МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Е.В. Булюлина
АРХИВОВЕДЕНИЕ
Учебное пособие
Волгоград 2013
ББК 79. 3я73
Б90
Рецензенты:
д-р ист. наук, проф., декан факультета документоведения
Историко-архивного института РГГУ, зав. кафедрой истории государственных учреждений и общественных организаций
Т.Г. Архипова
зам. начальника отдела обеспечения сохранности
и государственного учета документов
Федерального архивного агентства
Г.А. Хабибулина
Булюлина, Е.В.
Б90 Архивоведение [Текст]: учебное пособие / Е.В. Булюлина; Федер. гос. автоном. образоват. учреждение высш. проф. образования «Волгогр. гос. ун-т». – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2013. –
ISBN
В учебном пособии рассматриваются вопросы организации документов Архивного фонда РФ, экспертизы ценности документов, комплектования архивов, обеспечения сохранности, научного описания и использования архивных документов, организации работы архивных учреждений. Дается представление о системе архивных учреждений России, современном состоянии и актуальных проблемах архивной отрасли, основах архивной эвристики.
Предназначено для обучающихся по основной образовательной программе подготовки бакалавров по направлению подготовки 034700 «Документоведение и архивоведение».
ББК 79.3
Оглавление
От автора с. 4
Введение с. 6
Глава 1. История и современная организация архивного дела
в России с.14
Глава 2. Классификация документов Архивного фонда Российской
Федерации с.51
Глава 3. Экспертиза ценности документов и комплектование
архивов с.73
Глава 4. Обеспечение сохранности и государственный учет
документов Архивного фонда Российской Федерации с.101
Глава 5. Описание архивных документов и система научно-
справочного аппарата к документам архива с. 120
Глава 6. Использование документов архива с. 142
Глава 7. Основы архивной эвристики с. 167
Глава 8. Научно-исследовательская и методическая работа
государственных архивов с.187
Приложения с.194
От автора
Настоящее пособие обобщает материал предыдущих учебно-методических и учебных изданий автора1 с целью создания комплексного учебного пособия для обучающихся по основной образовательной программе подготовки бакалавров по направлению «Документоведение и архивоведение». В нем дается представление об истории и современной организации архивного дела в России, сети государственных, муниципальных и ведомственных архивов, современном составе Архивного фонда РФ и его классификации, формировании Архивного фонда РФ, отборе и организации документов, подлежащих постоянному хранению, учете архивных документов, обеспечении их сохранности, системе научно-справочного аппарата, формах и методах всестороннего использования архивных документов, современных автоматизированных архивных технологиях на базе персональных компьютеров и организации их внедрения в практику работы архивов. В пособии не рассматриваются вопросы историографии, архивного права, археографии и архивного менеджмента, они излагаются в рамках специальных дисциплин.
Автор стремился дать обучающимся целостное представление об архивах как социокультурном феномене и составной части историко-культурного наследия общества.
В отличие от других учебников и учебных пособий, данное издание учитывает региональный компонент: освещает вопросы формирования Архивного фонда Волгоградской области и практики работы местных архивных учреждений. В пособии также рассматриваются приемы и методы архивной эвристики, особенности поиска ретроспективной документной информации в фондах волгоградских государственных архивов.
В процессе изучения материала приобретаются следующие основные компетенции. Завершивший обучение по курсу архивоведения должен:
Знать:
- принципы организации различных типов и видов архивов;
- требования к организации обеспечения сохранности документов в архивах;
- принципы организации и функционирования архивного аутсорсинга;
Уметь:
- выявлять и отбирать документы для разных типов и видов публикаций;
- вести научно-методическую работу в государственных, муниципальных архивах и архивах организаций;
- совершенствовать технологии архивного дела на базе использования средств автоматизации;
Владеть:
- профессиональными знаниями основных проблем архивного дела;
- тенденциями развития архивного дела;
- принципами и методами создания справочно-информационных средств к документам;
- принципами, методами и нормами организации, хранения, комплектования, учета и использования архивных документов, в т.ч. документов личного происхождения;
- логистическими основами организации хранения документов;
- принципами и методами упорядочения состава документов;
- принципами организации архивных служб документационного обеспечения управления и архивного хранения документов в организациях;
- принципами и методами организации хранения документов.
Студенты должны также знать конкретно-исторические особенности создания, развития и современного состояния архивов России, понимать их место в социальной памяти общества.
ВВЕДЕНИЕ
Основные термины и определения. Предмет и задачи курса. Связь архивоведения с другими научными дисциплинами.
Архивы сопровождают человечество с начала возникновения письменности. Само слово «архив» очень древнее, оно восходит к древнегреческому «архэ» (начало). В русский язык слово «архив» пришло из немецкого языка, это произошло при Петре I. Впервые слово «архив» было зафиксировано в русских источниках 1710-1720 гг.
В настоящее время слово «архив» употребляется во многих значениях. Архив – организация или структурная часть организации, осуществляющая прием, хранение документов и их использование в различных целях (государственный архив, муниципальный архив, архив фирмы и т.п.). Архив – приведенное в порядок собрание документов, образовавшихся в процессе деятельности организации или отдельного лица (архив А.С. Пушкина, церковный архив). Архив употребляется иногда еще и в значении, присущем слову «архивохранилище» - здание, помещение, где находятся, хранятся документы. ГОСТ Р 51141-98 «Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения» дает такое определение термину архив – организация или ее структурное подразделение, осуществляющее прием и хранение архивных документов с целью их использования.
Архивный документ – материальный носитель с зафиксированной на нем информацией, который имеет реквизиты, позволяющие его идентифицировать, и подлежит хранению в силу значимости указанных носителя и информации для граждан, общества и государства.
Отрасль деятельности, связанная с архивными документами, называется архивное дело. Оно имеет древнее происхождение. Уже в начале своего возникновения архивное дело становится отраслью деятельности государства. Сколько-нибудь устойчивая государственность просто не могла существовать без письменности, документа как основы управления и права. Государственный аппарат для своего нормального функционирования должен был обладать особым механизмом, где бы текущая документная информация какое-то время сохранялась. Потребности государственного аппарата вызвали к жизни первые архивы. Да и документы частных архивов служили главным образом правовым обоснованием при регулировании взаимоотношений с государством или при посредстве государства. И в настоящее время архивное дело остается важной отраслью государственного управления. Не случайно Федеральный закон «Об архивном деле в Российской Федерации»1, регулирующий архивное дело, дает такое определение этому понятию: архивное дело – деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, организаций и граждан в сфере организации хранения, комплектования, учета и использования архивных документов.
Еще одним важным понятием для отечественного архивного дела является понятие архивного фонда. Архивный фонд – совокупность архивных документов, исторически и/или логически связанных между собой. Под совокупностью документов, исторически связанных между собой, здесь подразумевается комплекс документов, естественным образом отложившийся в ходе повседневной деятельности организации или в ходе жизни конкретного лица.
Под совокупностью документов, логически связанных между собой, подразумевается комплекс документов, специально созданных архивистом, коллекционером или другим лицом. Такой комплекс называется архивной коллекцией. Архивные коллекции поступают в архивы в виде уже сложившихся комплексов или образуются в архиве из отдельным, разрозненных документов с целью создания благоприятных условий для их использования. Другими словами, архивная коллекция – совокупность архивных документов, созданных (собранных) по какому-либо признаку. В основе создания коллекции могут быть различные признаки: номинальный (коллекция листовок, коллекция театральных афиш), тематический (коллекция документов по истории авиации), авторский (коллекция документов защитников Сталинграда), географический (коллекция документов по истории Области Войска Донского), или сочетание нескольких признаков.
Итак, говоря об архивном фонде, мы имеем в виду фонд конкретной организации (организаций) или физического лица (семьи, рода). О видах архивных фондов мы будем говорить в соответствующих разделах.
Архивный фонд Российской Федерации – исторически сложившаяся и постоянно пополняющаяся совокупность архивных документов, отражающих материальную и духовную жизнь общества, имеющих историческое, научное, социальное, экономическое, политическое и культурное значение, являющихся неотъемлемой частью историко-культурного наследия народов Российской Федерации, относящихся к информационным ресурсам и подлежащих постоянному хранению.
Постоянное хранение архивных документов – хранение документов Архивного фонда РФ без определенного срока (бессрочное), вечное.
Научная дисциплина «архивоведение» возникла сравнительно недавно на стыке исторической науки и государственно-правовой практики, частью которой являлось архивное дело. В России архивоведение как научная дисциплина сформировалось во второй половине XIX в. Современный словарь архивной терминологии дает такое определение этому понятию: архивоведение – комплексная научная дисциплина, разрабатывающая теоретические, правовые и методические вопросы архивного дела. Архивоведение объединяет несколько специальных дисциплин: теорию и методику архивоведения, историю и организацию архивного дела, археографию, архивное право, архивоведческое терминоведение, архивный менеджмент, автоматизированные архивные технологии.
Объектом изучения архивоведения являются архивные документы на различных носителях (документы на бумажной основе, научно-технические, аудиовизуальные, электронные, микрофильмы и др.).
Предметом изучения архивоведения являются различные процессы, методы и направления научной работы с архивными документами.
Круг научных дисциплин, с которыми связано архивоведение, обширен, так как организация документов, их хранение, учет, использование и создание научно-справочного аппарата к ним требуют знания тех отраслей человеческой деятельности, в результате которых они возникли. Архивоведение, решая свои задачи, опирается на достижения исторической науки, истории естествознания и техники, а также источниковедения, вспомогательных исторических дисциплин, документоведения, информатики, истории государственных учреждений, археографии.
Источниковедение, вооружая архивоведение своими методами исследования документов, помогает правильно решать теоретические вопросы экспертизы, обосновать отбор на государственное хранение полноценных в научном и практическом отношении документов и выработать основания их организации в пределах архивного фонда.
Вспомогательные исторические дисциплины – палеография, историческая метрология, историческая хронология, сфрагистика, геральдика, генеалогия, нумизматика, историческая география – также имеют большое значение в работе с текстами и носителями архивных документов, позволяя определять подлинность, авторство, время и место создания документа и другие необходимые данные.
Документоведение, изучающее закономерности образования документов и разрабатывающее способы создания документов, принципы организации документооборота и построения систем документации, имеет с архивоведением ряд общих теоретических вопросов в области организации документов, экспертизы ценности и способов раскрытия их содержания.
Информатика изучает структуру и общие свойства научной информации, закономерности ее создания, преобразования, передачи и использования в различных сферах человеческой деятельности. Архивоведение, используя методы информатики, разрабатывает свои вопросы применительно к документам архивов с учетом их специфики как исторических источников. При этом наиболее плодотворным является комплексное применение источниковедческого и информационного подхода.
История государственных учреждений изучает системы и функции учреждений, организаций, предприятий со времени возникновения государственного аппарата до наших дней. Она позволяет архивистам правильно определить комплексы документов в зависимости от масштаба и функций учреждений, а также пути организации архивных фондов различных учреждений.
Археография, разрабатывающая теоретические и методические основы публикации документов, совместно с архивоведением решает вопросы выявления, отбора, описания документов, их датировки, систематизации.
Понятие о ретроспективной документной информации. Социальные функции архивов.
В 1960-1970-х гг. в архивоведение и близкие отрасли знания стали широко проникать термины, понятия, идеи, почерпнутые из теоретико-информационных концепций. Это было время острых дискуссий, связанных с осмыслением места архивов и архивных документов в системе информационных ресурсов государства. Стало ясно, что архивные документы являются объектами информационного характера. Но поскольку специалисты в области теории информации изучали процессы, протекающие в «живых» системах различной природы, то они говорили главным образом об информации, относящейся к настоящему (оперативной) или к будущему (перспективная информация). Перед архивистами встал вопрос о нахождении специфических черт, присущих именно архивным документам. Важным этапом в поиске этих черт явилась выработка понятия «ретроспективная документная информация».
Термин «ретроспективный» (от латинского ретро – обратно, назад; спектре – смотреть) давно бытует в европейских языках. В России он употреблялся уже в конце XIX – начале XX в. Термин «документная информация», по Словарю современной архивной терминологии, означает «информация, содержащаяся в документе». Таким образом, ретроспективная документная информация – документная информация, созданная в прошлом. Архивист – первый, кто имеет дело с информацией, созданной в прошлом. Он обязан ее отобрать и сохранить. Но архив – это не склад, а научное учреждение, выполняющее задачу формирования долговременной социальной памяти.
Социальная память – совокупность социальных средств и институтов, осуществляющих отбор и преобразование некогда актуальной социальной документной информации (оперативной) в ретроспективную, с целью сохранения и использования накопленного общественного опыта и передачи его из поколения в поколение.
Документы являются продуктами хозяйственной, научной, художественной и других форм деятельности ряда поколений людей. В результате каждое последующее поколение получает их в совокупности с другими орудиями, средствами и продуктами материального и духовного производства в качестве социального наследства. В понятие «социальное наследство» включаются не только высокие достижения культуры, но и весь объединенный опыт, воплощенный в сознании (памяти) людей и в продуктах их деятельности. Социальная память является механизмом, обеспечивающим преемственность поколений. Подлинного овладения своей собственной памятью общество достигло только в то время, когда перешло от стихийного накопления информации о прошлом к ее сознательной концентрации и преобразованию в специально созданных для этого депозитариях. От архивов-библиотек древности, ведомственных архивов, кабинетов с «раритетами» и частных хранилищ был пройден путь к разветвленной сети общенациональных исторических архивов, музеев, библиотек.
Архивы являются ценной частью социальной памяти, так как они специально создаются для хранения информации о наиболее значимых сторонах жизни общества. Иначе говоря, архивы реализуют важнейшую социальную функцию – обеспечивают долговременную память общества. Документальное наследие, созданное и сохраненное многими поколениями людей в разных странах и сконцентрированное в национальных архивных фондах, составляет весомую часть духовной культуры человечества.
Глобальные процессы информатизации мирового сообщества ведут к созданию единого информационного пространства. Накопление, хранение, обработка и обмен информацией между объектами этого пространства – людьми, организациями, государствами – становятся важной составной частью мировой политики. Сегодня архивная информация в результате стремительного развития информационных технологий становится одним из стратегических национальных ресурсов, влияющим и на экономическое, и на культурное развитие государства и народов.
Неотъемлемым атрибутом любого демократического общества являются свобода информации и соблюдение законных прав личности. Открытость архивов и ограничения в использовании информации во вред личности, обществу и государству представляют собой необходимые условия развития демократических процессов в каждой стране. Сложные процессы, происходящие в современном мире, требуют разработки согласованной между заинтересованными государствами политики в области накопления, хранения, обработки и использования архивной информации.
Вопросы для повторения
Определение понятий «архив», «архивное дело», «архивный фонд», «Архивный фонд Российской Федерации», «архивоведение». Чем архивный фонд отличается от архивной коллекции?
Место архивоведения среди смежных наук и научных дисциплин.
Понятие о ретроспективной документной информации. Архивные документы как носители социальной памяти.
Рекомендуемая литература
Автократов В.Н. Теоретические проблемы отечественного архивоведения. – М.: РГГУ, 2001. – С. 63-91.
Илизаров Б.С. Актуальные теоретические и методологические проблемы советского архивоведения: учебное пособие. – М.: МГИАИ, 1984. – С.12-71.
Коробейникова Н.К. Задачи российских архивистов в новом веке // Отечественные архивы. 2001. № 3. С.7-9.
Лисицин Г.Г. Архивист и историк: сотрудничество в контексте современной науки и культуры // Отечественные архивы. 2007. № 1. С.110-111.
Медушевская О.М. Архивный документ, исторический источник в реальности настоящего // Отечественные архивы. 1995. № 2. С.9-12.
Сохранение культурно-исторической памяти нации. Библиотеки и архивы России. Парламентские слушания. // Отечественные архивы.2003. № 6.С.3-8.
Черешня А.Г. Кризис архивов тождественен кризису демократии // Отечественные архивы.2006.№1.С.11-16.
|