Культурный центр Вооруженных Сил Российской Федерации


Скачать 311.25 Kb.
Название Культурный центр Вооруженных Сил Российской Федерации
страница 1/3
Тип Документы
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Документы
  1   2   3

Культурный центр Вооруженных Сил Российской Федерации


имени М.В. Фрунзе

____________________________________________________________________
М е т о д и ч е с к и й о т д е л

Информационно - методический выпуск




«ДОРОГА К ЗВЕЗДАМ»

(к 50-летию первого выхода человека в открытый космос)


Москва

2015 г.


Космос бесконечно разнообразен. По мере проникновения в межпланетное пространство люди все чаще будут встречаться с такими явлениями,

о которых до этого вообще ничего не было известно.
Звездный рейс «Восход -2» явился одним из самых крупных достижений на пути человечества к освоению космоса.
Данный сборник предназначается для оказания помощи работникам армейских учреждений культуры в проведении мероприятий, посвященных Дню космонавтики.
Ответственный за выпуск -

начальник методического отдела

заслуженный работник культуры Российской Федерации

Хробостов Д.В.

Составители сборника:

начальник группы методики

культурно-досуговой работы

заслуженный работник культуры Российской Федерации

Иванов Ю.Е.,

методисты: Скитыбог А.О, Стулова Н.В.
Компьютерная обработка материала:

Стулова Н.В, Скитыбог А.О


Отзывы, предложения и пожелания просим направлять по адресу:

129110, Москва, Суворовская площадь,2

Культурный центр ВС РФ, методический отдел

Телефоны: 681-56-17,681-28-07,

Факс:681-52-20


С берега Вселенной,

которым стала священная

земля нашей Родины,

не раз уйдут в неизведанные

дали советские корабли,

поднимаемые мощными

ракетами-носителями.

И каждый их полет и возвращение

будет великим праздником

советского народа,

всего передового человечества

– победой разума и прогресса!

Академик С. П. КОРОЛЕВ

ДОРОГА К ЗВЕЗДАМ

Тысячелетиями мечтали в разных странах и разные народы о полетах к звездам. Но это были лишь фантазия, мечты, красивые легенды. Только в начале XX века стали появляться первые научно обоснованные проекты межпланетных кораблей. Еще полвека нужно было, чтобы взлетел в космос созданный рукой человека первый искусственный спутник Земли.

Это произошло 4 октября 1957 года мир стал свидетелем выдающегося события в истории человечества – в Советском Союзе был осуществлен успешный запуск первого искусственного спутника Земли. Сообщение об этом молниеносно достигло всех уголков земного шара. Полет спутника был зарегистрирован многими обсерваториями и наблюдался десятками тысяч людей на всех континентах нашей планеты.

Значение этого события трудно переоценить. История человеческой цивилизации содержит много блестящих открытий и крупных достижений, которые послужили своеобразным толчком и основой для дальнейшего развития науки и техники. Отличие запуска первого спутника Земли как поворотного этапа в развитии научно-технических исследований состоит в том, что это был первый практический шаг на пути человечества к звездам.

И недаром день запуска первого в мире советского спутника Земли стал и днем рождения практической космонавтики, так как вплоть до этого знаменательного события проблемы космоплавания разрабатывались лишь теоретически.

Еще с древнейших времен людям были известны пороховые ракеты. Они служили средством развлечения во время народных празднеств. В средние века ракеты уже применялись в военном деле.

Впервые на возможность использования ракет для «исследования мировых пространств» указал в 1903 году русский ученый К.Э. Циолковский, ставший по праву одним из основоположников космонавтики. В одной из своих работ он писал: «Реактивные приборы завоюют людям беспредельные пространства и дадут солнечную энергию в два миллиарда раз большую, чем та, которую человечество имеет на Земле». Значение многочисленных работ и высказанных в них идей К.Э. Циолковского для развития космонавтики неоценимо. Они открыли человечеству дорогу в космос и послужили своеобразным толчком к началу теоретических и практических исследований по ракетостроению в разных странах мира.

Настойчивость и упорство первых энтузиастов ракетной техники позволили в 20-х–30-х годах создать и осуществить запуски первых жидкостных ракет. К числу первых организаций, сыгравших основополагающую роль в развитии отечественной ракетно-космической техники в этот период относятся: газодинамическая лаборатория (ГДЛ), группа изучения реактивного движения (ГИРД), реактивный научно-исследовательский институт (РНИИ). В этих организациях плодотворно трудились такие энтузиасты как Н.И. Тихомиров, Ф.А. Цандер, Б.С. Петропавловский, И.Т. Клейменов, С.П. Королев, В.П. Глушко, Г.Э. Лангемак, Н.А. Рынин, Ю.А. Победоносцев, В.А. Артемьев, М.К. Тихонравов и другие.

В период Великой Отечественной войны проводились успешные эксперименты по применению первых ракетных ускорителей для самолетов. К этому же времени относятся и первые полеты самолетов с реактивными двигателями. Большую роль в разгроме врага сыграли знаменитые «Катюши» – самоходные установки с реактивными снарядами. Если в тридцатых годах ракеты поднимались сравнительно невысоко над Землей, то уже в конце сороковых потолок их полета составлял около пятисот километров, а в середине пятидесятых превышал тысячу.

Наша Родина стала пионером в освоении космического пространства, а ее ученые, инженеры, техники, рабочие, космонавты – первыми, кто проложил дорогу человечеству в космос.

Советские исследователи были первооткрывателями на трудном пути покорения космоса, а на долю первооткрывателей, как известно, выпадают самые сложные испытания.

Создание замечательных образцов новой космической техники, блистательные победы в космосе стали возможны благодаря новейшим достижениям советской науки, металлургии, электроники, приборостроения и машиностроения, громадному опыту нашего талантливого рабочего класса, высоким знаниям и технической смелости конструкторов, ученых, инженеров, техников.

Широта научного поиска, новаторство, глубокая, органичная связь с сегодняшними и завтрашними потребностями науки и народного хозяйства – таковы характерные черты советской программы освоения космоса.

Все полеты в космос, осуществляемые в Советском Союзе, показывали, что наша космонавтика служит высоким целям мира и прогресса. Советские ученые, конструкторы, космонавты, инженеры, рабочие выполняют благородную миссию века, осваивают трассы Вселенной, чтобы поставить добытые знания на службу всему прогрессивному человечеству.

В результате запусков искусственных спутников Земли, полетов автоматических станций к Луне и в дальний космос был накоплен большой научно-технический опыт, что позволило советским ученым и инженерам приступить к непосредственной подготовке полета человека в космическое пространство.

Чтобы осуществить первый космический полет человека и первый выход человека в открытый космос необходимо было предварительно отработать до необходимого уровня надежности мощную ракету-носитель для доставки на околоземную орбиту корабля нужного веса; создать космический корабль со сложной аппаратурой, способной поддерживать нормальные жизненные условия для человека во время полета и обеспечивать процессы управления и ориентации корабля в космическом пространстве; решить проблему успешного возвращения корабля, входящего в земную атмосферу с первой космической скоростью; создать систему безопасной посадки, а также разработать средства надежной и устойчивой связи в полете, наземную систему контроля за полетом корабля и т. д. В результате плодотворного труда советских ученых, инженеров, техников и рабочих в короткие сроки в нашей стране был выполнен комплекс подготовительных работ и созданы технические средства для полета человека в космос.

Космический корабль «Восход-2» стартовал с космодрома Байконур 18 марта 1965 года в 10 часов утра. На борту его находился экипаж в составе командира корабля Павла Ивановича Беляева и второго пилота Алексея Архиповича Леонова. Целями полета были: выход второго пилота из кабины в открытый космос с выполнением ряда экспериментов вне корабля; проведение медико-биологических исследований, решение ряда задач космической навигации, наблюдение и изучение атмосферы Земли.

Запуску «Восхода-2» предшествовала большая работа по созданию скафандра и модернизации корабля «Восход», долгая и кропотливая подготовка экипажа. В отличие от «Восхода» спускаемый аппарат корабля «Восход-2» оборудован шлюзовой камерой, позволяющей второму пилоту, одетому в специальный скафандр с автономной ранцевой системой жизнеобеспечения, выходить в космическое пространство и возвращаться в корабль без разгерметизации кабины. В конструкции шлюзовой камеры имеются два люка с герметичными крышками. Один люк соединяет шлюзовую камеру с кабиной, другой – с открытым космосом. Оборудование корабля позволяет наполнять внутреннюю полость камеры искусственной атмосферой с выравниванием давления в шлюзовой камере и кабине корабля. Управление шлюзованием осуществляется с пульта в кабине или с пульта в шлюзовой камере. Космонавта держит в пространстве специальный фал, который позволяет ему удаляться от корабля на расстояние до 5,35 метра. Создание скафандра, в котором космонавт мог бы не только без вреда для здоровья пробыть некоторое время вне корабля, но и свободно действовать, работать, представляло огромные технические трудности. Потребовались значительные усилия конструкторов, врачей, физиков, инженеров и техников. Тонкая оболочка скафандра должна была защитить космонавта от губительных воздействий космического вакуума, от резких перепадов температур, достигающих сотен градусов, от космических лучей, микрометеоров и опасных излучений Солнца. К скафандру предъявлялись особые требования и в отношении надежности. Ведь даже незначительная разгерметизация могла привести к гибели космонавта. Космический скафандр космонавтов корабля «Восход-2» – по существу герметичная кабина, уменьшенная до размеров человека. Конструкторы скафандра создали в столь малом объеме собственную атмосферу с регулируемым климатом, обеспечили требуемый комфорт для нормальной работоспособности космонавта. Внутри скафандра поддерживались необходимая температура, влажность, газовый состав, давление. Скафандр представляет собой комплект из верхней одежды, тепловой изоляции, оболочки, шлема, съемных ботинок и перчаток. Оболочка скафандра – это две герметичные (основная и резервная) и силовая оболочки. Герметичная оболочка обеспечивает сохранение атмосферы в скафандре, препятствуя утечке газа. Конструкция силовой оболочки определяет форму и размер скафандра, препятствует раздуванию герметичной оболочки под действием внутреннего давления. Специальные шарниры обеспечивают подвижность рук и ног космонавта. Верхняя одежда изготовлена в виде комбинезона из очень прочной и теплостойкой белой ткани. Она предохраняет космонавта от перегрева солнечными лучами. От холода во время пребывания космонавта в тени Земли или корабля космонавта защищает тепловая изоляция – комбинезон, надеваемый на оболочку скафандра под верхнюю одежду и состоящий из нескольких слоев тончайшей металлизированной пленки. Защитой от ударов возможных микрометеоров служит весь многослойный комплект скафандра, дополненный специальными прокладками. Шлем имеет двойное герметичное стекло со светофильтром, который не только защищает глаза от слепящего света, но и не пропускает вредные для глаз ультрафиолетовые лучи. В качестве головного убора используется шлемофон. Основными элементами шлемофона являются: облегченный шлем, малогабаритные телефоны, размещенные в резиновых заглушках, микрофоны с держателями и вводы связи. Скафандры были у обоих членов экипажа, чтобы командир мог при необходимости оказать помощь космонавту, вышедшему в космическое пространство. В открытом космосе скафандр снабжался кислородом из баллонов наспинного ранца.

При подготовке к полету корабля «Восход-2» летчики-космонавты участвовали в разработке эскизного проекта скафандра, шлюзовой камеры, систем управления шлюзованием, всех дополнительных систем и оборудования, которых не имел первый корабль подобного типа. Космонавты принимали участие в испытаниях нового снаряжения и оборудования, вносили предложения, необходимые для их доработки. Космонавты, одетые в скафандры, тренировались в самолете-лаборатории, где стоял макет «Восхода-2» со шлюзовой камерой в натуральную величину. В условиях кратковременной невесомости они последовательно отрабатывали все операции по выходу из кабины в космос, подходы к кораблю и отходы от него в безопорном пространстве. Корабль-спутник «Восход-2» был выведен на орбиту, близкую к расчетной. Максимальная высота полета на первом витке равнялась 498 километрам, минимальная высота – 174 километрам. Период обращения корабля вокруг Земли составлял 91 минуту, угол наклона плоскости орбиты к плоскости экватора Земли – 65 градусов.

Подготовка к выходу второго пилота в космическое пространство началась сразу же после выведения корабля на орбиту. Когда «Восход-2» пролетал над Африкой, Беляев помог Леонову надеть наспинный ранец. Космонавты проверили скафандры. Затем был открыт люк в шлюзовую камеру и А. Леонов «вплыл» в нее. «Выплывая» из корабля, космонавт увидел Черное море и горы Кавказа. В безопорном пространстве Леонов совершил пять отходов и подходов к кораблю. Самый первый отход сделал на минимальное расстояние – около метра, чтобы выяснить возможности ориентации в новых для человека условиях. В последующих отходах космонавт удалялся от корабля на полную длину фала – на пять метров. Все движения в космосе Леонов выполнял в той же последовательности, что и на тренировках. Отходил от корабля спиной, а подходил головой вперед с вытянутыми руками, чтобы предупредить возможный удар о корабль остеклением гермошлема. При движениях космонавт ориентировался в пространстве на корабль и Солнце, которое находилось то над головой, то за спиной. В один из моментов Леонов оттолкнулся от корабля, его закрутило. Звездное небо сменялось видами земной поверхности и Солнца. За счет скручивания фала вращение замедлялось. Хотя Леонов и не видел его, представление о собственном местонахождении у космонавта сохранялось полностью. О своем положении он судил по перемещающимся в поле зрения звездам, Солнцу и Земле. Хорошим ориентиром был и фал, когда он полностью натягивался. Первый опыт показал, что человек вполне может ориентироваться в необычных условиях безопорного пространства. Находясь в открытом космосе, Алексей Леонов не испытывал страха. Он был уверен в надежности скафандра, всей аппаратуры, установленной на корабле. Эта уверенность укрепилась у него за долгие месяцы подготовки к полету. Важную роль здесь сыграла парашютная подготовка. Парашютные тренировки позволили А. Леонову легко шагнуть в космос. «Плавая» в безопорном пространстве, второй пилот вел телефонные переговоры с командиром корабля и наземными пунктами связи. Установленные в кабине приборы позволяли П.И. Беляеву контролировать пульс и дыхание А.А. Леонова, работу его автономной системы жизнеобеспечения. Когда «Восход-2» пролетал над Сибирью, Беляев дал команду Леонову возвратиться в кабину. Приблизившись к кораблю, космонавт снял с кронштейна киноаппарат, запечатлевший его пребывание в открытом космосе, и вошел в шлюз. Вскоре он был в кабине корабля. Вне кабины, в условиях космического пространства, Алексей Леонов пробыл почти 24 минуты, из них 12 минут он свободно «плавал» в открытом космосе. Заняв снова свое рабочее место, второй пилот записал свои впечатления в бортовой журнал. Затем космонавты перешли к выполнению других разделов программы. Они проводили навигационные эксперименты, начатые экипажем «Восхода», наблюдали за метеорологическими процессами в земной атмосфере, изучали ее оптические характеристики. П. Беляев и А. Леонов выполнили также значительный объем медицинских исследований, продолжили исследования вестибулярного аппарата. При ориентированном и неориентированном положениях корабля космонавты определяли порог чувствительности вестибулярного анализатора. Они вели опыты, связанные с изучением реакции нервной системы человека в условиях невесомости.

По программе «Восход-2» должен был совершить посадку 19 марта на широте 51 градус. Сход корабля с орбиты предполагалось осуществить на 17-м витке с помощью автоматической системы управления. Готовясь к посадке, космонавты заметили некоторые отклонения в работе системы ориентации корабля на Солнце. На запрос экипажа Центр управления полетом разрешил командиру выполнить на 18-м витке ориентацию корабля с помощью ручного управления. Все предыдущие пилотируемые космические корабли, как известно, сходили с орбиты для спуска на Землю при помощи автоматики. П. Беляев вручную выполнил предпосадочный маневр корабля – его ориентацию по отношению к земной поверхности и включил двигатель для уменьшения скорости полета. Корабль сошел с орбиты и в 12 часов 02 минуты совершил посадку в 180 километрах от Перми. Продолжительность полета от момента старта до момента приземления составила 26 часов 2 минуты. Космонавты чувствовали себя хорошо.

Полет «Восхода-2» с выходом второго пилота в открытый космос показал, что человек в скафандре с автономной системой жизнеобеспечения может жить и работать в космическом пространстве. Были сняты все сомнения в возможности выполнения различных операций в условиях безопорного пространства. Решение проблемы жизнедеятельности и работы космонавта вне корабля показало, как велики возможности для осуществления полетов человека к Луне и планетам солнечной системы, для создания пилотируемых орбитальных станций народнохозяйственного значения. Звездный рейс «Восхода-2» явился одним из самых крупных достижений на пути человечества к освоению космоса.
ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ АЛЕКСЕЯ ЛЕОНОВА
«Когда создавали корабль для выхода в открытый космос, то приходилось решать множество проблем, одна из которых была связана с размером люка. Чтобы крышка открывалась внутрь полностью, пришлось бы урезать ложемент. Тогда бы я в него не поместился в плечах. И я дал согласие на уменьшение диаметра люка. Таким образом, между скафандром и обрезом люка оставался зазор по 20 мм с каждого плеча.

На Земле мы проводили испытания в барокамере при вакууме, соответствующем высоте 60 км ... В реальности, когда я вышел в открытый космос, получилось немного по-другому. Давление в скафандре – около 600 мм, а снаружи –10 –9; такие условия на Земле смоделировать было невозможно. В космическом вакууме скафандр раздулся, не выдержали ни ребра жесткости, ни плотная ткань. Я, конечно, предполагал, что это случится, но не думал, что настолько сильно. Я затянул все ремни, но скафандр так раздулся, что руки вышли из перчаток, когда я брался за поручни, а ноги – из сапог. В таком состоянии я, разумеется, не мог втиснуться в люк шлюза. Возникла критическая ситуация, а советоваться с Землей было некогда. Пока бы я им доложил ... пока бы они совещались ... И кто бы взял на себя ответственность? Только Паша Беляев это видел, но ничем не мог помочь. И тут я, нарушая все инструкции и не сообщая на Землю, перехожу на давление 0,27 атмосфер. Это второй режим работы скафандра. Если бы к этому времени у меня не произошло вымывание азота из крови, то закипел бы азот - и все ... гибель. Я прикинул, что уже час нахожусь под чистым кислородом и кипения быть не должно. После того, как я перешел на второй режим, все «село» на свои места.

На нервах сунул в шлюз кинокамеру и сам, нарушая инструкцию, пошел в шлюз не ногами, а головой вперед. Взявшись за леера, я протиснул себя вперед. Потом я закрыл внешний люк и начал разворачиваться, так как входить в корабль все равно нужно ногами. Иначе я бы не смог, ведь крышка, открывающаяся внутрь, съедала 30% объема кабины. Поэтому мне пришлось разворачиваться (внутренний диаметр шлюза – 1 метр, ширина скафандра в плечах – 68 см). Вот здесь была самая большая нагрузка, у меня пульс дошел до 190. Мне все же удалось перевернуться и войти в корабль ногами, как положено, но у меня был такой тепловой удар, что я, нарушая инструкции и не проверив герметичность, открыл шлем, не закрыв за собой люк. Вытираю перчаткой глаза, а вытереть не удается, как будто на голову кто-то льет. Тогда у меня было всего 60 литров кислорода на дыхание и вентиляцию, а сейчас у «Орлана» – 360 литров ... Я первый в истории вышел и отошел сразу на 5 метров. Больше этого никто не делал. А ведь с этим фалом надо было работать, собрать на крючки, чтобы не болтался. Была громадная физическая нагрузка.

Единственное, что я не сделал на выходе, – не смог сфотографировать корабль со стороны. У меня была миниатюрная камера «Аякс», способная снимать через пуговицу. Ее нам дали с личного разрешения председателя КГБ. Управлялась эта камера дистанционно тросиком; из-за деформации скафандра я не смог до него дотянуться. А вот киносъемку я сделал (3 минуты камерой С-97), и за мной с корабля постоянно следили две телевизионные камеры, но у них была не высокая разрешающая способность. По этим материалам потом сделали очень интересный фильм.

Но самое страшное было, когда я вернулся в корабль, – начало расти парциальное давление кислорода (в кабине), которое дошло до 460 мм и продолжало расти. Это при норме 160 мм! Но ведь 460 мм – это гремучий газ, ведь Бондаренко сгорел на этом ... Вначале мы в оцепенении сидели. Все понимали, но сделать почти ничего не могли: до конца убрали влажность, убрали температуру (стало 10 – 12°С). А давление растет ... Малейшая искра – и все превратилось бы в молекулярное состояние, и мы это понимали. Семь часов в таком состоянии, а потом заснули ... видимо, от стресса. Потом мы разобрались, что я шлангом от скафандра задел за тумблер наддува ... Что произошло фактически? Поскольку корабль был долгое время стабилизирован относительно Солнца, то, естественно, возникла деформация: ведь с одной стороны охлаждение до –140С, с другой – нагрев до +150С ... Датчики закрытия люка сработали, но осталась щель. Система регенерации начала нагнетать давление, и кислород стал расти, мы его не успевали потреблять ... Общее давление достигло 920 мм. Эти несколько тонн давления придавили люк, и рост давления прекратился. Потом давление стало падать на глазах».
Во время полета, длившегося одни сутки 2 часа 2 минуты и 17 секунд, впервые в мире человек вышел в открытое космическое пространство, удалился от космического корабля на расстояние до пяти метров и провел вне шлюзовой камеры в открытом космосе 12 минут 9 секунд. На государственной комиссии после полета прозвучал самый короткий в истории космонавтики доклад: "В открытом космосе жить и работать можно". Так началось новое направление деятельности человека в космосе.

По приемнику с Земли на разных голосах продолжали доноситься восторженные сообщения о новом советском эксперименте, а экипаж начал готовиться к спуску. Программой полета предусматривалось осуществить посадку в автоматическом режиме на семнадцатом витке, но из-за отказа автоматики, вызванного «отстреливанием» шлюзовой камеры, пришлось уйти на следующий, восемнадцатый виток и садиться с использованием ручной системы управления. Это была первая посадка в ручном режиме, и при ее осуществлении обнаружилось, что с рабочего кресла космонавта невозможно заглянуть в иллюминатор и оценить положение корабля по отношению к Земле. Начинать же торможение можно было только сидя в кресле в пристегнутом состоянии. Из-за этой нештатной ситуации была потеряна необходимая при спуске точность. Задержка команды на включение тормозных двигателей составила 45 секунд. В результате приземлились космонавты далеко от расчетной точки посадки, в глухой тайге, в 180 км северо-западнее Перми.

Нашли их не сразу, поисковой службы, как таковой, тогда еще не было. Посадке вертолетов помешали высокие деревья, теплую одежду для космонавтов также не удалось сбросить. Поэтому ночь им пришлось провести около костра, используя для утепления парашюты и скафандры. На следующий день в мелколесье, в нескольких километрах от места приземления экипажа, спустился десант спасателей, расчистивший площадку для небольшого вертолета. На следующий день Беляев и Леонов были доставлены на Байконур.

Оценку значения совершенного Алексеем Леоновым и Павлом Беляевым дал Главный конструктор С.П. Королев: «Перед экипажем корабля «Восход-2» была поставлена труднейшая, качественно иная, чем в предыдущих полетах, задача. От ее успешного решения зависело дальнейшее развитие космонавтики, пожалуй, не в меньшей степени, чем от успеха первого космического полета… значение этого подвига трудно переоценить: их полет показал, что человек может жить в свободном космосе, выходить из корабля …, он может работать всюду так, как это окажется необходимым. Без такой возможности нельзя было бы думать о прокладывании новых путей в космосе».

Алексей Архипович Леонов родился 30 мая 1934 года в селе Листвянка Тисульского района Кемеровской области. Отец – Леонов Архип Алексеевич (1892 г. рожд.), был крестьянином, в прошлом – шахтером. Мать – Леонова (Сотникова) Евдокия Минаевна (1895 г. рожд.) – учительница. Супруга – Леонова Светлана Павловна (1940 г. рожд.). Дочери: Леонова Виктория Алексеевна (1962 г. рожд.), Леонова Оксана Алексеевна (1967 г. рожд.).

Алексей был девятым ребенком в семье. В 1938 году он вместе с матерью переехал в Кемерово. В 9 лет пошел в начальную школу. Спустя 4 года семья переехала по месту работы отца в город Калининград (бывший Кёнигсберг). Ещё в школе Леонов интересовался авиатехникой и внимательно изучал устройство самолётов, основы теории полёта и т.п. В 1953 году юноша окончил среднюю школу, получил хороший аттестат зрелости. В этот же год Алексей без особого труда поступил в школу летчиков, которая находилась в Кременчуге. После неё обучался в высшем училище летчиков-истребителей в Чугуеве на Украине. В период с 1957 по 1959 год летал в боевых полках.

В 1960 году Алексей Архипович Леонов выдержал жёсткий отбор и был зачислен в отряд космонавтов. После трехгодичной подготовки 18 – 19 марта 1965 года в 11 часов 30 минут по московскому времени совместно с Павлом Ивановичем. Беляевым командиром корабля совершил полет на космическом корабле "Восход-2" в качестве второго пилота.

В школьные годы Алексей Архипович начал увлекаться живописью. Его пленяли картины окружающей природы, в нем всегда живет удивление творениями рук человеческих.

Первый из землян А. Леонов увидел нашу голубую планету, яркие немерцающие звезды, ослепительное, словно «вколоченное» в черноту неба Солнце не из иллюминатора космического корабля, а гораздо более полно, чем видели окружающий мир космонавты, летавшие в кабине космического корабля.

Необыкновенные пейзажи, увиденные космонавтами и переданные в рисунках А. Леоновым, имеют не только познавательное, научное или эстетическое, но и глубоко философское значение. Они показывают, как необычайно многообразна и ярка природа, как расширяются наши представления о Вселенной по мере все большего проникновения в космос человека. В альбоме реальность и фантазия идут вместе. Без фантазии немыслимо движение вперед.

Рисунки иллюстрируют проблемы, над которыми работают астрономы, физики, космологи. С другой стороны, научные исследования направляли мысль художника, давали основу для его творчества.

Космос бесконечно разнообразен. По мере проникновения в межпланетное пространство люди все чаще будут встречаться с такими явлениями, о которых до этого вообще ничего не было известно. Но ведь именно эти новые проблемы, о которых мы сейчас и не догадываемся, и обеспечивают те каче­ственные скачки, которые существенно расширяют наши знания законов природы. В рисунках через призму художественного восприятия рассказывается о том, что уже известно науке, а также и о том, что ученые еще сегодня не знают. В научных исследованиях часто бывают «неожиданные» результаты и «неожиданные» гипотезы.

А.А. Леонов – автор около 200 картин и 5 художественных альбомов, среди которых космические пейзажи, фантастика, земные пейзажи, портреты друзей (акварель, масло, голландская гуашь). А.А. Леонов в содружестве с художником-фантастом Андреем Соколовым создал ряд почтовых марок СССР на космическую тему. Дебют тандема в филателии состоялся в марте 1967 года, когда художниками была выполнена серия из трёх марок, посвящённая Дню космонавтики (ЦФА (ИТЦ «Марка») № 3476-3478). В октябре того же года увидела свет серия из пяти марок «Космическая фантастика» (ЦФА (ИТЦ «Марка») № 3545-3549), посвящённая освоению Вселенной. Следующая серия из 6 марок тандема Леонов – Соколов вышла в сентябре 1972 года к 15-летию космической эры (ЦФА (ИТЦ «Марка») № 4162-4167). В композиционном решении эта серия не была похожа ни на одну из предыдущих работ авторов. Художественное поле каждой марки было разбито на две части: на большей из них изображены достижения советской космонавтики на тот момент, на другой – будущее космической эры. Марки этой серии были признаны лучшими марками СССР 1972 года в разделе «Советская наука и техника».

За годы научно-практической работы и во время космических полетов А.А. Леонов произвёл огромное количество исследований и экспериментов. Особенно значимыми среди них являются: исследование световых и цветовых характеристик зрения после полета в космос (1967), влияние факторов космического полета на остроту зрения пилота комплекса "Буран" (1980), разработка гидролаборатории (использование гидросферы как аналога невесомости, 1966), создание скафандра для работы в гидросфере. Алексей Архипович принимал активное участие в научных конференциях и международных конгрессах, сделал около 30 докладов. Он дважды удостаивался высокого звания Героя Советского Союза (1965, 1975), а также званий лауреата Государственной премии СССР (1981) и лауреата премии Ленинского комсомола. А.А. Леонов награждён двумя орденами Ленина, орденами Красной Звезды, "За службу Родине в Вооруженных Силах СССР" III степени. Ему присвоено звание Героя Социалистического Труда Болгарии, Героя Труда Социалистической Республики Вьетнам. Он награждён также большой золотой медалью "За заслуги в развитии науки и перед человечеством", медалью имени З. Неедлы (Чехословакия), двумя большими золотыми медалями "Космос", двумя медалями де Лаво, золотой медалью имени Ю.А. Гагарина, большой золотой медалью имени К.Э. Циолковского Академии наук СССР, многими другими иностранными орденами и медалями. Ему присужден Международный авиационный приз имени К. Хармона. Именем А.А. Леонова назван один из кратеров на Луне. Алексей Архипович избран действительным членом Международной академии астронавтики, академиком Российской академии астронавтики, сопредседателем Международной ассоциации участников космических полетов (1985-1999), имеет ученую степень кандидата технических наук.
  1   2   3

Похожие:

Культурный центр Вооруженных Сил Российской Федерации icon Руководство по медицинскому обеспечению вооруженных сил
Тыла Вооруженных Сил Российской Федерации — заместителя Министра обороны Российской Федерации №1
Культурный центр Вооруженных Сил Российской Федерации icon Указ президента российской федерации об утверждении общевоинских...
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 31 мая 1996 г. N 61-фз "Об обороне", в целях приведения общевоинских уставов Вооруженных...
Культурный центр Вооруженных Сил Российской Федерации icon Устав внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации (утв...
Настоящий Устав определяет права и обязанности военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации и взаимоотношения между ними,...
Культурный центр Вооруженных Сил Российской Федерации icon Приказ Минобороны РФ от 9 октября 1999 г. N 455 "Об утверждении Положения...
Утвердить прилагаемое Положение о медицинском освидетельствовании летного состава Вооруженных Сил Российской Федерации
Культурный центр Вооруженных Сил Российской Федерации icon Руководство по организации выполнения требований безопасности на...
Наставление по учебно-материальной базе Вооруженных Сил Российской Федерации (Приложение n 1 к настоящему Приказу)
Культурный центр Вооруженных Сил Российской Федерации icon Руководство по обеспечению воинских частей Вооруженных Сил Российской...
Приказ Министра обороны Российской Федерации «О порядке обеспечения воинских частей Вооруженных Сил Российской Федерации техническими...
Культурный центр Вооруженных Сил Российской Федерации icon Техническое задание на выполнение комплекса работ по восстановлению...
Настоящее техническое задание (ТЗ) определяет цель, задачи, основные положения, объекты, порядок взаимодействия ОАО «Воентелеком»...
Культурный центр Вооруженных Сил Российской Федерации icon Вооруженных Сил Российской Федерации Первый заместитель Министра...
В методических рекомендациях приведены основные положения по организации и ведению воинского учета граждан Российской Федерации (далее...
Культурный центр Вооруженных Сил Российской Федерации icon Общие положения
Устав гарнизонной, комендантской и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации
Культурный центр Вооруженных Сил Российской Федерации icon Указ Президента РФ от 10 ноября 2007 г. N 1495
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 31 мая 1996 г. N 61-фз "Об обороне", в целях приведения общевоинских уставов Вооруженных...
Культурный центр Вооруженных Сил Российской Федерации icon «Отчеты по службе экологической безопасности»
«Табеля срочных донесений органов военного управления материально-технического обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации на...
Культурный центр Вооруженных Сил Российской Федерации icon Правительства Российской Федерации от 11 июля 1994г. №821
Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органах исполнительной власти, имеющих запас, и работающих в органах государственной...
Культурный центр Вооруженных Сил Российской Федерации icon Вооруженных сил российской федерации
Правительства Российской Федерации от 25 декабря 1998 года №1541 “Об утверждении Положения о воинском учете” в целях оказания помощи...
Культурный центр Вооруженных Сил Российской Федерации icon Вооруженных Сил Российской Федерации (к статьям 11, 78, 94) положение...
Военной присяге, а военнослужащий, являющийся иностранным гражданином, приносит обязательство перед Государственным флагом Российской...
Культурный центр Вооруженных Сил Российской Федерации icon О подготовке и проведении
Вооруженных Сил Российской Федерации, активизации физического и интеллектуального развития подростков, формирования у старшеклассников...
Культурный центр Вооруженных Сил Российской Федерации icon Инструкция по бронированию граждан Российской Федерации, пребывающих...
Белоярского района, многочисленную информацию, касающуюся организации и непосредственного осуществления воинского учёта и бронирования...

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск