Урок по теме: «Лекарственные препараты или доктор на дому»

Урок по теме: «Лекарственные препараты или доктор на дому»


Скачать 257.7 Kb.
Название Урок по теме: «Лекарственные препараты или доктор на дому»
Тип Урок
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Урок


Урок по теме: « Лекарственные препараты или доктор на дому»




Настоящая цель химии заключается
не в изготовлении золота,
а в приготовлении лекарств
.

Авиценна
Цели занятия:

образовательные: обобщить знания учащихся по органической химии и применение их на практике; способствовать развитию интереса к химической науке; углубить знания об органических веществах, их роли в природе и жизни людей; осознать значение химии в различных отраслях народного хозяйства;

развивающие: развивать познавательный интерес к предмету, мыслительную деятельность, эрудицию, умение формулировать и высказывать свои мысли, применять свои знания на практике;

воспитательные: воспитывать умение работать в группах, оценивать свои возможности и знания учащихся; показать значимость химических знаний для современного наукоемкого производства; воспитывать культуру заботы о своем здоровье.

Тип урока: обобщающий.

Вид урока: экспериментально-поисковый

Методические приемы: презентация урока, исследовательская работа, работа в группах, работа с интерактивной доской.

Оборудование: интерактивная доска, инструкции к лекарствам, стаканчики, пипетки, мерные пробирки, пробирки, ступка с пестиком, стеклянная палочка, спиртовка, держатель, воронка, фильтр,

Реактивы: сок апельсиновый, клюквенный морс, виноградный сок, вода, 5% раствор йода, крахмальный клейстер, хлорид железа(III); гидроксид натрия, сульфата меди (II),этиловый спирт, ацетилсалициловая кислота (аспирин), парацетамол, аскарутин, анальгин, глюкоза, универсальный индикатор.

I. Организационный момент.

Здравствуйте! Наш урок мы начинаем с разминки.

Смена динамических поз

По классу развешаны формулы веществ. Я буду называть вещество или класс к которому относится вещество, а вы должны будете найти это соединение и указать на него пальцем (CH3 – CH3, CH2 = CH2, CH ? CH, C2H5OH, C2H5 – O – C2H5, CH3COOH, CH3COO CH3, C6H5OH, C6H12O6, C6H5NH2).

Сегодня вы работаете в группах, у вас есть командир, ответственный за работу группы, который в конце урока оценит вашу работу. (класс разбивается на 5 групп. Назначается командир группы, который оценивает участие каждого в работе, и в конце урока подает сведения учителю). Перед вами листочки, которые вы заполняете в ходе урока.

Учитель. Химия обладает огромными возможностями, создает неизвестные ранее материалы, облегчает труд человека, одевает, экономит его время, создает ему уют и комфорт и даже изменяет внешность людей. Но та же химия может стать опасной для здоровья, даже смертельно опасной…

Писатель-фантаст и ученый-биохимик Айзек Азимов писал: «Химия – это смерть, упакованная в банки и коробки». Сказанное иногда справедливо не только по отношению к химии, но и по отношению к электричеству, бытовой технике, транспорту. Мы не можем жить без электричества, но оголенный провод смертельно опасен; мы любим смотреть телевизор, но за его задней панелью напряжение в тысячи вольт; нам необходим автомобиль, но под его колесами часто погибают люди.

Использование людьми достижений современной химии требует высокой общей культуры, большой ответственности и, конечно, знаний. Возьмем, к примеру, такие необходимые для человека вещества, как лекарства.

Итак, цель нашего сегодняшнего занятия – узнать:

http://him.1september.ru/2007/22/s.gif «исторический путь» лекарственных средств (когда впервые появились лекарства, кто оказал наибольшее влияние на становление лекарственной индустрии);

http://him.1september.ru/2007/22/s.gif что входит в обычную домашнюю аптечку (какие лекарства должны входить в обязательный минимум);

http://him.1september.ru/2007/22/s.gif как разумно, грамотно использовать лекарства, в чем опасность самолечения.

Сообщения учащихся
«Исторический путь лекарственных веществ»


Ученик. Лекарства – это вещества природного или синтетического происхождения или их смеси, используемые для лечения и профилактики болезней. В древности для избавления от боли люди применяли настойки, отвары растений, высушенных насекомых и пресмыкающихся, органы животных.

Великий древнегреческий врач Гиппократ искал причины болезней не в злых духах, а в окружающей среде, образе жизни и питания. Именно он приземлил медицину, призывая лечить не болезнь, а больного. Гиппократ изучал причины болезней, диагностику, профилактику и лечение – описал более двухсот лекарственных растений и способов их использования. Его называют отцом медицины.

Большое количество лекарственных препаратов растительного и минерального происхождения описано в сочинениях среднеазиатского медика эпохи средневековья Авиценны. Многие из этих средств с успехом применяются до сих пор. Труды Авиценны заложили основу возникновения врачебной, медицинской химии.

В Европе сблизил химию с медициной швейцарский естествоиспытатель Парацельс. Считая организм химическим реактором, он начал использовать для лечения болезней минеральные воды, соединения сурьмы, мышьяка, меди, свинца, ртути и других элементов. Актуально до сих пор утверждение Парацельса об огромной важности количества применяемого препарата: «Все есть яд, ничего не лишено ядовитости, и все есть лекарство. Лишь только доза делает вещество ядом или лекарством».

А что у нас в России?

Из древних рукописей известно, что в 1547 г. царь Иван Грозный направлял посла в немецкую землю для привоза мастера, который мог изготовить квасцы, применяющиеся для лечения различных болезней и опухолей. При царе Михаиле Федоровиче (1613–1645) врачебный персонал царского двора состоял из семи докторов, тринадцати лекарей, четырех аптекарей и трех химиков. Доктора и лекари определяли болезнь и способ ее лечения, аптекари готовили лекарства в химической лаборатории, а химики помогали аптекарям в изготовлении, участвовали в своеобразной экспертизе и проверке новых лекарств.

С конца XVIII в. начался период бурного развития естествознания, новый научный этап создания и использования лекарственных средств. Были усовершенствованы методы получения, очистки и анализа химических веществ. В первой половине XIX в. в России были синтезированы химические соединения, обладающие биологической активностью. Открытие обезболивающих веществ позволило применять их в хирургической практике.

А с 1930–1940 гг. начался современный этап разработки и изучения лекарств, основанный на использовании достижений ряда естественных наук. Был создан значительный арсенал препаратов различного действия, в том числе для лечения многих считавшихся ранее неизлечимыми заболеваний. Период 1960–1970-х гг. нередко называют фармацевтической революцией.

Учитель (вопросы учащимся).

http://him.1september.ru/2007/22/3a.gif Кто оказал наибольшее влияние на становление лекарственной медицины?

http://him.1september.ru/2007/22/3a.gif Что сказал Парацельс о количестве применяемого препарата?

http://him.1september.ru/2007/22/3a.gif Какой период называют бурным в развитии естествознания?

http://him.1september.ru/2007/22/3a.gif Какой период называют фармацевтической революцией?

А теперь давайте посмотрим, что есть в домашней аптечке.

(Стук в дверь. Входит учащийся с аптечкой в руках и в белом халате.)

ученик (врач). Врача вызывали? В моей аптечке лекарственные препараты, которые делятся на три большие группы:

• антибактериальные средства (антисептики);

• средства, действующие на центральную нервную систему;

• вещества, действующие на регуляторные механизмы организма.

Такая классификация весьма условна, часто наблюдается перекрывание сфер воздействия лекарственных веществ. На сегодняшний день известно свыше пяти тысяч лекарственных средств.

В моей аптечке минимум лекарственных веществ, но с этими лекарствами мы часто встречаемся в жизни. Пришло время познакомиться с ними поближе. (Раздает краткие сообщения учащимся, приговаривает в  шутливой форме.) У тебя нездоровый вид? Не связано ли твое плохое настроение с недомоганием?

Учащиеся поочередно выходят к доске, рассказывая о своем лекарственном веществе, о его составе и применении.

Пероксид (перекись) водорода (H2O2) – отличный антисептик. Однако если перепутать 3%-й раствор пероксида водорода с пергидролем (30%-й раствор), то можно получить сильные ожоги на коже, слизистых оболочках. Разбавленный водный раствор пероксида водорода достаточно устойчив, 3%-й раствор – хорошее дезинфицирующее средство.

http://him.1september.ru/2007/22/37-1.jpg

Нашатырный спирт (водный раствор аммиака) возбуждает дыхательный центр. Этим пользуются, чтобы вывести больного из состояния обморока. Есть аммиак и в нашатырно-анисовых каплях, которые известны как отхаркивающее средство. Однако большие дозы аммиака могут остановить дыхание. А попав в глаза, он быстро проникает в ткани, вплоть до зрительного нерва, и может нанести ему глубокие, иногда необратимые повреждения.

http://him.1september.ru/2007/22/37-2.jpg

Аспирин, или ацетилсалициловая кислота, – один из препаратов, который применяют как жаропонижающее, противовоспалительное, болеутоляющее и противоревматическое средство. Интересно, что это лекарство немного замедляет процесс свертывания крови. Этим нередко пользуются врачи для предотвращения образования тромбов после операций, а также при нарушении кровообращения.

Однако эти же свойства аспирина могут вызвать и неприятные последствия в случае приема в больших дозах. Способность сдерживать свертывание крови может привести к кровотечениям. А поскольку аспирин – кислота, то его избыток может способствовать раздражению слизистой оболочки желудка и появлению язвы.

http://him.1september.ru/2007/22/38-1.jpg

Лекарства для лечения сердечно-сосудистой системы – валидол, корвалол, нитроглицерин. Последнее средство наиболее эффективно снимает спазмы сосудов сердца. Разумеется, если беспокоит боль в сердце, нельзя полагаться только на лекарства, необходимо обязательно обратиться к врачу!

В аптечке, конечно, найдутся и средства лечения пищеварительной системы. В случае употребления несвежей пищи или при нарушении простейших гигиенических правил в кишечник могут попасть чужеродные организмы, которые, размножаясь, вызывают тяжелое состояние – диспепсию. Наиболее популярным средством борьбы с этим заболеванием является салол в чистом виде или как компонент лекарственной смеси. Это вещество подавляет деятельность чужеродных микроорганизмов. Таким же действием обладают и другие средства: фталазол, сульгин.

Наряду с этими лекарствами, которые продаются без рецепта, есть более сильные, например антибиотики, борющиеся с микроорганизмами. Их без рецепта не продают, и это правильно: если пользоваться сильнейшими антибиотиками, чтобы избавиться от насморка, то может случиться так, что они не помогут при более серьезных заболеваниях. Дело в том, что поколения микроорганизмов сменяются очень быстро – каждые 20–50 мин, т.е. существуют отличные условия для быстрого естественного отбора наиболее приспособленных. Через достаточно большое число поколений (а их смена произойдет за две-три недели) в организме может остаться разновидность микробов не только не боящаяся данного лекарства, но даже неплохо чувствующая себя в нем. Таким образом может появиться клан стрептококков или пневмококков, приученных к антибиотику.

http://him.1september.ru/2007/22/38-2.jpg

В аптечке часто можно найти витамины. Строго говоря, это не лекарства, а жизненно необходимые организму вещества. В руках умелого врача разнообразные витамины – могучее средство для укрепления организма, повышения общего тонуса, сопротивления заболеваниям. В настоящее время широко используются поливитаминные препараты «Компливит», «Ундевит», «Витрум» и многие другие.

Учитель (вопросы учащимся).

http://him.1september.ru/2007/22/3a.gif Что еще может и должно, по вашему мнению, находиться в обычной домашней аптечке? (Обсуждения учащихся.)

http://him.1september.ru/2007/22/3a.gif О каких лекарственных веществах мы еще не говорили?

Природные лекарственные вещества –
лекарственные растения


З а г а д к и

Где-то в чаще дремучей,
За оградой колючей,
У заветного местечка
Есть волшебная аптечка.
Там красные таблетки
Развешаны на ветке.

(Шиповник.)

Кто любит молоко коровье
И кто растит цыплят, гусей,
Должны дружить с листвой моей!
В июне, июле, сентябре
Пожалуйте, друзья, ко мне.
Наденьте на руки перчатки –
Ожогов берегись, ребятки.
Быстро растет от меня молодняк,
Значит, растение не просто сорняк.

(Крапива.)

В старину человек искал лекарственные средства почти вслепую, наугад. Одно из поверий гласит: «По форме растение похоже на ту часть тела человека, которую оно лечит». Растение, похожее на человека в целом, должно лечить от всех болезней. Корень ценится тем выше, чем больше он походит на человека. Что это за корень? (Женьшень.)

Многие народы, живущие на территории России, почитали это дерево как священное. По сибирским поверьям, на ветвях этого дерева живет хозяйка Земли. А вот что поется в песне об этом дереве:

«Первое дело – мир освещать,
Второе дело – скрип утишать,
Третье дело – больных исцелять,
Четвертое дело – чистоту соблюдать».
Что это за дерево?

(Береза.)

Учитель. Мы разобрали некоторые лекарственные вещества, которые могут находиться в обычной домашней аптечке. Набор лекарственных средств каждой аптечки зависит от индивидуальных особенностей человека. Но необходимо помнить, что в любом случае, прежде чем принимать какие-либо лекарства, нужно проконсультироваться с врачом. (Учитель подводит итог вместе с учащимися – перечисляет еще раз, какие лекарственные средства должны присутствовать в любой домашней аптечке.)

Лекарственные препараты – сильнодействующие средства, ими надо пользоваться осмотрительно. И если вы все-таки занялись самолечением, используя лекарства, когда-то прописанные вам врачом, или те, которые вы приобрели, увидев или услышав рекламу, прочитайте внимательно в инструкции к ним разделы «Показания», «Противопоказания», «Дозировка и способ применения». П о м н и т е: неверное применение, большая доза могут превратить лекарство в яд!

Пожелаем друг другу здоровья, не хандрить и всегда пребывать в хорошем настроении и здоровом теле, чтобы не прибегать к каким-либо лекарственным средствам.

Народная мудрость гласит: «Деньги потерял – ничего не потерял, время потерял – много потерял, здоровье потерял – все потерял». Будьте здоровы!

3.5. Причины отравления лекарствами.

Другая опасность прячется в красивых пузырьках с красочными обертками. Вы скажете: «Почему же лекарства опасны? Они очень полезны: заболел, выпил пузырек и здоров!» Безопасных лекарств не существует! Что же делать, если сильно заболел?

Всем понятно, что лекарство

Без врача давать опасно.

Если ж сильно болен ты,

Набери скорей «03»!

3.6. Работа с учебником.

Прочитайте с. 45-46 (учебник «ОБЖ. 5 класс» Е.Литвинов, А.Смирнов, М.Фролов) и назовите одну из причин отравления медикаментами.

Как вы думаете, какие еще бывают причины отравления лекарствами?

- Употребление внутрь тех лекарств, которые предназначены для наружного применения.

- Большая доза.

- Просроченные лекарства.

- Употребление похожих по внешним признакам лекарств.

3.7. Правила хранения и использования лекарственных препаратов.

Лекарства необходимо периодически просматривать и непригодные к употреблению выбрасывать.

Использовать специальный шкафчик с замком, где на разных полках разместить лекарства для наружного и внутреннего применения.

Лекарства для детей держать отдельно.

С особой осторожностью следует хранить лекарства в ярких блестящих оболочках, по внешнему виду напоминающие конфеты

II. Формирование знаний о лекарственных веществах.

Перед вами знаменитых людей и причина их смерти: (слайд № 1)

чума — Мазаччо, живописец (1401–1428),
лихорадка — Рафаэль, живописец (1483–1520),
Моцарт, композитор (1756–1791);
туберкулез — Генрих Гейне, поэт (1797–1856),
Фредерик Шопен, композитор (1810–1849),
тиф — Франц Шуберт, композитор (1797–1828);

Если бы они жили в XXI веке, то их могли спасти. А почему этого на произошло в XV-XIX веках?

Планируемый ответ: не были известны лекарства, которые могли бы спасти их.

И тема нашего урока “Лекарственные вещества”. Как вы думаете какой цели мы должны достичь в ходе урока.

ЦЕЛЬ: выяснить классификацию и значение лекарственных веществ. Cформировать понимание опасности при неправильном применении лекарств. (Слайд № 2)

Что такое лекарство и для чего его принимают? (видеоролик)

Планируемый ответ: Лекарства – вещества, которые при введении в заболевший организм оказывают наименьший вред последнему и вызывают наибольшие деструктивные изменения в поражающем агенте

Какие этапы проходит лекарства прежде чем оно попадает в аптеки и больницы? (видеоролик)

Планируемый ответ:

1. Изготовление химических соединений.
2. Опыты над животными.
3. Эксперименты над больными людьми для установки доз принимаемых лекарств.

Какие существуют классификации лекарств? (слайд № 4)

Планируемый ответ:

  • По лекарственным формам, которые позволяют облегчить и оптимизировать прием лекарств

Жидкие

Твёрдые

Мягкие

1 Растворы

Порошки

Мази

2 Настои

Гранулы

Линименты

3 Отвары

Таблетки

Пасты

4 Настойки

Драже

Свечи

5 Экстракты

Пилюли

Стерильные порошки и таблетки для инъекций

6 Микстуры

Капсулы

7 Слизи

Смеси растительного сырья

  • По назначению (из предложенных вам инструкций определите какие бывают назначения лекарств)

    1. Жаропонижающие.

    2. Анестезирующие (обезболивающие).

    3. Успокаивающие.

    4. Желудочно-кишечные.

    5. Сердечно-сосудистые.

    6. Антибиотики.

Зарядка для глаз. (Слайд №5-12)

А сейчас вы будете в роли исследователей и с помощью экспериментов постараетесь выработать рекомендации по употреблению лекарственных веществ.

1 группа. Постановка эксперимента с аскорбиновой кислотой (слайд № 14)

Реактивы и оборудование: сок апельсиновый, клюквенный морс, вода, стаканчики, пипетки, 5% раствор йода, крахмальный клейстер, мерные пробирки

Введение: техника определения витамина С основана на том, что молекулы аскорбиновой кислоты легко окисляются йодом. Как только йод окислит всю аскорбиновую кислоту, следующая капля, прореагировав с йодом, окрасит раствор в синий цвет. Следовательно, чем больше капель йода потребовалось в конкретном опыте, тем больше содержание витамина С.

Задания. Сравнить содержание витамина С в апельсиновом и клюквенном соке.

Ход работы

  1. Налейте в стаканчик 0,5 мл клюквенного сока и добавьте 5 мл воды.

  2. Влейте 1 мл крахмального клейстера.

  3. По каплям добавьте 5% раствор йода до появления устойчивого синего окрашивания, не исчезающего 10-15 с. Посчитайте количество израсходованных капель.

  4. Проведите тоже самое с апельсиновым соком.

  5. Сделайте вывод о содержании витамина С в соках.

Вопросы для обсуждения

  • известны ли вам заболевания, вызванные нехваткой витаминов. Перечислите их.

  • Зачем при простудных заболеваниях врач прописывает обильное питье в виде соков и морсов

2 группа. Постановка эксперимента с аспирином

Реактивы и оборудование: ацетилсалициловая кислота (аспирин), вода, ступка с пестиком, стеклянная палочка, спиртовка, держатель, воронка, фильтр, стаканы, пробирки, универсальный индикатор.

Введение. В повседневной жизни человек применяет огромное количество веществ, и, к сожалению, некоторые не выполняют инструкции, прилагаемые к лекарственным веществам. Примером этого может служить запивание морсом некоторых лекарств. Задания. Изучите превращения, происходящие с ацетилсалициловой кислотой (аспирином) в процессе растворения, как эти превращения отразятся на химических свойствах препарата?

Ход работы

  1. Измельчите таблетку аспирина в ступке и растворите в воде (объем воды 10-15 мл).

  2. Перенесите в пробирку 2-3 мл полученного раствора.

  3. Прокипятите раствор. (Соблюдайте технику безопасности!)

  4. Профильтруйте раствор.

  5. Определите реакцию среды в полученном растворе.

  6. Сделайте вывод.

Вопросы для обсуждения

  • какое воздействие на желудок оказывает избыточный прием аспирина?

  • почему нельзя запивать аспирин морсом?

Планируемый ответ: аспирин при избыточной дозе может вызывать раздражение и воспаление слизистой оболочки желудка, так как при растворении в воде аспирин дает кислую реакцию среды. Если запивать его морсом, то кислая реакция среды только усилится, что отрицательно скажется на организме человека.

3 группа. Постановка эксперимента с жаропонижающими веществами.

Реактивы и оборудование: ацетилсалициловая кислота (аспирин), парацетамол, аскарутин, вода, хлорид железа(III); ступка с пестиком, стеклянная палочка, спиртовка, держатель, воронка, фильтр, стаканы, пробирки.

Введение. В повседневной жизни человек применяет огромное количество веществ, и, к сожалению, некоторые из них — не по назначению. Примером этого может служить использование аспирина в качестве консервирующей добавки.

Ацетилсалициловая кислота (аспирин) – это сложный эфир, образованный уксусной и салициловой кислотами.

В процессе консервирования аспирин долгое время нагревается в присутствии воды, кроме того, используемые продукты могут придавать рассолу кислотный характер.

Задания. Изучите превращения, происходящие с аспирином в процессе нагревания и выясните, как эти превращения отражаются на химических свойствах препарата.

Ход работы

  1. Измельчите таблетку аспирина в ступке и растворите в воде (объем воды 10-15 мл).

  2. Перенесите в пробирку 2-3 мл полученного раствора.

  3. Прокипятите раствор. (Соблюдайте технику безопасности!)

  4. Прилейте немного хлорида железа(III).

  5. Сделайте вывод.

  6. Определите в каких еще выданных вам препаратах входит в состав фенол.(c парацетамолом нагревать раствор не надо)

Вопросы для обсуждения

  • На чем основано консервирующее действие аспирина?

  • Можно ли использовать аспирин для консервирования продуктов?

 

Планируемый ответ: Сначала учащиеся отмечают наличие карбоксильной группы в аспирине и делают предварительный вывод о том, что консервирующее действие ацетилсалициловой кислоты связано с тем, что в растворе создается кислотная среда, препятствующая размножению бактерий. Написав уравнение реакции, они замечают, что в процессе гидролиза аспирина образуется фенольное соединение, которое помимо бактерицидного оказывает токсическое действие на организм человека. В результате они приходят к выводу, что использование аспирина в качестве консервирующей добавки недопустимо. Наличие фенольного соединения в растворе они доказывают, проведя качественную реакцию с хлоридом железа (III) (фиолетовое окрашивание раствора).

4 группа. Постановка эксперимента с анальгином (слайд № 17)

Реактивы и оборудование: анальгин, вода, этиловый спирт, ступка, пестик, пробирки, держатель для пробирок, спиртовка, спички

Введение. Немаловажную роль при приеме лекарств играет состояние организма.

Задания. Проведите растворение анальгина в органических и неорганических растворителях.

Ход работы

  1. Измельчите таблетку анальгина в ступке и растворите в воде (объем воды 10-15 мл).

  2. Перенесите в пробирку 2-3 мл полученного раствора.

  3. Прокипятите раствор. (Соблюдайте технику безопасности!)

  4. Измельчите таблетку анальгина с ступке и растворите в спирте

  5. Перенесите в пробирку 2-3 мл полученного раствора.

  6. Прокипятите раствор. (Соблюдайте технику безопасности!)

  7. Сделайте вывод.

Вопросы для обсуждения

  • Как изменяется действие лекарств при употреблении алкоголя.

Планируемый ответ: Некоторые лекарства резко усиливают токсическое действие алкоголя, вызывая тем самым тяжелые отравления даже небольшим количеством спиртного. Иногда при этом они теряют свое лечебное действие.

  • Почему при употреблении лекарств рекомендуют запивать их водой?

5 группа. Постановка эксперимента с глюкозой (слайд № 18)

Реактивы и оборудование: глюкоза, виноградный сок, гидроксид натрия, сульфата меди (II), вода, ступка, пестик, ложечка, пробирки, держатель для пробирок, спиртовка, спички.

Введение. Ненормированный углеводный обмен может привести к заболеваниям, называемых диабет и характеризующиеся повышенным содержанием глюкозы в крови.

Задания. Определите наличие глюкозы в виноградном соке. К чему может привести избыточное употребление углеводов?

Ход работы

  1. Измельчите таблетку глюкозы в ступке и растворите в воде (объем воды 10-15 мл).

  2. Перенесите в пробирку 0,5 мл полученного раствора.

  3. Добавьте 2 мл гидроксида натрия и 1 мл сульфата меди (II).

  4. Отметьте цвет полученного раствора.

  5. Нагрейте раствор (соблюдайте технику безопасности!)

  6. Проделайте данный опыт с 0.5 мл виноградного сока.

  7. Сделайте вывод.

Вопросы для обсуждения

  • Зачем ослабленным людям при длительной болезни прописывают глюкозу? Планируемый ответ: при расщеплении ее выделяется большое количество энергии.

  • Какое лечение прописывает врач для людей больных диабетом?

Планируемый ответ: лечение предполагает введение специального гормона – инсулина, регулирующего углеводный обмен. Ранее его выделяли из поджелудочной железы животных, но в 1953 г. английский биохимик Фредерик Сенглер определил химическую структуру инсулина. Впоследствии это привело к получению искусственного инсулина более дешевого и качественного, чем ранее

А теперь давайте посмотрим к каким выводам вы пришли (отчет каждой группы). Все остальные заслушав выступление группы дополняют рекомендации по применению лекарств.

Дыхательная гимнастика (проводится по мере усталости групп)

  1. Сложная экологическая обстановка делает особенно необходимым проведение массажа щитовидной железы, который можно выполнить следующим образом. 
    Сядьте удобно. Расслабьтесь, успокойтесь. Ровно, протяжно, на одной высоте произносите звук [а].

  2. Произношение звука [и] в таких же условиях активизирует работу мозга, нормализует функцию почек.

  3. Проговаривание звука [о] приводит в порядок среднюю часть грудной клетки.

  4. Чередование звуков [о], [и] массирует сердце.

(Каждая группа выработав рекомендации сдает их экспертам, которые объединяют их в одну презентацию, как итог урока. )

III. Подведение итогов урока. (Слайд № 19)

Пока работают эксперты мы поработаем с доской.

Работа с интерактивной доской

1. В предложении вставить пропущенные слова или словосочетания.

Лекарства – _____________ помогающие победить или _____________. Лекарства могут иметь _____________ или _______________ происхождение. Используя __________, необходимо строго следовать рекомендациям __________ и прилагаемой к лекарству ___________. При __________ использовании лекарство становиться ________.

Слова для справок : предотвратить, инструкции, природное, лекарства, болезни, синтетическом, неверном, химические соединения, ядом, врача.

2. Соединить назначение и лекарство.

Жаропонижающие

нурофен

аспирин

анестезирующие (обезболивающие)

анальгин

пенталгин

успокаивающие

валерьянка

новопассит

желудочно-кишечные

мезим

нош– па

сердечно-сосудистые

валидол

нитроглицерин

Д/З. Приготовьте доклад об опасных взаимодействиях пищи и лекарств. (Слайд № 20)

1 группа . Постановка эксперимента с аскорбиновой кислотой

Реактивы и оборудование: сок апельсиновый, клюквенный морс, вода, стаканчики, пипетки, 5% раствор йода, крахмальный клейстер, мерные пробирки

Введение: техника определения витамина С основана на том, что молекулы аскорбиновой кислоты легко окисляются йодом. Как только йод окислит всю аскорбиновую кислоту, следующая капля, прореагировав с йодом, окрасит раствор в синий цвет. Следовательно, чем больше капель йода потребовалось в конкретном опыте, тем больше содержание витамина С.

Задания. Сравнить содержание витамина С в апельсиновом и клюквенном соке.

Ход работы

  1. Налейте в стаканчик 0,5 мл клюквенного сока и добавьте 5 мл воды.

  2. Влейте 1 мл крахмального клейстера.

  3. По каплям добавьте 5% раствор йода до появления устойчивого синего окрашивания, не исчезающего 10-15с. Посчитайте количество израсходованных капель.

  4. Проведите тоже самое с апельсиновым соком

  5. Сделайте вывод о содержании витамина С в соках. .

Вопросы для обсуждения

  • известны ли вам заболевания, вызванные нехваткой витаминов. Перечислите их.

  • Зачем при простудных заболеваниях врач прописывает обильное питье в виде соков и морсов?

2 группа . Постановка эксперимента с аспирином

Реактивы и оборудование: ацетилсалициловая кислота (аспирин), вода, ступка с пестиком, стеклянная палочка, спиртовка, держатель, воронка, фильтр, стаканы, пробирки, универсальный индикатор.

Введение. В повседневной жизни человек применяет огромное количество веществ, и, к сожалению, некоторые не выполняют инструкции, прилагаемые к лекарственным веществам. Примером этого может служить запивание морсом некоторых лекарств.

Задания. Изучите превращения, происходящие с ацетилсалициловой кислотой (аспирином) в процессе растворения, как эти превращения отразятся на химических свойствах препарата?

Ход работы

  1. Измельчите таблетку аспирина в ступке и растворите в воде (объем воды 10-15 мл).

  2. Перенесите в пробирку 2-3 мл полученного раствора.

  3. Прокипятите раствор. (Соблюдайте технику безопасности!)

  4. Профильтруйте раствор.

  5. Определите реакцию среды в полученном растворе.

  6. Сделайте вывод.

Вопросы для обсуждения

  • какое воздействие на желудок оказывает избыточный прием аспирина?

  • почему нельзя запивать аспирин морсом?

3 группа . Постановка эксперимента с жаропонижающими веществами.

Реактивы и оборудование: ацетилсалициловая кислота (аспирин), парацетамол, аскорутин, вода, хлорид железа(III); ступка с пестиком, стеклянная палочка, спиртовка, держатель, воронка, фильтр, стаканы, пробирки.

Введение. В повседневной жизни человек применяет огромное количество веществ, и, к сожалению, некоторые из них — не по назначению. Примером этого может служить использование аспирина в качестве консервирующей добавки.

Ацетилсалициловая кислота (аспирин) - это сложный эфир, образованный уксусной и салициловой кислотами.

В процессе консервирования аспирин долгое время нагревается в присутствии воды, кроме того, используемые продукты могут придавать рассолу кислотный характер.

Задания. Изучите превращения, происходящие с аспирином в процессе нагревания и выясните, как эти превращения отражаются на химических свойствах препарата.

Ход работы

  1. Измельчите таблетку аспирина в ступке и растворите в воде (объем воды 10-15 мл).

  2. Перенесите в пробирку 2-3 мл полученного раствора.

  3. Прокипятите раствор. (Соблюдайте технику безопасности!)

  4. Прилейте немного хлорида железа(III).

  5. Сделайте вывод .

  6. Определите в каких еще выданных вам препаратах входит в состав фенол. .(c парацетамолом нагревать раствор не надо)

Вопросы для обсуждения

  • На чем основано консервирующее действие аспирина?

  • Можно ли использовать аспирин для консервирования продуктов?

4 группа . Постановка эксперимента с анальгином

Реактивы и оборудование: анальгин, вода, этиловый спирт, ступка, пестик, пробирки, держатель для пробирок, спиртовка, спички

Введение. Немаловажную роль при приеме лекарств играет состояние организма.

Задания. Проведите растворение анальгина в органических и неорганических растворителях.

Ход работы

  1. Измельчите таблетку анальгина в ступке и растворите в воде (объем воды 10-15 мл).

  2. Перенесите в пробирку 2-3 мл полученного раствора.

  3. Прокипятите раствор. (Соблюдайте технику безопасности!)

  4. Измельчите таблетку анальгина с ступке и растворите в спирте

  5. Перенесите в пробирку 2-3 мл полученного раствора.

  6. Прокипятите раствор.( Соблюдайте технику безопасности!)

  7. Сделайте вывод .

Вопросы для обсуждения

  • Как изменяется действие лекарств при употреблении алкоголя?

  • Почему при употреблении лекарств рекомендуют запивать их водой?

5 группа . Постановка эксперимента с глюкозой

Реактивы и оборудование: глюкоза, виноградный сок, гидроксид натрия, сульфата меди (II), вода, ступка, пестик, ложечка, пробирки, держатель для пробирок, спиртовка, спички.

Введение. Ненормированный углеводный обмен может привести к заболеваниям, называемых диабет и характеризующиеся повышенным содержанием глюкозы в крови.

Задания. Определите наличие глюкозы в виноградном соке. К чему может привести избыточное употребление углеводов?

Ход работы

  1. Измельчите таблетку глюкозы в ступке и растворите в воде (объем воды 10-15 мл).

  2. Перенесите в пробирку 0,5 мл полученного раствора.

  3. Добавьте 2 мл гидроксида натрия и 1 мл сульфата меди (II).

  4. Отметьте цвет полученного раствора.

  5. Нагрейте раствор (соблюдайте технику безопасности!)

  6. Проделайте данный опыт с 0.5 мл виноградного сока.

  7. Сделайте вывод .

.Вопросы для обсуждения

  • Зачем ослабленным людям при длительной болезни прописывают глюкозу?

  • Какое лечение прописывает врач для людей больных диабетом?

Похожие:

Урок по теме: «Лекарственные препараты или доктор на дому» icon Лот №1 Лекарственные препараты Лот №2 Лекарственные препараты Лот...
Фз «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», Положением о проведении закупок товарок, работ, услуг гауз...
Урок по теме: «Лекарственные препараты или доктор на дому» icon Особенности продажи лекарственных препаратов
Лекарственные препараты дозированные лекарственные средства, готовые к применению
Урок по теме: «Лекарственные препараты или доктор на дому» icon Фармакология (наука о лекарственных средствах и их применении) и...
Лекарственные средства (медикаменты, фармакологические препараты) это растительные, животные или химические вещества (или препараты),...
Урок по теме: «Лекарственные препараты или доктор на дому» icon Уроки Белякова И. В. Обобщающий урок по теме: «рельеф и недра»
Интегрированный урок по истории России и литературе в 8 классе. Интегрированная контрольная работа по теме: Сравнение содержания...
Урок по теме: «Лекарственные препараты или доктор на дому» icon Урок по теме «Свобода убеждений. Что такое светское государство»
Предлагаем краткое описание системы занятий по этой теме на внеклассных занятиях или в рамках курса обществознание 9 класс
Урок по теме: «Лекарственные препараты или доктор на дому» icon Заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты...
Перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты отпускаются по рецептам врачей с пятидесятипроцентной...
Урок по теме: «Лекарственные препараты или доктор на дому» icon Урок по теме: «Литература оттепели»
Урок предназначен для 11 класса социально-гуманитарного профиля
Урок по теме: «Лекарственные препараты или доктор на дому» icon Урок по теме «Белки»
Это урок изучения нового материала, форма его проведения семинар. Урок проводят учителя химии и биологии. В качестве девиза взяты...
Урок по теме: «Лекарственные препараты или доктор на дому» icon Кафедра фармации Органические лекарственные препараты. Ароматические...
Органические лекарственные препараты. Ароматические соединения. Краткий конспект лекций – Нижний Новгород: Изд-во Нижегородской государственной...
Урок по теме: «Лекарственные препараты или доктор на дому» icon Контрафактные лекарственные препараты для ветеринарного применения...
...
Урок по теме: «Лекарственные препараты или доктор на дому» icon Общая фармакопейная статья
Лекарственные формы для ингаляций – жидкие или твердые лекарственные формы, предназначенные для введения в легкие действующего вещества...
Урок по теме: «Лекарственные препараты или доктор на дому» icon Урок-исследование в 9 классе по теме «Алюминий и его соединения»
Урок такого типа является иллюстрацией педагогического опыта Евстигнеевой Людмилы Валентиновны по формированию навыков научного исследования...
Урок по теме: «Лекарственные препараты или доктор на дому» icon Урок географии в 7 классе по теме «Географическое положение Евразии»
Методы: Икт технологии, раздаточный материал, атласы,карты, выполнение поисковой и практической работы по теме урока
Урок по теме: «Лекарственные препараты или доктор на дому» icon Перечень практических навыков по производственной практике
Рассчитать действительный, реализованный и неудовлетворенный спрос на лекарственные препараты
Урок по теме: «Лекарственные препараты или доктор на дому» icon Урок на тему: «Наша Земля- магнит»
Этот урок урок над темой, урок мировоззренческий, урок философский. Я убеждена в том, что знания о среде своего обитания каждый образованный...
Урок по теме: «Лекарственные препараты или доктор на дому» icon Общая фармакопейная статья
Требования данной статьи не распространяются на лекарственное растительное сырье и лекарственные растительные препараты

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск