Министерство транспорта Российской Федерации (Минтранс России)
Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация)
ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный
университет гражданской авиации»
Пожарная безопасность объектов
воздушного транспорта
Методические указания по изучению дисциплины
и выполнению курсовой работы
«Разработка оперативной карточки по тушению пожаров на ВС.
Расчет критических зон разлитого авиатоплива.
Нанесение пенных полос на ИВПП, расчет сил и средств необходимых для покрытия ИВПП».
Для студентов ЗФ по специальности
«Эксплуатация воздушных судов и организация воздушного движения»
специализации «Организация авиационной безопасности»
Санкт- Петербург
2016 г.
Одобрено и рекомендовано к изданию
Учебно-методическим советом Университета
Ш 87 (03)
Пожарная безопасность объектов воздушного транспорта: Методические указания по изучению дисциплины и выполнению курсовой работы / Университет ГА. С.-Петербург, 2016.
Издаются в соответствии с программой дисциплины «Пожарная безопасность объектов воздушного транспорта».
Содержат введение, общие методические указания по изучению дисциплины, сокращения и условные обозначения, порядок выполнения курсовой работы, расчетную часть по выполнению курсовой работы, приведены таблицы и дан список литературы.
Предназначены для студентов ЗФ по специальности «Эксплуатация воздушных судов и организация воздушного движения» специализации «Организация авиационной безопасности»
Табл. 7, библ. 5 назв.
Составитель: В.Д. Биднюк, ст. преп. каф. №18
Рецензент: А.Г. Костылев, канд.,техн., наук доцент
© Университет гражданской авиации, 2016
Содержание
|
|
Сокращения и условные обозначения……………………………………….
|
4
|
Введение……………………………………………………………………….
|
5
|
1. Общие методические указания…………………………………………….
|
5
|
2. Порядок выполнения курсовой работы…………………………………...
|
7
|
3. Теоретическая часть………………………………………………………..
|
9
|
3.1. Нормативно правовые, руководящие документы регламентирующие
работу ОВПО СПАСОП в области пожарной безопасности и противопожарного обеспечения полетов ………………………………….
|
9
|
3.1.1. Определение категории каждой ВПП по уровню требуемой
пожарной защиты . . . . . . . . . . ………………………………………………..
|
10
|
3.1.2. Расчет сил и средств необходимых для обеспечения ВПП по УТПЗ
|
11
|
3.1.3 Тактико-технические характеристики пожарных автомобилей…….
|
12
|
3.1.4. Нормативное время развертывания ПА……………………………….
|
15
|
3.1.5. Требования предъявляемые к средствам связи и оповещения………
|
17
|
3.1.6. Требования по покрытию полос пеной………………………………..
|
18
|
3.1.7. Расчет критических зон розлива авиационного топлива…………….
|
19
|
Литература……………………………………………………………………..
|
20
|
Сокращения и условные обозначения
ИВПП – искусственная взлетно-посадочная полоса
БП – безопасность полетов
ВТ – воздушный транспорт
РФ – Российская Федерация
ОВПО СПАСОП – отряд ведомственной пожарной охраны службы поискового аварийно-спасательного обеспечения полетов
НПО ГА – наставление по пожарной охране в гражданской авиации
НГЭА – нормы годности к эксплуатации гражданских аэродромов
УТПЗ – уровень требуемой пожарной защиты
ПСР – пожарно-спасательный расчет
ВС – воздушное судно
БАСО – бортовое аварийно-спасательное оборудование
ПА – пожарный автомобиль
ФЗ – федеральный закон
ПО – пенообразователь
ОТС – огнетушащий состав
Q ПН – производительность пожарного насоса
ВВЕДЕНИЕ
В высокоразвитых государствах, воздушный транспорт (ВТ) является неотъемлемой частью транспортной системы. Он занимает лидирующее место среди других видов транспорта по обеспечению безопасной перевозки пассажиров и по этому считается, самым безопасным видом транспорта. Данному виду транспорта присущи высокая скорость, комфортабельность, а в отдельных случаях является единственным способом доставки людей и грузов в труднодоступные районы нашей планеты.
Главными показателями эффективности являются регулярность, экономичность и безопасность полетов (БП). Во всем мире на воздушном транспорте огромное внимание уделяется вопросам противопожарного обеспечения полетов.
Разрабатываются руководящие документы, рекомендации, инструкции в области пожарной безопасности, создаются аварийно спасательные службы в аэропортах, которые должны выполнить все требования по противопожарному обеспечению полетов.
1. ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Курсовая работа (КУР) является одним из важнейших видов учебной и научно-исследовательской работы слушателя. Выполнение КУР предусмотрено учебным планом подготовки специалистов и является обязательным для всех слушателей. Выполнение слушателями курсовой работы способствует более углубленному изучению дисциплины «Пожарная безопасность объектов воздушного транспорта» и служит проверкой глубины и прочности знаний. КУР должна иметь теоретическую составляющую анализа актуальных вопросов, проблем, а также должна содержать анализ практического опыта в рамках дисциплины и итогов производственной практики.
Целями выполнения КУР для слушателя являются:
овладение начальными навыками исследовательской деятельности;
формирование умений обобщать и систематизировать научный текст;
развитие навыков анализа изученного материала;
правильно оформить работу.
Задачи, которые ставятся непосредственно перед слушателями по курсовой работе, включают:
– изучение литературы, справочных и научных источников, включая зарубежные, по теме исследования;
– самостоятельный анализ изучаемой проблемы;
– определение объекта и предмета исследования по курсовой работе;
– обобщение предварительно полученных выводов в целях дальнейшей их разработки в выпускной квалификационной работе.
Слушатели представляют курсовую работу, выполненную в соответствии с едиными требованиями к выполнению самостоятельных работ студентов в Университете гражданской авиации, утвержденными в методических указаниях.
В результате изучения курса по дисциплине «Пожарная безопасность объектов воздушного транспорта» слушатель должен
знать:
Законодательную и нормативно - правовую базу в области пожарной безопасности и противопожарного обеспечения полетов;
Основы теории противопожарного обеспечения полетов воздушного транспорта;
Требования предъявляемые к ИВПП на аэродроме по УТПЗ;
Требования к средствам связи и оповещения на аэродроме;
Особенности развития пожаров на ВС;
Применяемые средства и составы для тушения пожаров;
Меры безопасности при тушении пожаров;
Общий порядок действий ПСР при тушении пожаров на ВС и спасании пассажиров и экипажа;
Тактико-технические характеристики предъявляемые к пожарной технике и средствам, рекомендованных для тушения пожаров на ВС.
уметь:
Определять источники опасности возникновения пожаров на объектах воздушного транспорта;
Разрабатывать комплекс основных мероприятий по противопожарному обеспечению объектов воздушного транспорта;
Рассчитывать критическую зону пожара при разливе авиатоплива и необходимое количество огнетушащего состава;
Составлять схемы расстановки пожарных автомобилей различных емкостей при тушении различных видов пожаров на ВС;
Составлять оперативные планы, оперативные карточки тушения пожаров на ВС;
Составлять плановые и отчетные документы по противопожарному обеспечению предприятия.
Курсовая работа выполняется в соответствии с ее оглавлением, предложенном в данных указаниях. Защита работы производится только после исправления недостатков (ошибок) в электронной версии, указанных преподавателем.
2. ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
Курсовая работа состоит из следующих глав и разделов:
Аннотация.
Список сокращений и условных обозначений.
Содержание.
Введение.
1. Краткая характеристика аэродрома.
2. Определение категории каждой ИВПП по уровню требуемой пожарной защиты.
3. Разработка оперативной карточки по тушению пожаров на воздушных судах.
3.1 Тип воздушного судна;
3.2 Схематический рисунок ВС (общий, в разрезе с аварийными выходами и с БАСО);
3.3 Тактико - технические данные ВС;
3.4 Определение категории УТПЗ для ВС;
3.5 Силы и средства необходимые для обеспечения УТПЗ для данного ВС;
3.6 Расстановка сил и средств по каждому виду пожаров ( схема с кратким описанием тушения, меры безопасности при тушении пожаров);
3.7 Расчет критической зоны при пожаре разлитого авиатоплива данного воздушного судна.
4. Нанесение пенных полос на ИВПП с учетом используемых ПА на аэродроме;
4.1 Расчет сил и средств необходимых для покрытия ИВПП по типам;
4.2 Схема покрытия пенных полос с учетом эксплуатируемых аэродромных пожарных автомобилей на аэродроме.
Заключение
Литература
Приложения
Выбор аэродрома по желанию слушателя.
Выбор типа воздушного судна производится по суме двух последних цифр шифра слушателя из таблицы 1.
Таблица 1
Сума двух последних цифр шифра
|
Тип ВС
|
Сума двух последних цифр шифра
|
Тип ВС
|
0
|
В-777
|
9
|
ИЛ-96
|
1
|
В-767
|
10
|
ТУ-204
|
2
|
В-757
|
11
|
ТУ-214
|
3
|
В-747
|
12
|
ИЛ-76
|
4
|
В-737
|
13
|
АН-124
|
5
|
А-319
|
14
|
АН-224
|
6
|
А-320
|
15
|
ЕМRA-190
|
7
|
А-330-300
|
16
|
АН-148
|
8
|
А-380
|
17
|
DC-10
|
|
|
18
|
ТУ – 154 М
|
|