Скачать 1.27 Mb.
|
Краевое государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Хабаровский краевой центр детско-юношеского туризма и экскурсий» Структурное подразделение «Хабаровский краевой эколого-биологический центр» ЛЕСОВЕДЕНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ КРАЕВОЙ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ Хабаровск 2007 Сборник издается по решению научно-методического совета структурного подразделения «Хабаровский краевой эколого-биологический центр» краевого государственного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Хабаровский краевой центр детско-юношеского туризма и экскурсий» Автор – составитель Кудрин А.И., педагог дополнительного образования МОУ ДОД СЮН, г. Николаевск-на-Амуре, Главный редактор Тарасова Л.С., руководитель структурного подразделения «Хабаровский краевой эколого-биологический центр» Ответственный редактор Тунева Н.Ф., заведующая отделом инновационных технологий структурного подразделения «Хабаровский краевой эколого-биологический центр» Литературный редактор Медынская Н.Е., методист информационно-издательского отдела структурного подразделения «Хабаровский краевой эколого-биологический центр» Рябуха Е.С., методист отдела экологии структурного подразделения «Хабаровский краевой эколого-биологический центр» Учебное пособие к образовательной программе краевой очно-заочной экологической школы по направлению «Лесоведение» содержит теоретический материал и рекомендации по проведению практических работ по основным разделам программы I и II ступени обучения. Каждая практическая работа включает краткую теоретическую информацию, методические указания к проведению соответствующих работ, вопросы для обсуждения и список рекомендуемой литературы. Материалы сборника представляют интерес для школьников, интересующихся исследовательской деятельностью в области водной экологии, а также для педагогов дополнительного образования и учителей общеобразовательных учреждений, организующих исследовательскую деятельность учащихся в этой области или работающих по образовательной программе краевой очно-заочной экологической школы. Адрес: ул. Монтажная, 12, г. Хабаровск, 680001 КГОУ ДОД ХКЦДЮТиЭ Структурное подразделение «Хабаровский краевой эколого-биологический центр» Телефон/факс: (4212) 50-81-89, 50-81-91 ПЕРВАЯ СТУПЕНЬ ОБУЧЕНИЯ ТЕМА 2. ЭКОЛОГИЯ ЛЕСА Теоретические сведения Лес – элемент географического ландшафта, состоящий из совокупности растений, животных, грибов и микроорганизмов, биологически взаимосвязанных в своем развитии, влияющих друг на друга и на окружающую среду. Лес – это биогеоценоз. Живой компонент леса – все четыре царства живых организмов, а к неживому компоненту относится почва, вода, воздух, свет, температура, высотное расположение и т.д. В лесу между организмами и средой четко прослеживаются все 4 вида экологических связей: трофические, тропические, форические и фабрические. Лес – один из основных типов растительности на Земле, самая распространенная экосистема, климаксное, равновесное сообщество. Строение леса хорошо прослеживается в его вертикальной структуре, выраженной ярусностью. Компоненты леса по ярусам таковы: Древостой – совокупность деревьев, образующих лес. Подрост – молодое поколение древесных растений под пологом деревьев или на вырубках, способное в дальнейшем сформировать древостой. Подлесок – кустарники или невысокие деревца, произрастающие под пологом леса и не способные образовать древостой в данных условиях. Живой напочвенный покров – совокупность трав, папоротников, плаунов, мхов, лишайников и грибов, покрывающих почву под пологом леса, на вырубках и гарях. Внеярусная растительность – растения, которые могут располагаться на почве, на стволах деревьев, в их кронах, то есть в любом ярусе леса – лишайники, мхи, лианы, грибы. Рассмотрим подробнее древостой – собственно лес. Древостой состоит из лесообразующих пород, которые делятся на основные и сопутствующие. Основные лесообразующие породы – это те, по названиям которых называют и тип леса. Например: береза – березняки, сосна – сосняки, ель – ельники, дуб – дубравы и т.д. Основные лесообразующие породы Хабаровского края таковы: Хвойные: сосна корейская, сосна обыкновенная, ель, пихта, лиственница. Лиственные: дуб монгольский, березы, тополь и чозения образуют пойменные леса. Второстепенные породы: вязы (ильмы), липы, клены, ясень, орех маньчжурский, осина, древовидные ивы. Древостой имеет состав, соответствующий типу леса. Его можно выразить формулой. Ярус древостоя может быть разбит на подъярусы. Например: высота дуба и вяза в лесу отличаются более чем на 20%. Пусть средняя высота дуба в некоем лесу равна 30 м, средняя высота вяза – 40 м. Тогда разница высот составляет 10 м, а это от 40 м составляет 25%, т.е. можно в древостое выделить ярус дуба и ярус ильма. К подлесочным породам относятся рябина, черемуха, яблоня сибирская, груша уссурийская, жимолость, калина, лещины, бересклет, бузина, элеутерококк, аралия, клен, боярышник, багульник и т.д. Виды, преобладающие в данном древостое, называются эдификаторами. Например: береза в березняке, ель в ельнике и т.д. Травянистые растения, встречающиеся чаще всего в этом сообществе, называются индикаторами и это обязательно отражается в названии леса. Например: ельник-кисличник, сосняк – беломошник и т.д. Практическая работа Изучение ярусности в лесу Оборудование: рулетка, колышки, шпагат, рабочая тетрадь, карандаш. Порядок выполнения работы:
а) по составу пород деревьев (чистое, смешанное); б) по происхождению (семенное, вегетативное, в том числе порослевое).
ТЕМА 3. ЛЕСОВОЗОБНОВЛЕНИЕ Теоретические сведения Процесс образования нового поколения леса называется лесовозобновлением. Лесовозобновление бывает естественным и искусственным. Естественное лесовозобновление по виду делится на семенное и порослевое, а по срокам на предварительное, последующее и сопутствующее. Предварительное возобновление происходит под пологом леса до его рубки. Последующее возобновление происходит на вырубке после удаления древостоя Сопутствующее возобновление происходит в результате постепенных и выборочных рубок под пологом насаждения. Семенное возобновление происходит в результате прорастания семян. Всходы растут и последовательно проходят следующие стадии:
Семенами преимущественно распространяются лиственница, ель, пихта, ясень, ильм. Для того чтобы семена имели больше шансов для прорастания, лесоводы проводят содействие естественному возобновлению, которое заключается в снятии дернины и минерализации почвы. При этом применяются следующие способы:
Кроме минерализации почвы, есть и другие способы:
Вегетативное возобновление очень хорошо проявляется у ивовых растений, чаще всего оно корневое. Вегетативная поросль отличается от семенной более крупными листьями, более быстрым ростом и окраской листьев. Корневые отпрыски дают: осина, тополь, ольха, рябина, бересклет и другие. Пневая поросль хорошо видна на примере березы: часто в лесу встречается 3-6 берез, растущих вплотную друг к другу – они выросли от одного пня. Отводками от нижних низко расположенных ветвей могут возобновляться липа, клен, лещина, ель, пихта и другие. В лесоводстве важно знать качество подроста, его жизненность, т.е. способность образовывать настоящий лес. Поэтому сначала подрост переводят в молодняки. Для этого проводят счетные работы по ступеням высоты: до 0,5 м; от 0,6м до 1,5м и свыше 1,5м. Пробные площадки лучше всего брать 10 х 10м, считать и заполнять соответствующие пересчетные ведомости. Потом подсчитывают густоту (количество растений на единицу площади, чаще всего на 1 га), среднюю высоту и средний возраст растений. Для того чтобы перевести в молодняки лиственничный подрост, необходимо иметь не менее 2000 шт/га; 1,4 м высоты и возраст 9 лет. У ели не менее 2000 шт/га, 1.1 м высоты и возраст 10 лет. Рассмотрим пример:
Всего 415 штук. Рассчитаем густоту: Г= 415 х 10000 =9300шт/га. 500 Рассчитаем среднюю высоту: Н ср. = (60 х 0,5м) +(176 х 1м) + (179 х 2м) = 415 = 30м + 176м + 358м = 564м = 1,36 м. 415 415 Анализируя эти расчеты, можно сказать, что этот подрост вполне жизнеспособный и его через год уже можно будет перевести в молодняки (хотя это еще не гостовская высота). Искусственное лесовозобновление – это создание лесных культур. Лесные культуры – это искусственно созданные лесные насаждения. Участок, выделяемый для создания лесных культур, называется лесокультурной площадью. Под лесные культуры отводят земли следующих категорий: вырубки, гари, пустыри и прогалины, земли, не используемые в сельском хозяйстве. Лесные культуры бывают:
Для смешанных лесных культур есть схема смешения пород, например, Лп-Е-Е-Е-Лц-Е-Е-Лп. У чистых культур схема смешения может быть такой: Лц-Лц-Лц, т.е. высаживается только лиственница. При подборе схемы смешения учитывают почву, взаимовлияние пород, быстроту роста, необходимость в затенении и т.д. Лесные культуры можно создавать двумя способами:
Саженцы можно садить с помощью лесопосадочных машин и вручную. При ручной посадке чаще всего применяют меч Колесова, иногда лопаты, мотыги, тычки. Сразу после посадки производится техническая приемка лесных культур: подсчет густоты, проверка схемы смешения, подсчет площади посадки и качество заделки саженцев. Осенью проводят инвентаризацию, при которой подсчитывается приживаемость культур, выраженная в процентах к густоте весенних посадок. Например: при технической приемке густота лесных культур (л/к) была 3000 шт/га, а при инвентаризации она оказалась 2500 шт/га или 83,3%, что в общем-то неплохо. Если приживаемость плохая, то назначают досадку – дополнение лесных культур до нужной, 100% густоты. Густоту лесных культур подсчитывают по формуле, в которой есть еще одно важное понятие – размещение посадочных мест, т.е. расположение саженцев по площади. В течение 5 лет за лесными культурами ведут уход: удаление травы, которая затеняет растения, отбирает воду и питательные вещества и глушит саженцы. Через 10-15 лет (для хвойных пород), подрост переводят в хвойные молодняки. Практическая работа Проект лесных культур. Важной характеристикой лесных культур является густота, она в проекте устанавливается в зависимости от условий произрастания и может колебаться от 1500 шт/га до 8000 шт/га. Размещение посадочных мест выражается формулой М х П, где М- расстояние между серединами борозд, а П – расстояние между саженцами в борозде 3 х 0,5; 4 х 0,75 и т.д. Густоту считают по формуле: Г = 10000 , где все величины выражены в метрах. М х П Пример: рассчитайте густоту культур, если размещение посадочных мест 2,5м х 0,7м. Решение: Г = 10000 = 10000 = 5714 шт/га 2,5 х 0,7 1,75 Для производства лесных культур в проекте записывают площадь и густоту. Исходя из этого, определяется потребность в саженцах. Разберите два примера: №1. Определите потребность в саженцах для создания чистых лесных культур Лц-Лц-Лц при размещении посадочных мест 2,5 х 0,8м на площади 5 гектар. Решение: Густоту в 5000 шт/га умножаем на площадь в 5 гектар, определяем, что всего нужно 25000 штук посадочного материала лиственницы. № 2. Определите потребность в саженцах попородно при создании лесных культур при схеме смешения С-С-С-Ряб-С-С-С-Ряб и размещении посадочных мест 3 х 0,7 м на площади 1 гектар. Решение: по формуле считаем густоту, она окажется 4762 шт/га. Сосна составляет 6 частей из 8, поэтому общее количество саженцев делим на 8 и умножаем на 6, получим 3571,5 штук сосны, а рябины необходимо11 90,5 штук. |
Учебно-методическое пособие Елабуга 2016 ббк 74. 58 Учебно-методическое... Методическое пособие предназначено для студентов 1 курса высших учебных заведений неязыковых специальностей |
Методическое пособие Барнаул 2015 Главное управление образования... Сборник методических разработок по формированию жизнестойкости обучающихся: метод пос. / Сост.: Вдовина Е. Г., Моисеева Т. А. Барнаул,... |
||
Учебно-методическое пособие для выполнения самостоятельной работы... Печатается по решению редакционно-издательского совета фгбоу впо «Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема» |
Учебное пособие печатается по решению Научно-методического совета... Учебное пособие предназначено для студентов заочной формы обучения специальности 100101. 65 «Сервис» со специализацией «Сервис жилищно-коммунальной... |
||
О проведении аукциона в электронной форме Заказчик: краевое государственное автономное образовательное учреждение дополнительного образования «Хабаровский краевой центр развития... |
О проведении аукциона в электронной форме Заказчик: краевое государственное автономное образовательное учреждение дополнительного образования «Хабаровский краевой центр развития... |
||
Инструкция о мерах пожарной безопасности в Муниципальном бюджетном... Целью данной инструкции является обеспечение сохранности имущества Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Эколого-биологический... |
Организация и технология документационного обеспечения управления учебно-методическое пособие ... |
||
Методическое пособие для студентов 2011 год ивановский фармацевтический колледж Методическое пособие по фармакологии предназначено для студентов 2 курса очной и очно-заочной форм обучения (специальность Фармация,... |
Учебно-методическое пособие по истории Отечества Печатается по решению предметно-проблемного совета гуманитарных и социально-экономических дисциплин |
||
Руководителя занятия Методическое пособие рассмотрено и утверждено на заседании учебно-методического совета военной школы младших специалистов войсковой... |
Учебно-методическое пособие Улан-Удэ Печатается по решению редакционно-издательского совета Восточно-Сибирского государственного технологического университета |
||
Мария Федоровна Гуторова Практический психолог в детском саду: Пособие... Настоящее пособие издано в рамках учебно-методического комплекта к примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования... |
Положение о первенстве Пермского края по авиационным комнатным моделям среди обучающихся Первенство, посвященное 60-летию запуска первого искусственного спутника Земли, проводится Министерством образования и науки Пермского... |
||
Учебно-методические материалы приложение к дополнительной образовательной... «Робототехника» разработаны для слушателей заочной дистанционной школы «Малая техническая академия» и направлены на формирование... |
Учебно-методическое пособие по самостоятельной работе и выполнению... Учебно-методическое пособие предназначено для обучающихся 2-го курса магистерской программы по направлению подготовки 38. 04. 04... |
Поиск |