Минусинский краеведческий музей им. Н. М. Мартьянова


Скачать 2.85 Mb.
Название Минусинский краеведческий музей им. Н. М. Мартьянова
страница 1/19
Тип Документы
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19



КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«МИНУСИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ТЕХНИКУМ»
МИНУСИНСКИЙ КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ ИМ.Н.М.МАРТЬЯНОВА




Минусинск, 2015




сборник материалов городского конкурса проектов




СОДЕРЖАНИЕ


  1. Проблемы экологии в произведениях художественной литературы

КГБ ПОУ «Минусинский колледж культуры и искусства»

Гурова Валерия

руководитель: Харитоненко Г.Л……………………………………………4

  1. Ароматерапия как средство профилактики респираторно-вирусных инфекций и гриппа в условиях общеобразовательного учреждения

Лапина Анастасия – МОБУ «СОШ» № 12

руководитель: Лапина Л.Ю………………………………………………….18

  1. Влияние шоколада на умственную работоспособность старших школьников

Теслюк Анна – МОБУ «СОШ» № 12

руководитель: Лапина Л.Ю………………………………………………….44

  1. Экодизайн и пространство современной библиотеки

КГБ ПОУ «Минусинский колледж культуры и искусства»

Терещенко Наталья

руководитель: Гусева Т.Г…………………………………………………….68

  1. Определение влияния питания на прирост мышечной массы и увеличение силовых показателей для лиц, занимающихся бодибилдингом

КГБ ПОУ «Минусинский педколледж им.А.С.Пушкина»

Топоев Антон

руководитель: Королькова М.М………………………………………………88

  1. Состояние хвои сосны обфкновенной как индикатор оценки загрязнения атмосферы (на примере города минусинска и его окрестностей)

КГБ ПОУ «Минусинский колледж культуры и искусства»

Соломачев Никита, Гаврилова Софья

руководитель: Козлова Е.И. ………………………………………………..110

  1. КГБ ПОУ «Минусинский педколледж им.А.С.Пушкина»

Зеленая аптека на службе

Гричукова ЕленаМихайловна

руководитель: Журавлева Е.К…………………………………………....129

  1. КГБ ПОУ «Минусинский педколледж им.А.С.Пушкина»

ЛУЧОК НА ПОДОКОННИКЕ

Спалевич Ольга Владимировна

руководитель: Журавлева Е.К……………………………………………139

9.МОБУ «СШО» № 2

В МИРЕ ЦЕЛЕБНЫХ ТРАВ

Тилищенко Елена

руководитель: Акатова Л. С………………………………………………142

Проблемы экологии в произведениях художественной литературы

Гурова Валерия

Руководитель: Харитоненко Г.Л.

Российская Федерация – крупнейшая страна мира с территорией более 17 млн.кв.км., которая простирается от Балтийского моря до Тихого океана, от Северного Ледовитого океана до Черного и Каспийского морей.

Россию отличают неоднородный климат и большое разнообразие ландшафтов и природных зон. В России огромные площади пахотных земель; ни одна страна мира не имеет такую большую площадь лесов; велики запасы пресной воды. Россия богата природными ресурсами и занимает первое место в мире по разведанным запасам природного газа, железной руды, угля, асбеста, цинка и других полезных ископаемых. Около двух третей площади страны (более 10 млн. км.) – это территории, почти не затронутые хозяйственной деятельностью, на которых сохранились сплошные массивы ненарушенных экосистем. В европейской части это, прежде всего, северо-восточные территории; в азиатской – почти весь север Восточной Сибири и Дальнего Востока, а также обширные районы Западной Сибири. Эти массивы образуют крупнейший в мире центр стабилизации окружающей среды, представляющий собой уникальный ресурс для восстановления биосферы Земли.

В то же время экологическое состояние 15% территории России не соответствует нормативам. Здесь сосредоточены основная часть населения, производственные мощности и наиболее продуктивные сельскохозяйственные угодья. Анализ экологической ситуации в Российской Федерации за последние годы свидетельствует о том, что экологическая обстановка на территориях, наиболее развитых экономически, остается неблагополучной, а загрязнение природной среды – достаточно высоким. Регионы, в которых сосредоточены объекты тяжелой промышленности, нефтегазовой и горнорудной отраслей, черной и цветной металлургии, характеризуются неблагоприятной экологической обстановкой. По-прежнему сотни городов и поселков страны имеют среднегодовые уровни загрязнения атмосферного воздуха, превышающие санитарно-гигиенические нормы.

Наибольшее негативное воздействие на атмосферный воздух оказывают промышленность и автомобильный транспорт. Не отвечает нормативным требованиям качество воды в большинстве водных объектов России. Не улучшилось за последние годы положение и с качеством питьевой воды. Сохраняется тенденция сокращения площадей продуктивных сельскохозяйственных угодий по причине их деградации в результате эрозии почв, снижения плодородия, накопления вредных веществ. Лесные пожары остаются основным фактором, снижающим экологический и ресурсный потенциал лесов Российской Федерации. Сохраняет остроту проблема обезвреживания и переработки бытовых и промышленных отходов, представляющих реальную угрозу здоровью населения и экосистем.

Возникает фундаментальное нарушение окружающей среды в результате неоправданно большого расширения деятельности человека, которое не может быть выправлено инженерными или технологическими средствами. Следовательно, необходимо искать пути восстановления разрушаемой человеком биосферы.

Каждая эпоха ставит перед человеком множество вопросов, и он, как вечный Эдип, не может уклониться от необходимости отвечать на них.

Главные вопросы сегодняшней эпохи - ответственность человека за себя, за передачу жизни последующим поколениям, за сохранение мира, природы, нравственного начала.

Человек и природа - извечная нравственно-философская проблема, общечеловеческое значение которой с каждым годом приобретает все боль­шую остроту.

Литература не могла остаться в стороне от этого глобального про­цесса, затрагивающего всех и каждого. Когда резко изменяется общест­венное сознание, литература всегда стремится выполнить свою непосредс­твенную задачу: уловить и передать художественными средствами те глу­бинные изменения, которые происходят при этом в человеческих душах, за частными фактами и судьбами разглядеть общую картину и предвидеть будущее.

Художественная литература, поднимая проблемы экологии, любви к природе и живому миру, как бы подстраховывает связи между человеком и природой. Особенно велика роль литературы в воспитании нового отноше­ния к природе как одного из важнейших условий нравственного и эстети­ческого развития личности XXI века.

Объект: произведения художественной литературы

Предмет: экологические проблемы в художественных произведениях

Цель: рассмотрение особенности освещения вопроса взаимоотношения человека и природы в художественных произведениях.

Задачи:

  • рассмотреть своеобразие изображения отношения к природе в исследуемых произведениях;

  • исследовать особенности изображения образов русской природы в художественных произведениях;

Методы исследования:

1.Анализ художественных произведений.

1. ОТ ЭКОЛОГИИ ПРИРОДЫ - К ЭКОЛОГИИ ДУШИ: ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕМА В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

1.1 Экологическая тема в художественной литературе

Одной из проблем, которые волновали и, очевидно, будут волновать человечество на протяжении всех веков его существования, является проблема взаимоотношений человека и природы. Тончайший лирик и прекрасный знаток природы Афанасий Афанасьевич Фет так сформулировал ее в середине XIX века: «Только человек, и только он один во всем мироздании, чувствует потребность спрашивать, что такое окружающая его природа? Откуда все это? Что такое он сам? Откуда? Куда? Зачем? И чем выше человек, чем могущественнее его нравственная природа, тем искреннее возникают в нем эти вопросы». О том, что человек и природа связаны неразрывными нитями, писали и говорили в прошлом веке все наши классики, а философы конца XIX - начала XX века даже установили связь между национальным характером и образом жизни русского человека, природой, среди которой он живет.

Долгое время каждый с гордостью произносил: «Широка страна моя родная, много в ней лесов, полей и рек».

    Одной из проблем, которые волновали и, очевидно, будут волновать человечество на протяжении всех веков его существования, является проблема взаимоотношений человека и природы. Тончайший лирик и прекрасный знаток природы Афанасий Афанасьевич Фет так сформулировал ее в середине XIX века: «Только человек, и только он один во всем мироздании, чувствует потребность спрашивать, что такое окружающая его природа? Откуда все это? Что такое он сам? Откуда? Куда? Зачем? И чем выше человек, чем могущественнее его нравственная природа, тем искреннее возникают в нем эти вопросы».

    О том, что человек и природа связаны неразрывными нитями, писали и говорили в прошлом веке все наши классики, а философы конца XIX — начала XX века даже установили связь между национальным характером и образом жизни русского человека, природой, среди которой он живет.

    Евгений Базаров, устами которого Тургенев выразил мысль определенной части общества о том, что «природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник», и доктор Астров, один из героев пьесы Чехова «Дядя Ваня», сажающий и выращивающий леса, думающий о том, как прекрасна наша земля, — вот два полюса в постановке и решении проблемы «Человек и природа».

    Погибающее Аральское море и Чернобыль, загрязненный Байкал и высыхающие реки, наступающие на плодородные земли пустыни и страшные болезни, появившиеся только в XX веке, — вот лишь немногие «плоды» человеческих рук. А таких, как Астров, слишком мало, чтобы остановить разрушающую деятельность людей.

    Тревожно зазвучали голоса Троепольского и Васильева, Айтматова и Астафьева, Распутина и Абрамова и многих, многих других. И возникают в русской литературе зловещие образы «архаровцев», «браконьеришек», «туристов-транзистор-щиков», которым «сделались, подвластны необъятные просторы». «На просторах» они так резвятся, что за ними, как после Мамаева войска, — сожженные леса, загаженный берег, дохлая от взрывчатки и отравы рыба». Люди эти потеряли связь с землей, на которой они родились и выросли.

    Голос сибирского писателя Валентина Распутина в повести «Пожар» звучит гневно и обличающе против людишек, которые не помнят родства своего, своих корней, истока жизни. Пожар как возмездие, обличение, как сжигающий огонь, уничтожающий на скорую руку построенное жилье: «Горят леспромхозовские склады в деревне Сосновка». Повесть, по замыслу писателя, созданная как продолжение «Прощания с Матерой», говорит о судьбе тех, кто ...предал свою землю, природу, самую человеческую суть. Прекрасный остров уничтожен и затоплен, так как на его месте должно быть водохранилище, оставлено все: дома, огороды, неубранный урожай, даже могилы — место святое для русского человека. По указанию начальства все должно быть сожжено. Но природа противится человеку. Как кресты, торчат из воды обгорелые скелеты деревьев. Гибнет Матера, но гибнут и души людей, теряются духовные ценности, сохранявшиеся веками. И по-прежнему одиноки продолжатели темы чеховского доктора Астрова Иван Петрович Петров из повести «Пожар» и старуха Дарья из «Прощания с Матерой». Не услышаны ее слова: «Эта земля рази вам, одним принадлежит? Это земля-то вся принадлежит, кто до нас был, и кто после нас придет».

    Тональность темы человека и природы в литературе резко изменяется: из проблемы духовного обнищания она превращается в проблему физического уничтожения природы и человека. Именно так звучит голос киргизского писателя Чингиза Айтматова. Автор рассматривает эту тему глобально, в общечеловеческом масштабе, показывая трагичность разрыва связей человека с природой, соединяя современность с прошлым и будущим.

    Уничтожающий и продающий заповедный лес Орозкул превращается в быкоподобное существо, отвергающий народную нравственность и отстранившийся от жизни родных ему мест Сабиджан, вообразивший себя большим городским начальником, проявляет черствость и неуважение к умершему отцу, возражая против его похорон на родовом кладбище Ана-Бейт, — это «герои» романа «Буранный полустанок».

    В «Плахе» до предела заострен конфликт между природой и «темными силами», и в лагере положительных героев оказываются волки. Имя волчицы, теряющей по вине людей один выводок за другим, — Акбара, что значит «великая», а глаза ее охарактеризованы теми же словами, что и глаза Иисуса, легенду о котором Айтматов сделал составной частью романа. Огромная волчица не угроза человеку. Она беззащитна перед мчащимися грузовиками, вертолетами, винтовками.

    Природа беззащитна, она нуждается в нашей помощи. Но как порой обидно за человека, который отворачивается, забывает о ней, обо всем добром и светлом, что только есть в ее недрах, и ищет свое счастье в ложном и пустом. Как часто мы не прислушиваемся, не хотим слышать сигналы, которые она без устали посылает нам.

     2. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА И ПРИРОДЫ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

2.1 Аксаков Сергей Тимофеевич «Детские годы Багрова-внука»

Мальчик умирал в результате затяжной болезни. Куда-то мальчика повезли, и дорогой ему стало совсем уж плохо. «..Почувствовал я себя так дурно, так ослабел, что принуждены были остановиться; вынесли меня из кареты, постлали постель в высокой траве лесной поляны, в тени дерев, и положили почти безжизненного. Я все видел и понимал, что около меня делали. Слышал, как плакал отец и утешал отчаянную мать, как горячо она молилась, подняв руки к небу. Я все слышал и видел явственно и не мог сказать ни одного слова, не мог пошевелиться. - И вдруг точно проснулся и почувствовал себя лучше, крепче обыкновенного. Лес, тень, цветы, ароматный воздух мне так понравились, что я упросил не трогать меня с места. Так и простояли мы тут до вечера. …На другой день поутру я чувствовал себя также свежее и лучше против обыкновенного... Мне становилось час от часу лучше, и через несколько месяцев я был уже почти здоров, но все это время от кормежки на лесной поляне до настоящего выздоровления почти совершенно изгладилось в моей памяти». Природа исцелила безнадежно больного мальчика. Или скажем осторожнее - среди природы, на лесной поляне, в тени деревьев, где цветы и родниковая вода, под небесным синим пологом произошел изначальный толчок исцеления, начался процесс исцеления будущего чудесного певца природы.

2.2 Антон Павлович Чехов «Дядя Ваня», «Свирель»

Одним из главных защитников природы среди писателей XIX века был Антон Павлович Чехов. В пьесе «Дядя Ваня», написанной в 1896 году, тема экологии звучит вполне отчетливо. Все, конечно же, помнят обворожительного доктора Астрова. В уста этого персонажа Чехов вложил своё отношение к природе: «Ты можешь топить печи торфом, а сараи строить из камня. Ну, я допускаю, руби леса из нужды, но зачем истреблять их? Русские леса трещат под топором, гибнут миллиарды деревьев, опустошаются жилища зверей и птиц, мелеют и сохнут реки, исчезают безвозвратно чудные пейзажи, и все оттого, что у ленивого человека не хватает смысла нагнуться и поднять с земли топливо».

Астров заботится о сохранении лесов и в этом его, чудачестве — забота о красоте земли, о слиянии человека с природой, стремление к недостижимой гармонии. Елена Андреевна мечтает о том же, считая, что в людях присутствует «бес разрушения», скорбя о том, что скоро «на земле не останется ни верности, ни чистоты, ни способности жертвовать собою». Соня видит возможность увидеть « жизнь светлую, прекрасную, изящную» в загробном существовании, в мечтах своих все же думая о том, какой должна быть жизнь земная. 

Удивительно, как Астров, а в его лице передовой человек XIX века оценивает состояние природы: «Тут мы имеем дело с вырождением вследствие непосильной борьбы за существование, это вырождение от косности, от невежества, от полнейшего отсутствия самосознания, когда озябший, голодный, больной человек, чтобы спасти остатки жизни, чтобы сберечь своих детей, инстинктивно, бессознательно хватается за все, чем только можно утолить голод, согреться, разрушает все, не думая о завтрашнем дне… Разрушено уже почти все, но взамен не создано еще ничего».

Астрову такое состояние кажется предельным, и он никак не предполагает, что пройдет пятьдесят или сто лет и грянет Чернобыльская катастрофа, и реки будут загрязнены промышленным мусором, а в городах почти не останется зелёных «островков»!

В рассказе «Свирель» показаны важнейшие экологические проблемы России того времени. О них говорит не барин, не интеллигент, не ученый, а малограмотный и нищий пастух. Но этот «человек из народа» искренне любит свою страну и переживает за ее судьбу. Чехов и в, якобы, простом мужицком разговоре, и в монологе интеллигента-врача изложил, может быть впервые в русской литературе, проблемы экологического оскудения земли российской. Как и положено, в современной экологии, разговор идет о фауне (птицы, звери), флоре (леса) и реках, а потом о населении – простых русских мужиках и интеллигенции. Обзор, даже по современным понятиям, глобальный. В результате показана гибнущая экосистема России, а вместе с ней – слабеющий и вырождающийся русский народ.

2.3 Леонид Леонов «Русский лес»

Леонид Леонов первым из современных писателей заговорил об опасности, грозящей лесу, природе.

В 1947 году Леонов опубликовал свою ставшую знаменитой статью «В защиту зеленого друга» - с легкий руки писателя так стали называть лес на долгие годы. Он поднимал проблему сохранения лесных ресурсов страны и озеленения больших городов. Не только в редакцию газеты «Из­вестия», где была опубликована статья, но и в другие газеты повалили письма читателей. В 1948 году вышел специальный сборник «В защиту дру­га», изданный Всероссийским обществом содействия строительству и защи­те зеленых насаждений. Во многих местах страны стали возникать общества «Друзья леса» и т.п. Именно в это время всегдашние ботанические увлечения Леонова окончательно оформились в конкретный художественный замысел - роман «Русский лес».

Заслуга Леонова в те годы была необычайно высока тем, что он с патриотической страстностью поставил перед общественным мнением проблему разумного и бережного отношения к лесным богатствам, сохранения их для потомков.

«Экологии в то время не было до такой степени, что я лежал в больнице, пока «Русский лес» делал, у меня была от этого романа профессиональная язва» - иронично и в то же время серьезно рассказывал Леонов.

Это было время, когда в обиход вводились понятия, которые еще совсем недавно были достоянием узкого круга специалистов.

Это было время, когда страна вырывалась из технической отсталос­ти, рыла котлованы и строила электростанции и комбинаты. Это было глав­ным и необходимым, как воздух.

Но из этой социальной материи начинали формироваться противоречия и проблемы, которые в то время были неразличимы или несущественны, а сегодня прибрели статус самых главных: противоречие между сегодняшней нуждой, требующей лесного и другого сырья поближе и любой ценой, и нуждой завтрашней, заставляющей думать о природных ресурсах для грядущих поколений; противоречие между широтой порыва, отвергающе­го любые пределы в экономике, технике, строительстве, природопользова­нии, и реальным наличием этих пределов.

Но роман «Русский лес» - не утилитарно-хозяйственный труд, хотя в ней очень много практических моментов. Прежде всего - это художественное произведение.

Лес в книге - это нечто большее, чем только то, из чего строят дома, что пишут на картину, где собирают землянику и о чем спорят спе­циалисты-лесоводы. Лес у Леонова - сияющий и мощный «храм жизни», меч­та о счастливых и чистых людях на прекрасной солнечной земле счастли­вых времен. Лес вместе с тем есть основа, из которой развивается обще­философская и моральная идея вечной новизны, возобновляемости жизни.

Лес у Леонова - понятие еще и религиозное, космологическое.

В «Русском лесе» есть персонажи, которые на долгое время стали нарицательными – «депутат лесов» Иван Вихров, олицетворяющий собой по­ложительный пафос романа, и политиканствующий псевдоученый, духовный спекулянт Грацианский и сопутствующая ему «грацианщина».

Лесовод Иван Вихров говорит почти современными словами: «Пожалуй, никакие лесные пожары не нанесли столько ущерба нашим лесам, как этот обольстительный гипноз лесистости России».

«Мы должны оставить потомкам не меньше, чем получили от предков» - главная заповедь Вихрова, бьющегося против хищнического истребления леса.

Профессор Вихров - первый «экологический» герой нашей литературы. Для него лес - не просто запасы древесины, а нечто более значительное. Это летопись народное героизма от времен Киевской Руси до Ве­ликой Отечественной войны, это преемственность и будущее поколений, это - сама русская жизнь.

Противостоит Вихрову профессор Грацианский, который играя в пере­довые идеи века, упрекает Вихрова в том, что тот хочет «осиротить котлованы пятилеток» и экстремистски заявляет: «Мы срубим все, когда придет пора, не пощадим ни Волги, ни столь любезной вам Мезени, выкосим к чертовой матери Печору и Каму, Днепр и Двину, Ангару и Енисей и... что еще вы там под полой прячете?».

В 1957 году Леонид Леонов стал первым лауреатом восстановленной Ленинской пре­мии за роман «Русский лес».

2.4 Человек и природа в романе Ч. Айтматова «Плаха»

«Плаха» - это немаленькое произведение, по своему идейному содержанию оно заставляет человека задуматься над многим и не может оставить своего читателя равнодушным к себе. Эту книгу трудно просто поставить назад на полку и забыть о ней, прочитав ее «от корки до корки», вникнув в смысл каждого слова, каждой фразы, которые содержат в себе сотни вопросов и ответов.

Чингиз Айтматов в своем романе, впрочем, как и в каждой своей книге, всегда стремился показать человека, ищущего свое место в жизни, его пороки, ведущие к гибели всего человечества. Он поднимал такие проблемы, как наркомания – «чума XX века», экология человеческой души, ее чистота и нравственность - извечное стремление людей к идеалу человека, и такую важную проблему в наше время, как природа, бережное отношение к ней. Айтматов хотел раскрыть в своем произведении все эти темы, донести их смысл до своего читателя, не оставить его равнодушным ко всему и бездейственным, так как время требует от нас их разрешения, быстрого и правильного. Ведь сейчас человек сам, каждую минуту, убивает себя. Он «играет с огнем», сокращая свою жизнь, попросту прожигая ее драгоценные минуты, месяцы, годы. Да и разве потеря нравственности для человека не самоубийство, ведь это будет бездушное существо, лишенное всяких чувств, способное разрушить гармонию природы, уничтожить ее создания: людей, животных, растения.

Роман «Плаха» начинается с темы описания жизни волчьей семьи, потом перерастающей в тему гибели саванны по вине человека, так как он врывается в нее как хищник, бессмысленно и грубо уничтожающий все на своем пути. Волки здесь очеловечены, наделены нравственной силой, благородством и разумом, которых лишены люди. Они способны на любовь к детям, тоскуют по ним. Они самоотверженны, готовы жертвовать собой ради будущей жизни своих детей. Они обречены на схватку с людьми. Становится не по себе, когда читаешь про варварскую облаву на сайгаков. Поводом для проявления такой жестокости послужило всего лишь затруднение с планом мясосдачи. «Вовлечение в плановый оборот невскрытых резервов» вылилось в страшную трагедию: «...по степи, по белой снежной пороше катилась сплошная черная река дикого ужаса». Это избиение сайгаков читатель видит глазами волчицы Акбары: «Страх достиг таких апокалиптических размеров, что волчице Акбаре, оглохшей от выстрелов, казалось, что весь мир оглох и онемел, что везде воцарился хаос и само солнце ... тоже мечется и ищет спасения и что даже вертолеты вдруг онемели и уже без грохота и свиста беззвучно кружатся над уходящей в бездну степью, подобно гигантским безмолвным коршунам...» В этой бойне погибают волчата Акбары. На этом несчастья Акбары не кончились: еще пять волчат погибают во время пожара, который специально устроили люди, чтобы легче было добывать дорогое сырье: «Ради этого можно выпотрошить земной шар, как тыкву». Так говорят люди, не подозревая, что природа за все отомстит раньше, чем они предполагают. У природы в отличие от людей есть только одно несправедливое действие: она, мстя людям за разор, не разбирает, виновен ты или нет перед ней. Но природа все же лишена бессмысленной жестокости. Волчица, оставшись одна по вине человека, все же тянется к людям. Свою неистраченную материнскую нежность она хочет перенести на человеческого детеныша. Это обернулось трагедией, но на этот раз и для людей. Но Акбара не виновата в гибели мальчика. Это человек в своем жестоком порыве страха и ненависти к непонятному поведению волчицы стреляет в нее, но промахивается и убивает собственного сына.

Волчица Акбара наделена писателем нравственной памятью. Она не только олицетворяет собой несчастье, постигшее ее род, но и осознает это несчастье как нарушение нравственного закона. Пока человек не трогал среду ее обитания, волчица могла встретить беспомощного человека один на один и отпустить его с миром. В навязанных ей человеком жестоких обстоятельствах она вынуждена вступить с ним в смертельную схватку. Но гибнет не только Базарбай, заслуживший кару, но и невинный ребенок. Личной вины перед Акбарой у Бостона нет, но он несет ответственность за Базарбая, своего нравственного антипода, и за варварство Кандарова, погубившего Моюнкумы. Автор хорошо понимает природу такой жестокости человека в отношении к окружающей среде. Это - элементарная алчность, борьба за собственное благополучие, оправдываемое чуть ли не государственной необходимостью. И читатель вместе с Айтматовым понимает, что, коль скоро бандитские действия совершаются под прикрытием государственных планов, значит, это явление общее, а не частное, и с ним надо бороться.

Бедственное положение экологической среды давно является одной их актуальнейших тем современных писателей. «Плаха» - призыв одуматься, осознать свою ответственность за все, что беспечно разрушено человеком в природе. Примечательно, что проблемы экологии писатель рассматривает в романе неразрывно с проблемами разрушения человеческой личности.

2.5 Астафьев о человеке и природе

Писатель Виктор Астафьев писал: «Оттого и страшусь, когда люди распоясываются в стрельбе, пусть даже по зверю, по птице, и мимоходом, играючи проливают кровь. Не ведают они, что, перестав бояться крови, не почитая её, горячую, живую, сами для себя незаметно переступают ту роковую черту, за которой кончается человек, и из далёких, наполненных пещерной жутью времён выставляется и глядит, не моргая, низколобое, клыкастое мурло первобытного дикаря». Жестокость к животным - одно из средств уничтожения моральной чувствительности. Человек и природа, их единство и противоборство - стержневая тема в произведениях Виктора Астафьева. В осознании этого диалектического процесса не последняя роль принадлежит литературе. И Астафьев - чуткий художник - не мог остаться в стороне от проблемы. Много создано писателем книг о войне, о мире, о детстве. Все они отмечены загадкой таланта, звуками Родины, - светлой и чистой, горькой и радостной музыкой человеческой судьбы. Настоящим событием в жизни и в литературе стало произведение «Царь-рыба», отмеченное Государственной премией СССР.

В «Царь-рыбе» Виктора Петровича Астафьева особенно остро ставится вопрос жестокого и неблагодарного отношения человека к природе. Причем в рассказе говорится о разбоях, как местных, енисейских браконьеров, так и приезжих «туристов-транзис-торщиков». Все хотят выловить как можно больше рыбы, особенно ценной стерляди, и как следует насладиться близлежащей природой. Но при этом приезжих людей редко заботили сохранность и благополучие природы, которую они использовали, как хотели. Поэтому чаще всего такие выездки заканчивались для самой окружающей среды плачевно: «На «просторах» они так резвятся, что за ними, как после Мамаева войска — сожженные леса, загаженный берег, дохлая от взрывчатки и отравы рыба». И все это проходило безнаказанно для тех, кто это совершал. Местные браконьеры были недовольны тем, что «к ним в карман залезли» — в их родной реке ловят их же рыбу. А приезжие туристы рассуждали совсем иначе: «Принялись отпускники чебаков и другую черную рыбешку вялить на солнце. Полный рюкзак набили. С пивцом ее зимой да за дружеской беседой — ах, господи ты, боже мой! Вот еще стерлядочки дождутся, центнерок-другой возьмут — больше не надо, не хапуги, половину реализуют, половину по-братски меж собой разбросают, покоптят, ящичек железный, коптильный, так и быть, подарят этим дремучим людям». Жажда наживы — для отдыхающих и чушанских рыбаков заслонила собой проблему сохранности самой природы. А ведь живая природа терпит бедствия и несет непоправимый урон из-за неумеренных потребностей человека и его жестокого обращения с обитателями рек, лесов, озер. Особенно жесток человек к птицам. Браконьеры из енисейского поселка Чушь вообще не понимают: зачем смотреть на птиц, любоваться ими? Для них пернатые — это пища. Поэтому все рассуждения повествователя насчет происшествия в Московском зоопарке вызывают лишь смех у сибирских рыбаков и охотников. Перспектива того, что их дети увидят «голую землю» не пугает «отважных» и невозмутимых браконьеров. Между тем Астафьев обвиняет человека вообще в его хищническом отношении к живой природе: «Кто, как искоренит эту давнюю страшную привычку хозяйствовать в лесу, будто в чужом дворе? На севере люди не готовы повсеместно к бережливому промыслу. Да мы сами-то готовы ли? Пощупайте себя за голову — на ней шапка из ондатры, или из соболя, или из белки; гляньте на вешалку — там шубка из выдры, пальто с норковым, куньим или хорьковым воротником, муфточка и шапочка снежной белизны из натеребленного лебяжьего пуха. А всегда ли это добыто трудовыми, промысловыми, не рваческими руками?» Трудно дать ответ на этот вопрос, потому что человек, покупая одежду из натурального меха, редко задумывается над тем, каких мучений это все стоило бедному зверьку или птице. Осенью особенно страшно живется глухарям — на них направляют ружья охотники-любители со всех уголков нашей необъятной родины. Автор рассказа даже говорит о том, что этих птиц уже практически не осталось в центральной России. А браконьеров это, к сожалению, не беспокоит, для них главное — сдать побольше тушек глухарей в местную заготовительную контору и хорошенько заработать на этом. Еще одна волнующая проблема, как для самих охотников, так и для природы, — плохие ружейные патроны. Из-за них смертельно раненной, но недобитой птице приходится мучительно погибать в лесу. Но самое обидное и бестолковое в данном деле то, что товар испортился из-за неимения холодильников, всю побитую птицу пришлось выбросить. В результате оказалось, что птичьи жизни были загублены зря! Но хищниками выступают не только простые рядовые граждане, а и некоторые представители власти. Так обский электрик обнаружил на чердаке дома у работника местного правосудия более сотни лебединых тушек. Значит, не зря повествователь укоряет таких охотников и говорит о том, что «пакость и забава может перерасти в немилосердное избиение природы». Так, человек, посчитавший, что он имеет право распоряжаться природой так, как ему заблагорассудится, становится главным ее карателем и врагом. К сожалению, многие не понимают, что природные ресурсы исчерпаемы, и к окружающей среде нужно относиться бережно и внимательно.

Бичуя птицу и рыбу, человек незаметно ожесточается, озлобляется по отношению к другим людям, теряет свой цивилизованный человеческий облик. Таким образом, происходит постепенная деградация человеческой личности. Ведь не зря рыбинспектор давал отдыхающим вольным рыбакам наказ: «...Чтоб помнили: земля наша едина и неделима, и человек в любом месте, даже в самой темной тайге должен быть человеком!.. Че-ло-ве-ком!» Говорил он это не только для того, чтобы наказать нерадивых браконьеров и продемонстрировать свою власть, но и для того, чтобы эти люди понимали, что делают, и задумывались над своими поступками. Но мудрые слова рыбного инспектора прошли впустую, оголтелые «туристы» напились до того, что начали ссориться и подрались. А потом со зла и выбросили своего шефа с дебаркадера в реку. Но ему повезло — местный чушанский парень спас его от верной смерти. А сколько раз сами чушанские рыболовы замечали, что в промысловую пору из-за любой мелочи они готовы направить ружье на человека! Человек так привыкает к кровопролитию, что постепенно и незаметно стираются границы между убийством зверя или птицы и другого человека. Это опасно и ужасно, потому что «не ведают они, что, перестав бояться крови, не почитая ее, горячую, живую, сами для себя незаметно переступают ту роковую черту, за которой кончается человек и из дальних, наполненных пещерной жутью времен выставляется и глядит, не моргая, низколобое, клыкастое мурло первобытного дикаря». Браконьер теряет свой человеческий облик, превращается в жестокого зверя, которому любое преступление — по отношению к природе или к человеку — становится по плечу. И этого надо опасаться и не допускать. Ведь человек тоже часть природы. Только он возомнил себя ее царем природы и позволил себе безнаказанно и вольно убивать зверей, птиц и рыбу для собственного блага, а иногда и просто так, в качестве спорт. Вот от этого и предостерегает читателей Астафьев. Он многократно напоминает человеку о том, что Природа — наш дом родной, но это совсем не значит, что человек имеет право устраивать в нем побоища: убивать тех, кто слабее его. Относясь к Природе с должным почтением, человек должен оставаться человеком.
2.6 Валентин Распутин «Прощание с Матерой».

Валентин Распутин - из тех немногих прозаиков семидесятых годов кто вызывает уважение, как у широкой публики, так и у литературной критики, независимо от политической ориентации.

Изобразительная сила его первых сочинений была так сильна, что и по сей день ставит Распутина в число живых классиков русской литерату­ры XX века.

У Валентина Распутина больше, чем у других писателей, выражена отчетливая учительная интонация, осознание миссии писателя как воспи­тателя и духовного руководителя народа, что, возможно, и делает его прозу невостребованной в современные времена.

Хотя литературная премия Александра Солженицына за 2000 год, присужденная Валентину Распутину с формулировкой – «за пронзительное выражение поэзии и трагедии народной жизни в сращенности с русской приро­дой и речью, душевность и целомудрие в воскрешении новых начал» - подтвердила его высокий писательский статус.

«Говорить сегодня об экологии - это значит говорить не об измене­нии жизни, как прежде, а об ее спасении» - сказал Валентин Распутин еще в 1989 году. В биографии Распутина было много общественных действий, направленных на спасение природы - и защита Байкала, и борьба против поворо­та северных рек, и протест против ликвидации «неперспективных дере­вень».

Но наибольшую степень воздействия на общественное сознание оказа­ла повесть «Прощание с Матерой», которая перевела стрелки часов со­ветской литературы и стала знаменатель­ным литературным событием не только семидесятых годов, но и всей русс­кой литературы советского периода.

В повести идет речь о затоплении обжитого острова с деревней Ма­терой перед пуском крупной электростанции на Ангаре.

Последние дни и ночи Матеры - разор кладбища, сжигание опустевших изб - для Дарьи и других старух все равно, что «край света», конец всему. Чувство вины перед разоренными могилами перерастает в горькое недоумение, в мысли о непонятной судьбе, об ее ускользающем смысле, о судьбе, что идет «не своим ходом», а словно бы кто-то ее тащит и тащит.

Санитарная очистка кладбища перед затоплением, по сути, обыденна: так сгребают во дворе мусор, чтобы сжечь. Но чем обыденнее все это, тем страшнее: здоровые мужики в брезентовых спецовках, чужие, как при­шельцы, сваленные, как попало кресты, пирамидки с фотографиями, холмики голых могил.

Смешалось необходимое и кощунственное.

Сам автор понимает и необходимость строительства электростанций, и неизбежность затопления деревень, подобных Матере.

В любой области жизни прогресс знаменует не только обретения, но и потери - такова диалектика истории. Нужно только, чтобы потери не перевесили приобретения. Прощаться надо, без него нет движения, вопрос в том, как прощаться, беспамятно или по-человечески, не забыв взять с собой все- то ценное, что выработали поколения людей до нас.

В повести Распутина встает проблема «чистоты перевода» общегосударственных целей во благо каждого человека, и, напротив, интересов конкретных людей - в интересы государства.

«Недоброкачественность» этого перевода - главная нравственная проблема повести.

Оплакивая свои избы, родны могилы, свой остров, эти старухи, а вместе с ними и писатель, прощаются со старой русской деревней, исчеза­ющей в водах времени.

И не случайно так высоко берет Дарья в своих вопросах - вопрошани­ях, обсуждая едва ли не все нынешнее человеческое жизнеустройство, пы­таясь постичь тайны земного существования человека. Уже одно это вво­дит частный случай с Матерой в контекст нашего исторического времени с его экологическими проблемами, беспокойством о дальнейших путях циви­лизации, о приобретениях и потерях современного человека.

Недаром, несмотря на добротную реалистическую канву, «Прощание с Матерой» представляет собой во многом повесть - миф, в основе которого лежит библейское предание о Великом потопе, а погибшая сибирская де­ревня Матера в мифологическом плане оказывается моделью мира.

«И - органичнейшие черты его творчества: во всем написанном Рас­путин существует как бы не сам по себе, а в безраздельном слитии: с русской природой и с русским языком. Природа у него - не цепь картин, не материал для метафор, - писатель натурально сжит с нею, пропитан ею как часть ее. Он - не описывает природу, а говорит ее голосом... Дра­гоценное качество, особенно для нас, все более теряющих живительную связь с природой», - сказал А.И.Солженицын при вручении премии Валентину Распутину 4 мая 2000г.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ художественной литературы по проблемам взаимоотношения человека с природой показывает, во-первых, культура, человек и природа находятся в теснейшем взаимодействии: культура влияет на человека, а через него на природу; человек влияет непосредственно на природу и культуру; природа в свою очередь является домом человека и через него влияет на культуру. Поэтому такое тесное сотрудничество очень чувствительно к любым переменам и оказывает сильнейшее влияние друг на друга. Настолько сильное, что иногда трудно найти выход из создавшейся ситуации.

Во-вторых, взаимоотношения человека и природы носят сложный характер и нуждаются в тщательном и полном изучении. Успехи человечества в потреблении природных ресурсов зависят от познания законов природы и умелого их использования. Человечество как часть природы может существовать только в постоянном взаимодействии с ней, получая все необходимое для жизни.

Человечеству для своего дальнейшего существования необходимо заботиться о сохранении окружающей среды. И для этого требуются обширные знания в области экологии и широкое применение их во всех отраслях своей деятельности.

В-третьих, наша жизнь в большей мере, чем мы думаем, зависит от явлений природы. Мы живем на планете, в глубинах которой постоянно бурлит множество еще неизвестных, но влияющих на нас процессов, а сама она, как своего рода песчинка, несется в своих круговых движениях в космических безднах. Зависимость состояния организма человека от природных процессов - от разных перепадов температуры, от колебаний геомагнитных полей, солнечной радиации и т.д. - выражается чаще всего в его нервно-психическом состоянии и вообще в состоянии организма.

В современных условиях особое значение имеет определение оптимального соотношения первоприроды с культурным ландшафтом. Обоснованная стратегия и планомерная организация во взаимодействиях общества с природной средой - новый этап природопользования. Сегодня также получают особое значение все формы деятельности по эстетической реконструкции естественной среды. Это, прежде всего культура оформления находящихся в производстве и реставрируемых площадей, архитектура рекреационных ландшафтов, увеличение территорий под национальные парки, заповедники, развитие искусства создания природных памятников, малых дендродекорационных форм. Особое значение приобретает совершенствование туризма как формы отдыха широких масс трудящихся.

Вместе с тем существует и разрыв между повышением общего культурного уровня населения и культурой отношений к природе. Поэтому возникает необходимость, во-первых, в создании системы природоохранных мер, во-вторых, научное обоснование и включение в эту систему критериев эстетической оценки природы, в-третьих, развитие системы экологического воспитания, совершенствование всех видов художественного творчества, связанных с природой.

Но больше всего следует заботиться о душе, и этому во многом может помочь литература.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Айтматов, Ч. Плаха [Текст] / Ч.Айтматов.- М.:Известия, 1990.

  2. Астафьев, В. Царь-рыба [Текст]/В.Астафьев.- М.:Современник, 1984

  3. Дедков, И. «Меж небом и землей...»: В.Распутин. Прощание с Матерой [Текст] / И.Дедков// Дружба народов.- 1977.-№3.

  4. Евсеев, Б. Живя - помни!: Вручение В.Распутину премии А.Солжени­цына[Текст]/ Б.Евсеев // Книжное обозрение.- 2000.-№20.

  5. Леонов, Л Русский лес [Текст].- М.: Советский писатель, 1991.

  6. Марченко, А. «Стал он кликать золотую рыбку...»: В.Астафьев. Царь-рыба [Текст]/ А.Марченко// Новый мир.- 1977.- №1.

  7. О красоте природы, о красоте человек: обсуждение «Царь-рыбы» В.Астафьева [Текст] // Лит. обозрение.-1976.- №10.

  8. Распутин, В. Повести [Текст]/ В.Распутин.- М.:Просвещение, 1990.

  9. Роман Чингиза Айтматова «Плаха»: два прочтения [Текст] // Дружба наро­дов.- 1986.-№12.

  10. Советская литература 50-80-х годов [Текст].- Москва: Просвещение, 1988.

  11. Солженицын, А. Слово при вручении премии Солженицына Валентину Распутину [Текст]/А.Солженицын // Новый мир.- 2000.- №5.

  12. Федякин, С. Матера под водой: Валентину Распутину - 60 лет [Текст] /С.Федякин// Не­зависимая газета.- 1997.-14 марта.

  13. Чубинский, В. И снова о «Плахе» [Текст] /В.Чубинский// Нева.-1987.-№8.

  14. Шраер, М. Последний русский классик на пороге столетия : предсмертный портрет Леонида Леонова [Текст]/ М.Шраер// Литературное обозрение.- 1998.-№4.


Ароматерапия как средство профилактики респираторно-вирусных инфекций и гриппа в условиях общеобразовательного учреждения
Лапина Анастасия

Руководитель: Лапина Л.Ю.

Профилактика болезни самое разумное лечение

Силован Рамишвили

На всем протяжении своего существования человечество сталкивалось с угрозой глобальных эпидемий: оспа, чума, дизентерия, туберкулез. Но не стоит забывать, что «королем» всех эпидемий является грипп. Что тут может быть страшного? Немного поболела голова, суставы, температура. Семь дней - и снова в строю! Но именно вирус гриппа способен в считанные недели охватить миллиарды человек! В сознании людей грипп обычно ассоциируется с тяжелым простудным заболеванием, длящемся около недели и практически никогда – с колоссальным ущербом, наносимым каждому человеку.

Осень и зима — период повышенной активности у школьников. Начало учебного года, секции и кружки, различные интеллектуальные конкурсы и соревнования — все это повышает опасность возникновения простудных заболеваний, поскольку расширяется круг общения школьников и увеличивается вероятность контакта с больными людьми. Причем большей опасности подвергаются социально активные дети, которые за день успевают посещать не только общеобразовательную школу, но и ещё несколько общественных мест. Поэтому для предупреждения простудных заболеваний (ОРВИ, ОРЗ, гриппа) необходима их профилактика, ведь лечить болезнь всегда труднее, чем её предупредить.

Ежегодный рост числа заболевших среди школьников и недостаточная эффективность системы профилактических мер делают данную проблему актуальной.

Цель работы: исследовать эффективность ароматерапии для профилактики простудных заболеваний и гриппа.

Объект исследования: методы профилактики респираторно-вирусных инфекций и гриппа.

Предмет исследования: ароматические масла и их влияние в профилактике ОРВИ и гриппа на организм младших школьников в условиях общеобразовательного учреждения.

Гипотеза исследования: предположим, что количество детей заболевших гриппом и ОРВИ снизится, если систематически проводить аромапрофилактику в условиях школы.

Для достижения цели работы и подтверждения гипотезы были поставлены следующие задачи:

1) изучить и проанализировать научно-популярную литературу по проблеме исследования: способы профилактики простудных заболеваний, история ароматерапии.

2) внедрить систему профилактических мер с использованием ароматерапии в отдельно взятом классном коллективе;

3) описать этапы опытно-экспериментальной работы, представить полученные результаты.

4) разработать рекомендации для подростков, родителей, классных руководителей.

Методы исследования:

  • теоретический анализ литературы и интернет-источников;

  • методы опроса:

  • анкетирование;

  • наблюдение;

  • качественные методы обработки информации: анализ, систематизация и описание.

Обращение к данным методам исследования объясняется их универсальностью, эффективностью и простотой при организации экспериментальной работы.

Теоретическая значимость работы: произведен анализ и обобщение теоретического и практического материала.

Практическая значимость:  работа представляет интерес, как для школьников, так и для родителей и для учителей. Подготовлены рекомендации. Презентация может быть использована на уроках биологии в восьмых классах, а также на классных часах в школе.

Структура работы соответствует поставленным целям и задачам. Работа состоит из введения, в котором определяется актуальность проблемы, намечается цель и задачи, определяется теоретическая и практическая значимость. Основная часть включает в себя две главы. Заключение подводит итоги проведенной опытно-экспериментальной работы, содержит предложения по практическому использованию полученных результатов. Завершает работу список использованной литературы и приложения.

Апробация работы состоялась в ходе докладов, прочитанных автором на родительском собрании учащихся 2А класса МБОУ «СОШ № 12» г. Минусинска, классных часах во 2 и 8 классах МБОУ «СОШ № 12» г. Минусинска, на заседании Научного общества учащихся «Шаги познания» МБОУ «СОШ № 12» г. Минусинска.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19

Похожие:

Минусинский краеведческий музей им. Н. М. Мартьянова icon Котировочный запрос на поставку товаров (работ, услуг) для муниципальных...
Муниципальное учреждение «Краеведческий музей» Копейского городского округа осуществляет закупку товаров у субъектов малого предпринимательства...
Минусинский краеведческий музей им. Н. М. Мартьянова icon Институт Философии Кафедра музейного дела и охраны памятников Потапова Екатерина Андреевна
Краеведческий музей как коммуникативная система. На примере Челябинского краеведческого музея
Минусинский краеведческий музей им. Н. М. Мартьянова icon Отчет о выполнении государственного задания № на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов
Государственное краевое бюджетное учреждение культуры «Пермский краеведческий музей» Форма по окуд дата
Минусинский краеведческий музей им. Н. М. Мартьянова icon Положение о народном музее «тау»
Народный музей включает в себя несколько профилей: исторический, краеведческий, культурный, мемориальный, литературный, художественный,...
Минусинский краеведческий музей им. Н. М. Мартьянова icon О проведении запроса котировок в электронной форме
Заказчик – юридическое лицо Муниципальное автономное учреждение культуры Рузского муниципального района «Рузский районный краеведческий...
Минусинский краеведческий музей им. Н. М. Мартьянова icon Информационный отчет о деятельности муниципального бюджетного учреждения...
«Стена Памяти»; разработана концепция передвижной выставки по творчеству Народного поэта Удмуртии Олега Поскребышева; созданы презентации...
Минусинский краеведческий музей им. Н. М. Мартьянова icon 1. Музей как социокультурный институт. Музей в системе скс
Рекомендовано умо учебных заведений Российской Федерации по образованию в области сервиса и туризма Минобрнауки России, протокол...
Минусинский краеведческий музей им. Н. М. Мартьянова icon Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная...
Школьный музей (далее – музей) является структурным подразделением Школы, действующего на основании Закона Российской Федерации «Об...
Минусинский краеведческий музей им. Н. М. Мартьянова icon Правила посещения государственного бюджетного учреждения культуры Ростовской области
Настоящие Правила определяют порядок посещения, а также осуществления фото- и видеосъемки в государственном бюджетном учреждении...
Минусинский краеведческий музей им. Н. М. Мартьянова icon А к ткомплексной документальной ревизии муниципального казенного...
...
Минусинский краеведческий музей им. Н. М. Мартьянова icon Отчет об итогах учебно-ознакомительной практики в бук «Омский музей просвещения»
Обществом взаимного вспомоществования учащим и учившим Акмолинской области. Митрофан Алексеевич Водяников был инициатором создания...
Минусинский краеведческий музей им. Н. М. Мартьянова icon Среднего профессионального образования «минусинский медицинский техникум»
В сборнике собраны и систематизированы тексты для чтения по английскомк языку имеющие медицинскую направленность. Все тексты аутентичны,...
Минусинский краеведческий музей им. Н. М. Мартьянова icon «Листая страницы славного прошлого» Краеведческий календарь знаменательных дат на 2018 год
...
Минусинский краеведческий музей им. Н. М. Мартьянова icon Проект «Музей ароматов»
Участники проекта: дети логопедической группы, воспитатели, родители, учитель-логопед
Минусинский краеведческий музей им. Н. М. Мартьянова icon Пошуметь на востоке, а ударить на западе
В намерагоне был музей, в котором хранились упоминания об исторических событиях, произошедших в городе
Минусинский краеведческий музей им. Н. М. Мартьянова icon Информационный бюллетень Администрации Санкт-Петербурга №45 (696), 22 ноября 2010 г
Инженерная ул., 4/1 Этнографический музей. Подробности в разделе Комитета по внешним связям

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск