Мбоу дод дюсш «Старт» Г. Нарьян-Мар Подготовка, организация и проведение туристского похода со школьниками

Мбоу дод дюсш «Старт» Г. Нарьян-Мар Подготовка, организация и проведение туристского похода со школьниками


Скачать 349.07 Kb.
Название Мбоу дод дюсш «Старт» Г. Нарьян-Мар Подготовка, организация и проведение туристского похода со школьниками
страница 1/2
Тип Документы
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Документы
  1   2


Воронцова Анна Александровна,

Тренер-преподаватель по туризму

МБОУ ДОД ДЮСШ «Старт»

Г. Нарьян-Мар
Подготовка, организация и проведение туристского похода со школьниками

Туристский поход – это путешествие с активным способом передвижения в отдаленных от места жительства районах, осуществляемое с образовательной, оздоровительной, спортивной, исследовательской целью.1

В порядке возрастания сложности самодеятельные туристские путешествия подразделяются на походы выходного дня, некатегорийные, степенные и путешествия по маршрутам I-VI категорий сложности. Категория сложности маршрута определяется требованиями спортивной классификации и перечнями туристских маршрутов. На маршруты I-II категорий сложности туристская группа должна выходить в количестве от 6 до 15 учащихся, а на маршруты III—IV категорий - от 6 до 12, При формировании туристской группы для путешествия по категорийному маршруту учитывается опыт участников. Так, в путешествии по маршруту I категории сложности члены туристской группы должны иметь опыт походов выходного дня или некатегорийного похода.

Для участия в походах по маршрутам II-V категорий сложности две трети состава туристской группы должны иметь опыт путешествий на одну категорию ниже по данному виду туризма, остальные же участники могут иметь опыт на две категории ниже. К путешествиям по маршруту I категории сложности допускаются участники не моложе 13 лет; II - 14 лет , III - 15 лет; IV - 16 лет.

Учащиеся, совершившие туристские походы и овладевшие туристскими навыками, награждаются значками «Юный турист России» и «Турист России», им присваиваются разряды по туризму.

Значком «Юный турист России» могут быть награждены школьники 12-14 лет, в течение года принявшие участие в четырех походах - двух однодневных и двух двухдневных, из которых один с ночлегом в полевых условиях (в палатках). Для получения значка необходима проверка элементарных знаний и навыков по ориентированию, топографии. Необходимо уметь ставить палатку, разжигать костер, выбрать место бивака, приготовить на костре пищу, оказать первую доврачебную помощь.

Следующей ступенью является значок «Турист России». Им награждаются учащиеся, совершившие туристские походы большей протяженности с несколькими ночлегами в полевых условиях. Для выполнения юношеских разрядов по туризму необходимо совершить степенные, а для выполнения взрослых разрядов – категорийные туристские походы.2

Любой туристский поход – от похода выходного дня до спортивного похода пятой категории сложности – планируется, организуется и готовится. Подготовка и проведение туристских походов производится в соответствии с «Инструкцией по организации и проведению туристских походов, экспедиций и экскурсий (путешествий) с учащимися, воспитанниками и студентами Российской Федерации» (утверждена приказом Минобразования РСФСР от 13 июля 1992 г. № 293 - см. приложение 1).

В этой Инструкции четко определены права и обязанности учреждения, проводящего поход, руководителя и членов группы, порядок подготовки, регистрации и проведения похода. Выполнение ее обязательно для всех групп учащихся независимо от того, какое учреждение является организатором туристского мероприятия. Инструкция дает полное представление о действиях руководителя группы от начала подготовки до завершения, подведения итогов похода. За нарушение Инструкции руководитель группы и его заместитель несут дисциплинарную ответственность, если эти нарушения не влекут за собой другой ответственности, предусмотренной действующим законодательством.

По-существу, начинается поход задолго, до выхода группы на маршрут и завершается много времени спустя после окончания активной части похода, т. е. тогда, когда будут решены вопросы, связанные с подведением его итогов и оформлением всех документов. Эта многогранная и трудоемкая работа включает несколько последовательных этапов:

— определение задачи (цели похода);

— подбор группы участников;

— распределение обязанностей среди участников похода;

— определение района похода;

— сбор сведений о районе путешествия;

— разработка маршрута;

— составление календарного плана;

— составление сметы похода;

— подбор личного снаряжения;

— подбор группового снаряжения;

— организация питания;

— документация похода;

— сам поход;

— подведение итогов похода.

Цели похода бывают разные: оздоровительные (прогулки по реке, в лесу), пропагандистско-агитационные (пропаганда здорового образа жизни, самодеятельного туризма, туристской песни), экскурсионные (посещение музеев, выставок), военно-патриотические (походы по местам боевой и трудовой славы), учебные (обучение технике туризма), спортивные (повышение туристской квалификации), экологические (установка кормушек для птиц, очистка от мусора родников), тренировочные (подготовка к более сложным походам) и т. д. Главное, чтобы каждый участник знал, куда и зачем он идет. Это исключает ошибки в комплектовании группы. Ребята, объединенные единой целью, лучше выдерживают трудности экстремальных ситуаций (дождь, холод, комары, нехватка продуктов).

При комплектовании группы необходимо соблюдать определенные требования.

Нужно, чтобы все участники похода имели не только сходные навыки и знания, близкие интересы, но и примерно одинаковую физическую подготовку. Для этого за 2—3 месяца до похода следует организовать совместные тренировочные занятия, во время которых туристы совершенствуются физически и овладевают техническими навыками и приемами преодоления препятствий. Следует использовать в этих целях походы выходного дня, туристские слеты и соревнования.

Хорошо, если в группе поровну мальчиков и девочек. Рекомендуется ходить группами не более 12 человек. Такая группа легче управляется.

После того как состав группы определен, производится распределение обязанностей между всеми участниками похода. При подготовке и проведении похода каждый участник должен отвечать за конкретные дела. Обязанности распределяются с учетом подготовленности и склонностей ребят (приложение 2).

Районы похода выбираются исходя из цели похода и времени года. Дети в начале своей туристской жизни должны увидеть примечательности родного края, познакомиться с его историей, с его людьми.3

Пройдя начальную туристскую подготовку и готовясь к категорийным походам, выбрать район похода гораздо сложнее. Многое зависит от вида туризма: пеший, лыжный, горный, водный и т. п. Подготовка к походам за пределами своей области, края имеет больше трудностей с картматериалами, подъездом к месту начала маршрута.

Насколько интересно и безопасно пройдет поход, зависит от того, как хорошо дети изучат район его проведения. При разработке маршрута нужно собрать все необходимые сведения о районе похода, используя карты и схемы, описания сложных препятствий, информацию о погодных условиях, транспортных возможностях, состоянии дорог и переправ и др. Каждый ребенок, а не только проводник, должен знать особенности местности, климата, истории той местности, по которой будет проложен маршрут. Много сведений можно получить из литературы, посвященной описанию географии, истории, культуры того или иного района. При этом, конечно, не обойтись без топографических карт. Но в популярной литературе не всегда есть подробная информация о конкретном маршруте. Такую информацию можно почерпнуть из отчетов о походах, составленных группами, ранее прошедшими тот же маршрут или часть его. Там же можно найти рекомендации по исключению каких-либо осложнений, которые случились с предшественниками. Полезны будут и встречи, беседы с туристами, прошедшими предполагаемый маршрут.

Выбирая маршрут похода, желательно избегать движения по (или вдоль) автомобильным и железным дорогам. Лучше использовать проселочные дороги, тропы и просеки. Разработка маршрута опирается на количество ходовых дней и протяженность маршрута, которую туристы смогут преодолеть за эти дни. Маршрут чертится на карте или делается выкопировка из нее в виде маршрутных лент. Указываются места предполагаемых остановок и ночевок, а также краеведческо-экскурсионные объекты.

Независимо от основной темы похода группа должна познакомиться с интересными местами района. Объектами (пунктами) познавательных интересов могут быть не только музеи, мемориалы, места, связанные с какими-нибудь историческими событиями (памятники, монументы, захоронения и т.п.), промышленные и сельскохозяйственные предприятия, но и природные объекты - карстовый провал, озеро, водопад, грот, реликтовая роща и т.п. К пунктам спортивных интересов относятся такие объекты, как броды, переправы через реки, подъем на вершину холма, кургана, на перевал, на плато, переход через болото, выход на осыпь, на морену, а также просто лесные чащобы, завалы, где двигаться придется без дорог и троп.

На основе разработанного маршрута составляется календарный план в котором указывается, какого числа, на каком участке маршрута должна находиться группа (приложение 3). Копия календарного плана остается в школе у завуча по воспитательной работе или директора школы.

Проведение любого туристского мероприятия требует финансовых затрат. Поэтому в период подготовки похода необходимо составить смету расходов на его проведение. Как только будут определены исходные данные: район похода, количество участников в группе, можно приступать к ее расчету. Для этого потребуются некоторые сведения, которые участники похода получают в процессе знакомства с районом похода и конкретным маршрутом. В первую очередь определяется стоимость проезда к начальной точке маршрута и с конечной точки до дома, внутримаршрутные переезды, стоимость проживания (если планируется таковое в населенных пунктах), примерные цены на основные продукты, которые предполагается закупать на маршруте. В процессе составления меню и расчета необходимого количества продуктов определяется примерная стоимость питания в сутки. При подготовке группового снаряжения выясняется необходимость в приобретении каких-либо предметов, хозяйственных мелочей или необходимости взять что-то в прокате. Все эти сведения пригодятся при составлении сметы.

В случае финансирования мероприятия учреждением, выпускающим группу в поход, в приказе утверждается смета расходов. В нее надо внести позиции, финансируемые учреждением, добавив в виды расходов оплату суточных руководителю и его заместителю. Если следовать к приказу Минобразования России от 29 марта 1993 г. № 113 «Порядок и условия привлечения педагогических и других работников для работы в оздоровительных лагерях, летних оздоровительных дошкольных учреждениях по проведению туристских походов, экспедиций, экскурсий, и оплаты их труда», то в смету закладывается и оплата труда руководителей.

Исходя из продолжительности и сложности маршрута, состава участников похода и намеченных задач подготавливается общее и специальное снаряжение, ремонтная и медицинская аптечки. Личное и групповое снаряжение подбирается с учетом маршрута, времени года и числа участников похода (приложения 4 и 5). Полный список личного снаряжения должен иметь каждый участник похода и в соответствии с ним готовить свое снаряжение.

Трудности в организации питания в походе с детьми заключаются в том, что они имеют строгие ограничения в переноске груза. В связи с этим надо проделать большую работу по организации питания еще до похода. Эта очень важная подготовительная работа, как правило, ложится на плечи руководителя похода, учителя. Исходя из веса каждого продукта рассчитывается его цена, а потом соответственно - общая цена.

Пища в пешеходных, лыжных походах, как правило, готовится на кострах. Умение обращаться с огнем, топором, пилой отраба­тывается в походах выходного дня.4

На проведение любого туристского мероприятия необходимо оформить документы. Прежде всего, руководитель и его заместитель назначаются администрацией учреждения, проводящего путешествие. Руководителями могут быть учителя, воспитатели, работники учреждений дополнительного образования, детских секторов профсоюзных клубов, Домов и Дворцов творчества, инструкторы и кружководы, занимающиеся с детьми в клубах и других учреждениях, а также учащиеся старших курсов педагогических училищ, студенты вузов, достигшие восемнадцатилетнего возраста.

Руководитель путешествия по маршруту I категории сложности должен иметь туристский опыт руководства походами выходного дня, а руководитель путешествия по маршрутам II-IV категорий сложности - опыт руководства путешествием на одну категорию ниже и опыт участия в путешествии той же категории сложности по данному виду туризма. Руководитель несет ответственность за подготовку группы к путешествию и безаварийное прохождение маршрута, за жизнь и здоровье участников. Он обязан следить за строгим соблюдением дисциплины участниками туристской группы, принимать все необходимые меры, обеспечивающие безопасность прохождения маршрута, строго придерживаться требований указанной Инструкции.

Помощниками руководителя при проведении походов от 1 до 3 дней могут быть учащиеся 9-11 классов, имеющие опыт участия в многодневном походе.

В приказе кроме этого определяется численный состав группы, сроки проведения путешествия, маршрут. В этом же приказе на руководителя и его заместителя возлагается ответственность за жизнь и здоровье детей и безопасность проведения мероприятия, за выполнение его плана, содержание оздоровительной, воспитательной и познавательной работы, правил пожарной безопасности, охраны природы, памятников истории и культуры. При совершении похода выходного дня, экскурсии руководителю группы выдается маршрутный лист установленного образца, заверенный подписью руководителя и печатью учреждения.

При совершении категорийного маршрута (а также походов I-III степени сложности в межсезонье) руководитель группы представляет заявочные документы в маршрутно-квалификационную комиссию (МКК), полномочную рассматривать маршрут данной категории сложности. МКК - экспертный общественный орган, создается с целью оказания квалифицированной помощи руководителям туристских групп по подготовке походов. Члены МКК - опытные туристы - проверяют знание руководителем района похода, маршрута и его опасных участков, способов их преодоления, вариантов аварийного выхода в случае непредвиденных обстоятельств. Они оценивают соответствие заявленного снаряжения степени сложности маршрута. По итогам собеседования с руководителем группы члены МКК дают положительное заключение, высказывают рекомендации, направленные на более тщательную подготовку или высказываются за запрещение выхода группы на заявленный маршрут. Группе может быть назначен смотр готовности для того, чтобы на местности убедиться в достаточной подготовке всех членов группы к прохождению данного маршрута. Все это проводится с одной целью - максимально повысить безопасность проведения похода.

Заявочная книжка на совершение путешествия по маршрутам I—III категорий сложности представляется в МКК не менее чем за месяц до начала путешествия.

При положительном решении МКК выдает руководителю группы пронумерованный зарегистрированный бланк маршрутной книжки; вносит (в случае необходимости) в маршрутную и заявочную книжки особые указания группе; определяет и указывает в книжке соответствующую поисково-спасательную службу (ПСС), где группа должна зарегистрироваться перед выходом на маршрут. Далее маршрутная книжка подписывается директором образовательного учреждения или его заместителем, заверяется печатью и выдается руководителю группы. При проведении путешествий II—IV категорий сложности не позднее чем за 10 дней до выезда группы к месту начала маршрута руководитель сообщает поисково-спасательной службе, на территории которой будет проходить путешествие, маршрут, сроки проведения путешествия, контрольные пункты, количество участников группы.

Заявочные документы группы участников похода рассматриваются МКК при органах образования, а при отсутствии у них соответствующих полномочий — МКК федерации туризма (клубов туристов).5

Кроме того, в период подготовки похода все члены группы проходят медицинский контроль; производится расчет, закупка и фасовка продуктов питания.

В туристских спортивных походах, особенно сложных, группе приходится преодолевать участки с повышенным уровнем опасности. Полностью исключить из туризма возможность несчастных случаев нельзя, как нельзя исключить вероятность стихийных бедствий, непредвиденных обстоятельств. Поэтому на всех стадиях подготовки и проверки группы необходимо прикладывать максимум усилий, чтобы несчастные случаи свести к нулю.

Но даже самые активные мероприятия по профилактике аварийности все же не могут быть гарантией полной безопасности. В тот момент, когда группа лицом к лицу столкнется с неожиданной опасностью, ей самостоятельно придется быстро и безошибочно оценивать ситуацию, принимать единственно правильное решение. А чтобы такие неожиданные опасности в походе не возникали, нужно не только правильно планировать маршрут, но и разумно его проходить.

В первые дни похода нельзя делать длинные переходы и преодолевать сложные участки, требующие большого физического напряжения (например, перевалы в гоpax, пороги на реках). Не следует оставлять их и на конец маршрута, когда появляются признаки усталости, снижаются внимание и реакция.

На высоте очень часто возникают и молниеносно прогрессируют простудные заболевания, появляется горная болезнь (головная боль, сонливость, апатия, заторможенность). Всему этому должна быть противопоставлена высотная акклиматизация. Она включает в себя как высотный опыт, приобретенный в предыдущих походах, так и определенную последовательность высот на данном маршруте, исключающую неподготовленный выход на максимальные высоты.

Сложные участки маршрута, особенно те, которые недостаточно хорошо просматриваются с подходов или имеют несколько вариантов пути, нужно обязательно проходить с предварительной разведкой. Часть группы без груза с необходимым снаряжением должна выйти для детального осмотра, а иногда и для обработки пути. В лыжных и горных походах наиболее опасными являются участки склонов в районе перевалов, где возможны сходы лавин.

Необходимо помнить, что склон менее лавиноопасен рано утром и в первой половине дня, когда снежные массы схвачены морозом. Подъем и спуск по крутым снежным склонам лучше проводить по линии падения воды, надо избегать подрезания склона поперечными следами. Лагерь перед прохождением перевала желательно разбивать как можно выше. На перевал поднимаются к 8—9 часам утра, чтобы было достаточно времени для спуска. Опасность спуска во второй половине дня возрастает из-за усталости группы, вероятного ухудшения погоды и состояния склонов. Еще при разработке маршрута рекомендуется выбирать для подъема более трудную сторону перевала, а для спуска более легкую. При сравнительно нетрудном подъеме, раннем выходе и спуске по склонам северной экспозиции можно проходить перевал со спуском в тот же день. При позднем выходе, длинном и трудном подъеме и спуске по южным и западным склонам целесообразно заночевать на перевале. Для сокращения времени перехода через сложный перевал необходимо выделить наиболее опытных и сильных участников для обработки пути (навешивание перил, рубка ступеней и т. п.) до подхода всей группы или сделать это накануне во время разведки. По покрытым снегом ледникам лучше передвигаться рано утром или даже ночью. Днем двигаться по ним чрезвычайно затруднительно: снег проминается, снежные мосты над трещинами становятся ненадежными.

При сплаве по рекам обеспечение безопасности прохождения препятствий обязательно должно начинаться с разведки. При этом необходимо просмотреть не только весь сложный участок, но и разведать все, что находится ниже предполагаемой зоны причаливания. В процессе разведки определяются места и способы страховки, действия экипажей судов и страхующих в аварийной ситуации.6

Одна из наиболее распространенных причин несчастных случаев в походах — пренебрежение страховкой. Группа обязана надежно ее организовать во всех случаях, когда возможность самостраховки, самозадержания, например, при срыве, вызывает сомнение.

В водных походах, даже если известно, что другие группы проходили данный порог и детально разведали его, группа обязана на всех опасных местах обеспечить страховку тем или иным способом. Наиболее предпочтительны активные способы (другим судном). В отличие от пассивных (бросательные концы веревок, «кораблик» и принудительное причаливание) они позволяют забрать терпящего бедствие человека, который уже не может действовать в воде самостоятельно. Если по каким-то причинам группа не может организовать страховку, то она обязана отказаться от прохождения порога.

Переправы через реки лучше всего организовывать рано утром при малой воде и желательно там, где они разветвляются на несколько рукавов, текут более спокойно, что облегчает выбор безопасного брода. Организация навесной переправы, особенно в горах, вряд ли целесообразна. Эта трудоемкая операция займет то время, которого хватит на подход к верховьям ущелья, с тем, чтобы перейти на другой берег по морене или леднику.

Привалы и ночлеги следует устраивать в местах безопасных, по возможности защищенных от ветра. Иногда приходится жертвовать комфортом и разбивать лагерь в месте неудобном, но зато защищенном от возможных лавин, камнепадов, затопления водой. Четкая организация бивачных работ и добросовестное выполнение каждым участником своих обязанностей позволяют высвободить больше времени для отдыха, восстановления сил.

Логичное завершение похода — отчет о нем. Он нужен в первую очередь для того, чтобы подвести итоги, подтвердить прохождение группой заявленного маршрута. На основании отчета (письменного или устного) определяется правильность действий и решений группы во время похода, решается вопрос о зачете похода и выдаче справок о нем. Эти справки о туристском опыте нужны для допуска к участию в более сложном походе и при оформлении спортивного разряда или звания. А главное, для чего делается отчет, — это обязанность дать максимум информации для других туристских групп, которые захотят пойти по тому же или сходному с ним маршруту.

Подробные рекомендации по подготовке отчетов изложены в официальных Указаниях по составлению отчетов о самодеятельных туристских путешествиях. В соответствии с ними письменный отчет представляется обязательно о походах IV категории сложности и выше. Это вовсе не означает, что о походах I—III категорий сложности всегда достаточен устный отчет. Письменные отчеты о таких походах просто необходимы в туристских секциях коллективов физкультуры, в библиотеках туристских клубов небольших городов, где недостает сведений о всех туристских районах.

Отчет не должен быть слишком объемным. Текст может составлять 20— 30 страниц, рекомендуемое количество фотографий — 15—20 штук. Ряд рекомендуемых разделов, если в них нет надобности, могут в отчете отсутствовать. Не нужно загромождать отчет малозначительными подробностями, бытовыми деталями. Требуется сжатое техническое описание маршрута похода, в основном наиболее сложных участков. При этом сначала следует рассказать, как проходила эти участки сама группа, какие меры безопасности, способы страховки применялись, и уж потом давать рекомендации на будущее.

Отчет о походе предъявляется маршрутно-квалификационной комиссии, которая рассматривала заявочные документы на совершение похода, давала по ним заключение и оформляла маршрутную книжку.

Получив в МКК справку о зачете похода, можно оформить очередной спортивный разряд по туризму.

В спортивных походах, особенно высших категорий сложности, туристы соревнуются не между собой, побеждают не себе подобных, а естественные препятствия, проявляя при этом высокую физическую и техническую подготовку, тактическую зрелость. Всероссийские, областные и другие чемпионаты выявляют не какие-то особые спортивные достижения, а лучшие походы года, где на первом плане – грамотно построенный и отлично выполненный маршрут путешествия.

Приложение 1
Инструкция по организации и проведению туристских походов, экспедиций экскурсий (путешествий) с учащимися общеобразовательных школ, воспитанниками детских домов и школ-интернатов, студентами педагогических и профессиональных училищ Российской Федерации (выдержки)

Приложение 1

к приказу

Министерства образования

Российской Федерации

от 13 июля 1992 г. № 293

1. Общие положения

1.1. Настоящая Инструкция определяет порядок проведения туристских походов, экспедиций и экскурсий (путешествий) учащихся общеобразовательных школ и профессиональных училищ, воспитанников детских домов и школ-интернатов, студентов педагогических училищ Российской Федерации.

1.2. Туристские походы, экспедиции, экскурсии (путешествия) являются важной формой гуманистического, патриотического, интернационального воспитания, расширения знаний, оздоровления и физического развития детей и молодежи. В путешествиях юные туристы изучают родной край, страну – Российскую Федерацию; ведут работу по охране природы, памятников истории и культуры; выполняют задания учебно-воспитательных учреждений, научных и других учреждений и организаций.

2. Обязанности учреждения, проводящего туристский поход, экспедицию, экскурсию (путешествие)

2.1. Администрация учреждения, проводящего путешествие, обязана оказать содействие руководителям групп в организации и проведении путешествия и выдать соответствующие документы, заверенные печатью проводящего путешествие учреждения. Финансирование путешествий осуществляется в соответствии с нормативными документами Министерства образования Российской Федерации и других организаций, проводящих эти мероприятия в соответствии с утвержденными планами.

2.2. Администрация учреждения, проводящего путешествие, а также члены маршрутно-квалификационных комиссий (МКК), давшие положительное заключение о возможности совершения группой заявленного путешествия, не несут ответственность за происшествия, которые явились следствием неправильных действий руководителя и участников путешествия.

2.3. Для проведения многодневных, дальних экскурсий с ночлегом в населенном пункте обязательным условием должно быть письменное согласие учреждения, организации, принимающей группу, или путевка экскурсионной организации.

2.4. Участники туристских походов с оформленными маршрутными документами пользуются правом на размещение и обслуживание в туристских гостиницах, базах и кемпингах при наличии свободных мест. Имея разрешение соответствующих организаций, они пользуются правом на посещение заповедников, заказников и других территорий с ограниченным режимом посещения.

2.5. В случае нарушения группой на маршруте контрольных сроков оповещения администрация учреждения, проводящего путешествие, обязана незамедлительно связаться с территориальными органами образования, контрольно-спасательной службой (КСС) или отрядом (КСО), туристскими организациями для выяснения местонахождения группы и оказания ей необходимой помощи.

3. Требования к руководителям, заместителям (помощникам) руководителей и участникам групп туристских походов, экспедиций и экскурсий (путешествий)

3.1. Группы для проведения путешествий формируются из учащихся (воспитанников, студентов), объединенных на добровольных началах общими интересами на основе совместной учебы, занятий в кружках и секциях, трудовой деятельности, места жительства, обладающих необходимым опытом и осуществивших подготовку запланированного путешествия.

3.2. Основные требования к участникам, руководителям, заместителям (помощникам) руководителей некатегорийных походов, экспедиций, многодневных, дальних (за пределы своего района, города) экскурсий.

Примечания. Количественный состав экскурсионной группы может определяться туристско-экскурсионной организацией, проводящей плановые экскурсионные маршруты, и количеством сидячих мест в автобусе. Возраст участников в экскурсии за пределы своего населенного пункта определяется администрацией учреждения, проводящей экскурсию, исходя из педагогической целесообразности.

3.3. К руководителям, заместителям руководителей и участникам экспедиций с активным способом передвижения предъявляются те же требования, что и к руководителям, заместителям руководителей и участникам туристских походов в соответствии со степенью (категорией) сложности активных участков маршрута.

3.6. К участию в пешеходных походах I к.с. допускаются лица не моложе 12 лет, II к.с. – 14 лет, III к.с. – 15 лет. Для учащихся (воспитанников, студентов), получивших теоретическую и практическую подготовку в течение не менее 1-го года занятий в туристско-краеведческих кружках, секциях, клубах, возрастной ценз для участия в степенных и I – III к.с. походах по родному краю при наличии медицинского допуска может быть снижен на один год.

3.7. В походах III – IV к.с. одну треть членов группы могут составлять туристы с опытом участия в походах на две категории сложности ниже, в походах I к.с. и II к.с. – с опытом участия в некатегорийных походах.

3.8. В пеших походах одну треть членов группы могут составлять туристы с опытом участия в горных и лыжных походах категории сложности ниже планируемого похода.

3.9. В лыжных походах одну треть членов группы могут составлять туристы с опытом участия в пешеходных и горных походах ниже не менее, чем на одну категорию сложности и выше планируемого похода.

3.11. Руководители водных походов должны иметь опыт участия и руководства походами на тех же видах судов.

3.12. Участники водных походов I – III к.с. должны иметь соответствующий опыт походов на любом виде судов, а начиная с IV к.с. – на том же виде судов или на байдарках.

3.13. Участники и руководители комбинированного похода, включающего участки маршрута по различным видам туризма, должны иметь соответствующий опыт прохождения таких участков.

3.14. Участники и руководители некатегорийных походов, включающих элементы походов I – IV к.с., а также категорийных походов, включающих элементы походов более высоких категорий сложности, должны соответствовать требованиям, предъявляемым к участникам и руководителям походов тех категорий сложности, элементы которых включены в данный поход.

3.16. К участию в горизонтальных необводненных пещерах спелеопоходов I к.с. допускаются лица с 14 лет; в вертикальных пещерах – с 15 лет; в горизонтальных пещерах II категории сложности – с 15 лет; в вертикальных II к.с. – с 16 лет; в горизонтальных пещерах III к.с. – с 16 лет.

Прохождение с учащимися (воспитанниками, студентами) пещер, в которых предусматривается применение аппаратуры автономного дыхания, запрещается.

4. Обязанности и права руководителя и заместителя руководителя путешествия

4.1. Руководитель и заместитель руководителя путешествия назначаются администрацией учреждения, проводящего путешествие.

4.2. Руководитель и его заместитель, а также старший руководитель несут ответственность за жизнь, здоровье детей и безопасное проведение похода, экспедиции, экскурсии, за выполнение плана мероприятий, содержание оздоровительной, воспитательной и познавательной работы, правил пожарной безопасности, охраны природы, памятников истории и культуры.

4.4. Руководитель обязан:

до начала похода:

- обеспечить комплектование группы с учетом интересов, туристской квалификации, физической и технической подготовленности учащихся (воспитанников, студентов);

- организовать всестороннюю подготовку участников похода, проверить наличие необходимых знаний и навыков, обеспечивающих безопасность, умение плавать, оказывать доврачебную помощь;

- организовать подготовку и подбор необходимого снаряжения и продуктов питания, выявить возможность пополнения запасов продуктов на маршруте; составить смету расходов; подготовить маршрутные документы (маршрутную книжку или маршрутный лист, удостоверение) и приказ на проведение путешествия;

совместно с участниками:

- ознакомиться с районом похода по отчетам других групп, получить консультацию на станции (центре) юных туристов, в маршрутно-квалификационной комиссии, у опытных туристов и краеведов;

- подготовить картографический материал, разработать маршрут и график похода, план краеведческой, общественно-полезной работы и других мероприятий, проводимых группой на маршруте; наметить контрольные пункты и сроки;

- ознакомиться с условиями погоды в районе предстоящего похода; изучить сложные участки маршрута и наметить способы их преодоления; в походе:

- строго соблюдать утвержденный маршрут;

- принимать необходимые меры, направленные на обеспечение безопасности участников похода, вплоть до изменения маршрута или прекращения похода в связи с возникшими опасными природными явлениями и другими обстоятельствами, а также в случае необходимости оказания помощи пострадавшему;

- принять срочные меры по доставке травмированных или заболевших участников похода в ближайшее медицинское учреждение;

- сообщить о происшедшем несчастном случае в ближайшие контрольно-спасательную службу (КСС) или контрольно-спасательный отряд (КСО), в учреждение, проводящее поход и маршрутно-квалификационную комиссию (МКК), выпустившую на маршрут группу, местные органы образования;

- назначать в случае временного разделения группы в аварийной ситуации с целью разведки, забросок продуктов, снаряжения, выполнения краеведческих заданий и т.д., но не более чем на 8 часов, в каждой подгруппе (в водных походах – на каждом судне) своих заместителей (помощников) из наиболее подготовленных участников. Состав подгруппы должен быть не менее четырех человек, в том числе одного взрослого;

- организовать в случае необходимости оперативную помощь другой туристской группе, находящейся в данном районе;

- информировать гидрометеорологические станции, встречающиеся на маршруте, местные органы власти о сходе снежных лавин, селевых потоках, оползнях, подвижках ледников и других опасных природных явлениях, наблюдаемых на пути следования группы;

- делать отметки в маршрутной книжке о прохождении маршрута.

5. Обязанности и права участников похода, экспедиции, экскурсии (путешествия)

5.1. Участник путешествия обязан:

- активно участвовать в подготовке, проведении путешествия и составлении отчета;

- строжайше выполнять дисциплину, а также возложенные на него собранием группы поручения;

- своевременно и качественно выполнять указания руководителя и его заместителя (помощника);

- осмотр во врачебно-физкультурном диспансере или других медицинских учреждениях, у врача учебно-воспитательного учреждения;

- знать и неукоснительно соблюдать правила пожарной безопасности, правила безопасности в походах, в т.ч. на воде, обращения с взрывоопасными предметами, способы предупреждения травматизма и оказания доврачебной помощи;

- бережно относиться к природе, памятникам истории и культуры;

- своевременно информировать руководителя или его заместителя (помощника) путешествия об ухудшении состояния здоровья или травмировании.

5.2. Участник путешествия имеет право:

- пользоваться туристским снаряжением и спортивными сооружениями учреждения, проводящего путешествие;

- участвовать в выборе и разработке маршрута;

- после окончания путешествия обсудить на собрании группы действия любого из участников, обращаться в учреждение, проводящее поход, и в туристские организации.

6. Ответственность руководителя, заместителя руководителя и участников туристско-спортивных походов

6.1. За нарушение настоящей Инструкции, но не повлекшее за собой ответственность, установленную действующим законодательством, учреждение, проводящее поход, может обратиться в туристские организации для принятия следующих мер воздействия:

- не засчитывать для выполнения нормативов спортивных разрядов участие, руководство в совершаемом походе;

- аннулировать зачет всех или определенного числа ранее совершенных походов;

- частично или полностью дисквалифицировать – лишить спортивных разрядов и званий;

- запретить участвовать, руководить походами определенной категории (степени) сложности на установленный срок;

- вывести из состава общественных туристских органов
  1   2

Похожие:

Мбоу дод дюсш «Старт» Г. Нарьян-Мар Подготовка, организация и проведение туристского похода со школьниками icon 4. Организация туристского похода или путешествия
...
Мбоу дод дюсш «Старт» Г. Нарьян-Мар Подготовка, организация и проведение туристского похода со школьниками icon Руководство соревнованиями осуществляется Комитетом по физической...
Непосредственное проведение соревнований возлагается на маоу дод «дюсш «Ника» г. Перми
Мбоу дод дюсш «Старт» Г. Нарьян-Мар Подготовка, организация и проведение туристского похода со школьниками icon «Утверждаю» Директор мбоу дод дюсш «ск «Вымпел»
К занятиям хоккеем допускаются обучающиеся дюсш, прошедшие инструктаж по охране труда, медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний...
Мбоу дод дюсш «Старт» Г. Нарьян-Мар Подготовка, организация и проведение туристского похода со школьниками icon «Утверждаю» Директор мбоу дод дюсш «ск «Вымпел»
К занятиям гимнастикой допускаются обучающиеся дюсш, прошедшие инструктаж по охране труда, медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний...
Мбоу дод дюсш «Старт» Г. Нарьян-Мар Подготовка, организация и проведение туристского похода со школьниками icon Техническое задание на выполнения работ по капитальному ремонту общего...
Многоквартирный дом расположенный по адресу Ненецкий автономный округ, г. Нарьян-Мар, ул. Первомайская, д. №17, корп. А
Мбоу дод дюсш «Старт» Г. Нарьян-Мар Подготовка, организация и проведение туристского похода со школьниками icon Положени е о проведении Гонки закрытия сезона 2017 г среди крейсерских яхт
Севера, повышения спортивного мастерства яхтсменов Беломорья, «оморячивания» воспитанников детских парусных секций мбоу дод дюсш...
Мбоу дод дюсш «Старт» Г. Нарьян-Мар Подготовка, организация и проведение туристского похода со школьниками icon Положение о внебюджетной деятельности мбоу дод дюсш "Орион"
Начальник управления по физической культуре и массовому спорту Администрации города Рязани
Мбоу дод дюсш «Старт» Г. Нарьян-Мар Подготовка, организация и проведение туристского похода со школьниками icon «Центр детского творчества Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан»
Закона рт «Об образовании», Трудового кодекса рф, Типового положения об общеобразовательном учреждении, Устава мбоу дод «цдт змр...
Мбоу дод дюсш «Старт» Г. Нарьян-Мар Подготовка, организация и проведение туристского похода со школьниками icon Мбоу дод «МШ№1» нмр рт 2014 г. Введено в действие приказом директора мбоу дод
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Мбоу дод дюсш «Старт» Г. Нарьян-Мар Подготовка, организация и проведение туристского похода со школьниками icon Иркутская область муниципальное учреждение «контрольно-счетная палата...
Мбоу дод дюсш по вопросу распоряжения муниципальным имуществом в рамках деятельности бюджетного учреждения за 2013 год и 1 квартал...
Мбоу дод дюсш «Старт» Г. Нарьян-Мар Подготовка, организация и проведение туристского похода со школьниками icon Иркутская область муниципальное учреждение «контрольно-счетная палата...
Мбоу дод дюсш по вопросу распоряжения муниципальным имуществом в рамках деятельности бюджетного учреждения за 2013 год и 1 квартал...
Мбоу дод дюсш «Старт» Г. Нарьян-Мар Подготовка, организация и проведение туристского похода со школьниками icon Публичный отчет мбоу дод дюсш№7 городского округа Самара
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Детско-юношеская спортивная школа №7 городского...
Мбоу дод дюсш «Старт» Г. Нарьян-Мар Подготовка, организация и проведение туристского похода со школьниками icon Отчет о результатах самообследования деятельности мбоу дод дши им. А. С. Голубкиной
Директор Педагогическим Советом мбоу дод дши им А. С. Голубкиной Протокол №5 от 05. 06. 2015
Мбоу дод дюсш «Старт» Г. Нарьян-Мар Подготовка, организация и проведение туристского похода со школьниками icon Набор аптечки для похода выходного дня, большого похода
Перед началом похода, человек, отвечающий за аптечку, должен узнать у каждого о его заболеваниях, хронических, когда то перенесенных,...
Мбоу дод дюсш «Старт» Г. Нарьян-Мар Подготовка, организация и проведение туристского похода со школьниками icon Генеральный план муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар»
Планируемые для размещения объекты местного значения муниципального образования 10
Мбоу дод дюсш «Старт» Г. Нарьян-Мар Подготовка, организация и проведение туристского похода со школьниками icon Конкурсная документация на выполнение работ по разработке рабочего...
Требования к наличию и содержанию документов, входящих в состав заявки на участие в конкурсе

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск