Зав кафедрой менеджмента и маркетинга Московского государственного лингвистического университета (мглу)


Скачать 192.45 Kb.
Название Зав кафедрой менеджмента и маркетинга Московского государственного лингвистического университета (мглу)
Тип Документы
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Документы
Выявленные сравнительные преимущества России в группе стран БРИК.

Канд. экон. наук Разумнова Л.Л.

зав.кафедрой менеджмента и маркетинга

Московского государственного лингвистического университета (МГЛУ)

razumnova2003@yandex.ru

Прусова С.Б.

аспирантка кафедры мировой экономики

Московского государственного лингвистического университета (МГЛУ)

prusova_s@mail.ru
Участие стран в международной торговле может давать дополнительный положительный эффект, который способствует экономическому росту стран. Однако этот эффект может достигаться в том случае, если страна развивает внешнеторговые связи на основе так называемых сравнительных преимуществ, в этом случае выигрывает как экспортер, так и импортер продукции. Большинство ученых полагают, что только развитие торговли на основе сравнительных преимуществ может приносить странам максимально положительный эффект. Формирование структуры внешней торговли, основанной на сравнительных преимуществах, возможно только при сохранении свободного выбора рыночными субъектами условий взаимовыгодного обмена, исключающего значительное регулирование со стороны государства. Вмешательство государства посредством использования различных инструментов торговой политики может искажать эффекты внешней торговли, поэтому должно носить ограниченный характер и базироваться на учете уже имеющихся и потенциальных сравнительных преимуществ страны.

Сравнительные преимущества не являются показателем статичным: одни из них со временем ослабевают и могут быть утрачены, другие – приобретены. Актуальным для каждой страны является анализ динамики изменения сравнительных преимуществ, что позволяет выстраивать определенную стратегию развития внешнеэкономических связей страны. Таким образом, целью данного исследования является определение на основе количественных расчетов имеющихся сравнительных преимуществ России и определение направления их динамики. Полученные результаты позволят сделать некоторые рекомендации относительно совершенствования товарной структуры внешней торговли и стимулирования развития отраслей специализации России, позволяющей ей увеличить выгоды от участия в международном разделении труда и международном товарном обмене.

Согласно классической теории сравнительных преимуществ положительный экономический эффект, называемый выигрышем от торговли, улучшает благосостояние стран и способствует развитию свободной торговли. Существует две основных теории международной торговли, основанные на расчетах сравнительных преимуществ: теория сравнительных преимуществ Д. Рикардо (D.Ricardo) и теория факторных пропорций Хекшера-Олина (Hekscher-Olin). Теория Рикардо предполагает, что сравнительное преимущество выявляется путем сравнения относительных отраслевых издержек, затрачиваемых на производство двух товаров в двух странах. Теория Хекшера-Олина объясняет наличие тех или иных сравнительных преимуществ различиями в обеспеченности стран факторами производства и в пропорциях факторов, необходимых для производства тех или иных товаров. Страна будет обладать сравнительным преимуществом в производстве товаров, требующих относительно большего количества того фактора производства, который имеется у нее в изобилии.

Наиболее известной формулой, позволяющей определить сравнительные преимущества стран, является «индекс Баласса», предложенный Б. Баласса (B.Balassa) в 1965 г. В качестве объекта исследования Баласса выбрал структуру экспорта промышленных товаров, так как полагал, что она наиболее полно соответствует имеющимся в странах сравнительным преимуществам: ее объемы складываются под влиянием как ценовых, так и неценовых факторов, около 75% мирового товарооборота приходится на промышленную готовую продукцию, торговля данной группой товаров наиболее либерализована, тогда как торговля сырьем в значительной мере регулируется квотированием, субсидированием, тарифными и нетарифными ограничениями и т.п. Индекс Баласса рассчитывается как соотношение между долей экспорта определенного товара в общем объеме экспорта страны и долей этого товара в общем объеме мирового экспорта [1],:

RCA1 = (Xij / Xit) / (Xnj / Xnt) = (Xij / Xnj ) / (Xit / Xnt) (1),

где Х – экспорт, i – исследуемая страна, j – товар (или отрасль промышленности), t – группа товаров (или отраслей промышленности) и n- группа стран.

Предложенный индекс получил название коэффициента «выявленного сравнительного преимущества» (Revealed comparative advantage – RCA), так как расчет производится на основе уже имеющихся данных об экспорте товаров данной страны или группы стран.

Уточним, что первый наиболее простой способ расчета индекса сравнительных преимуществ был предложен Лизнером (H.Liesner) в 1958 г., который на основе этого показателя провел эмпирические исследования сравнительных преимуществ Великобритании в торговле со странами Общего рынка. Индекс исчисляется как отношение экспорта отдельно взятого товара данной страной к суммарному экспорту данного товара группой стран[4]:

RCA2= Xij / Xnj (2),

где Х – экспорт, i – исследуемая страна, j – товар (или отрасль промышленности) и n – количество стран.

Впоследствии формула расчета индекса Баласса много раз пересматривалась и усовершенствовалась. На основе расчета данного индекса проводились исследования сравнительных преимуществ Т. Волрасом (T.Vollrath) на глобальном уровне [7], Балассой на суб-глобальном и региональном уровнях, С. Димелисом и К. Гатсиосом (S.Dimelis, K.Gatsios), исходя из двусторонней торговли между странами [2].

Индекс Баласса сегодня широко применяется при расчете выявленного сравнительного преимущества. Страна обладает сравнительным преимуществом при RCA1 > 1. Если RCA1 < 1, то считается, что страна имеет «выявленное непреимущество» в определенной группе товаров или отраслей.

Альтернативный расчет индекса «выявленного сравнительного преимущества» был предложен с учетом как экспорта, так и импорта данного товара, что позволяет определить сравнительные преимущества с учетом внутриотраслевой торговли (D.Greenaway, C. Milner, 1993 г.) [3].

RCA3 = (Xij - Mij) / (Xij + Mij) (3),

где Х – экспорт, M – импорт, i – исследуемая страна, j – товар (или отрасль промышленности).

Значение данного индекса RCA находится в диапазоне от -1 («выявленное сравнительное непреимущество») до +1 («выявленное сравнительное преимущество). В связи с возможными неопределенностями в интерпретации значений индекса в его нулевой отметке, была предложена еще одна формула, основанная на равенстве Баласса:

RCA4 = (Xij / Xit) / (Mij / Mit) = (Xij / Mij) / (Xit / Mit) (4),

где Х и М – экспорт и импорт соответственно, i – страна, j – товар (или отрасль промышленности), t – группа товаров (или отраслей промышленности).

Впоследствии было предложено вычисление натурального логарифма по формуле:

RCA5 = ln (Xij / Xit) / (Mij / Mit) *100 = ln (Xij / Mij) / (Xit /Mit) *100 (5)

В своем исследовании мы воспользовались формулой RCA5 в связи с преимуществами в интерпретации значений.

В качестве объекта исследования для выявления сравнительных преимуществ была выбрана группа стран БРИК. Растущая роль стран БРИК в мировой экономике не вызывает сомнения. Значение это группы стран возрастает в условиях мирового финансового кризиса, так как именно эти страны могут выступить локомотивом формирования нового мирового торгового порядка. По оценкам экспертов Goldman & Sachs внутренний спрос, предъявляемый со стороны домохозяйств БРИК достаточен, чтобы компенсировать спад в США и сохранить средние годовые темпы роста мировой экономики на уровне 3,5%. Прогнозируется, что доля потребительских расходов в ВВП США, которая в настоящее время превышает 70%, за следующее десятилетие сократится примерно до 60%. При этом доля США в мировом ВВП также уменьшится с 21 до 18%, что в значительной мере может быть компенсировано растущим спросом стран БРИК [10].

Целью данного исследования является определение конкурентных преимуществ России в торговле с этими странами на основе выявленных сравнительных преимуществ, а также товарной структуры, на основе которой будет развиваться взаимный товарообмен в этой группе в среднесрочной перспективе. Период исследования охватывает временной диапазон с 1998 по 2007 гг., выбор которого обусловлен относительной макроэкономической стабильностью во всех изучаемых странах, что позволяет выявить более четкие тенденции в изменении показателей.

Анализ динамики товарооборота между Россией, Бразилией, Китаем и Индией в последнее десятилетие демонстрирует его значительный рост. В 1998 – 2007 гг. суммарный объем импорта из этих стран в Россию увеличился с 3,2 до 33,1 млрд. долл. США, а суммарная доля импорта в общем импорте России возросла более, чем в два раза (с 7,31 до 16,6%). Объем вывозимой продукции в эти страны из России также увеличился в абсолютных показателях с 4,5 до 24,1 млрд. долл. США. Однако суммарная доля экспорта в эту группу стран в общем экспорте России за рассматриваемый период увеличилась незначительно (рост с 6,2 до 6,8% )1.

Наиболее важным моментом в торговле России со странами БРИК является не столько динамика товарооборота, сколько его экспортно-импортная структура, в которой пока преобладает экспорт сырьевых и околосырьевых товаров [9].

В соответствии с проведенным исследованием экспортной структуры стран БРИК было выявлено, что в период 1998-2007 гг. товарная структура торговли России с Бразилией, Индией и Китаем не претерпела значительных изменений. В торговле с Бразилией Россия выступает крупнейшим поставщиком удобрений, что определило увеличение доли товарного экспорта России в эту страну с 3,7% в 1998 году до 7,09% в 2007 году. Бразилия же рассматривает Россию в качестве приоритетного рынка сбыта сельскохозяйственной продукции, доля импорта из Бразилии в общем объеме российского импорта также возросла с 6,08% до 15,39%. Несмотря на то, что Россия планирует увеличить товарооборот с Бразилией с 5,4 млрд.долл. в 2007 году до 10 млрд. долл. к 2010 году, тенденция изменения структуры товаропотоков в эту южноамериканскую страну не прослеживается [9].

В отношении структуры торговли России и Индии следует отметить возрастающую долю экспорта России в категории «Машины, оборудование и транспортные средства» (рост с 3.2 до 5,9% в общем объеме экспорта России), что обусловлено активным военно-техническим сотрудничеством. Поставки химической продукции в Индию немного сократились, что повлияло на снижение доли этой группы товаров общем объеме экспорта России с 2,5 до 2,2%.

Во внешней торговле между Россией и Китаем наблюдается также активный рост. В наибольшей степени увеличилась доля экспорта в категории «Сырье непродовольственное кроме топлива» - с 6,9 до 27,4%. При этом в категории «Химические продукты» доля экспорта в КНР несколько уменьшилась, однако по-прежнему осталась на высоком уровне (сокращение с 16,1 до 14,77%). Доля китайского импорта в общем импорте России значительно увеличилась в категориях «Готовая продукция» (с 7,6 до 30,96%) и «Машины, оборудование и транспортные средства» (с 0,64 до 9,07%)2 .

Анализ экспортно-импортной структуры торговли группы стран БРИК показал, что сырьевая направленность российской экономики усилилась за рассматриваемый период, тогда как доля импортируемых готовых промышленных товаров и сельскохозяйственной продукции значительно возросла.

Проведенный анализ динамики структуры внешней торговли России со странами БРИК позволяет нам выдвинуть ряд гипотез в отношении сравнительных преимуществ России в торговле с этими странами:

1. Россия в последнее десятилетие усилила свое сравнительное преимущество в производстве материалоемкой продукции, тогда как по другим категориям сравнительные преимущества могли быть утрачены.

2. Бразилия, Китай и Индия упрочили свои позиции за последнее десятилетие в производстве трудоемкой, низкотехнологичной и высокотехнологичной продукции.

Исследование выявленного сравнительного преимущества основывается на статистических данных COMTRADE в категории SITC Rev.3 и охватывает временной период 1998-2006 гг. Сужение границы временного периода с 2007 г. до 2006 г. обусловлено большей точностью статистических данных за более ранний год в используемой базе данных. Исследование проводится по пяти категориям: материалоемкая, трудоемкая, капиталоемкая, низкотехнологичная и высокотехнологичная продукция [6]3. Полученные результаты исследования представлены в Таблице 1.

Таблица 1. Индексы выявленного сравнительного преимущества для стран БРИК в период 1998-2006 гг.

 Годы

Россия

Бразилия

Индия

Китай

Материалоемкие товары

1998

66,94

54,43

-87,00

-6,69

1999

59,29

58,37

-156,64

-30,28

2000

60,97

39,06

-104,55

-57,27

2001

72,46

15,38

-98,98

-52,15

2002

64,31

62,67

-96,79

-51,39

2003

67,00

63,11

-101,23

-70,59

2004

68,60

57,92

-108,62

-100,95

2005

74,66

60,07

-118,86

-96,38

2006

85,92

60,04

-114,28

-104,22

Трудоемкие товары

1998

-5,42

4,62

135,65

86,75

1999

9,32

34,71

125,28

109,64

2000

5,15

45,70

122,70

111,38

2001

-8,12

56,57

114,49

116,46

2002

-16,06

59,27

106,80

122,11

2003

-21,15

63,72

111,08

131,32

2004

-21,33

59,73

108,06

134,39

2005

-23,14

52,82

128,59

136,78

2006

-33,85

43,55

139,80

136,82

Капиталоемкие товары

1998

51,47

30,78

-16,70

-3,47

1999

46,41

45,73

6,25

-23,45

2000

36,84

52,45

41,38

-19,40

2001

32,57

40,08

34,90

-30,42

2002

17,53

60,75

68,18

-40,18

2003

25,62

66,25

68,54

-52,50

2004

25,53

70,09

67,69

-16,43

2005

17,48

66,07

45,37

0,08

2006

11,56

57,36

56,93

21,59

Низкотехнологичные товары

1998

-28,55

-144,88

-68,99

26,12

1999

-10,14

-127,71

-61,65

13,36

2000

6,01

-109,80

-25,86

8,19

2001

-22,03

-115,44

-31,43

15,99

2002

-24,28

-80,20

-23,67

23,56

2003

-23,20

-61,63

-28,77

38,42

2004

-19,87

-58,41

-41,82

44,86

2005

-26,52

-47,30

-42,01

47,43

2006

-36,23

-45,12

-39,46

75,68

Высокотехнологичные товары

1998

-46,65

-116,59

-165,99

-20,40

1999

-14,99

-92,52

-166,46

-28,14

2000

-7,99

-57,51

-109,36

-24,57

2001

-18,22

-57,53

-120,98

-29,95

2002

-21,01

-34,65

-137,46

-30,16

2003

-23,06

-22,14

-149,73

-34,95

2004

-30,26

-12,37

-173,03

-29,96

2005

-49,27

-12,89

-197,29

-15,50

2006

-62,07

-19,15

-190,70

-8,30

Источник: База данных UN COMTRADE, SITC Rev.3, расчеты автора.
В результате проведенного анализа были получены следующие результаты. Как и предполагалось, в 1998-2006 гг. Россия укрепила свои конкурентные позиции в категории материалоемких товаров - индекс RCA вырос с 66,94 до 85,92. Как следствие, произошло снижение удельного веса конечной продукции обрабатывающих производств, что подтверждает показатель RCA в категории трудоемких товаров, который снизился с
-5,42 до -33,85, а также в категории высокотехнологичных товаров, где снижение в рассматриваемый период произошло с -46,65 до -62,07. В категориях низкотехнологичной и капиталоемкой продукции значения показателей также снизились с -28,55 до -36,23 и с 51,47 до 11,56 соответственно. Лидирующие позиции в категории низкотехнологичной продукции принадлежат Китаю, индекс страны вырос с 26,12 до 75,68 , тогда как Бразилия (рост с -144,88 до – 45,12) и Индия (рост с -68,99 до -39,46) в этой категории демонстрируют отрицательные значения индекса.

Китай лидирует в категории трудоемких отраслей, значительно увеличив свое сравнительное преимущество (рост с 86,75 до 136,82), при этом демонстрирует стабильную тенденцию к улучшению своих позиций в категории низкотехнологичной продукции (рост с 26,12 до 75,68), а также наращивает свое преимущество по производству высокотехнологичных товаров - индекс RCA в этой категории поднялся с -20,40 до -8,30. Интересен тот факт, что, начиная с 2005 г. Китаю удалось преодолеть отрицательные значения индекса RCA в категории капиталоемких товаров, что свидетельствует о росте конкурентоспособности данной категории товаров.

Индия обладает преимуществом в трудоемких товарах, и по своим значениям близка к китайским показателям (индекс RCA в Индии в 2006 г. 139,80 против 136,82 в Китае). При этом демонстрирует рост в категории капиталоемких товаров (рост с -16,70 до 56,93).

В Бразилии наблюдается тенденция улучшения показателей в категории высокотехнологичных товаров (индекс повысился с -116,59 до -19,15). Эта страна лидирует среди стран БРИК в категории капиталоемкой продукции - показатель RCA вырос с 30,78 до 57,36.

Суммируя полученные данные можно сделать вывод о том, что результаты проведенного анализа подтверждают правильность выдвинутых гипотез. За рассматриваемый период Россия усилила выявленные сравнительные преимущества в категории материалоемких товаров. Одновременно произошло ослабление конкурентных позиций России в категориях трудоемкой, низкотехнологичной, высокотехнологичной и капиталоемкой продукции. На основании этих результатов можно рекомендовать российским производителям данных категорий товаров встраиваться в уже имеющиеся международные цепочки добавленной стоимости, специализируясь на производстве узлов и компонентов. При этом следует развивать те стадии производства, на которых могут быть задействованы преимущества российской рабочей силы в сфере НИОКР.

В категории капиталоемких товаров Россия имеет преимущества, несмотря на стабильное понижение показателей, поэтому целесообразно сохранять эти преимущества, размещая конечное производство данной категории товаров на территории страны и выстраивая международные производственные цепочки, усиливая конкурентные преимущества на основе развития контрактных отношений с независимыми зарубежными компаниями, специализирующимися на производстве промежуточной продукции, концентрируясь на развитии околонефтяных и окологазовых отраслей, в частности, нефтехимической и химической отраслях, отраслях машиностроения.

Слабость преимуществ России в производстве высокотехнологичных товаров и их отрицательная динамика свидетельствуют об отсутствии благоприятных условий для внедрения промышленных инноваций. Однако это не дает повода отказываться от развития промышленного производства в данном направлении. С учетом специфических преимуществ России инновационный вектор должен опираться на постепенное перемещение переработки вверх по цепочкам добавленной стоимости на базе природных факторов в сочетании с более рациональным использованием ограниченного объема квалифицированной рабочей силы и эффективным менеджментом (как на государственном, так и корпоративном уровне).

ЛИТЕРАТУРА:

1. Balassa, Bela (1965) “Trade Liberalisation and Revealed Comparative Advantage”, The Manchester School of Economic and Social Studies, 33: 99-123.

2. Dimelis, S. and Gatsios, К. (1995), “Trade with Central and Eastern Europe: The Case of Greece”, in R. Faini and R. Portes (eds.), EU Trade with Eastern Europe: Adjustment and Opportunities, London: CEPR

3. Greenaway, D. and Milner, C. (1993), Trade and Industrial Policy in Developing Countries: A Manual of Policy Analysis, The Macmillan Press, esp. Part IV Evaluating Comparative Advantage, 181-208.

4. Liesner, H.H. (1958), “The European Common Market and British Industry”, Economic Journal, 68, 302-16.

5. Yilmaz, B. and Ergun S.J. (2003), “The Foreign Trade Pattern and Foreign Trade Specialization of Candidates of the European Union”, Ezoneplus Working Paper No 19, Ezoneplus Research Project HPSE-CT-2001-00084 Fifth Framework Programme 2001-2004 European Commission www.ezoneplus.org, стр. 9-10

6. Utkulu, U., Seymen, D. and Ari, A. (2004), “Export Supply and Trade Reform: The Turkish Evidence”, paper presented at the International Conference on Policy Modelling, Paris

7. Vollrath, T.L. (1991), “A Theoretical Evaluation of Alternative Trade Intensity Measures of Revealed Сomparative Advantage”, Weltwirtschaftliches Archiv, 130, 265-79.

8. Государственная экономическая политика и Экономическая доктрина России. К умной и нравственной экономике. В 5 т. T.I.M.: Научный эксперт. 2008 – 840с. – С.523-530

9. М. Братерский (2008), “РФ может перейти на рубли в торговле со всеми странами БРИК”, РИА «Новости», http://www.rian.ru/

10.Л. Николаева (2008), “БРИК: иллюзия спасения”, газета «Комментарии» №37.


1 Прим.: расчеты проведены автором на основе базы данных COMTRADE, SITC Rev.3

2 Прим.: Расчеты выполнены автором с использованием статистических данных COMTRADE SITC Rev.3 за период 1998 – 2007 гг. по восьми основным категориям «Продовольственные товары» (SITC 0), «Напитки и табак» (SITC 1), «Сырье непродовольственное, кроме топлива» (SITC 2), «Минеральное топливо» (SITC 3), «Жиры, масла и воски животного и растительного происхождения» (SITC 4), «Химические продукты» (SITC 5), «Обработанные изделия (по материалу)» (SITC 6), «Машины, оборудование и транспортные средства» (SITC 7), «Готовые изделия» (SITC 8).

3 Прим.: Материалоемкие товары: SITC 0, SITC 2 (за искл.SITC 26), SITC 3 (за искл. SITC 35), SITC 4; трудоемкие товары: SITC 26, 6 (за искл. SITC 62, SITC 67, SITC 68), 8 (за искл. SITC 87, SITC 88); капиталоемкие товары: SITC 1, SITC 35, SITC 53, SITC 55, SITC 62, SITC 67, SITC 68, SITC 78); низкотехнологичные товары: SITC 51, SITC 52, SITC 54.1, SITC 58, SITC 59, SITC 75; высокотехнологичные товары: SITC 7(за искл. SITC 75, SITC 76, SITC 78), SITC 87, SITC 88).





Похожие:

Зав кафедрой менеджмента и маркетинга Московского государственного лингвистического университета (мглу) icon Предпереводческий анализ текста
Московского го­сударственного лингвистического университета (зав кафедрой проф. Люби­мова З. М.); доктор филологических наук, проф....
Зав кафедрой менеджмента и маркетинга Московского государственного лингвистического университета (мглу) icon Проблемы коммуникации
М. Е. Евсевьева (зав кафедрой, доцент А. А. Ветошкин); С. А. Борисова, директор Института международных отношений Ульяновского государственного...
Зав кафедрой менеджмента и маркетинга Московского государственного лингвистического университета (мглу) icon Б. А. Сидристый Проектирование
Рецензенты: кафедра информационных технологий математического факультета Поморского государственного университета им. М. В. Ломоносова;...
Зав кафедрой менеджмента и маркетинга Московского государственного лингвистического университета (мглу) icon Лингвистические проблемы
Московского государственного педагогического института иностранных языков им. М. Тореза (зав кафедрой доцент Ю. А. Денисенко); д-р...
Зав кафедрой менеджмента и маркетинга Московского государственного лингвистического университета (мглу) icon Бурлюкина Е. В., Васильченко Н. Г. Экономика отрасли Учебное пособие...
Рецензенты: Кафедра «Экономики и управления предприятием» Московского государственного университета инженерной экологии, зав кафедрой:...
Зав кафедрой менеджмента и маркетинга Московского государственного лингвистического университета (мглу) icon Учебное пособие Часть II
РФ, заведующая кафедрой детских болезней лечебного факультета I московского Государственного Медицинского университета им. И. М....
Зав кафедрой менеджмента и маркетинга Московского государственного лингвистического университета (мглу) icon Управление качеством
Рецензенты: д э н., профессор, заведующий кафедрой менеджмента Казанского филиала Российского государственного торгово-экономического...
Зав кафедрой менеджмента и маркетинга Московского государственного лингвистического университета (мглу) icon Учебное пособие
Член-корр. Рао, зав кафедрой упс волгоградского государственного социально-педагогического университета, доктор педагогических наук,...
Зав кафедрой менеджмента и маркетинга Московского государственного лингвистического университета (мглу) icon Клинические рекомендации для врачей общей практики (семейных врачей)...
Ран, профессор, зав кафедрой семейной медицины Первого Московского государственного медицинского университета имени И. М. Сеченова,...
Зав кафедрой менеджмента и маркетинга Московского государственного лингвистического университета (мглу) icon 1. Изготовление спиртовых растворов лекарственных веществ
Зав кафедрой фармации факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов Казанского государственного...
Зав кафедрой менеджмента и маркетинга Московского государственного лингвистического университета (мглу) icon Методические рекомендации по оцениванию выполнения заданий егэ с...
Рецензент: Колыхалова О. А., д фил н., профессор, заведующая кафедрой иностранных языков Московского педагогического государственного...
Зав кафедрой менеджмента и маркетинга Московского государственного лингвистического университета (мглу) icon Методические рекомендации по оцениванию выполнения заданий егэ с...
Рецензент: Колыхалова О. А., д фил н., профессор, заведующая кафедрой иностранных языков Московского педагогического государственного...
Зав кафедрой менеджмента и маркетинга Московского государственного лингвистического университета (мглу) icon Нижний Новгород, 2005 Печатается по решению редакционно-издательского...
Печатается по решению редакционно-издательского совета гоу нижегородского государственного лингвистического университета им. Н. А....
Зав кафедрой менеджмента и маркетинга Московского государственного лингвистического университета (мглу) icon В. Г. Сунцов докт мед наук, проф., зав кафедрой стоматологии детского возраста огма
Огма; А. А. Маме-дов — докт мед наук, проф., зав кафедрой детской стомато­логии мма им. И. М. Сеченова; И. М. Шулькина — доцент ка­федры...
Зав кафедрой менеджмента и маркетинга Московского государственного лингвистического университета (мглу) icon 2015 удк 378 вестник рыбинского государственного авиационного технического...
...
Зав кафедрой менеджмента и маркетинга Московского государственного лингвистического университета (мглу) icon 2015 удк 378 вестник рыбинского государственного авиационного технического...
...

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск