|
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ
(РУДН)
ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
КАФЕДРА МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА
|
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
|
МЕЖДУНАРОДНОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО
|
Направление 40.03.01 «Юриспруденция»
профиль «Международное право»
|
Автор-составитель д.ю.н., проф. М.Н. Копылов
|
ПРОГРАММА КУРСА
Цели и задачи дисциплины
Цель курса международного экологического права - служить юридическим инструментом регулирования человеческого поведения через установление взаимных прав и обязанностей государств и других субъектов международных отношений в сфере взаимодействия общества с окружающей его природной средой.
Изучение дисциплины дает возможность уяснить смысл и значение регулирования международных экологических отношений в сфере взаимодействия общества и природы в интересах настоящего и будущих поколений.
К задачам курса относится: раскрыть смысл и содержание понятий «трансграничное загрязнение», «трансграничные водотоки», «международные озёра», «воздушное пространство», «космическое пространство», «дно Мирового океана», «мигрирующие виды», «трансзональные запасы», «трансграничные запасы», «биологическое разнообразие», «гибкие механизмы», «всемирное культурное и природное наследие», «статус сохранности» и др. как объектов международно-правовой защиты и охраны; рассмотреть основные факторы, диктующие необходимость международного природоохранного сотрудничества (естественно-экологические и социально-экономические); ознакомить слушателей с различными доктринами международного экологического права как совокупности специальных международно-правовых принципов и норм, регулирующих международные экологические отношения между субъектами международного права; ознакомить слушателей с историей становления и эволюцией норм международного экологического права; рассмотреть деятельность универсальных и региональных международных организаций, судебных и арбитражных органов, наделённых экологической компетенцией; сформулировать у студентов систему знаний об основных направлениях правового регулирования международных экологических отношений; ознакомить слушателей с актуальными проблемами современного международного экологического права, а также проанализировать тенденции и перспективы развития международного права в рассматриваемой сфере.
Место дисциплины в структуре ООП
Курс направлен на то, чтобы сформировать у слушателей навыки самостоятельного, юридически грамотного, научно обоснованного подхода к анализу теоретических и практических вопросов, возникающих в связи с международно-правовым регулированием охраны окружающей среды, научить их свободно оперировать соответствующими юридическими понятиями и категориями, а также применимыми нормами действующего международного права. Курс разработан с учётом последних достижений науки и практики в данной области знаний.
Знания, полученные слушателями в рамках данного курса, могут быть использованы ими при изучении следующих дисциплин: «Международное экономическое право», «Международное космическое право», «Международная защита прав человека», «Право Европейского Союза», «Право Совета Европы», «Международное гуманитарное право», «Международное морское право», «Право разоружения и международной безопасности», «Право международных организаций», «Международное воздушное право».
Требования к результатам освоения дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
- владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК–1);
- способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);
- обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3);
- способен принимать эффективные организационно – управленческие решения (ОК-4);
- стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-5);
- осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-6);
- использует основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-7);
- способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-8);
- владеет основными методами защиты населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-13).
Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
в нормотворческой деятельности:
- готов участвовать в разработке нормативных актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности (ПК-1);
в правоприменительной деятельности:
- готов осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);
- готов обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права (ПК-3);
- способен принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4);
- способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5);
- способен юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6);
- владеет навыками подготовки юридических документов (ПК-7);
в правоохранительной деятельности:
- готов обеспечивать законность и правопорядок, общественную безопасность и личную безопасность граждан, охранять общественный порядок (ПК-8);
- готов уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9);
- готов выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения (ПК-10);
- готов осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-11);
- способен правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации (ПК-12);
в экспертно-консультационной деятельности:
- способен толковать различные правовые акты (ПК-13);
- способен давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности (ПК-14);
в педагогической деятельности:
- способен преподавать правовые дисциплины на необходимом теоретическом и методическом уровне (ПК-15);
- готов управлять самостоятельной работой обучающихся (ПК-16);
- готов эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-17).
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать:
- смысл и содержание понятийно-терминологического аппарата международного экологического права;
- основные положения международного экологического права: международные договоры в сфере охраны окружающей среды, нормы т.н. мягкого международного экологического права и сущность международных экологических правоотношений;
- участников и объекты международного экологического права;
- виды международных экологических правонарушений и ответственности за них;
- международно-правовой механизм охраны окружающей среды и современные общепризнанные экологические стандарты;
- основные положения международно-правового регулирования защиты и охраны отдельных видов природных ресурсов;
Уметь:
- свободно оперировать соответствующим понятийным аппаратом;
- анализировать и применять действующие международные эколого-правовые нормы, а также доктрины наиболее квалифицированных специалистов по вопросам международно-правовой охраны окружающей среды;
- оценивать степень эффективности международно-правового регулирования защиты и сохранения окружающей среды;
- разрабатывать предложения по совершенствованию национального экологического законодательства и правоприменительной практики с учётом обязательств Российской Федерации по международным договорам и международных экологических стандартов;
- анализировать документы ООН и других международных организаций, занимающихся регулированием международных экологических отношений;
- анализировать судебную и арбитражную практику по делам, касающуюся разрешения международных экологических споров;
- осуществлять аналитические разработки и готовить экспертные заключения по проблемам охраны окружающей среды с учётом применимых норм международного права;
- самостоятельно выявлять и изучать новые юридические вопросы, возникающие в связи с международно-правовым регулированием международных экологических отношений;
- самостоятельно изучать и обсуждать как отечественную, так и зарубежную специальную юридическую литературу;
Владеть навыками:
- работы с нормативными правовыми актами, регулирующими международные экологические отношения;
- анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, являющихся объектами международного эколого-правового регулирования; анализа правоприменительной и правоохранительной практики в этой области;
- разрешения правовых проблем и коллизий, реализации норм материального и процессуального права, принятия необходимых мер защиты экологических прав человека и гражданина.
Объем дисциплины и виды учебной работы
№
|
Вид учебной работы
|
Всего часов
|
Семестры
|
VI
|
|
1.
|
Аудиторные занятия (всего)
|
18
|
18
|
|
|
В том числе:
|
|
|
|
1.1.
|
Лекции
|
4
|
4
|
|
1.2.
|
Прочие занятия
|
|
|
|
|
В том числе
|
|
|
|
1.2.1.
|
Практические занятия (ПЗ)
|
|
|
|
1.2.2.
|
Семинары (С)
|
14
|
14
|
|
1.2.3.
|
Лабораторные работы (ЛР)
|
|
|
|
|
Из них в интерактивной форме (ИФ)
|
|
|
|
2.
|
Самостоятельная работа (всего)
|
90
|
90
|
|
|
В том числе:
|
|
|
|
2.1.
|
Курсовой проект (работа)
|
10
|
10
|
|
2.2.
|
Расчетно-графические работы
|
|
|
|
2.3.
|
Реферат
|
20
|
20
|
|
2.4.
|
Подготовка и прохождение промежуточной аттестации
|
|
|
|
|
Другие виды самостоятельной работы
Перевод, реферирование и пр.
|
60
|
60
|
|
|
Консультации по курсу
|
|
|
|
|
Общая трудоемкость (ак. часов)
|
108
|
108
|
|
|
Общая трудоемкость (зачетных единиц)
|
3
|
3
|
|
Содержание дисциплины
Содержание разделов дисциплины
Раздел 1. Проблема охраны окружающей среды как глобальная проблема современности.
Глобальные проблемы - новая категория международных проблем, характерная особенность современных международных отношений. Возникновение эколого-кризисных ситуаций как результат негативных последствий научно-технической революции, антропогенной деятельности. Концепции отношения общества к природе (концепция потребительского отношения к природе, концепция невмешательства в природу, учение о ноосфере, концепции ограничения экономического развития, потребностей и народонаселения, концепция «двойного эко», концепция устойчивого развития и др.). Основные концепции управления охраной окружающей природной среды (исправительная, превентивная, фрагментарная, системная, загрязнитель платит, устойчивого бескризисного социально-экономического развития). Концепция устойчивого развития. Концепция экологической безопасности. Место экологической безопасности во Всеобъемлющей системе международной безопасности. Место экологической проблемы в системе глобальных проблем современности.
Факторы, диктующие необходимость международного сотрудничества в сфере сохранения окружающей среды. Взаимодополняемость и системность различных уровней международного природоохранного сотрудничества.
Понятие международного экологического права. Доктрина международного права о критериях, которым должна соответствовать самостоятельная отрасль международного права. Отраслевая характеристика международного экологического права.
Международные конференции по охране окружающей среды. Конференция по международной охране природы (Берн, 1913 г.). Роль и значение Нью-Йоркской конференции ООН по сохранению и утилизации ресурсов 1949 г. для определения экологической компетенции ООН и основных направлений ее деятельности в области охраны окружающей среды. Роль и значение Стокгольмской конференции ООН 1972 г. по проблемам окружающей человека среды в формировании отраслевых (специальных) принципов международного экологического права. Международно-правовая характеристика решений Стокгольмской конференции: Декларации принципов, Плана действий и организационно-финансовых решений. Международно-правовая оценка решений Конференции ООН в Рио-де-Жанейро по окружающей среде и развитию 1992 г.: Декларации принципов, Конвенции о биологическом разнообразии, Рамочной конвенции ООН об изменении климата, Лесных принципов и Повестки дня на ХХI век. Итоги работы Всемирного саммита Земли (Рио + 10) в Йоханнесбурге (ЮАР) 2002 г.
Итоги работы Конференции ООН по устойчивому развитию (Рио-де-Жанейро, 2012 г.) и значение принятой на ней Декларации «Будущее, которого мы хотим».
|