МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Московский государственный университет геодезии и картографии (МИИГАиК)
-
-
-
-
-
-
-
-
-
Утверждаю:
Ректор МИИГАиК
_________________ А.А. Майоров
«____»__________201 г.
|
Номер внутривузовской регистрации __________________
|
Рабочая программа дисциплины
«Автоматизированные системы проектирования»
Направление подготовки
230700-прикладная информатика
Профиль подготовки
Геодезия
Квалификация (степень) выпускника
Бакалавр
Форма обучения
очная
Москва 2014г.
1. Цели освоения дисциплины
Целями освоения дисциплины «Автоматизированные системы проектирования» являются формирование профессиональных компетенций, определяющих готовность и способность бакалавра прикладной информатики к использованию теоретических знаний и практических приемов необходимых знаний и навыков о современных системах автоматизирования проектирования (САПР), применяемых в геодезии и смежных отраслях (ГИС, кадастр, строительство, и т.д. Задачей бакалавра в результате изучения курса «Автоматизированные системы проектирования в геодезии» является овладение навыками выбора оптимальной САПР для решения конкретных проектных задач геодезического направления, получение практических навыков работы с конкретной САПР, устанавливаемой на персональном компьютере.
2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
Данная учебная дисциплина входит в раздел «Б3.В.ДВ.1.2.
Профессиональный цикл. Базовая вариативная часть. Дисциплина по выбору» ФГОС ВПО по направлению подготовки 230700-«Прикладная информатика».
Изучению данной учебной дисциплины предшествуют следующие модули и дисциплины: «Геодезия», «Топографическое черчение», «Информатика», «Компьютерная графика».
Данная учебная дисциплина должна изучаться параллельно с дисциплинами «Математические методы обработки и анализа пространственных данных на ЭВМ», «Геоинформационные системы и технологии», Автоматизированные методы инженерно-геодезических работ»
Схема междисциплинарных связей
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
В результате изучения дисциплины «Автоматизированные системы проектирования » бакалавр должен:
Знать основные виды САПР по их назначению, их сравнительные свойства и особенности применения. (ПК8)
получить представление о способах создания САПР различного назначения, тенденциях их развития и рынке САПР геодезического направления. (ПК5,19.)
Уметь применять полученные знания для обоснованного выбора САПР, оптимальной для решения конкретных задач геодезического направления. (ПК9)
Владеть навыками практической работы на конкретной САПР, устанавливаемой на персональном компьютере. (ПК10,)
4. Структура и содержание дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет ___1__ зачетных единиц, ___136____ часов.
|
№
п/п
|
Раздел
дисциплины
|
Семестр
|
Неделя семестра
|
Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов
и трудоемкость
(в часах)
|
Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)
Форма промежуточной аттестации
(по семестрам)
|
|
|
|
|
лекции
|
лабораторные работы
|
самосто-ятельная работа
|
|
|
|
|
|
сбор, анализ и подготовка материалов
|
написание реферата
|
|
1.
|
Виды программных средств для автоматизации проектных работ в геодезии и смежных отраслях
|
8
|
1
3
|
8
|
2
|
15
|
|
собеседование- 1,2
отчет лабораторной работе-7
|
2.
|
Применение различных САПР в проектных работах геодезического и других направлений.
|
8
|
4
7
|
12
|
8
|
15
|
|
собеседование- 3-10
отчет о лабораторной работе-3-10
|
3.
|
Тенденции совершенствования САПР и развития их рынка.
|
8
|
8
11
|
4
|
1
|
29
|
7
|
реферат
|
4.
|
Промежуточная аттестация
|
8
|
|
2 часа-консультация
|
|
|
|
зачет - 8-й семестр
|
4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
|
Всего
часов
|
семестр
|
8
|
Общая трудоемкость дисциплины
|
136,1
|
136,1
|
Аудиторные занятия:
|
57,1
|
57,1
|
Лекции
|
24
|
24
|
Практические занятия (ПЗ)
|
24
|
24
|
Лабораторные работы (ЛР) шт
|
10
|
10
|
Самостоятельная работа
|
59
|
59
|
Реферат
|
7
|
7
|
Вид итогового контроля
|
2,1
|
зачет
|
4.2. РАЗДЕЛЫ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ ЗАНЯТИЙ
№ п/п
|
Раздел дисциплины
|
Лекции
|
ЛР
|
ПЗ
|
1.
|
Виды программных средств для автоматизации проектных работ в геодезии и смежных отраслях.
|
8
|
|
2
|
2.
|
Применение различных САПР в проектных работах геодезического и других направлений.
|
12
|
10
|
22
|
3.
|
Тенденции совершенствования САПР и развития их рынка.
|
4
|
|
|
4.3. Содержание разделов дисциплины
1. Виды программных средств для автоматизации проектных работ в геодезии и смежных отраслях.
Графические пакеты общего назначения (AutoCAD, Autocad Civil 3D, AutoDesk Map, GeoniCS, NanoCad и пр.) и их использование для решения проектных задач. Виды САПР геодезического, картографического, геологического, дорожно-строительного и др. смежных направлений (MapInfo, Кредо, РумбГео и пр.). Их основные свойства.
2. Применение различных САПР в проектных работах
геодезического и других направлений.
Особенности применения различных САПР, их взаимодействие, интерфейсы и протоколы обмена данными.
3. Тенденции совершенствования САПР и развития их рынка.
Тенденции совершенствования САПР разного назначения, тенденции развития мирового рынка САПР геодезического и смежных направлений. Состояние отечественных и зарубежных разработок САПР геодезического и смежных направлений (Компас 3D, NanoCad, GeoniCS и др.).
4.4. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
№ п/п
|
№ раздела дисциплины
|
Наименование практических занятий
|
1.
|
2
|
Освоение интерфейса конкретной САПР комплекса AutoCad AutoDesk.
|
2.
|
2
|
Черчение курсором. Объектные привязки
|
3.
|
2
|
Режим рисования и свойства объектов
|
4.
|
2
|
Черчение координатным способом. Полилиния
|
5.
|
2
|
Мультилиния. Поэтажный план
|
6.
|
2
|
Работа с блоками. Фасад
|
7.
|
2
|
Работа с командной строкой. Условные знаки. Ситуационный план участка.
|
8.
|
2
|
Подготовка исполнительной документации.
Печать
|
9.
|
1,2,3
|
Анализ дополнительных макросов на языке Autolisp для геодезии
|
10.
|
1,2
|
Ознакомление с функциональными возможностями программного продукта GeoniCS
|
4.5 Соотношение разделов учебной дисциплины и формируемых в них компетенций
Темы, разделы дисциплины
|
Коли-чество часов
|
Компетенции
|
Σ общее коли-
чество компе-тенций
|
ОК-1
|
ОК-5
|
ОК-6
|
ОК-8
|
ПК-5
|
ПК-8
|
ПК-9
|
ПК-10
|
ПК-19
|
ПК-20
|
Раздел 1
|
20
|
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
9
|
Раздел 2
|
30
|
|
+
|
+
|
+
|
+
|
|
+
|
+
|
+
|
+
|
8
|
Раздел 3
|
9
|
+
|
+
|
+
|
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
9
|
Итого
|
59
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
26
|
5. Образовательные технологии и перечень ресурсов информационно- телекоммуникационной сети Интернет, необходимых для освоения дисциплины
При реализации программы дисциплины «Автоматизированные системы проектирования» в часы, отведенные для аудиторных занятий,занятия проводятся:
в виде лекций с использованием слайдов иллюстрирующих изучаемые технологические процессы;
в виде лабораторных работ с использованием ПК . Самостоятельная работа студентов под руководством преподавателя подразумевает написание рефератов и сбора материалов для решения конкретных тематических задач, в том числе с использованием информационных ресурсов глобальных компьютерных сетей.
6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов
-
6.1. Примерные темы рефератов:
Системы автоматизированного проектирования в геодезии.
Системы автоматизированного проектирования в кадастре.
Системы автоматизированного проектирования в строительстве.
Комплекс AutoCad для целей геодезии.
Комплекс NanoCad для целей геодезии.
Состояние отечественных и зарубежных разработок САПР.
Использование комплекса AutoCad для создания и обновления топографических карт.
Использование продуктов систем автоматизированного проектирования для хранения данных.
6.2. Контрольные вопросы и задания для промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины (по разделам):
Общие сведения о САПР, основные понятия.
Принципы создания САПР.
Процесс проектирования. Основные понятия, определения.
Состав и структура САПР.
Виды САПР и области их применения. Применение САПР в областях, смежных геодезии.
Цель применения САПР в геодезии.
Программное обеспечение САПР.
Методы получения информации для насыщения системы картографических данных проектов САПР. Использование GPS-приемников в топосъемке.
Методы получения информации для насыщения системы картографических данных проектов САПР. Использование современных теодолитов и тахеометров в топосъемке.
Методы получения информации для насыщения системы картографических данных проектов САПР. Использование сканеров в топосъемке.
Компьютерное моделирование в топографической съемке (ЦММ, ЦМР).
Масштабы, информативность тематических цифровых карт. Понятие о пространственном разрешении изображений.
Понятие о масштабировании и вращении объектов. Работа с картографическими материалами. 3D-модели.
Системы координат, отсчетов, моделирование.
Программная среда AutoCad.
Настройка среды AutoCad.
Графические примитивы (точка, линия, отрезок и др.). Основные операции с графическими примитивами.
Способы задания размеров примитивов и углов вращения.
Задание координат в комплексе AutoCad.
Понятие о редактировании объектов в программной среде САПР. Понятие слоев.
Создание слоев в среде AutoCad.
-
Экспорт и импорт данных в среде AutoCad. Сохранение в другие форматы.
Работа с блоками в комплексе AutoCad.
Системы координат в среде AutoCad.
Переход от математической в геодезическую СКО (Х,У).
Создание и редактирование текста.
Подготовка проекта к печати. Элементы оформления цифровыхтопокарт.
Подготовка проекта к печати в среде AutoCad.
Язык программирования в комплексе AutoCad AutoLisp
Дополнительные модули ПО на базе AutoCad AutoDesk.
Цели и назначение программ для геодезии Geonics,Civil 3D,AutoDesk 3D MAP ,Credo,для САПР ArchiCAD, и др.
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
а) основная литература:
К.С. Перевозников. Курс лекций по дисциплине.
2. Афонин К.Ф. Основы построения САПР в геодезии. Учебное
пособие. - Новосибирск : СГГА, 1995, ... С
3. Разработка САПР. В 10 кн. Кн. 1. Проблемы и принципы создания САПР. А.В. Петров, В.М. Черненький – М.: Высшая шк. 1990 г.
4.Разработка САПР. В 10 кн. Кн. 3. Проектирование программного обеспечения САПР. / Б.С. Феодоров, Н.Б. Гуляев – М.: Высшая школа, 1990.
5.Разработка САПР. В 10 кн. Кн. 4. Проектирование баз данных САПР. /О.М. Вейнеров, Э.Н. Самохвалов – М.: Высшая школа, 1990.
6.Разработка САПР. В 10 кн. Кн. 5. Организация диалога в САПР. /В.И. Артемьев, В.Ю. Строганов – М.: Высшая школа, 1990.
7.Разработка САПР. В 10 кн. Кн. 6. Выбор состава программно-технического комплекса САПР. /Ю.Г. Нестеров, И.С. Папшев – М.: Высшая школа, 1990.
8.Разработка САПР. В 10 кн. Кн. 7. Графические системы САПР. /В.Е. Климов – М.: Высшая школа, 1990.
9.Скляров В.А. и др. Автоматизация проектирования ЭВМ. Учеб. пособие для вузов/ - М.: Высшая шк. 1990.
10.Инструкция по топографической съемке в масштабах 1:5000, 1:2000, 1:1000 и 1:500. - М., 1982.
11. Основные положения по созданию и обновлению топографических карт масштабов 1:10000, 1:25000,1:50000, 1:100000, 1:200000, 1:500000, 1:1000000. - М., 1984.
12. Соколова Т.П. Autocad 2005. Издание: 1-е, 2005 г.
13. AutoCAD 2012 для студента. Самоучитель.
в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы
http://geostart.ru/
http://geodesist.ru/forum/
http://dwg.ru/
http://forum.dwg.ru/
http://www.cad.dp.ua/
http://www.nsu.ru/icen/grants/lidar/SCIENCE/afonin.htm
http://www.sapr.ru/
http://forums.autodesk.com
д) методические рекомендации для обучающихся по освоению дисциплины
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля)
Аудитория, оснащенная компьютерами со специализированным программным обеспечением комплекс AutoCad 2007 и выше.
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки бакалавра 230700 Прикладная информатика,
Автор (ы) ___К.С.Перевозников_________________________
Зав. кафедрой ___И.И.Лонский______________________
Программа одобрена на заседании Методической комиссии факультета
от ___________ года, протокол № ________.
|