутствует поток воздуха через отделение силовой установки, жидкость охлаждается в теплообменнике забортной водой.



  1   2   3   4

Похожие:

Программа подготовки водителей бтр в учебных организациях досааф м досааф-1988 г. Богачкин А. И. «Методическое пособие по подготовке водителей автомобилей» icon Руководство по парашютной подготовке (pпп-90) является основным документом...
В руководстве излагаются основные положения по организации и проведению парашютной и парашютно-спасательной подготовки личного состава...
Программа подготовки водителей бтр в учебных организациях досааф м досааф-1988 г. Богачкин А. И. «Методическое пособие по подготовке водителей автомобилей» icon 6. освоение новых направлений деятельности образовательных учреждений...
...
Программа подготовки водителей бтр в учебных организациях досааф м досааф-1988 г. Богачкин А. И. «Методическое пособие по подготовке водителей автомобилей» icon Самообследования учебно-материальной базы организации, осуществляющей...
«С» на категорию «D» по вус-845, программа подготовки военных водителей тс категории «СЕ» по вус-846, программа подготовки военных...
Программа подготовки водителей бтр в учебных организациях досааф м досааф-1988 г. Богачкин А. И. «Методическое пособие по подготовке водителей автомобилей» icon Отчет (акт) самообследования учебно-материальной базы организации,...
«С» на категорию «D» по вус-845, программа подготовки военных водителей тс категории «СЕ» по вус-846, программа подготовки военных...
Программа подготовки водителей бтр в учебных организациях досааф м досааф-1988 г. Богачкин А. И. «Методическое пособие по подготовке водителей автомобилей» icon Отчет (акт) самообследования учебно-материальной базы организации,...
«С» на категорию «D» по вус-845, программа подготовки военных водителей тс категории «СЕ» по вус-846, программа подготовки военных...
Программа подготовки водителей бтр в учебных организациях досааф м досааф-1988 г. Богачкин А. И. «Методическое пособие по подготовке водителей автомобилей» icon Примерная программа подготовки водителей транспортных средств категории "A" общие положения
Примерная программа подготовки водителей транспортных средств категории "A" (далее Примерная программа) представляет собой минимум...
Программа подготовки водителей бтр в учебных организациях досааф м досааф-1988 г. Богачкин А. И. «Методическое пособие по подготовке водителей автомобилей» icon Образовательная программа переподготовки водителей транспортных средств
...
Программа подготовки водителей бтр в учебных организациях досааф м досааф-1988 г. Богачкин А. И. «Методическое пособие по подготовке водителей автомобилей» icon Примерная программа подготовки водителей транспортных средств категории...
Примерная программа подготовки водителей транспортных средств категории "В" (далее Примерная программа) представляет собой минимум...
Программа подготовки водителей бтр в учебных организациях досааф м досааф-1988 г. Богачкин А. И. «Методическое пособие по подготовке водителей автомобилей» icon Организация «добровольное общество содействия армии, авиации и флоту россии» (досааф россии)
Ахтырский Александр Иванович – председатель Регионального отделения досааф россии Белгородской области, член Центрального совета...
Программа подготовки водителей бтр в учебных организациях досааф м досааф-1988 г. Богачкин А. И. «Методическое пособие по подготовке водителей автомобилей» icon Примерная программа подготовки водителей категории "В"
«В» (далее – Примерная программа) представляет собой усовершенствованную примерную программу подготовки водителей данной категории...
Программа подготовки водителей бтр в учебных организациях досааф м досааф-1988 г. Богачкин А. И. «Методическое пособие по подготовке водителей автомобилей» icon Программа подготовки водителей транспортных средств категории "В" Общие положения
Образовательная программа разработана в соответствии с Примерной программой подготовки водителей транспортных средств категории "В"...
Программа подготовки водителей бтр в учебных организациях досааф м досааф-1988 г. Богачкин А. И. «Методическое пособие по подготовке водителей автомобилей» icon Акт обследования учебно-материальной базы организации, осуществляющей...
Наименование организации: Местное отделение Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия...
Программа подготовки водителей бтр в учебных организациях досааф м досааф-1988 г. Богачкин А. И. «Методическое пособие по подготовке водителей автомобилей» icon Акт обследования учебно-материальной базы организации, осуществляющей...
Профессиональное образовательное учреждение «Коркинская автомобильная школа Общероссийской общественно – государственной организации...
Программа подготовки водителей бтр в учебных организациях досааф м досааф-1988 г. Богачкин А. И. «Методическое пособие по подготовке водителей автомобилей» icon Акт самобследования учебно-материальной базы организации, осуществляющей...
Наименование организации: Профессиональное образовательное учреждение «Коркинская автомобильная школа Общероссийской общественно...
Программа подготовки водителей бтр в учебных организациях досааф м досааф-1988 г. Богачкин А. И. «Методическое пособие по подготовке водителей автомобилей» icon Акт самобследования учебно-материальной базы организации, осуществляющей...
Наименование организации: Профессиональное образовательное учреждение «Коркинская автомобильная школа Общероссийской общественно...
Программа подготовки водителей бтр в учебных организациях досааф м досааф-1988 г. Богачкин А. И. «Методическое пособие по подготовке водителей автомобилей» icon Программа профессиональной подготовки водителей транспортных средств
Учебный план содержит перечень учебных предметов с указанием времени, отводимого на освоение учебных предметов, включая время, отводимое...

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск